Энциклопедия культурологии

АДАМ КАДМОН

Адам Кадмон
(евр.'adam qadmon, «Адам первоначальный», «человек первоначальный»), в мистической традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времен как первообраз для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности). Представление об А. К. — иудаистический вариант гностической мифологемы антропоса; как и последняя, оно соотносимо с образами Пуруши и Гайомарта в индо-иранской традиции.Его специфика выявляется в контексте интерпретации библейского рассказа о сотворении человека: некоторые толкователи различали Адама, созданного из земли (Быт. 2:7), и Адама, сотворенного «по образу и подобию Божьему» (1:27). Эти слова воспринимались как указание на соединение в А. К. мужского и женского начал (очень древний и распространенный мифологический мотив двуполости первочеловека). Но эти же слова подвергались сомнению в связи с усилением веры в трансцендентность Бога; поэтому возникло толкование (приписываемое рабби Акибе, I—II вв.), согласно которому человек был сотворен «по образу» не Бога, но А. К. Филон Александрийский (I в. до н. э. — I в. н. э.) соединил эти представления с платоновской концепцией идеи как вневременного образца вещи: «небесный человек» (который, между прочим, изъят из разделения на мужской и женский пол) есть идеальная парадигма «земного человека». Полное развитие мифологема А. К. получила в пантеистически окрашенной каббалистической мистике XIII-XVIII вв., трактующей А. К. как онтологически необходимое соединительное звено между абсолютно бескачественной и неопределимой беспредельностью Бога и Его Самоопределением через полагаемые Им же формы. В «Зогаре» («Книга сияния», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому) говорится, что «образ человека заключает в себе все миры горние и дольние» и что образ этот избран «Святым Старцем» (т. е. Богом) для Себя Самого (талмудический трактат «Идра рабба» 144а). Символ А. К. был воспринят эклектической символикой масонства, где он соотносился с эмблемой шестиконечной звезды, т. н. Давидова щита (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. адам кадмонв мистич. традиции иудаизма абсолютное духовное явление человеч. сущности до начала времен как первообраз для духовн. и материальн. мира а также для человека как эмпирич....Древний мир. Энциклопедический словарь
  2. адам кадмонв мистич. традиции иудаизма абсолютное духовное явление человеч. сущности до начала времен как первообраз для духовн. и материальн. мира а также для человека как эмпирич....Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  3. адам кадмонЕвр. Прототипный Человек Человечество Небесный Человек не впавший в грех каббалисты относят его к Десяти Сефиротам на плане человеческого восприятия. у.у.у. В Каббале Ада...Религиозные термины
  4. адам кадмонпервочеловек как символ макрокосмоса. Легенда об Адаме Кадмоне иудейский вариант гностической мифологемы антропоса. Одним из видных истолкователей образа явился Филон Ал...Символы, знаки, эмблемы
  5. адам кадмонАДАМ КАДМОН см. Каббала.em dd Философский энциклопедический словарь. АДАМ КАДМОН АДАМ КАДМОН предвечный человек в каббале первое явление Божества универсальный архетип в...Философская энциклопедия
  6. адам кадмонАДАМ КАДМОНевр. dm qadmn Адам первоначальный человек первоначальный в мистической традиции иудаизма абсолютное духовное явление человеческой сущности до начала времн как ...Энциклопедия мифологии