Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

КОМПЬЮТЕРНАЯ (ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ) ЭПИСТЕМОЛОГИЯ— направление в современнойэпистемологии,исследующее процессы познания и когнитивные способности, главным образом, с помощью моделей переработки информации, которые получили широкое применение и доказали свою эффективность в когнитивной и компьютерной науках, в информационных технологиях. В качестве отдельного направления эпистемологических исследований К. э. возникла относительно недавно. Обычно ее оформление связывают с созданием в начале 90-х гг. на философском факультете университета Ватерлоо (Онтарио, Канада) лаборатории вычислительной эпистемологии (Computational Epistemology Lab), которую вплоть до настоящего времени возглавляет профессор философии, психологии и компьютерной науки П. Тагард (P. Thagard). В задачу этой лаборатории входит проведение исследований вкогнитивной наукеи в тесно связанных с ней областях эпистемологии и философии. Главное внимание сторонники К. э. фокусируют на изучении познавательных проблем, касающихся когнитивных функций сознания, различных видов мышления, роли эмоций в мыслительных процессах. Значительное место в исследованиях по К. э. занимает и анализ таких вопросов, как основания когнитивной науки, пониманиерациональности,когнитивные механизмыоткрытияиинноваций,концептуальные изменения, объяснительное рассуждение, мысленный выбор,когерентностьв мышлении и действиях,аналогия,когнитивное моделирование и др.
Как полагают сторонники К. э., в настоящее время наиболее эффективным эпистемологическим инструментом изучения умственных способностей, мышления и интеллекта является междисциплинарный подход, который предполагает взаимосвязь и интеграцию когнитивных представлений, разработанных в эпистемологии, в когнитивной психологии, в исследованиях поискусственному интеллекту,в нейронауке, когнитивной лингвистике и антропологии.Мышление и умственные способности можно успешно исследовать с точки зрения логики и информатики (как соединения в искусственных нейронных сетях), а также как манипулирование правилами, аналогиями, образами и т.д.
Одной из важнейших задач К. э. является исследование мыслительных процессов, ведущих к продуцированиюсмыслов.По мнению, напр., П. Тагарда, предложившего общую теорию когерентности, продуцирование смысла является результатом специфической информационной активности когнитивной системы, которая сводится к подведению какой-то озадачивающей мысленной репрезентации под когерентные образцы (паттерны) уже имеющихся ментальных репрезентаций (они могут включать понятия, верования, цели, действия и пр.). По его. мнению, понятие когерентности может помочь объединить психологию и философию, особенно если речь идет о вопросах эпистемологии, метафизики, этики, политики и эстетики. Это понятие может также способствовать интеграции общей концепции познания с представлениями о когнитивной функции эмоций.
Сторонники К. э. считают, что, вопреки традиционным представлениям,мышлениеирассуждениечасто оказываются процессами манипулирования ментальнымирепрезентациями,которые протекают с участием эмоций. Ментальные механизмы можно рассматривать как взаимодействие процессов, протекающих на молекулярном, нейронном, когнитивном и социальном уровнях. В результате такого взаимодействия продуцируются различные виды человеческого мышления — от обыденного мышления до мышления научного. Адекватная концепция эмоционально «нагруженного» мышления должна интегрировать вычислительные модели, описывающие ментальные процессы на различных уровнях. Причем предпочтение должно отдаваться нейрологически более
реалистичным моделям. Идентифицируя и выявляя влияние эмоций на мышление в таких областях, как наука, право и религия, можно предложить пути улучшения процессов рассуждения.
В настоящее время К. э. фактически является частью когнитивной науки — комплекса специальных дисциплин, изучающих когнитивные процессы и возможность их реализации в компьютерных устройствах.
И.П. Меркулов
Лит.:Меркулов И.П.Мышление как информационный процесс // Эволюция, мышление, сознание. М., 2004;Thagard P.Hot Thought: Mechanisms and Applications of Emotional Cognition. MIT Press, 2006;Thagard P.Mind: Introduction to Cognitive Science. (2 ed.). MIT Press, 2005;Gigerenzer G.Adaptive thinking: Rationality in the real world. N.Y., 2000;Hoffman M.L.Empathy and moral development: Implications for caring and justice. Cambridge, 2000;Pear J.Causality: Models, reasoning, and inference. Cambridge, 2000;Finucane M.L., Peters. E„&Slovic. P.Judgment and decision making: The dance of a f f e c t and reason //Schneider S. L.&Shanteau J.(Eds.) Emerging perspectives on judgment and decision research. Cambridge, 2003. P. 327—364.