Энциклопедия культурологии

ИГРА

ИГРА
вид непродуктивной деятельности, мотив к-рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетич. “состояние И.” отмечено Кантом. Шиллер представил относительно развернутую теорию искусства как И. Он предвосхитил интуиции 20 в., что именно играющий человек обнаруживает свою сущность. Многие европ. философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. И. в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры(Гадамер, Е. Финк, Хейзинга). В частности, Гадамер анализировал историю и культуру как своеобр. И. в стихии языка: внутри нее человек оказывается в радикально иной роли, нежели та, к-рую он способен нафантазировать.
Хейзинга в книге “Homo Ludens”(1938)отмечал, что многие животные любят играть. По его мнению, если проанализировать человеч. деятельность до самых пределов нашего сознания, она покажется не более чем И. Поэтому он считает, что человеч. культура возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. И. — не биол. функция, а явление культуры, к-рое анализируется на языке культурологич. мышления. И. старше культуры. Понятие культуры, как правило, сопряжено с человеч. сооб-вом. Человеч. цивилизация не добавила никакого существ, признака к общему понятию И. Важнейшие виды первонач. деятельности человеч. об-ва переплетаются с игрой. Человечество все снова и снова творит миф рядом с миром второй природы, измышленный мир. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни.
Хейзинга делает допущение, что в И.мы имеем дело с функцией живого существа, к-рая в равной степени может быть детерминирована только биологически, только логически или только этически. И. — прежде всего свободная деятельность. Она не есть “обыденная” жизнь и жизнь как таковая. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер И, Она необходима индивиду как биол. функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразит, ценности. И. скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеч. культуры. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собств. воображении, в сфере И. Правильно подчеркивая символич. характер игровой деятельности, Хейзинга обходит гл. вопрос культурогенеза. Все животные обладают способностью к И. Откуда же берется тяга к И.? Фробениус отвергает истолкование этой тяги как врожденного инстинкта. Человек не только увлекается И., он создает также культуру. Другие живые существа таким даром почему-то не наделены.
Хейзинга отмечает, что архаич. об-во играет так, как играет ребенок или играют животные. Мало-помалу внутрь И. проникает значение священного акта. Говоря о сакральной деятельности народов, нельзя упускать из виду феномен И. Когда Хейзинга говорит об игровом элементе культуры, он вовсе не подразумевает, что И. занимают важное место среди других форм жизнедеятельности культуры. Не имеется в виду и то, что культура происходит из И. в рез-те эволюции. Не следует понимать концепцию Хейзинги в том смысле, что первонач. И. преобразовалась в нечто, И. уже не являющееся, и только теперь может быть названа культурой.
Культура возникает в форме И. Вот исходная предпосылка названной концепции. Культура первоначально разыгрывается. Те виды деятельности, к-рые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей(например, охота), в архаич. об-ве принимают игровую форму. Человеч. общежитие поднимается до супра-биологич. форм, придающих ему высшую ценность посредством И. В этих И., по мнению Хейзинги, об-во выражает свое понимание жизни и мира.
Концепция игрового генезиса культуры поддерживается в совр. культурологии не только Хейзингой. Феноменолог Е. Финк в работе “Осн. феномены человеч. бытия” дает их типологию(пять феноменов — смерть, труд, господство, любовь и И.); И. столь же изначальна, сколь и остальные; она охватывает всю человеч. жизнь до самого основания, овладевает ею и существ, образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия человеком.
И., по мнению Финка, пронизывает другие осн. феномены человеч. существования. И. есть исключит, возможность человеч. бытия. Играть может только человек. Ни животное, ни Бог играть не могут. Лишь сущее, конечным образом отнесенное к всеобъемлющему универсуму и при этом пребывающее в промежутке между действительностью и возможностью, существует в И.
Финк считает, что человек как человек играет один среди всех существ. И. есть фундаментальная особенность нашего существования, к-рую не может обойти вниманием никакая антропология. Следовало бы, утверждает автор, когда-нибудь собрать и сравнить игровые обычаи всех времен и народов, зарегистрировать и классифицировать огромное наследие объективированной фантазии, запечатленное в человеч. И. Это была бы история “изобретений” совсем иных, нежели традиц. артефакты культуры, орудий труда, машин и оружия. Они(эти “изобретения”)могут показаться менее полезными, но в то же время они чрезвычайно необходимы.
С И. у Финка связано происхождение культуры, ибо без И. человеч. бытие погрузилось бы в растительное существование. Человеч. И. сложнее разграничить с тем, что в биолого-зоологич. исследовании поведения зовется И. животных. Человек — природное создание, к-рое неустанно проводит границы, отделяет себя самого от природы. “Животное не знает И.-фантазии как общения с возможностями, оно не играет, относя себя к воображаемой видимости”. Поскольку для человека И. объемлет все, она и возвышает его над природным царством. Здесь возникает феномен культуры.

Лит.:Шиллер Ф. Письма об эстетич. воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 6. М., 1957; Выготский Л.С. Игра и ее роль в психич. развитии ребенка//Вопр. психологии. 1966. № 6; Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978; Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992; Лагунов В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993; Хейзинга Й. Homo Ludens; В тени завтрашнего дня. М., 1992; Huizinga J. Homo Ludens. Haarlem, 1938.

П. С. Гуревич

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Игра
Одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности (см.: Эстетика), т. е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Принципиально непродуктивный и внерациональный характер игры издревле связал ее с сакральными и культовыми действами, с искусством, наделил таинственными, магическими смыслами. С древности игра использовалась также в качестве эффективного тренинга для охотников, воинов, спортсменов, в обучении и воспитании детей. Систематическому научному изучению феномен игры подвергся только с к. XIX в. в антропологии, психологии, культурологии, философии; «теория игр» — один из разделов современной математики, изучающий и разрабатывающий модели принятия оптимальных решений в сложных ситуациях в самых разных областях человеческой деятельности. Между тем на неутилитарный, эстетический и сущностно значимый для человеческой жизни характер игры философская мысль обратила свое внимание фактически с самого своего возникновения, хотя долгое время ее выводы фиксировались только в метафорической, образной или спорадической форме. Гераклит уподобляет эон «играющему ребенку». Платон в «Законах» называет человека «какой-то выдуманной игрушкой бога», смысл жизни которого заключается в том, чтобы «жить играя» в «прекраснейшие игры», к которым он относил жертвоприношения, песни, пляски и битвы с врагами. В «Политике» термином «игра» он обозначает все искусства, «направленные исключительно к нашему удовольствию» — живопись, украшения, музыку, т. е. «изящные искусства» в новоевропейской терминологии. Платон, Аристотель, стоики, многие мыслители Возрождения видели в игре действенное воспитательное средство. Немецкая классическая философия выдвинула на первый план эстетический аспект игры. Кант в «Критике способности суждения», имея в виду эстетические феномены и искусство, достаточно часто говорит о «свободной игре познавательных способностей», «свободной игре способностей представления», игре душевных сил (воображения и разума), которая доставляет удовольствие, лежит в основе эстетического суждения вкуса и в конечном счете ведет к постижению вне-рациональных сущностей. К «изящным искусствам» Кант относит три вида искусств: словесные, изобразительные и «искусство игры ощущений»; в основе всех их лежит игра тех или иных духовных сил человека. В частности, к третьему виду он причисляет «музыку и искусство красок», вызывающие «удовольствие от формы при эстетической оценке», закладывая тем самым теоретический фундамент обширному кругу художественных явлений, который в XX в. был обозначен как формализм. Свободную игру ощущений, доставляющую удовольствие, Кант делит на азартную игру, игру звуков и игру мысли. Только последние два вида он связывает с изящными искусствами, хотя во всех трех усматривает эстетический характер разной степени интенсивности. В центр своей эстетической теории поставил игру Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании человека» (1793-94), подчеркнув, что он опирается на идеи Канта. Согласно Шиллеру, из «рабства зверского состояния» человек выходит только с помощью эстетического опыта, когда у него развиваются способность наслаждаться искусством («видимостью») и «склонность к украшениям и играм». Три глобальных «побуждения» свойственны человеку: чувственное побуждение, основывающееся на законах природы, «предметом» которого является жизнь; побуждение к форме, понуждающее дух с помощью «законов разума», его предметом является «образ», и побуждение к игре — самое высокое — «дает человеку свободу как в физическом, так и в моральном отношении», его предмет составляет «живой образ», который, в понимании Шиллера, предстает совокупностью всех эстетических свойств предметов и явлений и отождествляется с красотой. В свою очередь красота сама выступает «объектом побуждения к игре», в которой дух человека обретает полную свободу, а сам человек совершенствуется. Смысл и главное содержание человеческой жизни Шиллер усматривает в игре как эстетическом феномене: «... человек должен только играть красотою, и только красотою одною он должен играть. ... человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». На этом положении, подчеркивает Шиллер, со временем будет построено «все здание эстетического искусства и еще более трудного искусства жить». Осознание эстетической сущности человека привело его к формулированию утопической идеи о некоем грядущем типе «эстетического государства», основу которого будет составлять свободная эстетическая игра человека и которое придет на смену историческим типам «динамического правового государства» и «этического государства». Шлейермахер рассматривал игру как одну из форм нравственности, тесно связанную с искусством и дружбой, как сферу «свободного общения», где человек имеет возможность оптимально реализовать свою индивидуальность. Игра способствует развитию интеллектуальной деятельности. Суть искусства заключается в «свободной игре фантазии»; здесь человек реально достигает своей внутренней свободы и осознания этой свободы. Шлегель, развивая метафору Гераклита, осмысливает игру в качестве онтологического принципа бытия Универсума (концепция Welt-Spiel), a в искусствах видит лишь «отдаленные подобия бесконечной игре мира, вечно самого себя созидающего произведения искусства». Идеи Шлегеля оказались близкими романтикам, которые нечасто употребляли сам термин «игра», но по существу все искусство осмысливали в модусе игры, понимаемой как «игра повторения» (Wiederholungsspiel). Произведение искусства понималось ими в качестве некой постоянно откладывающей и переводящей в другое (трансцендирующей) структуры повторения, то есть игры неуловимых символических смыслов. Это повторение самоценно и не предполагает поиска за ним какой-то иной «глубинной» идеальной сущности. Из концепции Шлегеля во многом исходил и Ницше в своем определении искусств как особого «подражания» «игре универсума», понимаемого в смысле снятия постоянного конфликта между «необходимостью» и «игрой», когда все возрастающее влечение к игре вызывает к жизни новые миры — «другие миры». В «Веселой науке» Ницше выдвигает в качестве парадигмы «сверхчеловеческой» культуры будущего «идеал духа, который наивно, стало быть, сам того не желая и из бьющего через край избытка полноты и мощи играет со всем, что до сих пор называлось священным, добрым, неприкосновенным, божественным». Этот идеал оказался соблазнительным и пророческим для многих гуманитариев XX в. от Хейзинги до Дерриды. Определенный итог метафорическим, интуитивным, метафизическим и спорадическим прозрениям и высказываниям европейских мыслителей относительно сущности и функций игры подвел в фундаментальном исследовании «Homo ludens» (1938) Й.Хейзинга. Свою цель он определил как доказательство правомерности «обзора всей человеческой культуры sub specie ludi». Развивая идеи Шиллера, он показал, что игра относится к сущностным характеристикам человека, наряду с разумностью и созидательной способностью. Игра старше культуры, культура «возникает и развивается в игре, как игра», имеет игровой характер. Хейзинга подчеркивает, что большинство исследователей игры опускают или недооценивают, что она преимущественно располагается «на территории эстетического» и главное в ней — «эстетическое содержание», и последовательно показывает и обосновывает игровые принципы основных составляющих культуры, включая не только сферы религиозных культов, искусства, праздника, спортивных состязаний, но и философию, правосудие, войну, политику. Краткая дефиниция игры, по Хейзинге, гласит: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием "иного бытия", нежели "обыденная" жизнь». Как бы моделируя концепцию Хейзинги и идею Шиллера об «эстетическом государстве» в футурологической перспективе, сущность игры как игры в себе и для себя адекватными ей средствами (то есть художественными) показал в своей утопии «Игра в бисер» (1943) Г.Гессе (см.: "Игра в бисер"). Инобытие игры, ее необычность и необыденность, ее праздничный характер включают в ее орбиту не только все сценические искусства, но и такие феномены культуры, как маскарад (маска как феномен игры и театральная маска), ритуальное переодевание, карнавал, карнавализацию. Сущность последней вскрыл и детально проработал Бахтин, особенно в монографии «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965). Основы карнавализации Бахтин усматривал в присущей культуре игре противоположными смыслами, в их перестановках, перемене местами (жизнь — смерть, высокое — низкое, сакральное — профанное, прекрасное — безобразное, доброе — злое, увенчание — развенчание и т. п.), в игровой профанации ценностей, в снятии сущностных антиномий культуры в смехе, в утверждении релятивности культурных приоритетов, в полифонии и внутреннем диалогизме формо-смысловых ходов в культуре. Многие из этих идей доминируют в модернистской и постмодернистской культурологических парадигмах и исследованиях. Главный акцент на эстетической сущности игры сделал и опиравшийся на Хейзингу Х.-Т.Гадамер в основном герменевтическом труде «Истина и метод» (1960). Он впрямую связывает игру с эстетическим и искусством, сознательно дистанцируясь «от субъективного значения» понятия игры, свойственного, по его мнению, концепциям Канта и Шиллера; направляет свое внимание на игру как на «способ бытия самого произведения искусства». Гадамер утверждает «священную серьезность игры», ее «медиальный смысл», «примат игры в отношении сознания играющего»; игра — не деятельность, но «совершение движения как такового» ради него самого, «всякая игра — это становление состояния игры»; субъектом игры является не играющий, но сама игра; цель игры — «порядок и структура самого игрового движения»; «способ бытия» игры — «саморепрезентация», которая выступает универсальным аспектом бытия природы; игра всегда предполагает «другого». Высшей ступенью человеческой игры, ее «завершением», достижением идеального состояния является искусство; игра на этой стадии преображается в искусство, «преобразуется в структуру». Искусство потенциально заложено в игре, составляет его сущностное ядро и при «преобразовании в структуру» (важное понятие эстетики Гадамера) являет себя в чистом виде: «Сущее теперь, представляющее в игре искусство, и есть непреходяще подлинное». Искусство обладает глубинным онтологическим статусом. Явление произведения искусства, «преобразование в структуру» — это снятие обыденной, «непреображенной действительности» «в ее истине», «преобразование в истинное», «освобождение, возвращение в истинное бытие». Поэтому игра-искусство «играется в другом, замкнутом в себе мире» и этим подобна культовому действу. Игра искусства обязательно предполагает зрителя, это изображение или представление для кого-то, даже если в данный момент нет реципиента. Бытие искусства как игры неотделимо от его представления. В свою очередь истинный зритель полностью отдается игре искусства, погружается в ее мир, где обретает тождество с самим собой. И в этом плане, подчеркивает Гадамер, «способ эстетического бытия отмечен чем-то напоминающим 'парусию' (богопришествие)». «Изображение» («представление») искусства, в которое полностью погружается зритель, — «это истина его собственного мира, мира религиозного и нравственного». Все основные феномены эстетического — мимесис, катарсис, трагическое, красоту Гадамер осмысливает в контексте теории игры и определяет в целом «бытие эстетического как игру и представление», а «эстетическое бытие», общее для всех искусств, — это свершение бытия того, что изображается произведением искусства. В 1953 г. посмертно были опубликованы «Философские исследования» Витгенштейна, которые десятилетие спустя начинают оказывать существенное воздействие на философию и эстетику. С введением термина «языковой игры» (Sprachspiel) Витгенштейном понятие игры входит в теорию языка и лингвистическую философию (ср. игровой конвенционализм, игровое понимание языка, «игру» с этимологическими смыслами и текстами в постмодернизме и т.п.). В отличие от раннего «Логико-философского трактата» (1921), где язык понимался как некая идеальная сущность, поздний Витгенштейн утверждает, что элементы языка могут существовать и иметь смысл только как часть определенной «игры» со сводом правил и конвенций, т.е. смысл существует только в конкретных случаях употребления языка, а не как абстрактная сущность (платоновский идеальный смысл). Вне данного социолингвистического контекста, или ситуации игры с конкретными правилами и участниками, языка с его смыслами не существует. Любая попытка «отфильтровать» социальный контекст и добраться до «сущности» языка приводит к потере этой сущности, которая только и существует в процессе конкретной игры конкретных применений языка. Такое понимание языка наводит прямые мосты между лингвистикой и эстетикой, а также обосновывает, в частности, неограниченную возможность создания искусственных языков и объясняет даже в какой-то мере феномен «вживания» в иную, виртуальную реальность в компьютерных играх или при компьютерном контроле (через монитор) аппаратов-роботов в космосе, специальных производствах и т.п. Как только мозг реципиента «принимает» правила игры, он адаптируется к виртуальному миру и способен ориентироваться и успешно функционировать в нем как в реальном мире. С проникновением во второй пол. XX в. игровой концепции в философию, культурологию и др. науки появляются многочисленные классификации игры. Р.Кайо, например, в работе «Человек, игра и игры» (1962) выделяет пять видов игры: соревнования, игры риска, переодевания (маскировки), подражания и экстатические. Йейльские постструктуралисты («Игры, игра, литература», 1968), филологи и философы постмодернистской ориентации, отчасти опираясь на хайдеггеровское понимание игры между смыслом и материалом в искусстве, выводят принцип игры в поле своей «тексто-логии» (см.: Текст), изучая игры с референтными мирами текста, игры с событиями, разработанными в тексте, виртуальные игры с читателем и т.п. Дерри-да, со своей стороны, развивает, в частности, романтическую концепцию игры как «бесконечно играемой» игры повторения (repetition), которая полностью замкнута в себе. От «репетитивности» он переходит к игре различий (difference) и «игре различаний» (difference), которую понимает как бесконечное откладывание и ускользание и полагает в основу своего метода деконструкции. Для Дерриды «игра различаний» принципиальное научное понятие, а собственно differаnce предстает сущностной основой, ибо кроме этого нет иной «сущности» как таковой, которую можно было бы постичь «в настоящем» (presence). Игру литературного текста он рассматривает как частный случай более общей семантической игры («Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук») и переносит понятие игры на искусство (дискуссии о Малларме и Ф.Соллерсе). Особое внимание Деррида уделяет ассоциативной игре интертекстуальных и вербальных полей, отдельных слов, музыкально-фонетической игре слогов, гласных, согласных. В последней трети XX в., как мы убеждаемся, «Игра» Гессе не представляется уже исключительно игрой воображения романиста, абсолютной утопией. Гуманитарные науки постнеклассической, постмодернистской ориентации, активно смыкающиеся с художественной практикой, утрачивающей свои традиционные родовые и видовые границы (см.: Авангард), все более и более всерьез настраиваются на игровой характер в духе «игры в бисер», подготавливают почву для возникновения одной из ее модификаций. Активное использование в самых разных сферах математической «теории игр», практика деловых игр, игровое моделирование ситуаций, перенос игры на неигровые виды деятельности, игротерапия, игротренинг и т.п., а также глобальная компьютеризация культуры с выходом в виртуальные реальности также работают в этом направлении.
Лит.: Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л., 1935. С. 200 — 293;
Нейман Дж., Моргенштейн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1968;
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988;
Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992;
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992;
Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. СПб, 1992;
Buytendiyk F.Das Spiel. Frankfurt am Main, 1958; Fink E. Spiel als Weksymbol. Stuttgart, 1960;
Сарога A., Mitchell E. The Theory of Play. N.Y, 1961; Caillois R. Man, Play, and Games. London, 1962;
Heidemann I. Der Begriff des Spiels und das asthetische Weltbild in Philosophie der Gegenwart. Benin, 1968;
Game, Play, Literature. Ed. J. Ehrmann // Yale French Studies. o. 41. New Haven, 1968;
Kowatzki I. Der Begriffnes Spiels als asthetisches Phanomen. Von Schiller bis Benn. Bern, 1973;
Auctor Ludens. Essays on Play in Literature. Ed. G.Gumness, H.Andrew. Philadelphia, 1986;
Hutchinsen P. Games Authors Play. London, N.Y, 1983;
Iser W. The Fictive and the Imaginary. Charting Literary Anthropology. Baltimore, 1993.
В.Б., О.Бычков

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века..В.В.Бычков.2003.

Игра
форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й. Хейзинга, Д. Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и др.
............
☼ вид непродуктивной деятельности, мотив к-рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетич. “состояние И.” отмечено Кантом. Шиллер представил относительно развернутую теорию искусства как И. Он предвосхитил интуиции 20 в., что именно играющий человек обнаруживает свою сущность. Многие европ. философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. И. в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры (Гадамер, Е. Финк, Хёйзинга). В частности, Гадамер анализировал историю и культуру как своеобр. И. в стихии языка: внутри нее человек оказывается в радикально иной роли, нежели та, к-рую он способен нафантазировать.
Хёйзинга в книге “Homo Ludens” (1938) отмечал, что многие животные любят играть. По его мнению, если проанализировать человеч. деятельность до самых пределов нашего сознания, она покажется не более чем И. Поэтому он считает, что человеч. культура возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. И. — не биол. функция, а явление культуры, к-рое анализируется на языке культурологич. мышления. И. старше культуры. Понятие культуры, как правило, сопряжено с человеч. сооб-вом. Человеч. цивилизация не добавила никакого существ. признака к общему понятию И. Важнейшие виды первонач. деятельности человеч. об-ва переплетаются с игрой. Человечество все снова и снова творит миф рядом с миром второй природы, измышленный мир. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни.
Хёйзинга делает допущение, что в И. мы имеем дело с функцией живого существа, к-рая в равной степени может быть детерминирована только биологически, только логически или только этически. И. — прежде всего свободная деятельность. Она не есть “обыденная” жизнь и жизнь как таковая. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер И. Она необходима индивиду как биол. функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразит. ценности. И. скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеч. культуры. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собств. воображении, в сфере И. Правильно подчеркивая символич. характер игровой деятельности, Хёйзинга обходит гл. вопрос культурогенеза. Все животные обладают способностью к И. Откуда же берется тяга к И.? Фробениус отвергает истолкование этой тяги как врожденного инстинкта. Человек не только увлекается И., он создает также культуру. Другие живые существа таким даром почему-то не наделены.
Хёйзинга отмечает, что архаич. об-во играет так, как играет ребенок или играют животные. Мало-помалу внутрь И. проникает значение священного акта. Говоря о сакральной деятельности народов, нельзя упускать из виду феномен И. Когда Хёйзинга говорит об игровом элементе культуры, он вовсе не подразумевает, что И. занимают важное место среди других форм жизнедеятельности культуры. Не имеется в виду и то, что культура происходит из И. в рез-те эволюции. Не следует понимать концепцию Хейзинги в том смысле, что первонач. И. преобразовалась в нечто, И. уже не являющееся, и только теперь может быть названа культурой.
Культура возникает в форме И. Вот исходная предпосылка названной концепции. Культура первоначально разыгрывается. Те виды деятельности, к-рые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаич. об-ве принимают игровую форму. Человеч. общежитие поднимается до супра-биологич. форм, придающих ему высшую ценность посредством И. В этих И., по мнению Хейзинги, об-во выражает свое понимание жизни и мира.
Концепция игрового генезиса культуры поддерживается в совр. культурологии не только Хейзингой. Феноменолог Е. Финк в работе “Осн. феномены человеч. бытия” дает их типологию (пять феноменов — смерть, труд, господство, любовь и И.); И. столь же изначальна, сколь и остальные; она охватывает всю человеч. жизнь до самого основания, овладевает ею и существ. образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия человеком.
И., по мнению Финка, пронизывает другие осн. феномены человеч. существования. И. есть исключит. возможность человеч. бытия. Играть может только человек. Ни животное, ни Бог играть не могут. Лишь сущее, конечным образом отнесенное к всеобъемлющему универсуму и при этом пребывающее в промежутке между действительностью и возможностью, существует в И.
Финк считает, что человек как человек играет один среди всех существ. И. есть фундаментальная особенность нашего существования, к-рую не может обойти вниманием никакая антропология. Следовало бы, утверждает автор, когда-нибудь собрать и сравнить игровые обычаи всех времен и народов, зарегистрировать и классифицировать огромное наследие объективированной фантазии, запечатленное в человеч. И. Это была бы история “изобретений” совсем иных, нежели традиц. Артефакты культуры, орудий труда, машин и оружия. Они (эти “изобретения”) могут показаться менее полезными, но в то же время они чрезвычайно необходимы.
С И. у Финка связано происхождение культуры, ибо без И. человеч. бытие погрузилось бы в растительное существование. Человеч. И. сложнее разграничить с тем, что в биолого-зоологич. исследовании поведения зовется И. животных. Человек — природное создание, к-рое неустанно проводит границы, отделяет себя самого от природы. “Животное не знает И.-фантазии как общения с возможностями, оно не играет, относя себя к воображаемой видимости”. Поскольку для человека И. объемлет все, она и возвышает его над природным царством. Здесь возникает феномен культуры.
Лит.: Шиллер Ф. Письма об эстетич. воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 6. М., 1957; Выготский Л.С. Игра и ее роль в психич. развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. № 6; Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978; Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992; Лагунов В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993; Хейзинга Й. Homo Ludens; В тени завтрашнего дня. М., 1992; Huizinga J. Homo Ludens. Haarlem, 1938.
П. С. Гуревич.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
акулина, алагер, аламан-байга, аркада, бабки, бадминтон, байга, баккара, балда, баловство, банчок, барбут, басет, баскетбол, баццика, без-соли-соль, безиг, безик, бейсбол, белот, бескозырка, бизнес-игра, бильбоке, бильярд, бинго, бириби, блеск, блистание, бостон, боулинг, брейн-ринг, брелан, бренчание, бренчанье, бридж, бряцание, бряцанье, бура, буриме, быстрая смена пятен света, ватерполо, велобол, велополо, веришь-не-веришь, веркере, видеоигра, викторина, винт, вист, волейбол, встреча, выразительная изменчивость, выступление, гальбик, гаммон, гандбол, го, гобан, гольф, горелки, горение, горка, городки, гранпасьянс, гулючки, гусек, дартс, движение пузырьков газа, девятка, диаболо, догонялки, домино, дочки-матери, дурак, дурачество, една, ералаш, железка, жмарки, жмурки, жонглирование, забава, зарница, зернь, игорка, игрище, игруха, игрушка, империал, иодна, исполнение, исполнение музыкального произведения, казаки-разбойники, канаста, карамболина, карамболь, карты, кегли, керлинг, кикер, кинг, классы, козел, козлодрание, козни, конструктор, контригра, кончинка, коттабос, крепки, крестики-нолики, криббедж, крикет, крокет, кроссворд, кубики, кункен, лабиринт, ладушки, лакросс, ламуш, ландскнехт, лапта, лексикон, лицемерие, ломбер, лотерея, лото, любит-не-любит, людус, лякросс, маджонг, макао, марьяж, матадор, матч, меледа, микст, молчанка, мотобол, музицирование, мушка, наперсток, наполеон, нарды, настольный теннис, несоответствие слов истинным чувствам, нетбол, ноди, обязаловка, омбр, онлайн-игра, орлянка, оуа, очко, паззл, пачиси, пейнтбол, пелота, пентамино, переливы, переливы драгоценных камней, перфоманс, петанк, пикет, пиликание, пилюкание, пинбол, пинг-понг, пингбол, пирамида, поблескивание, под-игра, поддавки, покер, политигра, поло, понг, потеха, преферанс, пристенок, проделка, проказа, пряталки, прятки, пушбол, пьяница, пятнашки, радиоигра, развлечение, ракетбол, ракушка, рамс, расшибалка, реверси, регби, регбол, рендзю, ринк-хоккей, рулетка, рэндзю, рюха, салка, салки, салочки, свайка, сверкание, семерик, серсо, сика, сингл, сияние, сквош, скрабл, слэшер, смех, снежки, снежок, сокс, солитер, соперничество, соревнование, софтбол, спарринг, спортигра, стеб, стрелялка, стритбол, стукалка, сумо, суперигра, сценическое исполнение роли, сёги, тавлея, твистер, телеигра, теннис, терц, тип-кикк, тотализатор, тренькание, треньканье, триктрак, тринадцать, трынка, тхэквондо, тысяча, увеселение, угадайка, удовольствие, фант, фараон, фаустбол, флирт, фортунка, фофан, футбол, футволей, футзал, ханецуки, хелихелона, хиханьки да хаханьки, хиханьки-хаханьки, ходилка, хоккей, хоровод, чайнворд, чанки, чатуранга, чес, чехарда, чижик, човган, чушки, шалость, шасс, шафлборд, шахматы, шашки, шпилевка, штос, шутка, экарте, эрудит, юкер


  1. игразанятиеstrong для чего реализация энергия человекаstrong игра деятельность для реализации энергии человекаимитация целесообразной деятельность удовлетворяющая потребно...Идеографический словарь русского языка
  2. играактивность индивида направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. Для человека форма деятельности в условных ситуациях направленная на воссозда...Словарь практического психолога
  3. играособая форма деятельности отличительными чертами которой являются выполнение задач и переживание событий в воображаемом плане. В зависимости от решаемых задач в психолого...Cловарь музейно-педагогических терминов
  4. играФорма деятельности в условных ситуациях направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметн...Адаптивная физическая культура
  5. играэто особый вид деятельности человека осуществляемый в рамках специально созданных сюжетов правил принципов. В И. в различной степени совмещается произвольность замысла и ...Акмеологический словарь
  6. играсквозной прием и важнейшее понятие актуального искусства последних лет.В ситуации постмодернизма понятие И. как изображения подражания воссоздания и воспроизведения обра...Альтернативная культура. Энциклопедия
  7. играрига...Анаграммы
  8. играИГРА Работа это то что человек обязан делать а Игра это то чего он делать не обязан. Поэтому делать искусственные цветы или носить воду в решете есть работа а сбивать к...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  9. играI.strong ДЕТСКИЕ ИГРЫД.strongИ. очень редко упоминаются в Библии. Одним из образов грядущего времени спасения является беззаботно играющий малыш около норы аспида Ис а т...Библейская энциклопедия Брокгауза
  10. играигра под этим словом в основном понимается игра на музыкальных инструментах в которой евреи повидимому были большие мастера. К игре же как к забаве и телесному упражнени...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  11. играиграu ж...Болгарско-русский словарь
  12. играформа деятельности в условных ситуациях направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметн...Большая психологическая энциклопедия
  13. играобщеславянск. вероятно от греч. agos священный трепет. Первоначальное значение восхваление и умилостивление божества пением и пляской . вид непродуктивной деятельности ...Большая энциклопедия по психиатрии
  14. играж. развлечение gioco m шахматная игра il gioco degli scacchi азартные игры giochi dazzardo настольные игры giochi da tavola giochi di societa опасная игра перен. gio...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  15. играиграSpielСинонимы акулина алагер аламанбайга аркада бабки бадминтон байга баккара балда баловство банчок барбут басет баскетбол баццика безсолисоль безиг безик бейсбол бе...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. игражSpiel n Spielen n процесс игрыза игрой beim Spielучаствовать в игре am Spiel teilnehmen непр. vi mitspielen viмешать игре das Spiel verderben непр.детские игры Kinde...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. играигра ж Spiel n a Spielen n процесс игры за игрой beim Spiel участвовать в игре am Spiel teilnehmen vi mitspielen vi мешать игре das Spiel verderben детские игры Kindersp...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. играplay behavior этол. game play...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  19. играигра в бирюлькиигра в жмуркиигра в кошкимышкиигра в молчанкуигра в пряткиигра в словаигра воображенияигра не стоит свечигра природыигра словигра словамиигра случаяигра су...Большой русско-английский фразеологический словарь
  20. играж. juego mem тж. перен.em partido mem отдельная партияльные иuгры juegos de mesaмнатные иuгры juegos de sociedad de salnе иuгры juegos infantiles juegos deportivosртны...Большой русско-испанский словарь
  21. играсущ. жен. рода. действие. тот или иной вид способ каким играют развлекаются. комплект предметов для игры в знач. гра . игра на рояле гра грання на роял . спортивные игр...Большой русско-украинский словарь
  22. играж. процессem jeu m partie f азартная игра jeu de hasard придых. детские игры jeux denfants настольные игры jeux de table деловые игры jeux daffaires продолжительност...Большой русско-французский словарь
  23. играИгра в дырдыр.strong Жарг. спорт. Шутл.em Тренировочная игра футболистов на маленькой площадке. Максимов . Игра в одни ворота.strong Разг.em Столкновение спор в котором о...Большой словарь русских поговорок
  24. играplay деятельность которая является добровольной приносит удовольствие и не имеет никакой иной очевидной цели кроме удовольствия. Классическим осмыслением формы игры в со...Большой толковый социологический словарь
  25. играангл. play game нем. Spiel. . Непринудительная свободная деятельность в противоположность утилитарнопрактической является формой самовыражения субъекта направленной на у...Большой толковый социологический словарь II
  26. играж. процессem jeu m partie f азартная игра jeu de hasard придых.детские игры jeux denfantsнастольные игры jeux de tableделовые игры jeux daffairesпродолжительность игр...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  27. играИГРА вид непродуктивной деятельности мотив которой заключается не в ее результатах а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией культовым п...Большой энциклопедический словарь III
  28. играИГРА вид непродуктивной деятельности мотив которой заключается не в ее результатах а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией культовым ...Большой Энциклопедический словарь V
  29. играсм.u азартные игры. акулина алагер аламанбайга аркада бабки бадминтон байга баккара балда баловство банчок барбут басет баскетбол баццика безсолисоль безиг безик бейсбол...Большой юридический словарь
  30. играИГРА см. Азартные игры....Большой юридический словарь II
  31. иградеятельность не преследующая полезных целей. Педагогика уже пересмотрела свое отношение к игре в плане психологического наблюдения игра считается одним из самых существен...Евразийская мудрость от А до Я
  32. игранеприятности....Еврейский сонник
  33. игравид деятельности мотив которой заключается не в ее результатах а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией культовым поведением и др. тесн...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  34. играформа деятельности направленная на воссоздание и усвоение обществ. опыта зафиксированного в соц. закрепленных способах осуществления предметных действий в предметах науки...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  35. играпонятие фиксирующее процессуальность самодостаточную как в онтологическом поскольку механизмом реализации И. является свободное самоизъявление соответствующего субъекта и...История философии
  36. играИГРАstrongпонятие фиксирующее процессуальность самодостаточную как в онтологическом поскольку механизмом реализации И. является свободное самоизъявление соответствующего ...История философии II
  37. играplay Деятельность которой занимаются ради нее самой ради удовольствия которое она приносит без учета серьезных целей и задач обычно противопоставляется РАБОТЕ или выполне...Критический словарь психоанализа
  38. играИгра ludus illa perdiscere ludus est lusus actio jocus alea игра в кости азартная игра talus tessera vigor gemmae игра в мяч sphaerae ludus придать играм массовый всенар...Латинский словарь
  39. играОдна из главных и древнейших форм эстетической деятельности см. Эстетика т. е. неутилитарной совершаемой ради нее самой и доставляющей как правило ее участникам и зрителя...Лексикон нонклассики
  40. играИгра Возмущаться этой роковой страстью.Синонимы акулина алагер аламанбайга аркада бабки бадминтон байга баккара балда баловство банчок барбут басет баскетбол баццика без...Лексикон прописных истин
  41. играмин. чб тв тво.жанр приключенческий. реж. Леонид Макарычев сц. Александр Басаргин при участии Андрея Ладынина опер. Николай Покопцев худ. Виктор Амельченков комп. Владисл...Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
  42. играы мн.em игры игр ж.em .strong Действие по глаг.em играть в знач.Деятельность занятия детей.Представляя что она рвет с дерева какието американские фрукты Любочка сорвал...Малый академический словарь
  43. игракорень ИГР окончание А Основа слова ИГРВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ИГР А Слово Игра содержит следующие морфемы или части пристав...Морфемный разбор слова по составу
  44. играНачальная форма Игра единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  45. играplay деятть совершаемая ради получения удовольствия часто основанная на воображении фантазия. И. часто носит коллект. характер тогда в ней имеет значение настроение играю...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  46. играформа человеческих действий или взаимодействий в которой человек выходит за рамки своих обычных функций или утилитарного употребления предметов. Цель И. не вне ее а в под...Новая философская энциклопедия
  47. играИГРА разновидность физической и интеллектуальной деятельности лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации выходяще...Новейший философский словарь
  48. играразновидность физической и интеллектуальной деятельности лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации выходящей за р...Новейший философский словарь II
  49. играигра ж. а Занятие для развлечения отдыха укрепления здоровья и т.п. б Какойл. вид способ такого занятия основанный на определенных условиях подчиненный определенным прав...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  50. иградеятельность не преследующая полезных целей. Педагогика уже пересмотрела свое отношение к игре в плане психологического наблюдения игра считается одним из самых существен...Новый философский словарь
  51. играЗначений этого термина много но во всех них основное место занимает представление о том что так или иначе играет предполагает развлечение или восстановление действие кото...Оксфордский толковый словарь по психологии
  52. играЗначений этого термина много но во всех них основное место занимает представление о том что так или иначе играет предполагает развлечение или восстановление действие кото...Оксфордский толковый словарь по психологии
  53. играигра игра ы мн. игры игр...Орфографический словарь
  54. играu жu мн.u игры Р.u игр акулина алагер аламанбайга аркада бабки бадминтон байга баккара балда баловство банчок барбут басет баскетбол баццика безсолисоль безиг безик бейсб...Орфографический словарь русского языка
  55. игравид деятельности предназначенный для отдыха и забав. Игра имеет свои правила протекает в строго заведенном порядке но своей цели не имеет хотя ради цели может использоват...Основы духовной культуры
  56. играодин из видов деятельности значимость крой заключается не в результатах а в самом процессе. Способствует психологической разрядке снятию стрессовых ситуаций гармоничному ...Педагогический словарь
  57. играэто средство воспитания в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную игровую деятельность в воображаемой и реа...Педагогический словарь по темам
  58. играформа деятельности в условных ситуациях направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта фиксированного в социально закреплнных способах осуществления предметны...Педагогический терминологический словарь
  59. играmath...Политехнический русско-французский словарь
  60. играигра игры игры игр игре играм игру игры игрой игрою играми игре играх...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  61. играОрфографическая запись слова игра Ударение в слове игра Деление слова на слоги перенос слова игра Фонетическая транскрипция слова игра [гра] Характеристика всех звуков и...Полный фонетический разбор слов
  62. играодна из форм проявления активности личности. Суть и. состоит в непродуктивной условной деятельности мотив которой лежит не в ее результатах а в самом процессе направленно...Прикладные аспекты современной психологии
  63. играформа учебновоспитательной деятельности имитирующая те или иные практические ситуации игра является одним из средств активизации учебного процесса способствует умственном...Профессиональное образование
  64. играPLAYING Винникотт относил себя к тем исследователям которые придерживаются взглядов на игру как на разновидность творческого процесса Шиллер Гроос Ранк Хейзинга Колло Бру...Психоаналитические термины и понятия
  65. играИгра активность индивида направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности . Возникновение игры в процессе эволюции животного мира обусловлен...Психологический словарь
  66. играКатегория. Активность организма направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности. Генезис. Возникновение игры в процессе эволюции животного ми...Психологический словарь II
  67. играв психологии развития деятельность ребенка в условных ситуациях моделирующих реальные. В И. как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся н...Психология развития словарь
  68. играодин из видов деятельности являющийся ведущим у детей дошкольного возраста. И. как деятельность в условных ситуациях направлена на познание и усвоение предметной и социал...Психомоторика словарь-справочник
  69. играв рекламе вид лотереиi которая отличается от традиционной лотереи тем что устанавливается продолжительность Играstrong в течение которой шансы на выигрыш меняются....Реклама и полиграфия
  70. играгра гра им. мн. гри и гри р. гор грання забава грашка грашка грище грище гулянка забава забавка. [Люби гру люби й прогру Номис. Ддона вигадала грище Еней щоб веселший був...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  71. играБыла игра!hБуло клопоту!Вести двойную игру перен.em.hГрати вести двосту гру.Взять верх в игре над кем.hУзяти над ким гору верх у гр перемогти заломити кого в гр спограти ...Російсько-український словник сталих виразів
  72. играигровая деятельность один из видов деятельности характерных для животных и человека. В онтогенезе животных И. является одной из форм развития специфич. типов поведения. С...Российская педагогическая энциклопедия
  73. игра. Свободная деятельность являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении удовольствии снятии напряжений а также на ра...Российская социологическая энциклопедия
  74. играИГРА в обыденном понимании забава шутливое соревнование лицедейство. В теории И. ситуация в крой участники ставят перед собой противоположные задачи и находясь в услови...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  75. играигра ы мн. ч. игры игрСинонимы акулина алагер аламанбайга аркада бабки бадминтон байга баккара балда баловство банчок барбут басет баскетбол баццика безсолисоль безиг без...Русский орфографический словарь
  76. играbacklash give play slack slackness...Русско-английский машиностроительный словарь
  77. играgame slack slackness игра ж.u .strong свободный ход детали play lost motionвыбирать игру take up lost motion [play] .strong мат.u gameбескоалиционная игра noncooperati...Русско-английский политехнический словарь
  78. играж.game play агрессивная игра азартная игра воображаемая игра деловая игра детская игра драматическая игра игра дилемма заключенного игра в одиночку игра в цыпленка игра в...Русско-английский психологический словарь
  79. играигра ж.iв разн. знач.i play актра тж.i acting performance на муз. инструментеi playing род игрыi game азартная игра game of chance hazard gambling game разг. iза игрой ...Русско-английский словарь
  80. играигра ж. . play . вид игры тж. спорт. партия game . исполнение acting performance на муз. инструменте тж. playing слушать игру на фортепьяно скрипке listen to the piano ...Русско-английский словарь II
  81. играж. люфтem play мат. game...Русско-английский словарь по физике
  82. игра. вид развлечения . математическая модель принятия оптимальных решений в условиях конфликта game performance play playing...Русско-английский словарь по электронике
  83. играgamble game play...Русско-английский словарь политической терминологии
  84. играИгра игрою а дело делом И Игра не доводит до добра И Игра не стоит свеч ИСинонимы акулина алагер аламанбайга аркада бабки бадминтон байга баккара балда баловство банчок б...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  85. играjumping напр. соединения slack slackness...Русско-английский строительный словарь
  86. играgamble game play азартная игра бабочкообразная игра игра азартная игра безобидная игра в домино игра в камешки игра в карты игра в кости игра в прятки игра в шашки игра н...Русско-английский технический словарь
  87. играgame...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  88. играgame play...Русско-английский экономический словарь
  89. играсушgame действиеem playвести двойную игру to play a double game игра без правил игра на бирже игра на повышение игра на понижение азартная игра биржевая игра деловая игр...Русско-английский юридический словарь
  90. играN азартная игра...Русско-армянский словарь
  91. играгульня...Русско-белорусский математический словарь
  92. играЖен. гульня игра в шахматы гульня шахматы спортивные игры спартыныя гульн игры для детей гульн для дзяцей биржевая игра бржавая гульня игра воображения гульня фанта...Русско-белорусский словарь
  93. игражен. гульня жен.iигра в шахматы гульня шахматыспортивные игры спартыныя гульнигры для детей гульн для дзяцейбиржевая игра бржавая гульняигра воображения гульня фант...Русско-белорусский словарь II
  94. играИграu ж...Русско-болгарский словарь
  95. играjtk времяпрепровождениеem jtk предметem jtkszer развлечениеem kedvtels szrakozs mulatsg муз исполнениеem jtkигра на скрипке hegedls акулина алагер аламанбайга аркад...Русско-венгерский словарь
  96. играигра ж состязание о окончилась со счтом. вничью . вне ы спорт муз. театр...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  97. играСинонимы акулина алагер аламанбайга аркада бабки бадминтон байга баккара балда баловство банчок барбут басет баскетбол баццика безсолисоль безиг безик бейсбол белот беско...Русско-ивритский словарь
  98. играaflojamiento desplazamiento en vaco distancia holgura juego игра осевая игра продольная игра радиальная...Русско-испанский автотранспортный словарь
  99. игранапр. на бирже juego...Русско-испанский экономический словарь
  100. играж. свободный ход деталиem gioco m матем. вчт. gioco m см. тж игры боковая игра осевая игра продольная игра радиальная игра...Русско-итальянский политехнический словарь
  101. играgioco...Русско-итальянский экономический словарь
  102. игра. ойын игра в карты карта ойыны азартные игры мар ойындар игра в тогузкумалак спорт тоызмала ойнау игра в асыки асы ойнау массовая игра кпшлк ойын настольная игра стелде ...Русско-казахский словарь
  103. играойынигра в скакалки секртпе...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  104. играойын...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  105. играж. . действие ойноо игра в мяч топ ойноо игра в шахматы шахмат ойноо . оюн азартные игры кумар кумар оюндар . огончук ойноо предметинин комплектиси продажа детских игр ба...Русско-киргизский словарь
  106. играwnshu yuxдетская игра jngj bsi в карты шахматы и т. п.em wnигра в шахматы игра в карты азартные игры на музыкальном инструментеem ynzu на роялеem tn на скрипк...Русско-китайский словарь
  107. играoyunдетские игры bala oyunlar исполнение alma aluv oynama icra etmeигра на скрипке kemane aluv...Русско-крымскотатарский словарь
  108. играоюн детские игры бала оюнлары исполнение чалма чалув ойнама иджра этме игра на скрипке кемане чалув...Русско-крымскотатарский словарь II
  109. играsplana sple rotaa rotaans splans rotaa sple tlojums dzirkstana mirdzana. zvoana zalgoana laistans zaigoana dzirkstana margoana vizuoana...Русско-латышский словарь
  110. играskambinimas на пианино aismas grieimas на скрипке vaidyba на сцене aidimas loimas...Русско-литовский словарь
  111. игра. налхкома налхксема . морама...Русско-мокшанский словарь
  112. играТоглоом наадгай наадам зугаа цэнгэл тавил рг тоглоом тохуутэмцээн...Русско-монгольский словарь
  113. играв теории игрem Spiel напр. прокатных валковem Sprung...Русско-немецкий политехнический словарь
  114. играSpiel n Spielen n процесс игры спорт. Spiel n игра в футбол Fuballspiel n Олимпийские игры Olympischen Spiele....Русско-немецкий словарь
  115. играSpiel...Русско-немецкий словарь по химии и химической технологии
  116. играSpiel...Русско-немецкий химический словарь
  117. играSpiel...Русско-немецкий экономический словарь
  118. играSpiel...Русско-немецкий юридический словарь
  119. играSpel...Русско-нидерландский словарь
  120. играиграж . в карты шахматная . состязание Олимпийские игры . исполнение музыканта артиста слов природы воображения случая бирж...Русско-новогреческий словарь
  121. играeggelp lek spell акулина алагер аламанбайга аркада бабки бадминтон байга баккара балда баловство банчок барбут басет баскетбол баццика безсолисоль безиг безик бейсбол бел...Русско-норвежский словарь
  122. игра...Русско-персидский словарь
  123. играgra zabawa...Русско-польский словарь
  124. игражjogo mu забаваem brinquedo mu folguedo mu партияem partida fu исполнениеem execuo fu interpretao fu блеск сверканиеem brilho mu cambiante mu интригиem jogo mu manobra fu...Русско-португальский словарь
  125. играИгра развлечениеem chezo ma mchezo mi goya ma lelemama ngoma игра сопровождаемая пением и чтением стихов tia азартная игра на деньги kamari игра в жмурки kizuizui v...Русско-суахили словарь
  126. играигра боз боз кардани...Русско-таджикский словарь
  127. играж уен спортивная и. спорт уены детские игры балалар уеннары настольные игры стл уеннары и. воображения хыял уены и. не стоит свеч биш тиенлек куян ун тиенлек зыян и. пр...Русско-татарский словарь
  128. играoyun oyun oyun parti партия первую игру выиграли наши волейболисты ilk seti bizim voleybolcular ald исполнениеem oynama alma icra на музыкальном инструменте слушать иг...Русско-турецкий словарь
  129. играoyin...Русско-узбекский словарь Михайлина
  130. игравчт техн. гра антагоническая игра биматричная игра боковая игра выпуклая игра вырожденная игра динамическая игра компьютерная игра конечная игра кооперативная иг...Русско-украинский политехнический словарь
  131. играfem leikkiтские иuгры lasten leikit в мяч pallopeli peli в шаuхматы qakkipeliвила игрыu pelin snnt tavem pl иuгры kisatмние спортиuвные иuгры talvikisat soitto на ск...Русско-финский словарь
  132. играж jeu упр. тж simulation бирж. spculations игра на биржеигра на валютной биржеигра на товарной биржеигра на фондовой биржеигра на повышениеигра на понижениеигра рыночных ...Русско-французский экономический словарь
  133. играhra hran vle zbava...Русско-чешский словарь
  134. играсущ.жен.множ. игры игр играм. вайа выляв вылянй детские игры ачапча вййисем спортивные игры спорт вййисем летние Олимпийские игры уллахй Олимп вййисем компьютерные игры к...Русско-чувашский словарь
  135. играlek.strong lek barnens lekдетская игра игра детейspel.strong spel flja spelets reglerсоблюдать правила игры de olympiska spelenолимпийские игрыspel.strong spel...Русско-шведский словарь
  136. играLek spel match...Русско-шведский словарь II
  137. игра.strong mng.strong mnglemine mnglus...Русско-эстонский словарь
  138. играигра ы игру мн.em игры игр играмСинонимы акулина алагер аламанбайга аркада бабки бадминтон байга баккара балда баловство банчок барбут басет баскетбол баццика безсолисол...Русское словесное ударение
  139. иградеятельность не преследующая полезных целей. Педагогика уже пересмотрела свое отношение к игре в плане психологического наблюдения игра считается одним из самых существен...Сверхкраткий философский словарь
  140. играИГРАРабота это то что человек обязан делать а Игра это то чего он делать не обязан. Поэтому делать искусственные цветы или носить воду в решете есть работа а сбивать ке...Сводная энциклопедия афоризмов
  141. играж. игра танец деча игра детская игра игра карата игра в карты игра глумца игра актра народна игра национальный танец...Сербско-русский словарь
  142. играДело и Каспарова и Чаплина...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  143. играактивность организма направленная на условное моделирование развернутой деятельности. Возникновение И. в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой ...Словарь конфликтолога
  144. играигра является величайшей школой социального опыта. В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачуигру вход...Словарь Л. С. Выготского
  145. играЛюбая ролевая игра см. полигонная игра павильонка устная ролевая игра по определенному сюжету и с достаточным количеством ролей предполагает обязательное знание участ...Словарь молодёжного слэнга
  146. игравид непродуктивной деятельности мотив которой заключается не в результатах а в самом процессе. Как и ритуал игра представляет собой существование в некой виртуальной реал...Словарь по педагогической антропологии
  147. игравид непродуктивной деятельности мотив которой заключается не в ее результатах а в самом процессе....Словарь по педагогической психологии
  148. играформа деятельности в условных ситуациях направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметн...Словарь по профориентации и психологической поддержке
  149. играразновидность физической и интеллектуальной деятельности лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации выходящей за р...Словарь постмодернизма
  150. играИгра забава потеха шалость шутка пьеса. Ср. Шалость. См. забава шалость игры...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  151. играсм.uволчьи игрыиграть в такие игрыЯ с государством дел не имею.Синонимы акулина алагер аламанбайга аркада бабки бадминтон байга баккара балда баловство банчок барбут басе...Словарь русского арго
  152. играы ж.i мн. им.i игрыem и режеi игрыem род.i игрem и игорem.Тот или иной вид способ развлечения времяпрепровождения забава развлечение.Угождение дfontвичьи игры веселье и ...Словарь русского языка XVIII в
  153. играиграЗабава потеха шалость шутка пьеса.Ср. шалость. См. забава шалостьигры....Словарь синонимов II
  154. играигра Забава потеха шалость шутка пьеса. Ср. шалость. См. забава шалость игры. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские сл...Словарь синонимов II
  155. играигра забава потеха шалость шутка развлечение удовольствие игрище игруха игрушка проказа увеселение стеб хиханьки да хаханьки хиханькихаханьки встреча козни флирт смех чес...Словарь синонимов
  156. играсложный набор процессов с участием взрослых и детей включающий исследование и научение в разных контекстах и ситуациях. Игра может быть неструктурированной или свободной ...Словарь справочник по социальной работе
  157. игравзаимоотношения экономических субъектов в ситуациях с заранее установленными правилами когда необходимо принимать соответствующие решения....Словарь терминов по институциональной экономике
  158. играформа деятельности в условных ситуациях направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта фиксированного в социально закреплнных способах осуществления предметны...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  159. играигра О скрываемых обычно неблаговидных действиях поступках. Бессовестная большая гадкая грязная двойная двусмысленная дипломатическая дьявольская змеиная искусная коварна...Словарь эпитетов III
  160. играО скрываемых обычно неблаговидных действиях поступках.Бессовестная большая гадкая грязная двойная двусмысленная дипломатическая дьявольская змеиная искусная коварная лжив...Словарь эпитетов II
  161. играИГРА. О скрываемых обычно неблаговидных действиях поступках. Бессовестная большая гадкая грязная двойная двусмысленная дипломатическая дьявольская змеиная искусная коварн...Словарь эпитетов
  162. играИГРА см. Азартные игры.Синонимы акулина алагер аламанбайга аркада бабки бадминтон байга баккара балда баловство банчок барбут басет баскетбол баццика безсолисоль безиг б...Словарь юридических терминов
  163. играh играbig сущ.жен.неод.i ед.им. Огонь румянец смех игра во всех чертах.ГоУ . Прелестная игра воображения отрада в скукеСтуд. . как живо воскрешает вас в моей памяти эта ...Словарь языка Грибоедова
  164. иградеятельность дающая возможность человеку реализовывать свои желания выражать свои фантазии и доставляющая ему удовольствие. В психоанализе игра используется в процессе те...Словарь-справочник по психоанализу
  165. игратермин обозначающий широкий круг деятельности животных и человека противопоставляемой обычно утилитарнопрактич. деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия...Советский философский словарь
  166. играВ ряде социологических и эстетических концепций понятие И. имеет ключевое значение. В Человеке играющем Хейзинга обосновывает сквозное значение И. в развитии основных ку...Современная западная философия
  167. играИГРА вид деятельности мотив которой заключается не в ее результатах а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией культовым поведением и др....Современная энциклопедия
  168. играформа деятельности в условных ситуациях направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметн...Современный образовательный процесс
  169. играИГРА вид непродуктивной деятельности мотив которой заключается не в ее результатах а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией культовым п...Современный энциклопедический словарь
  170. играиграть с огнм рисковать играть в кошкимышки уходить от ответственности прятаться фальшивая не честная игра игра слов. Сыграть на чужих струнах воспользоваться чужими с...Сонник Странника
  171. играразновидность физической и интеллектуальной деятельности лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации выходящей за р...Социологическая энциклопедия
  172. игра. гульня забава игра косточная азартная гульня косц игра шаховая гульня шахматы. рытуальныя язычаскя дзеянн песн танцы гульн. спектакль. турнр спаборнцтва. музычны нс...Старабеларускі лексікон
  173. игра...Телефонные коды городов России и мобильных операторов
  174. играИгра game представленная программой ВМ игра предоставляющая пользователю возможность активного участия в изменении игровых ситуаций с использованием подсказок или инстру...Терминологический словарь автоматизации строительства и производственных процессов
  175. игразанятия действия формы общения детей не носящие обязательного характера приносящие чувство радости удовольствия от достижения игрового результата. И. воображаемая или ре...Терминологический словарь. Педагогические технологии
  176. играформа свободного самовыражения человека которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состояния либо в виде представления какихлиб...Терминологический ювенологический словарь
  177. играигра сущ.em ж.em употр. очень часто Морфология нет чего игрыstrong чему игреstrong вижу что игруstrong чем игройstrong о чм об игреstrong мн. что игрыstrong нет чего игрs...Толковый словарь Дмитриева
  178. играИГРА ы мн. игры игр играм ж. см. играть. . Занятие служащеедля развлечения отдыха спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивныеигры. Азартные игры. Опасная и. перен. ...Толковый словарь Ожегова
  179. играИГРА игры мн. игры ж. . только ед. Действие по глаг. Играть. Дети думают только об игре забывая об уроках. Игра положена в основу воспитания в детских домах. Игра в лапту...Толковый словарь русского языка II
  180. играигра игра ы мн. ч. игры игр м ж. см. ть. Занятие служащее для развлечения отдыха спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивные игры. Азартные игры. Опасная и. перен. ...Толковый словарь русского языка II
  181. играИГРА ы мн. игры игр играм ж. см. играть. . Занятие служащее для развлечения отдыха спортивного соревнования. Шахматная игра Спортивные игры. Азартные игры. Опасная игра п...Толковый словарь русского языка
  182. играУдарение в слове играУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове игра...Ударение и правописание
  183. играRzeczownik игра f gra f art m rozrywka f granie odczas. n igrzyska odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  184. играИГРА один из важнейших феноменов человеческого существования. Обычно И. противопоставляют труду в лучшем случае видят в ней тренировку перед серьезным делом или необходи...Философская энциклопедия
  185. игранепродуктивная деятельность которая осуществляется не ради практических целей а служит для развлечения и забавы доставляя радость сама по себе. Игра отличается как от тру...Философский энциклопедический словарь II
  186. играигра игры игры игр игре играм игру игры игрой игрою играми игре играх Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы акулина алагер аламанбайга ...Формы слова
  187. игракультурная форма взаимодействия и поведения. Она существует вне обыденной жизни и профессиональной деятельности. Игра характеризуется особыми правилами взаимодействия уча...Человек и общество
  188. играИГРА gambling Ставки с меньшими чем статистически равными шансами на успех. Если исходить из предположения что игрок осознает свои шансы его желание играть может иметь од...Экономический словарь
  189. играРиа Ирга Игра Аир Рига...Электронный словарь анаграмм русского языка
  190. играИГРА вид непродуктивной деятельности мотив которой заключается не в ее результатах а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией культовым ...Энциклопедический словарь естествознания
  191. играИГРА понятие фиксирующее процессуальность самодостаточную как в онтологическом поскольку механизмом реализации И. является свободное самоизъявление соответствующего субъ...Энциклопедия История философии
  192. играИГРА вид непродуктивной деятельности мотив крой заключается не в результатах а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эсте...Энциклопедия Культурология XX век
  193. играИгра Манят они как мед пчелу. Рук не имеют а тащат к столу. Жгут хотя как лед холодны. Людям на горе они даны. Индийская загадка И вот пришло время игры. В столицу Каурав...Энциклопедия мифологии
  194. играангл. play game нем. Spiel. . Непринудительная свободная деятельность в противоположность утилитарнопрактической является формой самовыражения субъекта направленной на уд...Энциклопедия социологии
  195. играИГРА способ бытия субъекта объективирующийся через свободную без принудительной мотивации самонацеленную деятельность осуществляемую в границах определенных правил или п...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  196. играИграstrong.Старославянское игрь играти.Существительное является общеславянским образовавшимся на основе индоевропейского корня со значением колебаться двигаться. Исходно...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  197. играИграstrong. Общеслав. Скорее всего суф. производное суф. рi ср. искраi от той же основы что и др.инд. yjatii чтить божество. Буквально пение с пляской в честь языческого...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  198. играиграть диал. грать укр. гра iгра грати блр. граць ст.слав. игрь Супр. Еuсh. Sin. играти Супр. болг. игра играя играю сербохорв. игра пляска игра играти играм плясать игра...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  199. играВидимо восходит к греческому agos восхваление божества пением и пляской....Этимологический словарь Крылова
  200. играОбщеслав. Скорее всего суф. производное суф. рem ср. искраem от той же основы что и др.инд. yjatiem чтить божество. Буквально пение с пляской в честь языческого божества...Этимологический словарь русского языка
  201. играигра играиграть диал. грать укр. гра iгра грати блр. граць ст.слав. игрь Супр. Еuсh. Sin. играти Супр. болг. игра играя играю сербохорв. игра пляска игра играти играм п...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  202. играСтарославянское игрь играти.Существительное является общеславянским образовавшимся на основе индоевропейского корня со значением колебаться двигаться. Исходное значение ...Этимологический словарь русского языка Семенова