Энциклопедический справочник «Африка»

ЕГИПЕТ. АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате.

VII—IX вв.

Молитвенный зал.

В конце 4-го тысячелетия до н. э. - IV в. до н. э. в долине Нила развивалось искусство Египта Древнего. Специфические школы зодчества, изобразительного и декоративно-прикладного искусства сложились вЕ.в эпохи эллинизма (конец IV - конец I вв. до н. э.; см. Александрийская школа), римского (I в. до н. э. - IV в. н. э.) и византийского (конец IV - начало VII вв.; см. Коптское искусство) владычества. С приходом арабов и распространением исламаЕ.активно участвовал в формировании средневековой арабской культуры. Первые арабские города вЕ.носили характер военного лагеря (Фустат), Главными элементами архитектурного ансамбля города стали мечеть, дворец правителя, общественные бани и помещения для гарнизона. Прямоугольная территория городской застройки окружалась мощной стеной. Для культовой архитектуры VII-IX вв. характерен «колонный» тип мечети с обширным многостолпным залом, с плоским балочным перекрытием и внутренним двором (мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате). Гражданскую архитектуру этого времени представляет ниломер на о. Рода в Каире (каменный колодец с мраморной колонной в центре для измерения уровня воды в Ниле). Для архитектуры конца IX в. (правление Тулунидов) и X-XII вв. (период Фатимидов) характерны смелость пространственных решений, суровое величие монументальных объёмов, ясная композиция архитектурных масс и подчёркивающий их формы скульптурный и резной декор. Мечеть Ибн Тулуна в Каире имеет 5-нефный молитвенный зал, открытый во внутренний квадратный в плане двор, обстроенный с 3 сторон арочными галереями. В период Фатимидов в молитвенных залах «колонных» мечетей появляется Т-образный трансепт (мечети аль-Азхар и халифа аль-Хакима в Каире). Раннефатимидские мавзолеи имеют квадратный план, арку в центре каждого фасада и купол на 8-гранном барабане (группа мавзолеев Сабъа Банат, «Семь дочерей» в Фустате). К концу фатимидского периода некоторые мавзолеи получили купольную камеру, окружённую с 3 сторон галереей, и 3 михраба; в конструкции тромпов и парусов появились сталактиты (мавзолей Умм Кульсум в Каире). Фатимидские минареты состоят из высокого, квадратного в плане постамента и круглого ствола с 8-гранным павильоном вверху (минарет в Иене, 1081/82). Из памятников гражданской архитектуры сохранились городские ворота Каира: Баб аль-Футух, Баб ан-Наср и Баб аз-Зувайла. Жилые дома X-XI вв., открытые раскопками в Фустате, разделены на парадную и жилую части, каждая из которых имела внутренний двор с выходящими на него глубокими айванами. В XII-XV вв. при Айюбидах и Мамлюках культовые здания (мечети, медресе, мавзолеи) составляли сложные культовые комплексы (например, комплекс султана Калауна в Каире). Строгость монументальных форм сочетается в них с обилием декора (резьба по стуку и дереву, ряды сталактитов, узорная кладка цветного камня), с пышным убранством интерьеров. Основными становятся типы 4-айванной мечети-медресе (мечеть-медресе султана Хасана в Каире), квадратного в плане мавзолея с куполом, покрытым резным орнаментом (мавзолеи мамлюков в Каире) и высокого минарета с балкончиками и куполом (минарет в комплексе Каит-бея в Каире и др.). Из гражданской архитектуры мамлюков частично сохранились госпитали - «маристаны» (например, в комплексе султана Калауна в Каире), водопровод Насир Мухаммеда и др. Традиц. мамлюкскую планировку (3-4-этажные помещения сгруппированы вокруг дворика с фонтаном) и декор (окна и навесные балконы закрыты деревянными резными решётками - «мушарабия») сохраняют жилые дома XVII-XVIII вв. (Каир). В период Османской империи мечетиЕ.возводятся по типу турецких (центрические крупномасштабные здания с большим полусферическим куполом и островерхими минаретами; мечети Синан-паши и Мухаммеда Али в Каире). В египетском строительстве конца XIX - 1-й половине XX вв. принимают участие французские, итальянские, английские и бельгийские архитекторы (здание Египетского музея). Строятся новые банки, гостиницы, доходные дома, виллы, правительственные здания, дворцы. Архитектура этого времени носит эклектический характер. Первый египетский архитектор Али Лабиб Габр (1898-1965) следовал принципам европейского академизма (здание Каирского университета, 1929-30). Творчество его единомышленника Рамсеса Васса вдохновляли также образы древнеегипетской архитектуры. С усилением национально-освободительной борьбы в среде египетской творческой интеллигенции возникло движение за возрождение национальной культуры. В традициях средневекового народного зодчества была построена д. Гурна близ Луксора (конец 40-х гг., архитектор Хасан Фатхи, строители - мастера из Асуана). На проникновение в архитектуруЕ.современных форм и технических приёмов повлияло строительство в Каире ансамбля Виктория-колледжа (1950, английский архитектор Дж. Полток).

После революции 1952 ведётся работа по реконструкции и благоустройству городов (генеральные планы Каира, 1955, Александрии, 1958), возводятся новые жилые дома, школы, больницы, мосты (Университетский мост в Каире), рабочие посёлки (Омм-Сабер, Омар-Макрам и др.). В 60-х гг. построены многие общественные сооружения (аэропорт в Каире), многоэтажные отели («Палестина» в Александрии), экстравагантные по архитектуре пансионаты («Ан-Насер» в Александрии). В Каире вырос новый район - Мадинат-ан-Насер (1959-62, главный архитектор Сайд Карим); включает правительственный центр с Домом правительства, сады, 4 жилых района многоэтажной застройки, университетский городок, больницы, туристический центр с парком, спорткомплекс со стадионом на 100 тыс. мест и др. В 1971 состоялся пуск Высотной Асуанской плотины, построенной по проекту советских специалистов (главный инженер Н. Малышев, главный архитектор Р. Якубов). Для архитектуры общественных зданий 60-70-х гг. характерно сочетание башенных вертикальных и распластанных горизонтальных объёмов (здание телецентра в Каире). Современные конструкции и материалы (солнцезащитные и вентиляционные устройства, металлический каркас, стекло, железобетон) иногда сочетаются с элементами арабской средневековой архитектуры (узорные решётки на балконах и окнах, орнаментальный декор). Новейшие архитектурные формы сочетаются с монументально-декоративным искусством (настенные рельефы, росписи, мозаики).

Самые ранние из дошедших до нас произведений изобразительного искусства мусульманскогоЕ.относятся к фатимидской эпохе: фрагменты фрески из бани в Фустате (X-XI вв., Музей исламского искусства, Каир), образцы резьбы по камню, дереву, слоновой кости с изображениями музыкантов, танцовщиков, всадников, сцен охоты, пиров и пр. (фризы из Фатимидского дворца в Каире, конец X - начало XI вв.), миниатюры (рисованные тушью с фигурами двух воинов, XI в., Музей исламского искусства, Каир; иллюстрации к рукописи «Макамат» аль-Харири, 1337, библиотека Бодли, Оксфорд). В стиле изображений сказываются традиции эллинистического и коптского искусства, чувствуется внимание художника к натуре. В декоративно-прикладном искусстве средневековогоЕ.особое развитие получили ткани с вышитым, тканым или набивным узором (государственные мануфактуры - тиразы - в Александрии, Тиннисе, Думьяте и др.); керамика с росписью люстром (IX-XII вв., Фустат) и цветными глазурями; гранёные и гравированные сосуды из горного хрусталя (X-XII вв.); изделия из стекла с росписью цветными эмалями (лампы для мечетей, XIII-XV вв.); изделия из металла - бронзовые фигуры («грифон», XI-XII вв., Кампосанто, Пиза); утварь с изящной гравировкой, инкрустацией и резьбой (XIII-XV вв.); резьба по дереву (переносные михрабы, минбары, подставки для Корана). Во всех видах египетского арабского искусства важнейшая роль принадлежит орнаменту и каллиграфии. В узоры на изделиях X-XII вв. часто включены изображения людей и животных, в то время как в последующие периоды преобладают различные виды арабески.

В конце XIX - начале XX вв. вЕ.возникает новое изобразительное искусство. Его становление связано, с одной стороны, с освоением опыта европейских мастеров и искусства нового времени, с другой, под влиянием национально-освободительного движения, - с попытками возродить древние и средневековые национальные художественные традиции. Крупнейший египетский скульптор Махмуд Мухтар учился у французских скульпторов и одновременно изучал древнеегипетскую скульптуру. Его произведения, пронизанные патетикой патриотических идей, показали возможности творческого переосмысления древних традиций в современных формах (монумент «Пробуждение Египта» в Каире, 1919-28). В области живописи, испытавшей влияние импрессионизма и фовизма, итальянского и французского академизма, основателями современной египетской школы стали Мухаммед Наги (реалистические, сочные по колориту станковые жанровые картины и пейзажи, настенные панно), Махмуд Сайд (красочные полотна на крестьянскую тему) и Ахмед Сабри (реалистические портреты). Революция 1952, социальные преобразования 50-60-х гг. дали новый импульс развитию искусства политического плаката, карикатуры. Расширилась роль станковой графики, книжной иллюстрации. Возникла живописная школа в Александрии (Сейф и Эдхем Уанли и др.). Расцвело творчество самобытного египетского скульптора Гамаля ас-Сагини. На первый план выступила тема борьбы за свободу и независимость (плакат Абд аль-Вафи «Воин, защищающий свободу», 1956). Мухаммед Овейс посвящает свои картины эпизодам из жизни рабочих, тружеников («Александрийский рыбак», 1970), облекая жанровую тему в монументально-патетическую форму. Жизнеутверждающие полотна Инжи Эфлатун воспевают красоту родной земли и труд феллаха. Живописец и керамист Сайд Абд ар-Рассул жанровый сюжет трактует как декоративную композицию. Исмаил Таха, стремясь провести прямую связь современного искусстваЕ.с древним, использует для создания модернистских картин приёмы древнеегипетской фрески. Скульпторы Ахмед Осман, Диа ас-Сакаф и др. обращаются к реалистическому методу воплощения национальной темы. Некоторые молодые художники направляют свои поиски по пути новейших модернистских течений Запада. Продолжают развиваться традиционные виды декоративно-прикладного искусства; резьба по кости, дереву, металлу, ювелирное дело, ткачество, керамика.

Фрагмент панели от шкатулки.

Слоновая кость.

Период Фатимидов.

Государственные музеи (Музей исламского искусства).

Берлин-Далем.

Фрагмент коптского тканого безворсового ковра из Файюма.

X в.

Музей исламского искусства.

Каир.

Фрагмент фрески из бани в Фустате.

X—XI вв.

Музей исламского искусства.

Каир.

Тарелка с изображением мандолиниста.

Фаянс, роспись люстром.

XI—XII вв.

Музей исламского искусства.

Каир.

Коптская ткань с арабской надписью почерком «куфи», содержащей имя фатимидского халифа аль-Хакима.

Конец X — начало XI вв.

Музей исламского искусства.

Каир.

Колье.

Золото, филигрань.

Египет.

XII в.

Музей исламского искусства.

Каир.

Мечеть халифа аль-Хакима в Каире.

990 — 1002/1003.

Достроена в 1012.

Минбар в мечети Ибн Тулуна.

XIII в.

Каир.

Городские ворота Баб аль-Футух в Каире.

XI в.

Лампа с надписью, содержащей имя султана Калауна.

Стекло, роспись цветными эмалями.

Конец XIII в.

Миниатюра из рукописи «Макамат» аль-Харири.

1337.

Библиотека Бодли.

Оксфорд.

Фрагмент узорной ткани с изображением птиц среди цветов и кипарисов.

Египет.

XVII в.

Махмуд Myхтар.

«Пробуждение Египта».

Гранит.

1919—28.

Каир.

Махмуд Саид.

«Девушка с карими глазами».

1943.

Мухаммед Наги.

«Голова юноши».

1933.

Рисунок.

Мечеть Ибн Тулуна в Каире.

876—879.

Часть аркады двора и минарет.

Мавзолеи мамлюков в Каире.

XIV—XV вв.

Мамлюкские минареты а Каире.

XIV—XV вв.