Большая Советская энциклопедия II

АВИАЦИЯ

(франц. aviation, от латинского avis — птица)

летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном воздушном пространстве. В 60-е гг. 20 в. в А. применяют Самолёты, Вертолёты, Планёры.Различают А. гражданскую, осуществляющую перевозки людей и грузов, и военную (см. Гражданская авиация, Военно-Воздушные Силы). Гражданская А. включает: транспортную, санитарную, учебно-спортивную и специального назначения (сельскохозяйственную, аэрофотосъёмки, связи, геологической разведки, разведки рыбных промыслов и др.). Для обеспечения регулярного грузопассажирского движения по Авиалиниям гражданская А. располагает: парком турбореактивных, турбовинтовых и винтомоторных самолётов и вертолётов; службами управления и радиотехническими, метеорологическими, светотехническими (наземными и бортовыми) средствами обеспечения полётов; аэродромами и аэропортами.
Начальный период развития А. Практически А. начала развиваться лишь в 20 в. Но мечта человека подняться в воздух существовала на протяжении многих веков и нашла своё выражение в сказках и легендах народов многих стран мира. Изображения крылатого человека встречаются в наскальных рисунках пещерных людей. Известен древнегреческий миф о Дедале и его сыне Икаре, поднявшихся к Солнцу на крыльях из птичьих перьев, скреплённых воском. В древности и в средние века в Китае и других странах для военных целей применялись воздушные змеи. Итальянский художник, учёный и инженер Леонардо да Винчи оставил эскизные наброски летательных аппаратов, приводимых в действие мускульной силой, вертолёта с механическим приводом, предложил идею парашюта.Великий русский учёный М. В. Ломоносов в 1754 построил модель вертолёта с пружинным заводом и практически доказал осуществимость полёта такого аппарата.
В конце 19 в. предпринимаются попытки создания безмоторных летатательных аппаратов тяжелее воздуха — планёров; производятся первые теоретические изыскания в этой области. Значительный вклад в теорию и практику летания внёс немецкий учёный О. Лилиенталь. С 1891 по 1896 он спроектировал, построил и облетал несколько планёров. Изобретение и быстрое развитие паровой машины в 19 в. привело к попыткам создания самолётов с паровым двигателем. В России морской офицер А. Ф. Можайский в 1881 получил патент на такой летательный аппарат, названный им воздухо-летательным снарядом (рис. 1). В 1885 его аппарат был построен, но потерпел аварию при взлёте. В 1894 в Англии конструктор Х. Максим построил гигантский самолёт с паровой машиной, также потерпевший аварию при взлёте. Французский изобретатель К. Адер пытался летать на аппарате с крылом, напоминавшим крыло летучей мыши. «Авьон» Адера пролетел (1897) несколько десятковми разбился. Построить более или менее удачную конструкцию не удавалось из-за несовершенства двигателей: паровые машины были слишком тяжелы и не могли удовлетворить требованиям А.
Совершенствование двигателей внутреннего сгорания, нашедших широкое применение к концу 19 в. в первую очередь в автомобилях, сделало возможным создание лёгкого и в то же время достаточно мощного авиационого двигателя. Первыми поставили на самолёт двигатель внутреннего сгорания американские механики братья У. и О. Райт (рис. 2). 17 декабря 1903 состоялся первый успешный полёт их самолёта с двигателем, работавшим на керосине. Продолжая работать над своим самолётом, братья Райт добились к 1908 устойчивого управляемого полёта продолжительностью до 1,5 часов. Вслед за ними в Европе, главным образом во Франции, один за другим строят самолёты А. Сантос-Дюмон, Ф. Фербер и др. 25 июля 1909 французский конструктор-лётчик Л. Блерио на своём самолёте монопланной схемы «Блерио-XI» перелетел через пролив Ла-Манш из Франции в Англию (рис. 3). В России в 1909—14 появился ряд оригинальных самолётов конструкции Я. М. Гаккеля (рис. 4), Д. П. Григоровича, В. А. Слесарева, И. И. Стеглау. В 1910 Б. Н. Юрьев спроектировал первый в России вертолёт. В 1913 совершил свой первый полёт тяжёлый самолёт И. И. Сикорского «Русский витязь». Популяризации и развитию отечественной А. способствовали полёты русских лётчиков М. Н. Ефимова, Н. Е. Попова, Г. В. Алехновича, А. В. Шиукова, Б. И. Россинского, С. И. Уточкина и др. 9 сентября 1913 русский лётчик П. Н. Нестеров на самолёте «Ньюпор-4» уверенно осуществил «мёртвую петлю», названную впоследствии петлей Нестерова.
Развитие А. в начале 20 в. шло вслепую, наугад. Первые самолёты строились эмпирически, без каких-либо расчётов. Научной базы для самолётостроения практически не было. Всё это приводило к большому количеству аварий и катастроф.
Однако учёные многих передовых стран мира в 19 — начале 20 вв. начали теоретические и экспериментальные изыскания в области А.: в США — С. Ленгли и О. Шанют, в Англии — Дж. Кейли, во Франции — А. Эйфель, в Германии — Л. Прандтль и др. Решающий вклад в дело развития аэродинамической науки внесли русские учёные профессор Н. Е. Жуковский и его ученик академик С. А. Чаплыгин. В 1902 при Московском университете по инициативе Жуковского была построена первая в России аэродинамическая труба, а в 1904 организован аэродинамический институт в Кучино под Москвой. Жуковский впервые ввёл в аэромеханику эксперимент как метод исследования. К началу 1-й мировой войны он опубликовал работы, посвящённые теории полёта самолёта, устойчивости и другим проблемам А. («К теории летания», 1890; «О парении птиц», 1891; «О присоединённых вихрях», 1906, и др.). Труды Жуковского и других учёных в России и за рубежом позволили начать конструирование самолётов на научной основе.
А. в годы 1-й мировой войны. 1-я мировая война, начавшаяся в 1914, дала резкий толчок развитию А.: были показаны широкие возможности применения самолётов в военных целях. Вначале ими пользовались наряду с Аэростатами для разведки и корректировки артиллерийского огня, в дальнейшем стали вооружать пулемётами и бомбами. Для борьбы с бомбардировщиками и разведчиками создавались специальные, небольшого размера вооружённые пулемётами самолёты-истребители. Первое место в развитии тяжёлых самолётов заняла Россия. Построенный в 1913 тяжёлый 4-моторный самолёт Сикорского «Илья Муромец» (рис. 5) не имел равных в мире; он поднимал до 800кгбомб, был вооружён 3—7 пулемётами и имел экипаж 8 человек. Впервые построенные в России и широко применявшиеся в боевых действиях на море летающие лодки Григоровича М-5 (1915) и М-9 (1916) были лучшими Гидросамолётами своего времени. Наиболее известными иностранными самолётами периода 1-й мировой войны были французские самолёты «Фарман», «Вуазен» и «Ньюпор», английский «Сопвич», немецкий «Фоккер», скорости которых достигали 90—120км/ч.Военныесамолёты в России строились главным образом по французским образцам.
Одновременно с развитием авиационной техники учёные России и других стран проводили теоретические исследования и экспериментальные работы в области аэродинамики (См. Аэродинамика) и прочности самолёта. Научные труды Жуковского [«Динамика аэропланов в элементарном изложении» (ст. 1, 1913; ст. 2, 1916), «Вихревая теория гребного винта» (1912) и др.] оказали огромное влияние на развитие мировой авиационной науки. Жуковский вооружил конструкторов методом расчёта лётных данных самолётов. Его ученик В. П. Ветчинкин работал в области теории самолёта и воздушного винта, расчёта их прочности. Чаплыгин продолжал развивать теорию крыла. Его труд «О газовых струях» (1902) намного опередил подобные работы учёных стран Западной Европы и США. Проводились исследования моделей различных схем самолётов в аэродинамических трубах. Шли работы по усовершенствованию воздушных винтов, первых парашютов и пр. В результате за годы 1-й мировой войны лётные данные самолётов значительно улучшились: скорость истребителей выросла с 90—120 до 200—220км/ч,потолок — с 2 до 7км.
Успешное применение А. на фронтах определило её большое значение как нового рода боевого оружия. Англия, Франция, Германия создали и за годы войны значительно расширили авиационную промышленность. Было налажено производство авиационных двигателей и приборов, созданы научно-исследовательские базы и институты. В России перед Великой Октябрьской социалистической революцией постройка и сборка самолётов производились на заводах: Русско-Балтийском вагонном, Щетинина и Лебедева (в Петрограде), «Дукс» (в Москве), «Анатра» (в Одессе) и в нескольких мелких мастерских других городов. Однако эти заводы и мастерские были слабо оснащены, а частая смена типов выпускавшихся самолётов затрудняла разработку прогрессивных технологических процессов. Особенно отрицательно сказывалось отсутствие авиационных двигателей, а также некоторых дефицитных материалов и приборов, ввозившихся до войны из-за границы. Не хватало квалифицированных инженеров, техников и рабочих.
А. в период 1918—41. Коммунистическая партия, Советское государство, лично В. И. Ленин проявляли большую заботу о развитии А. В 1918 создана Коллегия воздушного флота, перед которой поставлена задача наведения порядка в авиационных делах и прежде всего сбора со всех фронтов самолётов, двигателей и запасных частей к ним. На первых порах на авиационных заводах налаживалось производство самолётов по трофейным образцам, одновременно приобретались лицензии на постройку самолётов иностранных марок. В мае 1918 создано Главное управление рабоче-крестьянского Красного воздушного флота, а в июне Совнаркомом издан декрет о национализации авиационных предприятий. В том же году при прямом участии В. И. Ленина основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), впоследствии ставший крупнейшим центром авиационной науки. Возглавлял ЦАГИ Н. Е. Жуковский. В 1919 по его инициативе создаётся Московский авиационный техникум, преобразованный позже (1922) в Военно-воздушную инженерную академию (ВВИА) им. Н. Е. Жуковского. Механический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ) им. Н. Э. Баумана приобретает аэродинамическую специализацию. На его базе в 1930 создан Московский авиационный институт (МАИ) им. Серго Орджоникидзе. В 20-х гг. были организованы отечественные конструкторские бюро по самолётостроению: А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова и Д. П. Григоровича. Первыми советскими самолётами были построенные в ЦАГИ лёгкий спортивный моноплан Туполева АНТ-1 (1923), 3-местные пассажирские самолёты В. Л. Александрова и В. В. Калинина АК-1 «Латышский стрелок» (1924) и Туполева АНТ-2 (1924). В 1923 Поликарпов построил истребитель И-1, в 1924 Григорович — истребитель И-2, в 1925 Туполев выпустил самолёт-разведчик АНТ-3 (Р-3) и тяжёлый бомбардировщик АНТ-4 (ТБ-1). Скорость полёта наиболее быстроходных самолётов того времени не превышала 270км/ч.
Расширился и фронт научно-исследовательских работ. 9 мая 1924 была заложена в ЦАГИ новая аэродинамическая лаборатория (ныне имени С. А. Чаплыгина). Затем там же были построены лаборатории испытания авиационных материалов и моторов, гидроканал и опытный завод. Огромную помощь в деле пропаганды идей А. и сборе денежных средств на постройку самолётов оказало государству созданное в марте 1923 «Общество друзей воздушного флота».
На первых советских самолётах было совершено несколько дальних перелётов: Москва — Пекин (1925) на самолётах АК-1, Р-1 и Р-2 (с участием немецкого самолёта Ю-13); Москва — Токио — Москва (1927) на самолёте Р-3; Москва — Нью-Йорк (1929) на самолёте АНТ-4 и др. Эти перелёты продемонстрировали высокие качества отечественных самолётов и мастерство лётчиков. В годы 1-й пятилетки (1929—32) продолжалось совершенствование авиационной техники и налаживание её массового производства.
Дальнейшее развитие А. в предвоенные годы и в годы 2-й мировой войны было обеспечено созданием целой серии авиационных двигателей (См. Авиационный двигатель) конструкции В. Я. Климова (М-100, ВК-103, -105,-107), А. Д. Швецова (М-11, АШ-62,-82) и А. А. Микулина (АМ-34, -38, -39) и др., что освободило Советскую страну от иностранной зависимости в области авиамоторостроения. В 1930 основными самолётами Военно-воздушных сил стали: истребитель-биплан Поликарпова и Григоровича И-5 с двигателем М-22 мощностью 480л. с., развивавший скорость 280км/ч;двухместный разведчик-биплан Поликарпова Р-5 с двигателем М-17 мощностью 500л. с., развивавший скорость 230км/ч,и бомбардировщик Туполева монопланной схемы ТБ-1 с двумя двигателями М-17, поднимавший 1000кгбомб при дальности полёта 1350км.Все эти самолёты не уступали лучшим образцам зарубежной авиационной техники того времени, а во многом и превосходили их.
Для дальнейшего развёртывания научно-исследовательских работ из ЦАГИ были выделены: конструкторское бюро (КБ) Туполева; отдел авиационных материалов, превращённый во Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), и авиамоторный отдел, ставший Центральным институтом авиационого моторостроения (ЦИАМ). Параллельно с крупными КБ Туполева и Поликарпова работало несколько небольших конструкторских групп под руководством В. В. Калинина, В. Б. Шаврова, Д. П. Григоровича, А. И. Путилова, А. С. Яковлева, при Московском и Харьковском авиационных институтах и др.
К середине 30-х гг. 20 в. в СССР была создана мощная Авиационная промышленность. Научно-исследовательские институты и конструкторские бюро добились существенного улучшения лётных данных самолётов. Один за другим появились: истребители Поликарпова И-15, И-16 (1933) и И-153 (1938), достигавшие скоростей полёта 450—525км/ч,фронтовой бомбардировщик Туполева — СБ грузоподъёмностью 500кги скоростью 420км/ч,дальний бомбардировщик С.В . Ильюшина ДБ-3 грузоподъёмностью 500кгпри дальности полёта 4000кми скорости 450км/ч.На гражданских линиях летали пассажирские самолёты: 6-местный К-5 со скоростью 172км/чи дальностью полёта 1020км,9-местный АНТ-9 со скоростью 170км/чи дальностью полёта 830км.
Советские лётчики на самолётах отечественной конструкции совершили перелёты, прославившие нашу страну. С 5 марта по 13 апреля 1934 на самолётах АНТ-4, Р-5 и др. было вывезено со льдины 104 человека экипажа затонувшего во льдах Берингова пролива ледокола «Челюскин». За отвагу и мужество, проявленные при спасении экипажа ледокола, постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1934 первое звание Героя Советского Союза было присвоено лётчикам А. В. Ляпидевскому, С. А. Леваневскому, В. С. Молокову, Н. П. Каманину, М. Т. Слепнёву, М. В. Водопьянову, И. В. Доронину. Спустя 3 года, 18—20 июня 1937, лётчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и штурман А. В. Беляков на самолёте АНТ-25 совершили перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (США), пролетев без посадки по прямой 8504кмза 63ч16мин.Через месяц после этого перелёта (12—14 июля) лётчики М. М. Громов, А. Б. Юмашев и штурман С. А. Данилин на самолёте АНТ-25 пролетели без посадки по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), покрыв расстояние по прямой 10148кмза 62ч17мини установив мировой рекорд дальности беспосадочного полёта. 24—25 сентября 1938 на самолёте конструкции П. О. Сухого «Родина» лётчицы В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко и штурман М. М. Раскова совершили перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток (район реки Амгунь). Самолёт пролетел по прямой без посадки 5908кмза 26ч29мин,что было признано женским международным рекордом дальности полёта. 28—29 апреля 1939 лётчик В. К. Коккинаки и штурман М. Х. Гордиенко на самолёте конструкции Ильюшина ЦКБ-30 « Москва» совершили беспосадочный перелёт из Москвы через Гренландию в Северную Америку [о. Мискоу (Миску) в заливе Святого Лаврентия, Канада], пролетев за22ч56миноколо 8 тыс.км(по прямой 6516км). Все эти и другие перелёты тех лет свидетельствовали о мастерстве и отваге советских лётчиков, о крупных научных и технических достижениях отечественной А., радиосвязи и метеослужбы.
За рубежом, в Англии, Франции, США, Германии и других странах, в 20—30-е гг. 20 в. было создано несколько сот типов военных и гражданских самолётов, многие из которых выпускались большими сериями. Среди иностранных самолётов выделялись английский «Супермарин S. 6В» (в 1931 на нём был установлен рекорд скорости — 656км/ч),американской фирмы «Райан», на котором в 1927 лётчик Ч. Линдберг впервые перелетел через Атлантический океан из США в Европу, и пассажирский ДС-3 американской фирмы «Дуглас», на долгие годы ставший основным самолётом гражданской А. многих стран мира.
Первоначально большинство самолётов строилось по бипланной схеме, но к середине 30-х гг. определился решительный и окончательный переход от Биплана к Моноплану. Это было обусловлено достижениями аэродинамики, строительной механики и двигателестроения. Были созданы точные методы расчёта на прочность. Разработка и применение на самолётах тормозных колёс и механизации крыла (щитков, закрылков, предкрылков) позволили увеличить удельную нагрузку на крыло с 700—1000 до 1400—1700н/м2и тем самым повысить скорость полёта. Важнейшим достижением аэродинамики, обеспечившим снижение аэродинамического сопротивления самолёта на 20—25%, было решение проблемы уборки шасси в полёте и внедрение винтов изменяемого шага. Росту скорости полёта способствовало также усовершенствование капотирования двигателей, переход к закрытым фонарям кабин и обтекаемым, зализанным формам фюзеляжей, применение гладкой обшивки крыла и потайной клёпки. Всё это позволило добиться увеличения скорости самолётов на 20—30% при той же мощности двигателей. Продолжалось дальнейшее совершенствование методов расчёта и проектирования авиационных двигателей. Конструкторам совместно с учёными удалось повысить мощность серийных двигателей с 700—800 до 2000л.с.с одновременным уменьшением удельной массы с 0,9 до 0,5кг/л.с.
В те же 30-е гг. советские учёные решили ряд важнейших принципиальных вопросов А., в частности проблему избавления от Флаттера — вибраций крыла и оперения с нарастающей амплитудой в потоке воздуха — и выхода из штопора, обеспечивших быстрый качественный рост отечественного самолётостроения. Изучение флаттера проводилось ещё в 20-х гг. Ветчинкиным и Чаплыгиным, а в 1931 в ЦАГИ была организована специальная группа. Теоретические и экспериментальные исследования, проведённые этой группой, в которую входили М. В. Келдыш, Е. П. Гроссман и др., позволили выработать рекомендации для конструкторов, навсегда излечившие самолёты от опасного явления вибраций. Начало практическому изучению выхода самолёта из штопора положил (1916) русский лётчик К. К. Арцеулов. Решение проблемы штопора было изложено в трудах советских учёных-аэродинамиков В. С. Пышнова и А. Н. Журавченко. Исследования режимов штопора проводились в специально построенной аэродинамической трубе ЦАГИ.
В ЦАГИ также продолжались и начатые ещё в 20-е гг. работы по созданию первых отечественных вертолётов. Было построено несколько опытных конструкций вертолётов И. П. Братухина и Б. Н. Юрьева: ЦАГИ 1-ЭА (1930), ЦАГИ 5-ЭА (1933), ЦАГИ 11-ЭА (1936), «Омега» (1941) и др. Инженер А. М. Черёмухин на вертолёте ЦАГИ 1-ЭА 14 августа 1932 установил мировой рекорд высоты, равный 605м.
Важную роль в практическом использовании научных исследований, их технической реализации сыграла разработка группой специалистов ЦАГИ и других институтов в 1940—1941 «Руководства для конструкторов», унифицировавшего методику проектирования, постройки и испытания самолётов.
Участие советских добровольцев на самолётах И-15, И-16 и СБ в Национально-революционной войне в Испании (1936—39) позволило в боевых условиях проверить качество авиационной техники. Если вначале лётчики республиканской авиации на советских самолётах-истребителях успешно били противника, то вскоре появление немецкого самолёта Ме-109Е с большей скоростью и более мощным вооружением изменило положение и позволило фашистской авиации завоевать господство в воздухе.
В 1939 ЦК ВКП(б) и правительство приняли экстренные меры по укреплению советской авиационной промышленности. Конструирование новых образцов самолётов было поручено нескольким КБ. Среди них успешно справились с ответственным заданием коллективы КБ под руководством С. В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, А. И. Микояна, В. М. Петлякова и А. С. Яковлева. В результате принятых мер за 1,5—2 года были построены, испытаны, приняты на вооружение и запущены в серийное производство истребители ЛаГГ-З, МиГ-З, Як-1, бомбардировщики Пе-2, Пе-8, Ил-4, штурмовик Ил-2.
К началу Великой Отечественной войны А., опираясь на последние достижения науки, полностью перешла на монопланную схему самолётов с убирающимся шасси, обтекаемым фюзеляжем, закрытым фонарём и т. д. Скорость истребителей достигла 600—650км/ч,потолок 11—12км.Скорость бомбардировщиков достигла 550км/ч,дальность полёта 3—4 тыс.км,бомбовая нагрузка 3—4т.В это время Ильюшиным был создан уникальный самолёт-штурмовик Ил-2, оснащённый мощной бронёй и вооружением. Он предназначался для борьбы с танками.
А. в годы Великой Отечественной войны. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз в 1941 поставило отечественную А. в тяжёлое положение: большие потери боевых самолётов на аэродромах в первые дни войны невозможно было быстро возместить; новые типы самолётов производились ещё в небольших количествах. Однако героический труд рабочих и инженерно-технических работников авиационной промышленности по выпуску самолётов в тяжёлых условиях 1-го периода войны, эвакуации в восточные районы страны, суровой зимы уже в начале 1942 дал свои результаты: поступление новых самолётов на фронт день ото дня увеличивалось.
Самолёты были просты по конструкции и построены из недефицитных материалов, что существенно облегчило их серийное производство в условиях военного времени. По простоте и надёжности советские самолёты выгодно отличались от зарубежных, в особенности от американских. Вследствие хорошей технологической отработки совершенствование самолётов в условиях массового производства удалось осуществить без потерь во времени и без снижения количественного выпуска.
Советские самолёты (Ла-5, Ла-7, Як-1, Як-3, Як-9, МиГ-3, Пе-2, Ил-2, Ил-4, Ту-2) имели более высокое качество в отношении аэродинамики, веса и оружия, чем немецкие (Ме-109, ФВ-190, Ю-87 и Ю-88). Полностью оправдала себя техническая политика, предусматривавшая создание лёгких, манёвренных, хорошо вооружённых истребителей, штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков. Лучшими истребителями у союзников были: английский «Спидфайр», американские «Эркобра» и «Мустанг», а бомбардировщиками — американские В-17 и В-29, английские «Ланкастер» и «Москито».
В целом за годы 2-й мировой войны А. как в СССР, так и за рубежом продолжала развиваться, базируясь на предвоенных научных исследованиях. К концу войны отдельные самолёты с поршневыми двигателями (истребители Ла-9 и Як-3) достигли скорости 690—720км/ч.Дальнейшее повышение скорости ограничивалось чрезмерным ростом габаритов и веса поршневых двигателей, резким снижением кпд винта.
Развитие А. с реактивными двигателями. Качественный скачок, ознаменовавший собой начало технической революции в А., произошёл, когда появился мощный и лёгкий реактивный двигатель, не требовавший к тому же винта. Уже во 2-й половине 30-х гг. в СССР, Англии, Германии, Италии и США шла напряжённая работа по созданию реактивных двигателей. Большой вклад в разработку реактивных двигателей внесли советские учёные и конструкторы. Б. С. Стечкин разработал теорию воздушного реактивного двигателя и в 1929 опубликовал одноимённую статью. Пионером создания отечественных турбореактивных двигателей (ТРД) является А. М. Люлька, который в 1937 начал работать над своим первым авиационным ТРД. В 1939 появились немецкие ТРД и жидкостно-реактивные двигатели (ЖРД) фирм БМВ, Юнкерс и английский ТРД конструктора Ф. Уиттла.
Первый в СССР реактивный полёт был осуществлен в феврале 1940 лётчиком В.П. Федоровым на ракетоплане СК-9 конструкции С. П. Королёва, впоследствии известного создателя космических кораблей. 15 мая 1942 лётчик Г. Я. Бахчиванджи совершил первый полёт на экспериментальном самолёте БИ-1 с ЖРД. Самолёт был создан конструкторским коллективом под руководством В. Ф. Болховитинова. Однако дальнейшее развитие А. пошло по пути применения ТРД. За рубежом первые полёты самолётов с реактивными двигателями были совершены: в Италии — «Кампини-Капрони» КК-1 и КК-2 (1940—41), в Англии — «Глостер» с ТРД Ф. Уиттла (1941), в США — «Эркомет» с ТРД Ф. Уиттла (1942). Созданные в 1941—42 немецкие самолёты с ТРД Ме-262, Ме-163 и английский «Метеор» принимали участие в боевых действиях 2-й мировой войны, 7 ноября 1945 на специальном самолёте «Глостер Метеор IV» с ТРД был установлен мировой рекорд скорости 969,9км/ч.Первые советские самолёты с ТРД Як-15 и МиГ-9 поднялись в воздух 24 апреля 1946. Эти самолёты по аэродинамической схеме не отличались от обычных самолётов с поршневыми двигателями, но имели скорость полёта на 100—200км/чбольшую.
Резкое повышение скоростей полёта поставило перед наукой и конструированием новые проблемы: на скоростях полёта свыше 700км/чначинало сказываться явление сжимаемости воздуха, повышалось сопротивление, ухудшались устойчивость и управляемость. Приближение скорости полёта к скорости звука требовало изыскания новых форм самолётов. Многочисленные научные работы и экспериментальные исследования показали, что в таких условиях полёта крылья самолётов должны иметь тонкий профиль и стреловидную форму в плане. В декабре 1948 на эксперименальном реактивном самолёте «176» С. А. Лавочкина, имевшем крыло со стреловидностью 45°, при полёте со снижением достигнута скорость звука. В 1947—48 появились новые советские реактивные самолёты Ла-15 и МиГ-15 со стреловидностью крыла 35°, имевшие мощное вооружение и развивавшие скорость до 1050км/ч.Одновременно с ними выпускались: реактивный истребитель с прямым крылом Як-23 и реактивные бомбардировщики Ил-28 и Ту-14. В этот же период была решена задача спасения лётчиков при авариях на больших скоростях полёта — появились первые катапультируемые сидения.
А. сверхзвуковых скоростей. Успехи в аэродинамике и создании новых, более мощных реактивных двигателей позволили преодолеть «звуковой барьер». А. стала сверхзвуковой: скорость самолёта в горизонтальном полёте превысила скорость звука. Построенный в начале 50-х гг. первый в Советском Союзе самолёт со сверхзвуковой скоростью полёта — одноместный истребитель МиГ-19 — имел стреловидность крыла 55° и скорость полёта до 1450км/ч.В это же время создаются новые советские самолёты со стреловидными крыльями: Як-25 — двухместный, всепогодный истребитель-перехватчик и Ту-16 — дальний бомбардировщик.
Последующие годы развития А. ознаменовались новыми достижениями в решении сложных задач дальнейшего увеличения скорости, дальности и высоты полёта. На воздушных парадах в Тушине (1961) и Домодедове (1967) были продемонстрированы новейшие образцы советской боевой авиационной техники, среди них: сверхзвуковой истребитель МиГ-21 с треугольным крылом, сверхзвуковой многоцелевой самолёт Як-28, истребитель-бомбардировщик Су-7. Были впервые показаны самолёты вертикального взлёта и посадки и лёгкие истребители с изменяющейся геометрией крыла в полёте. На одном из показанных самолётов — одноместном истребителе-перехватчике Е-266 конструкции Микояна — в октябре 1967 установлено 3 мировых рекорда: высоты 30010м(с грузом в 2т), скорости 2930км/ч(по500-кмзамкнутому маршруту) и скорости 2910км/ч(по 1000-кмзамкнутому маршруту). Из зарубежных самолётов 2-й половины 60-х гг. наиболее интересны американские истребители-бомбардировщики «Фантом»F-4, многоцелевые самолёты F-111 с изменяемой геометрией крыла в полёте и дальний самолёт-разведчик SR-71. Для французской военной А. характерно появление целой серии истребителей «Мираж-III» и стратегических бомбардировщиков «Мираж-IV». В Англии создан самолёт с вертикальным взлётом и посадкой «Харриер».
К середине 60-х гг. самолёты достигли скорости полёта 3000—3500км/ч,потолка свыше 30 000м,дальности свыше 10 000км,а с дозаправкой горючего в воздухе — практически неограниченной. Нарис. 6приведены диаграммы роста скоростей полёта советских истребителей и бомбардировщиков с начала 20-х до начала 60-х гг.
Гражданская А. в 50—60-х гг. Параллельно с военной А. во всём мире в послевоенные годы началось бурное развитие гражданской А. До Великой Отечественной войны гражданский воздушный флот в СССР был развит слабо. Известное влияние на его развитие в середине 30-х гг. оказала постройка 24-местного самолёта Ли-2 (по американской лицензии на самолёт фирмы Дуглас ДС-3). Значительное развитие отечественной гражданской А. началось в конце войны, когда был создан двухмоторный самолёт Ильюшина Ил-12, а затем его модификация Ил-14, которые с 1947 вышли на линии «Аэрофлота» и вместе с Ли-2 стали основными гражданскими самолётами в СССР. Но эти сравнительно маломестные и тихоходные самолёты не могли удовлетворить возросшие в 50-х гг. потребности в воздушных перевозках пассажиров и грузов. На смену им пришли самолёты с реактивными двигателями. Первые полёты реактивных скоростных пассажирских самолётов — английской «Кометы» и советского Ту-104 — были совершены соответственно в 1949 и 1955. Ту-104, перевозящий до 100 пассажиров со скоростью 800—900км/ч,с 1956 стал основным самолётом на магистральных линиях «Аэрофлота». В 1957—59 появились пассажирские самолёты Ил-18, Ту-114, а также Ан-10, Ан-24, созданные коллективом КБ О. К. Антонова. Т. о., к началу 60-х гг. в Советском Союзе эксплуатировались 5 типов пассажирских самолётов с реактивными двигателями. Примечательно, что только один из них (Ту-104) был турбореактивный, остальные — турбовинтовые. Такое же преобладание турбовинтовых пассажирских самолётов характерно и для зарубежных стран: в Англии — «Британия» и «Вайкаунт», в США — «Электра». Во Франции первый турбореактивный пассажирский самолёт «Каравелла» стал родоначальником целой серии самолётов 2-го поколения (начало 60-х гг.), для которых характерно расположение экономичных двухконтурных двигателей в хвостовой части фюзеляжа. Основные данные пассажирских самолётов, эксплуатировавшихся «Аэрофлотом» в 1968, приведены в таблице.
Основные данные советских пассажирских самолетов (на январь 1969)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | Пассажировместимость | Скорость | Максимальная |
| Тип самолета| (чел.)| (км/ч)| дальность|
| || | (км)|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Турбовинтовые и || ||
| турбореактивные || ||
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ту-104Б| 100| 800| 3100|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ил-18Д| 122| 650| 6500|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ту-114 | 170| 770| 8950|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ан-10А| 100| 630| 4000|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ан-24| 50 | 450| 2000|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ту-124 | 56 | 800| 2100|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ту-134 | 72 | 870| 3250|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ил-62| 186| 850| 9200|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Як-40| 24 | 600| 1500|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ту-154 | 164| 1000 | 6000|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Винтомоторные|| ||
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ил-14М| 36 | 320| 1750|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ли-2| 24 | 220| 2000|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ан-2| 10 | 190| 850 |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Авиационной промышленностью Советского Союза в 1965 был построен самый большой в мире транспортный самолёт конструкции Антонова Ан-22 («Антей»). На «Антее» установлены 4 турбовинтовых двигателя мощностью 15 тыс.л.с.каждый. Он может перевезти полезный груз 80тна расстояние 5000кмсо скоростью 740км/ч.На этом самолёте 26 октября 1967 установлен рекорд по подъёму на высоту 7800мгруза 100,4446т.В 1968 совершил свой первый полёт самолёт Ту-154 с тремя реактивными двигателями (Н. Д. Кузнецова), рассчитанный на перевозку 164 человек со скоростью до 1000км/чна расстояние до 6000км.
В начале 50-х гг. широкое применение в народном хозяйстве (с.-х. работы, перевозка пассажиров и грузов в труднодоступные районы и др.) и военном деле получили вертолёты конструкции М. Л. Миля — Ми-1 и Ми-4, конструкции Н. И. Камова — Ка-15, Ка-18 и др., позже гигантские винтокрылые машины Ми-6 (самый большой в мире), Ми-8 и Ми-10.
Учебно-тренировочная А.Совершенствование военной и гражданской авиации неразрывно связано с подготовкой лётного и технического персонала. Первым советским учебным самолётом был строившийся по образцу трофейного английского «Авро-504» биплан У-1. В 1927 Поликарпов создал прославленный самолёт У-2 (впоследствии По-2) с мотором М-11 мощностью 100л. с.,ставший на долгие годы основной учебной машиной в СССР. Было выпущено около 33 000 самолётов По-2. Самолёт По-2 получил распространение не только в учебной А., но и в народном хозяйстве как сельскохозяйственный, санитарный, связной и т. д. В годы Великой Отечественной войны он успешно применялся в качестве лёгкого ночного бомбардировщика.
С появлением в 30-х гг. скоростных истребителей-монопланов в КБ А. С. Яковлева (1935) был построен и испытан учебно-тренировочный самолёт для лётных школ — моноплан УТ-2 с тем же мотором М-11. Всего было выпущено свыше 7000 самолётов УТ-2. В 1946 создан новый учебно-тренировочный и спортивный самолёт Як-18, ставший родоначальником целого ряда учебных и спортивных самолётов, нашедших широкое применение как в СССР, так и за рубежом. В начале 60-х гг. были построены учебно-тренировочные самолёты с реактивными двигателями: в СССР — Як-30 и Як-32, в США — Т-33, Т-37, в Англии — «Джет Провост», во Франции — «Магистр», в Чехословакии — L-29 («Дельфин»), в Польше — TS-11 («Искра») и др.
В ряде стран в конце 60-х гг. продолжались напряжённые работы по созданию сверхзвуковых пассажирских самолётов (в СССР — Ту-144, в Англии и Франции — «Конкорд», в США — «Боинг-2707») со скоростью полёта 2500—3000км/чи дальностью полёта 6—8 тыс.км.Первый в мире полёт сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 состоялся 31 декабря 1968.
Лит.:Воздухоплавание и авиация в России до 1907 года. Сборник документов и материалов, под ред. В. А. Попова, М., 1956; Денисов Н. Н., На реактивных самолётах, М., 1956; Иллюстрированный авиационный словарь для молодёжи, М., 1956; Грин В., Кросс Р., Реактивные самолёты мира, пер. с англ., М., 1957; КПСС о вооруженных силах Советского Союза. Сборник документов. 1917—1958, М., 1958; Виноградов Р. И., Минаев А. В., Самолёты СССР, 2 изд., М., 1961; Софронов Е. В., Чудаков И. Б. В воздухе — самолёты Аэрофлота, М., 1967; Яковлев А. С., Цель жизни, М., 1967; Стефановский П. М., Триста неизвестных, М., 1968; Гражданская авиация СССР. 1917-1967, М., 1968; Авиация и космонавтика СССР, М., 1968; Яковлев А. С., 50 лет советского самолётостроения, М., 1968; Энергетическая, атомная, транспортная и авиационная техника. Космонавтика, М., 1969; Изаксон А. М., Советское вертолётостроение, М., 1964; Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР до 1938 года, М., 1969; Wissmann G., Geschichte der Luftfahrt, B., 1960; Canby C., The history of flight, N. Y., 1963; Petit Е., Histoire mondiale de l'aviation, [P., 1967].
А. С. Яковлев.
Рис. 1. Воздухолетательный снаряд А. Ф. Можайского.
Рис. 2. Аэроплан братьев У. и О. Райт.
Рис. 3. Самолёт «Блерио-ХI».
Самолеты довоенных лет. АК-1.
Самолеты довоенных лет. По-2.
Самолеты довоенных лет. И-5.
Самолеты довоенных лет. К-5.
Самолеты довоенных лет. Р-5.
Самолеты довоенных лет. АНТ-9.
Самолеты довоенных лет. И-15 бис.
Самолеты довоенных лет. Ли-2.
Самолеты довоенных лет. И-16.
Самолеты довоенных лет.ТБ-3.
Самолеты довоенных лет. УТ-2.
Самолеты довоенных лет. АНТ-25.
Самолеты периода второй мировой войны. Ил-2.
Самолеты периода второй мировой войны. Ил-4.
Самолеты периода второй мировой войны. Як-1.
Самолеты периода второй мировой войны.Ту-2.
Самолеты периода второй мировой войны. Ла-5.
Самолеты периода второй мировой войны. Як-3.
Самолеты периода второй мировой войны. МиГ-3.
Самолеты периода второй мировой войны. Пе-2.
Самолеты периода второй мировой войны. В-17 (США).
Самолеты периода второй мировой войны. Ме-109 (Герм.).
Самолеты периода второй мировой войны. Ю-88 (Герм.).
Самолеты периода второй мировой войны. «Спидфайр» (Англ.).
Самолеты послевоенных лет. МиГ-9.
Самолеты послевоенных лет. Як-15.
Самолеты послевоенных лет. Ил-28.
Самолеты послевоенных лет. Ту-16.
Самолеты послевоенных лет. МиГ-15.
Самолеты послевоенных лет. МиГ-19.
Самолеты послевоенных лет. Як-25.
Самолеты послевоенных лет. МиГ-21.
Самолеты послевоенных лет. Як-18 ПМ.
Самолеты послевоенных лет. Як-11.
Самолеты гражданской авиации. Ил-14.
Самолеты гражданской авиации. Ту-104.
Самолеты гражданской авиации. Ил-18.
Самолеты гражданской авиации. Ил-62.
Самолеты гражданской авиации. Ан-24.
Самолеты гражданской авиации. Ан-22 («Антей»).
Самолеты гражданской авиации. ДС-8 (США).
Самолеты гражданской авиации. Ту-154.
Самолеты гражданской авиации. «Каравелла» (Франц.).
Самолеты гражданской авиации. Ту-144.
Самолеты гражданской авиации. Як-40.
Рис.4. Самолет Я. М. Гаккеля «Гаккель-2».
Рис.5. Самолет И. И. Сикорского «Илья Муромец».
Рис. 6. Диаграммы роста скоростей полёта советских истребителей и бомбардировщиков.

  1. авиациятранспортstrong быть в атмосфераstrong авиация техника аппаратов тяжелее воздуха передвигающихся в атмосфере.авиатор.самолетовождение.планерист.парашютист.летчик. пило...Идеографический словарь русского языка
  2. авиацияСлово авиация происходит от латинского слова avis птица и применяется для обозначения летательных аппаратов тяжелее воздуха. Первые попытки обосновать возможность полета...100 знаменитых изобретений
  3. авиацияАВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА.ежемесячный журнал советских ВВС. Издатся с до выходил под назв. Вестник воздушного флота. Журнал освещает жизнь и учбу сов. авиаторов и космонав...Большая советская энциклопедия
  4. авиацияАВИАЦИЯ франц. aviation от лат. avisптица летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном воздушном пространстве. iВ е гг. в. в А. применяют самолты вертолты планеры....Большая советская энциклопедия
  5. авиацияж. aviazione гражданская авиация aviazione civile военная авиация aeronautica militare День авиации праздник Giornata dellaviazione Итальянорусский словарь. Синонимы а...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. авиацияавиация ж . Flugwesen n Luftfahrt f Luftflotte f c воздушный флот . военная авиация Luftstreitkrfte f pl Luftwaffe f в Германии гражданская авиация Zivilluftfahrt v i...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. авиацияж Flugwesen n Luftfahrt f Luftflotte f воздушный флот военная авиация Luftstreitkrfte f pl Luftwaffe f в Германиигражданская авиация Zivilluftfahrt f авиатика воздухопл...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. авиацияавиацияLuftfahrt fСинонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. авиацияавиацияFlugwesenСинонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. авиацияж.aviacin fem aeronutica fнская авиаuция aviacin civilя авиаuция aviacin naval...Большой русско-испанский словарь
  11. авиациясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  12. авиацияж. aviation f гражданская авиация aviation civile транспортная авиация aviation de transport бомбардировочная авиация aviation de bombardement истребительная авиация ...Большой русско-французский словарь
  13. авиацияТряпочная авиация.strong Жарг. авиа. Пренебр.em Дельтапланеризм. БСРЖ .Синонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Большой словарь русских поговорок
  14. авиацияж.aviation fгражданская авиация aviation civileтранспортная авиация aviation de transportбомбардировочная авиация aviation de bombardementистребительная авиация aviat...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. авиацияфранц. aviation от лат. avis птица летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном возд. пространстве. В А. применяют самолты вертолты планерыi и др. ЛА использующие...Большой энциклопедический политехнический словарь
  16. авиацияфранц. aviation от лат. avis птица понятие связанное сполетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиацией называют такжеорганизацию службу использующую для полетов...Большой энциклопедический словарь II
  17. авиацияАВИАЦИЯ франц. aviation от лат. avis птица понятие связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиацией называют также организацию службу использующую д...Большой Энциклопедический словарь V
  18. авиациясм. Государственная авиация Гражданская авиация Экспериментальная авиация.Синонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Большой юридический словарь
  19. авиацияАВИАЦИЯ составляет ту часть воздухоплавания или аэронавтики которая осуществляет воздушныя сообщения или передвижения при помощи аппаратов тяжелее воздуха или как их тепе...Военная энциклопедия (1911-1915)
  20. авиацияот лат. avis птица обобщнное назв. ЛА тяжелее воздуха предназначенных для полта в околозем. возд. пространстве совокупность оргций применяющих авиац. ЛА и имеющих аэро...Военный энциклопедический словарь
  21. авиацияфранцузское aviation от латинского avis птица понятие связанное с полетами в атмосфере Земли летательных аппаратов ЛА тяжелее воздуха самолеты вертолеты планеры и т.п. а...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  22. авиацияАВИАЦИЯ и ж. aviation f. . Рей . strong. Совокупность летательных аппаратов тяжелее воздухаem самолеты вертолеты планеры воздушный флот.em БАС. По мнению специалистов по ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  23. авиацияавиация....Киргизско-русский словарь
  24. авиацияавиация авиационный военнй авиация военная авиацияавиация завод авиационный завод...Коми (зырянский)-русский словарь
  25. авиацияавиация...Крымскотатарско-русский словарь II
  26. авиацияи ж.em Теория и практика передвижения в околоземном воздушном пространстве на летательных аппаратах тяжелее воздуха.Развитие авиации.Совокупность летательных аппаратов во...Малый академический словарь
  27. авиацияАВИАЦИЯ Aviation техника передвижения в воздухе посредством аппаратов тяжелее воздуха. Часто этим словом называют воздушный флот и все что имеет к нему отношение. Самойл...Морской словарь
  28. авиациякорень АВИА суффикс ЦИ окончание Я Основа слова АВИАЦИВычисленный способ образования слова Суффиксальный АВИА ЦИ Я Слово Авиация содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  29. авиацияНачальная форма Авиация слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  30. авиацияАВИАЦИЯ франц . aviation от лат. avis птица понятие связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиацией называют также организацию службу использующую д...Новый большой англо-русский словарь II
  31. авиацияавиация ж. Теория и практика передвижения в околоземном воздушном пространстве на летательных аппаратах тяжелее воздуха самолетах вертолетах планерах. Совокупность таки...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. авиацияавиация авиация и...Орфографический словарь
  33. авиацияu жu Р.u Д.u Пр.u авиации авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Орфографический словарь русского языка
  34. авиацияавиация...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  35. авиацияф.п. п.б. ист. юр. воен. тр. д.арх. авиация...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  36. авиация.авиация государственная авиация государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения гражданская авиация экспериментальная авиация авиацион...Официальная терминология
  37. авиацияaviation...Политехнический русско-французский словарь
  38. авиацияавиация авиации авиации авиаций авиации авиациям авиацию авиации авиацией авиациею авиациями авиации авиациях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  39. авиацияОрфографическая запись слова авиация Ударение в слове авиация Деление слова на слоги перенос слова авиация Фонетическая транскрипция слова авиация [ваа] Характеристика в...Полный фонетический разбор слов
  40. авиацияавяця. ционный авяцйний....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  41. авиацияавиация иСинонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русский орфографический словарь
  42. авиацияЖ мн. нет aviasiya . hava flotu . hava nqliyyat . uucu aparatlar vasitsil havada uma iinin nzriyy v praktikas....Русско-азербайджанский словарь
  43. авиацияaeronautics aviation авиация ж.u .strong теория и практика полтов служба вид транспорта aviation .strong совокупность самолтов вертолтов aircraftгиперзвуковая авиация h...Русско-английский политехнический словарь
  44. авиацияавиация ж.iaviation собир. тж. iaircraft военная авиация air force гражданская авиация civil aviation civil air fleet транспортная авиация transport aircraft сельскохо...Русско-английский словарь
  45. авиацияавиация ж. . теория aviation . воздушный флот aircraft pl военная авиация air force гражданская авиация civil air fleet транспортная авиация transport aircraft сельскох...Русско-английский словарь II
  46. авиацияf. авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русско-английский словарь математических терминов
  47. авиацияair...Русско-английский словарь по электронике
  48. авиацияaircraft aviation...Русско-английский словарь политической терминологии
  49. авиацияaviation авиация вспомогательная гиперзвуковая авиация гражданская авиация дозвуковая авиация санитарная авиация сверхзвуковая авиация сельскохозяйственная авиация трансп...Русско-английский технический словарь
  50. авиациясущ.aviation собирem aircraft военная авиация гражданская авиация транспортная авиацияСинонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русско-английский юридический словарь
  51. авиацияN...Русско-армянский словарь
  52. авиацияАвяцыя гражданская авиация грамадзянская авяцыя транспортная авиация транспартная авяцыя военная авиация ваенная авяцыя истребительная авиация зншчальная авяцыя бомба...Русско-белорусский словарь
  53. авиацияавяцыя жен.iгражданская авиация грамадзянская авяцыятранспортная авиация транспартная авяцыявоенная авиация ваенная авяцыяистребительная авиация зншчальная авяцыябомб...Русско-белорусский словарь II
  54. авиацияавиационное дело lggy полеты repls лтное делоem repls lggy воздушный флотem lgiflotta lgier Синонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиаци...Русско-венгерский словарь
  55. авиацияавиация ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  56. авиацияавиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русско-ивритский словарь
  57. авиацияaviacin...Русско-испанский экономический словарь
  58. авиацияж. aviazione f воздухоплаваниеem aeronautica f авианосная авиация бомбардировочная авиация винтокрылая авиация винтомоторная авиация военная авиация гиперзвуковая авиаци...Русско-итальянский политехнический словарь
  59. авиацияавиация гражданская авиация азаматты авиация транспортная авиация клк авиациясы санитарная авиация санитарлы авиация...Русско-казахский словарь
  60. авиацияавиация...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  61. авиацияавиация...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  62. авиацияавиация...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  63. авиацияж. авиация гражданская авиация граждандык авиация транспортная авиация транспорттук авиация санитарная авиация санитардык авиация военная авиация согуш авиациясы согуштук...Русско-киргизский словарь
  64. авиацияhngkng [] fij[du] kngjnгражданская авиация военная авиация транспортная авиация бомбардировочная авиация налт авиации противника авиатика воздухоплавание воздушный...Русско-китайский словарь
  65. авиацияAviatsiya...Русско-крымскотатарский словарь
  66. авиацияавиация...Русско-крымскотатарский словарь II
  67. авиацияavicija...Русско-латышский словарь
  68. авиацияНисэх хчин...Русско-монгольский словарь
  69. авиацияFlieger Flugtechnik Flugwesen Luftfahrt...Русско-немецкий политехнический словарь
  70. авиацияж. воздушный флот Luftflotte f гражданская авиация zivile Luftflotte военная авиация Luftstreitkrfte pl воздухоплавание Luftfahrt f гражданская авиация Zivilluftfahr...Русско-немецкий словарь
  71. авиацияLuchtmacht...Русско-нидерландский словарь
  72. авиацияавиацияж гражданская транспортная бомбардировочная ....Русско-новогреческий словарь
  73. авиацияaeronautikk flyvesen авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русско-норвежский словарь
  74. авиация...Русско-персидский словарь
  75. авиацияlotnictwo...Русско-польский словарь
  76. авиацияжaviao fu aeronutica fu военu Fora Area гражданская авиация морская авиацияСинонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русско-португальский словарь
  77. авиацияАвиацияjeshi la ndege ma uanahewa ед....Русско-суахили словарь
  78. авиацияhavaclk hava kuvvetleriuaklar теорияem havaclk воздушный флотem havaclk uaklar hava kuvvetleri воен. гражданская авиация sivil uaklar sivil havaclkвоенная авиация ha...Русско-турецкий словарь
  79. авиацияhavaclk...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  80. авиациятехн. аваця летунство Синонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Русско-украинский политехнический словарь
  81. авиацияf ilmavoimatнская авиаuция siviiliilmailu...Русско-финский словарь
  82. авиацияaviatika let . let. letectvo letectv...Русско-чешский словарь
  83. авиациясущ.жен.авиаци военная авиация ар авиацийе сельскохозяйственная авиация ял хуалх авиаций...Русско-чувашский словарь
  84. авиацияLennundus...Русско-эстонский словарь
  85. авиацияв с. хве в условиях крупного социалистического земледелия широко используется на больших площадях для аэросева emборьбы с вредителями и болезнями с.х. раст. аэрофотосъемк...Сельскохозяйственный словарь-справочник
  86. авиацияот лат. avis птицаВоздушный транспорт используемый для полетааппаратов тяжелее воздуха. применяется в народном хозяйстве в целях перевозок пассажиров багажа грузов и поч...Словарь бизнес терминов
  87. авиацияВоздушный флот...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  88. авиацияАВИАЦИЯ лат. искусство воздухоплаванья. полет на летательном аппарате. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. авиация фр.em aviation л...Словарь иностранных слов русского языка
  89. авиациягосударственная авиация гражданская авиация экспериментальная авиация авиационная промышленность авиационная инфраструктура и единая система организации воздушного движен...Словарь понятий и терминов российского законодательства
  90. авиацияавиация воздушный флот воздухоплавание авиатика Словарь русских синонимов. авиация воздушный флот авиатика устар. Словарь синонимов русского языка. Практический справочни...Словарь синонимов II
  91. авиацияавиация воздушный флот воздухоплавание авиатика...Словарь синонимов
  92. авиацияобобщнное название летательных аппаратов тяжелее воздуха предназначенных для полтов в околоземном воздушном пространстве. Играет значительную роль в обеспечении гражданск...Словарь терминов чрезвычайных ситуаций
  93. авиацияАВИАЦИЯ французское aviation от латинского avis птица понятие связанное с полетами в атмосфере Земли летательных аппаратов ЛА тяжелее воздуха самолеты вертолеты планеры ...Современная энциклопедия
  94. авиацияАВИАЦИЯ франц . aviation от лат. avis птица понятие связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиацией называют также организацию службу использующую д...Современный энциклопедический словарь
  95. авиацияавиация сущ.em ж.em употр. сравн. часто Морфология нет чего авиацииstrong чему авиацииstrong вижу что авиациюstrong чем авиациейstrong о чм об авиации . Гражданская авиа...Толковый словарь Дмитриева
  96. авиацияавиация как средство передвижения и перевозки грузов в первую мировую войну до появления авианосцев специально оборудованный корабль для перевозки самолетов и запуска и...Толковый словарь иностранных слов
  97. авиацияавиация [фр aviation lt лат. avis птица] теория н практика передвижения в околоземном воздушном пространстве на летательных аппаратах тяжелее воздуха самолетах вертолета...Толковый словарь иностранных слов
  98. авиацияАВИАЦИЯ и ж. . Теория и практика передвижения по воздуху налетательных аппаратах тяжелее воздуха. . Воздушные средства передвижениявоздушный флот. Гражданская а. Военная ...Толковый словарь Ожегова
  99. авиацияАВИАЦИЯ авиации мн. нет ж. фр. aviation от латин. avis птица. Передвижение по воздуху на летательных аппаратах тяжелее воздуха....Толковый словарь русского языка II
  100. авиацияавиация авиация и ж. Теория и практика передвижения по воздуху на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Воздушные средства передвижения воздушный флот. Гражданская а. Во...Толковый словарь русского языка II
  101. авиацияАВИАЦИЯ и ж. . Теория и практика передвижения по воздуху на летательных аппаратах тяжелее воздуха. . Воздушные средства передвижения воздушный флот. Гражданская авиация В...Толковый словарь русского языка
  102. авиацияУдарение в слове авиацияУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове авиация...Ударение и правописание
  103. авиациялетательные аппараты тяжелее воздуха отрасли и службы связанные с полтами. авиатика воздухоплавание воздушный флот гидроавиация сельхозавиация...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  104. авиацияRzeczownik авиация f lotnictwo n...Универсальный русско-польский словарь
  105. авиацияавиация авиации авиации авиаций авиации авиациям авиацию авиации авиацией авиациею авиациями авиации авиациях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняк...Формы слова
  106. авиацияАвиация влияние на окружающую среду А. как и все виды транспорта оказывает значительное влияние на окружающую среду. А. вызывает шумовое загрязнение и изменяет газовый со...Экологический словарь
  107. авиацияВица Ваия Авиация Авиа Ява...Электронный словарь анаграмм русского языка
  108. авиацияАвиация см. Аэронавтика и Летание....Энциклопедический словарь
  109. авиациясм. Аэронавтика и Летание....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  110. авиацияРис. . Изменение приведнной вредной площади манвренных истребителей по годам.авиация франц. aviation от лат. avis птица широкое понятие связанное с полтами в атмосфере ...Энциклопедия «Авиация» (1998)
  111. авиацияавиация широкое понятие связанное с полтами в атмосфере на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Охватывает летательные аппараты наземные средства обеспечивающие подгото...Энциклопедия техники
  112. авиацияавиацияФранцузское aviation.Латинское avis птица.Слово авиация известно в русском языке с конца XIX в. Стало широко употребительным лишь в начале XX столетия. Слово заи...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  113. авиацияАвиацияstrong. Заимств. из франц. яз. в начале XX в. Франц. aviationi авиация представляет собой суф. производное от лат. avisi птица....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  114. авиацияПоявилось в русском языке в начале XX в. как заимствование из французского. Во французском же это слово с помощью суффикса было образовано от латинского слова avis означа...Этимологический словарь Крылова
  115. авиацияЗаимств. из франц. яз. в начале XX в. Франц. aviationem авиация представляет собой суф. производное от лат. avisem птица.Синонимы авиатика воздухоплавание воздушный флот ...Этимологический словарь русского языка
  116. авиацияФранцузское aviation.Латинское avis птица.Слово авиация известно в русском языке с конца XIX в. Стало широко употребительным лишь в начале XX столетия. Слово заимствова...Этимологический словарь русского языка Семенова