Энциклопедический словарь

ЮРКЕВИЧ, ПАМФИЛ ДАНИЛОВИЧ

Юркевич, Памфил Данилович - философ и педагог, сын священника; родился в 1827 г.; воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии; в 1851 г. был назначен наставником по классу философских наук; в 1852 г. возведен в степень магистра; в 1857 г., сверх философии, ему было поручено преподавание немецкого языка; в 1861 г. возведен в звание ординарного профессора и в том же году приглашен на философскую кафедру в московский университет. В Москве преподавал еще педагогику в учительской семинарии военного ведомства. В 1869-73 гг. был деканом историко-филологического факультета. 4 октября 1874 г. скончался. Философские труды Ю. немногочисленны; помещались по преимуществу в "Трудах Киевской Духовной Академии", в "Ж. М. Н. Пр." и других ученых изданиях. Наиболее замечательны: "Идея" ("Ж. М. Н. Пр.", 1859); "Материализм и задачи философии" (там же, 1860); "Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1860); "Доказательства бытия Божия" (там же, 1861); "Из науки о человеческом духе" (там же, 1860); "Язык физиологов и психологов" ("Русский Вестник", 1862); "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта" (речь, произнесенная на акте московского университета в 1866 г.) - наиболее совершенное философское произведение Ю. Противоположение Канта и Платона, двух родственных по направлению мыслителей, выполнено Ю. блистательно. Не менее замечательны труды Ю. по педагогике. Им изданы: "Чтения о воспитании" (1865) и "Курс общей педагогики с приложениями" (М., 1869). Это - наиболее замечательная книга по педагогике на русском языке того времени. На Ю. имел влияние Куртман, но Ю. проявил большую вдумчивость и самостоятельность. Книга его распадается на 2 части: общее учение о воспитании и общая теория обучения. Ю. имел, как философ, мало влияния; он подвергся весьма страстным и резким нападкам со стороны Чернышевского, за разбор "Антропологического принципа в философии", напечатанный в "Трудах Киевской Духовной Академии" ("Из науки о человеческом духе"). Многие находили и находят, что в полемике Ю. с Чернышевским правда была на стороне первого. Заслуги Ю. выставил Влад. Соловьев, слушатель Ю. по московскому университету. Соловьев дважды писал о Ю.: некролог Ю. (в "Ж. М. Н. Пр.", с подробным изложением некоторых статей Ю.) и характеристику Ю. (см. "Полное собрание Сочинений" Соловьева, т. VIII). Соловьев очень тепло отзывается о Ю., который высоко ценил идеалистическую философию, но не немецкий идеализм Канта и Гегеля; у последнего Ю. находил неизлечимую форму мании величия. Последними настоящими философами Ю. считал Якова Бема, Лейбница и Сведенборга. Точкой зрения Ю. был "широкий, от всяких произвольных или предвзятых ограничений свободный эмпиризм, включающий в себя и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, так как и то, и другое прежде всего существует эмпирически в универсальном опыте человечества с не меньшими правами на признание, чем все видимое и осязаемое". Ю. очень любил предостерегать своих слушателей от смешения абсолютного знания со знанием об абсолюте. Первое невозможно; ко второму ведут три пути - сердечное религиозное чувство, добросовестное философское размышление и мистическое созерцание. Склонностью Ю. к мистицизму, столь милому и Соловьеву, объясняется и отношение первого к спиритизму. Ю., как человек осторожный, не писал о спиритизме, но очень им интересовался и многого ждал от него; об этом свидетельствует А. Аксаков в статье под заглавием "Медиумизм и философия. Воспоминание о профессоре московского университета Ю." ("Русский Вестник", 1875). О Ю., как педагоге, была помещена статья в журнале "Гимназия" за 1888 г., оставшаяся неоконченной. Список трудов Ю., почти полный, можно найти в "Материалах для истории философии в России", изданных Я. Н. Колубовским в "Вопросах философии" (книга 4, пр. 1).Э.Радлов.


  1. юркевич памфил даниловичрус. религ. философ педагог. Разрабатывал проблемы христ. антропологии и в этой связи активно боролся с материалистич. пониманием сущности человека. В основе антропологии...Атеистический словарь II
  2. юркевич памфил даниловичЮркевич Памфил Данилович философ и педагог сын священника родился в г. воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии в г. был на...Биографический словарь
  3. юркевич, памфил даниловичординарный профессор Московского университета был сыном сельского священника Полтавской губернии родился около г. Пройдя семинарский курс в Полтаве он поступил в г. в К...Большая биографическая энциклопедия
  4. юркевич памфил даниловичЮркевичstrong Памфил Данилович [. . с. Липлявое Полтавской губернии . . Москва] русский философидеалист педагог. Преподаватель философии Киевской духовной академии с ...Большая Советская энциклопедия II
  5. юркевич памфил даниловичфилософ и педагог сын священника родился в г. воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии в г. был назначен наставником по клас...Большой российский биографический словарь
  6. юркевич памфил даниловичЮРКЕВИЧ Памфил Данилович российский религиозный философ. Разрабатывал проблемы христианской антропологии учение о сердце как духовном средоточии человека....Большой Энциклопедический словарь V
  7. юркевич, памфил даниловичфилософ психолог и педагог. Окончил Киевскую духовную академию и был оставлен в ней в должности наставника по классу философических наук. С в Московском университете за...Педагогический терминологический словарь
  8. юркевич памфил данилович[ с. Липлявое Золотоношского у Полтавской губ Москва] философ психолог и педагог По настоянию отцасвященника ркончил Киевскую духовную академию и был оставлен там в...Российская педагогическая энциклопедия
  9. юркевич памфил данилович. с. Липлявое Полтавской губ. . Москва философ. Представитель киевской школы философского теизма экстраординарный проф. Киевской духовной академии проф. философии Московс...Русская философия
  10. юркевич памфил даниловичЮркевич Памфил Данилович русский и украинский религиозный философ работавший над проблемой христианской антропологии учения о сердце как о духовном средоточии человека....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  11. юркевич памфил даниловичЮРКЕВИЧ Памфил Данилович философ представитель киевской школы философ теизма экстраординарный проф. Киевской духовной академии проф. философии в декан историкофилологи...Философская энциклопедия
  12. юркевич памфил даниловичфевр. окт. рус. религ. философ учитель В. Соловьева принадлежал к группе последователей Сведенборга. По национальности украинец. Преподаватель философии Киевской Дух...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  13. юркевич памфил даниловичрод. ум. рус. религиозный философ богослов и педагог. Разрабатывал проблемы христ. антропологии в которой противопоставил психической жизни человека христианское понима...Философский энциклопедический словарь II
  14. юркевич памфил даниловичрус. философидеалист богослов. В статье Из науки о человеческом духе пытался опровергнуть работы Чернышевского об антропологическом принципе в философии с позиций идеали...Философский энциклопедический словарь
  15. юркевич, памфил даниловичфилософ и педагог сын священника родился в г. воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии в г. был назначен наставником по клас...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  16. юркевич памфил даниловичфилософ и педагог сын священника родился в г. воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии в г. был назначен наставником по клас...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  17. юркевич, памфил даниловичЮРКЕВИЧ ПАМФИЛ ДАНИЛОВИЧ русский философ. Родился февраля в с.Липлявое Полтавской губернии. В окончил Киевскую духовную академию. С профессор Академии. С работал на...Энциклопедия Кольера II