Большая актуальная политическая энциклопедия

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Согласно ему государственная власть должна быть разделена внутри себя для осуществления системы «сдержек и противовесов». Идея разделения властей была выдвинута еще античными мыслителями, в т. ч. Аристотелем. Но подлинное развитие она получила в эпоху буржуазных революций. Дж. Локк (1632–1704) предлагал разделить власти на представительную, которая издает законы, исполнительную и «федеральную», которая ведает отношениями государства с внешним миром. Французский мыслитель Ш. Монтескье (1689–1755) предложил разделить власти на законодательную, исполнительную и судебную, что позволило бы препятствовать концентрации власти в руках одного лица или ограниченной группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считаясь ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека. Он утверждал, что «все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц». В свою очередь немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831) полагал, что поскольку ни одна власть функционально не может обойтись без другой, то они должны работать в симфонии и гармонии, а не бороться друг с другом, громоздя сдержки и противовесы. Гармонизирующим центром, по Гегелю, должна выступать власть главы государства, которая является самостоятельной ветвью власти наряду с представительной и исполнительной. Однако в политической практике именно концепция разделения властей Монтескье получила закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие по сегодняшний день. Наиболее последовательно этот принцип проведен в Конституции США 1787 г. В ней утверждается единый источник власти (народ Соединенных Штатов) и одновременно проводится четкое организационноправовое разделение властей. Свое отражение нашла в этом документе система «сдержек и противовесов›: были предусмотрены и процедура импичмента, отлагательное вето президента и т. п. Вместе с тем, в конституционной истории США отмечалось немало случаев нарушения баланса законодательной и исполнительной властей, в частности, в практике т. н. делегирования законодательной власти от Конгресса к исполнительной власти во главе с президентом в 1930-е гг. в период Великой депрессии, в 1970-е гг. во время президентства Р. Никсона и отчасти в 1980-е гг. (президентство Р. Рейгана). В некоторых государствах организационно-правовая сторона концепции разделения властей подверглась модификациям. Так, ряд стран Латинской Америки исходит из существования еще одной власти — учредительной, что связано с частыми государственными переворотами, некоторые европейские страны, а также Тайвань законодательно выделяют контрольную, экзаменационную, юридическую, учредительную и избирательную ветви. Нередко в качестве самостоятельной ветви власти (т. н. четвертой власти) выделяют средства массовой информации (см. СМИ), чье влияние и ответственность действительно сильно возросли в информационную эпоху. Принцип разделения властей как правило не признается государствами с авторитарным режимом. В СССР он отвергался как «буржуазный», было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР и РСФСР. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и закреплен в принятой на всенародном референдуме в 1993 г. Конституции РФ в качестве основы конституционного строя страны. В ст. 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и не отнесен непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, ее законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы. Решающим институтом, способным организовать и гармонизировать власть, выступает в российских условиях институт главы государства. За президентом закреплены чрезвычайные единоличные полномочия, в т. ч. решение об отставке правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение всех судей федеральных судов (кроме высших, которые назначаются Советом Федерации по представлению президента), назначение референдума, предложение кандидатур не только исполнительной власти, но и Председателя Центрального банка, Генерального прокурора и др. Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти, в т. ч. Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента РФ, органы прокуратуры РФ, Центральный банк РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и некоторые др. Принцип разделения властей также предусматривает разделение полномочий «по вертикали› — между высшими и местными органами власти и управления.

  1. разделение властейПринципом разделения властей предусматривается выполнение каждой ветвью государственной власти законодательной исполнительной и судебной собственного четко определенного ...101 ключевая идея политика
  2. разделение властейв конституционном праве принцип согласно которомувласть в государстве осуществляют три независимые ветви властиисполнительная законодательная и судебная уравновешивающие...Большой энциклопедический словарь II
  3. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ в конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и суде...Большой энциклопедический словарь III
  4. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ в конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и суд...Большой Энциклопедический словарь V
  5. разделение властейодин из основополагающих принципов конституционализма согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законо...Большой юридический словарь
  6. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ один из основополагающих принципов конституционализма согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые ...Большой юридический словарь II
  7. разделение властейPartition of powers политикоправовая теория согласно которой власть понимается не как единое целое а как совокупность различных властных участков и функций законодательн...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  8. разделение властейпринцип или теория исходящая из того что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друг...Государство и право
  9. разделение властейв конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и судебная уравновешивающи...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. разделение властейпринцип конституционного строя согласно которому государственная власть осуществляется законодательными представительными исполнительными и судебными органами независимо ...Конституционное право России
  11. разделение властейодно из принципиальных условий существования демократии в основе которого лежит независимость в пределах оговоренных полномочий и взаимоконтроль законодательной исполните...Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
  12. разделение властейхарактерная черта правового государства основанная на принципе разграничения законодательной исполнительной и судебной власти....Отечественная история в терминах и понятиях
  13. разделение властейпринцип и механизм реализации власти при котором законодательная исполнительная и судебные власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции власти вс...Политико-терминологический словарь
  14. разделение властейважнейший принцип организации политической власти в правовом государстве исключающий возможность соединения законодательной исполнительной и судебной власти в руках одног...Политическая наука - Словарь-справочник
  15. разделение властейдоктрина согласно которой выполнением каждой из трех государственных функций принятие законов их исполнение и осуществление судопроизводства должны заниматься разные и не...Политология - глоссарий по книге
  16. разделение властейосновополагающий принцип государственного устройства предполагающий институциональное и функциональное разделение законодательной исполнительной и судебной властей предот...Политология - краткий словарь политологических терминов
  17. разделение властейодин из фундаментальных принципов организации и важнейший механизм функционирования демократической государственной власти в соответствии с которыми единая политическая в...Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
  18. разделение властейразграничение полномочий и автономность законодательной исполнительной и судебной властей а также Р. в. между различными уровнями управления в обществе. Принцип Р. в. озн...Политология. Словарь по обществознанию
  19. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ separation of powers Основополагающий принцип согласно которому политическая власть должна быть поделена между несколькими структурами для предотвращен...Политология. Словарь.
  20. разделение властейразграничение законодательной исполнительной и судебной власти separation of powers юр....Русско-английский экономический словарь
  21. разделение властейseparation of powers separation of powers...Русско-английский юридический словарь
  22. разделение властейseparation of powers separation of powers...Русско-английский юридический словарь
  23. разделение властейdivisin de poderes...Русско-испанский юридический словарь
  24. разделение властейdivisione dei poteri separazione dei poteri...Русско-итальянский юридический словарь
  25. разделение властейкмет билгн блнс...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  26. разделение властейGewaltenteilung...Русско-немецкий экономический словарь
  27. разделение властейDreiteilung der Gewalten Gewaltenteilung Gewaltentrennung Teilung der Gewalten законодательной исполнительной и судебной Trennung der Gewalten...Русско-немецкий юридический словарь
  28. разделение властейтеория о соотношении властей в государстве впервые выдвинута Д. Локком и развитая Ш. Монтескье. Связана со школой естественного права сыграла прогрессивную роль в борьбе ...Словарь исторических терминов
  29. разделение властейв конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и судебная уравновешивающи...Словарь конфликтолога
  30. разделение властейважнейший принцип функционирования политической власти в правовом государстве исключающий возможность соединения законодательной исполнительной и судебной власти в руках ...Словарь основных политологических понятий и терминов
  31. разделение властейодин из важнейших основных принципом конституционного строя правового государства заключающийся в разделении компетенций и функций между органами законодательной исполнит...Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
  32. разделение властейОдин из основополагающих принципов конституционализма согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законо...Словарь терминов по правам человека
  33. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ один из основополагающих принципов конституционализма согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые ...Словарь юридических терминов
  34. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ в конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и судеб...Современная энциклопедия
  35. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ в конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и суде...Современный энциклопедический словарь
  36. разделение властейконституционноправовой принцип разграничения государственной власти на законодательную исполнительную судебную действующих независимо друг от друга. Принцип разделения вл...Теория государства и права
  37. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ общепризнанный принцип построения и функционирования аппарата управления в современных демократических госвах основанный на системе сдержек и противов...Философская энциклопедия
  38. разделение властейодин из краеугольных принципов конституционализма выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей законодательной исполнит...Экономика и право
  39. разделение властейРазделение властей см. Правительство и Соединение властей....Энциклопедический словарь
  40. разделение властейРАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ в конституционном праве принцип согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти исполнительная законодательная и суд...Энциклопедический словарь естествознания
  41. разделение властейконституционный принцип организации управления государственной жизнью суть которого заключается в двух аспектах а разделение единой государственной власти источником кото...Энциклопедический словарь конституционного права
  42. разделение властейсм. Правительство и Соединение властей....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  43. разделение властейодин из краеугольных принципов конституционализма выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей законодательной исполнит...Энциклопедический словарь экономики и права
  44. разделение властейангл. division of authorities нем. Gewalten teilung. Принцип согласно крому законодательная исполнительная и судебная власти в государстве должны осуществляться различным...Энциклопедия социологии
  45. разделение властейпринцип или теория исходящая из того что для обеспечения процесса нормального функционирования государства нем должны существовать относительно независимые друг от друга ...Энциклопедия юриста
  46. разделение властейдемократическая концепция организации государственной власти которую связывают с сочинениями англичанина Дж. Локка и особенно француза Ш.Л. Монтескье . Возражая против...Юридическая энциклопедия