Энциклопедия культурологии

АПОКАЛИПТИКА

Апокалиптика
(отгреч.- «откровение»), направление в позднебиблейской и послебиблейской религиозной мысли иудейства, выражавшее себя в форме рассуждений и пророчеств («откровений») о конечных судьбах мира. А. уходит своими корнями в библейскую литературу т. н. пророческого движения: уже в Кн. Исайи (VIII в. до н. э.) намечены образы всемирной, всеохватывающей катастрофы (24:2, 17, 19, 23) и идущей следом или одновременной ей конечной милости Бога к Его людям (25:8). Этот двучленный ритм окончательного бедствия и окончательного избавления становится парадигмой для всей А., постепенно абсолютизируясь и приучая ко взгляду на историю по формуле: чем хуже, тем лучше. Однако А. как таковая могла возникнуть лишь во II в. до н. э. — в эпоху гонений Антиоха IV и Маккавейских войн, когда случаи мученичества за веру обострили вопрос о смысле верности Богу вопреки очевидной силе Его врагов. Самое раннее и влиятельное произведение А. — ветхозаветная Кн. Даниила (60-е гг. II в. до н. э.; изложенные в ней события отнесены к VII—VI вв. до н. э.). Собственно апокалиптическая часть (с 7-й главы) предваряется рассказом о жизни иудеев в плену — легендами о мученичестве с благополучным чудесным исходом, в которых намечен жизненный контекст А.; затем в ряде видений мировая история представлена как конфликт четырех зверей (четырех мировых держав — вавилонской, индийской, персидской и македонской), сменяемый грядущим царством «Сына Человеческого», которому уже не будет конца (7:2-14) и которое окажется тождественным царству «народа святых» по всей вселенной. Переход от небывалой беды к небывалой и уже окончательной победе, чудесное спасение избранных на краю погибели как бы повторит во вселенском масштабе спасение трех отроков в печи и Даниила среди львов (12:1). В драматическую пору I в.до н. э. — II в. н. э. А. делается очень популярной и порождает многочисленные апокрифы (Кн. Еноха, дошедшая в эфиопской версии; 3-я Кн. Ездры; Откровения Моисея, Авраама, Варуха, Илии; Вознесение Еноха и Кн. Тайн Еноха). Утешая народ во времена унижений и поддерживая в нем напряженное ожидание великой победы в будущем (вылившееся в три восстания), А. одновременно удовлетворяла любознательность масс, предлагая своеобразную энциклопедию «тайноведения» — фантастической космологии, астрономии и физики (Кн. Тайн Еноха). Через А. ближневосточный образ мира, резко отличный от представлений эллинистической науки, в том числе и тех, которые были усвоены христианской теологией (напр., «птолемеевская» модель мира), вошел в христианские апокрифы и надолго определил фольклорные представления сирийцев, коптов, эфиопов, греков, славян. Но главная тема А. — не тайны настоящего, а тайны будущего мира, когда Бог изменит самую природу вещей и даст добру полное торжество над злом. «Будущий век» (евр.haolam habba',греч.Ь ]lkXkov ot'uov) противопоставляется пессимистически оцениваемому «сему веку» (евр.haolam hazze,греч.Ь dicov cuxoq, «князь» которого — сатана. Эти понятия были унаследованы христианством, зарождение которого совпадает по времени с расцветом А. (слова «жизнь будущего века» вошли в христианский Никейско-Константинопольский символ веры). На границе «сего века» и «будущего века» ожидается последняя битва между «сынами тьмы», которым принадлежит «сей век», и «сынами света», которым принадлежит будущий век: эта тема особенно выразительно развивается в Кумранских текстах. Человеку предложен выбор, и его укоряют: «Зачем не принял ты в сердце твоем того, что будущее, а принял то, что в настоящем» (3 Кн. Ездры 7:16). Христианское суммирование мотивов А. дано в Апокалипсисе.
Во II в. как иудеи, потерпевшие окончательное поражение в борьбе с Римом, так и христиане, перешедшие к строительству церковной организации в изживании монтанизма, отказываются от чаяний немедленного исхода; это означало конец А. как таковой. Однако она продолжала влиять на эсхатологию иудаизма и христианства, а позднее ислама, которые восприняли представления о финальной борьбе добра и зла, воскресении мертвых, Страшном суде и т. п. Мессианские чаяния сохраняют свою актуальность для иудаизма причем большую роль играет концепция «родовых мук Мессии» — бед, которые будут предшествовать конечному избавлению); в христианстве они питают еретический, позднее сектантский хилиазм и родственные ему учения, напр., доктрину Иоахима Флорского о царстве Духа, грядущем на смену царству Сына. У иоахимитов, анабаптистов Т. Мюнцера, у пуритан времен Английской буржуазной революции XVII в. наследие А. перерабатывается в идеологию утопии, удерживающей некоторые черты А. даже много позднее, напр., в фурьеризме (идеализированное будущее как исполнение всех желаний и т. п.).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
откровение


  1. апокалиптикадр. лит. жанр апокалипсисов т.е. религ. откровений повеств. о развитии мира и конце света. Хорошо развитая иран. А. тесно связанная с инд. представл. о вечности оказала в...Древний мир. Энциклопедический словарь
  2. апокалиптикадр. лит. жанр апокалипсисов т.е. религ. откровений повеств. о развитии мира и конце света. Хорошо развитая иран. А. тесно связанная с инд. представл. о вечности оказала в...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  3. апокалиптикакорень АПОКАЛИПТ суффикс ИК окончание А Основа слова АПОКАЛИПТИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный АПОКАЛИПТ ИК А Слово Апокалиптика содержит след...Морфемный разбор слова по составу
  4. апокалиптикаНачальная форма Апокалиптика единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  5. апокалиптикаапокалиптика апокалиптика и...Орфографический словарь
  6. апокалиптикаОрфографическая запись слова апокалиптика Ударение в слове апокалиптика Деление слова на слоги перенос слова апокалиптика Фонетическая транскрипция слова апокалиптика [п...Полный фонетический разбор слов
  7. апокалиптикаБогословская наука занимающаяся изучением вопросов о судьбе богоизбранного народа как правило в эсхатологическом плане в рамках универсальной истории.Источник Религиозный...Религиозные термины
  8. апокалиптикаангл. apocalypticism нем. Apokalyptik франц. apocalyptique от греч. открываю т. е. даю откровение совр. понятие относящееся к обл. социологии и феноменологии религии ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  9. апокалиптикаапокалиптика иСинонимы откровение...Русский орфографический словарь
  10. апокалиптикагреч.em раскрытие откровение др. лит. жанр апокалипсисов т. е. религиозных откровений и представления на эгу тему. А. тесно связана с эсхатологией и претендует на раскрыт...Словарь античности
  11. апокалиптикаАПОКАЛИПТИКА этим. см. предыд. сл. Германские богословы которые в апокалипсисе видят пророческое предсказание будущего царства Божия. Словарь иностранных слов вошедших в ...Словарь иностранных слов русского языка
  12. апокалиптикаапокалиптика сущ. колво синонимов откровение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы откровение...Словарь синонимов II
  13. апокалиптикаУдарение в слове апокалиптикаУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове апокалиптика...Ударение и правописание
  14. апокалиптикаПопа Поп Полка Полк Политик Полит Полип Полик Полати Пол Пока Поилка Плотик Плот Плитка Плита Платок Плато Плат Плакат Пипка Пип Пилотка Пилот Пилка Пилат Пила Пикт Пико ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  15. апокалиптикаАпокалиптика название своеобразной ветви позднейшей еврейской литературы которая в символических картинах и чудесных видениях пытается изобразить будущность царства Божи...Энциклопедический словарь
  16. апокалиптиканазвание своеобразной ветви позднейшей еврейской литературы которая в символических картинах и чудесных видениях пытается изобразить будущность царства Божия и пришествие...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  17. апокалиптикаАПОКАЛИПТИКАрод еврейской литературы возникает в эллинистическую эпоху. Термин апокалиптика греч. apokalypsis откровение указывает на задачи литературы этого рода откры...Энциклопедия Кольера II