Энциклопедия юриста

ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

наименование, под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других участников оборота. Данное определение является научным, поскольку законодательство РФ не дает определения Ф.н., а лишь указывает на его реквизиты.
ГК РФ устанавливает ряд норм общего характера, касающихся Ф.н. (п. 4 ст. 54). содержит требования к Ф.н. отдельных коммерческих организаций (ст. 69. 82, 87, 95, 96 и др.), а также указывает, что Ф.н. включается в понятие интеллектуальной собственности (ст. 138) и входит в состав предприятия как единого имущественного комплекса (ст. 132).
Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь Ф.н.Юридическое лицо, Ф.н. которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование. Лицо, неправомерно использующее чужое Ф.н., по требованию обладателя права на Ф.н. обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Развернутая правовая регламентация отношений, связанных с регистрацией, использованием и охраной Ф.н., должна быть в соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ обеспечена специальным законом.
Чтобы обеспечить решение главной задачи фирмы - индивидуализацию отдельных участников гражданского оборота, законодательство предъявляет к Ф.н. ряд требований, которые обычно именуются принципами фирмы.
Во-первых, Ф.н. должно правдиво отражать правовое положение юридического лица и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота. В этой связи ведущим принципом является принцип истинности фирмы. Ф.н. должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму юридического лица акционерное общество, кооператив, государственное унитарное предприятие и т.д.), профиль деятельности (например, "юридическое бюро", "научно-внедренческое предприятие","торговый дом" и т.д.), личность владельца и т.п. Во-вторых, Ф.н. должно обладать отличительными признаками, которые бы не допускали смешения одной фирмы с другой. Из этого вытекает принцип исключительности фирмы, в соответствии с которым Ф.н. должно быть новым и отличным от уже используемых. Однако этот на первый взгляд простой принцип нельзя применять формально. Как показываетзарубежная и отечественная практика (в том числе судебная), совпадение названий предприятий вполне допустимо, если они действуют в разных сферах и нет опасности ввести в заблуждение потребителей и иных лиц. С другой стороны, суд может запретить использовать даже не тождественное, а лишь сходное по звучанию наименование, если оно выбрано новой хозяйственной структурой с целью вызвать ложные ассоциации с широко известными на данном рынке фирмами. Поэтому вопрос о допустимой или недопустимой степени сходства двух Ф.н. должен решаться каждый раз исходя из фактических обстоятельств.
Лит.: Сергеев А.П. Право на фирменное наименование и товарный знак. СПб., 1995.
Додонов В.Н.

  1. фирменное наименованиеспособ индивидуализации участников гражданского оборота товаров работ или услуг посредством обозначения предприятия компании или отдельного лица под именем которого осуще...Аграрная экономика - термины и понятия. Энциклопедический справочник
  2. фирменное наименованиеангл. firm name обозначение компании фирмы или отдельного лица под именем которого осуществляется его производственная торговая или иная деятельность. Н.ф. включает в себ...Бизнес-словарь
  3. фирменное наименованиев СССР наименование юридического лица осуществляющего хозяйственную деятельность присваивается в целях его индивидуализации. Содержит название юридического лица указание ...Большая Советская энциклопедия II
  4. фирменное наименованиефирма наименование под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других участников гражданского ...Большой юридический словарь
  5. фирменное наименованиеФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ фирма наименование под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других у...Большой юридический словарь II
  6. фирменное наименованиенаименование юридического лица осуществляющего хозяйственную деятельность присваивается в целях индивидуализации. Организация имеет право пользоваться своим Н.ф. при закл...Глобальная экономика. Энциклопедия
  7. фирменное наименованиенаименование под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других участников оборота. Данное опре...Государство и право
  8. фирменное наименованиефирма наименование юридического лица индивидуализирующее конкретное предприятие в экономическом обороте. Фирменное наименование подлежит регистрации путем включения в гос...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. фирменное наименованиевключает в себя прежде всего специальное наименование отличающее предприятие от других а затем указание на предмет деятельности т.е. это наименование юридического лица яв...Интеллектуальная собственность
  10. фирменное наименованиеобозначение предприятия компании или отдельного лица под именем которого осуществляется его производственная торговая или иная деятельность. Н.ф. позволяет индивидуализир...Капитал. Энциклопедический словарь
  11. фирменное наименованиеfirma social firma...Русско-испанский юридический словарь
  12. фирменное наименованиеnome commerciale...Русско-итальянский политехнический словарь
  13. фирменное наименованиеnome commerciale depositato...Русско-итальянский экономический словарь
  14. фирменное наименованиеФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ фирма наименование под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других у...Словарь юридических терминов
  15. фирменное наименованиеФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ фирма наименование юридического лица индивидуализирующее конкретное предприятие в экономическом обороте. Фирменное наименование подлежит регистраци...Современная энциклопедия
  16. фирменное наименованиеназвание фирмы под которым она официально выступает участвует в экономических операциях. Обычно это не только имя фирмы как юридического лица но и отражение предмета деят...Современный экономический словарь. 2-е изд
  17. фирменное наименованиеполное обозначение юридического лица зафиксированное согласно действующим в стране законодательным актам....Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  18. фирменное наименованиеназвание фирмы под которым она официально участвует в экономических операциях. Обычно это не только имя фирмы как юридического лица являющегося коммерческой организацией ...Экономика и право
  19. фирменное наименованиеФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ название фирмы под которым она официально выступает участвует в экономических операциях. Обычно это не только имя фирмы как юридического лица но и ...Экономический словарь
  20. фирменное наименованиеФирменное наименование полное название компании.К ФН. предъявляется несколько требований. ФН. должно быть кратким. Длинные названия подлежат сокращению. Как ФН. использу...Энциклопедический словарь PR и рекламы
  21. фирменное наименованиеназвание фирмы под которым она официально участвует в экономических операциях. Обычно это не только имя фирмы как юридического лица являющегося коммерческой организацией ...Энциклопедический словарь экономики и права
  22. фирменное наименованиеФИРМА средство индивидуализации юридического лица коммерческой организации. Ф.н. нематериальное благо в субъективном смысле формирует личное неимущественное право и им...Юридическая энциклопедия