Энциклопедический словарь

ТЕРТУЛЛИАН

Тертуллиан (Квинт-Септимий-Флоренс) — знаменитый богослов; род. в Карфагене ок. 160 г.; получил юридическое образование и считался отличным юристом. Когда принял христианство и под влиянием каких мотивов — неизвестно, но к нему, вероятно, вполне применимо его же изречение: fiunt non nascuntur christiani, что явствует из его сочинения "De cultu feminarum". Был пресвитером, вероятно, в Карфагене; в полном расцвете сил уклонился от католичества и впал в монтанизм (около 202 г.), которому оставался верен до конца жизни. Монтанизм как нельзя более соответствовал его страстному характеру и строгому образу мыслей. Умер в глубокой старости; год смерти неизвестен. Деятельность его совпала с правлением Септимия Севера и Каракаллы. Скудные биографические сведения о нем находятся в его сочинениях, а также у Иеронима и Евсевия. Сочинения Т. чрезвычайно важны для истории церкви и интересны в философском отношении. Они издавались несколько раз, напр., в Париже в 1616 г. (J. Pamelii), там же в 1634 г. (Rigolti), в Галле в 1770 г. (Semler), в Лейпциге в 1852—54 гг. (Oehler). Некоторые ученые (Monceaux, "Les Africains", П., 1892; Boissier, "L‘Afrique romaine", П., 1895; Гере, "Борьба за единство веры в IV в.", "Вестник Европы", 1901, № 1) объясняют страстность африканских писателей и особенности их стиля свойствами жителей (берберов), воспринявших чуждую им культуру — сначала семитическую (финикийскую), потом римскую и отчасти греческую. Т. — типичный христианский писатель начала III-го века на африканской почве. Множество бытовых черт, рассеянных в сочинениях Т., делают их незаменимыми для историка культуры. Т. представляет характерный пример латинского, западного католического писателя, занятого по преимуществу вопросами практическими в отличие от спекулятивного направления восточных христианских писателей. Любопытен контраст между Т. и его современником Оригеном. Последний воплотил в себе христианский идеализм, первый старается последовательно провести материализм, насколько он соединим с христианством. Ориген стоит за мистическое понимание христианства, за аллегорическое толкование Св. Писания; Т. старается буквально понимать тексты. Оригена интересуют по преимуществу вопросы умозрительные, Т. — вопросы дисциплины, христианской жизни. Ориген имеет некоторый наклон в сторону гностицизма; Т. увлекся монтанизмом — прямою противоположностью гностицизма. Т. человек обширного образования, писавший и на греч. языке (греч. сочин. утрачены). Тон его сочинений почти всегда резкий, страстный, полемический; противников своих он не щадит, нередко прибегает к инсинуациям, к софистическим оборотам мысли. Стиль вполне соответствует оригинальному характеру автора: неестественный, приподнятый, часто неправильный язык, трудный для понимания, но в то же время богатый сравнениями и антитезами; мысль часто выражена настолько кратко и метко, что становится поговоркою. Т. — прямой предшественник бл. Августина, один из основателей западного латинского богословия; им впервые подняты и разрешены некоторые догматические вопросы. Не все сочинения Т. дошли до нас; в сочинениях его и у Иеронима имеются упоминания о несохранившихся его произведениях: "De spe idelium", "De paradiso", "Adversus Apelleiacos", "De censu animae adversus Hermogenem", "De fato", "De ecstasi lib. VII" и др. К произведениям Т. относят и такие, которые, по всей вероятности, ему не принадлежат, напр. "De execrandis gentium diis". Все произведения Т. хронологически могут быть разделены на два периода: католические и монтанистические; по содержанию в том и другом периоде можно различать 3 группы — сочинения охристианской жизни,апологетическиеидогматические.К некоторым вопросам Т. возвращается, и это дает возможность определить изменение его взглядов. При всей оригинальности Т., ему иногда приходится повторять то, что было уже сказано Минуцием Феликсом и Юстином: это неизбежно при общности темы всех апологетов. Признаки, по которым можно отнести сочинения Т. к периоду монтанизма, заключаются в упоминании пророчеств Монтана, Максимилы и Присциллы, ссылках на Параклит (Св. Дух), особом значении, признаваемом за постом, осуждении второго брака и бегства во время преследований за веру, строгом отношении к вероотступникам (lapsi), жаждущим быть принятыми вновь в христианскую общину, и, наконец, нападках на психиков (т. е. католиков). Строгое разграничение сочинений по указанным группам не всегда возможно, ибо некоторые сочинения, написанные в период монтанизма, имеют своей задачей борьбу с гностицизмом и не заключают в себе ничего специфически монтанистического. К первому периоду относятся сочинения Т., касающиеся внутренней христианской жизни, как то: о молитве ("De огаtione"), крещении ("De baptismo"), покаянии ("De poenitentia") и терпении ("De patientia") — добродетели, которою сам Т. не обладал. В них мы встречаемся с первой попыткой комментирования Молитвы Господней. Смысл ее Т. видит в духовной жертве, явившейся в отмену языческого жертвоприношения. Любопытны указания на обычаи первых христиан, в коих ясно видны черты языческие и еврейские. Сочинение о крещении написано против ереси Гаяна, отрицавшего необходимость крещения. Т. смотрит на крещение как на своего рода магическое действие и воде приписывает особую роль как в мирообразовании, так и в особенности при крещении. Внешней христианской дисциплины касаются сочинения Т. о зрелищах ("De spectaculis") и об идолопоклонстве ("De idolatria"). Здесь Т. старается определить отношения христианина к язычникам. Идолопоклонство — величайший грех. Христианам запрещается заниматься искусствами и ремеслами, служащими для украшения идолов, запрещается занятие астрологией, так как она демонического происхождения; христиане не должны воспитывать детей в языческих школах, не должны принимать участия в языческих праздниках, занимать должностей в языческом государстве и т. д. Одно из важнейших сочинений Т. — его апологетический трактат "Liber apologeticus", в котором он ведет весьма искусно защиту христианства. Он доказывает, что преследование христиан со стороны государства не оправдывается законами самого государства, причем ссылается на известное письмо императора Траяна к Плинию, запрещающее розыск христиан. Возводимые на христиан обвинения в тайных преступлениях ни на чем не основаны; язычники, преследующие христиан за непочитание богов, в своих богов более не верят. Истинная сущность языческой религии — демонизм, т. е. прямая противоположность веры в божественное начало. Прямое доказательство истинности христианства заключается в нравственном возрождении людей, принявших христианство. Мнение, распространенное среди язычников, что все несчастия в истории объясняются ролью христиан — ложно. В сочинении "De testimonio animae" Т. требует свободы совести и свободы церковной. Он утверждает, что христианство не имеет политического характера и потому не может быть рассматриваемо как антиправительственная секта. В заключение Т. рассматривает христианское учение по сравнению с языческой философией; справедливая оценка христианской морали чередуется с суровыми приговорами над языческой философией, созданной демонами и не давшей никакого познания; если в языческой философии и встречаются проблески истины, то они заимствованы из Св. Писания. Эти суждения не отличаются от того, что говорили Татиан и др. апологеты. К первому же периоду деятельности Т. относятся сочинения об украшениях женщин, о втором браке. Вопрос о смешанных браках и о втором браке должен был по необходимости занимать первых христианских писателей — и Т. к нему возвращается в сочинении, написанном позднее. Видное место в деятельности Т. занимают сочинения против еретиков: в трактате "De praescriptione haeretic o rum" он ересь рассматривает как зло, допущенное Богом и проистекающее по преимуществу из философии. Всякая ересь есть новшество, которое не может быть обосновано учением апостольским. Ко второму периоду творчества Т. относятся: "De corona militis", "Ad Scapulam", "De fuga in persec utione", "Scorpiace", "De pallio", "De virginibus velandis", "De exhortatione castitatis", "De jejunio adversus psychicos", "De monogamia", "De pu dicitia", "Adversus Hermogenem", "Adversus" Valentinianos", пять книг "Adversus Marcionem", "Adversus Praxeam", "De anima", "De carne Christi", "De resurrectione carnis". Характерный принцип монтанизма заключался в признании, что откровение Спасителя и апостолов еще не закончено, а завершается последовательно благодаря воздействию Св. Духа. В сочинениях, трактующих об отношениях христиан к язычникам, Т. тщательно старается об устранении всего языческого. Напр., он защищает (в сочинении "De corona militis") солдата-христианина, отказавшегося возложить на свою голову венок. Он порицает христиан, старающихся бегством спастись от мученичества, требует, ссылаясь на Писание, природу и церковную дисциплину, чтобы христианские девушки носили бы не только на улицах, но и в церкви покрывало, запрещает вступление во второй брак, требует поста, ставшего необходимым вследствие того, что Адам вкусил запретного плода, но полезного и как средство предохраняющее от гнева Божия. В трактате о стыдливости ("De p u dicitia") Т. устанавливает 7 смертных грехов (d e licta ad mortem: убийство, идолопоклонство, обман, вероотступничество, богохульство, прелюбодеяние и разврат). Только грехи, совершенные до крещения, могут быть церковью прощены; после крещения церковь может прощать лишь легкие грехи (remiss i bilia), но не смертные (non remissibilia); первые заслуживают наказания, вторые — вечного осуждения; лишь божественное милосердие может дать прощение смертного греха. И мученики за веру не могут отпускать смертных грехов. Сочинения Т. против ереси Гермогена, Валентина и Маркиона имеют большое значение для истории церкви и ересей. Т. любит настаивать на противоположности нравственности и чувственности, божестве нового откровения и человеческого разума. Учение Христа сделало излишней любознательность; Евангелие уничтожило необходимость в науке. Христианин не должен спрашивать и искать большего, чем то, что разрешено апостолам. Всякий христианин-ремесленник нашел Бога, в то время как Платон утверждает, что трудно найти строителя мира. Противоположность веры и знания выразилась в знаменитой формуле Т.: credo quia absurdum est. Из древних писателей только стоики, в особенности Сенека, нравятся Т. Причина этой симпатии понятна; в мышлении Т. мы встречаемся с попыткой соединить такие же противоположности, какие соединяли стоики, т. е. супранатуралистические тенденции с крайним материализмом. В этике у Тертуллиана тенденции дуалистические, в теории познания — сенсуалистические, в психологии — материалистические. Чувства не обманывают, все существующее — телесно; даже Бог, сотворивший из ничего материю, имеет тело; бессмертная душа точно так же телесна. Nihil est incorporale nisi quod non est. Если б душа не была телесной, она не могла бы влиять на тело. Душа ребенка переходит от отца через семя. Таким образом, Т. является представителемтрадуцианизмав противоположность креатианизму (творению души) и теории Платона о предсуществовании. Все души людей суть отпрыски души Адама. Качества души наследственны, чем и объясняется первородный грех. Бог един, вечен, свободен; Св. Дух произошел из Бога, как луч солнца из солнца. Бог первее Сына, но не по времени, ибо время возникло лишь вместе с миром. Мир не вечен, а сотворен Богом из ничего.Литература.Er. Bö hringer, "Die alte Kirche" (III т., 2 ч., Штутгарт, 1873); Schanz, "Geschichte der rö mischen Litteratur" (Мюнхен, 1896, III ч.); "Тертуллиан и его сочинения" (СПб., 1842); К. Попов, "Тертуллиан, его теория христианского знания и основные начала его богословия" (Киев, 1880); Николай Штернов, "Тертуллиан, пресвитер карфагенский" (Курск, 1889).Э. Р.


  1. тертуллианок. после христ. апологет автор многочисл. соч. по вопросам философии теологии церк. организации практич. этики праву. Защищал мировоззренч. догматич. институц. и кон...Атеистический словарь II
  2. тертуллианTertullianus Квинт Септимий Флоренс ок. после христианский теолог и писатель. Подчеркивая пропасть между библейскимоткровением и греческой философией Тертуллиан утверж...Большой энциклопедический словарь II
  3. тертуллианКвинт Септимий Флоренс ок. христ. писатель. Родился в Карфагене в языч. семье. Получив образование был адвокатом в Риме. В зрелом возрасте принял христ. возвратился в...Древний мир. Энциклопедический словарь
  4. тертуллианКвинт Септимий Флоренс ок. христ. писатель. Родился в Карфагене в языч. семье. Получив образование был адвокатом в Риме. В зрелом возрасте принял христ. возвратился в...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  5. тертуллианТЕРТУЛЛИАНstrongTertullianus Квинт Септимий Флоренс около после классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье сын центуриона получил юридичес...История философии II
  6. тертуллианТЕРТУЛЛИАН Tertullianus Квинт Септимий Флоренс ок. после классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье сын центуриона получил юридическое и р...Новейший философский словарь
  7. тертуллианTertullianus Квинт Септимий Флоренс ок. после классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье сын центуриона получил юридическое и риторическое...Новейший философский словарь II
  8. тертуллианTertullinus . римский юрист времен Папиниана составитель нескольких юридических сочинений отрывки из которых встречаются в пандектах . Q. Septimius Florens Tert. живший п...Реальный словарь классических древностей
  9. тертуллианКвинт Септимий Флоренс ок. после христианский теолог и писатель. Выступал с позиций религиозного аскетизма резко обличал аморализм и греховность своих современников пр...Сексологическая энциклопедия
  10. тертуллианКвинт Септимий Флоренс род. в ум. после в Карфагене писатель сын центуриона получил естественнонаучное риторич. и юридич. образование выступал как судейский оратор в Ри...Словарь античности
  11. тертуллианКвинт Септимий Флоренс Quintus Septimius Florens Tertullianus ок. после христ. теолог и писатель. Род. в Карфагене. Получил юридическое образование в Риме. Приняв хри...Советская историческая энциклопедия
  12. тертуллианТЕРТУЛЛИАН Tertullianus Квинт Сентимий Флоренс около после христианский теолог и писатель. Жил в основном в Карфагене. Подчеркивая пропасть между библейским откровение...Современная энциклопедия
  13. тертуллианТЕРТУЛЛИАН Tertullianus Квинт Септимий Флоренс ок . после христианский теолог и писатель. Подчеркивая пропасть между библейским откровением и греческой философией Терт...Современный энциклопедический словарь
  14. тертуллианTertullianca. . Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан один из ранних латинских отцов Церкви родился в языческой семье в Карфагене на территории современного Туниса. Он получи...Теологический энциклопедический словарь
  15. тертуллианпредставлял латинскую апологетику. Его труды Апологетика О душе О плоти Христа Против Маркиона. Он сделал многое для подготовки идеи триединства Бога первым заговорил о р...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  16. тертуллианок. после раннехристианский теолог и писатель креационистского направления. Подчеркивая пропасть между библейским откровением и греческой философией Тертуллиан утвержда...Философия политики - словарь персоналий
  17. тертуллианТЕРТУЛЛИАН Tertullianus Квинт Септимий Флоренс после основатель и один из крупнейших представителей лат. патристики. Получил риторическое и филос. образование в молод...Философская энциклопедия
  18. тертуллианКвинт Септимий Флоренс Quintus Septimius Florens Tertullianus ок. после христ. теолог и писатель. Родился в языч. семье рим. центуриона получил юридич. и риторич. обр...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  19. тертуллианКвинтСептимийФлоренс знаменитый богослов род. в Карфагене ок. г. получил юридическое образование и считался отличным юристом. Когда принял христианство и под влиянием к...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  20. тертуллианТертуллиан Квинт Септимий Флоренс Tertulianus Quintus Septimius Florens латинский христианский писатель ок. ок. гг. н. э. Родился в Карфагене сын римского центуриона. По...Энциклопедия античных писателей
  21. тертуллианТЕРТУЛЛИАН Tertullianus Квинт Септимий Флоренс около после классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье сын центуриона получил юридическое и...Энциклопедия История философии
  22. тертуллианТЕРТУЛЛИАНполное имя Квинт Септим Флорент Тертуллиан ок. христианский богослов родился в Карфагене ранее в семье центуриона. Успешно практиковал как юрист в Риме. Неизв...Энциклопедия Кольера II
  23. тертуллианТертуллиан Квинт Септимий Флоренс Quintus Septimius Florens Tertullianus ок. после христианский теолог и писатель. Родился в языческой семье римского центуриона получ...Энциклопедия культурологии