Большая Советская энциклопедия II

СТРАВИНСКИЙ ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ

СтравинскийИгорь Федорович [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов, ‒ 6.4.1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции], русский композитор и дирижёр. Сын певца Ф. И.Стравинского.Рано познакомился с отечественной литературой, живописью, театром, музыкой. С 9 лет играл на фортепиано, с 18 ‒ самостоятельно изучал теорию композиции. Одновременно занимался на юридическом факультете Петербургского университета (1900‒05). С 1902 брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. «Фантастическое скерцо» и фантазия «Фейерверк» для оркестра (1908) ‒ первые сочинения, привлекшие внимание к композитору. Большую поддержку оказал ему С. П. Дягилев ‒ организатор Русских сезонов в Париже, где состоялись премьеры балетов, принёсших С. мировую славу: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913). С 1910 жил попеременно в Париже, Швейцарии, России (в имении жены). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 ‒ во Франции, в 1939 переехал в США (американское подданство принял в 1945). За границей вёл концертную деятельность (исполнял собственные произведения, иногда сочинения М. И. Глинки, П. И. Чайковского), которая приобрела особый размах после 2-й мировой войны 1939‒45. В 1962 выступил с авторскими концертами в СССР.

В начале творческого пути С. испытал воздействие Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, Чайковского (музыку последнего высоко почитал и позднее). Сильным, но кратковременным оказалось влияние К. Дебюсси. Особый интерес у С. вызывал отечественный фольклор, что наложило отпечаток на т. н. русский период его творчества. Центральное произведение этих лет наряду с «Весной священной» ‒ хореографическая кантата «Свадебка» (1914‒1923, «русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П.Киреевского»). С. обращался к народным текстам, сюжетам, архаической песенности. На этой основе выработалась оригинальная творческая манера ‒ яркая, взрывчатая, динамичная, способствовавшая интонационному обновлению национального стиля. Одновременно в его творчестве нашла отражение современная городская бытовая музыка. Архаический и бытовой пласты совместились в балетной пантомиме с чтецом «История солдата ‒ сказка о беглом солдате и чёрте» (1918). Здесь, как и в др. балетной пантомиме с пением «Байка про лису...» (1916), использован сюжет русской народной сказки. С. установил новый тип музыкального спектакля (характерный для современного условного театра), совмещающий различные театрально-сценические приёмы: в балет вводится пение, музыкальное действие поясняется речевой декламацией и др.

В балете с пением «Пульчинелла» (на темы Дж. Б. Перголези, 1920) наметился, а в октете для духовых инструментов и концерте для фортепиано и духовых инструментов (оба 1923) закрепился переход кнеоклассицизму(с этим направлением С. был связан до начала 50-х гг.). Русская тематика уступила место античной мифологии, библейским текстам, вокальная музыка ‒ инструментальной (в вокальных сочинениях использовались главным образом латинские и отчасти французские тексты). Этим ослаблялось значение русского национального начала, хотя С. утверждал: «Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе» («Комсомольская правда», 1962, 27 сент., с. 4). Для этих лет характерно освоение С. приёмов и средств европейской музыки периода барокко, старинной контрапунктической техники, мелодики итальянского бельканто и др. Разнородные стилистические пласты объединялись яркой художественной индивидуальностью композитора. Однако со 2-й половины 30-х гг. в творчестве проявились кризисные черты, неустойчивость и шаткость идейных исканий. Среди лучших произведений 20 ‒ начала 50-х гг. ‒ опера- оратория «Царь Эдип» (1927), балет-аллегория «Поцелуй феи» (1928; использованы мелодии Чайковского), «Симфония псалмов» (1930), концерт для скрипки с оркестром (1931), концерт для 2 фортепиано соло (1935), 2 симфонии (1940, 1945), балет «Орфей» (1947), опера «Похождения повесы» (1951).

В конце 40-х ‒ 50-х гг. творческая манера С. претерпевает изменения: он обратился кдодекафонии(методу А. Шёнберга), однако использовал эти приёмы письма в соответствии с присущим ему тональным мышлением. Тематика резко сужается ‒ главенствуют духовные образы и сюжеты (перелом обозначила Месса, 1948), музыка становится более суровой, терпкой, нередко умозрительно усложнённой. Преобладают вокально-инструментальные произведения (на латинские и английские тексты). Наиболее значительные сочинения: кантата «Священное песнопение» («Canticum sacrum», 1956), балет «Агон» («Состязания», 1957), «Заупокойные песнопения» («Requiem canticles», 1966) и др. Последнее произведение С. ‒ обработка для камерного оркестра 2 песен X. Вольфа (1967).

С. принадлежат также литературные труды, преимущественно автобиографические; в них весьма дискуссионно освещаются некоторые проблемы музыкальной эстетики, даются субъективные оценки и характеристики. На рус. язык переведены: «Хроника моей музыкальной жизни» (1963), «Диалоги» (1971).


Лит.:Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Книга о Стравинском, Л., 1929; Ярустовский Б. М., И. Стравинский, 2 изд., М., 1969; Друскнн М. С., И. Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды, Л. ‒ М., 1974.

═ М. С. Друскин.

  1. стравинский, игорь федоровичрод. .VI. в Ораниенбауме близ Петербурга ум. .IV. в НьюЙорке рус. композитор дирижер пианист. Сын выдающегося певца артиста рус. оперы Ф. Стравинского. Музыкой начал зан...Большая биографическая энциклопедия
  2. стравинский игорь федоровичСТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович российский композитор и дирижер. Сын Ф. И. Стравинского. В России до затем постоянно жил за рубежом с в США с гражданин США. Ранние балет...Большой Энциклопедический словарь V
  3. стравинский, игорь фёдоровичИгорь Федорович композитор и дирижер. В России до с гражданин США. Творчество Стравинского отличается с одной стороны образным и стилистическим многообразием от язы...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  4. стравинский игорь федоровичЗнаменитый русский композитор. Родился Ораниенбауме июня года. Написал много замечательных современных произведений. Его учителем был РимскийКорсаков. Мы упоминаем его ...История гитары. Библиографический и терминологический словарь
  5. стравинский игорь федоровичроссийский композитор и дирижер. Сын певца Ф. И. Стравинского. Играть на фортепиано начал в лет с самостоятельно изучал теорию композиции. Первые сочинения Фантастиче...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  6. стравинский игорь федоровичVI Ораниенбаум ныне г. Ломоносов VI НьюЙорк похоронен в Венеции .Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне надлежало как и Баху хотя и иного масштаба...Музыкальный словарь
  7. стравинский игорь фёдоровичСтравинский Игорь Фдорович композитор дирижр. Сын Ф. И. Стравинского. Родился в Ораниенбауме ныне город Ломоносов. В окончил юридический факультет Петербургского универ...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  8. стравинский игорь федорович. русский композитор и дирижер сын певца Мариинского театра Федора Игнатьевича Стравинского. Учился на юридическом факультете Петербургского университета занимался композ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  9. стравинский, игорь федоровичСТРАВИНСКИЙ ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ один из крупнейших композиторов в. Родился июня в Ораниенбауме близ СанктПетербурга. Вырос в музыкальной семье отец его был оперным певцом...Энциклопедия Кольера II
  10. стравинский игорь федорович. Ораниенбаум . НьюЙорк композитор дирижер и пианист. Родился в семье великого русского певца Федора Игнатьевича С солиста Мариинского театра обладавшего уникальным басом...Энциклопедия русской эмиграции