Энциклопедия культурологии

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
термин, функционирующий в лат.-амер. критике и культурологии на разл. смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в лат.-амер. лит-ре 20 в.; иногда трактуется в онтологич. ключе — как имманентная константа лат.-амер. худож. мышления.
Сама история термина отражает существенное свойство лат.-амер. культуры — поиск “своего” в “чужом”, т.е. заимствование, переиначение зап.-европ. моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности. Формулу “М.р.” впервые применил нем. искусствовед Ф. Ро в1925по отношению к авангардистской живописи. Она активно использовалась европ. критикой в30-егг., но позже исчезла из научного обихода. В Лат. Америке ее возродил в1948венесуэл. писатель и критик А. Услар-Пьетри для характеристики своеобразия креольской лит-ры. Наибольшее распространение термин получил в60-70-егг., в период т.н. “бума” лат.-амер. романа.
Понятие М.р. обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкр. кругу произв. лат.-амер. лит-ры 20 в., к-рые имеют ряд специфич. черт, принципиально отличающих их от европ. мифологизма и фантастики. Эти черты, ясно воплотившиеся в первых произв.М.р. — повести А. Карпентьера “Царство земное” и романе М.А. Астуриаса “Маисовые люди”(оба 1949), таковы: героями произв. М.р., как правило, являются индейцы либо негры; в качестве выразителей лат.-амер. самобытности они рассматриваются как существа, отличающиеся от европейца иным типом мышления и мировосприятия. Их дорациональное сознание и магич. мировидение делает весьма проблематичным, а то и невозможным их взаимопонимание с белым человеком; в героях М.р. личностное начало приглушено: они выступают как носители коллективного мифол. сознания, к-рое становится гл. объектом изображения и тем самым произв. М.р. обретает черты психол. прозы; писатель систематически заменяет свой взгляд цивилизованного человека взглядом примитивного человека и пытается высветить действительность через призму мифол. сознания; в рез-те изображаемая действительность подвергается разл. рода фантастич. аберрациям.
Поэтика и худож. принципы М.р. в немалой степени сложились под влиянием европ. авангардизма. Общий интерес к первобытному мышлению, магии, примитиву, охвативший зап.-европ. интеллектуально-худож. круги в 1-й трети 20 в., стимулировал интерес лат.-амер. писателей к индейцам и афроамериканцам. В лоне европ. культуры была создана и концепция принципиального отличия дорационалистич. мышления от цивилизованного. У авангардистов, гл. обр. сюрреалистов, лат.-амер. писатели заимствовали нек-рые принципы фантастич. преображения действительности. Вместе с тем в соответствии с логикой развития всей лат.-амер. культуры все эти стимулы и заимствования были обращены на свою культурную почву, переиначены, приспособлены для выражения чисто лат.-амер. мировидения. Абстрактный дикарь в произв. М.р. обрел этнокультурную конкретность и явственность; концепция разных типов мышления была проецирована в плоскость культурного, цивилизационного противостояния Лат. Америки и Европы; сюрреалистич. надуманный сон сменился реально бытующим мифом. Т.о. идеологич. основу М.р. составило стремление писателя выявить и утвердить самобытность лат.-амер. действительности и культуры, идентифицируемой с мифол. сознанием индейца либо афроамериканца.

Лит.:Кофман А.Ф. Проблема “магического реализма” в латиноамер. романе // Совр. роман: Опыт исследования. М., 1990; Flores A. Magical Realism in Spanish American Fiction // Hispania, Md, 1955. V. 38. № 2.

А.Ф. Кофман

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Магический реализм
Возникшее в 60-х гг. XX в. направление латиноамериканской литературы, существенно отличающееся от классической европейской реалистической традиции. В творчестве Т.Гарсия Маркеса, А.Карпентьера, М.ААстуриаса М.р. обретает черты художественно-эстетического метода. Его специфика — придание магическому статуса реального, сплав реального и волшебного как наиболее адекватный способ художественного видения латиноамериканской истории и культуры. В отличие от европейского мифологизма XX в., усматривающего в реализации мечты прежде всего эстетический феномен, М.р. связан с современными народными верованиями (например, в реальное существование Эльдорадо). От фантастики этот метод отличается обыденностью, повседневностью того, что кажется фантастическим европейцу. В волшебном реализме (термин А.Карпентьера, предшествующий М.р.) «наивный» афро-карибский тип восприятия противостоит европейскому. Дуализм местной и колониальной культур порождает двойственную картину мира, двоящийся художественный стиль. В произведениях М.р. народные верования аборигенов трактуются не как экзотический фольклор, но как достоверное знание. Им невозможно овладеть посредством западноевропейской научно-рационалистической традиции. М.р. мыслится как альтернатива традициям христианской средневековой и просветительской западной эстетики. В нем выражаются эстетические чувства, вкусы, ценности региональных сообществ, не прошедших этап модернизации, не воспринявших идеи рационализма и прогресса, «ученой» культуры. Его основа — устная культурная традиция с ее магически-суеверным отношением к миру. М.р. 90-х гг., не чуждый идеям транскультурности, трактует ее не каки деструктивное для латиноамериканской ментальности взаимодействие архаических и модернизаторских тенденций, но как их равноправное сосуществование в неиерархизированном культурном пространстве. В художественном языке М.р. это выражается в миксте сельской и городской культур, архаики и авангарда, постмодернизма. Новой линией его развития является трактовка масс-медиа как современной формы магии.
Лит.: Chiampi I. El realisme maravilloso: forma e ideologia en la novela hispanoamericana. Caracas, 1983;
Paris W. Lois Parkinson Z. (ed.). Magical realism: Theory, History, Community. Durham, 1995.
Н.M.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века..В.В.Бычков.2003.


  1. магический реализмтенденция в изоискусстве в. занимающаяпромежуточное положение между сюрреализмом и традиционалистскими стилямитипа классицизма или романтизма. Для представителей магичес...Большой энциклопедический словарь II
  2. магический реализмМАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ тенденция в изоискусстве в. занимающая промежуточное положение между сюрреализмом и традиционалистскими стилями типа классицизма или романтизма. Для п...Большой энциклопедический словарь III
  3. магический реализмМАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ тенденция в изоискусстве в. занимающая промежуточное положение между сюрреализмом и традиционалистскими стилями типа классицизма или романтизма. Для ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. магический реализмВозникшее в х гг. XX в. направление латиноамериканской литературы существенно отличающееся от классической европейской реалистической традиции. В творчестве Т.Гарсия Марк...Лексикон нонклассики
  5. магический реализмодин из наиболее радикальных методов художественного модернизма см. Модернизм основанный на отказе от характерной для классического реализма онтологизации визуального опы...Словарь постмодернизма
  6. магический реализмМАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ тенденция в изоискусстве в. занимающая промежуточное положение между сюрреализмом и традиционалистскими стилями типа классицизма или романтизма. Для п...Современный энциклопедический словарь
  7. магический реализмМАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ тенденция в изоискусстве в. занимающая промежуточное положение между сюрреализмом и традиционалистскими стилями типа классицизма или романтизма. Для ...Энциклопедический словарь естествознания
  8. магический реализмМАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ термин функционирующий в лат.амер. критике и культурологии на разл. смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в лат.амер. литре в. ино...Энциклопедия Культурология XX век