Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПРАВИТЕЛЬСТВО

I. В абсолютных западно-европейских монархиях старого режима все без исключения функции государственной власти, как бы они ни были разнообразны по своему содержанию, имели одну и ту же юридическую природу: все они являлись выражением неограниченной воли монарха. Именно потому, что старый режим отчасти не знал характерных признаков, которыми в настоящее время отличаются друг от друга законодательная, правительственная и судебная власть, отчасти считал их несущественными, он мог всю совокупность государственной деятельности, как вполне однородной, подводить под одну категорию, называть одним именем. В государствах старого режимаправительствоиздает законы, правит страной, творит суд. Правительство — это монарх. В руках монарха сосредоточиваются все нити государственного управления. Конечно, вследствие ограниченности человеческих сил, монарх фактически не в состоянии непосредственно и лично осуществлять всех функций государственной власти. По общему правилу, он оставляет за собой наиболее важные из них; менее важные он передает для исполнения своим помощникам и слугам, которые творят или, по крайней мере, должны творить его волю. Тем не менее, даже самый маловажный вопрос может быть разрешен непосредственно монархом, если последний, по той или иной причине, им заинтересован. Немецкие публицисты старого режима классифицировали совокупность актов государственной власти по их объектам; так, они различали международное, военное, финансовое, полицейское и т. п. верховенство. В понятие каждого верховенства входило как издание общих и абстрактных норм, так и совершение индивидуальных и конкретных правительственных действий, касающихся определенного объекта. Такая классификация, очевидно, была возможна только при игнорировании коренного различия между законодательной и правительственной властью. Понятие закона, как абстрактной нормы, было известно и старому режиму; но в широкой сфере правительственной деятельности, т. е. за пределами гражданского и уголовного права, закон не создавал ни субъективных прав, ни объективного права: он являлся технической или политической, но отнюдь не юридической нормой.В каждом отдельном случае, когда общая норма, по той или иной причине, стесняла П., последнее могло заменить ее индивидуальным распоряжением, изданным ad hoc. Таким образом, закон не ограничивал правительственной власти, не налагал на нее никаких обязанностей в отношении к подданному, не признавал за подданным никаких прав в отношении к власти. Закон, как абстрактное веление верховной власти, обращался не к подданным, а к подчиненным властям; далеко не всегда даже он был публикуем во всеобщее сведение. Все управление старой Франции покоилось на необнародованных инструкциях, которые король давал своим интендантам. Закон регламентировал обязанности подчиненных властей в отношении к монарху, определял их служебную компетенцию, объем предоставленной им публичной власти. Он устанавливалвнутреннийраспорядок управления, и только посредственно определяя деятельность властей, определял обязанности подданных. Превышая власть, орган подчиненного управления нарушал свои обязанности в отношении к верховной власти; но никаких обязанностей в отношении к подданному он не нарушал, потому что подданный не имел никаких прав в отношении к нему. Поскольку государство не выступало как фиск, т. е. как лицо гражданского права, у подданного имелось одно только средство защиты против незаконных действий правительственной власти — жалоба по начальству, а не судебный иск. Таким образом при старом режиме, пока законодательная и правительств. власть были нераздельно слиты друг с другом, публичное право было лишь эвфемистическим названием той области государственной жизни, которая, в отличие от гражданского и уголовного права, находилась за пределами права вообще. Публичное право старого режима — политика, а не право. Необходимо, однако, заметить, что принципнераздельностивласти не был вполне осуществлен и абсолютной монархией старого режима. И здесь, несмотря на возможность авторитетных велений (Machtsprücbe) со стороны верховной власти, судебная власть, отчасти благодаря историческим традициям, отчасти благодаря политической необходимости, умела дифференцироваться, отделиться от верховной власти, приобрестиподзаконныйхарактер. Сам факт существования множества чрезвычайных судилищ, создаваемых ad hoc для определенной категории дел, а иногда и для определенного дела, неопровержимо доказывает относительную независимость обыкновенных судов. К концу XVIII века непосредственное участие верховной власти в отправлении правосудия становится все более и более редким. Так, напр., в Пруссии король Фридрих-Вильгельм I уже в 1739 г. грозил повесить без пощады, рядом с собакой, каждого, кто посмеет обращаться к нему с жалобой на решенное судами дело. Рескриптом 22 октября 1752 г. Фридрих Великий объявляет, что он не намерен непосредственно вмешиваться в отправление правосудия, так как желает, чтобы все совершалось сообразно с правом и законами страны, которым он сам готов подчиниться в своем собственном деле. Правительственное распоряжение 1772 г. объявляет, как"первоеоснование судебного устройства", что никакое дело, решенное судом в последней инстанции, не может быть рассматриваемо и перевершаемо вновь. Отделение судебной функции от законодательной явилось, таким образом, результатом естественного развития политической жизни; уже по одному этому несправедливо считать теорию разделения властей абстрактным измышлением рационализма, неприменимым к действительной жизни. Уже Генрих Кокцей, в конце XVII в. провозгласив начало: "Princeps ex plenitudine potestatisjus quaesitum subditis auferre non potest", — тем самым признал, в сущности, разделение властей. Если в отношении к судебной власти практика предшествовала теории, то в отношении к правительственной власти, наоборот, теория предшествовала практике. Только благодаря великим завоеваниям рационализма оказалось возможным отделение правительственной власти от законодательной, или, другими словами, возникновение правового государства наших дней.
II. Две идеи лежат в основании политической философии XVIII века: первая определяет форму, вторая — содержание П. власти. Первая известна под именем теории разделения властей, вторая — под именем теории правового государства (в первоначальном, индивидуалистическом смысле этого слова). Чтобы выяснить юридическую природу правительственной власти, ее значение и роль в современном государстве необходимо остановиться на вышеупомянутых двух теориях. Родоначальником теории разделения властей является Монтескье. Он впервые категорично указал на опасность, которая грозит свободе от соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних и тех же руках. Если законодательная и исполнительная власть, говорит он, "нераздельны друг от друга, в государстве нет свободы, потому что монарх или собрание могут создавать тиранические законы, чтобы их тиранически исполнять. Точно так же не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной или исполнительной, ибо в первом случае судья будет законодателем, во втором он будет иметь силу притеснителя. Все погибло, если эти три власти соединены в руках одного и того же лица, аристократического собрания или народа". Теорию разделения властей Монтескье сближает с теориейкоординации, илиуравновешиванияих. Чтобы учредить умеренное правление, необходимо урегулировать власти, прибавить, так сказать, гирю к одной для того, чтобы она уравновешивала другую. Власти должны быть равносильны: они должны взаимно останавливать друг друга и либо действовать согласно, либо пребывать в равновесии, т. е. бездействовать вовсе. Не подлежит, однако, никакому сомнению, что разделение властей, понимаемое как ихуравновгьшениенаходится в прямом противоречии с принципомединствагосударственной власти; именно потому немецкая публицистика, в лице своих корифеев — Роберта Моля, Лоренца Штейна, Лабанда и др. — высказалась так решительно и безусловно против теории Монтескье. Если государственная власть едина, в таком случае в государстве необходимо должна существоватьверховнаявласть, воля которой, именуемая законом, определяет организацию и деятельность всех остальных властей и является самоопределением государства. Правильно понимаемое разделениевластейничего общего е разделениемвластине имеет. Чтобы избежать недоразумений, лучше говорить, как это и делает сам Монтескье, не о разделении, а только ораспределении(distribution) трех властей, т. е. трех функций одной и той же власти. Теория разделения властей — или, точнее, распределения функций власти — требует отделения правительственной и судебной власти от законодательной не для того, чтобы поставить их рядом с ней, а для того, чтобы ихподчинитьей; она требуетподзаконностиправительственной и судебной власти. В этом своем значении рассматриваемая теория является основным началом, краеугольным камнем западно-европейского конституционализма. В ней заключается ключ к пониманию характера и природы правительственной власти в правовом государстве. По учению Монтескье, в Англии законодательная власть принадлежит парламенту, т. е. палате пэров и палате общин, исполнительная — королю, судебная — постоянному учреждению не принадлежит вовсе, а выполняется коллегией присяжных, выбираемых из среды народа. Таким образом, по мнению Монтескье, монарх является главой одной лишь исполнительной власти. Если бы монарх принимал участие в законодательстве по праву законодательствовать (par la faculté de statuer), в государстве не было бы свободы. Но, с другой стороны, монарху должно быть предоставлено правоостанавливатьрешения законодательной власти, потому что иначе она стала бы деспотической и могла бы лишить короля его прерогатив. Монарх стоитвнезаконодательной власти; его участие в законодательстве имеет чисто отрицательный характер: оно выражается в так назыв. veto (см.). Закон создается законодательным корпусом, но монарх, подобно римским трибунам, может наложить свое veto, умертвить ужеживойзакон. Политическая теория Руссо, во многих отношениях отличная от теории Монтескье, сходится с ней во взгляде на короля, как на исполнителя, слугу законодательной власти, причем органом ее является не парламент, а весь народ. Всякое законное правительство, — говорит Руссо, — должно быть республиканским; следовательно, и монархия есть ни что иное, как республика ("Contrat soc.", гл. 6, кн. II). В первую эпоху континентального конституционализма воззрение на короля, как на главу исполнительной власти, пользуется всеобщим признанием (Сийэс, Неккер, Мирабо и мн. др.). "Народное собрание, — говорит Сийэс, —голова; король — руки. Разве советуется когда-нибудь голова с руками"? Теория Монтескье и Руссо переходит во французскую конституцию 1791 г. и другие, которым она послужила образцом (польская 1791 г., испанская 1812 г., сицилийская 1820 г. и др.). Она популяризируется Делольмом и Блекстоном переносится в Англию. До настоящего времени она является безусловно господствующей как во французской, так и в английской литературе. Так, напр., по словам Батби, конституционный король — ни что иное, как наследственный президент, президент республики — ни что иное, как временный конституционный король. Новейший труд англичанина Энсона "Конституционное право и обычай" распадается на две части, из которых первая посвящена парламенту, как законодательной, а вторая — короне, как исполнительной власти. Между тем, не подлежит никакому сомнению, что так понимаемое разделение властей стоит в прямом противоречии с монархическим принципом, с природой конституционной монархии. Основные институты монархии — наследственный и пожизненный характер монархической власти, безответственность монарха, права и преимущества его — имеют основание и смысл лишь в том предположении, что монарх является главой не только исполнительной, но и законодательной, т. е. верховной власти. Над ним нет высшей власти, и потому он безответствен: summa sedes a nemine judicatur. Он воплощает в своем лице величество и силу государства, и потому его трон обставлен великолепием и блеском. Наоборот, если монарх только орган исполнительной власти, если онрука, покорно исполняющая волюголовы, т. е. законодательной власти — указанные институты монархической власти теряют свой raison d'être. Эти институты, выкованные для короля-господина, не по плечу королю-слуге, как тяжелые доспехи рыцаря не по плечу его оруженосцу. Пожизненный, наследственный и безответственный характерподчиненнойисполнительной власти представляется настолько же бессмысленным в теории, насколько невозможным на практике. Радикальная публицистика времен французской революции не замедлила сделать этот логически необходимый вывод из теорий Монтескье и Руссо. Французская конституция 1793 г., отменившая вовсе королевскую власть, явилась прямым следствием тех теорий, которые, признавая органом верховной власти народ или парламент, отводят королю подчиненную, исключительную роль. — По современным конституциям — за очень немногими исключениями — король является органом не только исполнительной, но и законодательной власти. Ему, наряду с палатами, принадлежит право законодательной инициативы; в лице своих министров он участвует в обсуждении законов; принятый парламентом закон представляется ему на утверждение. Власть монарха заключается не в том, что он может отвергнуть закон, который ему не угоден, а в том, что он может возвести угодный ему законопроект в закон. Монарху принадлежит не veto, a placet. Санкция — конститутивный элемент закона; она не привходитизвнек уже готовому закону — она создает закон. Такое понимание королевской власти, при существовании в государстве конституционных учреждений, нисколько не противорчит принципу "распределения функций государственной власти", ибо "король в парламенте", как глава законодательной власти, юридически отличен от "короля в кабинете", как главы исполнительной власти. Благодаря принципу ответственности министров, "король в кабинете" так же подчинен "королю в парламенте", как в республике президент — законодательному собранию. Итак, истинное содержание теории разделения властей может быть формулировано следующим образом. Подобно судебной, правительственная власть, чтобы стать подзаконной, должна быть отделена от законодательной. В конституционной монархии разделение властей обеспечивается тем, что монарх, как глава законодательной власти, связан необходимостью соглашения с парламентом, а как глава власти исполнительной — ограничен ответственностью перед парламентом своих министров.
III. Переходим ко второй теории, определяющейсодержаниеправительственной деятельности — к теории правового государства. Политическая доктрина французской революции не знаетправительственнойвласти. Монтескье и Руссо говорят об исполнительной власти, все назначение которой исчерпывается пассивным исполнением велений законодателя. Как оспециальномсодержании исполнительной власти, Монтескье, вслед за Локком, упоминает только о международном управлении. Руссо не делает и этой оговорки. Отношение исполнительной власти к законодательной он сравиивает с отношением ног к желанию идти. Доктрина Монтескье и Руссо, явившаяся естественной реакцией против правительственной опеки полицейского государства, нашла благодарную почву для своего развитии в Германии. Кант, Вильг. Гумбольдт, Фихте и др. создают теорию так называемого правового государства — государства-жандарма (по выражению Лавеле), деятельность которого заключается исключительно и только в охранении закона. В таком государстве правительственной власти нет и не может быть места. Всякая административная деятельность, направленная на поднятие материального и духовного благосостояния отдельных лиц, осуждается во имя индивидуальной независимости и свободы. Теоретики "правового" государства знают одну только исполнительную власть, являющуюся не подданным, а слугой закона. Такое понимание правового государства безусловно отвергнуто современной наукой. Индивидуалистические теории XVIII в. и начала XIX отжили свое время. Никто не сомневается теперь в том, что решение многочисленных социальных проблем невозможно без активного участия государства. Прогрессивное развитие общественной жизни необходимо влечет за собой умножение государственных функций. Адольф Вагнер, например, прямо говорит озаконепрогрессивного расширения государственной деятельности ("das Gesetz der wachsenden Ausdehnung der Staatsthätigkeit"). Именно ввиду такого расширения становится все более и более очевидной полная невозможность ограничить правительственную деятельность единственной функцией пассивного исполнения закона. Бесконечное множество меняющихся государственных интересов не может быть охвачено организованной системой устойчивых законодательных норм. Закон, по самой природе своей, имеетобщийхарактер; текущие явления государственной жизни сплошь и рядом бывают настолько индивидуальны, что не допускают законодательной регламентации, не могут быть подведены под общую норму. Конечно, законодательная норма всегда и необходимо предусматривает будущее; но явления государственной жизни слишком разнообразны и нередко слишком случайны, чтобы их можно было вполне и исчерпывающим образом предусмотрть и регламентировать. Подобно тому, как каждый из нас не может предусмотреть всех случаев жизни, наперед установить для них общие правила, и затем уже действовать механически, сообразуясь с ними — государство не может ограничиться законодательным установлением норм и затем их механическим, пассивным исполнением. Правительственная деятельность не исчерпывается исполиением закона. П. свободно осуществляет интересы государства, свободно правит государством, оставаясь в пределах закона. Закон отнюдь не всегда предписывает содержание, не всегда определяет цели правительственной деятельности; но правительственная власть, подобно индивиду, осуществляя свои, хотя бы и свободно поставленные цели, должна оставаться в пределах закона, не имеет права нарушать законодательные нормы. И теперь еще правительственная власть иногда называется исполнительной, но этому названию дается совершенно иное значение: правительственная власть признается исполнительницей не только законов, но вообще задач государственной жизни. Всякая попытка определить исчерпывающим образом содержание правительственной деятельности должна быть признана невозможной: содержание правительственной деятельности, как и законодательной, дается текущими, меняющимися в пространстве и времени целями государства. Не правовое содержание, а правовая форма характеризует правительственную власть в правовом государстве. В настоящее время не то государство называется правовым, в котором правительственная власть ограничивается исполнением законов; наоборот, функции правительственной власти могуть быть весьма многочисленны и разнообразны. Но, осуществляя свои функции, правительственная власть в правовом государстве остается в пределах закона: она исполняет обязанности, налагаемые на нее законом, и уважает права, предоставляемые законом гражданину. Правовым называется государство, которое признает обязательными для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы.
IV. После всего вышеизложенного, нетрудно ответить на вопрос: что такое П.? В современном правовом государстве дифференцировались различные функции единой по своей природе государственной власти: законодательство, правительство, суд. Моментом, характеризующим каждую из этих функций, равно как отличие их друг от друга, необходимо признать их отношение кзакону.Законодательная власть является выражением верховной в государстве воли; как таковая, она стоитнадзаконом, потому что она творит закон. Закон есть безответственный и свободный волевой акт государства. Общим признаком, характеризующим правительственную и судебную власть, в отличие от законодательной, является ихподзаконность; но отношение правительственной и судебной власти к закону — различно. Судебная власть охраняет существующей правопорядок; ненарушимость закона являетсяисключительной цельюсудебной деятельности; ее содержание исчерпывается подведением частных явлений под общую норму. Как всякая логическая операция, судебная деятельность несвободна. Право не только ограничивает негативно судебную власть — оно позитивно определяет ее содержание и цель. Наоборот, правительственная власть осуществляет многочисленные и разнообразные задачи государства, которые не могут быть исчислены и определены наперед. К действующему праву правительственная власть относится совершенно так же, как отдельный индивид; поскольку закон предписывает ей определенное действие, она исполняет закон; в остальном она действуетсвободно, оставаясь в границах, установленных правом. Поддержание правопорядка, которое для судебной власти являетсясамоцелью, для правительственной является толькосредствомк осуществлению свободно избираемых целей. Движущим началом, принципом судебной деятельности служитзаконность, правительственной —целесообразность.Законодательная власть стоитьнадзаконом; судебная власть существуетдляисполнения закона; правительственная власть действует впределахзакона.Правительствоммы называем государственную власть, свободно осуществляющую интересы государства в пределах, ей отмежеванных правом. Из установленного таким образом понятия правительственной власти могут быть сделаны следующие выводы: 1) государство, в лице правительственной власти, подчиняясь в своей деятельности закону, является не субъектом власти, а правовым субъектом — субъектом обязанностей и прав. 2) Точно так же правовым субъектом является гражданин в отношении к государству, олицетворяемому правительственной властью. Требованиям последней он может противопоставить приобретенное им, на основании закона, субъективное публичное право. Закон является источником не только публичных обязанностей, но и публичных прав гражданина. Omnes legum servi sumus ut liberi esse possimus (Цицерон). 3) Публичное право, как совокупность норм, регулирующихправоотношениямежду индивидом и государством, точно в таком же смысле являетсяправом, как и гражданское право, регулирующее взаимные правоотношения между индивидами. 4) Публичное право, как и всякое другое, нуждается в судебной охране. Наряду с уголовной и гражданской юстицией, в правовом государстве необходимо существует административная юстиция; последняя, по самой своей природе, является функцией судебной, а не административной власти. Установленное выше понятие правительственной власти является таким образом, основным началом, определяющим юридическую природу современного правового государства.
Ср. Otto Mayer, "Deutsches Verwaltungsrecht"; Sarwey, "Allgemeines Verwaltungsrecht"; Laband, "Staatsrecht des deutschen Reiches"; Jellinek, "Gesetz und Verordnung"; Aucoc, "Conférences sur l'Administration et le Droit administratif"; Saint-Girons, "Essai sur la séparation des pouvoirs"; Коркунов, "Указ и Закон".
Вл. Гессен.

  1. правительствоэто орган исполнительной власти общей компетенции Российской Федерации Правительство РФ республик входящих в состав Российской Федерации и некоторых других субъектов Росс...Административно-процессуальное право
  2. правительствоорган исполнительной власти общей компетенции Российской Федерации Правительство Российской Федерации республик входящих в Россию некоторых других субъектов Федерации нап...Административное право. Словарь-справочник
  3. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО см.также ГОСУДАРСТВО МИНИСТРЫ МИНИСТЕРСТВА Правительство это великая фикция благодаря которой каждый пытается жить за чужой счет. Фредерик Бастиа Идеальн...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  4. правительствовысший орган исполнительной власти в государстве Кабинет министров Совет министров. Его формируют из министров комиссаров уполномоченных руководящих наиболее важными напр...Большая актуальная политическая энциклопедия
  5. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО высший исполнит. орган госва. П. именуемые иногда советом или кабинетом министров возглавляются премьерминистром канцлером председателем совета или кабинета...Большая советская энциклопедия
  6. правительствовысший исполнительный орган государства. П. именуемые иногда советом или кабинетом министров возглавляются премьерминистром канцлером председателем совета или кабинета ми...Большая Советская энциклопедия II
  7. правительствос. governo m esecutivo m глава правительства capo del governo Итальянорусский словарь. Синонимы верхи власти власти предержащие власть директория кабинет руководство сег...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. правительствоправительство с Regierung f c временное правительство provisorische v i ] Regierung глава правительства Regierungschef S E f ] m pl sСинонимы верхи власти власти пр...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. правительствосRegierung fвременное правительство provisorische Regierungглава правительства Regierungschef m plem s верхи власти власти предержащие власть директория кабинет руковод...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. правительствос.gobierno mтельное правиuтельство gobierno representativoйное правиuтельство gobierno pluripartidistaточное правиuтельство gobierno peleleменное правиuтельство gobie...Большой русско-испанский словарь
  11. правительствосущ. ср. родауряд уem мен. чол. роду...Большой русско-украинский словарь
  12. правительствос. gouvernement m член правительства membre m du gouvernement...Большой русско-французский словарь
  13. правительствоангл. governement нем. Regierung. . Совокупность центральных органов госуд. власти. . Высший орган исполнительной власти....Большой толковый социологический словарь II
  14. правительствос.gouvernement mчлен правительства membre m du gouvernement верхи власти власти предержащие власть директория кабинет руководство сегунат...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. правительствоисполнительный орган власти в правовом государстве осуществляющий интересы общества в соответствии с законом и под контролем парламента. При президентской форме правления...Большой экономический словарь
  16. правительствовысший орган исполнительной власти. Возглавляется главойгосударства президентом или премьерминистром канцлером председателемсовета или кабинета министров....Большой энциклопедический словарь II
  17. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства президентом или премьерминистром канцлером председателем совета или кабинета министров....Большой энциклопедический словарь III
  18. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства президентом или премьерминистром канцлером председателем совета или кабинета министров...Большой Энциклопедический словарь V
  19. правительствовысший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных странах имеет различное название Совет министров Франция Италия Польша Кабинет министров Великобритания Уз...Большой юридический словарь
  20. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО высший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных странах имеет различное название Совет министров Франция Италия Польша Кабинет министров Ве...Большой юридический словарь II
  21. правительствоGovernment высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти в стране....Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  22. правительствопредставлено главным образом различными бюджетными организациями которые не имеют своей целью получение прибыли а реализуют функции государственного регулирования экономи...Глобальная экономика. Энциклопедия
  23. правительствовысший исполнительный и распорядительный орган государственной власти который непосредственно осуществляет управление страной. В различных странах правительства имеют раз...Государство и право
  24. правительствовысший орган исполнительной власти кабинет министров совет министров и т.д. Обычно возглавляется премьерминистром канцлером председателем правительства или кабинетом мини...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  25. правительствоправительство царскй правительство царское правительствоправительствон веськдлысь глава правительстваправительстволы паныд мунысьяс правительственная оппозиция...Коми (зырянский)-русский словарь
  26. правительствоПравительство gubernatio administratio imperium civitas res publica ii qui rei publicae praestant...Латинский словарь
  27. правительствоа ср.em Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти осуществляющий непосредственное управление государством.Революционное правительство. Буржуаз...Малый академический словарь
  28. правительствокорень ПРАВ суффикс И суффикс ТЕЛЬ суффикс СТВ окончание О Основа слова ПРАВИТЕЛЬСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПРАВ И ТЕЛЬ СТВ О Сло...Морфемный разбор слова по составу
  29. правительствоНачальная форма Правительство винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  30. правительствоgovernment термин относящийся как к процессу правления так и к учреждениям крые его осуществляют. Процесс правления это осуществление воздействия и контроля с помощью за...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  31. правительствоправительство ср. Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти осуществляющий непосредственное управление государством. Члены такого органа....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. правительствоорган власти осуществляющий исполнительную власть. Платон в своей классификации указывает пять возможных форм правления монархия или аристократия которая по своей этимол...Новый философский словарь
  33. правительствоправительство правительство а...Орфографический словарь
  34. правительствопишется с прописной буквы как офиц.u название руководящего органа исполнительной власти государства напрem. Правительство Российской Федерации верхи власти власти предерж...Орфографический словарь русского языка
  35. правительствоu сu мн.u правительства Р.u правительств верхи власти власти предержащие власть директория кабинет руководство сегунат...Орфографический словарь русского языка
  36. правительствоорган исполнительной власти государства либо его автономий осуществляющий всю полноту этой власти на территории или всего государства или соответственно на территории рег...Политико-терминологический словарь
  37. правительствовысший орган исполнительной ветви политической государственной власти в стране. Возглавляется главой государства президентом или премьерминистром канцлером председателем ...Политическая наука - Словарь-справочник
  38. правительствовысший орган исполнительной ветви политической государственной власти в стране....Политический глоссарий проекта Uvauga
  39. правительствовысший орган в системе органов исполнительной власти государства либо его составной части субъекта федерации автономии....Политологический словарь-справочник
  40. правительствогосударственный институт система управления обладающая правом монопольного использования физического принуждения для проведения в жизнь законов и обычаев на территории да...Политология - краткий словарь политологических терминов
  41. правительствоПравительство коллегиальный орган исполнительной власти государства и его субъектов осуществляющий всю полноту этой власти на соответствующей территории. Полномочия федер...Политология. Словарь.
  42. правительствоправительство правительства правительства правительств правительству правительствам правительство правительства правительством правительствами правительстве правительства...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  43. правительствоОрфографическая запись слова правительство Ударение в слове правительство Деление слова на слоги перенос слова правительство Фонетическая транскрипция слова правительство...Полный фонетический разбор слов
  44. правительствоуряд ду устар. ряд ду правленство....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  45. правительствоправительство аСинонимы верхи власти власти предержащие власть директория кабинет руководство сегунат...Русский орфографический словарь
  46. правительствоregering eo registaro...Русский-африкаанс словарь
  47. правительствоСр hkumt....Русско-азербайджанский словарь
  48. правительствоправительство с.igovernment...Русско-английский словарь
  49. правительствоправительство с. government administration амер....Русско-английский словарь II
  50. правительствоadministration regime government...Русско-английский словарь политической терминологии
  51. правительствоgovernment...Русско-английский строительный словарь
  52. правительствов США administration cabinet government the ministers national administration амер....Русско-английский экономический словарь
  53. правительствосущ.government амерu administration кабинетem cabinetвходить в состав правительства to enter the cabinet the governmentвыходить из состава правительства to resign from ...Русско-английский юридический словарь
  54. правительствоN...Русско-армянский словарь
  55. правительствоУрад...Русско-белорусский словарь
  56. правительствоср.i урад муж.i...Русско-белорусский словарь II
  57. правительствоkormny kormnyzt верхи власти власти предержащие власть директория кабинет руководство сегунат...Русско-венгерский словарь
  58. правительствоправительство с...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  59. правительствоправи [ ] Синонимы верхи власти власти предержащие власть директория кабинет руководство сегунат...Русско-ивритский словарь
  60. правительствоadministracin...Русско-испанский экономический словарь
  61. правительствоcosa pblica equipo de gobierno fisco gabinete MX gobierno Gobierno Supremo Poder Ejecutivo Poder Ejecutivo Nacional res publica...Русско-испанский юридический словарь
  62. правительствоgoverno ministero...Русско-итальянский юридический словарь
  63. правительствокмет члены правительства кмет мшелер...Русско-казахский словарь
  64. правительствокмет...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  65. правительствокмет...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  66. правительствокмет...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  67. правительствоср. кмт Советское правительство Советтик кмт глава правительства кмт башчысы....Русско-киргизский словарь
  68. правительствоzhngf непризнанноеem dngjСинонимы верхи власти власти предержащие власть директория кабинет руководство сегунат...Русско-китайский словарь
  69. правительствоkmetглава правительства kmet baчлен правительства kmet azas...Русско-крымскотатарский словарь
  70. правительствоукюмет глава правительства укюмет башы член правительства укюмет азасы...Русско-крымскотатарский словарь II
  71. правительствоvaldba valdanas laiks valdana...Русско-латышский словарь
  72. правительствоvyriausyb...Русско-литовский словарь
  73. правительствоЗасгийн газар...Русско-монгольский словарь
  74. правительствос. Regierung f....Русско-немецкий словарь
  75. правительствоGouvernement Regierung...Русско-немецкий юридический словарь
  76. правительствоCabinet...Русско-нидерландский словарь
  77. правительствоправительствос Советское глава а член а ....Русско-новогреческий словарь
  78. правительствоministerium regjering верхи власти власти предержащие власть директория кабинет руководство сегунат...Русско-норвежский словарь
  79. правительство...Русско-персидский словарь
  80. правительствоrzd...Русско-польский словарь
  81. правительствосgoverno m верхи власти власти предержащие власть директория кабинет руководство сегунат...Русско-португальский словарь
  82. правительствоПравительствоdola ma serikali tawala временное правительство serikali ya muda коалиционное правительство serikali mahuluti serikali ya muungano serikali ya mseto...Русско-суахили словарь
  83. правительствоправительство укумат давлат...Русско-таджикский словарь
  84. правительствос хкмт п. республики татарстан татарстан республикасы хкмте...Русско-татарский словарь
  85. правительствосhkumet tiСоветское правительство Sovyet Hkumeti верхи власти власти предержащие власть директория кабинет руководство сегунат...Русско-турецкий словарь
  86. правительствоhukumat...Русско-узбекский словарь Михайлина
  87. правительствоnem ksem правительственный...Русско-финский словарь
  88. правительством gouvernement органы autorits centrales...Русско-французский экономический словарь
  89. правительствоvlda...Русско-чешский словарь
  90. правительствосущ.сред правительство тйвакан влайн аслй органе правительство страны ршьв правительствй правительство Москвы Мускав правительствй...Русско-чувашский словарь
  91. правительствоrejering.strong regering bilda regeringсоздать правительство under Karl XIIs regeringв период правления Карла XIIого...Русско-шведский словарь
  92. правительствоRegering ministr...Русско-шведский словарь II
  93. правительствоорган власти осуществляющий исполнительную власть. Платон в своей классификации указывает пять возможных форм правления монархия или аристократия которая по своей этимол...Сверхкраткий философский словарь
  94. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВОПравительство это великая фикция благодаря которой каждый пытается жить за чужой счет. Фредерик Бастиа Идеальное правительство невозможно потому что люди на...Сводная энциклопедия афоризмов
  95. правительствовысший орган исполнительной власти обычно возглавляется премьерминистром канцлером председателем совета или кабинета министров в некоторых странах главой государства. Со...Словарь исторических терминов
  96. правительствоправительство см. власть начальник начальство...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  97. правительствоправительствоСм. власть начальник начальство....Словарь синонимов II
  98. правительствоправительство См. власть начальник начальство. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. правительство власть вла...Словарь синонимов II
  99. правительствоправительство власть власти администрация центр аппарат начальник начальство директория власти предержащие верхи руководство сегунат...Словарь синонимов
  100. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО высший исполнительный орган государства. ПРАВИТЕЛЬСТВО именуемое иногда советом или кабинетом министров возглавляется либо президентом в президентских рес...Словарь финансовых терминов II
  101. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО высший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных странах имеет различное название Совет министров Франция Италия Польша Кабинет министров Ве...Словарь юридических терминов
  102. правительствоh правительствоbig сущ.сред.неод.i ед.им. Настоящее правительство поддержано токмо самим собоюПр. а в Грузии правительство делало сверх того колонистам приПр. и правител...Словарь языка Грибоедова
  103. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО...Словник української мови у 20 томах
  104. правительствоУряд...Словник чужослів Павло Штепа
  105. правительствовысший исполнительный и распорядительный орган государственной власти непосредственно осуществляющий управление страной. П. кабинет совет министров и т. п. представляет с...Советский юридический словарь
  106. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО высший орган исполнительной власти кабинет министров совет министров и т.д. Обычно возглавляется премьерминистром канцлером председателем правительства или ...Современная энциклопедия
  107. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства президентом или премьерминистром канцлером председателем совета или кабинета министров....Современный энциклопедический словарь
  108. правительствовысший исполнительный и распорядительный орган государственной власти совет министров кабинет министров и др. Правительство возглавляет премьерминистр председатель правит...Теория государства и права
  109. правительствоисполнительный орган власти в правовом государстве осуществляющий интересы общества в соответствии с законами и под контролем парламента. Формирование и деятельность П. з...Толковый политический словарь
  110. правительствоправительство сущ.em с.em употр. часто Морфология нет чего правительстваstrong чему правительствуstrong вижу что правительствоstrong чем правительствомstrong о чм о прави...Толковый словарь Дмитриева
  111. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО а ср. Высший исполнительный орган государственнойвласти в стране. Сформировать п. II прил. правительственный ая ое.Правительственные учреждения. Правительст...Толковый словарь Ожегова
  112. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО правительства ср. . Центральный исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих ...Толковый словарь русского языка II
  113. правительствоправительство правительство а ср. Высший исполнительный орган государственной власти в стране. Сформировать п.прил. правительственный ая ое. Правительственные учреждения....Толковый словарь русского языка II
  114. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО а ср. Высший исполнительный орган государственной власти в стране. Сформировать правительство прилагательное правительственный ая ое. Правительственные учр...Толковый словарь русского языка
  115. правительствоУдарение в слове правительствоУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове правительство...Ударение и правописание
  116. правительствоПравительство. Уряд. Одначе сам люди зробили для хлборобства богато бльше як правительство Товариш рос. правительство уряд....Українська літературна мова на Буковині
  117. правительствоRzeczownik правительство n rzd m...Универсальный русско-польский словарь
  118. правительствовысший исполнительный орган государства. ПРАВИТЕЛЬСТВО именуемое иногда советом или кабинетом министров возглавляется либо президентом в президентских республиках либо п...Финансовый словарь II
  119. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВО высший исполнительный орган государства. ПРАВИТЕЛЬСТВО именуемое иногда советом или кабинетом министров возглавляется либо президентом в през...Финансовый словарь
  120. правительствовысший исполнительный орган государства. ПРАВИТЕЛЬСТВО именуемое иногда советом или кабинетом министров возглавляется либо президентом в президентских республиках либо п...Финансовый энциклопедический словарь
  121. правительствоправительство правительства правительства правительств правительству правительствам правительство правительства правительством правительствами правительстве правительства...Формы слова
  122. правительствовысший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных государствах П. может иметь различное название Совет Министров Кабинет Министров Государственный совет и т...Экономика и право
  123. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО government Иногда только центральное правительство во всех других случаях общая система государственного управления. Последняя представляет собой совокупн...Экономический словарь
  124. правительствоЛера Лепта Лепра Лепота Лепить Левит Левират Лев Латерит Ласт Ларь Ларв Лаптев Лапоть Лаос Лавр Итр Итл Истратов Истра Истора Исеть Исаев Иса Ипс Ипат Иол Иов Илот Ивлев ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  125. правительствоПравительство I. В абсолютных западноевропейских монархиях старого режима все без исключения функции государственной власти как бы они ни были разнообразны по своему соде...Энциклопедический словарь
  126. правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства президентом или премьерминистром канцлером председателем совета или кабинета министров...Энциклопедический словарь естествознания
  127. правительствоцентральный орган государства или субъекта в федеративном государстве. Распространенные наименования Правительство Россия Чехия и др. Совет Министров например Индия Каби...Энциклопедический словарь конституционного права
  128. правительствовысший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных государствах П. может иметь различное название Совет Министров Кабинет Министров Государственный совет и т...Энциклопедический словарь экономики и права
  129. правительствоангл. governement нем. Regierung. . Совокупность центральных органов госуд. власти. . Высший орган исполнительной власти. Antinazi.Энциклопедия социологии Синонимы верхи ...Энциклопедия социологии
  130. правительствовысший коллегиальный орган исполнительной власти государства. П. является высшим органом исполнительной власти в государстве независимо от того какая роль принадлежит гла...Энциклопедия юриста
  131. правительствоколлегиальный орган исполнительной власти по некоторым конституциям наряду с президентом. Обычно называется советом или кабинетом министров в Китае Государственный сове...Юридическая энциклопедия