Энциклопедия культурологии

ИВАНОВ

ИВАНОВ
Вячеслав Иванович(1866-1949)- поэт и драматург, религ. мыслитель серебряного века и рус. зарубежья, историк культуры(гл.обр. античной), теоретик рус. символизма. В1884поступил на историко-филол. ф-т Моск. ун-та, в1886— уезжает для продолжения образования в Германию, где изучает рим. и классич. филологию в Берлин, ун-те, занимаясь в семинаре Моммзена, под руководством к-рого писал по латыни диссертацию о системе гос. откупов в Др. Риме. Одновременно И. погружается в мир герм. мысли(Мейстер Экхарт, Гёте, Шиллер, Новалис, Шопенгауэр, Вагнер и др.), а также рус. религ. философии(Хомяков, В. Соловьев, с к-рым И. лично познакомился в 1896). В1891уехал в Париж, затем в Рим, где занимался греч. мистерией и, увлекшись философией Ницше, собирал материалы о культе Диониса. В1896И. представляет завершенную диссертацию Гиршфельду и Моммзену в Берлине и тем самым завершает образование(хотя устного экзамена на ученую степень не сдавал). Чередуя пребывание за границей(Ливорно, Лондон, путешествие в Грецию, Египет, Палестину и др.)с редкими наездами в Россию, И. по преимуществу предавался ученым занятиям(в частности, в Женеве в начале века он изучал санскрит у де Соссюра, а в1903в Париже в Высшей школе обществ, наук М.Ковалевского прочел курс лекций об эллинской религии Диониса). Лишь в1898по рекомендации Вл. Соловьева И. впервые опубликовал стихи(хотя писал их с детства).
В1903вышел в свет первый стихотворный сборник И., изданный за счет автора, — “Кормчие звезды”; в1904опубликован сб. “Прозрачность”. Поэтич. творчество И. насыщено философско-религ. идеями, поражает эрудицией и культурным кругозором автора, высокой книжностью и демонстративной ученостью. Далеко не сразу читатели осознали, что поэтич. произведения И. и его научные изыскания, культурфилос. трактаты составляют единый текст, в к-ром искусство, философия, наука и религия сплавлены в одно синтетич. целое. Лит. творчеством и филос. идеями поэта-символиста заинтересовались “старшие” символисты — Брюсов, Мережковский. По предложению последнего И. публикует в журн. “Новый путь”(позднее “Вопросы жизни”)свои парижские чтения о дионисийстве — “Эллинская религия страдающего бога”(1904—05).
Осенью1905возвращается в Россию. Петербургская квартира на Таврической улице(знаменитая “башня”)стала своеобр. литературно-артистич., религиозно— мистич. и филос. салоном, среди завсегдатаев к-рого были Гиппиус и Мережковский, Блок, А. Белый, Ф. Сологуб, Розанов, Добужинский, Сомов, Комиссаржев-ская, Мейерхольд, М.Кузмин, С.Судейкин. Атмосфера своеобр. “жизнестроительства”, культивируемого в “башне”, соединявшая артистич. импровизации и сократич. диалоги, поэтич. чтения и мистицизм(вплоть до спиритич. сеансов)не только отражала творч. искания организатора ивановских “сред”, но и стимулировала И. к обретению культурологич. синтеза в собств. творчестве.
И. становился все более заметной фигурой в рус. символизме — и как художник, и как теоретик. Поэтич. сборники “Cor Ardens”(в 2 кн., 1911—1912), “Нежная тайна”(1913); трагедии “Тантал”(1905)и “Прометей”(1919)чередуются с философско-культурологич. книгами — “По звездам”(1909), “Борозды и межи”(1916), “Родное и вселенское”(1917), “Кризис гуманизма”(1918), “Переписка из двух углов”(1921, переписка с Гершензоном.)Во многом благодаря творчеству И. рус. символизм преодолевает лит. рамки и становится культурологич. феноменом. С1913И. — активный участник диспутов в “Об-ве свободной эстетики”; его занимает общение с религ. философами Е. Трубецким, Флоренским, С. Булгаковым, Бердяевым, Эрном, композитором Скрябиным(с последними двумя его связывает близкая, но скоротечная дружба, оборванная их ранней смертью). Первая мир. война усилила славянофильские и антигерм, настроения И. и впервые привела его(хотя и ненадолго)в политику. Восторженное приятие Февр. революции сменилось вскоре неприятием Октябрьской революции(из-за ее внерелиг. и вненац. характера), что отразилось в участии И. в оппозиционном сборнике “веховской” направленности “Из глубины”(Вместе с Бердяевым, С. Булгаковым, Франком, А. Изгоевьм и др.)со статьей “Наш язык”(1918). В то же время аполитизм И. позволил ему сотрудничать какое-то время с советской властью: зав. историко-театральной секцией ТЕО(театрального отдела Наркомпроса, руководимого О.Д. Каменевой), сотрудник об-ва “Охрана памятников искусства”, в 1920—24 — ординарный проф. классич. филологии в Бакин. ун-те, читал курсы по поэтике, театру, философии, творчеству Достоевского. В Баку И. защитил докт. дис.(1921), издал книгу “Дионис и прадионисийство”(1923). В1924благодаря ходатайству Каменевой и Луначарского И. получил разрешение выехать за границу. До конца20-хгг. получал пенсию от советских организаций(Центр, комиссия по улучшению быта ученых, Академия художеств)и пытался публиковаться в советских изданиях, но в большинстве случаев безуспешно.
Дальнейшая жизнь И. протекала в Италии, по преимуществу в Риме и в Павии. В1926г. перешел в католицизм(вост. православного обряда), что позволило ему занять должность проф. новых языков и лит-р в павийском Колледжио Борромео. Советское гражданство не раз мешало его преподават. деятельности: избрание И. проф. Флорентийского и Каир. ун-тов было отменено сторонниками фашизма. Верный своему обещанию не заниматься политикой, И. не встречался с рус. эмигрантами и не печатался в эмигрантских изданиях до1936: лишь после смерти Горького И. отказался от советского гражданства, стал печататься в париж. журн. “Совр. записки”, в мюнхенско-цюрихском “Корона”. С1936и до смерти И. профессор рус. языка и лит. в Папском Вост. ин-те. Среди его заграничных публикаций — мелопея “Человек”(1915-19), авторизованные переиздания прежних культурфилос. работ(в переводе на осн. европ. языки, нередко в переработанном и доп. виде), поэтич. цикл “Римский дневник”, вошедший в посмертный сб. стихов “Свет вечерний”, 1962. Посмертно была издана и незавершенная филос. поэма в прозе “Повесть о Светомире-царевиче”, в к-рой И. развивал свои старые религиозно-филос. и культурологич. идеи.
Культурфилософия И. многослойна и внутренне противоречива. Необъятен культурно-истор. кругозор, вбирающий в себя множество явлений мировой(прежде всего зап.-европ.)и рус. культуры, тесно соединенных и переплетающихся между собой. Гомер и Платон, Эсхил и Вергилий, Данте и Шекспир, Микеланджело и Рафаэль, Гёте и Шиллер, Кант и Шопенгауэр, Байрон и Бетховен, Вагнер и Ницше, Новалис и Бодлер — таковы лишь немногие из имен зап.-европ. классиков, вне идей и образов к-рых немыслим символизм, как его понимает И.; но столь же весомо созвездие имен отеч. классики: Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Гоголь, Достоевский и Толстой, Хомяков и Вл. Соловьев, Блок и Скрябин... Все эти мыслители и художники в философии культуры И. значимы не сами по себе, но как строит. элементы его собств. философско-поэтич. творчества, вторично и третично интерпретируемые и переосмысленные в новом ценностно-смысловом контексте. Вагнер трактуется через оценки позднего Ницше, Ницше понимается в духе Вл. Соловьева, Соловьев осмысляется через призму идей Достоевского и Толстого, Толстой — через Сократа, Достоевский — через борьбу Люцифера и Аримана... Различные нац. и исторически удаленные друг от друга культуры причудливо сопрягаются у И. в бесконечном, в принципе незавершимом, взаимно обогащающем диалоге: Гёте связует античность с символизмом 20 в., Байрон выступает как событие рус. духа, Достоевский — как рус. Шекспир или Данте. Разнородные культурные силы у И. обнаруживают свое тяготение к “реинте грации”, внутр. воссоединению и синтезу: Руссо дополняется Вагнером и Ницше, Ницше — Ибсеном и Фейербахом, Вагнер — Бетховеном и Эсхилом, Толстой и Достоевский — Вл. Соловьевым.
И. стремится и сам — своим поэтич. творчеством и свободно развивающейся философско-религ. Мыслью — интегрировать и синтезировать разные, порой взаимоисключающие явления, обретающие в его интерпретации взаимодополнительность: ницшеанского сверхчеловека и хомяковскую соборность, гётевскую морфологию растений и соловьевскую Вечную Женственность, идеализм и реализм, западничество и славянофильство, искусство и религию, католицизм и православие, Христа и Диониса. Культурология И. предстает то как эклектич. хаос гетерогенных элементов, то как свободная творч. импровизация поэта-мыслителя и мыслителя-поэта на заданные филос. темы-символы, почерпнутые из мировой культуры. В то же время понимание культуры И. “держится” на устойчивых константах: эллинство как фундамент всемирной и рус. культуры; аполлоновское и дионисийское начала культуры, в противоборстве к-рых непрерывно рождается новое; теургия как жизнетворчество и механизм пересоздания мира средствами культуры(в единстве науки, искусства и религии); преодоление индивидуализма в приобщении личности к “хоровому”, соборному началу “народа-художника” и в нескончаемом диалоге Я с божественно непостижимым Ты, трансцендентным смысловым центром мирового бытия; диалектика эпического и трагедийного, “родного и вселенского” в культурном творчестве личности и в самом строении мира.
И. онтологизирует культуру, тяготея к своеобр. “пан культуризму”, вообще характерному для “рус. культурного ренессанса”. Личная биография художника-мыслителя и революция, мировая война и крушение морали, кризис гуманизма и подмена мыслящего коллективизма безликим Легионом — все это, по И., взаимосвязанные стороны единой и целостной “органич. культуры”; составляющие вселенского культурно-истор. процесса; ценностно-смысловые компоненты мирового бытия. Однако ценностно-смысловое, культурное единство мира, в понимании И., не гармонично и благостно: оно изначально трагедийно; в нем созидание сопровождается разрушением, творч. обретения — невосполнимыми утратами, разум — безумием, Космос — Хаосом, панантропизм — трансгуманизмом. И. представляет строение мира как коллизию столкновения и пересечения несовместимых тенденций и ориентаций — своего рода “вертикали” и “горизонтали”: культурного роста и духовного возвышения, мистич. лестницы, соединяющей человека с Богом, и “всечеловечества”, коллективного единения индивидуальностей в оргиастич. дионисийском экстазе, всенародном художественно-религ. действе. Точка пересечения “вертикали” и “горизонтали”—чудо, мистич. тайна, роковая удача и в то же время — цель и смысл человеч. истории и культурного творчества.
Так же мыслится И. философия истории. В рус. революции И. — на примере Скрябина — предвидит теургич. акт мистериального прорыва в запредельное царство свободы духа, добра, “всеобщего братства и трудового товарищества”, но одновременно — “пэан неистовства и разрушения”, “мутный взор безвидного хаоса”; воплощение “обществ, сплоченности” под знаком одухотворенной созидат. соборности и превращение обезличенного человечества в Сверхзверя, “апофеозу организации”; порог религ. “инобытия” России, рус. духа и демонич. наваждение, “ужасающее разнуздание” сил зла, мировая катастрофа. Приятие мировой воли в любых ее воплощениях и проявлениях — высшая мудрость соучастника “пира богов”, к к-рой стремится И. своей культурфилософией.

Соч.:Собр. соч.: В 4 т. Брюссель, 1971-1987; Стихотворения и поэмы. Л., 1978; Родное и вселенское. М., 1994; Дионис и прадионисийство. СПб., 1994; Лик и личины России: Эстетика и лит. теория. М., 1995.

Лит.:Бахтин М.М. Из лекций по истории рус. литературы. Вячеслав Иванов // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Аверинцев С.С. Поэзия Вячеслава Иванова // ВЛ. 1975, № 8; Он же. Системность символов в поэзии Вячеслава Иванова// Контекст. 1989. М., 1989; Богданов В.А. Самокритика символизма (из истории проблемы соотношения идеи и образа) // Контекст-1984. М., 1986; Стахорский С.В. Вячеслав Иванов и русская театральная культура начала XX века. М., 1991; Иванова Л.В. Воспоминания: Книга об отце. М., 1992; Бердяев Н.А. Очарование отраженных культур: О Вяч. Иванове // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М., 1994; Альтман М.С. Разговоры с Вячеславом Ивановым. СПб., 1995.

И. В. Кондаков

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Иванов
Вячеслав Иванович Ивáнов(1866-1949)
поэт и драматург, религ. мыслитель серебряного века и рус. зарубежья, историк культуры (гл.обр. античной), теоретик рус. символизма. В 1884 поступил на историко-филол. ф-т Моск. ун-та, в 1886 — уезжает для продолжения образования в Германию, где изучает рим. и классич. филологию в Берлин. ун-те, занимаясь в семинаре Моммзена, под руководством к-рого писал по латыни диссертацию о системе гос. откупов в Др. Риме. Одновременно И. погружается в мир герм. мысли (Мейстер Экхарт, Гёте, Шиллер, Новалис, Шопенгауэр, Вагнер и др.), а также рус. религ. философии (Хомяков, В. Соловьев, с к-рым И. лично познакомился в 1896). В 1891 уехал в Париж, затем в Рим, где занимался греч. мистерией и, увлекшись философией Ницше, собирал материалы о культе Диониса. В 1896 И. представляет завершенную диссертацию Гиршфельду и Моммзену в Берлине и тем самым завершает образование (хотя устного экзамена на ученую степень не сдавал). Чередуя пребывание за границей (Ливорно, Лондон, путешествие в Грецию, Египет, Палестину и др.) с редкими наездами в Россию, И. по преимуществу предавался ученым занятиям (в частности, в Женеве в начале века он изучал санскрит у де Соссюра, а в 1903 в Париже в Высшей школе обществ. наук М. Ковалевского прочел курс лекций об эллинской религии Диониса). Лишь в 1898 по рекомендации Вл. Соловьева И. впервые опубликовал стихи (хотя писал их с детства).
В 1903 вышел в свет первый стихотворный сборник И., изданный за счет автора, — “Кормчие звезды”; в 1904 опубликован сб. “Прозрачность”. Поэтич. творчество И. насыщено философско-религ. идеями, поражает эрудицией и культурным кругозором автора, высокой книжностью и демонстративной ученостью. Далеко не сразу читатели осознали, что поэтич. произведения И. и его научные изыскания, культурфилос. трактаты составляют единый текст, в к-ром искусство, философия, наука и религия сплавлены в одно синтетич. целое. Лит. творчеством и филос. идеями поэта-символиста заинтересовались “старшие” символисты — Брюсов, Мережковский. По предложению последнего И. публикует в журн. “Новый путь” (позднее “Вопросы жизни”) свои парижские чтения о дионисийстве — “Эллинская религия страдающего бога” (1904—05).
Осенью 1905 возвращается в Россию. Петербургская квартира на Таврической улице (знаменитая “башня”) стала своеобр. литературно-артистич., религиозно-мистич. и филос. салоном, среди завсегдатаев к-рого были Гиппиус и Мережковский,Блок, А. Белый, Ф. Сологуб, Розанов, Добужинский, Сомов, Комиссаржевская, Мейерхольд, М. Кузмин, С. Судейкин. Атмосфера своеобр. “жизнестроительства”, культивируемого в “башне”, соединявшая артистич. импровизации и сократич. диалоги, поэтич. чтения и мистицизм (вплоть до спиритич. сеансов) не только отражала творч. искания организатора ивановских “сред”, но и стимулировала И. к обретению культурологич. синтеза в собств. творчестве.
И. становился все более заметной фигурой в рус. символизме — и как художник, и как теоретик. Поэтич. сборники “Cor Ardens” (в 2 кн., 1911—1912), “Нежная тайна” (1913); трагедии “Тантал” (1905) и “Прометей” (1919) чередуются с философско-культурологич. книгами — “По звездам” (1909), “Борозды и межи” (1916), “Родное и вселенское” (1917), “Кризис гуманизма” (1918), “Переписка из двух углов” (1921, переписка с Гершензоном.) Во многом благодаря творчеству И. рус. символизм преодолевает лит. рамки и становится культурологич. феноменом. С 1913 И. — активный участник диспутов в “Об-ве свободной эстетики”; его занимает общение с религ. философами Е. Трубецким (см. Трубецкой, Евгений), Флоренским (см. Флоренский), С. Булгаковым, Бердяевым, Эрном, композитором Скрябиным (с последними двумя его связывает близкая, но скоротечная дружба, оборванная их ранней смертью). Первая мир. война усилила славянофильские и антигерм. настроения И. и впервые привела его (хотя и ненадолго) в политику. Восторженное приятие Февр. революции сменилось вскоре неприятием Октябрьской революции (из-за ее внерелиг. и вненац. характера), что отразилось в участии И. в оппозиционном сборнике “веховской” направленности “Из глубины” (вместе с Бердяевым, С. Булгаковым, Франком, А. Изгоевым и др.) со статьей “Наш язык” (1918). В то же время аполитизм И. позволил ему сотрудничать какое-то время с советской властью: зав. историко-театральной секцией ТЕО (театрального отдела Наркомпроса, руководимого О.Д. Каменевой), сотрудник об-ва “Охрана памятников искусства”, в 1920—24 — ординарный проф. классич. филологии в Бакин. ун-те, читал курсы по поэтике, театру, философии, творчеству Достоевского. В Баку И. защитил докт. дис. (1921), издал книгу “Дионис и прадионисийство” (1923). В 1924 благодаря ходатайству Каменевой и Луначарского И. получил разрешение выехать за границу. До конца 20-х гг. получал пенсию от советских организаций (Центр. комиссия по улучшению быта ученых, Академия художеств) и пытался публиковаться в советских изданиях, но в большинстве случаев безуспешно.
Дальнейшая жизнь И. протекала в Италии, по преимуществу в Риме и в Павии. В 1926 г. перешел в католицизм (вост. православного обряда), что позволило ему занять должность проф. новых языков и лит-р в павийском Колледжио Борромео. Советское гражданство не раз мешало его преподават. деятельности: избрание И. проф. Флорентийского и Каир. ун-тов было отменено сторонниками фашизма. Верный своему обещанию не заниматься политикой, И. не встречался с рус. эмигрантами и не печатался в эмигрантских изданиях до 1936: лишь после смерти Горького И. отказался от советского гражданства, стал печататься в париж. журн. “Совр. записки”, в мюнхенско-цюрихском “Корона”. С 1936 и до смерти И. профессор рус. языка и лит. в Папском Вост. ин-те. Среди его заграничных публикаций — мелопея “Человек” (1915-19), авторизованные переиздания прежних культурфилос. работ (в переводе на осн. европ. языки, нередко в переработанном и доп. виде), поэтич. цикл “Римский дневник”, вошедший в посмертный сб. стихов “Свет вечерний”, 1962. Посмертно была издана и незавершенная филос. поэма в прозе “Повесть о Светомире-царевиче”, в к-рой И. развивал свои старые религиозно-филос. и культурологич. идеи.
Культурфилософия И. многослойна и внутренне противоречива. Необъятен культурно-истор. кругозор, вбирающий в себя множество явлений мировой (прежде всего зап.-европ.) и рус. культуры, тесно соединенных и переплетающихся между собой. Гомер и Платон, Эсхил и Вергилий, Данте и Шекспир, Микеланджело и Рафаэль, Гёте и Шиллер, Кант и Шопенгауэр, Байрон и Бетховен, Вагнер и Ницше, Новалис и Бодлер — таковы лишь немногие из имен зап.-европ. классиков, вне идей и образов к-рых немыслим символизм, как его понимает И.; но столь же весомо созвездие имен отеч. классики: Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Гоголь, Достоевский и Толстой, Хомяков и Вл. Соловьев, Блок и Скрябин... Все эти мыслители и художники в философии культуры И. значимы не сами по себе, но как строит. элементы его собств. философско-поэтич. творчества, вторично и третично интерпретируемые и переосмысленные в новом ценностно-смысловом контексте. Вагнер трактуется через оценки позднего Ницше, Ницше понимается в духе Вл. Соловьева, Соловьев осмысляется через призму идей Достоевского и Толстого, Толстой — через Сократа, Достоевский — через борьбу Люцифера и Аримана... Различные нац. и исторически удаленные друг от друга культуры причудливо сопрягаются у И. в бесконечном, в принципе незавершимом, взаимно обогащающем диалоге: Гёте связует античность с символизмом 20 в., Байрон выступает как событие рус. духа, Достоевский — как рус. Шекспир или Данте. Разнородные культурные силы у И. обнаруживают свое тяготение к “реинтеграции”, внутр. воссоединению и синтезу: Руссо дополняется Вагнером и Ницше, Ницше — Ибсеном и Фейербахом, Вагнер — Бетховеном и Эсхилом, Толстой и Достоевский — Вл. Соловьевым.
И. стремится и сам — своим поэтич. творчеством и свободно развивающейся философско-религ. мыслью — интегрировать и синтезировать разные, порой взаимоисключающие явления, обретающие в его интерпретации взаимодополнительность: ницшеанского сверхчеловека и хомяковскую соборность, гётевскую морфологию растений и соловьевскую Вечную Женственность, идеализм и реализм, западничество и славянофильство, искусство и религию, католицизм и православие, Христа и Диониса. Культурология И. предстает то как эклектич. хаос гетерогенных элементов, то как свободная творч. импровизация поэта-мыслителя и мыслителя-поэта на заданные филос. темы-символы, почерпнутые из мировой культуры. В то же время понимание культуры И. “держится” на устойчивых константах: эллинство как фундамент всемирной и рус. культуры; аполлоновское и дионисийское начала культуры (см. Аполлоническое и Дионисийское), в противоборстве к-рых непрерывно рождается новое; теургия как жизнетворчество и механизм пересоздания мира средствами культуры (в единстве науки, искусства и религии); преодоление индивидуализма в приобщении личности к “хоровому”, соборному началу “народа-художника” и в нескончаемом диалоге Я с божественно непостижимым Ты, трансцендентным смысловым центром мирового бытия; диалектика эпического и трагедийного, “родного и вселенского” в культурном творчестве личности и в самом строении мира.
И. онтологизирует культуру, тяготея к своеобр. “панкультуризму”, вообще характерному для “рус. культурного ренессанса”. Личная биография художника-мыслителя и революция, мировая война и крушение морали, кризис гуманизма и подмена мыслящего коллективизма безликим Легионом — все это, по И., взаимосвязанные стороны единой и целостной “органич. культуры”; составляющие вселенского культурно-истор. процесса; ценностно-смысловые компоненты мирового бытия. Однако ценностно-смысловое, культурное единство мира, в понимании И., не гармонично и благостно: оно изначально трагедийно; в нем созидание сопровождается разрушением, творч. обретения — невосполнимыми утратами, разум — безумием, Космос — Хаосом, панантропизм — трансгуманизмом. И. представляет строение мира как коллизию столкновения и пересечения несовместимых тенденций и ориентаций — своего рода “вертикали” и “горизонтали” (см. Вертикаль и горизонталь): культурного роста и духовного возвышения, мистич. лестницы, соединяющей человека с Богом, и “всечеловечества”, коллективного единения индивидуальностей в оргиастич. дионисийском экстазе, всенародном художественно-религ. действе. Точка пересечения “вертикали” и “горизонтали”—чудо, мистич. тайна, роковая удача и в то же время — цель и смысл человеч. истории и культурного творчества.
Так же мыслится И. философия истории. В рус. революции И. — на примере Скрябина — предвидит теургич. акт мистериального прорыва в запредельное царство свободы духа, добра, “всеобщего братства и трудового товарищества”, но одновременно — “пэан неистовства и разрушения”, “мутный взор безвидного хаоса”; воплощение “обществ. сплоченности” под знаком одухотворенной созидат. соборности и превращение обезличенного человечества в Сверхзверя, “апофеозу организации”; порог религ. “инобытия” России, рус. духа и демонич. наваждение, “ужасающее разнуздание” сил зла, мировую катастрофу. Приятие мировой воли в любых ее воплощениях и проявлениях — высшая мудрость соучастника “пира богов”, к к-рой стремится И. своей культурфилософией.
Соч.: Собр. соч.: В 4 т. Брюссель, 1971-1987; Стихотворения и поэмы. Л., 1978; Родное и вселенское. М., 1994; Дионис и прадионисийство. СПб., 1994; Лик и личины России: Эстетика и лит. теория. М., 1995.
Лит.: Бахтин М.М. Из лекций по истории рус. литературы. Вячеслав Иванов // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Аверинцев С.С. Поэзия Вячеслава Иванова // ВЛ. 1975, № 8; Он же. Системность символов в поэзии Вячеслава Иванова// Контекст. 1989. М., 1989; Богданов В.А. Самокритика символизма (из истории проблемы соотношения идеи и образа) // Контекст-1984. М., 1986; Стахорский С.В. Вячеслав Иванов и русская театральная культура начала XX века. М., 1991; Иванова Л.В. Воспоминания: Книга об отце. М., 1992; Бердяев Н.А. Очарование отраженных культур: О Вяч. Иванове // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М., 1994; Альтман М.С. Разговоры с Вячеславом Ивановым. СПб., 1995.
И. В. Кондаков.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. ивановИванов Н. И. генерал от артиллерии. Во время русскояпонской войны командовал корпусом затем Киевским военным округом. Во время первой мировой войны в гг. командующий...1000 биографий
  2. ивановИванов Игнатий сын офицера студент Киевского университета. Активный деятель киевского революционнотеррористического кружка. В феврале г. был арестован и в июле того ...1000 биографий
  3. ивановИванов Вячеслав современный поэт и философ. Первый сборник его стихов вышел в г. под названием Кормчие звезды за ним последовали Прозрачность Эрос Cor ardens. Сборник т...1000 биографий
  4. ивановсост. кн. Практич. наставник в судебн. делопроизв. М. .Венгеров Ивановсост. табл. приготовл. гимнаст. упражн. Вильна гг. шт.капит.Венгеров Ивановсотр. кн. Отечеств. войн...Большая биографическая энциклопедия
  5. ивановм. Иванов Петров Сидоров Rossi Brambilla Tizio Caio Sempronio Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. ивановимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  7. ивановНиколай Геннадиевич сов. учный в области воен. медицины ген.п. мед. службы акад. АМН СССР . На воен. службе с . Окончил Военномед. акад. и командномед. фак. этой ака...Военный энциклопедический словарь
  8. ивановВладимир Леонтьевич р. в военачальник РФ ген.п. На воен. службе с . Окончил Воен. акад. им. Ф.Э. Дзержинского Воен. акад. Генштаба. С проходил службу на инженерных и к...Военный энциклопедический словарь
  9. ивановСемн Павлович сов. военачальник ген. армии Герой Сов. Союза . На воен. службе с . Окончил Воен. акад. им. М.В. Фрунзе . В на командных и штабных должностях в войск...Военный энциклопедический словарь
  10. ивановНиколай Иудович рос. военачальник ген. от арти . На воен. службе с . Окончил Михайловское арт. учще . Участник рус.тур. войны . В рус.япон. войну комр отряда и ко...Военный энциклопедический словарь
  11. ивановИлья Иванович сов. учный и конструктор в области арт. вооружения ген.л. инж.арт. службы др техн. наук Герой Соц. Труда действит. чл. Акад. арт. наук . На воен. служб...Военный энциклопедический словарь
  12. ивановВладимир Дмитриевич сов. военачальник ген. армии . На воен. службе с . Окончил Воен. акад. им. М.В. Фрунзе Высшую воен. акад. . Участник Гражд. войны. С комр арт. вз...Военный энциклопедический словарь
  13. ивановСергей Борисович р. в гос. и воен. деятель РФ. Окончил филол. фак. ЛГУ Высшие курсы КГБ СССР институт КГБ СССР . С в органах госбезопасности прошл путь от оперуполном...Военный энциклопедический словарь
  14. ивановМодест Васильевич один из организаторов сов. ВМФ. Окончил Мор. акад. . Участник рус.япон. войны . В ю мир. войну комр крейсера и бригады крейсеров БФ. С нояб. чл. В...Военный энциклопедический словарь
  15. ивановНиколай Максимович куб.u рожд г. ст. Исправной генерал от инфантерии во время Первой Мировой войны командир го Кавказского корпуса оставался в кубанских рядах до г. к...Казачий словарь-справочник
  16. иванов.strong ИВАНОВ Анатолий Степанович с. Шемониха ВосточноКазахстанской обл. Москва русский прозаик. А. С. Иванов В гг. учился на фте журналистики Казахского государст...Литературная энциклопедия
  17. иванов. Всеволод Вячеславович [] современный писатель. Р. в Семипалатинской области в семье поселкового учителя. Юность свою провел в скитаниях переменил массу профессий начина...Литературная энциклопедия II
  18. ивановИВАНОВ герой драмы А.П.Чехова Иванов первонач. ред. . Образ И. вызвал рекордное число толкований в русской театральной критике. В нем заключен некий чеховский секрет пр...Литературные герои
  19. ивановНачальная форма Иванов единственное число именительный падеж мужской род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  20. ивановКраснодарского Анапского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  21. ивановИВАНОВ Порфирий Корнеевич русский мыслитель создатель одной из наиболее эффективных оздоровительных систем в. сопряженной с рядом оригинальных философских идей. Главно...Новейший философский словарь
  22. ивановПорфирий Корнеевич русский мыслитель создатель одной из наиболее эффективных оздоровительных систем в. сопряженной с рядом оригинальных философских идей. Главной целью...Новейший философский словарь II
  23. ивановИванов Иванов а о от Иван...Орфографический словарь
  24. ивановОрфографическая запись слова иванов Ударение в слове Иванов Деление слова на слоги перенос слова иванов Фонетическая транскрипция слова иванов [ванаф] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  25. ивановАлександр Андреевич художник автор грандиозной картины Явление Мессии Христа народу над которой он работал лет. Картина находится в Третьяковской галерее....Православный энциклопедический словарь
  26. ивановИванов день Иван Купала.hвана Купа[й]ла.Иванов цвет златоцвет.hЗолотоцвт ромея ромензлля роман романець....Російсько-український словник сталих виразів
  27. иванов.strong ИВАНОВ Александр Андреевич живописец. В жил в Италии. В ранних произведениях Аполлон Гиацинт и Кипарис дал возвышеннопоэтическое истолкование принципов классиц...Русская энциклопедия
  28. ивановИванов а о от Иванem...Русский орфографический словарь
  29. ивановПетров Сидоров...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  30. ивановИванов студент слушатель Петровской земледельческой академии убитый С. П. Нечаевым и его товарищами по приговору Народной расправы. Прототип Шатова из Бесов...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  31. ивановИванов автор работ по воен.мор. делуПсевдонимыi Гривель Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С. Имяi Иван...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  32. ивановНастоящее имя Гиляровскийu Владимир АлексеевичПериодические изданияi Новости Дня Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных дея...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  33. иванова о.И. деньem.Отмечаемый церковью июня день рождения Иоанна Крестителя народный праздник Ивана Купалы.На канунfont иванова дня сfontют рfontпу. ТВЭО III . Самое лучшее в...Словарь русского языка XVIII в
  34. ивановБорис Петрович генералполковник участник Великой Отечественной войны. Окончил Орловское бронетанковое училище Военную академию бронетаоковых войск Военную академию Ген...Словарь терминов чрезвычайных ситуаций
  35. ивановИВАНЕНКО ИВАНЕЦ ИВАНОВЕЦ ИВАНОВИЧ ИВАНИШЫН ИВАНКО ИШУТИН ИВАНИШКО ИВАКИН ИВАКОВ ИВАНАЕВ ИВАНЕЕВ ИВАНЕНКОВ ИВАНИКОВ ИВАНИЛОВ ИВАНИН ИВАНИСОВ ИВАНИЧЕВ ИВАНИШЕВ ИВАНИШИН ИВА...Словарь фамилий
  36. ивановh Ивановbig сущ.муж.одуш.i ед.им. Иванов решительно отказался от своей должности и подал официальную бумагуПс. гн титулярный советник и Кавалер Иванов с при нем будущими...Словарь языка Грибоедова
  37. ивановh Ивановbig прил.i ед.муж.им. Иванов день.Пут....Словарь языка Грибоедова
  38. иванов. прил. к Иван Иоанн Креститель НАКАНУНЕ ИВАНОВА ДНЯ. о рус. языческом празднике Ивана Купалы совпадающем с церковным праздником Рождества Иоанна Крестителя АБ Накануне И...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  39. ивановИВАНОВ . прил. к Иван Иоанн Креститель НАКАНУНЕ ИВАНОВА ДНЯ. Загл. о рус. языческом празднике Ивана Купалы совпадающем с церковным праздником Рождества Иоанна Крестителя...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  40. иванов.Алмаз Ерофей Иванович ум. .IV. рус. гос. деятель по происхождению вологодский посадский человек торговый гость. В дьяк Казенного двора в переведен в Посольский прика...Советская историческая энциклопедия
  41. ивановИВАНОВ Всеволод Вячеславович русский писатель. В повести Бронепоезд одноименная пьеса изображение народа отстаивающего завоевания революции. Автобиографический рома...Современная энциклопедия
  42. ивановИВАНОВ Михаил Федорович один из основателей зоотехнического опытного дела в России. Разработал научно обоснованную методику выведения новых и совершенствования имеющих...Современная энциклопедия
  43. ивановИВАНОВ Константин Константинович дирижер. В главный дирижер государственного симфонического оркестра СССР. В концертном репертуаре выделялись симфонические произвед...Современная энциклопедия
  44. ивановИВАНОВ Георгий Владимирович русский поэт. В е гг. был близок к акмеизму. В ранних стихах сборники Отплытие на остров Цитеру Сады Лампада мотивы усталости разочаров...Современная энциклопедия
  45. ивановИВАНОВ Илья Иванович российский биологживотновод. Разработал теоретические основы и методику искусственного осеменения сельскохозяйственных животных....Современный энциклопедический словарь
  46. ивановИВАНОВ Валентин Константинович российский математик членкорреспондент РАН членкорреспондент АН СССР с . Труды по теории функций некорректным задачам математической физи...Современный энциклопедический словарь
  47. ивановИВАНОВ Святослав Нестерович р . российский геолог членкорреспондент РАН членкорреспондент АН СССР с . Исследователь закономерностей размещения колчеданных месторождений...Современный энциклопедический словарь
  48. ивановИВАНОВ Игорь Сергеевич р . российский дипломат. В посланник посольства СССР в Испании. В советник группы при МИД СССР помощник министра иностранных дел в в общем секр...Современный энциклопедический словарь
  49. ивановИВАНОВ Вячеслав Николаевич р . российский спортсмен заслуженный мастер спорта . Чемпион Олимпийских игр мира Европы СССР в академической гребле лодкаодиночка.ИВ...Современный энциклопедический словарь
  50. ивановИВАНОВ Евгений Алексеевич российский авиаконструктор доктор технических наук . Герой Социалистического Труда . С работал с П. О. Сухим с его заместитель с возглавил ...Современный энциклопедический словарь
  51. ивановИВАНОВ Ларион Иванович думный дьяк глава Посольского и других приказов. Фактический руководитель внешней политики при царе Федоре Алексеевиче. Убит стрельцами....Современный энциклопедический словарь
  52. ивановИВАНОВ Игорь Петрович российский педагог доктор педагогических наук действительный член АПН профессор. Работы по проблемам коллективной деятельности взрослых и детей....Современный энциклопедический словарь
  53. ивановИВАНОВ Александр Гаврилович российский кинорежиссер народный артист СССР . Фильмы Луна слева Звезда Поднятая целина Первороссияне и др....Современный энциклопедический словарь
  54. ивановИВАНОВ Виктор Семенович российский художник заслуженный деятель искусств России членкорреспондент АХ СССР . Публицистические агитационнополитические плакаты Вперед! На ...Современный энциклопедический словарь
  55. ивановИВАНОВ Ивановс Ivanovs Янис латышский композитор народный артист СССР . В художественный руководитель музыкального вещания Латвийского радио. симфония концерты для инс...Современный энциклопедический словарь
  56. ивановИВАНОВ Лев Николаевич российский историк и экономист академик АН СССР . Основные труды по мировой экономике и истории международных отношений....Современный энциклопедический словарь
  57. ивановИВАНОВ Лев Иванович артист балета балетмейстер. С в труппе петербургского Большого Каменного с Мариинского театра с второй балетмейстер. Впервые поставил балет Щелку...Современный энциклопедический словарь
  58. ивановИВАНОВ Вадим Тихонович р . российский химикорганик академик РАН академик АН СССР с . Труды по биоорганической химии гормонов токсинов антибиотиков и антитоксинов. Ленин...Современный энциклопедический словарь
  59. ивановИВАНОВ Андрей Алексеевич певец баритон народный артист СССР . В в Киевском театре оперы и балета в в Большом театре....Современный энциклопедический словарь
  60. ивановИВАНОВ Александр Александрович российский астроном членкорреспондент АН СССР . Труды по практической астрономии и небесной механике. Исследовал движение малых планет и к...Современный энциклопедический словарь
  61. ивановИВАНОВ Михаил Иванович летчикиспытатель Герой Советского Союза . На испытательной работе с . С летчикиспытатель самолетов Як. Погиб в полете на Як при подготовке к возд...Современный энциклопедический словарь
  62. ивановИВАНОВ Александр Андреевич российский живописец. Сын А. И. Иванова. В жил в Италии. В ранних произведениях Аполлон Гиацинт и Кипарис дал возвышеннопоэтическое истолков...Современный энциклопедический словарь
  63. ивановИВАНОВ Илья Иванович российский конструктор и ученыйартиллерист генераллейтенант инженерноартиллерийской службы Герой Социалистического Труда . Участвовал в создании ра...Современный энциклопедический словарь
  64. ивановИВАНОВ Михаил Владимирович р . микробиолог академик РАН академик АН СССР с . Основные труды по микробной биогеохимии роли микроорганизмов в круговороте веществ генезисе...Современный энциклопедический словарь
  65. ивановИВАНОВ Владимир Никанорович русский поэт журналист. Эмигрировал в Китай в нач. х гг. Сборники стихов Огненная душа Сонеты Беженская поэма Поэма еды . Принял советское...Современный энциклопедический словарь
  66. ивановИВАНОВ Юрий Сергеевич р . российский живописец народный художник СССР действительный член АХ . Внутренне драматические строгие по композиции островыразительные по рисун...Современный энциклопедический словарь
  67. ивановИВАНОВ Алексей Петрович российский певец баритон народный артист СССР . В в Большом театре. Государственные премии СССР ....Современный энциклопедический словарь
  68. ивановИВАНОВ Александр Александрович русский поэт публицист. Известен стихотворными пародиями. Сборники Любовь и горчица Смеясь и плача Не своим голосом Откуда что. и др....Современный энциклопедический словарь
  69. ивановИВАНОВ Артемий Васильевич российский зоолог академик РАН академик АН СССР с . Основные труды по морфологии эмбриологии и эволюции беспозвоночных моллюски черви и др. От...Современный энциклопедический словарь
  70. ивановИВАНОВ Леонид Александрович ботаник основатель научной школы по экофизиологии древесных растений членкорреспондент АН СССР членкорреспондент РАН с . Труды по физиологии...Современный энциклопедический словарь
  71. ивановИВАНОВ Ерофей Алмаз Иванович русский дипломат думный дьяк и глава Посольского приказа управлял Печатным приказом . Участник многих посольств и переговоров с Польшей Шве...Современный энциклопедический словарь
  72. ивановИВАНОВ Иван Иванович математик членкорреспондент АН СССР членкорреспондент РАН с . Труды по теории чисел....Современный энциклопедический словарь
  73. ивановИВАНОВ Виктор Евгеньевич физик членкорреспондент АН СССР академик АН Украины . Основные труды по вакуумной обработке и получению сверхчистых металлов жаростойких и жаро...Современный энциклопедический словарь
  74. ивановИВАНОВ Анатолий Степанович р . русский писатель Герой Социалистического Труда . В остросюжетных романах Повитель Тени исчезают в полдень Вечный зов кн. сценарий одно...Современный энциклопедический словарь
  75. ивановИВАНОВ Сергей Васильевич живописец и график. Передвижник член Союза русских художников. Остросоциальные эмоциональные произведения на темы крестьянской жизни Смерть пере...Современный энциклопедический словарь
  76. ивановИВАНОВ Андрей Иванович ок . российский живописец. Представитель классицизма. Пытался воплотить в своих произведениях идеи гражданственности и патриотизма Подвиг молодого...Современный энциклопедический словарь
  77. ивановИВАНОВ Аркадий Александрович российский геолог членкорреспондент АН СССР . Труды по минералогии геохимии и петрографии месторождений золота платины и т. д....Современный энциклопедический словарь
  78. ивановИВАНОВ Вячеслав Всеволодович р . российский филолог переводчик доктор филологических наук. Сын Вс. В. Иванова. Работы по индоевропейскому славянскому общему языкознанию ...Современный энциклопедический словарь
  79. ивановИВАНОВ Василий Гаврилович российский летчик. Заслуженный летчикиспытатель СССР полковник Герой Советского Союза . Государственные испытания ряда реактивных истребителей...Современный энциклопедический словарь
  80. ивановИВАНОВ Михаил Федорович российский зоотехник один из основателей отечественной зоотехнии академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина . Предложил ...Современный энциклопедический словарь
  81. ивановИВАНОВ Всеволод Вячеславович русский писатель. В повестях Партизаны Бронепоезд одноименная пьеса постановка Московского Художественного Академического театра Цветные...Современный энциклопедический словарь
  82. ивановИВАНОВ Петр Иванович историк археограф членкорреспондент Петербургской АН . Труды по истории межевания земель государственных учреждений сфрагистике палеографии....Современный энциклопедический словарь
  83. ивановИВАНОВ Илья Иванович декабрист. Член и секретарь Общества соединенных славян. Осужден на лет каторги....Современный энциклопедический словарь
  84. ивановИВАНОВ Иван Дмитриевич р . экономист членкорреспондент РАН членкорреспондент АН СССР с . Основные труды по проблемам внешнеэкономических связей России мировой экономики...Современный энциклопедический словарь
  85. ивановИВАНОВ Константин Васильевич чувашский поэтдемократ зачинатель чувашской литературы. Поэма Нарспи о судьбе чувашской женщины сказки Вдова Железная мялка Раб дьявола про...Современный энциклопедический словарь
  86. ивановИВАНОВ Георгий Владимирович русский поэт. В е гг. был близок к акмеизму. В ранних стихах сб. Отплытие на о. Цитеру Сады Лампада мотивы усталости разочарования и др. ...Современный энциклопедический словарь
  87. ивановИВАНОВ Георги р . летчиккосмонавт Болгарии подполковник Герой Болгарии Герой Советского Союза . Первый гражданин Болгарии совершивший полет в космос. Полет на советском...Современный энциклопедический словарь
  88. ивановИВАНОВ Вячеслав Иванович русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Поэзия ориентирована на культурнофилософскую проблематику античности и средневековья сборник ...Современный энциклопедический словарь
  89. ивановИВАНОВ Константин Константинович российский дирижер народный артист СССР . В дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио в главный дирижер Государственн...Современный энциклопедический словарь
  90. ивановИВАНОВ Михаил Матвеевич российский рисовальщик и живописец. Документально точные и эпически величавые виды Украины Крыма Кавказа русских городов батальные сцены штурмы О...Современный энциклопедический словарь
  91. ивановУдарение в слове ИвановУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове Иванов...Ударение и правописание
  92. ивановИВАНОВ Вячеслав Иванович [ марта июля ] рус. поэтсимволист литературовед и теоретик культуры. Учился на филологич. факте Московского унта затем в Берлине у историка ...Философская энциклопедия
  93. ивановИвановАлександр Андреевич СанктПетербург там же выдающийся русский художник мастер исторической живописи. Родился в семье профессора Петербургской академии художествem ...Художественная энциклопедия
  94. ивановИван Вона Воин Иванов Иов Ион Вино Виво Виан Вано Аон Авив Вова Овин Нива Вовина Вон...Электронный словарь анаграмм русского языка
  95. ивановИВАНОВ Вячеслав Иванович поэт и драматург религ. мыслитель серебряного века и рус. зарубежья историк культуры гл.обр. античной теоретик рус. символизма. В поступил на ...Энциклопедия Культурология XX век