Энциклопедия История философии

ЯЗЫК

ЯЗЫК - сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности, процессуального разворачивания в пространственно-временных формах и рефлексивного осмысления. Я. выполняет в системе общества такие функции, как: 1) экспрессивная; 2) сигнификативная; 3) когнитивная; 4) информационно-трансляционная; 5) коммуникативная. Аналитизм Я. (дискретность смысла его единиц и возможность их комбинаторики по определенным правилам) обеспечивает возможность формирования текстов как сложных знаков с развитой системой модальности, что задает Я. как знаковой системе свойство универсальности в выражении как процессуальности человеческого сознания и его состояний, так и целостной системы представлений о мире в качестве результата познания. В качестве многоаспектного феномена Я. выступает предметом изучения различных теоретических дисциплин: лингвистики, логики, семиотики, психологии (психолингвистики), социологии (социолингвистики), культурологии и др. В своей универсальной постановке проблема Я. является исконным предметом философского анализа. Ядром философской проблематики в данной сфере выступают: 1) в рамках традиционной и классической философии Я. - проблема возможности и меры предоставленности бытия в Я., проблема онтологического статуса языковых значений (слова и вещи), проблема соотношения Я. и мышления, проблема функционирования Я. в социокультурном контексте и др.; 2) в рамках неклассической философии Я. - проблема языкового формализма и его интерпретации, проблема языковой структуры, проблема соотношения естественных и искусственных Я., статус Я. в онтологии человеческого существования и др.; 3) а в рамках современной (постмодернистской) философии Я. - проблема текста и интертекстуальности, проблема нарративной языковой референции, проблема означивания языковых игр и др. В соответствии с этим классический, неклассический и современный периоды в развитии философии Я. могут быть условно обозначены как имеющие своим предметом соответственно языковую семантику, языковую синтактику и языковую прагматику. Традиционная парадигма в философии Я. Ранние варианты философии Я. представлены так называемой философией имени, центральным предметом которой выступает феномен номинации и имя как синкретичный комплекс, заданный нерасчлененностью в архаичной культуре понятия и выражающего его слова. И если древнегреческая традиция в контексте своей общеатомистической ориентации интерпретировала предложение как архитектонически складывающееся из имен (например, феномен дискретности речи в концепции Аристотеля), то древнеиндийская традиция осмысления Я., напротив, трактовала имя как конституированное в результате деструкции предложения как исходной единицы Я. в процедуре рефлексивного грамматического анализа. Тем самым в рамках традиционной культуры обозначаются контуры определяющего классическую концепцию Я. противостояния семантического и синтаксического ее векторов (так называемые философия имени и фи- лософия предиката). Узловой проблемой философии имени выступает проблема соотношения имени и соответствующего ему предмета как фрагмента действительности или иначе - проблема установления имен (др.-инд. namadheys, греч. onomatophetike). Традиционные концепции имени дифференцируются в соответствии с критериальной матрицей, задаваемой базовой для традиционной философии языка дихотомической оппозицей двух альтернативных подходов к трактовке языковой проблематики: онтологического и конвенциального. Первый подход базируется на презумпции онтологической заданности соответствия имени и означаемого им предмета: образовать имена (вещей) не может всякий, кому вздумается, но (лишь тот), кто видит ум и естество сущего. Итак, имена - по природе (Прокл о позиции Пифагора). То обстоятельство, что имена даны предметам по природе (phusei), означает возможность правильного или неправильного наименования и задает необходимость постижения истинного значения (etimon) имени (отсюда - исходно - этимология), обеспечивающего постижения сущности предмета (позиция стоиков). В противоположность этому конвенциальный подход к имени понимает наименование как осуществленное не в соответствии с глубинными автохтонными качествами предмета, но по установлению, договору (vesei). В рамках такого подхода имя принципиально не субстанциально, не атрибутивно и не имманентно предмету: по одному комку глины узнается все сделанное из глины, (ибо) видоизменение - лишь имя, основанное на словах; действительное же - глина (Упанишады). Такая парадигма истолкования имени не позволяет проникнуть в сущность предмета посредством постижения его правильного имени, ибо имена обусловлены сознанием (ранний буддизм), что в целом снимает проблему правильности имен как таковую, ибо имена по случаю, а не по природе (Демокрит). Общим для обеих позиций является понимание наименования как освоения и совпадение образа номатета демиурга имен с космоустроителем. При всей своей наивности альтернатива двух названных подходов к природе имени практически закладывает исходную основу конституированной в рамках современной философии Я. фактически изоморфной альтернативы герменевтической трактовки текста как предполагающего понимание в качестве реконструкции его имманентного смысла и его постструктуралистской интерпретации как децентрированного, конструируемого в акте воспроизведения, допускающего принципиальный плюрализм трактовки и предполагающего деконструкцию как процедуру, в рамках которой понять текст - значит сделать его осмысленным и семантически значимым. В античной философии языка оформляется также интенция синтеза названных позиций: наряду с фигурой номатета в философии Платона присутствует модель структурно-семантического соответствия имени и предмета - в когерентном режиме - с одной стороны, и эйдоса-образца - с другой. В рамках средневековой философии проблема имени артикулируется в контексте спора об универсалиях, что задает соответственную дифференциацию версий ее интерпретации в рамках таких схоластических направлений, как номинализм (термин, произнесенный или написанный, означает нечто лишь по установлению - ex institutio - Уильям Оккам) и реализм (познаем не по сущностям, а по именам - Василий Великий). Однако, при кажущейся изоморфности данной оппозиции античной оппозиции онтологизма и конвенционализма, медиевальное понимание имени гораздо сложнее и глубже, ибо включает в себя идею фундаментального символизма, задающего понимание имени как конвенции в контексте библейской традиции (и нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым - Быт., 2, 20), однако конвенции, причастной неявным образом к сущности означаемой вещи (в русле тотального семиотизма средневекового христианства). Такая установка задает импульс развитию разветвленной и сложной логико-философской традиции в рамках схоластики: введение терминов абстрактное и конкретное понятие Иоанном Дунсом Скотом; развитие категориального аппарата логики (см. Схоластика). В новоевропейской традиции философия Я. смыкается с методологией, эволюционирующей в контексте гносеологии (по оценке Локка, вне языковой аналитики невозможно сколько-нибудь ясно или последовательно рассуждать о познании). В контексте эмпирико-сенсуалистичной парадигмы имя рассматривается как результат рационального конструирования на базе данных чувственного опыта (имя есть слово, произвольно выбранное нами в качестве метки у Гоббса), что может быть оценено как историческое доминирование конвенциальной концепции наименования по установлению над концепцией номотетики по природе. Такой подход имеет своим следствием и оформление в философии Я. ориентации на анализ последнего с позиций логико-математического формализма (Я. можно назвать одним из видов алгебры, или, наоборот, алгебра есть не что иное, как Я. - Д. Гартли) и установки на критику своего рода вербального фетишизма: коль скоро слова обозначают не объекты, но идеи (десигнаты), то отождествление слов с предметами (денотатами) ведет к ошибкам в познании. Резонирующее взаимодействие этих двух тенденций задает интенцию на создание специального Я. науки, достаточно формализированного и удовлетворяющего требованию десигнативной определенности (концептуальный эскиз такого Я. у Кондорсе, всеобщая и рациональная грамматика Пор-Рояля, алгебра универсальной рациональной семантики Лейбница), что в далекой перспективе послужило одним из исходных импульсов позитивистской программы очищения языка науки от метафизических суждений. На базе традиционной философской аналитики Я. вырастает как классическая парадигма философии Я., так и теоретическая лингвистика, равно основанные на презумпции истолкования Я. как внеположенной объективной реальности, открытой для когнитивного проникновения в рамках субъект-объектной процедуры. Исходной формой этого объективизма выступает лингвистический натурализм. В контексте сравнительно-исторического языкознания оформляется подход к Я. как к организму, проходящему в своем развитии стадии становления и истории развития и стадию распада языковых форм, вызванную деформацией Я. со стороны духа (А.Шлейхер); формируется генеалогическая классификация языков (Э.Бенвенист). Младограмматической лингвистической школой (Г.Остхов, К.Бругман, Б.Дельбрюк, Г.Пауль и др.) принцип историцизма (принцип истории Я. у Пауля) был рассмотрен как основа теоретического языкознания, ориентированного на исследование языкового формализма. В качестве альтернативы лингвистическая школа слова и вещи культивирует фокусировку внимания не на фонетическо-формальном, а на семантико-этимологическом аспекте языковой эволюции, понимаемой как история слововещей (Х.Шухардт). Окончательное оформление классической парадигмы в истории языкознания было осуществлено в связи с появлением концепции Соссюра, опубликованной после его смерти учениками (Ш.Балли и А.Сеше) на основании студенческих конспектов. Соссюром осуществлен системный подход к феномену Я.: Я. представляет собой целостность сам по себе. А поскольку Я. является системой, постольку любое изменение в ней, подобно ходу в шахматной партии, касаясь исходно одного элемента Я. (фигуры), на самом деле в результате своей реализации приводит к изменению значимостей всех фигур и может коренным образом изменить течение всей партии. Однако для оценки, понимания и анализа наличного состояния системы Я., по Соссюру, знание ее генезиса является избыточным: зритель, следивший за всей партией с самого начала, не имеет ни малейшего преимущества перед тем, кто пришел взглянуть на положение партии в критический момент, в силу чего, хотя вне категории времени языковая реальность не полна, и никакие заключения относительно нее невозможны, тем не менее единственный реальный объект лингвистики - это нормальная и регулярная жизнь уже сложившегося Я.. В этой связи Соссюр дистанцирует внутреннюю лингвистику или собственно лингвистику, направленную на анализ имманентной системы Я., и так называемую внешнюю лингвистику, предметом которой являются внешние по отношению к языковой системе условия ее функционирования (прежде всего, социальный контекст). Важнейшей особенностью системы Я. является семиотический характер (Я. - это семиологическое явление, система различных знаков). Знаки, функционально предназначенные для выражения идей, абсолютно безразличны по отношению к содержанию последних и являются результатом закрепленной в традиции конвенции. Именно потому, что знак произволен, он не знает другого закона, кроме традиции, и, наоборот, он может быть произвольным лишь потому, что опирается на традицию. Языковой знак, по Соссюру, есть единство означающего (план выражения) и означаемого (план содержания). Соссюру принадлежит заслуга дифференциации Я. (langue) и речи (parole), задающих в своем взаимодействии сферу речевой практики (langage). Идеи Соссюра заложили фундамент классической парадигмы исследования Я., представленной такими направлениями в языкознании, как: 1) копенгагенская школа с ее программой создания глоссемантики (греч. glosso - говорение) как имманентной лингвистики или алгебры Я. (Л.Ельмслев), исторически восходящей к логико-философским идеям Пор-Рояля и изоморфной идеям априорной грамматики Гуссерля и чистого синтаксиса Карнапа; 2) пражский лингвистический кружок, развивающий идеи семантических оппозиций в структуре Я. (В.Матезиус, С.Н.Трубецкой, Р.Якобсон); 3) американская школа дескриптивной лингвистики (Л.Блумфилд, З.Харрис, В.Блок, У.Хоккет), исследовавшей речевое поведение с позиций бихевиоризма (дистрибутивный анализ речевого акта в категориях сигнала, стимула и реакции); 4) школа этнолингвистики (Э.Сепир, Г.Пайк, Б.Ли Уорф), в рамках которой была сформулирована лингвистической относительности концепция; 5) французская структурно-формальная школа, тесно связанная с идеями философского структурализма и герменевтики и основанная на тезисе Я. - не калька действительности, - языковые структуры интерпретируются этой школой прежде всего как инструмент, посредством которого осуществляется взаимопонимание среди людей (А.Мартине); 6) школа социолингвистики (У.Уитни, Дж.Фишман, У.Мейбов), центрированная вокруг проблематики функционирования Я. в социокультурном контексте; 7) школа системно-теоретической лингвистики, ориентированная на семиотический анализ язы- ковых систем, в рамках которого, по Гийому, в своей совокупности язык представляет собой великое творение, построенное по общему закону, закону когеренции (связанности, coherence, частей и целого...), частные интегральные системы, которые, как и любые системы, являются интегрирующими в отношении своих составных частей, обладают собственной целостностью. Таким образом, Я. представляет собой системное целое, охватывающее всю протяженность мыслимого и состоящее из систем, каждая из которых относится только к одной конкретной части мыслимого (Гийом). На базе классической трактовки Я., ориентированной на анализ его объективных параметров и, в частности, языкового формализма, развиваются такие современные направления исследования, как концепция интерфейса человек-компьютер, в рамках которой именно Я. обеспечивает интеллектуальность системы; генетическая грамматика В.А.Ратнера, основанная на рассмотрении белковых цепочек как своего рода биологических текстов без пробелов; полинуклеотидный Я. (НК-Я.) в геномной биологии М.Ичаса и др. Параллельно разворачиванию традиции классического подхода к Я. в европейской культуре закладываются основы неклассической парадигмы в философии Я., вызванной к жизни рассмотрением последнего не в качестве объективно наличной ставшей реальности, внеположенной познающему сознанию, но, напротив, в качестве творческой процессуальности, определяющей духовное бытие индивида и фактически совпадающей с ним. Первый импульс движения в этом направлении был задан в контексте предромантической философии 18 в., трактовавшей человека как языковое существо, а Я. - как форму развития человеческого духа (Гердер). Важнейшей вехой оформления неклассической трактовки Я. является идея о возможности толкования в качестве Я. любой знаковой системы с заданной интерсубъективной семантикой (от исходной мысли Вундта о Я. жестов до интегрального базисного тезиса Витгенштейна мир есть Я.). Основоположником неклассической парадигмы истолкования языковых феноменов и основателем философии Я. в собственном смысле этого слова является Гумбольдт. В его трактовке Я. предстает не внешним средством выражения результатов мышления (ergon), но непроизвольным средством протекания последнего, - процессуальным средством духовного творчества и обретения истины (energeia). Я., таким образом, представляет, по Гумбольдту, особый мир, конституированный духом и выступающий в качестве медиатора между духом и предметным миром: языковое опосредование предметности позволяет сделать ее содержанием духа, открывая возможность мышления о мире. В этом контексте строй Я. оказывается содержательной детерминантой мировосприятия и миропонимания (внутренняя форма Я. как формирующий орган мысли), что позволяет интерпретировать концепцию Гумбольдта как предвосхищение концепции лингвистической относительности. На базе идей Гумбольдта разворачивается широкий веер психологизированных концепций Я. (уже в рамках классической традиции) и собственно психолингвистики: трактовка Я. как инстинктивного самосознания народа у Г.Штейнтама, понимание И.А.Бодуэном де Куртэне предмета своего исследования как действительного Я., существующего в своей непрерывности только психологически, радикализм крайних младограмматиков с их тезисом о том, что реально язык существует только в индивиде, и, следовательно, на свете столько же отдельных языков, сколько индивидов (Г.Пауль). Концепция Гумбольдта положила начало и неклассической парадигме философии Я., задав ее проблемное поле, категориальный аппарат и основные интенции. (Таким образом, можно констатировать, что если применительно к классической традиции трактовки Я. философское осмысление языковых феноменов осуществлялось в контексте общегносеологических философских моделей, но в рамках неклассической традиции философия Я. конституируется в качестве самостоятельной сферы философской проблематики.) Становление философии Я. оказывает существенное воздействие не только на структурную организацию, но и на содержание проблемных полей философского знания, охватывая своим влиянием не только гносеологию и методологию, но также и онтологию, понятую как онтология человеческого существования, и антропологию, и др. В этой связи конституирование философии Я. рефлексивно осмыслено в философии как лингвистический поворот философской традиции, задающий интенцию на перевод философских проблем в плоскость Я. и поиск их решения посредством языковой аналитики. Так, логическая семантика Фреге исследует отношения обозначения, раскрывая связь смысла языковых выражений со значением в логическом смысле этого слова. На идее о различии смысла и значения языковых выражений основана философская концепция Витгенштейна, фундированная отказом от традиционного субъект-объектного членения высказываний, понятых в качестве целостных и автономных (ср. с логикой высказываний). Внимание неклассической философии Я. сфокусировано на т.наз. проблеме семантического треугольника, т.е. проблеме соотношения имени с десигнатом и денотатом соответствующего понятия. В этой связи логика мышления анализируется Витгенштейном посредством анализа логики Я., а поскольку ареал бытия совпадает с ареалом метафизического субъекта, постольку бытие совпадает со сферой вербальной артикуляции: мы делаем предикатами вещей то, что заложено в наших способах их представления. В работах позднего Витгенштейна осуществляется переориентация от стремления к экспликации и анализу онтологически заданной, базовой априорной структуры Я. на анализ плюральной вариативности его процессуальных актуализаций: значение не исходно, - оно возникает в ситуации контекстных словоупотреблений (номиналистический исток концепции Витгенштейна), организованных по определенным правилам (см. Языковые игры). Если правила построения языковых конструкций, являющиеся результатом конвенции лингвистического сообщества, описываются Витгенштейном как поверхностная грамматика, то законы организации языковых игр - как формы жизни, оцениваемые им в качестве глубинной грамматики, соотнесенной с фундаментальными структурами бытия. И если задачей философии является исследование языковых игр, то сверхзадачей - языковая терапия, т.е. аналитическое исключение из Я. генерализаций как патологий. Концепция Витгенштейна - наряду с концептуальным реализмом здравого смысла Мура - выступила основанием оформления в неклассической традиции философии лингвистического анализа (аналитической философии или философии обыденного языка), ориентированной - в отличие от философии логического анализа - не на реорганизацию естественного Я. в соответствии с внешними правилами, привнесенными из логики, но - вслед за Витгенштейном - на анализ естественного функционирования слова в ситуативных контекстах с целью терапии неправильных (т.е. генерализующих) словоупотреблений: не реформирование, но формирование языковых систем (своего рода языковых игр). Если кембриджская (или терапевтическая) школа лингвистической философии в своей ориентации на устранение из Я. обобщений как патологических образований смыкается в своих интенциях с психоанализом (Дж.Уиздом, М.Лазеровиц, Э.Эмброзиус), то оксфордская школа (или школа обыденного языка) фокусирует внимание на позитивном анализе словоупотреблений, в том числе и аксиологического характера (психологических высказываний у Райла и нравственных - у Р.Хеара), с близких к номинализму позиций выступая против любых вариантов унификации языковых структур и строя свою концепцию Я. на основе идеалов вариативности и плюрализма: эксплицитная концепция схемы Я. П.Строссона; теория речевых актов в лингвистической феноменологии Остина. Последняя дифференцирует акты речи на локутивные (акт ре- флексивного говорения о себе), иллокутивные (констатирующие, вопросительные и оценочные высказывания, направленные вовне себя) и перлокутивные (побудительные высказывания, направленные на интеллектуальные и эмоциональные миры других персон), задающие в своем взаимодействии речевое поле. В своей строгой формально-логической трактовке концепция Остина была положена в основание иллокутивной логики Р.Серла. Таким образом, именно в рамках лингвистической философии как особого вектора развертки философской проблематики реализуют себя базовые интенции неклассической парадигмы трактовки Я. В рамках логического позитивизма Венского кружка разрабатываются концепции Я. как фундаментального способа онтологической организации: быть - значит быть значением связанной переменной (Куайн). В этом контексте онтологическая проблематика артикулируется как проблема перевода: знание об объекте может быть объективировано в Я. соответствующей теории Тn, а знание о ней - в Я. теории Тn+1, и т.д. - однако радикальный перевод, т.е. перевод на Я. реальности принципиально недостижим в связи с непрозрачностью основ и способов референции объектов этой реальности в структурах Я. В этом контексте остро встает проблема интерпретации, а также проблема соотношения означающего и выражающего планов Я. (противопоставление референциального и эмотивного словоупотребления у К.К. Огдена и И.А.Ричардса). Острая актуализация проблем языкового формализма, а также механизмов осуществления таких процедур, как референция и интерпретация, позволило философии Я. выступить в качестве методологической основы разработки концепции искусственных языков как семиотических систем, каждая из которых с точки зрения теории множеств предстает как семантический универсум и предполагает эксплицитно заданную сферу своей предметной аппликации. Однако сама философия Я. далека от идеи возможности адекватного моделирования естественного бытия Я. в функционировании знакового формализма: Куайном формулируется идея стимульного значения как внеязыковых, привнесенных ситуативными стимулами детерминант принятия или непринятия высказывания. Транзитивной по отношению к неклассической и современной (постмодернистской) парадигмам интерпретации Я. является концепция, сформулированная в работах позднего Хайдеггера и основанная на принципиальном отказе от узкоспециальной, сугубо семиотической его трактовки. По Хайдеггеру, человек как пастух бытия слушает его глубинный зов - призыв абсолютной семантической полноты, жаждущей обрести форму своего выражения. Именно в Я. коренится для человека возможность свершения своего высшего предназначения: Я есть способность человека сказать бытие, артикулировать в языковых структурах его голос, ибо устами говорящего говорит само бытие, обретающее в Я. сферу своей презентации, - и в этом плане Я. есть дом бытия. В свете этого дар речи есть не какая-то одна из человеческих способностей рядом со многими другими. Дар речи отличает человека, только и делая его человеком. Этой чертой очерчено его существо... Сущность человека покоится в Я. (Хайдеггер). Трактовка Я. как проявления активности человеческой сущностной экзистенции и идея наполняемости языковых структур бытием в интеллектуально-волевом человеческом усилии инспирирует современную парадигму философии Я., конституируемую в контексте культуры постмодерна. Проблема Я. в контексте этой философской парадигмы задает принципиально новое видение языковой реальности. Восприняв от классической и неклассической традиций идеи произвольности языкового знака как единства означаемого и означающего (Соссюр), влитости Я. в культурный контекст (Гумбольдт), концепции лигвистической относительности (Э.Сепир и Б.Ли Уорф), плюральности значений естественного языка в концепции языковых игр (Витгенштейн), идеи произвольности выбора правил Я., соотносимых с правилами игры (принцип терпимости Карнапа), конституирования смысла языковых выражений в контексте векторного человеческого усилия (Хайдеггер), современная философия Я. генетически восходит к концепции Хомского, создавшего трансформационную (генеративную) модель Я. и дистанцировавшего лингвистическую компетенцию (способность носителя Я. структурировать в соответствии с аксиоматически заданными правилами грамматики как универсальным грамматическим ядром бесконечное множество высказываний), т.е. потенциальный Я., Я. как возможность - с одной стороны, и языковой перфоманс (англ. performance - исполнение), т.е. применение языковой компетенции в конкретной ситуации говорения, актуальный Я., Я. как действительность. Парадигма постмодерна радикально по-новому артикулирует саму проблему языковой реальности. Прежде всего текст понимается предельно расширительно: с одной стороны - мир как текст (словарь и энциклопедия у Эко, космическая библиотека у В.Лейча, собственно текст у Деррида). В рамках герменевтической традиции заложена трактовка Я. в связи с проблематикой понимания: по Гадамеру, открытое для понимания бытие и есть Я. Понимание, таким образом, задает как возможность понимающего мироистолкования, так и горизонт герменевтической онтологии. Постижение смысла бытия оказывается тождественным его языковому конструированию: система категорий - это система способов конструирования бытия (Деррида). Фундаментальным для постмодерна является тезис о соотнесенности Я. с таким феноменом, как власть. Языки, которые высказываются, развиваются, получают свои характерные черты в свете (под Сенью) Власти, Р.Барт называет энкратическими, языки же, которые вырабатываются, обретаются, вооружаются вне Власти и (или, против нее) - акратическими. И если энкратический Я. основан на дискретных фигурах системности, то акратический Я. резко дистанцирован от доксы (то есть парадоксален). Однако, в любом случае, власть Я. - это власть смыслосозидающая и текстоконструирующая (ср. с оценкой Гумбольдтом языковых систем как средств превращения мира в собственность духа). Постмодернистская трактовка Я. как порождающего феномена апплицируется на сферу бессознательного, традиционно ускользавшего из-под юрисдикции вербального дискурса; в рамках структурного психоанализа фиксирована языковая форма бытия бессознательного как речи другого (Лакан): в бессознательном, по формулировке Лакана, говорит желание, которое, будучи артикулированным вербально, теряет свою автохтонность, оказываясь не просто подчиненным, но фактически заданным внешними требованиями грамматического строя и правил речевых практик, - вектор означающих как объективных форм Я. фактически очерчивает индивидуальную судьбу (Лакан). Бессознательное, таким образом, предстает как Я., а желание - как текст. В когнитивно-рациональной сфере мы тем более сталкиваемся с языковой тотальностью: мышление и познание предопределены языковым мироистолкованием, а всякие рассуждения о Я. вновь и вновь оказываются Я. (Гадамер). Философия конституируется в этом контексте как особая речевая деятельность по формулировке претендующих на абсолютную истинность высказываний о мире в целом (Кожев). Задавая принципиально новое (предельно расширительное) видение языковой реальности, философия постмодерна формулирует и принципиально новые стратегии по отношению к тексту. Текст абсолютно свободен, ибо лишен почтения к целостности (закону) (Р.Барт), в этой связи он лишен и жесткой структуры, будучи организован как ризома, а также центра, будучи полисемантичным: функцией этого центра было бы... гарантировать, чтобы организующий принцип системы ограничивал то, что мы можем назвать свободной игрой структуры (Деррида). В этом отношении классическая трактовка текста, оцененная Деррида как онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм, сменяется идеалом невозможного текста (Делез) с бесовской текстурой (Р.Барт), понятого как конструкция , коллаж цитат, организованный по такому принципу, как ирония, метаречивая игра (Эко). Особое значение приобретает в этой системе отсчета феномен контекста как результата взаимодействия текстовых подсистем. Ж.Женнетт вводит классификацию взаимодействия текстов, предполагающую вычленение таких уровней, как: 1) интертекстуальность (представленность одного текста в другом в виде цитат, плагиата, иллюзий или намеков); 2) паратекстуальность (как отношение текста к своей части, например, эпиграфу или названию); 3) метатекстуальность (как отнесенность текста к контексту); 4) гипертекстуальность (взаимопародирование текстов); 5) архитекстуальность (как текстовая жанровая связь). Поскольку лингвистическая норма уже перестает быть предметом безусловной веры в референциальный Я. (Х.Брук-Роуз), постольку даже пародия, основанная на этой вере, стала невозможной, в силу чего единственной формой речевого самовыражения остается пастиш (ит. pasticcio - стилизованная опера-попурри) как изнашивание стилистической маски (Джеймисон). В этой системе отсчета невозможна иная стратегия по отношению к тексту, нежели как основанная на отказе от восприятия его в качестве исполненного изначального смысла, что снимает саму проблему так называемого правильного прочтения: смысл должен быть исполнен в языковом перфомансе (Хомский), сконструирован в процессе деконструкции (Деррида), построен при построении собственной субъективности (Фуко) или выстроен в процессе текстопорождения как означивания (Кристева), рожден творческим актом состоявшегося шизофреника (Делез и Гваттари) или генерирован в коммуникативном акте (Апель). Иначе говоря, смысл не имеет массы покоя: текст значит ткань, однако, если до сих пор мы эту ткань неизменно считали завесой, за которой... скрывается смысл, то в рамках постмодерна этот смысл конституируется лишь процессуально - путем нескончаемого плетения множества нитей текстовой ткани (Р.Барт). Это выдвигает на передний план фигуру Читателя как источника смысла. - Смерть субъекта как фундаментальная для постмодерна идея в данном случае оборачивается такой своей стороной, как смерть Автора: рождение читателя приходится оплачивать смертью Автора (Р.Барт). Автор превращается в скриптора - не более, который отнюдь не есть тот субъект, по отношению к которому его книга была бы предикатом (Р.Барт). Центральное место в языковых процессах занимает, таким образом, не письмо, а чтение, как место понимания занимает интерпретация: чтение произведения влечет за собой акт интерпретации со стороны читателя. Каждый читатель овладевает произведени- ем... и налагает на него определенную схему смысла (Дж.Х.Миллер). В этом отношении текст абсолютно свободен, ибо лишен почтения к целостности (закону) (Р.Барт). Согласно постмодернистскому видению языковой реальности, Текст /всегда и принципиально с заглавной буквы - M.M./ принципиально отличается от литературного произведения по нескольким параметрам: 1) постмодернистски понятый текст рассматривается не в качестве продукта деятельности (эстетического продукта), но в качестве самой знаковой деятельности в ее разворачивающейся процессуальности; 2) текст вообще не рассматривается в качестве объекта, он есть не пассивный объект, а работа и игра; 3) текст - это не структура, а структурообразующий процесс; 4) текст мыслится в качестве принципиально открытого, т.е. представляющего собою в семиотическом отношении не совокупность замкнутых в себе знаков, наделенную смыслом, который можно восстановить, а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов; и, наконец, 5) уровнем Текста, с точки зрения Р.Барта, является не значение /см. Смысл и Значение - M.M.I, но Означающее /см. Означающее - M.M./, в семиотическом и психоаналитическом смысле этого понятия. В этом отношении языковое пространство текста мыслится как поле методологических операций (Р.Барт), - и в этом смысле текст размещается в языке, существует только в дискурсе (Р.Барт). В позднем постмодерне столь же важным источником смысла, как и интерпретация, оказывается коммуникация. Так, Апель предлагает трансцендентально-герменевтическую трактовку Я., ибо Я. является трансцендентной величиной... условием возможности и значимости диалогического взаимопонимания. В этой системе отсчета ситуация диалога, предполагающего взаимопонимание и реализующегося посредством Я., становится фундаментальной для артикуляции полей философской проблематики: роль языковых значений выходит далеко за рамки обслуживания когнитивного и праксеологического субъект-объектного взаимодействия, - она оказывается конституирующе значимой и для интерсубъективной коммуникации, которая не может быть сведена к языковой передаче информации... а является одновременно процессом достижения согласия относительно смысла выражений и смысла бытия вещей, представленных в языковых выражениях (Апель). Логицистская модель Я., по Апелю, исходящая из идеи произвольного обозначения инструментальных представлений, не в состоянии объяснить интерсубъективно значимую языковую систему и интрасубъективные правила использования Я., отвлекаясь от коммуникативной практики и психических функций речевого субъекта (ср. с идеей классического языкознания: обобщение - вот единственно то, что порождает язык индивида - Г.Пауль). Между тем с точки зрения современной философии, говорение не относится к сфере Я, но к сфере Мы (Гадамер), и условием возможности Я. выступает диалог, который предшествует речи и порождает ее (Делез и Гваттари), - встреча является первоначальной и необходимой конъюнктурой значения языка: кто-нибудь, говорящий Я, направляется к другому человеку (Левинас). Именно анализ речевых коммуникативных практик конституирует, по Апелю, философию как преодолевающую методический солипсизм (апеллируя к ситуации диалогической коммуникации) и субстанциальный онтологизм (конституируясь как философия Я.). Кроме того, трансцендентально-герменевтическая трактовка Я. позволяет снять принципиальное различие между классической онтологией и новоевропейской философией сознания, не отказывая при этом последней в присущей ей претензии на критику познания. Собственно, философия, по Апелю, является рефлексией на значение или смысл языковых выражений (анализом Я.), а философ выступает как критик Я.. Речевая понимающая коммуникация мыслится Апелем в качестве языковых игр, что задает новый вектор квази-языковой аналитики (см. Языковые игры). Именно языковая игра является сферой подлинной реализации не только сущности Я., но и человеческой сущности. В контексте автоматического анализа дискурса, методология которого предложена Пешё, центральным моментом лингвистического анализа выступает изучение маркеров производства высказывания, благодаря которому вносятся существенные модификации в само понимание структуры языка: 1) лексика перестает трактоваться как простой список морфем вне связи с синтаксисом, - напротив, она понимается как структурное множество взаимосвязанных с синтаксисом элементов; 2) синтаксис уже не интерпретируется в качестве нейтральная область чисто формальных правил, но рассматривается как способ орг

  1. языксредствоstrong общениеstrong язык средство общения состоящее из знаковой системы и множества смыслов этой системыуниверсальное средство отображения посредством слов зн...Идеографический словарь русского языка
  2. языкАлкати вожделение возвысити жртва знаменати искренний книгочий ударение язык. Старославянский язык был очень богат синонимами. Это отмечали многие слависты например В. Яг...История слов
  3. языксистема знаков служащая средством человеческого общения деятельности мыслительной gt мышление способом выражения самосознания личности передачи от поколения к поколению и...Словарь практического психолога
  4. языкlat.i isycязык...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  5. языкЯЗЫК см.также ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ФИЛОЛОГИЯ Язык слишком важная вещь чтобы доверять его языковедам. Ольгерд Терлецкий Язык это диалект обладающий собственной армией и фл...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  6. языкЯзыкstrong lingua мышечный орган покрытый сверху с боков и частично снизу слизистой оболочкой. В языке различают две части переднюю свободную часть или тело языка corpus...Атлас анатомии человека
  7. языкязыкм.язык анат....Беларуска-расейскі слоўнік
  8. языкязыкязык...Беларуска-расейскі слоўнік - міжмоўныя амонімы, паронімы і полісемія
  9. языкмоваязик...Беларуска-ўкраінскі слоўнік
  10. языкI.strong ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕИз всех земных созданий способность говорить присуща только человеку см. помимо речей Бога также Быт Кор Кор . С помощью Я. происходит общение...Библейская энциклопедия Брокгауза
  11. языка как речь или наречие. На всей земле был один язык и одно наречиеem говорит бытописатель Быт. . Предание об одном первоначальном языке находилось у язычников. Они думали...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  12. языкязык звуковой и письменный строй речи определенного народа. Вначале у всех людей язык был один Быт. который быть может был понятен даже и всему творению срн. Быт. Быт....Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  13. языкЯЗЫК lingua glossa вырост дна ротовой полости у позвоночных животных выполняющий функции транспортировки и вкусового анализа пиши. Я. рыб за исключением двоякодышащих не ...Биологический энциклопедический словарь
  14. языкмова язик...Білорусько-український словник
  15. языксистема знаков служащая средством человеческого общения мыслительной деятельности см. мышление способом выражения самосознания личности передачи от поколения к поколению ...Большая психологическая энциклопедия
  16. языкСубпродукт см. в кулинарии обычно используется говяжий коровий воловий бычий и телячий языки. Говяжьи языки весят кг телячьи кг. Языки применяются в самостоятельных бл...Большая энциклопедия кулинарного искусства Похлебкина
  17. языкнабор условных символов используемых для кодирования различных сообщений в актах коммуникации....Большая энциклопедия по психиатрии
  18. языкм. орган lingua обложенный язык lingua sporca patinosa щелкать языком far schioccare la lingua показать язык врачу la lingua способность говорить facolt di parola о...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. языкlingua PNA BNA JNA мышечный орган покрытый слизистой оболочкой расположенный в полости рта участвует в жевании артикуляции содержит вкусовые рецепторы при некоторых патол...Большой медицинский словарь
  20. языкязык м . орган Zunge f c показать язык die Zunge zeigen врачу die Zunge herausstrecken шалость обложенный язык belegte Zunge . средство общения Sprache f c русский язык d...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  21. языкм органem Zunge f показать язык die Zunge zeigen врачуem die Zunge herausstrecken шалостьобложенный язык belegte Zunge средство общенияem Sprache f русский язык die ru...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  22. языкЯЗЫК. Я. англ. language система знаков любой физической природы служащая средством осуществления человеческого общения и мышления в собственном смысле Я. слов явление о...Большой психологический словарь
  23. языкglossa lingua tongue...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  24. языкбес дернул за языкбоек на языкбойкий на языквысунув языквысунувши языквысуня языкдержать язык за зубамидержать язык на привязидернуло за языкдлинный языкзакусить языкзлой...Большой русско-английский фразеологический словарь
  25. языкм. оuрган теuлаem lengua fние языuкаu мед.em glositis f показать язык кушаньеem lengua fкопчный языuк lengua ahumada средство общения способность говоритьem lengua fem ...Большой русско-испанский словарь
  26. языкm Zunge f Lingua f влажный языкволосатый языкгеографический языкдольчатый языклакированный языкмалиновый языкобложенный языкрасщеплнный языкскладчатый языксухой языкчрный...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  27. языксущ. муж. родамова мен. жн. роду муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  28. языкм. анат. langue f обложенный язык langue charge langue mauvaise воспаление языка glossite f показать язык montrer sa langue для осмотраem tirer sa langue из озорстваe...Большой русско-французский словарь
  29. языкБабий язык.strong Арх.em Растение алоэ. АОС . Байковый язык.strong Жарг. уголem. Воровской жаргон. СРВС . Балантресий языкstrong у кого. Коми.em О разговорчивом челове...Большой словарь русских поговорок
  30. языкlanguage . Система символической коммуникации то есть путем вокальных и письменных знаков резко отличающих человеческие существа от всех остальных видов. Язык регулирует...Большой толковый социологический словарь
  31. языкУвидев во сне собственный язык знайте что на друзей рассчитывать не приходится они могут отвернуться от вас в трудную минуту. После сна в котором вы увидели чейто язык вы...Большой универсальный сонник
  32. языкм. анат. langue f обложенный язык langue charge langue mauvaiseвоспаление языка glossite fпоказать язык montrer sa langue для осмотраem tirer sa langue из озорства при...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  33. языкЯЗЫК в анатомии у наземных позвоночных и человека мышечный вырост у рыб складка слизистой оболочки на дне ротовой полости. Участвует в захвате обработке пищи в актах гло...Большой энциклопедический словарь III
  34. языкЯЗЫК. естественный язык важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением является социальным средством хранения и передачи информации одним из...Большой энциклопедический словарь III
  35. языкЯЗЫК в анатомии у наземных позвоночных и человека мышечный вырост у рыб складка слизистой оболочки на дне ротовой полости. Участвует в захвате обработке пищи в актах гл...Большой Энциклопедический словарь V
  36. языкЯЗЫК . естественный язык важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением является социальным средством хранения и передачи информации одним и...Большой Энциклопедический словарь V
  37. языкангл. language средство человеческого общения неразрывно связанное с мышлением. Я. является социальным средством хранения и передачи информации управления человеческим п...Большой юридический словарь
  38. языкЯзык А собаки с вентральной поверхности Б собаки с дорзальной поверхности В свиньи Г коровы Д лошади. ЯзыкА собаки с вентральной поверхностиБ собаки с дорзальной п...Ветеринарный энциклопедический словарь
  39. языксистема знаков служащая средством человеческого общения мышления и выражения с помощью которой объективируется самосознание личности осуществляется познание мира....Глоссарий философских терминов
  40. языксистема знаков служащая средством человеческого общения мышления передачи социального опыта и т.п. С помощью языка осуществляется познание мира. Разделяется на естественн...Глоссарий философских терминов ИФ им.Киренского РАН
  41. языксистема знаков служащая средством человеческого общения мышления передачи социального опыта культурных норм и традиций реализация преемственности поколений. С помощью язы...Евразийская мудрость от А до Я
  42. языканат. у наземных позвоночных и человека мышечный вырост у рыб складка слизистой оболочки на дне ротовой полости. Участвует в захвате обработке пищи в актах глотания и реч...Естествознание. Энциклопедический словарь
  43. языкестественный язык важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением является социальным средством хранения и передачи информации одним из средс...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  44. язык[др.рус.] Одно из юридических значений слова язык устное волеизъявление....Исторический словарь по нотариату
  45. языксовокупность речевых средств фонетических лексических морфологических синтаксических принятая данным коллективом в отвлечении от конкретных актов говорения. Я. как реальн...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  46. языксложная развивающаяся семиотическая система являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания так и культурной тради...История философии
  47. языкЯЗЫКstrongсложная развивающаяся семиотическая система являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания так и культу...История философии II
  48. языкязык...Кароткі расейска-беларускі фізыялягічны слоўнік
  49. языкязыцы народ племя язык наречие.Синонимы автокод аймара алгол ассемблер африкаанс балочи бамана банту барбакоа бейсик бенгали било бо богомол бокмол ботало веник висайя во...Краткий церковнославянский словарь
  50. языкязык Субпродуктstrrong см. в кулинарии обычно используется говяжий коровий воловий бычий и телячий языки. Говяжьи языки весят кг телячьи кг. Языки применяются в самост...Кулинарный словарь
  51. языкЯзык lingua linguarium loquela oratio idiomaatis n vox rustica sermo речь locutio выражение фраза произношение loquela речь dictio высказывание sermocinium говорить на ла...Латинский словарь
  52. языкосновной объект изучения языкознания. Под Я. прежде всего имеют в виду естеств. человеческий Я. в оппозиции к искусственным языкам и языку животных возникновение и сущест...Лингвистический энциклопедический словарь
  53. языкодно из средств общения основаное на способности человека производить звуки артикуляция и соотносить комплексы звуков с предметами и понятиями семантика. Общение на языке...Литература и язык. Современная энциклопедия
  54. языкодно из средств общения основаное на способности человека производить звуки артикуляцияem и соотносить комплексы звуков с предметами и понятиями семантикаem. Общение на я...Литературная энциклопедия
  55. языка м.em Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека способствующий пережевыванию и глотанию пищи определяющий ее вкусовые свойства. Жизн...Малый академический словарь
  56. языкпустая болтовня неприятный человек опухший болезнь несчастье короткий прибыль пораненный болезнь родни....Малый Велесов сонник
  57. языкIstrongЯзык linguaмышечный орган полости рта. В языке различают верхушку тело и корень. У новорожденного язык короткий широкий и толстый целиком лежит в полости рта его к...Медицинская энциклопедия
  58. языкорган имеющийся у многих животных и расположенный во рту у человека служит средством невербальной коммуникации путем показывания его пленный посредством допроса которого...Мир Лема - словарь и путеводитель
  59. языкЯЗЫК арх. подводный ледяной риф. Самойлов К. И.Морской словарь. М.Л. Государственное Военноморское Издательство НКВМФ Союза ССР...Морской словарь
  60. языккорень ЯЗЫК нулевое окончаниеОснова слова ЯЗЫКВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЯЗЫК Слово Язык содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  61. языкНачальная форма Язык единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  62. языкЕсли кто увидит у себя язык длинным то будет много говорить а если увидит свой язык привязанным к чемулибо или выпавшим наружу то это к беде и беспокойству. Если кто увид...Мусульманский сонник
  63. языктл...Мұнай-газ терминдерінің орысша-қазақша сөздігі
  64. языкlanguage срво человеческого общения устного или письменного состоящее в использовании слов в опред. порядке. Ученыеязыковеды языкознание предлагают разл. концепции Я. Нап...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  65. языкЯЗЫКstrong мускулистый орган вырост дна ротовой полости. На языке имеются вкусовые сосочки группа клеток различающих четыре основных вкуса горький ощущает задняя часть я...Научно-технический энциклопедический словарь
  66. языкнаиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения которым владеет человек высшая форма проявления объективного духа. В языке можно выделить три основны...Начала современного естествознания
  67. языкзнаковая система посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях включая мышление хранение и передачу информации и т. п. Вопрос о знако...Новая философская энциклопедия
  68. языкЯЗЫК сложная развивающаяся семиотическая система являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания так и культурной...Новейший философский словарь
  69. языкИСКУССТВА одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от централь...Новейший философский словарь II
  70. языксложная развивающаяся семиотическая система являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания так и культурной тради...Новейший философский словарь II
  71. языкязык . м. а Подвижный мышечный орган в ротовой полости позвоночных животных и человека способствующий захватыванию пережевыванию и т.п. пищи. б Такой орган как орган вку...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  72. языксредство коммуникации передачи мыслей или чувств. Различают язык как пользование речью от языка французскийязык немецкий язык как системы знаков второе объективное основ...Новый философский словарь
  73. языкtongue glossa орган образованный поперечнополосатой мышечной тканью прикреплен к диафрагме полости рта. В языке различают верхушку тело body и корень root. Скелетные мышц...Оксфордский толковый словарь общей медицины
  74. языкВсе знают значение этого термина язык это то на чем мы говорим набор произвольных конвенциальных символов с помощью которых мы передаем значение культурно определенная м...Оксфордский толковый словарь по психологии
  75. языкВсе знают значение этого термина язык это то на чем мы говорим набор произвольных конвенциальных символов с помощью которых мы передаем значение культурно определенная м...Оксфордский толковый словарь по психологии
  76. языкязык язык а...Орфографический словарь
  77. языкu мu Р.u языка мн.u языки Р.u языков автокод аймара алгол ассемблер африкаанс балочи бамана банту барбакоа бейсик бенгали било бо богомол бокмол ботало веник висайя волап...Орфографический словарь русского языка
  78. языктл...Орысша-қазақша «Ауыл шаруашылығы» терминологиялық сөздік
  79. языкц.слав. народ это система фонетических лексических и грамматических средств посредством которых человеком выражаются мысли чувства и волеизъявления. Язык это средство ...Основы духовной культуры
  80. языкinf...Политехнический русско-французский словарь
  81. языкЯЗЫК language Суть политики состоит в борьбе принципов и теорий общества. Поэтому язык для политики то же что кислород для атмосферы язык является особым исключительно в...Политология. Словарь.
  82. языкязык языки языка языков языку языкам язык языки языком языками языке языках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  83. языкязык языки языка языков языку языкам языка языков языком языками языке языках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  84. языкЯзыка как речь или наречие. На всей земле был один язык и одно наречие говорит бытописатель Быт. . Предание об одном первоначальном языке находилось у язычников. Они дума...Полная популярная библейская энциклопедия
  85. языкСистема знаков служащая средством межчеловеческого общения и мыслительной деятельности способ выражения самосознания личности передачи информации от поколения к поколению...Полный толковый словарь по неврологии
  86. языкОрфографическая запись слова язык Ударение в слове язык Деление слова на слоги перенос слова язык Фонетическая транскрипция слова язык [азык] Характеристика всех звуков ...Полный фонетический разбор слов
  87. языксистема знаков служащая средством человеческого общения мыслительной деятельности способом выражения самосознания личности передачи от поколения к поколению и хранения ин...Прикладные аспекты современной психологии
  88. языксистема знаков служащая средством человеческого общения мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира в языке объективизируется самосознание личности...Профессиональное образование
  89. языкЯзык система знаков сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям....Психологический словарь
  90. языкКатегория. Система знаков. Специфика. Служит коммуникативным целям и основан на универсальных правилах связывания знаков....Психологический словарь II
  91. языксовокупность слов и систем их использования общих для людей одного и того же языкового сообщества....Психология общения
  92. языксистема знаков любой физической природы служащая средством человеческого общения мыслительной деятельности способом выражения самосознания передачи . информации от поколе...Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика
  93. языкфизиол. мышечный орган покрытый слизистой оболочкой расположенный в полости рта участвует в жевании артикуляции содержит вкусовые рецепторы см. также Языка мышцы...Психомоторика словарь-справочник
  94. языкБоек на язык кто.hМеткий швидкий гострий на язик хто язикатий хто.Вертеться на языке на кончике языка.hКрутитися верттися на язиц на кнчику язика на язиц висти.Владеть яз...Російсько-український словник сталих виразів
  95. языкЯЗЫК важнейшая знаковая система в человеч. культуре средство членения классификации и надындивидуальной фиксации опыта посредством крого осуществляется речевое общение и...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  96. языкязык аСинонимы автокод аймара алгол ассемблер африкаанс балочи бамана банту барбакоа бейсик бенгали било бо богомол бокмол ботало веник висайя волапюк галла гендерлект ге...Русский орфографический словарь
  97. языкtaal eo lingvo...Русский-африкаанс словарь
  98. языкнапр. цеховой jargon проф. language...Русско-английский машиностроительный словарь
  99. языкм. tongue lingua glossa географический язык обложенный язык складчатый язык чрный волосатый язык...Русско-английский медицинский словарь
  100. языкlanguage tongue язык м.ulanguageформализовать язык вчт.u formalize a languageалгебраический язык algebraic languageалгоритмический язык algorithmic languageвходной яз...Русско-английский политехнический словарь
  101. языкм. речьem language tongue относящийся к языку lingual glossal анат. tongueпо форме напоминающий язык lingual язык действия агглютинативный язык активный язык американск...Русско-английский психологический словарь
  102. языкязык . м.i. анат. iтж. перен.i tongue обложенный язык мед.i coated furred tongue воспаление языка мед.i glossitis показать язык дт.i врачу и т. п.i show ones tongue t...Русско-английский словарь
  103. языкязык м. . tongue показать язык комул. врачу show smb. ones tongue дразня put out ones tongue at smb. злой язык wickedbitter tongue . кушанье tongue . речь language ро...Русско-английский словарь II
  104. языкm.language tongue язык программирования programming languageСинонимы автокод аймара алгол ассемблер африкаанс балочи бамана банту барбакоа бейсик бенгали било бо богомол ...Русско-английский словарь математических терминов
  105. языкfinger...Русско-английский словарь по нефти и газу
  106. языкм.на языке . in terms of . адекватный язык алгоритмический язык математический язык неадекватный язык простой язык язык программирования...Русско-английский словарь по физике
  107. языкtongue замка bolt streamer language phrase...Русско-английский словарь по электронике
  108. языкlanguage parlance...Русско-английский словарь политической терминологии
  109. языкЕшь пирог с грибами да держи язык за зубами Е Ешь пирог с грибами да держи язык за зубами Е Злой язык убивает Злые языки страшнее пистолета Злые языки страшнее пистолет...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  110. языкlanguage ampLTengin.ampGT setting tongue алгебраический язык алгоритмический язык входной язык выходной язык информационнопоисковый язык информационный язык кодовый язык ...Русско-английский технический словарь
  111. языкlanguage...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  112. языксущ.на одном из рабочих языков ЮНЕСКО in one of UNESCOs working languagesна юридическом языке in legalese legal parlanceправо на пользование родным языком right to use...Русско-английский юридический словарь
  113. языкN...Русско-армянский словарь
  114. языкI муж.i анат.i язык муж. язык муж. сэрца ср.iязыки пламени язык полымя кул.i язык муж.iбыть вертеться на языке быць трымацца на языкувысунув высуня язык высунушы высал...Русско-белорусский словарь II
  115. языкмоuва вы ж.i язык алгоритмический язык Вирта язык высокого уровня язык графовый язык логического программирования язык объектноориентированный язык программирования...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  116. языкм. мова вы ж....Русско-белорусский физико-математический словарь
  117. языкязык речьк мem реч ж...Русско-болгарский словарь
  118. языквсе значенияnyelv органem nyelv лингв nyelvизучение языков nyelvtanulsобучение языкам nyelvoktats автокод аймара алгол ассемблер африкаанс балочи бамана банту барбак...Русско-венгерский словарь
  119. языкязык м в разн. знач. разговорный литературный владеть иностранным ом или найти общий с кемл. язык до Киева доведт...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  120. языкСинонимы автокод аймара алгол ассемблер африкаанс балочи бамана банту барбакоа бейсик бенгали било бо богомол бокмол ботало веник висайя волапюк галла гендерлект гереро г...Русско-ивритский словарь
  121. языкlenguaje...Русско-испанский автотранспортный словарь
  122. языкlenguaje прогр....Русско-испанский экономический словарь
  123. языкlingua...Русско-итальянский медицинский словарь
  124. языкм. lingua f вчт. linguaggio m символический язык язык символического программирования linguaggio simbolico адресный язык алгебраический язык язык АЛГОЛ алгоритмический ...Русско-итальянский политехнический словарь
  125. языкlingua linguaggio...Русско-итальянский юридический словарь
  126. языкI. анат. тл налет на языке тлдег абырша показать язык тлд крсету у него отнялся язык оны тл байланып крмелп алды перен. аузына м йыландай ндемей алды прикусить язык тлн т...Русско-казахский словарь
  127. языктл...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  128. языктл...Русско-казахский терминологический словарь «Биология»
  129. языктл...Русско-казахский терминологический словарь «Медицина»
  130. языктл...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  131. языкм. . анат. тил показать язык тилин крст перен. тилинчыгарып эликт у него отнялся язык анын тили байланды ооругандан тил байланып сйлбй калуу перен. катуу корккондукта...Русско-киргизский словарь
  132. языкshtouкончик языка лизать языком перен. [] shuhu [nngl]лишиться языка дать волю языку острый на язык yyn y о стилеem wntродной язык иностранный язык литерату...Русско-китайский словарь
  133. язык1аyng y yn hu. славянские и s l f yyn. родной bn z y. найти общий с кем zhuntngzho dogng tngy yn. говорить на разных ах с кем yngb tngdey ynjing hu zhunshubdoy qq. zhyng...Русско-китайский словарь
  134. языкорган til средство общения til lisanродной язык ana tili воен.em пленный til esirострый на язык acc zeerli tikenli til...Русско-крымскотатарский словарь
  135. языкорган тиль средство общения тиль лисан родной язык ана тили воен. пленный тиль эсир острый на язык аджджы зеэрли тикенли тиль...Русско-крымскотатарский словарь II
  136. языкlingua ae f...Русско-латинский медицинский словарь
  137. языкvaloda mle...Русско-латышский словарь
  138. языкkalba...Русско-литовский словарь
  139. языккяль...Русско-мокшанский словарь
  140. языкХэл яриа...Русско-монгольский словарь
  141. языкSprache вентилятораem Zunge...Русско-немецкий политехнический словарь
  142. языкм. анат. Zunge f средство общения Sprache f русский язык die russische Sprache das Russische родной язык Muttersprache f литературный язык Schriftsprache f разговорн...Русско-немецкий словарь
  143. языкорган речиem Zunge...Русско-немецкий словарь по искусству
  144. языкZunge...Русско-немецкий словарь по пищевой промышленности
  145. языкTong...Русско-нидерландский словарь
  146. языкязыкм в разн. знач. колокола пламени обложенный вареный копченый злой острый на греческий литературный разговорный живой ...Русско-новогреческий словарь
  147. языкsprk tale tungeml автокод аймара алгол ассемблер африкаанс балочи бамана банту барбакоа бейсик бенгали било бо богомол бокмол ботало веник висайя волапюк галла гендерлект...Русско-норвежский словарь
  148. язык...Русско-персидский словарь
  149. язык. jzyk jzor ozr. ozorekblockquote. mowablockquote. nardblockquote. serceblockquote. jzorblockquote. rygiel jzyczekblockquote...Русско-польский словарь
  150. языкмlngua fu idioma mu linguagem fu fala fu удлиненная часть чеголem lngua fu язычокem lingueta fu колоколаem badalo mu военu рзгu пленныйem prisioneiro mязык до Киева довед...Русско-португальский словарь
  151. языкЯзык речьem lugha neno ma msemo mi lesani устар.язык глухонемых kibubu ед.язык европейцев Kizungu ед.язык профессиональный lugha finyu язык суахили Kiswahili ед.язы...Русско-суахили словарь
  152. языкязык забон...Русско-таджикский словарь
  153. языкм тел родной я. туган тел ана теле коровий я. сыер теле у него отнялся я. телдн калды русский я. рус теле я. колокола ча теле я. пламени ялкын теллре захватить языка хрб....Русско-татарский словарь
  154. языкdil tokmak анат.u lisan dil говяжий язык sr diliзаливной язык dil jlesiпоказать комул.em язык дразняem birine dil karmak колоколаem tokmak перен. dilязыки пламени ...Русско-турецкий словарь
  155. языкtil...Русско-узбекский словарь Михайлина
  156. языквчт мова процедурноориентированный язык процедурноорнтована мова автоматный язык адресный язык алгоритмический язык анкетный язык базовый язык бесконтекстный язык ...Русско-украинский политехнический словарь
  157. языкmem kieliть языuк nytt kieltn kieliя изучаuю фиuнский усскийgt языuк opiskelen suomen kieltрный языuк kirjakieliть языuк за зубаuми pit suunsa kiinni pit kielens kuri...Русско-финский словарь
  158. языкlangage langue...Русско-французский медицинский словарь
  159. языкм langue государственный языкофициальный языкрабочий язык...Русско-французский экономический словарь
  160. языкhovor jazyk jazek mluva zajatec e...Русско-чешский словарь
  161. языксущ.муж. члхе т пай кончик языка члхе вс лизать языком члхепе ула отварной язь!к перн члхе апат. члхе калау пуплев язык и мышление члхе тата шухшлав лишиться языка члхеср...Русско-чувашский словарь
  162. языкml.strong mlsprk.strong sprk frmmande sprkиностранный язык siffrorna talade sitt tydliga sprkэти цифры дают отчтливое представлениеtunga.strong tungatungoml.strong tungom...Русско-шведский словарь
  163. языкTunga...Русско-шведский словарь II
  164. язык.strong keel.strong kella tila...Русско-эстонский словарь
  165. языкязык а мн.em языки ов ноem двунадесять языковСинонимы автокод аймара алгол ассемблер африкаанс балочи бамана банту барбакоа бейсик бенгали било бо богомол бокмол ботало в...Русское словесное ударение
  166. языксредство коммуникации передачи мыслей или чувств. Различают язык как пользование речью от языка французскийязык немецкий язык как системы знаков второе объективное основ...Сверхкраткий философский словарь
  167. языкЯЗЫКЯзык слишком важная вещь чтобы доверять его языковедам. Ольгерд Терлецкий Язык это диалект обладающий собственной армией и флотом. Макс Вайнрайх Немецкий язык в сущ...Сводная энциклопедия афоризмов
  168. языкмногофункциональный орган находящийся в ротовой полости выраженная эрогенная зона лиц обоего пола. С помощью Я. осуществляются орогенитальные контакты самого различного с...Сексологическая энциклопедия
  169. языкЕсли вам ктото показывает во сне язык это говорит о том что вы слишком долго жили без секса. Может быть пришло время исправить это упущение. Обжечь язык означает что вы ч...Сексуальные сны
  170. языкЯЗЫК lingua ae f лат. подвижный орган на дне ротовои полости служит для осязания корма на вкус консистенцию и температуру для приема воды и корма участвует в акте переже...Словарь ветеринарных гистологических терминов
  171. языкВраг мой во рту...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  172. языкОружие литератора...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  173. языксистема знаков служащая средством человеческого общения мыслительной деятельности способом выражения самосознания передачи от поколения к поколению и хранения информации....Словарь конфликтолога
  174. языкязык исполняет как будто две совершенно различные функции с одной стороны он служит средством социальной координации опыта отдельных людей с другой самым важным орудием ...Словарь Л. С. Выготского
  175. языкСистема фонетических лексических и грамматических средств являющаяся орудием выражения мыслей чувств волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи н...Словарь лингвистических терминов
  176. язык.strong анат.Орган участвующий в образовании звуков речи в частности язычных согласных самых распространенных в языках мира. .strong линг.Важнейшее средство общения знак...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  177. языкЯЗЫК. Термин Я. по отношению к человеческой речи употребляется в разных значениях . для обозначения человеческого Я. вообще как способности говорить . для обозначения отд...Словарь литературных терминов
  178. языкзнаковая система используемая для целей коммуникации и познания. Системность Я. выражается в наличии в каждом языке помимо словаря также синтаксиса и семантики. Природа и...Словарь логики
  179. языкязык lingua PNA BNA JNA мышечный орган покрытый слизистой оболочкой расположенный в полости рта участвует в жевании артикуляции содержит вкусовые рецепторы при некоторых...Словарь медицинских терминов
  180. языкЯЗЫК знаковая система используемая для целей коммуникации и познания. Системность Я. выражается в наличии в каждом языке помимо словаря также синтаксиса iи семантикиi. i...Словарь по логике
  181. язык. Система знаков служащая средством человеческого общения мыслительной деятельности способом выражения самосознания личности средством передачи от поколения к поколению и...Словарь по педагогической антропологии
  182. языксложная развивающаяся семиотическая система являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания так и культурной тради...Словарь постмодернизма
  183. языкНастоящее имя Языковаu Вера ВладимировнаПериодические изданияi Шут Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  184. языкЯзык говор наречие диалект слог стиль народ. См. народ притча во языцех См. шпион владеть языком воздержный на язык говорить языком коголибо держать язык за зубами держ...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  185. языкЯЗЫuКstrong аu ЯЗЫuЧНИКstrong а м.Студент факультета иностранных языков или языкового вуза.ЯзыкиИз студ. автокод аймара алгол ассемблер африкаанс балочи бамана банту барб...Словарь русского арго
  186. языкязыкГовор наречие диалект слог стиль народ.См. народпритча во языцех См. шпионвладеть языком воздержный на язык говорить языком коголибо держать язык за зубами держать яз...Словарь синонимов II
  187. языкязык Говор наречие диалект слог стиль народ. См. народ притча во языцех См. шпион владеть языком воздержный на язык говорить языком коголибо держать язык за зубами держат...Словарь синонимов II
  188. языкязык язычок язычина язычишко язычище квакало звякало шлепало шлепалка чесалка метла жало веник субпродукт говор наречие диалект слог ассемблер автокод речь лингва притча ...Словарь синонимов
  189. языкВажнейшее средство человеческого общения основной объект изучения языкознания. Термин язык имеет по крайней мере два связанных значения язык вообще как определенный тип ...Словарь социолингвистических терминов
  190. языксистема символов которая позволяет людям общаться друг с другом....Словарь справочник по социальной работе
  191. языкIstrong B сущu см. _Приложение IIорган в полости рта система словесного выражения мысли и др.языкиязыковА руки их переплетенные!Четыре вскинутых рукибез толмача переведе...Словарь ударений русского языка
  192. языксущ. греч.em язык орган речи речь народ языцы язычники Деян. . Рим. . Кор. . Суд. . Авв. . автокод аймара алгол ассемблер африкаанс балочи баман...Словарь церковнославянского языка
  193. языкязык гибкий Фет дерзкий Пушкин дерзостный Пушкин злой Свирский красноречивый Бальмонт могучий Фет напыщенный Тургенев острый Свирский пламенный Сологуб страстный Салт.Щед...Словарь эпитетов III
  194. языкСредство общения в человеческом обществе способность говорить писать словесно выражать свои мысли выраженная мысль речь стиль слог изложения.О звучании речи характере про...Словарь эпитетов II
  195. языкЯЗЫК. Средство общения в человеческом обществе способность говорить писать словесно выражать свои мысли выраженная мысль речь стиль слог изложения. О звучании речи характ...Словарь эпитетов
  196. языкh языкbig сущ.муж.неод.i ед.им. хуже в них душа или языкГоУ . Робеет дух язык прикован мой!ГН . ед.вин. вам напрямик Так невоздержну на язык В презреньи к людям такГоУ ....Словарь языка Грибоедова
  197. языксистема знаков служащая средством человеч. общения мышления и выражения. С помощью Я. осуществляется познание мира в Я. объективируется самосознание личности. Я. является...Советский философский словарь
  198. языкЯЗЫК естественный язык важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением является социальным средством хранения и передачи информации одним из...Современная энциклопедия
  199. языкЕсли во сне вы увидели чейто язык вы можете стать причиной скандала. Собственный язык снится к серьезной размолвке с друзьями. Если же вы увидели свой язык израненным у...Современный сонник
  200. языкЯЗЫК . естественный язык важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением является социальным средством хранения и передачи информации одним и...Современный энциклопедический словарь
  201. языкЯЗЫК в анатомии у наземных позвоночных и человека мышечный вырост у рыб складка слизистой оболочки на дне ротовой полости. Участвует в захвате обработке пищи в актах гло...Современный энциклопедический словарь
  202. языкЕсли во сне Вы видите свой собственный язык значит скоро Ваши знакомые отвернутся от Вас.Если во сне Вы увидите чейто язык сон обещает что скоро Вы станете причиной ска...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  203. языкЕсли во сне вы обожгли язык чемто горячим наяву опасайтесь заразиться кожной болезнью. Сон в котором вам ктото показывает язык означает что излишняя откровенность сослуж...Сонник от А до Я
  204. языкпраздная болтовня....Сонник Соломона
  205. языкпpaзднaя бoлтoвня....Сонник Хассе
  206. языкОдин из знаменитых древних властелинов предложил принести своему рабу то чего нет прекрасней на свете. Тот принес ему на золотом блюде язык. На удивленный вопрос своего в...Сонник Эзопа
  207. языксистема коммуникации осуществляющейся на основе звуков и символов имеющих условные но структурно обоснованные значения....Социология. Учебник для вузов - глоссарий к книге
  208. языкболтовня....Старинный сонник
  209. языкувидеть во сне язык означает что наяву Вам следует проявлять мудрость и благоразумие если приснившийся язык неестественно длинный вскоре Вам придется хлопотать о будущем...Старинный французский сонник
  210. языксущ релem грех грешный...Татарско-русский словарь Р.А. Сабирова
  211. языкзнаковая система хранения и передачи информации выполняющая сознательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности. Сознание существует для другого ч...Тематический философский словарь
  212. языксредство общения но как говорят юмористы язык дан человеку для сокрытия мыслей. Мысли которые мы затем выражаем словами являются последовательностью состояний информацион...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  213. языкЯзык language сочетание лексикона и грамматики.[ГОСТ Р . Системы промышленной автоматизации и интеграция. Руководство по применению стандартов структура и словарь]...Терминологический словарь автоматизации строительства и производственных процессов
  214. языкважнейшее средство общения стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система звуковых знаков служащая для целей коммуникации и способная выразить всю сов...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  215. язык.strong Естественно существующая коммуникативная система общества. .strong Упорядоченная совокупность или система языковых смысловых или смыслоразличительных единиц суть...Толковый переводоведческий словарь
  216. языкязык сущ.em м.em употр. сравн. часто Морфология нет чего языкаstrong чему языкуstrong вижу что языкstrong чем языкомstrong о чм о языкеstrong мн. что языкиstrong нет чего...Толковый словарь Дмитриева
  217. языкЯЗЫК м. мясистый снаряд во рту служащий для подкладки зубам пищи для распознанья вкуса ее а также для словесной речи или у животных для отдельных звуков. Коровий язык лиз...Толковый словарь живого великорусского языка
  218. язык1ЯЗЫК а мн. и в м. . Подвижный мышечный орган в полости ртавоспринимающий вкусовые ощущения у человека участвующий также вартикуляции. Лизать языкам. Попробовать на я. т. ...Толковый словарь Ожегова
  219. языкЯЗЫК языка языка книжн. устар. только в и знач. м. . Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста являющийся органом вкуса а у человека способствующий также ...Толковый словарь русского языка II
  220. языкязык язык а мн. ч. и ов м. Подвижный мышечный орган в полости рта воспринимающий вкусовые ощущения у человека участвующий также в артикуляции. Лизать ом. Попробовать на я...Толковый словарь русского языка II
  221. языкЯЗЫК а мн. и ов м. стар. Народ нация. Нашествие двунадесяти т. е. двенадцати языков об армии Наполеона во время Отечественной войны г. т Притча во языцех книжное обычно ...Толковый словарь русского языка
  222. языкЯЗЫК а мн. и ов м. . Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения обмена мысля...Толковый словарь русского языка
  223. языкЯЗЫК а мн. и ов м. . Подвижный мышечный орган в полости рта воспринимающий вкусовые ощущения у человека участвующий также в артикуляции. Лизать языкам. Попробовать на язы...Толковый словарь русского языка
  224. языкдавящая часть мялки для кож палка с вырубленными на ней поперечными желобками деталь рыболовного снаряда или охотничьей ловушки вставляемой внутрь устройства.Синонимы ав...Топонимический словарь Амурской области
  225. языкУдарение в слове языкУдарение падает на букву ыБезударные гласные в слове язык...Ударение и правописание
  226. языкЯзык пустая болтовня....Украинский сонник
  227. языкПищеварительный аппарат формируется совокупностью органов обеспечивающих трансформацию питательных веществ приносимых с пищей клетками организма. Он состоит из ряда полых...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  228. языкRzeczownik язык m Medyczny jzyk m...Универсальный русско-польский словарь
  229. языкВидеть во сне собственный язык к тому что многие знакомые скоро отвернутся от вас....Универсальный семейный сонник
  230. языкматериализованная форма бытия сознания представленная в системе понятий знаковая система служащая средством общения обмена информацией. Язык служит способом перевода наши...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  231. языклюбая знаковая система напр. естественный язык язык науки язык жестов язык кино и т. д. служащая материальным носителем информации. Любой язык включает в себя алфавит сис...Философия науки
  232. языкэто система знаков для оформления знаний имеющих значение и смыслы. Знак это и есть слово заменяющее и представляющее объект. Значениезнака содержание закрепившееся за ...Философия науки и техники
  233. языкD Sprache E Lenguage F Lenguage EspLenguaje Система содержательных знаковых форм в которые отливаются чувства мысли желания потребности состояния души человека и посредст...Философия, практическое руководство
  234. языкЯЗЫК знаковая система используемая для целей коммуникации и познания. Системность Я. выражается в наличии в каждом Я. помимо словаря также с и н таксиса и семантики. Син...Философская энциклопедия
  235. языксистема знаков служащая средством человеч. общения мышления и выражения. С помощью Я. осуществляется познание мира в Я. объективируется самосознание личности. Я. является...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  236. языкнаиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения которым владеет человек и одновременно высшая форма проявления объективного духа. Язык развился из ес...Философский энциклопедический словарь II
  237. языкзнаковая система любой физической природы выполняющая познавательную и коммуникативную щечие функции в процессе человеческой деятельности. Я. может быть как естественным ...Философский энциклопедический словарь
  238. языкЯзык Язык мышечный орган покрытый слизистой оболочкой и снабженный вкусовыми рецепторами. Язык участвует в акте жевания и глотания а также служит органом вкуса и речи. П...Финансовый словарь
  239. язык. язык языки языка языков языку языкам язык языки языком языками языке языках . язык языки языка языков языку языкам языка языков языком языками языке языках Источник Пол...Формы слова
  240. языксредство общения людей в устной форме или посредством его письменной литературной формы. Общность языка является условием формирования почти любого социального коллектив...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  241. языкКыз Зык Язык...Электронный словарь анаграмм русского языка
  242. языкЯЗЫК . естественный язык важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением является социальным средством хранения и передачи информации одним и...Энциклопедический словарь естествознания
  243. языкЯЗЫК в анатомии у наземных позвоночных и человека мышечный вырост у рыб складка слизистой оболочки на дне ротовой полости. Участвует в захвате обработке пищи в актах гл...Энциклопедический словарь естествознания
  244. языкЯзык система знаков служащая средством человеческого общения развития культуры и способная выразить всю совокупность знаний представлений и верований человека о мире и о ...Энциклопедия культурологии
  245. языкангл. language нем. Sprache. Система знаков служащая средством человеческого общения мыслительной деятельности способом выражения самосознания личности средством передачи...Энциклопедия социологии
  246. языкЯЗЫК сложная развивающаяся система наделенных значениями знаков являющаяся средством объективации содержания сознания выражающая совокупность знаний и верований чувств и...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  247. языкЯЗЫК орган в полости рта. Общеслав. Совр. язык из zykъ в результате йотации и изменения носового e в a. Конечный слабый редуцированный как везде был утрачен. Является су...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  248. языкрод. п. а мн. языки нередко с семинаристским ударением языки диал. лязык язык новгор. белозерск. где л от лизать язычок укр. язик блр. язык др.русск. азыкъ ст.слав. зыкъ...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  249. языкорган в полости рта. Общеслав. Совр. язык из zykъem в результате йотации и изменения носового eem в aem. Конечный слабый редуцированный как везде был утрачен. Является с...Этимологический словарь русского языка
  250. языкязык языкрод. п. а мн. языки нередко с семинаристским ударением языки диал. лязык язык новгор. белозерск. где л от лизать язычок укр. язик блр. язык др.русск. азыкъ ст.с...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  251. языкангл. language нем. Sprache основное средство общения людей в его устной форме или посредством его письменной формы. Общность Я. является условием формирования почти...Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов
  252. языксистема знаков любой конфигурации служащая средством человеческого в том числе и национального общения а также мышления средствохранения и передачи информации одно из сре...Этнопсихологический словарь