Большой юридический словарь

ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

(фирма) - наименование, под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других участников гражданского оборота. Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь Ф.н. Организация, Ф.н. которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на него. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное Ф.н., по требованию обладателя права на него обязано возместить причиненные убытки.

* * *

(англ registered name, trade name) - в гражданском праве РФ наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Ф.н. позволяет индивидуализировать конкретное предприятие в гражданском обороте, отличать его от др. однородных предприятий. Требования к Ф.н. установлены в ГК РФ* и законах об отдельных видах коммерческих организаций.

Права и обязанности, связанные с пользованием Ф.н., определяются законодательством. Право на Ф.н. принадлежит только данному юридическому лицу и означает возможность исключительного пользования им (при заключении договоров, путем указания на вывесках, счетах, бланках, ярлыках, рекламных материалах, на товарах предприятия, их упаковке) после регистрации Ф.н.в установленном порядке. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное Ф.н., по требованию обладателя права на Ф.н. обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Порядок регистрации и использования Ф.н. определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с ГК РФ.

В зарубежном гражданском и торговом праве Ф.н., обычно называемое фирмой, имеется у всех обществ и компаний. Обычно им пользуются в виде общего наименования для всех принадлежащих обществу или компании предприятий, выступающих под единой фирмой. Но с диверсификацией производства и возрастанием роли отдельных предприятий появляется тенденция к присвоению каждому из принадлежащих обществу или компании предприятий собственной фирмы, отличной от фирмы самого общества или компании.

В литературе отмечается (см.: Гражданское и торговое право капиталистических государств. - М., 1993), что назначение фирмы состоит в идентификации коммерсанта, индивидуализации его деятельности в хозяйственном обороте, что обусловливает ее важное значение в конкурентной борьбе и всей системе рыночных отношений. Фирма является элементом имущественного комплекса предприятия, значение и экономическая ценность которого возрастают по мере повышения репутации предприятия на рынке.

Для того чтобы обозначение могло быть использовано в качестве фирмы, оно должно отвечать установленным законом требованиям. По всем системам права фирма может быть представлена именем или фамилией, либо представлять собой наименование, характеризующее предмет деятельности, либо быть произвольным, в т.ч. вымышленным, наименованием.

Право многих стран романо-германской системы придерживается принципа истинности фирмы. Фирма индивидуального коммерсанта либо полного или коммандитного товарищества должна представлять истинное гражданское имя (фамилию) коммерсанта либо одного или нескольких предпринимателей -полных товарищей (но с добавлением обозначения «... и компания»), учредивших товарищество. Этот факт проверяется при регистрации фирмы в торговом реестре. Однако данный принцип не выдерживается и по существу сводится на нет. При переходе торгового промысла к новому собственнику в результате его продажи или наследования, при перемене гражданского имени коммерсанта либо выходе из товарищества новому предпринимателю предоставляется возможность использовать старую фирму. К уставным же товариществам принцип истинности фирмы вообще не применяется.

В странах англо-американского права действует принцип свободы фирмы - допустимости включения в нее при регистрации любого имени (фамилии). В результате во всех странах фирма индивидуальных или коллективных коммерсантов на практике совпадает или не совпадает с гражданским именем предпринимателя или предпринимателей.

В отношении некоторых видов торговых товариществ предъявляются специальные требования о включении в фирменное наименование полного или сокращенного указания на форму общества или компании. Во Франции фирма акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью и полного товарищества должна включать — до или после индивидуализирующего определения - указание на форму товарищества в его полном или сокращенном (S.A., S.A.R.L., S.N.C.) виде. В ФРГ это правило действует для уставных товариществ ~ акционерного общества (A.G.) и товарищества с ограниченной ответственностью (GmbH). В Англии наименование публичной компании должно содержать указание «public limited company». По законам ряда штатов США в наименование корпорации надлежит включать слово incorporation (или inc.) либо corporation (или согр.).

Право на фирму как один из элементов промышленной собственности относится к исключительным правам ее владельца, которые распространяются на всю или часть территории, для которой соответственно действует центральный или местный торговый или фирменный реестр, в который внесена фирма. К исключительным правомочиям владельца фирмы относится использование ее различными способами в хозяйственных операциях: в рекламе товаров и на вывесках предприятия, в качестве элемента товарного знака, на упаковке товаров и т.д. Владелец фирмы обязан указывать Ф.н. в документации - на бланках коммерческой корреспонденции, в сделках, на исковых документах и т.д. Исключительность права на фирму состоит в том, что др. коммерсанты устраняются от использования тождественного или сходного обозначения в качестве своего Ф.н. или товарного знака и не имеют права пользоваться им в деловой практике. При этом владельцу фирмы предоставляется абсолютная защита против применения данного наименования в целом или наиболее отличительных, существенных элементов в его Ф.н. или товарном знаке любого третьего лица, приступившего к использованию тождественного или сходного обозначения в более поздний срок.


  1. фирменное наименованиеспособ индивидуализации участников гражданского оборота товаров работ или услуг посредством обозначения предприятия компании или отдельного лица под именем которого осуще...Аграрная экономика - термины и понятия. Энциклопедический справочник
  2. фирменное наименованиеангл. firm name обозначение компании фирмы или отдельного лица под именем которого осуществляется его производственная торговая или иная деятельность. Н.ф. включает в себ...Бизнес-словарь
  3. фирменное наименованиев СССР наименование юридического лица осуществляющего хозяйственную деятельность присваивается в целях его индивидуализации. Содержит название юридического лица указание ...Большая Советская энциклопедия II
  4. фирменное наименованиеФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ фирма наименование под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других у...Большой юридический словарь II
  5. фирменное наименованиенаименование юридического лица осуществляющего хозяйственную деятельность присваивается в целях индивидуализации. Организация имеет право пользоваться своим Н.ф. при закл...Глобальная экономика. Энциклопедия
  6. фирменное наименованиенаименование под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других участников оборота. Данное опре...Государство и право
  7. фирменное наименованиефирма наименование юридического лица индивидуализирующее конкретное предприятие в экономическом обороте. Фирменное наименование подлежит регистрации путем включения в гос...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. фирменное наименованиевключает в себя прежде всего специальное наименование отличающее предприятие от других а затем указание на предмет деятельности т.е. это наименование юридического лица яв...Интеллектуальная собственность
  9. фирменное наименованиеобозначение предприятия компании или отдельного лица под именем которого осуществляется его производственная торговая или иная деятельность. Н.ф. позволяет индивидуализир...Капитал. Энциклопедический словарь
  10. фирменное наименованиеfirma social firma...Русско-испанский юридический словарь
  11. фирменное наименованиеnome commerciale...Русско-итальянский политехнический словарь
  12. фирменное наименованиеnome commerciale depositato...Русско-итальянский экономический словарь
  13. фирменное наименованиеФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ фирма наименование под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других у...Словарь юридических терминов
  14. фирменное наименованиеФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ фирма наименование юридического лица индивидуализирующее конкретное предприятие в экономическом обороте. Фирменное наименование подлежит регистраци...Современная энциклопедия
  15. фирменное наименованиеназвание фирмы под которым она официально выступает участвует в экономических операциях. Обычно это не только имя фирмы как юридического лица но и отражение предмета деят...Современный экономический словарь. 2-е изд
  16. фирменное наименованиеполное обозначение юридического лица зафиксированное согласно действующим в стране законодательным актам....Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  17. фирменное наименованиеназвание фирмы под которым она официально участвует в экономических операциях. Обычно это не только имя фирмы как юридического лица являющегося коммерческой организацией ...Экономика и право
  18. фирменное наименованиеФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ название фирмы под которым она официально выступает участвует в экономических операциях. Обычно это не только имя фирмы как юридического лица но и ...Экономический словарь
  19. фирменное наименованиеФирменное наименование полное название компании.К ФН. предъявляется несколько требований. ФН. должно быть кратким. Длинные названия подлежат сокращению. Как ФН. использу...Энциклопедический словарь PR и рекламы
  20. фирменное наименованиеназвание фирмы под которым она официально участвует в экономических операциях. Обычно это не только имя фирмы как юридического лица являющегося коммерческой организацией ...Энциклопедический словарь экономики и права
  21. фирменное наименованиенаименование под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других участников оборота. Данное опре...Энциклопедия юриста
  22. фирменное наименованиеФИРМА средство индивидуализации юридического лица коммерческой организации. Ф.н. нематериальное благо в субъективном смысле формирует личное неимущественное право и им...Юридическая энциклопедия