Энциклопедический словарь конституционного права

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

конституционный принцип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в двух аспектах: а) разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, - законодательную, исполнительную и судебную, разграничение полномочий между ними; б) разделение властных функций по уровням системы государственных органов: например, в условиях РФ - федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления (хотя и не являющегося государственной категорией, но участвующего в управлении жизнью членов общества).
При внесении 21 апреля 1992 г. изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. принцип Р. в. был отражен в обоих названных аспектах. Статья 3 гласила, что система государственной власти в РФ основывается на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также на разграничении предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее субъектами и местным самоуправлением.
Действующая Конституция РФ отражает только первый аспект. Статья 10 гласит, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Как известно, организация государственной власти в стране может основываться на двух различных принципах. Один известен из истории нашего государства и может быть назван принципом верховенства представительных органов("верховенство Советов"). Суть его состоит в том, что на всех уровнях, а тем более - на общегосударственном, представительные органы занимают главенствующее положение. А это значит, что, во-первых, они имеют право принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства, соответствующей территории, в том числе и независимо от того, в чьей компетенции этот вопрос. Во-вторых, все другие государственные органы формируются представительными органами и подотчетны им.Так, высший представительный орган формирует правительство страны. Он может в любой момент изменить его состав или переформировать полностью, вправе заслушать отчет, предложить отменить решение либо при необходимости сам отменить решение правительства. Хотя провозглашена независимость судей и их подчинение только закону, соответствующий представительный орган, официально не вмешиваясь в функции правосудия, может заслушать отчет суда о том, как он осуществляет политику государства в части борьбы за укрепление законности, а может и переформировать его состав.
После Октябрьской революции 1917 г. до 90-х гг. именно концепция верховенства представительных органов - Советов - была конституционной основой нашей представительной и в целом государственной системы. По действующим тогда Конституциям (СССР и РСФСР) именно Советы обладали верховенством в государстве. Фактически же деятельность представительных органов, в том числе и высших (Союза ССР, республик) предопределялась Коммунистической партией. К тому же Советами правили еще и исполнительные органы, формально образуемые ими.
Другая модель основана на принципе разделения властей. Согласно ему, представительные органы верховенства не имеют. Они не вправе принять к рассмотрению и решать любые вопросы и дела компетенции государства и других органов. Следовательно, представительные органы на основе разделения полномочий между государственными органами рассматривают и решают лишь те вопросы, которые отданы в их ведение.
Разумеется, и при этой модели у представительных органов есть средства воздействия на другие органы и прежде всего - на исполнительные. Они вправе контролировать, как исполнительные органы реализуют законы. Для этого у представительных органов есть определенные средства воздействия, в том числе - заслушивание отчетов и сообщений, выражение доверия или недоверия, приводящее к отставке. Однако, в свою очередь, исполнительные и судебные органы имеют свои средства воздействия на представительные органы, предотвращающие принятие ими необоснованных решений или приводящие к их последующей отмене. Итак, существует взаимное влияние этих органов друг на друга, получившее название "система сдержек и противовесов", при которой они как бы уравновешивают друг друга.
Конечно, в каждой стране данная модель работает по-своему. Поэтому на вопрос о равенстве представительных, исполнительных и судебных органов или верховенстве одних над другими трудно дать однозначный ответ. Но в принципе в данной модели следует исходить из того, что и представительные, и исполнительные, и тем более судебные органы занимают в системе свои ниши, а возможности воздействия друг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя выше других.
Итак, в Российской Федерации введение Р. в. прежде всего выразилось в том, что представительные органы утратили верховенствующие позиции, возможность рассматривать вопросы за исполнительные органы, подменять их, соединять в себе черты и тех, и других.
Однако, в свою очередь, не менее важно учитывать и то, что при Р. в. не может иметь места возвышение исполнительных органов за счет принижения роли представительных. Исполнительная власть, а также Президент РФ, стоящий по российской модели вне Р. в. и над всеми ветвями власти, не подменяют законодательную власть. В принципе исполнительная власть действует во исполнение актов законодательной власти - законов. Разумеется, исполнительная власть может оказывать влияние на деятельность законодательной власти, содержание законов. Это - вполне нормальная практика. Однако исполнительная власть не может взять на себя функции представительной власти. Из Конституции РФ не вытекает, в том числе, и того, что Президент РФ вправе посвящать свои акты вопросам, составляющим предмет законодательного регулирования. Если в этом изредка возникает необходимость, целесообразно, чтобы законодательная власть официально поручала (делегировала) этим органам нормативное регулирование общественных отношений, ооычно регулируемых законами (так называемое делегированное законодательство). Однако это не должно носить массового и систематического характера, в противном случае подрывается принцип Р. в. В некоторых отношениях (выполнение законов, исполнение бюджета) исполнительная власть действует под контролем законодательной власти.
Судебная власть в системе Р. в. выполняет функции прямого правосудия не только по обращениям физических или юридических лиц. В некоторых случаях органы судебной власти оценивают акты законодательной и исполнительной власти, разрешают их споры. Своими решениями судебная власть способствует укреплению законности в деятельности других ветвей власти, вправе отменять (признавать утратившими силу) их незаконные (неконституционные) акты. (С. А.)

  1. разделение властейПринципом разделения властей предусматривается выполнение каждой ветвью государственной власти законодательной исполнительной и судебной собственного четко определенного ...101 ключевая идея политика
  2. разделение властейполитикоправовая доктрина и конституционный принцип лежащий в основе организации власти демократического государства. Согласно ему государственная власть должна быть разд...Большая актуальная политическая энциклопедия
  3. разделение властейв конституционном праве принцип согласно которомувласть в государстве осуществляют три независимые ветви властиисполнительная законодательная и судебная уравновешивающие...Большой энциклопедический словарь II
  4. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ в конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и суде...Большой энциклопедический словарь III
  5. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ в конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и суд...Большой Энциклопедический словарь V
  6. разделение властейодин из основополагающих принципов конституционализма согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законо...Большой юридический словарь
  7. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ один из основополагающих принципов конституционализма согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые ...Большой юридический словарь II
  8. разделение властейPartition of powers политикоправовая теория согласно которой власть понимается не как единое целое а как совокупность различных властных участков и функций законодательн...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  9. разделение властейпринцип или теория исходящая из того что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друг...Государство и право
  10. разделение властейв конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и судебная уравновешивающи...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. разделение властейпринцип конституционного строя согласно которому государственная власть осуществляется законодательными представительными исполнительными и судебными органами независимо ...Конституционное право России
  12. разделение властейодно из принципиальных условий существования демократии в основе которого лежит независимость в пределах оговоренных полномочий и взаимоконтроль законодательной исполните...Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
  13. разделение властейхарактерная черта правового государства основанная на принципе разграничения законодательной исполнительной и судебной власти....Отечественная история в терминах и понятиях
  14. разделение властейпринцип и механизм реализации власти при котором законодательная исполнительная и судебные власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции власти вс...Политико-терминологический словарь
  15. разделение властейважнейший принцип организации политической власти в правовом государстве исключающий возможность соединения законодательной исполнительной и судебной власти в руках одног...Политическая наука - Словарь-справочник
  16. разделение властейдоктрина согласно которой выполнением каждой из трех государственных функций принятие законов их исполнение и осуществление судопроизводства должны заниматься разные и не...Политология - глоссарий по книге
  17. разделение властейосновополагающий принцип государственного устройства предполагающий институциональное и функциональное разделение законодательной исполнительной и судебной властей предот...Политология - краткий словарь политологических терминов
  18. разделение властейодин из фундаментальных принципов организации и важнейший механизм функционирования демократической государственной власти в соответствии с которыми единая политическая в...Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
  19. разделение властейразграничение полномочий и автономность законодательной исполнительной и судебной властей а также Р. в. между различными уровнями управления в обществе. Принцип Р. в. озн...Политология. Словарь по обществознанию
  20. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ separation of powers Основополагающий принцип согласно которому политическая власть должна быть поделена между несколькими структурами для предотвращен...Политология. Словарь.
  21. разделение властейразграничение законодательной исполнительной и судебной власти separation of powers юр....Русско-английский экономический словарь
  22. разделение властейseparation of powers separation of powers...Русско-английский юридический словарь
  23. разделение властейseparation of powers separation of powers...Русско-английский юридический словарь
  24. разделение властейdivisin de poderes...Русско-испанский юридический словарь
  25. разделение властейdivisione dei poteri separazione dei poteri...Русско-итальянский юридический словарь
  26. разделение властейкмет билгн блнс...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  27. разделение властейGewaltenteilung...Русско-немецкий экономический словарь
  28. разделение властейDreiteilung der Gewalten Gewaltenteilung Gewaltentrennung Teilung der Gewalten законодательной исполнительной и судебной Trennung der Gewalten...Русско-немецкий юридический словарь
  29. разделение властейтеория о соотношении властей в государстве впервые выдвинута Д. Локком и развитая Ш. Монтескье. Связана со школой естественного права сыграла прогрессивную роль в борьбе ...Словарь исторических терминов
  30. разделение властейв конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и судебная уравновешивающи...Словарь конфликтолога
  31. разделение властейважнейший принцип функционирования политической власти в правовом государстве исключающий возможность соединения законодательной исполнительной и судебной власти в руках ...Словарь основных политологических понятий и терминов
  32. разделение властейодин из важнейших основных принципом конституционного строя правового государства заключающийся в разделении компетенций и функций между органами законодательной исполнит...Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
  33. разделение властейОдин из основополагающих принципов конституционализма согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законо...Словарь терминов по правам человека
  34. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ один из основополагающих принципов конституционализма согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые ...Словарь юридических терминов
  35. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ в конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и судеб...Современная энциклопедия
  36. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ в конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и суде...Современный энциклопедический словарь
  37. разделение властейконституционноправовой принцип разграничения государственной власти на законодательную исполнительную судебную действующих независимо друг от друга. Принцип разделения вл...Теория государства и права
  38. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ общепризнанный принцип построения и функционирования аппарата управления в современных демократических госвах основанный на системе сдержек и противов...Философская энциклопедия
  39. разделение властейодин из краеугольных принципов конституционализма выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей законодательной исполнит...Экономика и право
  40. разделение властейРазделение властей см. Правительство и Соединение властей....Энциклопедический словарь
  41. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ в конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и суд...Энциклопедический словарь естествознания
  42. разделение властейсм. Правительство и Соединение властей....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  43. разделение властейодин из краеугольных принципов конституционализма выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей законодательной исполнит...Энциклопедический словарь экономики и права
  44. разделение властейангл. division of authorities нем. Gewalten teilung. Принцип согласно крому законодательная исполнительная и судебная власти в государстве должны осуществляться различным...Энциклопедия социологии
  45. разделение властейпринцип или теория исходящая из того что для обеспечения процесса нормального функционирования государства нем должны существовать относительно независимые друг от друга ...Энциклопедия юриста
  46. разделение властейдемократическая концепция организации государственной власти которую связывают с сочинениями англичанина Дж. Локка и особенно француза Ш.Л. Монтескье . Возражая против...Юридическая энциклопедия