Энциклопедия «Авиация» (1998)

АВИАЦИЯ

Рис. 1. Изменение приведённой «вредной» площади манёвренных истребителей по годам.

авиа́ция(франц. aviation, от лат. avis - птица) - широкое понятие, связанное с полётами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха.А.включает необходимые технические средства и личный состав, функционирует в рамках сложившихся организационных структур и опирается на специальные отрасли знаний. Авиационная техника наряду с летательными аппаратами, реализующими преимущественно динамические принципы создания подъёмной силы (самолётами, планёрами, автожирами, вертолётами, винтокрылами и др.), охватывает также различные наземные средства, обеспечивающие подготовку летательных аппаратов к полёту и выполнение полётного задания. Создание авиационной техники сосредоточено в авиационной промышленности, отраслях радиоэлектронного профиля и др., которые проводят научные исследования и осуществляют разработку и изготовление соответствующей продукции. Личный составА.включает лётный состав, а также широкий круг специалистов, связанных с техническим обслуживанием авиационной техники, управлением воздушным движением и т. д. В соответствии с назначением различают гражданскую и военнуюА.ГражданскаяА.может включать как государственные авиапредприятия транспортные, так и частные или смешанные авиакомпании. В ряде государств принято выделять так называемуюА.общего назначения, к которой относят личные, служебные, спортивные и некоторые другие летательные аппараты. В СССР применение летательных аппаратов для пассажирских и грузовых перевозок и в других целях было подведомственно Министерству гражданской авиации СССР (см. Гражданская авиация СССР), а руководство развитием авиационного спорта осуществлял ДОСААФ СССР. Парк летательных аппаратов гражданскойА.включает магистральные пассажирские самолёты, самолёты местных воздушных линий, самолёты и вертолёты для перевозки грузов, проведения авиационно-химических работ (см. также Сельскохозяйственная авиация), медицинского обслуживания населения (см. Санитарная авиация), аэрофотосъёмки и других работ. ВоеннаяА.может выступать в качестве самостоятельного вида вооруженных сил или входить в состав других видов вооруженных сил: военно-воздушных сил (см. Военно-воздушные силы), военно-морской флот (см. Морская авиация), войск ПВО (см. Авиация ПВО), сухопутных войск (армейскаяА.) и др. Обеспечение эксплуатации авиационной техники требует развития сети аэропортов (аэродромов), центров и пунктов управления воздушным движением, ремонтных предприятий, учебных заведений для подготовки лётного и инженерно-технического состава и других служб. Авиационная наука, формирующая основы создания и применения авиационной техники, базируется на достижениях аэродинамики, газовой динамики, механики полёта, аэронавигации, теории автоматического регулирования, строительной механики, материаловедения, технологии, акустики, радиоэлектроники, эргономики, метеорологии, медицины, экономики, военных наук и т. д.

Зарождение и начальный период развития авиации.

(см. рис. в ст. Авиация в историческом развитии). Известно, что люди далёкого прошлого наделяли способностью летать не только богов, но также персонажей мифов, легенд и сказаний. О многочисленных попытках человека летать самому с помощью искусственных крыльев свидетельствуют сохранившиеся летописи. Эти попытки основывались на подражании полёту птиц и не были подкреплены какими-либо знаниями о законах полёта. У истоков научных исследований, прямо или косвенно связанных с решением проблем полёта, стояли многие выдающиеся учёные. Леонардо да Винчи изучал полёт птиц, строение их тела и крыльев, разрабатывал искусственные крылья, пытался опытным путём постигнуть сопротивление среды движению в ней тел. В его рукописях приведены рисунки парашюта, мускульной крыльчатой машины (махолёта) и летательного аппарата типа вертолёта, который должен был «ввинчиваться» в воздух с помощью Архимедова винта. В XVII-XVIII вв. исследования сопротивления тел, движущихся в жидкости или газе, получили широкое развитие, что было вызвано рядом актуальных проблем (движение маятника, свободное падение тел, баллистика, судостроение и др.). И. Ньютон первым предпринял попытку дать теоретическое объяснение сопротивления, базирующееся на представлениях о механическом (ударном) воздействии частиц жидкости (газа) на поверхность тела. Основополагающие уравнения гидродинамики были получены Д. Бернулли, Л. Эйлером и Ж. Лагранжем. Эта наука позднее нашла приложение к решению задач обтекания летательного аппарата. Независимо от Леонардо да Винчи, о проекте которого стало широко известно лишь в конце XIX в., идея вертолёта была разработана и экспериментально обоснована М. В. Ломоносовым, В 1754 он представил собранию Петербургской АН модель «аэродромической машины», предназначенной для подъёма метеорологических приборов и оборудованной для этого двумя противоположно вращающимися крыльями (теперь их называют несущими винтами) с приводом от часовой пружины. Опыты наглядно продемонстрировали образование подъёмной силы (облегчение модели) при вращении винтов, а принцип их противовращения (как один из способов уравновешивания реактивного крутящего момента) впоследствии был использован в реальных конструкциях вертолётов. В 1783 состоялись первые полёты людей на летательных аппаратах легче воздуха - аэростатах братьев Монгольфье и Ж. Шарля. На развитие летательных аппаратов тяжелее воздуха большое влияние оказала концепция аэроплана (самолёта), зародившаяся в конце XVIII - начале XIX вв. (Дж. Кейли) и состоявшая в том, что летательный аппарат может поддерживаться в воздухе несущей поверхностью (неподвижным крылом) при движении аппарата за счёт источника мощности, позволяющего преодолеть сопротивление воздушной среды. Схема самолёта в XIX в. привлекает внимание многих изобретателей. Проекты самолётов с паровыми машинами в качестве двигателей патентуют У. Хенсон, Ф. Дю Тампль и др. Смелыми новаторскими идеями отличались проекты Н. А. Телешова (многоместный пассажирский самолёт, самолёт с пульсирующими реактивными двигателями), Н. И. Кибальчича (ракетный летательный аппарат). Выдающаяся роль в развитии отечественнойА.принадлежит А. Ф. Можайскому, который более 30 лет своей жизни посвятил созданию первого в России самолёта. Он строил успешно летавшие модели, проводил исследования воздушных винтов, разработал проект самолёта. В 1883 завершил постройку натурного самолёта и в 1885 предпринял попытку провести лётные испытания, во время которых произошла поломка крыла. После Можайского создать пригодные для полёта самолёты с паровыми машинами пытались К. Адер и Х. Максим, однако успеха не достигли. Тем не менее жизнеспособность принципа несущей поверхности подтверждалась полётами на безмоторных летательных аппаратах самолётной схемы - планёрах, строившихся Кейли, О. Лилиенталем, О. Шанютом и др. Продолжались изыскания по летательным аппаратам вертолётной схемы, сопровождавшиеся постройкой большого числа летающих моделей и расширением проектных проработок. В России оригинальные проекты вертолётов были разработаны А. Н. Лодыгиным, Д. К. Черновым, П. Д. Кузьминским, С. С. Неждановским и др.; экспериментальные исследования несущих винтов проводил М. А. Рыкачёв. Экспериментальный подход к разрешению многочисленных и сложных проблем, встававших на пути зарождающейсяА., получал всё большее распространение. Особенно большое значение для науки и практики имело создание аэродинамических труб, позволяющих определить характеристики летательных аппаратов посредством испытаний их моделей. Важным результатом фундаментальных исследований XIX в. в области гидродинамики была разработка теоретических основ движения вязкой жидкости и обтекания тел с отрывом струй (А. Навье, Дж. Стокс, Г. Гельмгольц, Г. Кирхгоф, Дж. Рэлей и др.). Экспериментально установленное О. Рейнольдсом существование двух видов течения вязкой жидкости - ламинарного и турбулентного - стало впоследствии играть большую роль при изучении и моделировании обтекания летательных аппаратов. В России в 1880 была опубликована монография Д. И. Менделеева «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании», ставшая капитальным руководством для русских исследователей и инженеров.

Значительным прогрессом в развитииА.ознаменовалось начало XX в. 17 декабря 1903 совершили первые успешные полёты братья Орвилл и Уилбер Райт на самолёте собственной конструкции. Этому во многом способствовало использование ими более лёгкого, по сравнению с паровыми машинами, поршневого бензинового двигателя внутреннего сгорания (нашедшего к тому времени применение в автомобилестроении), а также то, что они пошли дальше своих предшественников в обеспечении устойчивости и управляемости самолёта. Одновременно с братьями Райт самолёт с поршневым двигателем построил С. Ленгли, однако попытки полёта на нём (1903) не были удачными. В последующие годыА.начинает быстро развиваться в европейских странах; здесь создателями первых самолётов были А. Сантос-Дюмон, Г. Вуазен, Л. Блерио, Р. Эно-Пельтри, А. Фарман, Э. Ньюпор, Л. Бреге, А. Ро, Дж. Де Хэвилленд, Ф. Хэндли Пейдж, А. Фоккер, Дж. Капрони и др. В России первые показательные полёты (на французских самолётах) состоялись в 1909, а в 1910 поднялись в воздух первые отечественные самолёты А. С. Кудашева, И. И. Сикорского, Я. М. Гаккеля. В числе первых русский конструкторов самолётов были также А. А. Пороховщиков, И. И. Стеглау, В. Н. Хиони, С. В. Гризодубов, В. А. Слесарев, Д. П. Григорович. Большой вклад в популяризациюА.и её становление в России внесли первые русский лётчики М. Н. Ефимов, Н. Е. Попов, С. И. Уточкин, А. А. Васильев, Г. В. Алехнович, Л. М. Мациевич, П. Н. Нестеров, Е. Н. Крутень, К. К. Арцеулов и многие другие. К началу 1900-х гг. относится зарождение и развитие новой науки - аэродинамики. Запросы практики поставили перед ней в качестве первоочередной задачи объяснение механизма образования подъёмной силы крыла, дальнейшее изучение проблем сопротивления и решение проблемы крыла в целом - изыскание таких его форм, которые при наименьшем сопротивлении обладали бы наибольшей подъёмной силой. Фундаментом аэродинамики, явились основополагающие труды Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, Ф. Ланчестера, Л. Прандтля, Т. Кармана и других учёных (циркуляционная теория профиля крыла, вихревая теория воздушного винта, теория крыла конечного размаха, теория пограничного слоя). В 1907 во Франции были продемонстрированы вертолёты, способные подниматься на небольшую высоту с людьми на борту (один из них построили братья Л. и Ж. Бреге и Ш. Рише, другой - П. Корню); однако создание практически пригодных вертолётов требовало ещё решения многие сложных проблем. Большое значение для развития теории и конструкции вертолёта имели изыскания Б. Н. Юрьева: разработка одновинтовой схемы вертолёта с рулевым винтом, изобретение автомата перекоса для управления вертолётом, исследования по теории несущего винта.

Самолётостроение развивалось быстрыми темпами. Наиболее употребительными схемами стали моноплан и биплан с хвостовым оперением, вынесенным на конец открытой стержневой фермы или закрытого корпуса - фюзеляжа. Монопланы оборудовались тянущим воздушным винтом, а бипланы - тянущим или толкающим. Преобладали конструкции с деревянным силовым каркасом и матерчатой обшивкой крыла и фюзеляжа. Наряду с самолётами наземного базирования строились гидросамолёты (А. Фабром, Г. Кёртиссом, Григоровичем и др.). В 1913 Сикорским были созданы первые в мире тяжёлые четырехдвигательные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец».

Практическое освоение авиации.

Повышение скорости, высоты и дальности полёта самолётов позволило приступить к использованию их в практических целях, и на рубеже первого десятилетия XX в. в ряде стран организуется военнаяА.Впервые в военных целяхА.была использована в Ливии итальянцами во время войны с Турцией (1911), а затем на Балканах в войне Греции и Болгарии с Турцией (1912), причём в составе болгарской армии действовал русский добровольческий авиационный отряд. В России был создан ряд оригинальных удачных образцов самолётов, однако военное ведомство предпочитало закупать их за рубежом и на отечественных заводах заказывало в основном самолёты иностранных моделей (исключение составили, по существу, лишь самолёты «Илья Муромец» и летающие лодки Григоровича). В период 1-й мировой войныА.(см. рис. в ст. Авиация в историческом развитии) первоначально использовалась для разведки и связи, а затем для нанесения ударов и борьбы с воздушным противником. В военных действиях принимала участие и морскаяА., в том числе самолёты корабельного базирования (см. Авианесущий корабль). За годы войны значительно улучшились летно-технические характеристики самолётов всех классов: скорость полёта лёгких самолётов возросла от 100-120 до 200-220 км/ч, потолок - с 2000-3000 до 6000-7000 м; бомбовая нагрузка многодвигательных самолётов достигла 2-3,5 т; мощность двигателей увеличилась от 60-95 до 300 кВт. В числе новинок был свободнонесущий (то есть без наружных элементов крепления крыла) цельнометаллический моноплан Г. Юнкерса. Но наибольшее распространение получили фюзеляжные бипланы с тянущими винтами, поскольку манёвренности и грузоподъёмности бипланов отдавалось тогда предпочтение перед более высокими скоростными качествами монопланов. В военные годы внушительных размеров достигло производство самолётов. Если в начале войны воюющие стороны имели в строю немногим более 800 боевых самолётов, то в ходе войны их было изготовлено свыше 200 тыс. (потери самолётов у Франции, Великобритании и Германии превысили 116 тыс.). Наиболее известными были самолёты французских фирм «Ньюпор», «СПАД», «Фарман», английских «Сопвич», немецких «Фоккер», «Альбатрос». После окончания войны в странах Западной Европы получили развитие авиатранспортные компании, осуществлявшие воздушные перевозки пассажиров, почты, грузов. В этих целях создаются специальные пассажирские самолёты, а также используются переоборудованные военные самолёты. На европейских линиях широко применялись пассажирские самолёты Юнкерса и Фоккера.

Авиация в период между Первой и Второй мировыми войнами.

(см. рис. в ст. Авиация в историческом развитии). В 20-х гг. совершенствование самолётов продолжалось как за счёт улучшения их аэродинамических характеристик, так и путём повышения мощности двигателей. Преобладающей аэродинамической схемой оставался биплан, но на тяжёлых самолётах с большой дальностью полёта начал находить практическое применение свободнонесущий моноплан. Получила распространение практика постройки экспериментальных самолётов, позволявших проверять многочисленные новые научно-технические решения в реальных полётных условиях, а также специальных рекордных (гоночных) самолётов. Х. Сиерва создал первый пригодный для практического применения винтокрылый летательный аппарат - автожир.

Зарождение и становление советскойА.происходило в трудный для страны период Гражданской войны и интервенции, когда авиационная промышленность и воздушный флот пришли в упадок. С первых же дней образования советского государства были созданы органы управленияА.Авиационные отряды вносили свой посильный вклад в дело защиты Республики. 1 декабря 1918 был организован Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) - научный центр, призванный обеспечить развитие авиационной науки и техники, а в 1920 - первое в стране высшее авиационное учебное заведение - Институт инженеров Красного Воздушного Флота (впоследствии Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н. Е. Жуковского). Первым руководителем этих институтов был Жуковский, который по праву был признан «отцом русской авиации». Он сплотил вокруг себя большую группу учеников и последователей (А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, А. А. Микулин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Юрьев и др.).

С переходом к мирному периоду страна приступила к восстановлению и укреплению авиационной промышленности и воздушного флота. Организуются КБ, возглавляемые А. Н. Туполевым (см. Ту), Н. Н. Поликарповым (см. Поликарпова самолёты), Григоровичем (см. Григоровича самолёты), К. А. Калининым (см. Калинина самолёты). В 1922 были получены первые образцы отечественного алюминиевого сплава - кольчугалюминия, что положило начало развитию цельнометаллических конструкций в советском самолётостроении. 9 февраля 1923 учреждается Совет по гражданской авиации (официальная дата рождения гражданскойА.СССР); в том же году открывается первая в стране регулярная воздушная линия Москва-Нижний Новгород (годом раньше начались регулярные перевозки на международной авиалинии Москва-Кенигсберг). Первым отечественным пассажирским самолётом был АК-1 (1924), рассчитанный на перевозку 2-3 пассажиров. В ряду советских самолётов раннего периода видное место занимают тяжёлые бомбардировщики-монопланы ТБ-1 и ТБ-3, истребители И-2бис, И-3, И-4, И-5, разведчики Р-3 и Р-5, пассажирские самолёты АНТ-9 (ПС-9) и К-5, многоцелевой самолёт У-2 (По-2), сыгравшие важную роль в укреплении военно-воздушных сил и развитии гражданскойА.страны. Серия дальних перелётов 20-х гг. наглядно продемонстрировала успехи советской авиационной промышленности и высокое мастерство лётчиков.

Отличительной особенностью мирового авиастроения 30-х гг. было внедрение в конструкцию самолёта большого числа новых технических решений, обеспечивших значительное улучшение его характеристик. В качестве основного направления увеличения максимальной скорости полёта было принято аэродинамическое совершенствование самолёта. Самолёты различных классов и типов стали строиться преимущественно по схеме свободнонесущего моноплана, с гладкой обшивкой крыла, убирающимся шасси, закрытой кабиной экипажа, фюзеляжем обтекаемой формы, что позволило существенно снизить «вредную» площадь самолёта и его аэродинамическое сопротивление (рис. 1). Увеличение удельной нагрузки на крыло вызвало необходимость использования средств механизации крыла, позволивших повысить его несущие свойства (рис. 2) и сохранить на приемлемом уровне взлётно-посадочные характеристики - посадочную скорость и потребную длину взлётно-посадочной полосы (задолго до широкой практической реализации механизированное крыло было теоретически исследовано Чаплыгиным). Снижение сопротивления силовых установок достигалось применением профилированных капотов на поршневых двигателях воздушного охлаждения, выдвижных или туннельных радиаторов для поршневых двигателей жидкостного охлаждения. Летно-технические характеристики самолётов были улучшены также путём дальнейшего увеличения мощности поршневых двигателей, их высотности (наддув двигателей с помощью нагнетателей воздуха) и применения воздушных винтов изменяемого шага, обеспечивших более эффективное использование мощности двигателя на различных режимах полёта. Оснащение самолётов более совершенным бортовым оборудованием (радиотехнические средства, гироскопические приборы, автопилоты, противообледенительные устройства и т. д.) позволило выполнять длительные полёты днём и ночью и в неблагоприятных погодных условиях. Среди зарубежных самолётов 30-х гг. выделялся американский пассажирский самолёт Дуглас DC-3, в котором одновременно были реализованы многие из указанных технических новшеств, что предопределило его массовый выпуск и длительную эксплуатацию. Начали создаваться самолёты с наддувом кабины экипажа и пассажирской кабины для длительных полётов на большой высоте, однако более распространёнными такие самолёты стали позднее. Значительному усовершенствованию подверглось вооружение боевых самолётов - начали широко применяться авиационные пушки, повысилась скорострельность пулемётно-пушечного вооружения, увеличилось число огневых точек на самолёте. Получили дальнейшее развитие работы по винтокрылым летательным аппаратам. Опыт, накопленный при постройке, испытаниях и доводке автожиров, сыграл определенную роль в решении проблем создания вертолётов. В ряде стран разрабатывались экспериментальные конструкции вертолётов с последовательным повышением скорости, высоты и продолжительности полёта, устойчивости аппарата и пилотажных качеств. Достигнутый к концу 30-х гг. уровень лётно-технических характеристик обеспечил переход к последующему освоению вертолёта в практических целях.

В 30-е гг. быстрыми темпами продолжала развиватьсяА.в СССР. Создаются гигантские для того времени самолёты АНТ-14 и АНТ-20 «Максим Горький», рекордные самолёты АНТ-25 (ракетный двигатель) и АНТ-37бис «Родина», скоростной бомбардировщик АНТ-40 (СБ), истребители И-15, И-16, И-153, различные легкомоторные самолёты, в том числе массовый самолёт первоначального обучения УТ-2 А. С. Яковлева (см. Як); дальний бомбардировщик ДБ-3 С. В. Ильюшина (см. Ил); МБР-2 и другие гидросамолёты Г. М. Бериева (см. Бе). Оригинальными техническими решениями отличались также самолёты Р. Л. Бартини, А. С. Москалёва, И. Г. Немана, А. И. Путилова, Б. И. Черановского, В. А. Чижевского, И. В. Четверикова и многих других советских конструкторов. Плодотворная деятельность конструкторских коллективов А. Д. Швецова (см. АШ), Микулина (см. АМ). В. Я. Климова (см. ВК) и других моторостроительных КБ и развитие промышленной базы позволили решить сложные задачи по созданию мощных и надёжных отечественных авиационных двигателей. В 1929 Н. И. Камов и Н. К. Скржинский построили первый в стране автожир, а в 30-х гг. работы по винтокрылым летательным аппаратам (автожирам и вертолётам) получили значительное развитие в Центральном аэрогидродинамическом институте. Расширились научные исследования в ряде новых организаций (в том числе в Центральном институте авиационного моторостроения, научно-исследовательском институте ГВФ, Всесоюзном институт авиационных материалов, позднее в летно-исследовательском институте), укреплялась экспериментальная база научно-исследовательских институтов (особенно важное значение имело строительство нового Центрального аэрогидродинамического института). Советские учёные успешно работали над решением сложных вопросов создания новой авиационной техники, включая проблему штопора самолёта (В. С. Пышнов, А. Н. Журавченко) и возникшую при создании скоростных самолётов проблему флаттера (М. В. Келдыш, Е. П. Гроссман). В 1931 комсомол на своём девятом съезде принял шефство над Военно-воздушным флотом, после чего в стране развернулось строительство сети аэроклубов, сыгравших большую роль в подготовке лётных кадров. 30-е гг. ознаменовались многими замечательными достижениями советских лётчиков, в числе которых челюскинская эпопея (её участники - лётчики А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнёв, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин стали первыми в стране Героями Советского Союза), первая арктическая воздушная экспедиция, выдающиеся перелёты экипажей В. П. Чкалова, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой, рекордные полёты В. К. Коккинаки, А. Б. Юмашева и других авиаторов.

Авиция в годы 2-й мировой войны 1939-45.

(см. рис. в ст. Авиация в историческом развитии). В преддверии 2-й мировой войны в различных районах мира возникали военные конфликты, в которых, как правило, находила применение иА.: война Италии против Абиссинии (Эфиопии), Японии против Китая, гражданская война в Испании и др. Важную рольА.отводили в своих захватнических планах фашистская Германия и её союзники, подготовившие и развязавшие новую мировую войну. До начала Великой Отечественной войны советская военнаяА.выдержала испытания в боях у озера Хасан и на Карельском перешейке, а также у р. Халхин-Гол (здесь советскаяА.впервые и успешно применила ракетное оружие класса «воздух-воздух»). Советские лётчики отважно сражались в небе Испании и Китая. Перед лицом нараставшей военной угрозы был принят ряд энергичных мер по дальнейшему качественному укреплению военно-воздушных сил. В серийное производство запускаются бомбардировщики Пе-8 и Пе-2 В. М. Петлякова (см. Пе), бомбардировщик Ил-4 и штурмовик Ил-2, истребители ЛаГГ-3 С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова, М. И. Гудкова (см. Ла), МиГ-1 и МиГ-3 А. И. Микояна и М. И. Гуревича (см. МиГ), Як-1, многоцелевой самолёт Су-2 П. О. Сухого (см. Су). В начальный период войны, несмотря на чрезвычайно сложные условия, связанные с перебазированием многие авиационных заводов в восточные районы страны, авиационная промышленность наращивала выпуск боевых машин, и уже в 1942 СССР превзошёл Германию по годовому производству самолётов. Совершенствовались серийные образцы, вводились в строй новые - Як-7Б, Як-9, Як-3, Ла-5, Ла-7, Ил-10, Ту-2. Всего за годы войны советская промышленность выпустила свыше 125 тыс. самолётов. СоветскаяА.внесла большой вклад в победу над врагом. В ходе войны было произведено свыше 3 млн. боевых самолёто-вылетов, в результате которых противник понёс большие потери и живой силе и технике. В воздушных боях и ударами с воздуха по аэродромам уничтожено 57 тыс. вражеских самолётов. 2420 авиаторов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 65 из них - дважды, а А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб стали трижды Героями Советского Союза.

Основными самолётами фашистской Германии в годы 2-й мировой войны были истребители Мессершмитт Me 109 и Фокке-Вульф Fw190, бомбардировщики Хейнкель Не.111, Юнкерс Ju88 и Ju87. Для бомбардировки английских городов применялись самолёты-снаряды Фау-1 с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем и баллистические ракеты Фау-2. Союзники СССР широко использовали бомбардировщики, в том числе английские Хэндли Пейдж «Галифакс», Авро «Ланкастер», Де Хэвилленд «Москито» и американский Боинг В-17 и В-29, Консолидейтед В-24. ИстребительнаяА.включала английские самолёты Хокер «Харрикейн», Супермарин «Спитфайр», американские Кёртисс Р-40, Белл Р-39, Локхид Р-38, Норт Американ Р-51, Рипаблик Р-47 и др. США, Великобритания и Япония использовали также и палубнуюА.В эти же годы начала развиваться реактивнаяА., поскольку возможности существенного повышения скорости самолёта с поршневым двигателем и воздушным винтом (достигшей в годы войны 700-750 км/ч) практически были исчерпаны. Дальнейшее увеличение скорости сопровождается резким ростом аэродинамического сопротивления самолёта и падением коэффициент полезного действия воздушного винта вследствие значительного влияния сжимаемости воздуха. Соответственно возрастает потребная мощность силовой установки, однако она не могла быть обеспечена при приемлемых размерах и массе поршневого двигателя. Качественный скачок могли обеспечить реактивные двигатели, выгодно отличающиеся от винтомоторных установок меньшими габаритами и массой, благоприятной зависимостью тяги от скорости полёта (рис. 3). Выдающаяся роль в формировании основ реактивного движения принадлежит К. Э. Циолковскому. Теория воздушно-реактивного двигателя была разработана Стечкиным (1929). В 30-х гг. работы по газотурбинным двигателям (ГТД) проводили В. В. Уваров и А. М. Люлька в СССР, Ф. Уиттл в Великобритании, Х. Охайн в Германии; в СССР и за рубежом велись также разработки жидкостных ракетных двигателей. В 1939-42 был создан ряд опытных реактивных самолётов - Хейнкель Не.176 (Германия) и Би-1 (СССР) с жидкостным ракетным двигателем, Капрони-Кампини N. 1 (Италия) с мотокомпрессорным воздушно-реактивным двигателем, Хейнкель Не.178, Глостер Е.28/39 (Великобритания), Белл Р-59А (США) с турбореактивным двигателем. В последние годы войны (1944-45) использовалось некоторое количество серийных реактивных самолётов - немецкие Мессершмитт Ме163В и Ме262 и английский Глостер «Метеор». Другим важным новшеством в ходе 2-й мировой войны явилось применение (хотя и в ограниченных масштабах) бортовых радиолокаторов для обнаружения целей и навигации.

Авиация в период 1946-1960.

(см. рис. в ст. Авиация в историческом развитии) Этот период характеризуется быстрыми темпами развития реактивной военнойА., скоростного воздушного транспорта, освоением и расширением практического использования вертолётов. На боевых самолётах основным типом двигателя стал турбореактивный двигатель; применение жидкостного ракетного двигателя ограничивалось экспериментальными самолётами с небольшой продолжительностью полёта (на одном из них, Белл Х-1, в 1947 впервые была превышена скорость звука). Турбореактивный двигатель обеспечил достижение скоростей полёта 800-900 км/ч на первых серийных самолётах с обычным прямым крылом, а в сочетании со стреловидными крыльями и крыльями малого удлинения (треугольными и др.), отличающимися меньшим волновым сопротивлением (рис. 4), позволил освоить околозвуковые скорости, преодолеть звуковой барьер и выйти (в рассматриваемый период) на рубеж скоростей, в 2 раза и более превышающих скорость звука. Широкий круг экспериментальных и теоретических исследований позволил отработать компоновки скоростных реактивных самолётов, рациональные в отношении аэродинамики летательных аппаратов, динамики полёта и аэроупругости конструкции. Потребовалось также значительно повысить тягу турбореактивного двигателя (в том числе за счёт оснащения их форсажными камерами), разработать эффективные воздухозаборники и реактивные сопла. Важным направлением развития боевых самолётов явилось вооружение их управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»; (первая половина 50-х гг.). Внедрение газотурбинного двигателя в гражданскуюА.открыло перед воздушным транспортом большие перспективы расширения воздушных перевозок. В 50-х гг. в эксплуатацию поступили многоместные комфортабельные пассажирские самолёты с высокой крейсерской скоростью полёта - до 600-750 км/ч у турбовинтовых и до 800-950 км/ч у реактивных самолётов. В конце 50-х гг. на реактивных пассажирских самолётах начали применяться более экономичные двухконтурные двигатели (ТРДД). В начале 40-х гг. в Германии и США был выпущен небольшими сериями ряд вертолётов, но практического применения в военный период они не нашли. В послевоенные годы создаётся большое число серийных вертолётов (транспортные, поисково-спасательные, разведывательные, противолодочные, для сельского хозяйства и др.). Наибольшее распространение получили вертолёты одновинтовой схемы.

  1. авиациятранспортstrong быть в атмосфераstrong авиация техника аппаратов тяжелее воздуха передвигающихся в атмосфере.авиатор.самолетовождение.планерист.парашютист.летчик. пило...Идеографический словарь русского языка
  2. авиацияСлово авиация происходит от латинского слова avis птица и применяется для обозначения летательных аппаратов тяжелее воздуха. Первые попытки обосновать возможность полета...100 знаменитых изобретений
  3. авиацияАВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА.ежемесячный журнал советских ВВС. Издатся с до выходил под назв. Вестник воздушного флота. Журнал освещает жизнь и учбу сов. авиаторов и космонав...Большая советская энциклопедия
  4. авиацияАВИАЦИЯ франц. aviation от лат. avisптица летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном воздушном пространстве. iВ е гг. в. в А. применяют самолты вертолты планеры....Большая советская энциклопедия
  5. авиацияфранц. aviation от латинского avis птица летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном воздушном пространстве. В е гг. в. в А. применяют Самолты Вертолты Планры. e...Большая Советская энциклопедия II
  6. авиацияж. aviazione гражданская авиация aviazione civile военная авиация aeronautica militare День авиации праздник Giornata dellaviazione Итальянорусский словарь. Синонимы а...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. авиацияавиация ж . Flugwesen n Luftfahrt f Luftflotte f c воздушный флот . военная авиация Luftstreitkrfte f pl Luftwaffe f в Германии гражданская авиация Zivilluftfahrt v i...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. авиацияж Flugwesen n Luftfahrt f Luftflotte f воздушный флот военная авиация Luftstreitkrfte f pl Luftwaffe f в Германиигражданская авиация Zivilluftfahrt f авиатика воздухопл...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. авиацияавиацияLuftfahrt fСинонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. авиацияавиацияFlugwesenСинонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. авиацияж.aviacin fem aeronutica fнская авиаuция aviacin civilя авиаuция aviacin naval...Большой русско-испанский словарь
  12. авиациясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  13. авиацияж. aviation f гражданская авиация aviation civile транспортная авиация aviation de transport бомбардировочная авиация aviation de bombardement истребительная авиация ...Большой русско-французский словарь
  14. авиацияТряпочная авиация.strong Жарг. авиа. Пренебр.em Дельтапланеризм. БСРЖ .Синонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Большой словарь русских поговорок
  15. авиацияж.aviation fгражданская авиация aviation civileтранспортная авиация aviation de transportбомбардировочная авиация aviation de bombardementистребительная авиация aviat...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. авиацияфранц. aviation от лат. avis птица летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном возд. пространстве. В А. применяют самолты вертолты планерыi и др. ЛА использующие...Большой энциклопедический политехнический словарь
  17. авиацияфранц. aviation от лат. avis птица понятие связанное сполетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиацией называют такжеорганизацию службу использующую для полетов...Большой энциклопедический словарь II
  18. авиацияАВИАЦИЯ франц. aviation от лат. avis птица понятие связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиацией называют также организацию службу использующую д...Большой Энциклопедический словарь V
  19. авиациясм. Государственная авиация Гражданская авиация Экспериментальная авиация.Синонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Большой юридический словарь
  20. авиацияАВИАЦИЯ составляет ту часть воздухоплавания или аэронавтики которая осуществляет воздушныя сообщения или передвижения при помощи аппаратов тяжелее воздуха или как их тепе...Военная энциклопедия (1911-1915)
  21. авиацияот лат. avis птица обобщнное назв. ЛА тяжелее воздуха предназначенных для полта в околозем. возд. пространстве совокупность оргций применяющих авиац. ЛА и имеющих аэро...Военный энциклопедический словарь
  22. авиацияфранцузское aviation от латинского avis птица понятие связанное с полетами в атмосфере Земли летательных аппаратов ЛА тяжелее воздуха самолеты вертолеты планеры и т.п. а...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. авиацияАВИАЦИЯ и ж. aviation f. . Рей . strong. Совокупность летательных аппаратов тяжелее воздухаem самолеты вертолеты планеры воздушный флот.em БАС. По мнению специалистов по ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  24. авиацияавиация....Киргизско-русский словарь
  25. авиацияавиация авиационный военнй авиация военная авиацияавиация завод авиационный завод...Коми (зырянский)-русский словарь
  26. авиацияавиация...Крымскотатарско-русский словарь II
  27. авиацияи ж.em Теория и практика передвижения в околоземном воздушном пространстве на летательных аппаратах тяжелее воздуха.Развитие авиации.Совокупность летательных аппаратов во...Малый академический словарь
  28. авиацияАВИАЦИЯ Aviation техника передвижения в воздухе посредством аппаратов тяжелее воздуха. Часто этим словом называют воздушный флот и все что имеет к нему отношение. Самойл...Морской словарь
  29. авиациякорень АВИА суффикс ЦИ окончание Я Основа слова АВИАЦИВычисленный способ образования слова Суффиксальный АВИА ЦИ Я Слово Авиация содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  30. авиацияНачальная форма Авиация слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  31. авиацияАВИАЦИЯ франц . aviation от лат. avis птица понятие связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиацией называют также организацию службу использующую д...Новый большой англо-русский словарь II
  32. авиацияавиация ж. Теория и практика передвижения в околоземном воздушном пространстве на летательных аппаратах тяжелее воздуха самолетах вертолетах планерах. Совокупность таки...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  33. авиацияавиация авиация и...Орфографический словарь
  34. авиацияu жu Р.u Д.u Пр.u авиации авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Орфографический словарь русского языка
  35. авиацияавиация...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  36. авиацияф.п. п.б. ист. юр. воен. тр. д.арх. авиация...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  37. авиация.авиация государственная авиация государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения гражданская авиация экспериментальная авиация авиацион...Официальная терминология
  38. авиацияaviation...Политехнический русско-французский словарь
  39. авиацияавиация авиации авиации авиаций авиации авиациям авиацию авиации авиацией авиациею авиациями авиации авиациях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  40. авиацияОрфографическая запись слова авиация Ударение в слове авиация Деление слова на слоги перенос слова авиация Фонетическая транскрипция слова авиация [ваа] Характеристика в...Полный фонетический разбор слов
  41. авиацияавяця. ционный авяцйний....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  42. авиацияавиация иСинонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русский орфографический словарь
  43. авиацияЖ мн. нет aviasiya . hava flotu . hava nqliyyat . uucu aparatlar vasitsil havada uma iinin nzriyy v praktikas....Русско-азербайджанский словарь
  44. авиацияaeronautics aviation авиация ж.u .strong теория и практика полтов служба вид транспорта aviation .strong совокупность самолтов вертолтов aircraftгиперзвуковая авиация h...Русско-английский политехнический словарь
  45. авиацияавиация ж.iaviation собир. тж. iaircraft военная авиация air force гражданская авиация civil aviation civil air fleet транспортная авиация transport aircraft сельскохо...Русско-английский словарь
  46. авиацияавиация ж. . теория aviation . воздушный флот aircraft pl военная авиация air force гражданская авиация civil air fleet транспортная авиация transport aircraft сельскох...Русско-английский словарь II
  47. авиацияf. авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русско-английский словарь математических терминов
  48. авиацияair...Русско-английский словарь по электронике
  49. авиацияaircraft aviation...Русско-английский словарь политической терминологии
  50. авиацияaviation авиация вспомогательная гиперзвуковая авиация гражданская авиация дозвуковая авиация санитарная авиация сверхзвуковая авиация сельскохозяйственная авиация трансп...Русско-английский технический словарь
  51. авиациясущ.aviation собирem aircraft военная авиация гражданская авиация транспортная авиацияСинонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русско-английский юридический словарь
  52. авиацияN...Русско-армянский словарь
  53. авиацияАвяцыя гражданская авиация грамадзянская авяцыя транспортная авиация транспартная авяцыя военная авиация ваенная авяцыя истребительная авиация зншчальная авяцыя бомба...Русско-белорусский словарь
  54. авиацияавяцыя жен.iгражданская авиация грамадзянская авяцыятранспортная авиация транспартная авяцыявоенная авиация ваенная авяцыяистребительная авиация зншчальная авяцыябомб...Русско-белорусский словарь II
  55. авиацияавиационное дело lggy полеты repls лтное делоem repls lggy воздушный флотem lgiflotta lgier Синонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиаци...Русско-венгерский словарь
  56. авиацияавиация ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  57. авиацияавиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русско-ивритский словарь
  58. авиацияaviacin...Русско-испанский экономический словарь
  59. авиацияж. aviazione f воздухоплаваниеem aeronautica f авианосная авиация бомбардировочная авиация винтокрылая авиация винтомоторная авиация военная авиация гиперзвуковая авиаци...Русско-итальянский политехнический словарь
  60. авиацияавиация гражданская авиация азаматты авиация транспортная авиация клк авиациясы санитарная авиация санитарлы авиация...Русско-казахский словарь
  61. авиацияавиация...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  62. авиацияавиация...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  63. авиацияавиация...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  64. авиацияж. авиация гражданская авиация граждандык авиация транспортная авиация транспорттук авиация санитарная авиация санитардык авиация военная авиация согуш авиациясы согуштук...Русско-киргизский словарь
  65. авиацияhngkng [] fij[du] kngjnгражданская авиация военная авиация транспортная авиация бомбардировочная авиация налт авиации противника авиатика воздухоплавание воздушный...Русско-китайский словарь
  66. авиацияAviatsiya...Русско-крымскотатарский словарь
  67. авиацияавиация...Русско-крымскотатарский словарь II
  68. авиацияavicija...Русско-латышский словарь
  69. авиацияНисэх хчин...Русско-монгольский словарь
  70. авиацияFlieger Flugtechnik Flugwesen Luftfahrt...Русско-немецкий политехнический словарь
  71. авиацияж. воздушный флот Luftflotte f гражданская авиация zivile Luftflotte военная авиация Luftstreitkrfte pl воздухоплавание Luftfahrt f гражданская авиация Zivilluftfahr...Русско-немецкий словарь
  72. авиацияLuchtmacht...Русско-нидерландский словарь
  73. авиацияавиацияж гражданская транспортная бомбардировочная ....Русско-новогреческий словарь
  74. авиацияaeronautikk flyvesen авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русско-норвежский словарь
  75. авиация...Русско-персидский словарь
  76. авиацияlotnictwo...Русско-польский словарь
  77. авиацияжaviao fu aeronutica fu военu Fora Area гражданская авиация морская авиацияСинонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русско-португальский словарь
  78. авиацияАвиацияjeshi la ndege ma uanahewa ед....Русско-суахили словарь
  79. авиацияhavaclk hava kuvvetleriuaklar теорияem havaclk воздушный флотem havaclk uaklar hava kuvvetleri воен. гражданская авиация sivil uaklar sivil havaclkвоенная авиация ha...Русско-турецкий словарь
  80. авиацияhavaclk...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  81. авиациятехн. аваця летунство Синонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русско-украинский политехнический словарь
  82. авиацияf ilmavoimatнская авиаuция siviiliilmailu...Русско-финский словарь
  83. авиацияaviatika let . let. letectvo letectv...Русско-чешский словарь
  84. авиациясущ.жен.авиаци военная авиация ар авиацийе сельскохозяйственная авиация ял хуалх авиаций...Русско-чувашский словарь
  85. авиацияLennundus...Русско-эстонский словарь
  86. авиацияв с. хве в условиях крупного социалистического земледелия широко используется на больших площадях для аэросева emборьбы с вредителями и болезнями с.х. раст. аэрофотосъемк...Сельскохозяйственный словарь-справочник
  87. авиацияот лат. avis птицаВоздушный транспорт используемый для полетааппаратов тяжелее воздуха. применяется в народном хозяйстве в целях перевозок пассажиров багажа грузов и поч...Словарь бизнес терминов
  88. авиацияВоздушный флот...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  89. авиацияАВИАЦИЯ лат. искусство воздухоплаванья. полет на летательном аппарате. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. авиация фр.em aviation л...Словарь иностранных слов русского языка
  90. авиациягосударственная авиация гражданская авиация экспериментальная авиация авиационная промышленность авиационная инфраструктура и единая система организации воздушного движен...Словарь понятий и терминов российского законодательства
  91. авиацияавиация воздушный флот воздухоплавание авиатика Словарь русских синонимов. авиация воздушный флот авиатика устар. Словарь синонимов русского языка. Практический справочни...Словарь синонимов II
  92. авиацияавиация воздушный флот воздухоплавание авиатика...Словарь синонимов
  93. авиацияобобщнное название летательных аппаратов тяжелее воздуха предназначенных для полтов в околоземном воздушном пространстве. Играет значительную роль в обеспечении гражданск...Словарь терминов чрезвычайных ситуаций
  94. авиацияАВИАЦИЯ французское aviation от латинского avis птица понятие связанное с полетами в атмосфере Земли летательных аппаратов ЛА тяжелее воздуха самолеты вертолеты планеры ...Современная энциклопедия
  95. авиацияАВИАЦИЯ франц . aviation от лат. avis птица понятие связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиацией называют также организацию службу использующую д...Современный энциклопедический словарь
  96. авиацияавиация сущ.em ж.em употр. сравн. часто Морфология нет чего авиацииstrong чему авиацииstrong вижу что авиациюstrong чем авиациейstrong о чм об авиации . Гражданская авиа...Толковый словарь Дмитриева
  97. авиацияавиация как средство передвижения и перевозки грузов в первую мировую войну до появления авианосцев специально оборудованный корабль для перевозки самолетов и запуска и...Толковый словарь иностранных слов
  98. авиацияавиация [фр aviation lt лат. avis птица] теория н практика передвижения в околоземном воздушном пространстве на летательных аппаратах тяжелее воздуха самолетах вертолета...Толковый словарь иностранных слов
  99. авиацияАВИАЦИЯ и ж. . Теория и практика передвижения по воздуху налетательных аппаратах тяжелее воздуха. . Воздушные средства передвижениявоздушный флот. Гражданская а. Военная ...Толковый словарь Ожегова
  100. авиацияАВИАЦИЯ авиации мн. нет ж. фр. aviation от латин. avis птица. Передвижение по воздуху на летательных аппаратах тяжелее воздуха....Толковый словарь русского языка II
  101. авиацияавиация авиация и ж. Теория и практика передвижения по воздуху на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Воздушные средства передвижения воздушный флот. Гражданская а. Во...Толковый словарь русского языка II
  102. авиацияАВИАЦИЯ и ж. . Теория и практика передвижения по воздуху на летательных аппаратах тяжелее воздуха. . Воздушные средства передвижения воздушный флот. Гражданская авиация В...Толковый словарь русского языка
  103. авиацияУдарение в слове авиацияУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове авиация...Ударение и правописание
  104. авиациялетательные аппараты тяжелее воздуха отрасли и службы связанные с полтами. авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  105. авиацияRzeczownik авиация f lotnictwo n...Универсальный русско-польский словарь
  106. авиацияавиация авиации авиации авиаций авиации авиациям авиацию авиации авиацией авиациею авиациями авиации авиациях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняк...Формы слова
  107. авиацияАвиация влияние на окружающую среду А. как и все виды транспорта оказывает значительное влияние на окружающую среду. А. вызывает шумовое загрязнение и изменяет газовый со...Экологический словарь
  108. авиацияВица Ваия Авиация Авиа Ява...Электронный словарь анаграмм русского языка
  109. авиацияАвиация см. Аэронавтика и Летание....Энциклопедический словарь
  110. авиациясм. Аэронавтика и Летание....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  111. авиацияавиация широкое понятие связанное с полтами в атмосфере на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Охватывает летательные аппараты наземные средства обеспечивающие подгото...Энциклопедия техники
  112. авиацияавиацияФранцузское aviation.Латинское avis птица.Слово авиация известно в русском языке с конца XIX в. Стало широко употребительным лишь в начале XX столетия. Слово заи...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  113. авиацияАвиацияstrong. Заимств. из франц. яз. в начале XX в. Франц. aviationi авиация представляет собой суф. производное от лат. avisi птица....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  114. авиацияПоявилось в русском языке в начале XX в. как заимствование из французского. Во французском же это слово с помощью суффикса было образовано от латинского слова avis означа...Этимологический словарь Крылова
  115. авиацияЗаимств. из франц. яз. в начале XX в. Франц. aviationem авиация представляет собой суф. производное от лат. avisem птица.Синонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот ...Этимологический словарь русского языка
  116. авиацияФранцузское aviation.Латинское avis птица.Слово авиация известно в русском языке с конца XIX в. Стало широко употребительным лишь в начале XX столетия. Слово заимствова...Этимологический словарь русского языка Семенова