Большой психологический словарь

ГИПЕРТЕКСТ

ГИПЕРТЕКСТ (англ. hypertext) — термин, введенный в 1960-х гг. для обозначения комбинации текста на естественном языке с возможностями компьютера осуществлять переход к различным кускам (порциям) информации. Идеология гипертекстовой среды, вероятно, была впервые предложена еще в «докомпьютерную эпоху» в статье В. Буша «Как мы, возможно, думаем» (1945). Анализируя работу мозга и процессы мышления, Буш предложил при хранении информации в вычислительной машине использовать ассоциативные связи между отдельными документами и их фрагментами. В этой же работе рассмотрены возможности коллективной работы людей над одним и тем же документом и предложен способ «закладок», т. е. способ сохранения цепей ассоциативных ссылок и соответствующих замечаний отдельных исследователей. Сегодняшняя гипертекстовая система реализует способ хранения и манипулирования информацией, при котором эта информация хранится в виде сети связанных между собой узлов. В самом простом варианте узел определяется как некоторое окошко вокруг ключевого слова. Размер окошка может регулироваться, напр., путем определения количества строк относительно ключевого слова. При этом, в принципе, каждый пользователь может организовывать свою собственную сеть, основанную на его личных ассоциациях и интересах. Такая идеология гипертекстовых сред делает их построение аналогичным структуре семантических сетей.

Технология установления связей, как правило, закладывается разработчиком, но указание на то, от какого узла к какому следует перейти, делает сам пользователь. В стандартном режиме допускается прямое указание имени узла, напр., путем использования ключевых (ссылочных) слов, заранее выбранных автором исходного Г. В качестве ссылочных элементов могут использоваться не только ключевые слова, но и любые фрагменты текста или графики, такие как часть рисунка, пиктограмма. Эти элементы выделяются цветом, шрифтом или любым др. способом. Выбор пользователем такого элемента вызывает на экран содержимое связанного с ним блока информации. Потенциальные (тонкие линии) и активные (толстые линии) связи некоторого узла информации. Активные связи соответствуют определенному типу атрибутов (напр., ключевых слов) данного узла.

В результате пользователь по мере изучения предмета или документа устанавливает те связи, которые соответствуют его ассоциациям, способу мышления, интересам и уровню знаний, и может изучать документ в интересующем его порядке. Хорошим примером использования гипертекстовой идеологии является работа человека со словарем, когда он по ссылкам одной статьи может переходить к др. Такая свобода имеет и отрицат. стороны, связанные с опасностью потери ориентировки в материале изучения. Дело в том, что Г. можно рассматривать как перестраиваемую пользователем сетевую базу данных, т. е. базу данных, не имеющую стандартной структуры. Поэтому при работе с гипертекстовыми системами возникает сложная проблема навигации. Для ее решения используют различные средства.

Общая идея решения заключается в применении опосредованного управления, при котором каждому узлу приписывается список атрибутов (характеристик) (см. рис. 1). Специальная программа сопоставляет эти атрибуты с запросом пользователя, в котором определены цели его работы на языке атрибутов. Напр., пользователь может определять фильтрацию материала, т. е. накладывать ограничения на связи узлов и делать доступными только некоторые из типов связей. Остальные связи делаются «невидимыми» в данном сеансе работы. Такая фильтрация полезна, если связи разного типа ориентированы на выполнение разных задач. Если в списке атрибутов присутствуют ключевые слова, то они могут обозначать тип связи между узлами. Примерами связей могут служить ключи: «содержит», «есть то же самое», «аналогично», «пример», «используется для», «имеет части», «относится к группе» и т. д. Др. тип фильтрации может регулировать уровень глубины просмотра проблемы; примерами служат указания: «просматривать только заголовки тем», «только выводы», «только иллюстрации» и т. д.

Для улучшения навигации также используют средства, помогающие ориентироваться во взаимосвязях уже осмотренных узлов. К таким средствам относятся: список узлов, которые посетил пользователь, и узлов, связанных с ними; дерево (граф) узлов, которые посетил пользователь, и путь пользователя по этому дереву. В результате исследования навигационных маршрутов уч-ся, проявляемых ими при обучении в гипертекстовой среде, были выявлены 2 основных типа стратегий поиска информации: 1) целенаправленный поиск, когда пользователь точно знает цель поиска и мало отвлекается на изучение побочной информации; 2) сканирование, когда пользователь просматривает большое количество информации, проводя широкое и часто бесцельное ознакомление с содержанием узлов; этот случай показывает актуальность помощи пользователям в постановке цели, коррекции путей освоения материала, ориентировании в Г.

Для решения этих вопросов используются методы предоставления пользователям возможности иерархической организации материала путем использования метода перехода по ссылкам на важные с т. зр. разработчиков места и понятия. При этом в активных гипертекстовых средах автор (разработчик) может конструировать по своему усмотрению такие операции, как раздача текстовых и графических материалов, контроль работы, опрос, получение подсказки и пр.

Особое значение имеет использование для этих целей методов искусственного интеллекта и, в частности, элементов экспертных систем, которые могут осуществлять функции консультанта при выборе пути навигации. При просмотре пользователем некоторого узла экспертные системы могут помочь в определении дальнейшего пути, подсказать наиболее подходящие узлы для дальнейшей навигации. Аналогичная функция применяется в материалах для программированного обучения; при разработке подобных курсов преподаватель в полной мере решает вопрос о последовательности изучения отдельных тем в к.-л. предметной области. Логика такого обучения в этом смысле близка логике экспертных систем и м. б. выражена формулой «при достижении результатов обучения A, B, C по теме N рекомендуем перейти к изучению области G».

Др. способом помощи в поиске является применение комбинаций ключевых слов, объединяемых с помощью логических связок «и», «или», «не». Напр., находясь в узле, описывающем свойства треугольника, разумно искать дальнейший путь с помощью объединения ключевых слов во фразу типа: «подобие» ИЛИ («равенство углов» И «пропорциональность сторон»).

Важным методом снижения отрицат. влияния излишней свободы выбора пути в гипертекстовых системах является подсказка типа: «имеет место отклонение от изучаемой темы». Система осуществляет ее автоматически, как только пользователь переходит в неподходящий узел. Принцип механизма подсказки заключается в сравнении близости изучаемой и новой темы. Критерии близости тем м. б. разными. Степень близости тем м. б. заранее задана автором. Близость может определяться числом узлов, расположенных между 2 сравниваемыми темами, на некотором уровне подробности изложения, напр., на уровне оглавления или на уровне подзаголовков.

Еще одно важное навигационное средство помощи уч-ся — метод маршрутов. Маршруты представляют собой направленные путешествия по учебному материалу. Процесс обучения представляется в виде метафоры путешествия, в процессе которого уч-ся вызывает пиктограмму «экипаж» с указанием маршрута и пользуется этим экипажем по мере надобности, имея право сойти с него, побродить самостоятельно и вернуться к месту стоянки.

Наряду с маршрутами типичными навигационными средствами помощи являются «карта» и «индекс». Карта представляет собой к.-л. вариант описания пути навигации с указанием текущего местоположения уч-ся. В самом простом случае это перечень узлов, ранее посещавшихся уч-ся, в более сложных — это дерево (граф) изученных пользователем узлов с соответствующими аннотациями и указанием типов связей, по которым были совершены переходы. В некоторых системах поддерживается механизм запоминания путей пользователя под определенными именами, что дает возможность вернуться к ним при необходимости. Для аналогичных целей используются также системы закладок, оставляемых в некоторых просмотренных узлах. Под «индексом» обычно подразумевают некоторый алфавитный указатель, предназначенный для совместного использования с картой и маршрутами.

Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что Г. очень удобная среда для организации учебного материала в соответствии с требованиями теории обучения. Действительно, гипертекстовые средства: 1) поддерживают многообразные формы представления учебного материала, предоставляя при этом возможность выбора наиболее адекватных форм для решения конкретных задач; 2) поддерживают развитую структуру учебного материала, имеющую разные связи между отдельными темами, параграфами и блоками информации. Эти возможности обеспечивают использование в учебном процессе педагогических и психологических закономерностей, в соответствии с которыми усвоение материала тем легче и точнее, чем больше число его связей с др. частями изучаемого предмета. Усвоение отдельных фактов и теорий тем прочнее, чем больше уч-ся самостоятельно исследует взаимосвязи этих элементов и использует их при решении задач. Т. о., гипертекстовая среда, с одной стороны, представляется оптимальной для реализации курсов управляемого преподавателем программированного обучения, с др. — она позволяет удобно реализовать идеологию самостоятельной работы уч-ся по построению собственных маршрутов изучения предметной области. (В. М. Кроль.)


  1. гипертекстангл. hypertext термин введенный в х гг. для обозначения комбинации текста на естественном языке с возможностями компьютера осуществлять переход к различным кускам порци...Большая психологическая энциклопедия
  2. гипертекстдокумент содержащий ссылки на блоки текста внутри самого документа или на другие документы....Большой толковый социологический словарь II
  3. гипертекстГипертекст hypertextus us гипертекстовый hypertextualis documentorum conjunctrix...Латинский словарь
  4. гипертекстсверхтекст Понятие современных структуралистски см. Структурализм ориентированных культурологии и эстетики. Суть его состоит в том что культура в целом как и все ее фрагм...Лексикон нонклассики
  5. гипертекстНачальная форма Гипертекст винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  6. гипертекстГИПЕРТЕКСТstrong компьютерный термин описывающий метод взаимосвязи одних данных с другими. Гипертекст наиболее часто используется во ВСЕМИРНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ WWW и в и...Научно-технический энциклопедический словарь
  7. гипертекстгипертекст гипертекст а...Орфографический словарь
  8. гипертекстОрфографическая запись слова гипертекст Ударение в слове гипертекст Деление слова на слоги перенос слова гипертекст Фонетическая транскрипция слова гипертекст [гпиртэкст...Полный фонетический разбор слов
  9. гипертекстгипертекст аСинонимы текст...Русский орфографический словарь
  10. гипертекстм....Русско-английский словарь по физике
  11. гипертекстhypertext вчт. memex...Русско-английский словарь по электронике
  12. гипертекстhypertext...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  13. гипертекстгiпертэuкст ту...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  14. гипертекстгiпертэкст ту...Русско-белорусский физико-математический словарь
  15. гипертекстгипермтн...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  16. гипертексткомп.u Синонимы текст...Русско-китайский словарь
  17. гипертекстм кмпu hypertext m текст...Русско-португальский словарь
  18. гипертекствчт гпертекст ту Синонимы текст...Русско-украинский политехнический словарь
  19. гипертекст.strong hypertext...Русско-шведский словарь
  20. гипертекстгипертекст а Синонимы текст...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  21. гипертекстhypertext Слово или фраза в документе которые связаны с какойнибудь частью этого или другого документа. Слова и фразы гипертекста обычно имеют голубой цвет и подчеркнутыС...Словарь бизнес терминов
  22. гипертекстот греч. hyperbole преувеличение излишек вид текста или способ организации текста появившийся с внедрением в жизнь компьютерных технологий. Г. дает возможность работающ...Словарь литературоведческих терминов
  23. гипертекстпонятие использующееся для описания электронных текстов связанных с другими текстами. Термин гипертекст был введен в году Т. Нелсоном в книге Компьютер машина снов для ...Словарь молодёжного слэнга
  24. гипертекстHyperText технология обработки информации для которой характерно следующее в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста объекты с возможными иллюстрациям...Словарь по технологиям обучения
  25. гипертекстгипертекст сущ. колво синонимов текст Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы текст...Словарь синонимов II
  26. гипертекстhyper text специальная организация компьютерных интернетных медиатекстов позволяющая при нажатии курсора на определенные слова или аудиовизуальные объекты мгновенно пере...Словарь терминов по медиакомпетентности
  27. гипертексттехнология обработки информации обладающая методом организации данных который характерен следующим в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста объекты с ...Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
  28. гипертекстУдарение в слове гипертекстУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове гипертекст...Ударение и правописание
  29. гипертекстRzeczownik гипертекст m hipertekst m...Универсальный русско-польский словарь
  30. гипертекстот гр. hiper над сверх по ту сторону информационный массив фрагменты которого связаны между собой по принципу смысловых ассоциаций. Термин введен в году Теодором Нельс...Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  31. гипертекстпонятие структурной лингвистики и постмодернистской философии науки обозначающее максимально широкую языковую реальность фактически налично функционирующее в обществе опр...Философия науки
  32. гипертекстГИПЕРТЕКСТ ГИПЕРТЕКСТ организационная надстройка над текстом позволяющая рассматривать его в различных структурных представлениях. Гипертекст позволяет наряду с линейным...Философская энциклопедия
  33. гипертекстГипертекст Гипертекст принцип организации информационных массивов при котором отдельные информационные элементы связаны между собой ассоциативными отношениями обеспечива...Финансовый словарь
  34. гипертекстТетр Тетис Тетер Тестер Тест Тес Терек Тергит Текст Текс Теист Тег Стрит Стрет Стрепет Стр Стикер Стик Стер Степ Стек Спирт Спикер Спик Спектр Скрипт Скреп Скит Скипетр С...Электронный словарь анаграмм русского языка
  35. гипертекстмногослойный текст имеющий кроме основного еще и другие уровни. В книжном варианте подобные тексты встречаются в научноакадемических изданиях снабжаемых подстрочными ссыл...Энциклопедический словарь СМИ
  36. гипертекстГИПЕРТЕКСТ текст устроенный таким образом что он превращается в систему иерархию текстов одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример Г. это лю...Энциклопедия культурологии
  37. гипертекстГИПЕРТЕКСТ англ. hypertext способ представле ния информации emсовокупность блоков информации между которыми установлена система связей. Г. позволя ет переходить от одног...Энциклопедия эпистемологии и философии науки