Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ТЕЛЕОЛОГИЯ

ТЕЛЕОЛОГИЯ(от греч.xiXoq— цель, завершение и А.6уос, — учение) — учение или метод, выбирающие цель в качестве принципа объяснения.
Как философская доктрина, Т. возникает в греч. философии у Анаксагора и Сократа. Платон вкладывает в уста Сократа рассуждение о различии причинного и целевого подходов (Phaed. 96а—100а), в котором «бессмыслицей» называется физический детерминизм и утверждается, что «в действительности все связуется и удерживается благом и должным».
Начиная с Платона, в античной философии происходит борьба традиционного детерминизма «фисиологов» и Т., основы которой заложены в платоновских диалогах (Phaed.; Tim 68e; R.P. VI—VII.), где дается обоснование идеи блага как цели всего сущего. Аристотель выдвигает учение о четырех причинах сущего, среди которых — целевая. Без нее, по Аристотелю, невозможно объяснение способа существования живых организмов. Этический аспект Т. разносторонне рассмотрен Аристотелем в «Никомаховой этике» (напр., 1112а). Аристотель ввел неологизм «энтелехия»: имеется в виду осуществление внутренней цели того или иного существа (Met. 1047a30). Напр., душа есть энтелехия тела (De an. 412a27). В эллинистической философии происходит плавная модификация Т., заключающаяся отчасти в попятном движении от платонизма к сократовским школам, отчасти — в перенесении этического целеполагания из социально-космической в морально-психологическую сферу.
Вместе со становлением христианства в философию приходит третий тип отношения к целеполаганию: в спор детерминизма и Т. вступает волюнтаризм как учение о способности к свободному самоопределению воли. Но для построения иерархической картины Т. остается наиболее востребованным учением. Показательно в этом отношении пятое доказательство бытия Бога в доктрине Фомы Аквинского: избирательное поведение всех вещей, стремящихся к какому-то результату (даже неразумных вещей, которые не могут ставить себе цели), говорит о том, что должен быть высший источник целеполагания — Бог.
Философия Нового времени строит свое мировоззрение на основе принципа причинности, который на время вытесняет Т.на периферию. Б. Спиноза считает даже, что понятие цели есть «убежище невежества». Однако уже ко времени Лейбница становится очевидной (не без влияния успехов биологии) необходимость дополнить принцип детерминизма. Г. Лейбниц делает целевой принцип одной из основ своей монадологии. Монада, как одушевленное тело, содержит в себе и цель (душу) и средство (тело) ее осуществления, чем отличается от неживой материи. Но поскольку монады суть субстанции, то телеологический принцип оказывается фундаментальным законом мироздания. При помощи целевого принципа Лейбниц также вырабатывает свое учение об «оптимальности» действительного мира, в котором цель всегда реализуется максимально полным для данного момента образом. Обоснованное Лейбницем совпадение морального и природного в целеполагании стало важным ориентиром для немецкого. Просвещения и предпосылкой Т. философии И. Канта.
Наряду с миром природы, где царствует принцип причинности, и миром свободы с его моральным полаганием конечной цели, Кант открывает особый третий мир, в котором природа «как бы» осуществляет цели свободы, а свобода «как бы» делает природными феноменами свое целеполагание. Это — мир целесообразности, который явлен в искусстве и системе живых организмов. Кант различает эстетическую целесообразность, которая позволяет нашему суждению привнести в объект при помощи игры познавательных способностей форму целесообразности, не познавая при этом действительную цель, и формальную целесообразность, позволяющую посмотреть на живую природу как целостность жизненных форм.
В послекантовской трансцендентальной философии — у И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля — принципиальная граница между конститутивным и регулятивным стирается, и потому цель становится одной из основных сил, движущих процесс становления реальности, а не только лишь установкой теоретической рефлексии или моральной воли, как у Канта. Особенно показательно учение Гегеля, в котором цель, возникая впервые в Логике как для-себя-бытие, проходит через весь процесс самопорождения Духа в качестве конкретного присутствия всеобщего в конечных предметах. Заслуживает внимания учение Гегеля о «хитрости» мирового Разума, в котором впервые рассматривается системное несовпадение целеполаганий исторических субъектов и Разума, пользующегося субъективными целями как своим средством.
В философии 19—20 вв. проблематика Т. несколько упрощается и сводится к докантовским моделям 17 в.: к детерминизму, витализму или неолейбницианской Т. Цель может пониматься как биоморфная версия энтелехии, являющейся внутренней программой организма (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, X. Дриш, Я.И. Икскюль, Н. Лосский,); как внутренняя символическая форма культуры (В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Э. Кассирер, П. Флоренский, А. Белый); как иерархически выстроенные системы обратных связей организма и среды (холизм, гештальтпсихология, органицизм, кибернетика, общая теория систем). В то же время в Т. появляются новые мотивы. Неокантианство пытается заменить Т. аксиологией, в которой цель получает статус значимости, а не сущности. Возникает версия онтологически бесцельной реальности (Шопенгауэр, Ф. Ницше, экзистенциализм, постструктурализм), причем бесцельность может иметь самую разную эмоционально-аксиологическую окраску: от пессимизма Шопенгауэра до эвфории Ницше. П. Тейяр де Шарден понятием «точка Омега» (Христос) вводит особый тип Т., который выражает не пассивную финальность результата эволюции, а активную причастность самой цели ко всем этапам процесса. Э. Гуссерль в проекте новой Т. отчасти восстанавливает кантовское понимание цели как особого априори в структурах «жизненного мира». Методологи научного знания ищут подходы, альтернативные Т., вырабатывая понятияпробабилизма,контингентности и др. В синергетике ( Г. Хакен, И. Пригожий) предпринята наиболее радикальная попытка заменить классическое понятие цели закономерностями самоорганизации нелинейных систем.
АЛ. Доброхотов
Т. — философская доктрина, согласно которой вся действительность или действия субъектов ориентированы в отношении определенной цели (телоса) или организованны функционально. Различают внешнюю и внутреннюю телеологические перспективы. Первая, «платоновская», предлагает рассматривать и объяснять организацию мира в соотношении с поведением субъекта интенционального действия. Интенционализм рассматривает поведение человека как сознательное, преследующее определенные цели. Люди могут предвидеть возможное развертывание событий и организовывать свое поведение так, чтобы реализовать свои интенции. Вторая, «аристотелевская», предполагает, что мир сам имеет внутри себя собственные цели — имманентные формы, энтелехию. Любая вещь имеет свою фундаментальную цель и все сущности сконструированы так, чтобы эту цель реализовать. Цели являются критерием меры зрелости и завершенности вещей. Каждая из целей предполагает существование определенного плана, которому подчиняется развитие мира или вещи; напр., Т. разума Гегеля; Т. истории Гуссерля, где развертывание трансцендентальной субъективности охватывает как духовную историю человечества, так и все ступени развития жизни вообще. Часто имеет место комбинация двух телеологических перспектив, напр. в богословии, где мир объясняется путем соотнесения его с намерениями Бога, который в каждую сущность (человек, вещь) закладывает тенденцию осуществления собственных целей.
В дополнение к аристотелевской научной программе, где реализуется телеологическое (финалистское) объяснение, выделяют галилеевскую, где реализуется каузальное (механическое) объяснение. Это связано с тем, что в 18 в. произошло разделение сфер природы и свободы. Природа (естествознание) объявлялось миром причинно-следственных связей, способом бытия объекта и основой всех онтологических построений, а свобода (культура) — миром смысловых связей, целесообразности, способом бытия субъекта. Аристотелевская традиция действует в поле социально-гуманитарного знания, особенно в истории и юриспруденции, где человек своим поведением осознанно стремится к некоторой цели, галилеевская — в естествознании, где научное объяснение есть подведение индивидуальных случаев под гипотетические общие законы. Дихотомия научных программ привела к различию их методов, получивших в конце 19 в. название «понимание» — в науках о культуре и «объяснение» — в науках о природе.
Галилеевская программа наиболее разработана в рамках механицизма, стремившегося объяснить мир по аналогии с механизмами и исключить категорию цели из естественнонаучного мышления, и известна как «галилеевско-ньютоновская механика». Пример механицизма сегодня — кибернетическая трактовка понятия «функция», выявляющая неуклонность движения объектов к заданному положению вещей. Оппоненты Т. акцентируют внимание на возможной потере объектов цели, возможном плюрализме целей или на существовании функциональных эквивалентов. Акцент перемещается на анализ организации тех сущностей, которые возникают в результате естественной селекции. Напр., эволюционизм, нетеологически объясняя развитие природы, дает основание для признания объективного существования функционально организованных систем. Бихевиоризм пытается элиминировать Т., выстраивая психологию по образцу естественных наук. Если природная селекция делает атрибут цели излишним для биологических видов, то селекция поведения в терминах его последствий превращает любую референцию к интенциям человека в избыточность. Поведение человека объяс сов, избегая терминов «сознание» и «цель». Это низводит человека до уровня животного, из которого, применяя методологию обусловливания по схеме «стимул — реакция», можно сделать все что угодно. Такой деятельностный редукционизм подтверждает, что в науке невозможно жестко развести понятия цели и причины и приписать их только какому-то одному виду научного знания.
МЛ. Кукарцева
Т. — в общем случае это такой способ понимания и объяснения явлений реального мира, при котором важное место отводится понятиям цели (целенаправленности, целесообразности) и функции (а также роли, смысла и др.). Утверждения, в которых содержатся понятия цели или функции, всегда являются ответом на вопросы «для чего?», «с какой целью?», а не что происходит, случается. Вопрос об уместности и точном смысле его применения за пределами характеристики человеческой деятельности относится к числу наиболее глубоких, древних и трудных философских проблем. Так, Аристотель не сомневался в необходимости телеологического объяснения всех (в том числе и неживых природных) явлений и считал понятие «целевой причинности» (causa finalis) столь же исходным и фундаментальным, как и понятия материальной, действующей и формальной причинности. Однако уже в древности высказывались и сомнения в справедливости такой точки зрения (Демокрит, Эпикур). И поскольку наука Нового времени (а также обобщающая и обосновывающая ее материалистическая философия) четко продолжила в этом вопросе «линию Демокрита», разработка телеологической проблематики на многие века изымается из области науки и передается, практически безраздельно, в компетенцию спекулятивной философии и метафизики. Именно поэтому Т. часто определяют как «идеалистическое учение о цели и целесообразности в природе», являющихся следствием деятельности какого-либо божественного или сверхприродного (спиритуалистического) начала. Однако ситуация резко меняется с середины 20 в. С одной стороны, к этому времени становится очевидной ограниченность тех детерминистических и каузальных представлений, которые были присущи классической науке. С др. стороны, стали возникать такие научные походы к объяснению сложноорганизованных явлений природы (напр., в рамках кибернетики, общей теории систем и др.), в которых понятиям цели и функции отводилось важное (если не важнейшее) место. Дискуссии, возникшие в этом русле, привели к четкому осознанию важности и неустранимости Т. в различных ее формах и в биологии. В самом деле, весь специфически биологический язык описания и объяснения процессов жизнедеятельности насквозь пронизан такими оборотами, как «функция чего-либо», «цель чего-либо» и т.д., и, соответственно, ответами не только на вопросы «как?» и «почему?», но и на вопрос «для чего?» (напр., глаз нужен позвоночному животному, «для того чтобы видеть»; крыло нужно птице, «для того чтобы летать» и т.д.). Чтобы отмежеваться от традиционной, идеалистической (и теологической) Т., эту новую область научных интересов стали именовать телеономией (иногда — рациональной Т. и др.). В настоящее время вопрос о месте и роли так понимаемой Т. при научном объяснении природных явлений, о соотношении ее с причинным походом является предметом оживленных дискуссий среди философов различных направлений. Но сам факт вхождения телеологической терминологии в различные разделы современной науки при описании и объяснении природных явлений можно считать состоявшимся.
В.Г. Борзенков
Лит.:Трубников Н.Н.О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968;Ропаков Н.И.Категория «цель»: проблемы исследования. М., 1980;Вршт Г.Х. фон.Объяснение и понимание // Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования. М, 1986;Hartmann N.Teleologisches Denken. В., 1951;Luhmann N.Zweckbegriff und Systemrationalitat. Tubingen, 1968;VoigtH.Das Gesetz der Finalitat. Amsterdam, 1961;Woodfield A.Teleology. Cambridge, 197 6.

Синонимы:
финализм


  1. телеологиягреч. telos род. падеж teleos цель результат logos учение религ.идеалистич. воззрение о господстве в мире извечно предустановленных целей и целесообразности ради осущест...Атеистический словарь
  2. телеологиягреч. telos род. падеж teleos цель результат logos учение религ.идеалистич. воззрение о господстве в мире извечно предустановленных целей и целесообразности ради осуще...Атеистический словарь II
  3. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. telos род. падеж teleos цель результат завершение и логия идеалистич. учение об изначальной целесообразности в природе приписывание внутр. цели разви...Биологический энциклопедический словарь
  4. телеологияот греч. tlos родительный падеж tleos результат завершение цель и. логия См. .Логия идеалистическое учение о цели См. Цель и целесообразности См. Целесообразность. В про...Большая Советская энциклопедия II
  5. телеологияв философии положение согласно которому вс устроено в мире целесообразно и разумно усилиями некоей высшей силы природы Высшего разума Бога....Большая энциклопедия по психиатрии
  6. телеологияж. филос. teleologia Итальянорусский словарь. Синонимы финализм...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. телеологиятелео греч. logos учение идеалистическое учение приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность или способность к целеполаганию что в действительности присущ...Большой медицинский словарь
  8. телеологияж. филос.teleologa f...Большой русско-испанский словарь
  9. телеологиясущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  10. телеологияж. tlologie m...Большой русско-французский словарь
  11. телеологияteleology . От греческого teleos цель первоначально концепция согласно которой все вещи имеют собственные естественные цели так камень подброшенный в воздух падает на зе...Большой толковый социологический словарь
  12. телеологияот греч. teles род падеж teleos цель и logos слово учение англ. teleology нем. Theleologie. . Учение о цели и целесообразности. . В социологии а органицистские конц...Большой толковый социологический словарь II
  13. телеологияж.tlologie m финализм...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. телеологияот греч. telos род. п. teleos цель и .логияфилософское учение приписывающее процессам и явлениям природы целицелесообразность или способность к целеполаганию которые ил...Большой энциклопедический словарь II
  15. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. telos род. п. teleos цель и .логия философское учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность к целеполаган...Большой Энциклопедический словарь V
  16. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. telos род. п. teleos цель и .логия философское учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность к целеполаган...Большой Энциклопедический словарь V
  17. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. telos род. п. teleos цель и .логия философское учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность к целеполаган...Большой Энциклопедический словарь V
  18. телеологияучение о цели и целесообразности....Глоссарий философских терминов
  19. телеологияот гр.цель и слово наука о целесообразности. Например существуют два способа восприятия человеческой истории либо мы ее рассматриваем как причинный порядок как наше прошл...Евразийская мудрость от А до Я
  20. телеологияот греческого telos родительный падеж teleos цель и .логия философское учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность к целепола...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  21. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ и ж. tlologie f. ampLTн.лат. teleologia ampLTгр. telos конец цель logia учение о. Антинаучное религиозноидеалистическое воззрение согласно которому вся история...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  22. телеологияфилос. учение о целесообразном развитии с помощью конечных целевых причин. Как филос. проблема цели развития в живой и неживой природе обсуждалась уже в Античности. Арист...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  23. телеологиягреч. telos завершение цель teleos достигший цели и logos учение учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин вве...История философии
  24. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯstrongгреч. telos завершение цель teleos достигший цели и logos учение учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия...История философии II
  25. телеологияи ж.em Идеалистическое учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность к целеполаганию которые или устанавливаются богом или являе...Малый академический словарь
  26. телеологияТелео греч. logos учениеидеалистическое учение приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность или способность к целеполаганию что в действительности присуще...Медицинская энциклопедия
  27. телеологиякорень ТЕЛЕ соединительная гласная О корень ЛОГ окончание ИЯ Основа слова ТЕЛЕОЛОГВычисленный способ образования слова Сложение основ ТЕЛЕ соединительная гласная О ...Морфемный разбор слова по составу
  28. телеологияНачальная форма Телеология единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  29. телеологияteleology любая теория или оценка утверждающая что естественные или социальные явления можно объяснить не только причинами но и целями к крым они направлены. Телеологичес...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  30. телеологияот греч. telos конец цель завершение логия учение о цели или целесообразности рассмотрение вещей только с точки зрения целесообразности. Начала современного естествозн...Начала современного естествознания
  31. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ греч. telos завершение цель teleos достигший цели и logos учение учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в це...Новейший философский словарь
  32. телеологиягреч. telos завершение цель teleos достигший цели и logos учение учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин...Новейший философский словарь II
  33. телеологиятелеология ж. Философская концепция согласно которой все в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных Богом или природ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  34. телеологияот гр. telos цель и logos слово наука о целесообразности. Например существуют два способа восприятия человеческой истории либо мы ее рассматриваем как причинный порядок...Новый философский словарь
  35. телеологияЛюбое из нескольких теоретических и философских направлений которые разделяют в той или иной форме предположение что цель и целенаправленное стремление к достижению цели ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  36. телеологияЛюбое из нескольких теоретических и философских направлений которые разделяют в той или иной форме предположение что цель и целенаправленное стремление к достижению цели ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  37. телеологиятелеология телеология и...Орфографический словарь
  38. телеологияu жu Р.u Д.u Пр.u телеологии финализм...Орфографический словарь русского языка
  39. телеологиягр. учение о целях учение об изначальной направленности и целесообразности всего существующего и совершающегося на земле в мире. Целеполагающим началом бытия является Б...Основы духовной культуры
  40. телеологиягреч. teloz цель и logoz учение дословно учение о цели. Телеология. исходит из предпосылки что у каждого явления или процесса есть определенная цель и следовательно истор...Политическая наука - Словарь-справочник
  41. телеологияТелеология греч.em teloz цель и logoz учение дословно учение о цели. Телеология. исходит из предпосылки что у каждого явления или процесса есть определенная цель и следов...Политология. Словарь.
  42. телеологиятелеология телеологии телеологии телеологий телеологии телеологиям телеологию телеологии телеологией телеологиею телеологиями телеологии телеологиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  43. телеологияОрфографическая запись слова телеология Ударение в слове телеология Деление слова на слоги перенос слова телеология Фонетическая транскрипция слова телеология [тилиалога...Полный фонетический разбор слов
  44. телеологиятелеология иСинонимы финализм...Русский орфографический словарь
  45. телеологияЖ мн. нет fls. teleologiya tbitd hr eyin myyn mqsdl yaranm olduunu v hr bir inkiafda qabaqcadan myyn olunmu mqsdin hyata keirildiyini iddia edn idealist nzriyy....Русско-азербайджанский словарь
  46. телеологияж.доктрина о том что стремление к достижению цели является существенным компонентом всех событийem teleology finalism...Русско-английский психологический словарь
  47. телеологиятелеология ж.iteleology...Русско-английский словарь
  48. телеологияТэлеалогя...Русско-белорусский словарь
  49. телеологияфилос.i тэлеалогя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  50. телеологияфинализм...Русско-ивритский словарь
  51. телеологиятелеология...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  52. телеологиятелеология...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  53. телеологияж. филос. телеология диалектикалык материализмге кас болгон идеалисттик окуунун бир тр....Русско-киргизский словарь
  54. телеология. Синонимы финализм...Русско-китайский словарь
  55. телеологиятелеологияж...Русско-новогреческий словарь
  56. телеологиятелеология азалият...Русско-таджикский словарь
  57. телеологияTeleoloogia...Русско-эстонский словарь
  58. телеологиятелеология иСинонимы финализм...Русское словесное ударение
  59. телеологияот гр. telos цель и logos слово наука о целесообразности. Например существуют два способа восприятия человеческой истории либо мы ее рассматриваем как причинный порядок...Сверхкраткий философский словарь
  60. телеологиятелеология финализм...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  61. телеологиятелеология и Синонимы финализм...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  62. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. telos конечная причина теория целесообразной взаимосвязи разл. событий и явлений объясняющая эту взаимосвязь наличием у них общей конечной причины ид...Словарь астрологических терминов
  63. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ греч. от teleios конечный и logos слово. Учение о целесообразности бытия или о целях существования мира. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского ...Словарь иностранных слов русского языка
  64. телеологиярелигиозноидеалистическое воззрение о господстве в мире извечно предустановленных цепей и целесообразности ради осуществления которых все окружающее существует и развивае...Словарь исторических терминов
  65. телеологиятелеология телео i греч. logos учение идеалистическое учение приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность или способность к целеполаганию что в действител...Словарь медицинских терминов
  66. телеологиятелеология сущ. колво синонимов финализм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы финализм...Словарь синонимов II
  67. телеологияидеалистич. учение о цели и целесообразности. В противовес детерминизму а иногда в дополнение к нему Т. постулирует особый вид причинности целевой отвечающей на вопрос дл...Советский философский словарь
  68. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греческого telos родительный падеж teleos цель и .логия философское учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность...Современная энциклопедия
  69. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч . telos род. п. teleos цель и .логия философское учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность к целеполаган...Современный энциклопедический словарь
  70. телеологияTELEOLOGY Социологические объяснения являются телеологическими тогда когда социальные процессы в частности процессы социального изменения объясняются посредством ссылки н...Социологический словарь
  71. телеологиятелеология [гр. telos teleos цель .логия] идеалистическое учение по которому все в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее пред...Толковый словарь иностранных слов
  72. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ и ж. Учение считающее что все в мире осуществляется всоответствии с заранее предопределенной Богом или природой целью. Г прил.телеологический аяое....Толковый словарь Ожегова
  73. телеологиягреч. telos цель логия. Идеалистическое направление в философии и биологии проповедующее целесообразность соответствие какимто высшим целеполагающим мотивам происходящи...Толковый словарь психиатрических терминов II
  74. телеологиягреч. telos цель логия. Идеалистическое направление в философии и биологии проповедующее целесообразность соответствие какимто высшим целеполагающим мотивам происходящи...Толковый словарь психиатрических терминов
  75. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ телеологии мн. нет ж. от греч. telos конец цель и logos учение. . Идеалистическое учение по крому вся история мира есть результат целесообразно действующих с...Толковый словарь русского языка II
  76. телеологиятелеология телеология и ж. Учение считающее что вс в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределнной Богом или природой целью.прил. телеологический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  77. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ и ж. Учение считающее что вс в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределнной Богом или природой целью. Г прилагательное телеологический аяое....Толковый словарь русского языка
  78. телеологияУдарение в слове телеологияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове телеология...Ударение и правописание
  79. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ греч. teleos цель и logos учение слово философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Этот тезис предполагает нал...Уфологический словарь-справочник
  80. телеологиягреч. telos результат конец цель logos слово знание доктрина полагающая что при исследовании природных и общественных процессов следует исходить из общей системы целей...Феноменологическая философия науки - критический анализ
  81. телеологияв общем случае такой способ понимания и объяснения явлений объективного мира и человеческой деятельности при котором важное иногда даже решающее место отводится понятиям ...Философия науки
  82. телеологияот греч. telos результат завершение цель и logos слово учение ученир о цели и целесообразности. Согласно данному учению кроме каузальной от лат. causa причина связи к...Философия. Словарь по обществознанию
  83. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. telos teleos результат цель и logos слово учение филос. учение об объяснении развития в мире с помощью конечных целевых причин. В современной метод...Философская энциклопедия
  84. телеологияот греч. род. падеж результат завершение цель и слово учение онтологич. учения о наличии в природе и обществе объективных внечеловеч. целей целевых зависимостей пр...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  85. телеологияот греч. teleos цель logos учение философское учение согласно которому вне человека существует особый вид обусловленности целевойотечающий на вопрос для чего или заче...Философские категории
  86. телеологияот греч. tabs конец цель завершение и logos учение учение о цели или целесообразности учение о том что не только действия человека но и исторические события и природные я...Философский энциклопедический словарь II
  87. телеологияот греч. tabs конец цель завершение и logos учение учение о цели или целесообразности учение о том что не только действия человека но и исторические события и природны...Философский энциклопедический словарь
  88. телеологиятелеология телеологии телеологии телеологий телеологии телеологиям телеологию телеологии телеологией телеологиею телеологиями телеологии телеологиях Источник Полная акцен...Формы слова
  89. телеологияучение по которому все в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей....Хрестоматия по экономической теории. Словарь экономических терминов и иностранных слов
  90. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ [от греч. telos teleos цель результат завершение и .логияi] идеалистическое учение об изначальной целесообразности в природе приписывающее внутренние цели про...Экологический словарь
  91. телеологияОтел Оолит Оля Олег Лото Лот Логия Лог Литолог Лиля Лиго Лето Леля Итого Отелло Итог Итл Иол Илот Тег Телеолог Телеология Тело Теля Илл Иго Еле Гто Гот Голо Глот Гит Гиле...Электронный словарь анаграмм русского языка
  92. телеологияТелеология и физикотеологическое доказательство бытия Бога. iТермин телеология iозначает учение о целях. iВ той мере в какой цель есть несомненно существующий факт челов...Энциклопедический словарь
  93. телеологияи физикотеологическое доказательство бытия Бога.em Термин телеологияem означает учение о целях.em В той мере в какой цель есть несомненно существующий факт человеческой ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  94. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ греч. telos завершение цель teleos достигший цели и logos учение учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в це...Энциклопедия История философии
  95. телеологияот греч. teles род падеж teleos цель и logos слово учение англ. teleology нем. Theleologie. . Учение о цели и целесообразности. . В социологии а органицистские конце...Энциклопедия социологии