Энциклопедический справочник «Африка»

ЕГИПЕТ. КИНО

Первый кинотеатр открылся в 1896 в Александрии. В 1900-10 демонстрировались французские, немецкие, американские фильмы. В 1912 началось производство хроникальных лент. В 1917 был поставлен фильм «На краю пропасти», а в 1918 - «Сорванная роза». В 1926 ливанцы - братья Ибрахим и Бадр Лама построили в предместье Александрии студию, где в 1927 выпустили фильм «Поцелуй в пустыне». Днём рождения египетской кинематографии считается 16 ноября 1927, когда был показан фильм «Лейла» режиссёра Ахмеда Галаля. Первые звуковые фильмы: «Дворянские сыновья» (режиссёр Мухаммед Карим) и «Песня сердца» (режиссёр Давлат Абьяд и Надра) - оба 1931. В 30-х гг. выпускались в основном музыкальные фильмы с участием известных певцов и композиторов: «Белая роза» (1933, режиссёр Мухаммед Карим), «Ведад» (1935, режиссёр Ф. Крампф) и др. В 1935 центр кинопроизводства переместился в Каир, где начала работать киностудия «Миср», открылись также киностудии «Лама» (1936) и «Насибиан» (1937).

В конце 30-х - начале 40-х гг. предпринимались меры, направленные на развитие национального кино и его освобождение от засилья иностранных кинематографистов.

В 1938 Мустафа Ниязи поставил комедию «В добре - благо»; в 1939 Камаль Селим - фильм «Воля», положивший начало реалистическому кино вЕ.

В 40-х гг. темами многих фильмов стали критика пережитков прошлого, борьба с остатками колониализма, пробуждение патриотических чувств. Большое значение для кино имело участие в нём мастеров национальной литературы.

Кинематограф воспринял от литературы не только тематику, но и её отношение к жизни народа. В 1942 Ахмед Камаль Мурси в фильме «Рабочий» остро поставил проблему безработицы, в 1943 Мустафа Ниязи в картине «Рахба» показал жизнь бедуинов, Ахмед Бадрхан фильм «Новое поколение» посвятил современной молодёжи и её будущему. В фильме режиссёра Генри Барраката «Грех моего отца» (1945) были показаны тяжёлая жизнь крестьян и бесправное положение женщин. Значит, место в продукции студий занимали экранизации: «Пуля в сердце» по Тауфику аль-Хакиму (1942, режиссёр Мухаммед Карим), «Отверженные» по В. Гюго и «Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру («Мученики любви»), оба - 1944. режиссёра Камаля Селима. Первые исторические фильмы на сюжеты трагедий А. Шауки поставил режиссёр Мустафа Ниязи - «Антар и Абла» (1945) и «Приключения «Антара и Аблы» (1947).

В 1944 открылись киностудии «Галаль» и «Аль-Ахрам». В 1947 Юсеф Вахби основал киностудию «Нахас». Однако из-за жестокой цензуры в эти годы многие фильмы были выпущены только после Июльской революции 1952, которая оказала большое влияние на развитие прогрессивного египетского кино. Вопросами кино занялась Национальная организация укрепления и развития кинематографии во главе с режиссёром Ахмедом Бадрханом. В 1954-55 во всех провинциях были созданы отделы кино, задачей которых была демонстрация фильмов, разъясняющих идеи и цели революции и показывающих социальные и культурные преобразования. В 1956 был принят закон об охране национальной кинематографии, по которому кинотеатры обязывались демонстрировать египетские фильмы не реже одной недели в месяц. Учреждались ежегодные премии лучшим кинематографистам. В 1959 в Каире открылся киноинститут.

В 50-х гг. египетская кинематография стала приобретать международную известность. Этому способствовало творчество крупнейших египетского режиссёра Салаха Абу Сейфа и Юсефа Шахина. Продолжая реалистические традиции Камаля Селима, Салах Абу Сейф в фильме «Рабочий Хасан» (1952) критически обрисовал классовое общество страны. Фильм «Переулок дураков» (1955, режиссёр Тауфик Салах) упрочил позиции реалистического кино. Салах Абу Сейф поставил фильм «Борьба гигантов» (2 серии) с жизни феллахов. Этой же теме посвящен фильм Ахмеда Зиааддина «Наша зелёная земля» (1956).

Тематика прогрессивных египетских фильмов с годами расширялась. Социально-бытовую драму «Жизнь или смерть» (1955) поставил режиссёр Камаль аш-Шейх, психологический фильм «Каирский вокзал» (1958) - Юсеф Шахин, политическую картину «Сильный» (1957) и комедию «Пиявка» - Салах Абу Сейф. Освободительной борьбе алжирского народа посвящён фильм Юсефа Шахина «Джамиля» (1959). В начале 60-х гг. египетское кинопроизводство было национализировано, в 1963 было создано Главное управление кино, радио и телевидения, которое возглавил Салах Абу Сейф. Киностудии оснащались современной аппаратурой. В фильме «Начало и конец» (1960) и «Каир 30-х годов» (1966) - оба по романам Н. Махфуза - Салах Абу Сейф рассказал о жизни египетского общества 30-х гг.

Видное место в египетском кино занял режиссёр Г. Барракат. Тяжёлой судьбе крестьян в дореволюционномЕ.были посвящены его фильмы «Клич куропатки» (1959) и «Грех» (1965). В фильме «Борьба героев» (1962) режиссёр Тауфик Салах впервые показал интеллигента, защищающего интересы народа. Салах Абу Сейф в фильме «Не время для любви» (1963), «Тупик» (1968) поднимал вопрос об эмансипации женщин. Борьба против колониализма - основная тема исторического фильма Юсефа Шахина «Саладин» (1963). В 1965 он поставил фильм «Заря нового дня», в 1969 - фильм «Выбор». Лучший фильм Юсефа Шахина - «Земля» (1968, в советском прокате «Земля наших отцов») о борьбе феллахов против помещиков. Проблема политического самосознания интеллигенции затронута в ленте Камаля аш-Шейха «Мирамар» (1969). В 1970 совместно с советскими кинематографистами была поставлена картина «Люди на Ниле» (режиссёр Юсеф Шахин), посвящённая строительству высотной Асуанской плотины. В фильме «Воробей» (1973, режиссёр тот же) были показаны некоторые причины поражения Е. в войне с Израилем. Остро поставлены вопросы об израильской агрессии в фильме «Болтовня на Ниле» (режиссёр Хусейн Камаль) и «Песнь на перевале» (режиссёр Али Абд аль-Халик, 1972).

В 1967 был создан Национальный центр документальных фильмов, в 1969 - Администрация киноклубов, в 1970 - Национальный киноархив. После прихода к власти А. Садата (1970) египетская кинематография переживала трудный период. Почти полностью исчез жанр политического кино. В 1971 Главное управление кино, радио и телевидения было ликвидировано. Хотя финансирование фильмов осуществляется Генеральной организацией египетского кино (основана в 1971), само кинопроизводство, как и прокат, оказались в руках частных предпринимателей. В 1972-74 выпущено около 130 фильмов. Остросоциальный фильм Салаха Абу Сейфа «Народная баня» (1972), анализирующий причины экономических трудностей страны, показывался «вторым экраном» и вскоре был снят. В 1977 режиссёр экранизировал повесть Ю. ас-Сибаи «Водонос мёртв». Цензурной обработке подвергались картины «Воробей» и «Болтовня на Ниле». В 1976 Юсеф Шахин поставил 2-ю часть трилогии, начатой фильмом «Воробей», - «Возвращение блудного сына», в 1979 - третью «Почему - Александрия?». В 1980-83 были выпущены фильмы «Бандиты» (режиссёр А. Фахми), «Трубадур» (режиссёр С. Исса), «Дом на воде» (режиссёр Хейри Бишара), «Павлин» (режиссёр Камаль аш-Шейх), «Водитель автобуса» (режиссёр Атеф ат-Тейиб), «Память» (режиссёр Юсеф Шахин), «Кофейня Маварди» (режиссёр Ишам Абу Насер) и др. Среди ведущих актёров - Фарид Шауки, Эмад Хамзи, Нур аш-Шариф, Иззат аль-Алайли, Махмуд Малиги, Салах Зульфикар; актрисы - Фатем Хамама, Шадия, Магда, Надия Лутфи, Нагла Фатхи.

В стране работали киностудии (1979): «Миср», «Аль-Ахрам», «Ан-Нил» (основана в 1948), «Галаль», «Насибиан», 176 кинотеатров (1982). Ежемесячно выходят журналы «Ас-Синима ва-н-Насс» и «Кавакеб». Проводятся национальные кинофестивали (с 1975), Каирский международный кинофестиваль (С 1976).

В. Н. Кислов.

Литература:

Объединенная Арабская Республика. (Справочник), М., 1968;

Длин Н. А., Объединенная Арабская Республика (Египет), М., 1963;

его же, Арабская Республика Египет, М., 1973;

Луцкий В. Б., Новая история арабских стран, 2 изд., М., 1966;

История национально-освободительной борьбы народов Африки в новое время, М., 1976;

История национально-освободительной борьбы народов Африки в новейшее время, М., 1978;

Новейшая история арабских стран (1917-1966), М., 1968;

Беляев И. П., Примаков Е. М., Египет: время президента Насера, 2 изд., М., 1981;

Гатауллин М. Ф., Экономика ОАР на новом пути, М, 1966;

Голдобин А. М., Египетская революция 1919 г., Л., 1958;

Волков С. Н., Социально-экономическая структура египетской деревни, М., 1979;

Кильберг Х. И., Восстание Араби-паши в Египте, М.-Л., 1937;

Китайгородский П. В., Египет в борьбе за независимость, М., 1925;

Кошелев В. С., Египет до Эль-Аламейна. Из истории внутриполитической борьбы (1939-1942), Минск, 1977;

Левин З. И., Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, [ч. 1-2], М., 1972-79;

Медведко Л. И., К востоку и западу от Суэца, М., 1980;

Нерсесов Г. А., Дипломатическая история египетского кризиса 1881-1882 гг., М., 1979;

Протопопов А. С., Советский Союз и Суэцкий кризис 1956 г., М., 1969;

Ротштейн Ф. А., Захват и закабаление Египта, 2 изд., М., 1959;

Сеиранян Б. Г., Египет в борьбе за независимость. 1945-1952, М., 1970;

Семенова Л. А., Салах ад-Дин и мамлюки в Египте, М., 1966;

ее же, Из истории фатимидского Египта, М., 1974;

Султанов А. Ф., Положение египетского крестьянства перед земельной реформой 1952 г., М., 1958;

Фридман Л. А., Капиталистическое развитие Египта (1882-1939), М., 1963;

его же, Египет в 1882-1952. Социально-экономическая структура деревни, М., 1973;

Черновская В. В., Формирование египетской интеллигенции в XIX - первой половине XX в., М., 1979;

Исави Ш., Египет в середине XX в., пер. с англ., М., 1958;

Насер Г. А., Проблемы египетской революции. Избранные речи и выступления. 1952-1970 гг., [пер. с араб.], М., 1979;

Сабри А., Годы преобразований и оценка первого пятилетнего плана ОАР, [пер. с араб.], М., 1970;

Хамруш А., Революция 23 июля 1952 г. в Египте. Очерки истории, пер. с араб., М., 1984;

Аш-Шафии Ш. А., Развитие национально-освободительного движения в Египте (1882-1956), пер. с араб., М., 1961;

Ар-Рафии А., Восстание 1919 г. в Египте, пер. с араб., М., 1954;

Уоринер Д., Земельные реформы в странах Ближнего Востока (Египет, Сирия, Ирак), пер. с англ., М., 1958;

Хамруш А., Киссат саура 23 юлиу (История египетской революции 1952 г.), т. 1-5, Бейрут, 1974-75;

ар-Рафии А., Тарих аль-Харака аль-Каумия (История национального движения), 4 изд., ч. 1-2, Каир, 1955;

его же, Саура 23 юлиу сана 1952. (Революция 23 июля 1952 г.), Каир, 1959;

Рамадан А., Татаввур аль-Харака аль-Ватанийя фи Миср (Развитие национального движения в Египте. 1918-1948) ч. 1-2, Каир, 1968-73;

ас-Саид Рифат, Тарих аль-фикр аль-иштираки фи Миср (История социалистической мысли в Египте), Каир, 1969;

его же, Тарих альхарака аль-иштиракийя фи Миср. 1900-1925 (История социалистического движения в Египте. 1900-1925), Каир, 1975;

его же, Тарих аль-муназзимат апь-ясарийя аль-Мисрийя. 1940-1950 (История египетских левых организаций. 1940-1950), Каир, 1977;

аль-Газали А., Тарих аль-харака ан-накабийя аль-Мисрийя. 1899-1952 (История египетского профсоюзного движения. 1899-1952), Каир, 1968;

Мурси Ф., Хаза аль-инфитах аль-иктисади (Политика открытых дверей. Проникновение иностранного капитала в Египет), Каир, 1976;

Abdel-Malek A., Egypt; military society., N.Y., 1968;

Abdal Naser G., The philosophy of the revolution, Buffalo, 1959;

Baer G., Studies in the social history of modern Egypt, Chi.-L., 1969;

Baker R. W., Egypt’s uncertain revolution under Nasser and Sadat, Camb. (Mass.), 1978;

El-Barawy R., The military coup in Egypt, Cairo, 1952;

Braddock D. W., The campaigns in Egypt and Libya 1940-1942. Aldershot, 1964;

Dekmejian R. Hrair, Egypt under Nasir, Albany (N.Y.). 1971;

Hanotaux G., Histoire de la nation égyptienne, t. 1-6, P., 1931-37;

Heikal M. H., The Cairo documents, Garden city (N.J.), 1973;

его же, Road to Ramadan, L., 1975;

Heyworth-Dunne J., Religious political trends in modern Egypt, Wash., 1950;

Hussein M., Class conflict in Egypt. 1945-1970, N.Y., [1973];

Issawi Ch., Egypt in revolution, L., 1963;

Lane-Poole S., A history of Egypt in the Middle Ages, 4 ed., L., 1968;

Little T., Modern Egypt, L., 1967;

Marlowe J., A history of modern Egypt and Anglo-Egyptian relations. 1800-1956, Hamden (Conn.), 1965;

Quraishi Z. M., Liberal nationalism in Egypt, Allahabad, 1967;

Riad H., L’Egypte nassérienne, P., 1964;

Vatikiotis P. J., The history of Egypt, 2 ed., Baltimore, 1980;

Хасан Мансур Абдэль-Аль, Народное образование в Арабской Республике Египет, «Советская педагогика, 1974, № 4, с. 120-24;

Крымский А. Е., История арабов и арабской литературы, светской и духовной, ч. 1-3, М., 1911-13;

его же, История новой арабской литературы, XIX - начала XX вв., М., 1971;

Крачковский И. Ю., Избранные сочинения, т. 1-3, М.-Л., 1955-56;

Борисов В. М., Современная египетская проза, М., 1961;

Соловьев В., Фильштинский И., Юсупов Д., Арабская литература. Краткий очерк, М., 1964;

Фильштинский И. М., Арабская классическая литература, М., 1965;

Долинина А. А., Очерки истории новой арабской литературы нового времени. Египет и Сирия, М., 1968;

Шидфар Б. Я., Образная система арабской классической литературы (VI-XII вв.), М., 1974 (см. указатель);

Коцарев Н. К., Писатели Египта. XX в., М., 1975;

Кирпиченко В. Н., Новеллистика «новой волны» в Египте, в сборнике: Идеологическая борьба и современная литература зарубежного Востока, М., 1977;

Тимофеев И. В., Литература Египта, в книге: Литературы Африки, М., 1979;

аль-Фахури Х., История арабской литературы, пер. с араб., т. 1-2, М., 1959-61;

Гибб Х. А. Р., Арабская литература. Классический период, [пер. с англ.], М., 1960 (см. указатель);

Веймарн Б. В., Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв., М., 1974;

Воронина В. Л., Архитектура арабских стран, в книге: Всеобщая история архитектуры, т. 8, М., 1969;

ее же, Архитектура Арабской Республики Египет, там же, т. 11, М., 1973;

Богданов А. А., Изобразительное искусство Арабской Республики Египет, М., 1975;

Еолян И. Р., Очерки арабской музыки, М., 1977;

Башир Хадж Али, Возродить национальные традиции, «Советская музыка», 1965, № 1;

Хавас Эль-Саид Мохаммед Авад, Современная арабская народная песня, М., 1970;

Салих Ахмед Рушди, Йбдаа Шааби (Народное творчество), Каир, 1955;

Бехиа Сиджи Рашид, аль-Угнийя аш-шаабийя аль-мисрийя (Египетская народная песня), Каир. 1958;

Асар аль-ляджна фи-абхас аль-мусики (Труды комитета по исследованиям музыки при Совете искусства, литературы и социальных наук, [сб. 3], Каир, 1959;

аль-Хефни Махмуд Ахмед, аль-Мусики аль-арабийя, (Арабская музыка и ее популярность от доисламского периода до периода арабской Испании), Каир, 1960;

Hickmann H., Ägypten, 2 Aufl., Lpz., 1975 (Musikgeschichte in Bilderrn, Bd 2, Lfg. 1);

Touma H., Die Musik der Araber, Wilhelmshaven, 1975;

Ziegler Ch., Catalogue des instruments de musique égyptiens, P., 1979;

Фаузи Фахми Ахмед, Становление народных форм современного египетского театра, М., 1975;

Юнусов К. О., Драматургия Тауфика аль-Хакима, М., 1976;

Aziza M., Regards sur le théâtre arabe contemporain, [Tunis], 1970;

Хамаба Сами, Кадайя муасира филь-масрах (Современная проблема театра), Багдад, 1972 (на арабском яз);

Abolsaud Salah, Theaterproduktion und gesellschaftliche Realität in Ägypten (1952-1970), Köln, 1979.