Большой психологический словарь

ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ

ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ (англ. latent learning) заключается в возможности непроизвольного ознакомления с ситуацией или последовательностью событий, в результате чего создается готовность выполнять в будущем практические действия, адекватные данной ситуации, либо обеспечивающие ускорение последующего целенаправленного обучения.

Понятие Л. н. служило ареной борьбы между взглядами на природу научения классического бихевиоризма и необихевиоризма. Для сторонников последнего (Э. Толмен и др.) оно послужило аргументом в пользу признания когнитивной природы научения против теории, понимающей научение как образование связи стимула и реакции при условии действия подкрепления.

Выявленный сначала в исследованиях на животных, эффект Л. н. дал нач. изучению и практическому использованию его в обучении человека.

В отечественной психологии исследовалось Л. н. у детей. Показана его важная роль для развития речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого. Обнаружен значительный прогресс Л. н. как эффекта зрительных впечатлений на протяжении дошкольного возраста.

Важный раздел психологии когнитивных процессов составляет изучение восприятия иррелевантных (побочных с т. зр. стоящей перед субъектом задачи) сигналов, свойств объектов и др. Ориентирование на сигналы, не составляющие предмета решаемой субъектом задачи, является основой Л. н. Оно проявляется также в форме внезапных «озарений» при решении человеком творческих задач. См. Инсайт.

Добавление ред.: Л. н. у животных исследовалось К. Халлом, который обнаружил, что иногда при введении новых побуждающих раздражителей (подкреплений) животные, показывающие до сих пор незначительные результаты, делают внезапный скачок, достигая уровня научения тех животных, которые все время обучались в благоприятных условиях. Халл интерпретирует эти факты след. образом: наличие хотя бы минимального подкрепления достаточно для формирования навыка, сила которого является функцией количества проб. При этом внешне это научение м. б. незаметным. Введение дополнительного побуждающего раздражителя способствует возрастанию потенциала реакции и проявлению эффекта Л. н. (Т. П. Зинченко.)


  1. латентное научениеангл. latent learning заключается в возможности непроизвольного ознакомления с ситуацией или последовательностью событий в результате чего создается готовность выполнять ...Большая психологическая энциклопедия
  2. латентное научениеУ. Торп образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления. По определению Э. Толмена в процессе латентного научения у жив...Зоопсихология и сравнительная психология
  3. латентное научениелат. скрытое невидимое скрытый внешне не фиксируемый процесс внутреннего развития ученика его отдельных психических процессов запоминания понимания. Этот процесс опреде...Основы духовной культуры
  4. латентное научение[лат. latens latentis скрытый невидимый] процесс и результат приобретения индивидуального опыта когда отсутствует актуализированная потребность к установлению связей т....Психология развития словарь
  5. латентное научениеlatent learning...Русско-английский психологический словарь
  6. латентное научениепо Торпу образование причиноследственной связи между двумя индифферентными стимулами без явного подкрепления. Л. н. часто бывает результатом исследовательского поведения ...Словарь дрессировщика
  7. латентное научениеформирование определенных навыков в ситуации когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в...Словарь по истории психологии