Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ(позднелат. alchymia; возможно, от греч. chymeia — искусство выплавки металлов (chyma — жидкость, литье) или от греч. Chemia — название Древнего Египта; от древнеегипетского «хаме» — черный, страна черной земли; частица «ал-» арабского происхождения и приставлена к «химии» в 12 в.) — наряду с другими тайными науками(астрологиейи каббалой) — явление культуры, на протяжении более 1,5 тысяч лет сопутствовавшее различным эпохам (эллинизм, европейское Средневековье, Возрождение). А. существовала еще в составе древних восточных культур: в Ассиро-Вавилонском царстве, доисламской Персии, Арабском халифате, а в Китае, Индии и Японии — во времена становления там буддизма. Но наибольшее распространение она получила в средневековой Европе.
Основателем А. считается Гермес Трисмегист («трижды величайший»), автор «Изумрудной скрижали», представляющей «общедоступную» версию А., ориентированную на естественный мир земного и небесного уровней. Гермес алхимический (или герметический, потому что именно А., вкупе с астрологией и каббалой, составили корпус герметических наук Средневековья (см.герметизм),называемый также герметической философией) и есть, согласно преданию, первый автор алхимического сочинительства. Но можно проследить оккультную судьбу Гермеса как Тота (одного из богов египетского пантеона). Атрибуты египетского пантеона в алхимическом символотворчестве были перенесены на Олимп. И здесь уже действуют боги-олимпийцы или их римские дублеры: Аполлон — золото, Диана или Геката — серебро, Бахус — материя земли (первоматерия алхимиков). Гермес-Тот — синоним Уробороса (драконоподобного змея), свидетельствующего циклическую сущность мира и знания о нем.
«Изумрудная скрижаль» представляет греко-египетский опыт Александрийской алхимии.Впервые латинская версия «Изумрудной скрижали» опубликована в своде «Алхимия» (Нюрнберг, 1541). Мифологические роли Гермеса соотносимы с А. в ее совершенствующем пафосе метаморфоз в мире металлов, их больной телесности. Вместе с тем в «Изумрудной скрижали» строится картина мира, в которой как бы одолевается между разрыв землей и небом, плотью и духом. Адепт заново творит космос, усматривая его в микрокосмосе употребленных в дело вещей, божественно причастных Единому, которое может сжиматься до бесформенного Ничто, но и подыматься до безграничного, тоже бесформенного Всего, отливаясь в формулу «Все есть одно» — и наоборот. Так в оперировании над земными вещами кроется деяние вселенского свойства: в мире колб, реторт, тиглей и печей — мир вселенский. Этот мир — огромный божественный сосуд, в котором созидается космос алхимика. Потому и требования к вещам земного мира иные: вещи эти могут быть декоративными, но непременно — до видимости полной тождественности — похожими на вещи действительные. Вместе с тем дух-Солнце актуализирован в материи — Луне. И поэтому герметическая духовность еще слишком материальна. И в этом смысле тоже декоративна. Итак: герметический текст как мироздание, или мироздание как священный текст? Скорее, первое.
«То, что внизу, подобно тому, что вверху». Беспорядочно смешанные низ и верх, плоть и дух, земля и небо, выводимые, однако, из недр «божественной единицы», здесь не разведены. Поляризация лишь угадывается. Универсум является сплошным, ибо земное и небесное равноправны. Алхимический космос — живой. И каждый его фрагмент — тоже живой. Он и часть организма, и самостоятельный организм. Мир «Изумрудной скрижали» — это организм с заданной наперед «биологической» судьбой, мифологически вечной, астрологически предопределенной. Отсюда исцеление больного металла, преображение живого, но и — «механическое» смешение духа и тела. Луна — серебро. Но и просто Луна. Предмет и его символическое иносказание. Смешение вещи и слова о ней. А. как особую практику связывают с попытками получить совершенный металл из металлов несовершенных, т. е. с идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью гипотетического вещества — «философского камня». Сами алхимики называли свою деятельность scientia immutabilis — «наукой неизменной».
Первый этап А. (2—6 вв.) связан с деятельностью Александрийской академии (2—4 вв.) — временем становления А. в составе позднеэллинистической герметической философии под влиянием учения персов-огнепоклонников, неопифагорейских и неоплатонических умозрений эллинизированного Египта, предхристианских и раннехристианских философских систем. Александрийская А. занимает срединное положение между ремесленной практикой, направленной на имитацию благородных металлов (золота — хризопея и серебра — аргиропея), и оккультным теоретизированием. Алхимик оперирует с веществом и одновременно размышляет над его природой. Оснащение лаборатории алхимика и мастерской ремесленника (металлодельца, стеклодела, красильщика, изготовителя ядовитых лекарственных настоев) в основном совпадает: аппараты, приборы, посуда, вещества. Совпадает и характер деятельности: открытие, наблюдение и описание веществ и их взаимодействий, препаративные процедуры и технологические операции. Но у алхимика иная цель: не утилитарная, а глобальная, направленная на построение особой Вселенной, собственной картины мира, представленной в А. в специфических образах-понятиях (философский камень, целительные панацеи, алкагест — универсальный растворитель, гомункул — искусственный человек). Он осуществляет единение микро- и макрокосмоса, соотнося природное и духовное, вселенское и человеческое на пути к знанию. Алхимик теоретически осмысливает химическое ремесло и под воздействием этого ремесла как бы приспосабливает к делу собственное теоретизирование. Он формулирует направления своей деятельности так: в материальном мире — трансмутация несовершенных металлов в совершенные; в человеческом мире — личное совершенствование; созерцание Бога и приобщение к нему через его слово — в мире неземном. А., следовательно, одновременно представляла два рода деятельности — «аурификцию» (золотоподобные имитации) и «аурифакцию» (мировоззренческую доктрину).
На втором этапе (12—14 вв.) А. вступает во взаимоотношения с культурой европейского Средневековья, пребывая между практической химией и «естественной философией», основанной на христианизированном учении Аристотеля о материальном мире. Мир веществ, согласно этому учению, состоит из сочетаний четырех начал-стихий — земли, воды, воздуха, огня, — обладающих соответствующими свойствами-качествами: сухостью, влажностью, холодом, теплом. В результате А. рационализируется, приобретая черты практической химии, с одной стороны, и деятельности, направленной на познание вещества, — с другой. Мысль о всеобщей превращаемости вещества, из которой следует возможность трансмутации металлов, коренится в аристотелевой идее первичной материи как совокупности всех свойств-качеств и начал-стихий. В аристотелевых началах-стихиях-принципах алхимик видит и то, что видел Аристотель, но и нечто иное — вещественное, обнаруживаемое органами чувств и преобразуемое с помощью соответствующих лабораторных приемов. Аристотелева вода, напр., у алхимиков — знак холодного и влажного, но и та вода, которую можно пить, и aquafortis (азотная кислота), и aruaregis (царская водка). Аристотелевы начала-стихии обретают вещественный характер, выстраиваясь в триаду алхимических начал-принципов и вместе с тем веществ: ртуть, серу, соль. Принцип и вещество вместе: «Возьми, сын мой, три унции серы и пять унций злости...». Это примета особого, отличного от нынешнего, мышления. Мысль алхимика движется от изучения функциональной зависимости свойство—свойство (блеск золота, напр., зависит, в числе прочего, от огненности серы) к изучению принципиально иной зависимости: состав—свойство. При этом антиатомистические представления имеют тенденцию через понятия «квинтэссенция» (скрытая сущность тела) и «биологическая» индивидуация (тело — живой организм) стать физико-химической атомистикой новой науки. Таким образом, атомизм — в некотором роде логическое будущее А.
Учение об алхимических началах-принципах противостоит двум основным направлениям средневекового природознания (13 в.): созерцательному опыту Оксфордской школы ( Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта Великого—Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии оно как бы примиряет средневековые номинализм (имя-идея вещи — лишь конструкция ума) и реализм (имя-идея вещи так же реальна, как и сама вещь) и тем самым «предвосхищает» метод науки Нового времени, оперирующей с реальными веществами, но осмысляемыми с помощью соответствующих понятий. В этом и состоит главный урок, преподанный А. научной химии как науке Нового времени. Учение об алхимических субстанции и акциденции (сущность всех металлов едина, различны их преходящие формы) обусловливает «врачующий» характер препаративной деятельности алхимиков, совершенствующих металл — освобождающих его от порчи. Эта установка находится в соответствии со следующими устремлениями алхимической мысли: разрушение видимых форм вещества, физическое и физико-химическое воздействие на вещество, посредством чего алхимик выявляет сокровенную сущность — квинтэссенцию, форму форм, лишенную каких-либо свойств, кроме идеального совершенства (физикализация А.); одухотворенная предметность (зооморфные, антропоморфные, анимистические представления о веществе, «исцеление» вещества с помощью «медикамента» — «философского камня»). Это биологизация А., ведущая к формированию идеи химической индивидуальности. Во взаимодействии этих устремлений можно усмотреть предвосхищение современной химии, мечущейся между всемогущей физикой и всеобещающей биологией.
Деятельность алхимиков к концу второго этапа складывается из трех составляющих: 1) ритуально-магический опыт, в котором препаративные процедуры сопровождаются соответствующими заклинательными формулами, выражаемыми особым символическим языком (мир веществ — мир их символических заменителей, причем последний истиннее первого, ибо священнодействен, исполнен высшего смысла: с одной стороны, дело это делает рука, с другой — деяние это творит десница); 2) набор лабораторных приемов, направленных на недостижимый, как теперь ясно, результат; 3) синтетическое искусство, с помощью которого изготавливают конкретную вещь. Так в рамках А. воспроизводится особый тип познавательно-практической деятельности, непосредственно предшествовавший химии Нового времени. Но реальный путь от А. к химии оказался трудным. Потребовалось длительное взаимодействие трех направлений средневекового природознания (схоластического теоретизирования, ремесленного опыта и А.), прежде чем experientia как опытность, знание и experimentum как проба, опыт, встретившись, привели к научномуэксперименту.Именно в силу обретения А. собственно теоретического взгляда на свой предмет главные практические вклады А. приходятся на 8—12 вв. в арабском мире (Джабир, или Ребер; Абу-ар-Рази, Ибн Сина, или Авиценна) и на 12—14 вв. в Европе (Р. Бэкон, Бонавентура, Луллий, Альберт Великий, Фламель). На этом этапе и позже получены серная, соляная, азотная кислоты, винный спирт, эфир, берлинская лазурь. Создано разнообразное оснащение мастерской-лаборатории — стаканы, колбы, фиалы, чаши, стеклянные блюда для кристаллизации, кувшины, щипцы, воронки, ступки, песчаная и водяная бани, волосяные и полотняные бани, печи. Разработаны операции с различными веществами — дистилляция, возгонка, растворение, осаждение, измельчение, прокаливание до постоянного веса. Расширен ассортимент веществ, используемых в лабораторной практике: нашатырь, сулема, селитра, бура, оксиды и соли металлов, сульфиды мышьяка, сурьмы. Разработаны классификации веществ. Впервые описано взаимодействие кислоты и щелочи. Открыты сурьма, цинк, висмут, фосфор. Изобретены порох, фарфор. Бонавентура установил факт растворения серебра и золота в царской водке. В трактате Р. Бэкона «Зеркало алхимии» можно усмотреть неосознанное приближение к правилам стехиометрических соотношений и принципа постоянства состава. Ему же принадлежит систематизированное описание свойств семи известных тогда металлов. Но успехи прикладного свойства А. должна разделить с химическим ремеслом.
Во многом сходна с европейской А. арабского мира (Ближний Восток и страны Магриба). Это сходство не случайно, если принять точку зрения М. Бертло о проникновении А. в Европу через арабов. Практическая химия шла путем эмпирического поиска, лишь оттеняя особую природу А.
Третий этап А. (15—17 вв.) связан с кризисом европейского средневекового мышления и отмечен новым расцветом оккультных увлечений, характерных для ренессансного неоплатонизма (Филалет, Тревизан). Однако и на этом этапе заметны вклады А. в корпус химических знаний. Развивается лекарственно-медицинская А. (иатрохимия, или ятрохимия: от греч. iatros — врач) (Парацельс, Либавий, Сильвий, Ван-Гельмонт). В рамках А. ощутимы успехи в области технико-практических и лабораторно-препаративных разработок собственно химического свойства ( Василий Валентин, Палисси, Бирингуччо, Глаубер). В эпоху Просвещения (18 в.) А. воспринималась современниками уже как фарс.
Таким образом, в ходе исторических взаимодействий с умозрительным природознанием и химическим ремеслом А. трансформируется в научную химию, а химическое ремесло и умозрительное природознание под влиянием А. тоже взаимоизменились, став, соответственно, химической технологией и опытно-индуктивной наукой 17 в. В составе же европейской средневековой культуры А. можно рассматривать как синкретическую полифункциональную паракультурную составляющую этой культуры, ее пародийную изнанку, «выбалтывающую» скрытые смыслы официального Средневековья, взаимодействуя с ним и тем самым трансформируя его, суля возрожденческое обновление на пути к культуре (и науке) Нового времени.
Кроме того, следует учесть психолого-архетипическую проекцию А., в которой вызревали архетипы-мифологемы, могущие быть понятыми как «элементарные частицы» мышления (К. Юнг). Существен и Марксов анализ золота (в том числе алхимического) в «Капитале». Такие прочтения правомочны, хотя и ограничены, потому что воспроизводят лишь одну проекцию А., вспыхивающую на экране современного сознания. Причем каждая проекция думает про себя, что она — вся А. целиком, а не ее упрощенный чертеж. Иное дело алхимический миф в художественном сознании нового и новейшего времени (В. Гюго, Г. Маркеса, Т. Манна, М. Юрсенар, У Эко, П. Коэльо и др.). Здесь видны уже не просто внешние подобия, а глубинные взаимодействия культур. Все это знаменует конец алхимического мифа как органического переплетения языческих снов и христианской яви.
«Тайные науки» (А. прежде всего) сопровождают науки «светлого» мира, пребывая с ними не только в виду друг у друга, но и во взаимодействиях. «Оккультный» (и алхимический) аккомпанемент человеческих умений задает особые ритмы в истории культуры, окрашивает в особые тона научную картину мира на разных этапах исторического развития, но участвуя при этом лишь в периферийных ее сюжетах. А. — не столько явление культуры, сколько паракультуры. В явлениях «пара» сочетаются достоверность и мифологическая утопия, реализуемая в чаяниях. Для алхимиков в эпоху поздней античности на основе религиозного синкретизма эллинистического толка (1—4 вв.) эти чаяния с глобальными притязаниями выражались в духе астролого-алхимической герметики с ее «всесилием» учения о «соответствиях», о всеобщих таинственных связях всех частей Вселенной («Изумрудная скрижаль»). «Официальная» культура Средневековья таких притязаний была лишена. В эпоху утверждения христианства А. вытесняется на периферию Средневековья. Вместе с тем в периферийных явлениях, таких как А., можно выявить скрытые смыслы традиционной культуры, «выболтанные» в парафеноменах. А. как паракультурное дело в составе средневековой культуры обладает свойством быть в ней и одновременно не быть, являя синхроннодиахронный образ; помня о своем языческом прошлом, как бы зовя в секуляризированное будущее, сполна свидетельствуя о своем средневековом настоящем. В поликультурном тайновидческом многоголосии — обещание выйти за пределы данной культуры в иное культурное пространство, постичь пути коренных исторических преобразований минувших культур. В результате — почти совпадение алхимической мысли с Возрождением в его преодолении схоластики на пути к теоретико-экспериментальному природознанию. Эвристические возможности, выявленные в результате анализа «темных речей» алхимического Средневековья, могли бы оказаться полезными и при изучении иных культурно-исторических сообществ, представленных в собственных парафеноменах — на межкультурном пограничье.
Итак, А. — паракультурное явление по отношению к магистральной культуре; рационально-сенсуалистический опыт магистральной культуры, нацеленный на эмпирию. При этом А. — неофициальный «декаданс» официальной культуры. А. запечатлевает и детство, и дряхлость «материнской» культуры, выступает постоянным ее критиком самим фактом своего существования. А. — и начало, и конец официальной культуры, ее рождение и вырождение. А. как пародия на «официальную» духовность и сама эта духовность живут в единой культуре, ведут напряженный взаимопреобразующий диалог. А. — «кривозеркальный» образ традиционной культуры. Но сама традиционная культура, глядясь в кривое алхимическое зеркало, подправляет свой образ. В результате и то и другое становятся взаимно иными, свидетельствуя о Новом времени, о новой культуре, о новой науке. А. оказывается на перекрестке культур, обещая не только ренессансное обновление, но и инновации 17—18 вв. В эти века А. частично уходит в социальные сферы, суля всечеловеческое благоденствие. А. социализируется в светских оккультных сообществах со своими утопическими проектами (Розенкрейцеры, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, космологическая система Р. Фладда, масонство, алхимические штудии И. Ньютона). Вместе с тем А. как особый тип мышления языческо-христианской природы в Новое время становится образом культуры, существенно необходимым в полифонии культур новейших времен.
В.Л. Рабинович
Лит.: Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев—М., 1998;Рабинович В.Л.Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;Он же.Образ мира в зеркале алхимии: От стихий и атомов древних до элементов Бойля. М., 1981;Jung C.G.Psychologie und Alchemie. Zurich, 1944;Read J.Through alchemy to chemistry. N. Y., 1963;Thorndike L.A history of magic and experimental science.V. 1 — 8. N. Y. , 1923—1958.

Синонимы:
архимагия, герметика, лженаука


  1. алхимияПомещение при аптеке в котором приготовляли лекарство. Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И. Синонимы архимагия герметика лженаука...Архитектурный словарь
  2. алхимиядонауч. стадия в развитии химии. Возникла в первые века н. э. в Александрии на почве синтеза оккультных представлений Востока и Запада вобравших в себя всевозможн. гности...Атеистический словарь
  3. алхимиядонауч. стадия в развитии химии. Возникла в первые века н. э. в Александрии на почве синтеза оккультных представлений Востока и Запада вобравших в себя всевозможн. гности...Атеистический словарь II
  4. алхимияпозднелат. alchemia alchimia alchymia своеобразное явление культуры особенно широко распространнное в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Слово А. производят ...Большая Советская энциклопедия II
  5. алхимияж. alchimia alchimia Итальянорусский словарь. Синонимы архимагия герметика лженаука...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. алхимияж.alquimia f...Большой русско-испанский словарь
  7. алхимиясущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  8. алхимияж. alchimie f...Большой русско-французский словарь
  9. алхимияж.alchimie f архимагия герметика лженаука...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. алхимияпозднелат. alchimia донаучное направление в развитии химии.Возникнув в Египте вв. н. э. получила особенно широкоераспространение в Зап. Европе вв. Главная цель алхимии...Большой энциклопедический словарь II
  11. алхимияАЛХИМИЯ позднелат. alchimia донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте вв. н. э. получила особенно широкое распространение в Зап. Европе вв. Главная це...Большой Энциклопедический словарь V
  12. алхимиявозникш. во времена упадка эллинизма направл. в химии осн. задачей крого было превращ. неблагород. металлов в золото и серебро а также разработка универсал. лекарства для...Древний мир. Энциклопедический словарь
  13. алхимиявозникш. во времена упадка эллинизма направл. в химии осн. задачей крого было превращ. неблагород. металлов в золото и серебро а также разработка универсал. лекарства для...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  14. алхимияпо арабски УлХеми или АлКимия древнее эзотерическое учение родоначальница современной химии. Представители алхимии считали что можно и нужно найти способы получения чисто...Евразийская мудрость от А до Я
  15. алхимияпозднелат. alchimia донауч. направление в развитии химии. Возникнув в Египте вв. н.э. получила особенно широкое распространение в Зап. Европе вв. Гл. цель А. нахождение...Естествознание. Энциклопедический словарь
  16. алхимияпозднелатинское alchimia явление культуры и донаучный период в развитии химии. Зародившись в глубокой древности наибольшее распространение получила в Западной Европе в...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  17. алхимияпозднелат. Alchemia Alchimia от араб. al греч. черная земля в перен. смысле вещество донауч. этап в развитии химии учение и практика см. Деятельность оккультного харак...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  18. алхимиянем. Alchimie от араб. alkimiya позднеантичное и средневековое учение о строении и превращении веществ. А. сложилась в III в. н.э. в Александрии на основе технических зн...Католическая энциклопедия
  19. алхимиясев. алхимия....Киргизско-русский словарь
  20. алхимияАлхимияalchemia ae f...Латинский словарь
  21. алхимияи ж.em Средневековое мистическое учение предшествовавшее научной химии направленное на отыскание философского камня как чудесного средства для превращения простых металло...Малый академический словарь
  22. алхимияприставка АЛ корень ХИМИ окончание Я Основа слова АЛХИМИВычисленный способ образования слова Приставочный или префиксальный АЛ ХИМИ Я Слово Алхимия содержит следу...Морфемный разбор слова по составу
  23. алхимияНачальная форма Алхимия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. алхимияАЛХИМИЯstrong форма химии которую практиковали в Европе начиная с раннехристианского периода до XVII столетия согласно преданиям алхимики занимались поисками философского...Научно-технический энциклопедический словарь
  25. алхимияот позднелат. alchymia alchimia через араб. алькимия возможно от греч. chymeia chemeia искусство выплавки металлов или chyma жидкость литье или от Хемия греч. Chemia о...Начала современного естествознания
  26. алхимияАЛХИМИЯ позднелат. alchimia . Элемент средневековой культуры Западной Европы . Исторический этап в развитии химических знаний вв. . Специфическая область исследований п...Новейший философский словарь
  27. алхимияпозднелат. alchimia . Элемент средневековой культуры Западной Европы . Исторический этап в развитии химических знаний вв. . Специфическая область исследований по получе...Новейший философский словарь II
  28. алхимияАЛХИМИЯ позднелат . alchimia донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте вв. н. э. получила особенно широкое распространение в Зап. Европе вв. Главная це...Новый большой англо-русский словарь II
  29. алхимияалхимия ж. Средневековое мистическое учение предшествовавшее научной химии направленное на поиски философского камня как чудодейственного средства для превращения неблаго...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  30. алхимияалхимия алхимия и...Орфографический словарь
  31. алхимияu жu Р.u Д.u Пр.u алхимии архимагия герметика лженаука...Орфографический словарь русского языка
  32. алхимияф.п. ист. алхимия...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  33. алхимияалхимия алхимии алхимии алхимий алхимии алхимиям алхимию алхимии алхимией алхимиею алхимиями алхимии алхимиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  34. алхимияОрфографическая запись слова алхимия Ударение в слове алхимия Деление слова на слоги перенос слова алхимия Фонетическая транскрипция слова алхимия [лхима] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  35. алхимияАЛХИМИЯ поарабски УлХеми означает как указывает это имя химию природы. Всетаки УлХеми или АлКимия представляет собою лишь арабизированное слово взятое от греческого хемей...Религиозные термины
  36. алхимияалхмя....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  37. алхимияалхимия иСинонимы архимагия герметика лженаука...Русский орфографический словарь
  38. алхимияalchemie eo alkemio...Русский-африкаанс словарь
  39. алхимияЖ tar. lkimya yalan kimya...Русско-азербайджанский словарь
  40. алхимияалхимия ж.ialchemy...Русско-английский словарь
  41. алхимияf. архимагия герметика лженаука...Русско-английский словарь математических терминов
  42. алхимияalchemy...Русско-английский словарь политической терминологии
  43. алхимияalchemy архимагия герметика лженаука...Русско-английский технический словарь
  44. алхимияN...Русско-армянский словарь
  45. алхимияАлхмя...Русско-белорусский словарь
  46. алхимияалхмя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  47. алхимияалхи Синонимы архимагия герметика лженаука...Русско-ивритский словарь
  48. алхимияалхимия орта асырларда жай металды табиатта болмаан философия тасы арылы алтына кмске айналдыру жолын здеу рекет...Русско-казахский словарь
  49. алхимияалхимия...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  50. алхимияалхимия...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  51. алхимияж. ист. алхимия орто кылымдарда жнкй металлды философиялык таш деп аталган нерсенин жардамы менен алтынга айландыруу жолдорун издеген мистикалык илим....Русско-киргизский словарь
  52. алхимияlindnshСинонимы архимагия герметика лженаука...Русско-китайский словарь
  53. алхимияalmija...Русско-латышский словарь
  54. алхимияalkjemi архимагия герметика лженаука...Русско-норвежский словарь
  55. алхимияжalquimia f архимагия герметика лженаука...Русско-португальский словарь
  56. алхимияж архимагия герметика лженаука...Русско-турецкий словарь
  57. алхимияalchymie...Русско-чешский словарь
  58. алхимияalcemi.strong alkemi...Русско-шведский словарь
  59. алхимияAlkemi...Русско-шведский словарь II
  60. алхимияалхимия иСинонимы архимагия герметика лженаука...Русское словесное ударение
  61. алхимияоккультная наука уходящая своими корнями в XXI вв. По одной из этимологических дешифровок алхимия происходит от Chymeia наливание настаивание указывая на древнюю практи...Символы, знаки, эмблемы
  62. алхимиявозникшее во времена упадка эллинизма направление в химии осн. задачей которого было превращение неблагородных металлов в золото и серебро а также разработка универсально...Словарь античности
  63. алхимияАЛХИМИЯ араб. алькамийя количество греч. alchemeia alchymeia древнее искусство смешивать вещества ср. греч. chymos сок развитое у греков и римлян и вернувшееся в Европу...Словарь астрологических терминов
  64. алхимияАЛХИМИЯ араб. alkimia происход. или от слова kemi коптского названия Египта или от греч. chymos жидкость. Средневековая наука стремившаяся открыть философский камень ко...Словарь иностранных слов русского языка
  65. алхимия1Alchemy Alchemic в аналитической психологии речь идет о психологическом и символическом значении алхимии которая рассматривается как средневековая предтеча исследований ...Словарь по аналитической психологии
  66. алхимияаль иа и ж.iСредневековая химия в новое время раздел химии занимающийся превращением неблагородных металлов в золото с помощью философского камня лженаука в оценке просв...Словарь русского языка XVIII в
  67. алхимияалхимия сущ. колво синонимов архимагия герметика лженаука Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы архимагия герметика лженаука...Словарь синонимов II
  68. алхимияОсобая отрасль теоретического и практического знания сочетающая натурфилософию магию и технохимические процедуры и направленная на преобразование материи в первую очередь...Словарь средневековой культуры
  69. алхимияАЛХИМИЯ позднелатинское alchimia явление культуры и донаучный период в развитии химии. Зародившись в глубокой древности наибольшее распространение получила в Западной Евр...Современная энциклопедия
  70. алхимияАЛХИМИЯ позднелат . alchimia донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте вв. н. э. получила особенно широкое распространение в Зап. Европе вв. Главная це...Современный энциклопедический словарь
  71. алхимияпозднелат.u alchemia название химии данное арабами ок. VIII в. Экспериментальная а. в VIIIX вв. получила большое развитие у араб ученых в XIXII вв. проникла на Запад. Це...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  72. алхимияАЛХИМИЯ ж. применение химии к суеверному исканию философского камня всеобщего целебного снадобья и тайны обращения металлов в золото. Алхимический алхимичный к науке сей ...Толковый словарь живого великорусского языка
  73. алхимияалхимия [позднелат. alchemia lt ар.] в средние века изыскания ставившие задачей превращение простых металлов в драгоценные золото и серебро посредством особого вещества...Толковый словарь иностранных слов
  74. алхимияАЛХИМИЯ и ж. Донаучное направление в химии изыскание способовпревращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастическогофилософского камня поиски эликсира долголе...Толковый словарь Ожегова
  75. алхимияАЛХИМИЯ алхимии мн. нет ж. араб. философский камень сокровенное искусство истор. Средневековая мистическая наука предшествовавшая научной химии искавшая т. наз. философс...Толковый словарь русского языка II
  76. алхимияалхимия алхимия и ж. Донаучное направление в химии изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастического философского камня поиски эликси...Толковый словарь русского языка II
  77. алхимияАЛХИМИЯ и ж. Донаучное направление в химии изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастического философского камня поиски эликсира долго...Толковый словарь русского языка
  78. алхимияУдарение в слове алхимияУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове алхимия...Ударение и правописание
  79. алхимияАЛХИМИЯ позднелат. alchimia феномен средневековой культуры в котором своеобразно переплетались начальные естественнонаучные прежде всего химические представления о мире ...Философская энциклопедия
  80. алхимияпозднелат. alchimia донаучное направление в развитии химии. Главная цель алхимиков нахождение т. н. философского камня который назывался также великим эликсиром великим м...Философский энциклопедический словарь II
  81. алхимияпозднелат. alchimia донаучное направление в развитии химии. Главная цель алхимиков нахождение т. н. философского камня который назывался также великим эликсиром великим...Философский энциклопедический словарь
  82. алхимияалхимия алхимии алхимии алхимий алхимии алхимиям алхимию алхимии алхимией алхимиею алхимиями алхимии алхимиях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняк...Формы слова
  83. алхимия[позднелат. alchymia alchimia через араб. алькимия возможно от греч. chymeia cherneiaискусство выплавки металлов chyma жидкость литье или от Хемия греч. Спгшаодно из наи...Химическая энциклопедия
  84. алхимияМилах Мила Мая Миля Михаил Мали Лях Хам Химия Хлам Ямал Ахилия Ахи Амия Аля Алхимия Аил Яхим Амил Илим Хим Имя Лима Мах...Электронный словарь анаграмм русского языка
  85. алхимияАлхимия араб. Alk m a производится или от слова kemi туземного коптского названия Египта или от греческого жидкость сок так называлась нынешняя химия в Средние века в...Энциклопедический словарь
  86. алхимияараб. Alkma производится или от слова kemi туземного коптского названия Египта или от греческого жидкость сок так называлась нынешняя химия в Средние века вплоть до X...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  87. алхимияАлхимия лат.em alchimia донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте IIIIV вв. н.э. алхимия получила широкое распространение в Западной Европе IXXVI вв. Гл...Энциклопедия культурологии
  88. алхимиявероятно через нов.в.н. Alchimie ср.в.н. alchimie из ср.лат. alchimia араб. alkimia которое восходит к греч. см. Суолахти Mem. Soc. Neophil. КлюгеГетце Гамильшег ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  89. алхимияКак и алгебра восходит к арабскому языку в который оно попало вероятно из греческого в арабском alkimia al это как мы знаем из таких слов как алгебра и алкоголь арабский...Этимологический словарь Крылова
  90. алхимияалхимия алхимиявероятно через нов.в.н. Alchimie ср.в.н. alchimie из ср.лат. alchimia араб. alkimia которое восходит к греч. см. Суолахти Mem. Soc. Neophil. КлюгеГетце ...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)