Энциклопедия Кольера II

СТРАВИНСКИЙ, ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ

СТРАВИНСКИЙ, ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ(1882-1971), один из крупнейших композиторов 20 в. Родился 18 июня 1882 в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга. Вырос в музыкальной семье - отец его был оперным певцом. Пробовал сочинять музыку, не имея специального образования, и лишь в двадцатилетнем возрасте начал брать уроки композиции у Римского-Корсакова. В 1905 опубликовал симфонию, написанную в академическом стиле. Под влиянием Римского-Корсакова обратился к русскому музыкальному фольклору. Его первое крупное произведение, пронизанное национальными мотивами, появилось после встречи с Сергеем Дягилевым - прославленным балетным импресарио, готовившим ряд спектаклей русского балета в Париже. По его заказу Стравинский написал одну из самых блестящих своих партитур - балет по русской сказке Жар-птица (1910). В следующем году был завершен еще один балет - Петрушка, где в живых и достоверных образах воссозданы картины русской масленицы. Музыкальный язык Жар-птицы и Петрушки еще сохраняет связь с прежней традицией, но уже в третьем балете - Весна священная (1913), действие которого происходит в древней языческой Руси, Стравинский порывает с музыкальной традицией, свободно используя неразрешенные диссонансы и постоянно меняющиеся ритмы невероятной сложности. Премьера Весны священной, поставленной "Русским балетом" Дягилева в Париже 29 мая 1913, сопровождалась бурным выражением негодования со стороны части публики. С тех пор имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке.Перед началом Первой мировой войны композитор покинул Россию. До 1939 жил во Франции, затем поселился в США. Добровольное изгнание стало причиной постепенного исчезновения из музыки Стравинского элементов русского фольклора. Русские темы еще присутствуют в партитуре Истории солдата (L'Histoire du soldat) для семи инструментов, созданной в годы Первой мировой войны, а также в кантате Свадебка (Les Noces, 1920) - стилизации деревенского свадебного гулянья - для солистов, 4 роялей и 17 ударных. Но в более поздних сочинениях уже прослеживается поворот к классицизму и религиозной тематике. Сюда относятся Концерт для фортепиано с оркестром (1924), балет Аполлон Мусагет (Apollon Musagete, 1927) и в особенности кантата Симфония псалмов (A Symphony of Psalms, 1930). В этот же период композитор создает балеты Пульчинелла (Pulcinella, 1920, на темы Перголези) и Поцелуй феи (Le Baiser de la fe, 1928, на темы Чайковского). Его Симфония в трех частях (Symphony in Three Movements, 1945) - синтез неоклассицистской манеры и революционного стиля Весны священной.Наиболее полно художественный аскетизм Стравинского проявился в Царе Эдипе (Oedipus Rex, 1927), опере-оратории на латинский текст; скупыми техническими средствами композитор достигает необычайного драматизма. В 1951 Стравинский написал оперу Похождения повесы (The Rake's Progress, по серии нравоучительных гравюр Уильяма Хогарта) - сочинение, которое знаменует еще одну стилистическую линию его творчества: элементы комедии, моралите и мелодрамы сливаются в шутливо-назидательное целое.Возможно, наиболее примечательным этапом творческой эволюции Стравинского (уже перешагнувшего 70-летний рубеж) стало освоение им 12-тоновой (додекафонной) системы композиции, которую использовали Арнольд Шёнберг и Антон Веберн. В этом стиле созданы балет Агон (Agon, 1957) для 12 танцовщиков и духовная кантата на библейский текст Плач пророка Иеремии (Threni, 1958) для солистов, хора и оркестра. Неповторимая манера Стравинского отчетливо проявилась в ритмике, полифонии и тембровой палитре этих додекафонных сочинений.Умер Стравинский в Нью-Йорке 6 апреля 1971. Его влияние на музыку 20 в. огромно. Такие шедевры, как Весна священная, вошли в основной репертуар оркестров многих стран мира.

  1. стравинский, игорь федоровичрод. .VI. в Ораниенбауме близ Петербурга ум. .IV. в НьюЙорке рус. композитор дирижер пианист. Сын выдающегося певца артиста рус. оперы Ф. Стравинского. Музыкой начал зан...Большая биографическая энциклопедия
  2. стравинский игорь федоровичСтравинскийstrong Игорь Федорович [. Ораниенбаум ныне г. Ломоносов . НьюЙорк похоронен в Венеции] русский композитор и дирижр. Сын певца Ф. И. Стравинского. Рано познако...Большая Советская энциклопедия II
  3. стравинский игорь федоровичСТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович российский композитор и дирижер. Сын Ф. И. Стравинского. В России до затем постоянно жил за рубежом с в США с гражданин США. Ранние балет...Большой Энциклопедический словарь V
  4. стравинский, игорь фёдоровичИгорь Федорович композитор и дирижер. В России до с гражданин США. Творчество Стравинского отличается с одной стороны образным и стилистическим многообразием от язы...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. стравинский игорь федоровичЗнаменитый русский композитор. Родился Ораниенбауме июня года. Написал много замечательных современных произведений. Его учителем был РимскийКорсаков. Мы упоминаем его ...История гитары. Библиографический и терминологический словарь
  6. стравинский игорь федоровичроссийский композитор и дирижер. Сын певца Ф. И. Стравинского. Играть на фортепиано начал в лет с самостоятельно изучал теорию композиции. Первые сочинения Фантастиче...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  7. стравинский игорь федоровичVI Ораниенбаум ныне г. Ломоносов VI НьюЙорк похоронен в Венеции .Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне надлежало как и Баху хотя и иного масштаба...Музыкальный словарь
  8. стравинский игорь фёдоровичСтравинский Игорь Фдорович композитор дирижр. Сын Ф. И. Стравинского. Родился в Ораниенбауме ныне город Ломоносов. В окончил юридический факультет Петербургского универ...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  9. стравинский игорь федорович. русский композитор и дирижер сын певца Мариинского театра Федора Игнатьевича Стравинского. Учился на юридическом факультете Петербургского университета занимался композ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  10. стравинский игорь федорович. Ораниенбаум . НьюЙорк композитор дирижер и пианист. Родился в семье великого русского певца Федора Игнатьевича С солиста Мариинского театра обладавшего уникальным басом...Энциклопедия русской эмиграции