Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТЕЛЕОЛОГИЯ

и физико-теологическое доказательство бытия Бога.— Терминтелеологияозначаетучение о целях.В той мере, в какой цель есть несомненно существующий факт человеческой природы, Т. имеет несомненно научное значение, образуя собою какобъяснениеэтого факта часть психологии, а как егооценка— частьэтики.Кроме фактически существующих целей, многие мыслители допускают еще в природе и целипредполагаемые, вводя в объяснение и оценку природы, нередко и всего мира или даже его Творца, начало целесообразности. При таком понимании терминТ.получает более широкий смысл, означая известное направление мышления в отношении к предметам, целесообразность которых не обнаруживается посредством наблюдения или опыта, но может быть установлена или отвергнута лишь путем размышления. Источником этой предположительной Т. является во всяком случае опытное понятие цели, распространяемое путем аналогии на те или другие предметы природы; поэтому для правильной оценки телеологического направления надлежит прежде всего выяснить опытное понятие цели. Понятие цели характеризуется признакамисубъективнымииобъективными.Со стороны субъективной в состав цели входятмышлениеиволя, из которых первое указываетпредметдеятельности, а вторая создает ее движущуюсилу.Одна мысль о предмете, хотя бы одобряемом и желательном, если она не обращается в стимул воли, еще не ставитпрактическицели и может иметь значение лишь для ее теоретического обсуждения; равным образом и воля, если предположить ее лишенною всякого интеллектуального стимула, еще не создает цели, так как она беспредметна. Объективно цель характеризуется как нечто осуществляемоевнесобственно субъективной сферы и этим отличается отпобуждения, так как последнее направляется лишь к субъективному удовлетворению, не справляясь об объективном результате. Напр.,цельпринятия пищи есть введение в организм потребного ему питательного материала, апобуждениек этому принятию — прекращение неприятного чувства голода или удовольствие от приятных вкусовых ощущений.Первая объективна, второе субъективно, и наша движимая мыслию воля оценяет второе лишь с точки зрения первой. Если предположить (как это нередко и бывает), что утоление субъективного побуждения к пище идет вразрез с объективными требованиями организма, то оно признаетсянецелесообразным, т. е. несогласным с понятием цели. Необходимое соучастие в определении понятия цели субъективного и объективного элементов приводит к следующим важным последствиям. Во-первых, субъективный элемент, илисознание цели, заслуживает этого названия лишь при том условии, если он сообразуется с причинами и последствиями событий в объективной области, т. е. если ему присущ характер разумный. Сознания цели мы не приписываем поэтому тем из одушевленных существ, которые несомненно действуют по побуждениям, но не размышляют об объективной стороне своей деятельности, т. е. о пользе или вреде своих поступков. Сознание цели свойственно только человеку; из животных разве высшие обладают им в первичной, элементарной степени. Во-вторых, относительнообъективногорезультата сознательного действия мы необходимо предполагаем такое устройство природы, которое делает возможным осуществление целей, т. е. предполагаем соответствие или гармонию между познанием и волею, с одной стороны, и объективными силами природы, с другой. Цель есть разумный акт, осуществляемый в природе ее объективными силами. Это определение цели последовательно превращает ее понятие в понятиецелесообразности природы, которое и представляет собою предмет телеологического мировоззрения в применении к деятельности собственно одушевленных существ. Из этих существ только высшие, да и то далеко не во всех своих действиях, руководствуются истинным сознанием цели; численно преобладают в одушевленном мире действия по слепому побуждение; между тем эти действия оказываются, за некоторыми исключениями, в общемцелесообразнымис точки зрения разума. Животное слепо утоляет побуждения голода, сладострастия, ярости, страха — и все это в общем содействует его индивидуальному и видовому самосохранению, т. е. тем объективным результатам, которые ставятся и сознательным разумом человека. В растительном мире отсутствует даже и побуждение, а между тем и там мы находим целесообразность отправлений. Сознание цели есть, таким образом, не источник, а лишь последствие, высший предел развития общего и основного началацелесообразности, бессознательно владеющего жизнью и развитием всего органического мира. Какчастьвсей природы органический мир подчинен общим ее законам, и следовательно, целесообразность живых существ должна быть объяснена из общего строя всего мироздания. Тем самым Т. возвышается до значенияфилософского.История философии показывает нам, что телеологическое мировоззрение усиливается, ослабевает и видоизменяется в связи с теми или иными философскими учениями. Можно различать четыре главных направления мысли в решении вопроса о целесообразности природы: 1)трансцендентно-антропоцентрическое, по которому цели природы вносятся в нее извне ее Творцом для пользы человека; 2)трансцендентно-натуралистическое, по которому цели вносятся извне в природу из того же источника ради самой природы как целого; 3)имманентное, по которому целесообразность присуща внутреннему существу самых предметов природы, и, наконец, 4) направление, отрицающее целесообразность как общий закон природы и тем самым возлагающее на себя обязанность объяснить происхождение в нецелесообразной природе видимой целесообразности органического мира. В первый период греческой философии появлялись учения, в большей или меньшей степени благоприятствовавшие телеологическому воззрению на природу; но систематического развития понятий в этом направлении мы не находим. В обосновании телеологического мировоззрения наибольшую важность представляет собою философия Анаксагора, признавшегоумза устроителя мира, а в отрицании Т. — философия атомистов, объяснявших все происходящее в природе из механического сочетания вещественных частей; но Анаксагор понимал ум лишь как перводвигатель, объясняя все процессы природы механически из произведенного умом движения, а относительно атомистов ни из чего не видно, чтобы они серьезно занимались вопросом о том, каким образом случайная комбинация атомов может образовать целесообразно действующий организм. В применении телеологического начала к частностям мирообъяснения Аристотель выше прочих ставит Эмпедокла с его учением олюбвииненавистикак источниках соединения и разъединения элементов. Сократ, сосредоточив философские размышления на практической деятельности человека, дал тем самым повод к возбуждению мышления и в направлении к объективной телеологии, так как с вопросом о разумных основаниях человеческой нравственности неразрывно связан вопрос о разумных основаниях религии. По мнению Сократа, явные признаки разумного устройства природы несомненно указывают на разумность произведшей ее причины. В этом смысле телеология Сократа носит характер трансцендентно-натуралистический; но во многих случаях он выражается о целесообразности природы и антропоцентрически, понимая разумность мироустройства с точки зрения нужд человека. У Платона первому виду телеологии дается более решительное преобладание, но у него не исключена совершенно и антропоцентрическая точка зрения. На более широкую и уже принципиально обоснованную точку зрения поднимается Аристотель, система которого представляет собою и доныне образец тщательно выработанного и последовательно проведенного телеологического учения о развитии. Аристотель указывает, во-первых, на то, чтоцельесть одна изпричиннаряду сматериею,формою(идеею) идвигателем.При дальнейшем исследовании оказывается, что отличие формы и двигателя от цели только предварительное; при более глубоком понимании дела они совпадают с целью, так как, по взгляду Аристотеля, все действительное осуществляется лишь через оформление материи, т. е. через приведение ее из потенциального, неопределенного состояния в состояние реализованное, определенное; идеальный, определяющий момент этого осуществления составляет, след., владеющую им и направляющую его цель. А так как действительность представляет собою ряд ступеней развития, то всякая низшая ступень относится к высшей как материя (возможность) к своему осуществлению, т. е. высшая ступень как цель идеально движет развитием низшей ступени как своей материи. Таким образом, материя и цель или форма оказываются понятиями относительными: то, что для высшей ступени есть материя, для низшей есть цель. Этот ряд ступеней необходимо имеет свое начало и заключение, т. е., с одной стороны, материю как таковую, как чистую возможность, еще совсем не определившуюся к действительному бытию, и с другой — перводвигателя или Бога, уже не претерпевающего дальнейшего развития, но движущего его к себе как к конечной цели. Отсюда видно, что Т. Аристотеля, будучи по существу своему имманентною, отводит вместе с тем место и моменту трансцендентно-натуралистическому, указывая участие Бога в развитии мира. Вместе с тем она удовлетворяет в известной мере и потребности антропоцентрической Т., так как человек находит в системе Аристотеля положение, отвечающее его достоинству как разумного существа (присутствием разума отличается, по Аристотелю, человек от животного). Исторически неизбежная односторонность системы Аристотеля заключалась в том, что она пренебрегает правами механического мирообъяснения, почему впоследствии в истории механики и физики оказывается антипрогрессивною. Наиболее влиятельные философские учения после Аристотеля — эпикуреизм и стоицизм — мало внесли в разработку учения о целесообразности. Первому принадлежат заслуга защиты, по примеру более древних атомистов, прав механического мирообъяснения. Стоики, признавая разум руководителем природы, стояли на трансцендентно-натуралистической точке зрения, переходившей у некоторых из них в фатализм. Философия новоплатоников, сохраняя до известной степени общие черты аристотелевой Т., внесла в нее прибавки, нарушающие ее цельность и последовательность. В новоплатонизме установляетсядуализмприродной и сверхприродной Т. По взгляду Плотина, положительный источник миротворения заключается не в высшей потенции Бога, которая есть безусловное всеединство, вполне в себе самом заключенное, но в сравнительно низших его потенциях:уме, носителе форм или идей, имировой душе— силе, создающей мир. Таким образом, как бы природа ни была целесообразна по своему источнику, она все же есть результат известного понижения Божества, отпадения от его высшего всесовершенства; над природными целями, по крайней мере для человека, господствует цель сверхприродная — возвращение к полному слиянию с Богом, достигаемое в сверхприродном же состоянии исступления (экстаза). В христианстве мы также находим двойственность природных и сверхприродных целей, но отличающуюся от новоплатоновского дуализма присутствиемморальногоэлемента. По учению христианства, отпадение природы от Бога коренится не в самом ее происхождении, но вгрехе, внесенном в нее нравственно-ответственными существами, злоупотребившими своею свободою. Следовательно, и сверхприродная цель состоит не в экстатическом, а в нравственном воссоединении с Богом, вспасенииот греха и его последствий при содействии не покинувшего даже и греховную природу промысла Божия. Этот дуализм целей природы и цели спасения проникает собою всю историю христианской Т., и попытки егофилософскогоразрешения не приводят к прочно удовлетворяющим результатам. Попытки эти могут быть сведены ктремглавным типам, между которыми существует множество промежуточных образований и которые в своих типических формах связываются с именами Пелагия, Августина и Оригена: 1) в природе, хотя и поврежденной грехом, человек может достигать цели спасения посредством природной своей способности —свободы воли; 2) в поврежденной грехом природе и свобода человека повреждена в том смысле, что он неспособен собственными своими силами достигнуть цели спасения, но эта цель осуществляется для избранных единственно благодатию Божиею; 3) богоучрежденный порядок природы таков, что в конечном результате для всех существ, хотя в разной степени, имеет осуществиться цель спасения. Нофилософствующеев христианском духе мышление не может удовлетвориться ни одним из этих трех решений:первым, потому что оно оставляет непонятным, в чем же именно состояло повреждение человеческой воли грехом, если она и после грехопадения сохраняет природную силу не грешить;вторым, потому что жестокая участь человеческой природы не согласуется с благостью ее Творца, а произвол в избавлении от этой участи немногих — с Его правосудием;третьимпотому чтоморальныйпроцесс спасения оно превращает как бы в процессестественного развитиявселенной, упраздняющий необходимое для нашего нравственного сознания родовое различие добра и зла и приводящий ко взгляду на них лишь как на разные степени совершенства. Оставаясь все время при вышеприведенных решениях, патриотическая и схоластическая философия не могла оказать благоприятного влияния на развитие учения о целях в природе также и вследствие крайне слабого развития естественных наук, почему ни механическое мирообъяснение, ни сколько-нибудь веские возражения против него не могли иметь успеха. Новые способы разрешения задачи Т. стали возможны лишь тогда, когда, с одной стороны, показала свою силу новая физика против физики Аристотеля, а с другой — философия приступила к этой задаче без предвзятых богословских положений. Сила антропоцентрической Т. была подорвана признанием, что местопребывание человека не имеет в природе центрального и первенствующего положения, а имманентная Т. в деле опытного физического объяснения явлений была погребена вместе с прежними предполагаемымицелямидвижения — стремлением тел занять свое естественное место, боязнью пустоты и т. п. Не столько под влиянием этого нового научного движения, в значении которого он не отдавал себе ясного отчета, сколько под общим влиянием пробудившихся практических ожиданий от науки Бакон уже принципиально исключает из опытной науки исследование целей (конечных причин) [Объяснение по целям называется объяснением поконечным причинам, потому что цель есть причина, реально данная не в начале, а вконцедействия.], относя его в область метафизики. Новый рационализм в последовательном своем развитии пытался изгнать Т. и из метафизики. Если — установленный не самим Декартом, но во всяком случае последовательно вытекающий из начал его системы — окказионализм представляет собою вид Т., то уже в учении Спинозы мы находим полное отрицание целей в природе. Однако такое антителеологическое направление не могло приобрести господства ни по научным, ни по философским основаниям. В науке оставалась целая обширная область явлений — явлений жизни, — овладеть которою тогдашняя механическая физика не имела даже приблизительных шансов. Попытки в этом направлении как самого Декарта, так и врачей, пытавшихся объяснить процессы жизни химически или механически, приводили лишь к ряду произвольных и очень быстро оказывавшихся несостоятельными гипотез. С другой стороны, и в области философии изгнание Т. было лишь кажущееся. Спиноза осуществил его, слив в одной всеобъемлющей субстанции мышление и протяжение; но при этом осталось невыясненным, что же объединяет их в самой этой субстанции. Окказионализм, от которого были освобождены конечные вещи, оказался внедренным в самую их первопричину. Притом превращение духа в одну мысль, а вещества — в одно протяжение оказалось таким насилием над действительностью, которое не могло не вызвать сильных возражений, указывавших на то, что в духе есть еще воля, а в веществе — непроницаемость и тяготение. Поэтому полное торжество антителеологии очень скоро оказалось достижимым лишь посредством обращения на путь чистого материализма, что и попытался сделать Гоббз. Мыслители, отвращавшиеся от этого пути, тем самым в той или иной мере восстановляли права положительной Т. Так, Локк, хотя вовсе не склонный к исследованию конечных причин, указывает на благоустройство мира как на одно из оснований к признанию бытия разумного его Творца. Берклей, развивая на эмпиристических основаниях учение имматериализма, приходит уже к вполне телеологическому мировоззрению, так как, с его точки зрения, вся вещественная природа есть не что иное, как предустановленный Богом постоянный порядок наших восприятий. Наконец, Лейбниц, сочетав в своем мышлении моменты предшествовавшего развития философии, создал многообъемлющую систему Т., достойную стать рядом с системою Аристотеля. По Лейбницу, механический порядок природы вместе с его условиями — пространством и движением — есть лишь внешность, явление, за которыми, как действительный источник деятельности, скрывается целесообразное действие психических субстанций (монад). Монада, будучи всецело замкнута в себе, не может подвергаться никакому воздействие извне, и потому ее общение с другими монадами и соблюдение ею закономерного строя природы определяетсяпредоставленной гармониею— тем планом всего мироздания, которому должен удовлетворять богосозданный мир. Будучи органическою составною частью вселенной, монада может быть вместе с тем членом более частной группы, с другими членами которой она постоянно связана тою же предуставленною гармониею. Такую группу образует организм, и в частности организм человека. Хотя каждая монада есть психическая сила, но в организме человека душа есть одна — именно высшая — из составляющих его монад, а прочие образуют тело. Стало быть, закон связи души и тела не есть какой-либо особый закон природы, но тот же общий закон гармонии, который владеет всем миром, только в частном применении к особой группе монад. Философия Лейбница легла в основание немецкого просвещения XVIII столетия, но в переделке Вольфа она не удержалась на уровне мысли ее творца. Сохранив учение о монадах, Вольф допустил возможность воздействия на них извне, вследствие чего внутреннего мотива для имманентной Т. не осталось и предуставленная гармония явилась лишь внешнею и, в сущности, неоправданною прибавкою к механическому строю природы. А так как в природе первенствующее место занимает человек, то Т. Вольфа в значительной мере выродилась в поверхностный антропоцентризм, в понимание природы как приспособленной к практическим, нередко даже весьма мелким и будничным делам человека. С другой стороны, в образованном обществе Англии и Франции успехи и популяризация механического мирообъяснения породили склонность или к материализму, или по крайней мере к такому виду деизма, который, не отрицая разумной причины мира, не считал возможным проследить в данной нам на опыте природе следов вложенных в нее целей. Засим, философия Юма уже принципиально изгнала всякие метафизические изыскания и объявила изучение конечных причин занятием праздным и безрезультатным. Единственною крепкою позициею, которая еще сохранялась за Т., оставалась область биологических наук, величайшие представители которой в XVIII в. (Линней, Галлер, Бюффон, Блуменбах) смотрели на жизнь как на особую, целесообразно действующую силу. Именно убеждение в непреоборимой крепости этой позиции побудило Канта ввести телеологическое начало в состав опытного мирообъяснения. Критика чистого разума отвергает всякоепознаниецелей в природе, хотя не отрицает их возможности в сверхчувственной, умопостигаемой области. С практической точки зрения, установляющей бытие Бога и бессмертие души, эта возможность превращается в уверенность, но места в пределах опытной, точной науки для нее все же не оказывается. В третьем из главных своих сочинений — "Критике силы суждения" — Кант указывает, однако, на то, что в самой природе как предмете опыта есть круг явлений, не поддающихся механическому объяснению и требующих понимания с точки зрения целесообразности: это явления жизни. Из этого положения Кант выводит необходимость общего телеологического взгляда на природу: явления жизни столь многообразно переплетаются с прочими явлениями природы, что никак нельзя допустить в ней двух равных начал. Ни в чем не колебля прав механического объяснения явлений природы, Кант распространяет на природу, как сущую в себе, телеологический взгляд, понимая ее как средство для высшей цели — существования разумных существ. В позднейшей немецкой философии из тех двух источников Т., на которые указывает Кант, — нравственных требований и факта явлений жизни — то тот, то другой получает одностороннее преобладание. Учение Фихте представляется исключительно этико-телеологическим: самая природа как общее поприще деятельности для многих неделимых есть для него нравственный постулат. У Шеллинга (по крайней мере в первый период его деятельности) и у Гегеля преобладает, наоборот, второй мотив: их философия природы вообще представляет собою попытку превратить неорганическое в органическое и тем преодолеть механическое мировоззрение в физике вообще. В "Логике" Гегеля категория "цели" занимает место в главе об "объективности" после "механизма" и "химизма", как соединяющая их в себе и возвышающаяся над ними истина. Но в понятии цели, по мнению Гегеля, еще сохраняется след внешнего противоположения объекта субъекту; они сливаются и объединяются лишь в следующем за ним понятии "жизни", которая есть первое, непосредственное (не проникнутое еще познанием) состояние идеи (полного единства субъекта и объекта). Жизнь включает в себе цель, а цель — механизм как свое средство.Фактическоюосновою Т. Гегеля является, таким образом, убеждение в невозможности механического истолкования жизни. Таков же источник телеологического мировоззрения у Шопенгауэра и в новейшее время у Гартмана; но у первого принципволи, лишенной разумности, в сущности исключает истинную Т., что и выражается в некотором колебании взгляда Шопенгауэра на этот предмет. В этом отношении последовательнее Гартман, который соединяет в абсолютной субстанции атрибуты ума и воли и потому может без натяжек говорить о целесообразности мира.
Физико-теологическое доказательство бытия Бога.Если допустить, что целесообразность в природе есть не только видимость, имеющая быть в конце концов объясненною из механической игры сил, но самостоятельная и первоначальная принадлежность природы, то, поскольку цель в нашем сознании предполагает разумность, позволительно и в природе усматривать некоторую аналогию нашему разуму. Усиливая эту аналогию, можно уподоблять целесообразные предметы природы целесообразным произведениям человеческого искусства — а раз допущено такое уподобление, то легко возникает вывод о существовании разумного Творца и Устроителя природы, т. е. получается так называемаяфизико-теология, доказывающая бытие Бога из целесообразного устройства природы; этот вид доказательства бытия Бога и называетсяфизико-теологическим, илифизико-телеологическим.Особенность этого доказательства сравнительно с доказательствами онтологическим и космологическим заключается в том, что последние переносят на Бога категории бытия и причинности, ничего не утверждая ближайшим образом о Его свойствах, между тем как первое внушает мысль о Боге как о Существе премудром и попечительном о мире — следовательно, возбуждает в нас известные чувства к Богу. Отсюда популярность физико-теологического доказательства, издавна распространенного в народном сознании, да и в философии являющегося весьма древним. Первое предположение, лежащее в основе этого доказательства — о существовании в природе аналогического нашему разуму начала, — вполне законно (если только допустить целесообразность как собственное, не объяснимое механически свойство природы). Нельзя сказать того же о дальнейшем расширении этой аналогии, т. е. о признании природы, подобно произведению человеческого искусства, произведением отличного от природы разумного Художника. Так как этот Художник есть существо, находящееся вне природы, то в Его деятельности нет сходства сприродноюцелесообразною деятельностью человека; для утверждения бытия такого Художника необходимо допустить, во-первых, что мысль о сверхприродном сущем вообще возможна, во-вторых, что от природы можно заключать к ее сверхприродной причине, т. е. допустить силу так называемых онтологического и космологического доказательств. Таким образом, физико-теологическое доказательство является несамостоятельным: оно приобретает силу лишь при признании других доказательств бытия Бога. Далее, если и признать убедительность этого доказательства, то следует иметь в виду, что из него вытекает бытие лишь Устроителя, а не Творца вселенной. К этим возражениям сводится опровержение физико-теологического доказательства в "Критике чистого разума" Канта, хотя к популярной назидательности этого доказательства он относится сочувственно. В "Критике силы суждения" сказанное опровержение сначала усиливается, а потом ослабляется: усиливается тем, что целесообразность природы провозглашается не объективным ее свойством, а лишь последствием субъективного на нее воззрения, и, следовательно, подрывается первая посылка доказательства; ослабляется тем, что в последующем изложении развивается мысль о целесообразности природы как вещи в себе в отличие от природы являющейся. После критики Канта физико-теологическое доказательство уже не могло восстановить прежнего своего значения в умозрительном богословии (между тем как онтологическому и космологическому доказательствам эта критика не нанесла неисцелимых ран). См. Arthur Drews, "Die deutsche Speculation seit Kant mit besonderer Rücksicht auf das Wesen des Absoluten und die Persönlichkeit Gottes" (1893).
H. Г. Дебольский.

  1. телеологиягреч. telos род. падеж teleos цель результат logos учение религ.идеалистич. воззрение о господстве в мире извечно предустановленных целей и целесообразности ради осущест...Атеистический словарь
  2. телеологиягреч. telos род. падеж teleos цель результат logos учение религ.идеалистич. воззрение о господстве в мире извечно предустановленных целей и целесообразности ради осуще...Атеистический словарь II
  3. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. telos род. падеж teleos цель результат завершение и логия идеалистич. учение об изначальной целесообразности в природе приписывание внутр. цели разви...Биологический энциклопедический словарь
  4. телеологияот греч. tlos родительный падеж tleos результат завершение цель и. логия См. .Логия идеалистическое учение о цели См. Цель и целесообразности См. Целесообразность. В про...Большая Советская энциклопедия II
  5. телеологияв философии положение согласно которому вс устроено в мире целесообразно и разумно усилиями некоей высшей силы природы Высшего разума Бога....Большая энциклопедия по психиатрии
  6. телеологияж. филос. teleologia Итальянорусский словарь. Синонимы финализм...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. телеологиятелео греч. logos учение идеалистическое учение приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность или способность к целеполаганию что в действительности присущ...Большой медицинский словарь
  8. телеологияж. филос.teleologa f...Большой русско-испанский словарь
  9. телеологиясущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  10. телеологияж. tlologie m...Большой русско-французский словарь
  11. телеологияteleology . От греческого teleos цель первоначально концепция согласно которой все вещи имеют собственные естественные цели так камень подброшенный в воздух падает на зе...Большой толковый социологический словарь
  12. телеологияот греч. teles род падеж teleos цель и logos слово учение англ. teleology нем. Theleologie. . Учение о цели и целесообразности. . В социологии а органицистские конц...Большой толковый социологический словарь II
  13. телеологияж.tlologie m финализм...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. телеологияот греч. telos род. п. teleos цель и .логияфилософское учение приписывающее процессам и явлениям природы целицелесообразность или способность к целеполаганию которые ил...Большой энциклопедический словарь II
  15. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. telos род. п. teleos цель и .логия философское учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность к целеполаган...Большой Энциклопедический словарь V
  16. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. telos род. п. teleos цель и .логия философское учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность к целеполаган...Большой Энциклопедический словарь V
  17. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. telos род. п. teleos цель и .логия философское учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность к целеполаган...Большой Энциклопедический словарь V
  18. телеологияучение о цели и целесообразности....Глоссарий философских терминов
  19. телеологияот гр.цель и слово наука о целесообразности. Например существуют два способа восприятия человеческой истории либо мы ее рассматриваем как причинный порядок как наше прошл...Евразийская мудрость от А до Я
  20. телеологияот греческого telos родительный падеж teleos цель и .логия философское учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность к целепола...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  21. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ и ж. tlologie f. ampLTн.лат. teleologia ampLTгр. telos конец цель logia учение о. Антинаучное религиозноидеалистическое воззрение согласно которому вся история...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  22. телеологияфилос. учение о целесообразном развитии с помощью конечных целевых причин. Как филос. проблема цели развития в живой и неживой природе обсуждалась уже в Античности. Арист...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  23. телеологиягреч. telos завершение цель teleos достигший цели и logos учение учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин вве...История философии
  24. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯstrongгреч. telos завершение цель teleos достигший цели и logos учение учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия...История философии II
  25. телеологияи ж.em Идеалистическое учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность к целеполаганию которые или устанавливаются богом или являе...Малый академический словарь
  26. телеологияТелео греч. logos учениеидеалистическое учение приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность или способность к целеполаганию что в действительности присуще...Медицинская энциклопедия
  27. телеологиякорень ТЕЛЕ соединительная гласная О корень ЛОГ окончание ИЯ Основа слова ТЕЛЕОЛОГВычисленный способ образования слова Сложение основ ТЕЛЕ соединительная гласная О ...Морфемный разбор слова по составу
  28. телеологияНачальная форма Телеология единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  29. телеологияteleology любая теория или оценка утверждающая что естественные или социальные явления можно объяснить не только причинами но и целями к крым они направлены. Телеологичес...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  30. телеологияот греч. telos конец цель завершение логия учение о цели или целесообразности рассмотрение вещей только с точки зрения целесообразности. Начала современного естествозн...Начала современного естествознания
  31. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ греч. telos завершение цель teleos достигший цели и logos учение учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в це...Новейший философский словарь
  32. телеологиягреч. telos завершение цель teleos достигший цели и logos учение учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин...Новейший философский словарь II
  33. телеологиятелеология ж. Философская концепция согласно которой все в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных Богом или природ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  34. телеологияот гр. telos цель и logos слово наука о целесообразности. Например существуют два способа восприятия человеческой истории либо мы ее рассматриваем как причинный порядок...Новый философский словарь
  35. телеологияЛюбое из нескольких теоретических и философских направлений которые разделяют в той или иной форме предположение что цель и целенаправленное стремление к достижению цели ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  36. телеологияЛюбое из нескольких теоретических и философских направлений которые разделяют в той или иной форме предположение что цель и целенаправленное стремление к достижению цели ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  37. телеологиятелеология телеология и...Орфографический словарь
  38. телеологияu жu Р.u Д.u Пр.u телеологии финализм...Орфографический словарь русского языка
  39. телеологиягр. учение о целях учение об изначальной направленности и целесообразности всего существующего и совершающегося на земле в мире. Целеполагающим началом бытия является Б...Основы духовной культуры
  40. телеологиягреч. teloz цель и logoz учение дословно учение о цели. Телеология. исходит из предпосылки что у каждого явления или процесса есть определенная цель и следовательно истор...Политическая наука - Словарь-справочник
  41. телеологияТелеология греч.em teloz цель и logoz учение дословно учение о цели. Телеология. исходит из предпосылки что у каждого явления или процесса есть определенная цель и следов...Политология. Словарь.
  42. телеологиятелеология телеологии телеологии телеологий телеологии телеологиям телеологию телеологии телеологией телеологиею телеологиями телеологии телеологиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  43. телеологияОрфографическая запись слова телеология Ударение в слове телеология Деление слова на слоги перенос слова телеология Фонетическая транскрипция слова телеология [тилиалога...Полный фонетический разбор слов
  44. телеологиятелеология иСинонимы финализм...Русский орфографический словарь
  45. телеологияЖ мн. нет fls. teleologiya tbitd hr eyin myyn mqsdl yaranm olduunu v hr bir inkiafda qabaqcadan myyn olunmu mqsdin hyata keirildiyini iddia edn idealist nzriyy....Русско-азербайджанский словарь
  46. телеологияж.доктрина о том что стремление к достижению цели является существенным компонентом всех событийem teleology finalism...Русско-английский психологический словарь
  47. телеологиятелеология ж.iteleology...Русско-английский словарь
  48. телеологияТэлеалогя...Русско-белорусский словарь
  49. телеологияфилос.i тэлеалогя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  50. телеологияфинализм...Русско-ивритский словарь
  51. телеологиятелеология...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  52. телеологиятелеология...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  53. телеологияж. филос. телеология диалектикалык материализмге кас болгон идеалисттик окуунун бир тр....Русско-киргизский словарь
  54. телеология. Синонимы финализм...Русско-китайский словарь
  55. телеологиятелеологияж...Русско-новогреческий словарь
  56. телеологиятелеология азалият...Русско-таджикский словарь
  57. телеологияTeleoloogia...Русско-эстонский словарь
  58. телеологиятелеология иСинонимы финализм...Русское словесное ударение
  59. телеологияот гр. telos цель и logos слово наука о целесообразности. Например существуют два способа восприятия человеческой истории либо мы ее рассматриваем как причинный порядок...Сверхкраткий философский словарь
  60. телеологиятелеология финализм...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  61. телеологиятелеология и Синонимы финализм...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  62. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. telos конечная причина теория целесообразной взаимосвязи разл. событий и явлений объясняющая эту взаимосвязь наличием у них общей конечной причины ид...Словарь астрологических терминов
  63. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ греч. от teleios конечный и logos слово. Учение о целесообразности бытия или о целях существования мира. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского ...Словарь иностранных слов русского языка
  64. телеологиярелигиозноидеалистическое воззрение о господстве в мире извечно предустановленных цепей и целесообразности ради осуществления которых все окружающее существует и развивае...Словарь исторических терминов
  65. телеологиятелеология телео i греч. logos учение идеалистическое учение приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность или способность к целеполаганию что в действител...Словарь медицинских терминов
  66. телеологиятелеология сущ. колво синонимов финализм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы финализм...Словарь синонимов II
  67. телеологияидеалистич. учение о цели и целесообразности. В противовес детерминизму а иногда в дополнение к нему Т. постулирует особый вид причинности целевой отвечающей на вопрос дл...Советский философский словарь
  68. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греческого telos родительный падеж teleos цель и .логия философское учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность...Современная энциклопедия
  69. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч . telos род. п. teleos цель и .логия философское учение приписывающее процессам и явлениям природы цели целесообразность или способность к целеполаган...Современный энциклопедический словарь
  70. телеологияTELEOLOGY Социологические объяснения являются телеологическими тогда когда социальные процессы в частности процессы социального изменения объясняются посредством ссылки н...Социологический словарь
  71. телеологиятелеология [гр. telos teleos цель .логия] идеалистическое учение по которому все в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее пред...Толковый словарь иностранных слов
  72. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ и ж. Учение считающее что все в мире осуществляется всоответствии с заранее предопределенной Богом или природой целью. Г прил.телеологический аяое....Толковый словарь Ожегова
  73. телеологиягреч. telos цель логия. Идеалистическое направление в философии и биологии проповедующее целесообразность соответствие какимто высшим целеполагающим мотивам происходящи...Толковый словарь психиатрических терминов II
  74. телеологиягреч. telos цель логия. Идеалистическое направление в философии и биологии проповедующее целесообразность соответствие какимто высшим целеполагающим мотивам происходящи...Толковый словарь психиатрических терминов
  75. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ телеологии мн. нет ж. от греч. telos конец цель и logos учение. . Идеалистическое учение по крому вся история мира есть результат целесообразно действующих с...Толковый словарь русского языка II
  76. телеологиятелеология телеология и ж. Учение считающее что вс в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределнной Богом или природой целью.прил. телеологический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  77. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ и ж. Учение считающее что вс в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределнной Богом или природой целью. Г прилагательное телеологический аяое....Толковый словарь русского языка
  78. телеологияУдарение в слове телеологияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове телеология...Ударение и правописание
  79. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ греч. teleos цель и logos учение слово философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Этот тезис предполагает нал...Уфологический словарь-справочник
  80. телеологиягреч. telos результат конец цель logos слово знание доктрина полагающая что при исследовании природных и общественных процессов следует исходить из общей системы целей...Феноменологическая философия науки - критический анализ
  81. телеологияв общем случае такой способ понимания и объяснения явлений объективного мира и человеческой деятельности при котором важное иногда даже решающее место отводится понятиям ...Философия науки
  82. телеологияот греч. telos результат завершение цель и logos слово учение ученир о цели и целесообразности. Согласно данному учению кроме каузальной от лат. causa причина связи к...Философия. Словарь по обществознанию
  83. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. telos teleos результат цель и logos слово учение филос. учение об объяснении развития в мире с помощью конечных целевых причин. В современной метод...Философская энциклопедия
  84. телеологияот греч. род. падеж результат завершение цель и слово учение онтологич. учения о наличии в природе и обществе объективных внечеловеч. целей целевых зависимостей пр...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  85. телеологияот греч. teleos цель logos учение философское учение согласно которому вне человека существует особый вид обусловленности целевойотечающий на вопрос для чего или заче...Философские категории
  86. телеологияот греч. tabs конец цель завершение и logos учение учение о цели или целесообразности учение о том что не только действия человека но и исторические события и природные я...Философский энциклопедический словарь II
  87. телеологияот греч. tabs конец цель завершение и logos учение учение о цели или целесообразности учение о том что не только действия человека но и исторические события и природны...Философский энциклопедический словарь
  88. телеологиятелеология телеологии телеологии телеологий телеологии телеологиям телеологию телеологии телеологией телеологиею телеологиями телеологии телеологиях Источник Полная акцен...Формы слова
  89. телеологияучение по которому все в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей....Хрестоматия по экономической теории. Словарь экономических терминов и иностранных слов
  90. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ [от греч. telos teleos цель результат завершение и .логияi] идеалистическое учение об изначальной целесообразности в природе приписывающее внутренние цели про...Экологический словарь
  91. телеологияОтел Оолит Оля Олег Лото Лот Логия Лог Литолог Лиля Лиго Лето Леля Итого Отелло Итог Итл Иол Илот Тег Телеолог Телеология Тело Теля Илл Иго Еле Гто Гот Голо Глот Гит Гиле...Электронный словарь анаграмм русского языка
  92. телеологияТелеология и физикотеологическое доказательство бытия Бога. iТермин телеология iозначает учение о целях. iВ той мере в какой цель есть несомненно существующий факт челов...Энциклопедический словарь
  93. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ греч. telos завершение цель teleos достигший цели и logos учение учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в це...Энциклопедия История философии
  94. телеологияот греч. teles род падеж teleos цель и logos слово учение англ. teleology нем. Theleologie. . Учение о цели и целесообразности. . В социологии а органицистские конце...Энциклопедия социологии
  95. телеологияТЕЛЕОЛОГИЯ от греч. xiXoq em цель завершение и А.уос учение учение или метод выбирающие цель в качестве принципа объяснения. Как философская доктрина Т. возникает в гре...Энциклопедия эпистемологии и философии науки