Большой толковый социологический словарь

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

(Frunk-ftirt School of Critical Theory) — *левые* мыслители и стиль радикального социального подхода, поддерживающие членов Франкфуртского института социальных исследований, основанного в 1922 г. Феликсом Веллем — богатым политологом, имеющим сильный уклон в сторону марксистского радикализма. Во время эры нацизма институт переехал в Нью-Йорк, вернувшись во Франкфурт в 1949 г., но в 1969 г. был расформирован. Однако его влияние сохраняется, что особенно проявилось в творчестве Юргена Хабермаса. Со школой формально были связаны многие ведущие левые теоретики, включая Теодора Адорно, Вальтера Беньямина, Эриха Фромма, Макса Хор-кхаймера (руководителя института в 1931 — 1958 гг.) и Герберта Маркузе. Отличительный подход Франкфуртской школы критической теории — неомарксистская идея, опирающаяся как на западный позитивизм, так и на марксистский сциентизм и в то же время занимающая критическую позицию в отношении и западного капитализма, и форм общества, созданного большевистским социализмом. К наиболее важным вкладам теоретиков этой школы относятся: (а) дискуссия о соответствии непозитивистской эпистемологии социальным наукам; (б) оценки доминирующих структурных, а также культурных мирований капиталистических и социалистических обществ; (в) сочетание идей Маркса и Фрейда, в результате чего теория Фрейда была радикализирована, а марксизм пополнился более глубокой теорией личности. Такие особенности творчества членов школы были основаны прежде всего на возвращении к философским взглядам молодого Маркса и *ревизии* преобладавшей *официальной* советской интерпретации марксизма, которую франкфуртские теоретики считали экономистской и сверхдетерминистской. Несмотря на такие общие темы, отдельные теоретики проводили особые исследования, а весь коллектив менял точку зрения на современное общество в ответ на крупные политические и экономические изменения, в том числе возникновение фашизма и затухание революционных движений на Западе. Сначала члены института ожидали, что трансформация капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм и фашизм приведет к социализму. Позже настроение некоторых, особенно Адорно и Хоркхаймера, стало пессимистичным. По их мнению, рабочий класс превратился в управляемый новыми образцами массовой культуры и вряд ли способен разработать революционные модели сознания в будущем. Другие теоретики, особенно Маркузе, оставались более оптимистичными, выявляя источники революционного сознания вне традиционного пролетариата, например, в этнических меньшинствах и студентах. Однако независимо от разницы во взглядах на перспективы революции все теоретики Франкфуртской школы продолжали исследовать общую тему: замена просветительских идеалов рациональности узкой и дегуманизирующей *технической рациональностью*, произошедшая и в западных капиталистических, и в советских марксистских формах социальной организации. Это *извращение* поддерживают позитивистские и сциентистские формы социальной науки, а критическая теория должна с ним бороться. Оценки работы школы дают М. Джей *Диалектическое воображение* (1973) и Д. Хелд *Введение в критическую теорию* (1980).