Энциклопедия культурологии

ГИПЕРТЕКСТ

ГИПЕРТЕКСТ
текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример Г. - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками; наконец, пуститься в гипертекстовое плавание, то есть от одной отсылки переходить к другой. Настоящий словарь является подчеркнуто гипертекстовым, то есть построен так, чтобы постоянно провоцировать именно третий путь чтения. Например, сама статья "Г." безусловно связана со статьями текст и реальность (существует еще понятие гиперреальности), а стало быть, с пространством и временем, с мифом и неомифологизмом, виртуальными реальностами и измененными состояниями сознания, от которых путь недалек к психическим отклонениям, к шизофрении, психозу, неврозу, от чего один шаг до психоанализа, от него к Эдипову комплексу, оттуда к сновидению, от сновидения к проблеме индивидуального языка, от него к аналитической философии в целом, от нее к теории речевых актов, оттуда к прагматике, к семиотике, мотивному анализу, к интертексту и Г. И тут цепочка (одна из возможных гипертекстовых цепочек - ибо Г. нелинеен) замкнется. Попробуем проследить эту цепочку и заодно понять, что такое Г. Связь с проблемой текста и реальности очевидно, так как Г. - это нелинейный лабиринт, своеобразная картина мира, и выйти из него, войдя один раз, труднее, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы пояснить, что мы имеем в виду, приведем два примера. Первый из массового кино. Вероятно, многие помнят фильм "Косильщик лужаек".Герой этого фильма, поначалу нечто вроде Иванушки-дурачка, познакомившись с компьютерными виртуальными реальностями, постепенно интеллектуально и физически окреп, а под конец стал претендовать на мировое господство, но, попав в компьютерный Г., он не мог оттуда выбраться, он был заперт в нем собственной гордыней. Второй пример - житейский. Когда человек уже выбрал свою профессию, он тем самым выбрал определенный Г. своей жизни - определенные языковые игры, определенный круг общения, определенные книги, определенный образ мыслей. И вот вдруг ему все это надоедает. Он хочет вырваться из опостылевшего ему мира. Хочет все бросить, уйти куда-то совершенно в другое пространство, к совершенно другим людям и другим проблемам. Но те кнопки, которые он научился нажимать в своей старой жизни, те речевые акты и языковые игры, в которые он был обучен играть в своей старой жизни, те пружины, которые он привык нажимать, и те психологические установки и мотивации, которыми он привык руководствоваться, - все это остается при нем. И его тянет назад. Если это очень сильный и решительный человек, он сможет победить свой старый Г., но вопрос состоит в том, стоило ли это делать. Это проблема Льва Толстого - хотел уйти из Ясной Поляны почти на протяжении 30 лет - как будто бы все уже чужое - и не мог - все-таки все родное. Он только описывал эти попытки в своих произведениях (творчество писателя тоже можно представить как своеобразный Г.). Так, в рассказе "Отец Сергий" блестящий офицер вдруг уходит в скит замаливать свои светские грехи. К нему в скит приходит женщина, чтобы соблазнить его. Соблазн так велик, что отец Сергий отрубает себе палец, как бы символически себя кастрирует, но он понимает, что проблема, от которой он ушел, осталась при нем. Г. - это нечто вроде судьбы: человек идет по улице, думает о чем-то хорошем, предвкушает радостную встречу, но вдруг нажимается какая-то кнопка (не будем задавать бесполезного вопроса, кто эту кнопку нажимает и зачем), и жизнь его переворачивается. Он начинает жить совершенно иной жизнью, какбы выходит из дома и не возвращается. Но потом кто-то опять нажимает кнопку, и она вновь возвращает его к тем же проблемам, к той же улице, к тем же хорошим мыслям. Это, по сути, история Иова. Человек чувствует, что совершил какую-то ошибку, и сам не понимает, как это вышло, его будто бес попутал, новая жизнь, казавшаяся ему такой нужной, такой творческой, теперь кажется просто западней. И тогда он может либо сойти с ума, либо действительно попытаться возвратиться на эту улицу и к этим мыслям. Но ему будет труднее, чем раньше, - новые кнопки, которые он научился нажимать в новой жизни, будут мешать ему в старой. Я недаром все время говорю о кнопках, потому что понятие Г. тесно связано с компьютерными виртуальными реальностями. Существует даже компьютерная художественная литература и, по меньшей мере, один классик этой литературы. И фамилия у него для классика вполне подходящая - Джойс, правда, зовут его не Джеймс, а Майкл и написал он не "Улисса", а компьютерный роман "Полдень". Особенность этого романа в том, что его можно адекватно читать только на дисплее компьютера. Он построен так, как строится Г. В нем есть "кнопки", нажимая на которые можно переключать движение сюжета в прошлое и в будущее, менять эпизоды местами, углубиться в предысторию героини, изменить плохой конец на хороший и т. п. Серийность (см.СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ, НОВЫЙ РОМАН) - это тоже одна из особенностей Г. Здесь мы подходим к понятию гиперреальности, которое придумал французский философ, властитель умов современного мира Жан Бодрийар. Для того чтобы понять, что такое гиперреальность, надо отождествить реальность с текстом (что было нами сделано в статье реальность, а текст построить как Г. - получится гиперреальность). Бодрийар утверждает, что мы уже живем в гиперреальности. Масс-медиа, бесконечные пересекающиеся потоки информации, создают впечатление, что кто-то нажимает и нажимает различные кнопки, а мы только успеваем рот разевать. Мы перекатываемся, как при шторме на корабле, из одного конца Г. в другой. Например, Бодрийар считал, что войны в Персидском заливе зимой 1991 г. между Ираком и США в обычном "реальностном" смысле не было. Это была гипертекстовая война, вся "посаженная" на дисплеи компьютеров и экраны видеопроекторов. Это не мистика - это особая метафизика гиперреальности, сон наяву, если угодно. Дальше в нашей цепочке были пространство и время. Конечно, пространство здесь прагматическое (см.ПРОСТРАНСТВО), ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СЛОВА), а время серийное, по нему можно подниматься в будущее и спускаться в прошлое, как по эскалатору. То есть, строго говоря, времени в Г. вообще нет. Возьмем наш словарь. В хронологическом плане он зафиксирован на "отметке" ХХ век. Но внутри этой отметки времени нет - мы перепрыгиваем из венской культуры начала века в Москву конца века, а оттуда - в Берлин 1943 г. Время здесь становится разновидностью пространства. Это и есть миф (см.МИФ), где все повторяется, и это есть неомифологизм, доведенный до последней черты: каждое слово - цитата, каждое предложение - мифологема. И конечно, такое сознание нельзя считать неизменным - мы его сами и изменили. Это своеобразная шизотехника, некоторый культурный психоз, и мы нажимаем кнопки бессознательно, поэтому это имеет прямое отношение к бессознательному (см.ПАРАСЕМАНТИКА), и это имеет отношение к Эдипову комплексу, ибо кого же мы хотим перехитрить, как не самого себя и свои чудовищные бессознательные стремления, и это безусловно индивидуальный язык, потому что его, кроме нас, никто не поймет, и это аналитическая философия, потому что мы все время так или иначе анализируем значения употребляемых нами слов, и это теория речевых актов, потому что гипертекстовое путешествие - это очень сложная разновидность речевого акта, а раз так, то он относится к области прагматики и, стало быть, к семиотике, поскольку прагматика - одна третья часть семиотики. И это, конечно, семиотика интертекста. Надеюсь, что более наглядно и убедительно трудно было объяснить, что такое Г.

Словарь культуры XX века.В.П.Руднёв.

Гипертекст
(сверх-текст) Понятие современных, структуралистски (см.: Структурализм) ориентированных культурологии и эстетики. Суть его состоит в том, что культура в целом, как и все ее фрагменты, включая и обычные вербальные тексты, рассматриваются в качестве некой целостной структуры, складывающейся из совокупности текстов, определенным образом внутренне и (или) внешне связанных (или коррелирующих) между собой. Часто эти связи трудно вербализуемы, но они ощущаются исследователем, сумевшим проникнуть в суть данного Г., войти в его «святая святых», или — найти некий шифр для его прочтения. Можно говорить, например, о западноевропейской средневековой культуре, как о своеобразном Г., который складывается из текстов религии, искусства, народной культуры, государственности и т. п. Они, в свою очередь, также представляют собой иерархические или равноправные текстовые структуры. Текст искусства, например, состоит из совокупности текстов сакрального и профанного искусства, каждый из которых также предстает рядом текстов и т. п. Можно говорить о всей совокупности произведений того или иного художника, писателя, композитора, режиссера или, например, о каком-то профессиональном словаре, энциклопедии (по эстетике, философии, литературе, сюрреализму и т. п.) как о едином Г. Наиболее активно понятие Г. работает применительно к культуре, искусству и литературе XX в., многие произведения которых, особенно второй половины столетия, сознательно создаются в жанре Г. (см.: Гиперлитература), ибо этот тип текста наиболее адекватен ситуации XX в., в которой причудливая смесь элементов Культуры и ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-) сама представляет собой супер-Г. В лексикон современной науки понятие Г. наиболее активно вошло в связи с развитием компьютерно-электронных искусств (см.: Компьютерное искусство) и собственно компьютерных сетей коммуникаций. В частности, самым грандиозным (практически бесконечным в информационном и пространственно-временных смыслах) Г. является система электронной коммуникации ИНТЕРНЕТ. Она состоит из несметного числа постоянно возникающих и так или иначе трансформирующихся страниц (сайтов), которые имеют целые иерархии подстраниц (см., в частности, любой электронный журнал, сайты какого-либо художественного музея или библиотеки). Более того, электронный Г. ИНТЕРНЕТА является активным текстом, позволяющим каждому реципиенту активно участвовать в его конкретном развитии, трансформации, входить в гиперреальность и киберпространство этого своеобразного текста, активно изживать, или переживать, ее (см.: виртуальная реальность). Понятие Г. было введено в науку в 60-80-е гг. XX в. Т.Нельсоном, который определил его как нелинейный разветвляющийся текст, позволяющий читателю самому выбирать маршрут движения по его фрагментам, то есть путь чтения. Структуралисты, постмодернисты (см.: Постмодернизм), а затем теоретики сетевой литературы (см.: Гиперлитература) довели определение Г. почти до строгой формулы, которая сводится к тому, что Г. — это многоуровневая система информационных (вербальных или каких-либо иных) блоков (или гнезд), в которой реципиент волен свободно нелинейным образом прокладывать себе путь (см.: Навигация) считывания информации. Структура Г., основу которой составляют многоуровневая разветвленность и обилие перекрестных ссылок, программно предполагает возможность свободного входа в текст в любом его месте и произвольное странствие по его фрагментам, размытость функции автора, множественность авторов, активизацию реципиента (или читателя) до уровня полноправного автора. Современные теоретики Г. усматривают его элементы во всей истории литературы, начиная с Библии, Боккаччо, Я. Потоцкого, Л. Кэролла и кончая Борхесом, Эко и современными создателями книжных (несетевых) гиперроманов-гипертекстов Итало Кальвино, Милорадом Павичем и др. Принципиальная дисперсность, нелинейность и, как следствие, полисемия Г., а также возможность свободной навигации в нем реципиента наиболее полно соответствуют современным тенденциям гуманитарных наук и ПОСТ-культуры в целом на отказ от поисков какой-то одной истины, линии развития, тенденции, фабулы, сюжета; от абсолютизации каких-либо ценностей, от моногносеологизма и т. п. в культуре, науке, истории, искусстве, конкретном литературном тексте и т. п. Понятие Г., таким образом, становится одной из центральных категорий гуманитарных наук (или единой науки) будущего.
Лит.: Hypertext. Text. Theory. Ed. O.P. Landow. Baltimor, 1992;
Landov/ O.P. Hypertext. The convergence of contemporary critical theory. 1994; Proceedings of Hypertext. NY., 1998.
В.Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века..В.В.Бычков.2003.


Синонимы:
текст


  1. гипертекстангл. hypertext термин введенный в х гг. для обозначения комбинации текста на естественном языке с возможностями компьютера осуществлять переход к различным кускам порци...Большая психологическая энциклопедия
  2. гипертекстГИПЕРТЕКСТ англ. hypertext термин введенный в х гг. для обозначения комбинации текста на естественном языке с возможностями компьютера осуществлять переход к различным к...Большой психологический словарь
  3. гипертекстдокумент содержащий ссылки на блоки текста внутри самого документа или на другие документы....Большой толковый социологический словарь II
  4. гипертекстГипертекст hypertextus us гипертекстовый hypertextualis documentorum conjunctrix...Латинский словарь
  5. гипертекстсверхтекст Понятие современных структуралистски см. Структурализм ориентированных культурологии и эстетики. Суть его состоит в том что культура в целом как и все ее фрагм...Лексикон нонклассики
  6. гипертекстНачальная форма Гипертекст винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. гипертекстГИПЕРТЕКСТstrong компьютерный термин описывающий метод взаимосвязи одних данных с другими. Гипертекст наиболее часто используется во ВСЕМИРНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ WWW и в и...Научно-технический энциклопедический словарь
  8. гипертекстгипертекст гипертекст а...Орфографический словарь
  9. гипертекстОрфографическая запись слова гипертекст Ударение в слове гипертекст Деление слова на слоги перенос слова гипертекст Фонетическая транскрипция слова гипертекст [гпиртэкст...Полный фонетический разбор слов
  10. гипертекстгипертекст аСинонимы текст...Русский орфографический словарь
  11. гипертекстм....Русско-английский словарь по физике
  12. гипертекстhypertext вчт. memex...Русско-английский словарь по электронике
  13. гипертекстhypertext...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  14. гипертекстгiпертэuкст ту...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  15. гипертекстгiпертэкст ту...Русско-белорусский физико-математический словарь
  16. гипертекстгипермтн...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  17. гипертексткомп.u Синонимы текст...Русско-китайский словарь
  18. гипертекстм кмпu hypertext m текст...Русско-португальский словарь
  19. гипертекствчт гпертекст ту Синонимы текст...Русско-украинский политехнический словарь
  20. гипертекст.strong hypertext...Русско-шведский словарь
  21. гипертекстгипертекст а Синонимы текст...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  22. гипертекстhypertext Слово или фраза в документе которые связаны с какойнибудь частью этого или другого документа. Слова и фразы гипертекста обычно имеют голубой цвет и подчеркнутыС...Словарь бизнес терминов
  23. гипертекстот греч. hyperbole преувеличение излишек вид текста или способ организации текста появившийся с внедрением в жизнь компьютерных технологий. Г. дает возможность работающ...Словарь литературоведческих терминов
  24. гипертекстпонятие использующееся для описания электронных текстов связанных с другими текстами. Термин гипертекст был введен в году Т. Нелсоном в книге Компьютер машина снов для ...Словарь молодёжного слэнга
  25. гипертекстHyperText технология обработки информации для которой характерно следующее в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста объекты с возможными иллюстрациям...Словарь по технологиям обучения
  26. гипертекстгипертекст сущ. колво синонимов текст Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы текст...Словарь синонимов II
  27. гипертекстhyper text специальная организация компьютерных интернетных медиатекстов позволяющая при нажатии курсора на определенные слова или аудиовизуальные объекты мгновенно пере...Словарь терминов по медиакомпетентности
  28. гипертексттехнология обработки информации обладающая методом организации данных который характерен следующим в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста объекты с ...Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
  29. гипертекстУдарение в слове гипертекстУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове гипертекст...Ударение и правописание
  30. гипертекстRzeczownik гипертекст m hipertekst m...Универсальный русско-польский словарь
  31. гипертекстот гр. hiper над сверх по ту сторону информационный массив фрагменты которого связаны между собой по принципу смысловых ассоциаций. Термин введен в году Теодором Нельс...Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  32. гипертекстпонятие структурной лингвистики и постмодернистской философии науки обозначающее максимально широкую языковую реальность фактически налично функционирующее в обществе опр...Философия науки
  33. гипертекстГИПЕРТЕКСТ ГИПЕРТЕКСТ организационная надстройка над текстом позволяющая рассматривать его в различных структурных представлениях. Гипертекст позволяет наряду с линейным...Философская энциклопедия
  34. гипертекстГипертекст Гипертекст принцип организации информационных массивов при котором отдельные информационные элементы связаны между собой ассоциативными отношениями обеспечива...Финансовый словарь
  35. гипертекстТетр Тетис Тетер Тестер Тест Тес Терек Тергит Текст Текс Теист Тег Стрит Стрет Стрепет Стр Стикер Стик Стер Степ Стек Спирт Спикер Спик Спектр Скрипт Скреп Скит Скипетр С...Электронный словарь анаграмм русского языка
  36. гипертекстмногослойный текст имеющий кроме основного еще и другие уровни. В книжном варианте подобные тексты встречаются в научноакадемических изданиях снабжаемых подстрочными ссыл...Энциклопедический словарь СМИ
  37. гипертекстГИПЕРТЕКСТ англ. hypertext способ представле ния информации emсовокупность блоков информации между которыми установлена система связей. Г. позволя ет переходить от одног...Энциклопедия эпистемологии и философии науки