Большая советская энциклопедия

ПЕЙЗАЖ

ПЕЙЗАЖ(франц. paysage, от pays - страна, местность), реальный вид к.-л. местности; в изобразительных искусствах -жанр или отдельное произведение, в к-ром основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображённая человеком природа. Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, иск-во П. несёт в себе большой мировоззренческий смысл.

Изображения природы встречаются ещё в период неолита, когда в иск-ве начинают воплощаться представления о закономерностях её жизни, возникают космологич. композиции, включающие условные обозначения небесного свода, светил, стран света. В культурах Др. Востока (Двуречье, Египет) с развитием тенденций к развёрнутому повествованию (особенно в сценах войн, охоты и рыбной ловли) складывается представление о природе как среде действия, нередко сохраняющей мифологич. смысл, но в целом приобретающей более конкретный характер (деревья, напр., уже часто различаются по породам). Широкое распространение пейзажные мотивы получают в росписях и рельефах эпохи егип. Среднего и Нового царства, а также в иск-ве Крита (16- 15 вв. до н. э.), где впервые путём орнаментальной ритмизации достигается впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы др.-греч. иск-ва обычно неотъемлемы от изображения человека. Большей самостоятельностью обладает эллинистич. и др.-рим. П. (включающий элементыперспективы),т. к. человеческие фигуры в нём или носят характерстаффажа,или отсутствуют вообще (иллюзионистич. росписи, мозаики, т. н. живописные рельефы). Характерный для этой эпохи образ природы, воспринимаемой как мир идиллического существования, был унаследован и раннесредневековым иск-вом. В иск-ве европ. средневековья элементы П. (особенно виды городов и отд. зданий) нередко служат средствами выявления пространственных построений (напр., "горки" или "палаты" в рус. иконах), но обычно играют роль лаконичных указаний на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали составляют часть умозрительно-теологич. схем, отражающих ср.-век. представления о Вселенной.

В ср.-век. иск-ве стран мусульманского Востока элементы П. были представлены первоначально весьма скупо [если не считать редких образцов, основанных на ранневизантийских традициях (мозаики мечети Омейядов в Дамаске, 705-15)]. С 13-14 вв. они занимают всё иол ее значит. место в книжной миниатюре, где в 16-17 вв. пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок и "ковровой" плоскостностью композиций, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде, каждая деталь к-рого исполнена поэтич. прелести. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в ср.-век. иск-ве Индии (особенно в миниатюрах,- начиная смоголъской школы),Индокитая и Индонезии (напр., образы тропич. леса в рельефах на мифологические и эпические темы).

Исключительно важное положение занимает П. как самостоят. жанр в живописи ср.-век.Китая,где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона(дао)[эта концепция находит прямое выражение в П. типа "шань-шуй" ("горы-воды")]. В прочтении кит. П. существенную роль играют стихотворные надписи, символич. мотивы, знаменующие возвышенные духовные качества (горная сосна, бамбук, дикая слива "мэйхуа"), человеческие фигурки, пребывающие в пространствах, к-рые кажутся беспредельными из-за введения в композицию обширных водных гладей и туманной дымки, а также благодаря тому, что отдельные пространств, планы кит. П. не разграничиваются, а свободно перетекают один в другой, подчиняясь общему декоративному решению картинной плоскости. Среди крупнейших мастеров кит. П. (сложившегося ещё в 6 в.) - Го Си (11 в.), Ма Юань, Ся Гуй (оба - кон. 12-1-я пол. 13 вв.), Му-ци (1-я пол. 13 в.). Япон. П., сформировавшийся к 12-13 вв. и испытавший сильнейшиевлияниякит. иск-ва, отличается обострённой графичностью (напр., у Сессю, 15 в.), тяготением к изоляции отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец (18-19 вв.), более активной ролью человека в природе (ксилографические пейзажи Хокусай и Хиро-сиге).

Дунь Юань. "Речной пейзаж". Живопись тушью на шёлковом свитке. 2-я пол. 10 в. Музей Гугун. Пекин, Фрагмент.

Джованни Беллини. "Св. Франциск Ассизский". 1470-е гг. Собрание Фрик. Нью-Йорк.

В зап.-европ. иск-ве 13-15 вв. тенденции к чувственно убедит. трактовке мира приводят к тому, что пейзажный антураж начинает осмысляться как принципиально важная часть духовной атмосферы произведения. Условные (золотые или орнаментальные) фоны сменяются пейзажными фонами, нередко разрастающимися до размеров широкой панорамы мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии 13-14 вв.; бургундские и нидерл. миниатюристы 14-15 вв.; бр. X. и Я. ван Эйки в Нидерландах; К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии 1-й пол. 15 в.). Ренессансные художники обращаются к непосредств. изучению натуры, создавая наброски и акварельные этюды, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства, руководствуясь представлениями о рационалистичности законов мироздания и возрождая концепцию о П. как реальной среде действия (последний момент был особенно характерен для итал. мастеровкватроченто).Значительное место П. занимает в творчестве Мантеньи, Пьеро делла Франческа, П. Перуджино, Леонардо да Винчи, Джентиле и Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана, Дж. Кампаньолы, Доссо Досси в Италии, Хуго ван дер Гуса, Г. Давида, Гертгена тот Синт-Янса, X. Босха в Нидерландах, А. Дюрера, М. Нитхардта в Германии, мастеровдунайской школыв Германии и Австрии. В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывающегося первоначально в графике (А. Дюрер и дунайская школа) и в малоразмерных живописных композициях, где образ природы или составляет единств. содержание картины (А. Альтдорфер), или безраздельно главенствует над сценками переднего плана (эту традицию открывает нидерландец И. Патинир). Если итал. художники стремятся подчеркнуть гармонич. созвучие человеческого и природного начал, а в гор. пейзажных фонах воплотить представление об идеальной архитектурной среде, то нем. мастера особенно охотно обращаются к дикой природе, нередко придавая ей катастрофически-бурный облик. Совмещение пейзажного и жанрового моментов, типичное для нидерл. иск-ва, приводит к наиболее ярким результатам в произв. П. Брейгеля Старшего, отличит. чертами к-рых является не только грандиозность панорамных композиций, но и глубочайшее проникновение в специфику нар. жизни, органически связанной с ландшафтным окружением. В зрелом ренессансном П. в целом (будь то 3-плановый панорамный, мировой П., сельский или лесной вид) космически-всеобщее неизменно преобладает над топографически-конкретным и осн. темой становится жизнь земли как одухотворённого организма. В 16 - нач. 17 вв. у ряда нидерл. мастеров (Херри мет де Блес, Йоссе де Момпер, Гиллис ван Конинксло) традиционные черты ренессансного П. переплетаются с маньеристической фантастикой, подчёркивающей субъективно-эмоциональное отношение художника к миру.

К нач. 17 в. в творчестве итальянца Аннибале Карраччи, нидерландца II. Бриля и немца А. Эльсхеймера оформляются принципы идеального П., подчинённого идее разумного закона, скрытого под внеш. многообразием различных аспектов природы. В иск-веклассицизмаокончательно закрепляется система кулисной 3-плановой композиции, а также утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного П.-картины. Наряду с этим П. становится носителем высокого этич. содержания, что особенно характерно для творчества Н. Пуссена и Лоррена, произв. к-рых представляют собой два варианта идеального П.- героический и идиллический. В барочном П. (фламандец П. П. Рубенс, итальянцы С. Роза и А. Маньяско) преобладают образы, воссоздающие стихийную мощь природы. Элементыпленэрапоявляются в отмеченных необычайной свежестью восприятия пейзажах Д. Веласкеса. Голл. живописцы и графики 17 в. (Я. ван Гойен, X. Сегерс, Я. ван Рёйсдал, М. Хоббема, Рембрандт), детально разрабатывая свето-воздушную перспективу и системувалёров,соединяют в своих произведениях ощущение изменчивости мира с идеей постоянной взаимосвязи обжитой, интимно близкой человеку среды и величавых, поистине беспредельных пространств природы. Голл. мастера создали многообразные типы нац. П. (в т. ч.маринуи гор. П.), сохранившиеся вплоть до 20 в.

С 17 в. широко распространяется топографический видовой П. (гравёры - немец М. Мериан и чех В. Голлар), развитие к-рого было во многом предопределено применениемкамеры-обскуры,позволившей с невиданной до сих пор точностью переносить отд. мотивы на холст или бумагу. Такого рода П. в 18 в. достигает расцвета в насыщенных воздухом и светом итал. гор. видах, т. н. ведутах (живописцы Каналетто, Б. Беллотто). Качественно новый этап открывают произв. Ф. Гварди, выделяющиеся виртуозным воспроизведением влажной свето-воздушной среды. Видовой П. играет также решающую роль в становлении П. в странах, где до 18 в. не было самостоят. пейзажного жанра (напр., в России, где крупнейшими представителями видового П. в 18 в. были графики А. Ф. Зубов, М. И. Махаев, живописец Ф. Я. Алексеев). Особое место занимает графич. пейзаж итальянца Дж. Пиранези, проникнутый романтикой руин и наделяющий памятники антич. зодчества сверхчеловеческой грандиозностью. Классицистич. традиция идеального П. обретает изысканно декоративистское истолкование в духерококо(П. руин француза Ю. Робера), отчасти связанное с особенно частым в 18 в. применением серийных пейзажных панно, зрительно расширяющих реальное пространство интерьера; однако в целом идеальный П., занявший (под назв. исторического или мифологического) второстепенное положение в классицистич. системе жанров, на протяжении 18 в. вырождается в академич. направление, подчиняющее природные мотивы отвлечённым композиц. вариациям. Предромантич. веяния угадываются в интимно-лирич. парковых фонах в картинах А. Ватто, О. Фрагонара во Франции, а также в творчестве родоначальников англ. школы П.- Т. Гейнсборо, Р. Уилсона.

Дж. С. Котмен. "Мост через реку Грета". Акварель. Ок.1806. Британский музей. Лондон.

В кон. 18-1-й пол. 19 вв. в П. преобладают романтич. тенденции (Дж. Кром, Дж. С. Котмен, Дж. Р. Козенс, Дж. Тёрнер в Англии; Ж. Мишель во Франции; К. Д. Фридрих в Германии; Ю. К. К. Даль в Норвегии; огромную роль П. играет также в творчестве Ф. Гойи и Т. Жерико). Важное значение П. в художеств. системе романтизма объясняйся тем, что романтики сближали жизнь человеческой души с жизнью природы, видя в возврате к естеств. среде средство для исправления моральных и социальных несовершенств. Обострённое внимание к видам, с наибольшей чистотой воплощающим в себе категориивозвышенногои живописного, сосуществует у них с чуткостью к индивидуальной неповторимости огд. состояний природы, к своеобразию нац. ландшафтов. Последние черты особенно заметны в творчестве Дж. Констебла, в наибольшей мере способствовавшего эволюции П. от идеализированных решений к образам, сохраняющим свежесть натурного этюда. Обобщённость, поэтическая просветлённость восприятия мира, а также интерес к проблемам пленэра характерны не только для Дж. Констебла, но и для др. мастеров, стоящих у истоков нац. школ реалистич. П. (ранний К. Коро во Франции; отчасти К. Блехен в Германии; А. А. Иванов, отчасти С. Ф. Щедрин и М. И. Лебедев в России).

Представители реалистич. П. сер. и 2-й пол. 19 в. (К. Коро,барбизонская школа, Т.Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Буден во Франции;маккъяйолив Италии; А. Менцель и отчастидюссельдорфская школав Германии; Я. Б. Йонгкинд игаагская школав Голландии) стремятся показать внутр. достоинство природы посредством раскрытия объективной сути происходящих в ней процессов. Пейзажисты этого периода добиваются естественности и простоты композиции (в частности, отказываясь в большинстве случаев от "вселенских", панорамных видов), детально разрабатывают светотеневые и валёрные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость среды. Унаследованное от романтизма этико-философское звучание П. принимает теперь более демократическую направленность.

В рус. П. 19 в. романтические традиции играют ведущую роль в творчестве Ф. М. Матвеева, Воробьёва и И. К. Айвазовского. На 2-ю пол. 19 в. приходится расцвет реалистического П., тесно связанного с деятельностьюпередвижников.Преодолевая искусственность и театрализованность академич. П., рус. художники обращаются к родной природе (Л. Л. Каменев, М. К. Клодт), мотивы к-рой отличаются особой монументальностью и эпич. размахом в произв. И. И. Шишкина. Тенденция к изображению переходных состояний природы, лирич. насыщенность, свойственная творчеству А. К. Саврасова, обретает драматически напряжённый оттенок у Ф. А. Васильева. Позднеромантические веяния проступают в произв. А. И. Куинджи, сочетавшего пристрастие к сильным эффектам освещения с декоративной трактовкой картинной плоскости. В кон. 19 в. линия эмоционально-лирич. П. находит продолжение в П. настроения; к такого рода П. относятся отмеченные мягкой созерцательностью произв. В. Д. Поленова и особенно полотна И. И. Левитана, сочетавшего интимный психологизм с возвышенным социально-философским толкованием пейзажных мотивов.

Доминирующее значение обретает П. у мастеровимпрессионизма,считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа. Важнейшим компонентом произв. импрессионисты сделали вибрирующую свето-воздуш-ную среду, обволакивающую все предметы и тем самым обеспечивающую нерасторжимую слитность и однородность природы и человека. В их работах была также дана многогранная и динамичная картина жизни совр. города, благодаря чему гор. П. обрёл равные права с изображениями природы. На рубеже 19-20 вв. в П. складывается несколько направлений, коренным образом перерабатывающих импрессионистич. принципы. П. Сезанн утверждает в своих произв. монументальность и мощь природы; его пейзажи порой (особенно в позднем творчестве) абсолютно свободны от присутствия человека (т. е. стаффажных фигурок) и в каждой частице своей несут следы творческих усилий мастера. Ж. Сера подчиняет мотивы среды строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям. В. ван Гог стремится к повышенному, нередко трагич. эмоциональному звучанию пейзажных образов, придавая отд. деталям П. почти человеческую одушевлённость. Произв. П. Гогена, радикально переосмысляющего образ П.- идиллии, содержат мн. черты П.символизма.Художники, связанные с символизмом и"модерном"("яябм" во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, А. Галлен-Каллела в Финляндии), вносят в П. мысль о таинственном сродстве человека и "матери-земли" (отсюда-популярные в этот период типы П.- мечты и П.-воспоминания), обыгрывают в своих композициях различного рода "сквозные формы" (ветви, корни, стебли и т. д.), орнаментальная компоновка которых создаёт иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы. В это же время усиливаются типичные для нац.-романтич. течений поиски обобщённого образа родины, нередко насыщенного фольклорными или ист. реминисценциями и сочетающего в себе наиболее устоявшиеся приметы нац. ландшафта (поляк Ф. Рущиц, чех А. Славичек, латыш В. Пурвит).

М. Утрилло. "Набережная Анжу". 1925. Национальная галерея современного искусства. Рим.

В иск-ве 20 в. мастерафовизмас помощью радостных или драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают декоративные качества и динамич. напряжённость ландшафта. Общим для модернистских течений 20 в. является тяготение к деформации пейзажного изображения, нередко превращающее П. в предлог для отвлечённых построений, в своеобразное переходное звено кабстрактному искусству(подобную роль П. сыграл в творчестве голландца П. Мондриана, швейцарца П. Клее и русского В. В. Кандинского, где он окончательно утратил всякую жанрово-изобразит. специфику). Модернистский индустриальный П. трактует мир техники как антиприроду, непреодолимо враждебную людям (амер. живописцы Ч. Демут, Н. Спенсер, Ч. Шилер), а в гор. П. окружающая среда принимает то заострённо агрессивный (гор. П. футуристов и экспрессионистов), то отчуждённый облик, проникнутый настроениями трагической безысходности или тоски. Вместе с тем бурно развивается П. реалистического и национально-романтического толка, в к-ром образы первозданно прекрасной природы часто превращаются в прямую антитезу капиталистической цивилизации (Б. Паленсия в Испании, Кьярваль в Исландии, "группа семи" в Канаде, Р. Кент в США, А. Наматжира в Австралии).

В русском П. на рубеже 19-20 вв. реалистич. традиции 2-й пол. 19 в. переплетаются с влияниями импрессионизма и "модерна". Близки к левитановскому П. настроения, но более камерны по духу произв. В. А. Серова, Л. В. Туржанского, изображающие преим. скромные, лишённые внеш. эффектности виды и отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита. Соединение лирич. интонаций с повышенной звучностью цвета характерно для творчества К. А. Коровина и в особенности И. Э. Грабаря. Нац.-романтич. черты присущи произв. А. А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям К. Ф. Юона; фольклорный, ист. или лит. момент играет важную роль у А. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, а также в героич. пейзажах К. Ф. Богаевского. В кругу мастеров"Мира искусства"культивируется тип П.-воспоминания, возникают элегичныеисторико-архит. виды (А. Н. Бенуа, e. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева), остродраматичный гор. П. (М. В. Добужинский). Среди вариаций на тему ирреального П.-мечты в духе В. Э. Борисова-Мусатова, типичных для художников "Голубой розы", выделяются ориенталистские композиции П. В. Кузнецова и М. Сарьяна, а также картины Н. П. Крымова, стремившегося к строгой уравновешенности колористич. и композиционных решений. В П."Бубнового валета"энергичный колористич. строй сосуществует с лаконичной композицией, деформирующей реальный мир, но вместе с тем в нек-рой степени выявляющей его пластич. мощь.

Для сов. П., проникнутого духом социалистич. реализма, наиболее характерны образы, раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира, тесную связь её с преобразовательной деятельностью людей, строительством социализма. В этой области выдвинулись мастера, сложившиеся в дореволюционный период, но теперь вступившие в новую фазу творческого развития (В. Н. Бакшеев, И. Э. Грабарь, Н. П. Крымов, А. В. Куприн, А. П. Остроумова-Лебедева, А. А. Рылов, К. Ф. Юон и др.), а также художники, чья деятельность уже всецело связана с сов. временем (Л. И. Бродская, С. В. Герасимов, А. М. Грицай, В. В. Мешков, Н. М. Ромадин, Я. Д. Ромас, Б. Я. Ряу-зов, С. А. Чуйков). В 1920-е гг. зарождается сов. индустриальный П. (Б. Н. Яковлев и др.), складывается тип мемориального П. (напр., полотна В. К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны). В 30-50-е гг. преимущественное распространение получает П.-картина, основанная на тщательном переосмыслении этюдного материала. В произведениях сов. пейзажистов сквозь черты к.-л. конкретной местности всё чаще проступает синтетич. образ Родины, благодаря чему даже виды, традиционно связанные с романтич. концепцией П. (напр., виды Крыма или Крайнего Севера), лишаются налёта экзотич. отчуждённости. Художников привлекают мотивы, позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, динамич. сдвиги в пространственном восприятии мира, связанные с созидательным трудом советского человека (А. А. Дейнека, Г. Г. Нисский). В республиканских школах сов. П. ведущее место принадлежит творчеству И. И. Бокшая, А. А. Шовкуненко на Украине, Д. Какабадзе в Грузии, М. Сарьяна в Армении, У. Тансыкбаева в Узбекистане, А. Жмуйдзинавичюса и А. Гудайтиса в Литве, Э. Китса в Эстонии. В 60-е гг. сохраняет значение принцип П.-картины, но на первый план выступает тяготение к обострённой декоративности колорита, к обнажённым, активно воздействующим на зрителей композиционным ритмам. Среди наиболее значительных советских пейзажистов, выдвинувшихся в 50-60-е гг.,- Б.Ф. Домашников, Т. Салахов, В. Ф. Стожаров и др.

Т. Салахов. "Утренний эшелон". 1958. Музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку.

Лит.:Фёдоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII - нач. XIX века, М., 1953; его же, Советский пейзаж, М., 1958; его же, Русский пейзаж конца XIХ- начала XX века, М., 1974; Мальцева Ф., Мастера русского реалистического пейзажа, в. 1 - 2, М., 1952-59; Мастера советского пейзажа о пейзаже, М., 1963; Сопоцинский О., Образ нашей Родины в советской живописи, М., 1963; Виноградова Н. А., Китайская пейзажная живопись, М., 1972; Калитина Н., Французская пейзажная живопись. 1870-1970, Л., 1972; Friedlander М., Essays uber die Landschaftsmalerei und andere Bildgattungen, Den Haag, 1947 (нов. изд.- Munch., 1953); Clark K., Landscape into art, L., [1949]; Borsch-Supan e., Garten-, Landschafts-und Paradiesmotive im Innenraum, B., 1967; Santini E.. Modern landscape painting, N. Y., 1971; Росhat G., Figur und Landschaft, В.-N.Y., 1973.




  1. пейзажlat.i paysageпейзаж...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  2. пейзажфр. мсцевсть . Обмежений простр який сприйматься з певно точки зору фрагменти природного штучного середовища що викликають певний настрй. . В образотворчому декоративн...Архітектура і монументальне мистецтво
  3. пейзажПейзаж...Белорусско-русский словарь
  4. пейзажпейзаuж м...Болгарско-русский словарь
  5. пейзажфранц. paysage от pays страна местность реальный вид какойлибо местности в изобразительных искусствах жанр или отдельное произведение в котором основным предметом изобр...Большая Советская энциклопедия II
  6. пейзажм. paesaggio m panorama veduta f вид Итальянорусский словарь. Синонимы ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. пейзажпейзаж м Landschaft f c Landschaftsgemlde n d картинаСинонимы ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. пейзажмLandschaft f Landschaftsgemlde n картина ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. пейзажм.paisaje mem vista f...Большой русско-испанский словарь
  10. пейзажсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  11. пейзажм. видem paysage m vue f картинаem paysage m tableau m...Большой русско-французский словарь
  12. пейзажмен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  13. пейзажм. видem paysage m vue f картинаem paysage m tableau m Синонимы ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. пейзажфранц. paysage от pays местность вид изображение какойлибоместности в живописи и графике жанр и отдельное произведение в которомосновной предмет изображения природа. Ча...Большой энциклопедический словарь II
  15. пейзажПЕЙЗАЖ франц. paysage от pays местность вид изображение какойлибо местности в живописи и графике жанр и отдельное произведение в котором основной предмет изображения пр...Большой Энциклопедический словарь V
  16. пейзажу ч.i Загальний вигляд якось мсцевост картина природи кравид. Картина або малюнок з зображенням кравиду. тлькиi одн. Жанр творв образотворчого мистецтва присвячений зобр...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  17. пейзажвернисаж иудейских причсок недосказанный тост тост за женщин или за жизнь или....Весёлый этимологический словарь
  18. пейзажпейзаж у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  19. пейзажфранцузское paysage от pays местность вид изображение какойлибо местности жанр изобразительного искусства в котором основной предмет изображения природа в том числе вид...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  20. пейзажНасыщенный яркими красками пейзаж снится к тому что зрелый человек снова почувствует себя юным и созданным для любви. Вас ожидает прилив жизненных сил которые сделают вас...Интимный сонник
  21. пейзажПЕЙЗАЖ а м. paysage m. strong. Общий вид какойлибо местности картина природы.em БАС. Пейзаж. . МАХ. В. Н. Сергеев К истор. терм. изобр. иск.em Материалы . Пейзаж пр...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  22. пейзажфранц. жанр изобразительного искусства в котором основным предметом изображения является природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей арх...История и теория культуры
  23. пейзажпейзаж пейзаж тартрисовать пейзаж сонун жер эстен кетпес пейзаж прекрасное место незабываемый пейзаж....Киргизско-русский словарь
  24. пейзажпейзаж ср. манзара...Крымскотатарско-русский словарь II
  25. пейзажПейзаж topia...Латинский словарь
  26. пейзажПейзаж у художников Обычно это блюдо со шпинатом.Синонимы ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Лексикон прописных истин
  27. пейзажв литературе франц. paysage картина природы тип художественного образа которым представлена картина открытого пространства. Поскольку основными предметами изображения в ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  28. пейзажПЕЙЗАЖ изображение природы в литературе и живописи иначе образ природы в художественном произведении слово П. происходит от французского pays страна местность. Из обла...Литературная энциклопедия
  29. пейзажизображение природы в литре и живописи иначе образ природы в художественном произведении слово П. происходит от французского pays страна местность. Из области пространс...Литературная энциклопедия II
  30. пейзажПЕЙЗАЖ изображение природы в литературе и живописи иначе образ природы в художественном произведении слово П. происходит от французского pays страна местность. Из обла...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  31. пейзажПЕЙЗАЖ в литературе франц. paysage от pays страна местность один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения описание природы шире любог...Литературный энциклопедический словарь
  32. пейзажа м.em Общий вид какойл. местности картина природы ландшафт.Горный пейзаж. Лесной пейзаж. Северный пейзаж. Индустриальный пейзаж.em Ослепительно роскошный пейзаж предста...Малый академический словарь
  33. пейзажВид описания нацеленный на изображение природы картин окружающего мира.Синонимы ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
  34. пейзажфр. Paysage страна местность жанр изобразительного искусства имеющий своим предметом изображение окружающей природы ландшафтов городов исторических памятников растений....Мировая художественная культура. Словарь
  35. пейзажкорень ПЕЙЗАЖ нулевое окончаниеОснова слова ПЕЙЗАЖВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ПЕЙЗАЖ Слово Пейзаж содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  36. пейзажНачальная форма Пейзаж винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  37. пейзажпейзаж м. Общий вид какойл. местности. а Картина или рисунок изображающие природу. б Вид природы в жанровых произведениях живописи. Жанр произведений в области живопис...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  38. пейзажпейзаж пейзаж а тв. ем...Орфографический словарь
  39. пейзажu мu Тв.u пейзажем мн.u пейзажи Р.u пейзажей ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Орфографический словарь русского языка
  40. пейзажпейзаж менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  41. пейзажпейзажжу м.em на ж р. мн.em ж...Орфоепічний словник української мови
  42. пейзажпеийзаж жу м. на ж р. мн. ж....Орфоэпический словарь украинского языка
  43. пейзажтабиат крнс...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  44. пейзажпейзаж....Осетинско-русский словарь
  45. пейзажВ иконописи до XVII в. изображение элементов природы как правило горок и условно трактуемых растений. В XVII в. на фоновой части икон и настенной живописи постепенно появ...Основы православной культуры
  46. пейзажпейзаж пейзажи пейзажа пейзажей пейзажу пейзажам пейзаж пейзажи пейзажем пейзажами пейзаже пейзажах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  47. пейзажОрфографическая запись слова пейзаж Ударение в слове пейзаж Деление слова на слоги перенос слова пейзаж Фонетическая транскрипция слова пейзаж [пизаш] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  48. пейзажПейзаж жу жев заж жв...Правописний словник Голоскевича
  49. пейзажкрайовид крайобраз пейзаж жу....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  50. пейзажПЕЙЗАЖ франц. paysage от pays страна местность жанр изобр. исква или отд. произв. этого жанра в кром осн. предметом изображения является природа. К осн. видам П. относя...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  51. пейзажпейзаж а твор. п. емСинонимы ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Русский орфографический словарь
  52. пейзажlandskap eo pejzao...Русский-африкаанс словарь
  53. пейзажМ . mnzr . rss. mnzr kli . db. tbit tsviri....Русско-азербайджанский словарь
  54. пейзажпейзаж м.i. видi view scenery landscape . картинаi landscape...Русско-английский словарь
  55. пейзажпейзаж м. . вид местности landscape scenery . картина landscape пейзажист м. пейзажистка ж. landscape painter пейзажный landscape attr. пейзажная живопись landscape pa...Русско-английский словарь II
  56. пейзажN...Русско-армянский словарь
  57. пейзажПейзаж краявд пейзаж...Русско-белорусский словарь
  58. пейзажi пейзаж муж.iкраявд муж.i жив.i пейзаж муж.i...Русско-белорусский словарь II
  59. пейзажПейзаuж м...Русско-болгарский словарь
  60. пейзажtj tjkp tj vidk ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Русско-венгерский словарь
  61. пейзажпейзаж м картина...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  62. пейзажпейза ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Русско-ивритский словарь
  63. пейзажпейзаж. табиат сурет. табиат крнсн тсрген кескндеме нер туындысы...Русско-казахский словарь
  64. пейзажтабиат крнс...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  65. пейзажпейзаж...Русско-казахский терминологический словарь «Биология»
  66. пейзажпейзаж...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  67. пейзажм. пейзаж . кандайдыр бир жердин табияттын крнш . табияттын крнштр тартылган картина....Русско-киргизский словарь
  68. пейзажвидem fngjng jngs shnshu картинаem fngjnghu shnshuhuСинонимы ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Русско-китайский словарь
  69. пейзажManzara krni вид...Русско-крымскотатарский словарь
  70. пейзажманзара корюниш вид...Русско-крымскотатарский словарь II
  71. пейзажainava dabas skats peiza ainava...Русско-латышский словарь
  72. пейзажvietovaizdis...Русско-литовский словарь
  73. пейзажГазрын трх байдал газар нутгийн байдал уул усны байдал...Русско-монгольский словарь
  74. пейзажм. Landschaft f картина тж. Landschaftsbild n....Русско-немецкий словарь
  75. пейзажLandschaft граф. жив. мотив с очень широким пространственным охватомem Panorama...Русско-немецкий словарь по искусству
  76. пейзажLandschap...Русско-нидерландский словарь
  77. пейзажпейзажм тк. картина....Русско-новогреческий словарь
  78. пейзажlandskap sceneri ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Русско-норвежский словарь
  79. пейзаж...Русско-персидский словарь
  80. пейзажpejza krajobraz...Русско-польский словарь
  81. пейзажмpaisagem fu vista f ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Русско-португальский словарь
  82. пейзажПейзажmandhari мн....Русско-суахили словарь
  83. пейзажпейзаж манзараи табиат...Русско-таджикский словарь
  84. пейзажм manzara grnm картинаem manzara peyzaj Синонимы ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Русско-турецкий словарь
  85. пейзажmanzara peyzaj...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  86. пейзажmanzara...Русско-узбекский словарь Михайлина
  87. пейзажmem maisemaрный пейзаuж vuoristomaisema maisemakuva...Русско-финский словарь
  88. пейзажkrajina krajinka krajinomalba scenrie...Русско-чешский словарь
  89. пейзажсущ.муж. сын. вид пейзаж санлах дут данталйк илемпе палрса таракан вырн волжские пейзажи Атл снлхсем. пейзаж дут анталка сйнлакан укерчк акварельные пейзажи акварельпе ке...Русско-чувашский словарь
  90. пейзажLandskap...Русско-шведский словарь II
  91. пейзаж.strong maastik.strong maastikumaal maastikupilt maastikuvaade...Русско-эстонский словарь
  92. пейзажпейзаж а емСинонимы ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Русское словесное ударение
  93. пейзажПЕЙЗАЖ фр. от pays край страна. То же что ландшафт картина местности. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ПЕЙЗАЖ кн. вид картина при...Словарь иностранных слов русского языка
  94. пейзажвид изображение какойлибо местности. Жанр живописи и графики в котором предмет изображения природа....Словарь исторических терминов
  95. пейзажВид описания нацеленный на изображение природы картин окружающего мира.Синонимы ведута вид картина ландшафт марина рисунок фотопейзаж...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  96. пейзажот фр. paysage от pays страна местность описание природы как части реальной обстановки в которой разворачивается действие картина природы. П. может подчеркивать или пер...Словарь литературоведческих терминов
  97. пейзажe scenery f paysage d Landschaft Общий вид какойн. местности напр. городской сельской морской горный пейзаж и др. Красивый природный пейзаж часто используется в качестве ...Словарь международных туристских терминов
  98. пейзажпейзаж см. вид картина...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  99. пейзажПЕЙЗАЖ пеи аem м.iФр. paysage.Иск.iЖивописное изображение сельской местности картина природы ландшафт.Удостоившимся втораго награждения золотой медали .em в пейзажах Се...Словарь русского языка XVIII в
  100. пейзажпейзажСм. вид картина....Словарь синонимов II
  101. пейзажпейзаж См. вид картина. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. пейзаж вид картина ландшафт марина рисунок веду...Словарь синонимов II
  102. пейзажпейзаж вид картина ландшафт марина рисунок ведута...Словарь синонимов
  103. пейзажпейзаж веселенький Помяловский мирный МаминСибиряк мягкий Златовратский тихий Златовратскийdd Эпитеты литературной русской речи. М Поставщик двора Его Величества товари...Словарь эпитетов III
  104. пейзажпейзаж ч. фр. вд крана мсцевсть . Загальний вигляд якось мсцевост картина природи кравид ландшафт. . Картина або малюнок з зображенням кравиду. . Жанр творв образотворчог...Словник іншомовних слів
  105. пейзажпейзаж франц. paysage вд pays крана мсцевсть . лт. Опис зображення природи засобами художнього слова. . Жанр живопису присвячений зображенню природи мст архтектурних ком...Словник іншомовних слів Мельничука
  106. пейзажкравид ляндшафт твр мистецтва картина малюнок....Словник синонімів Караванського
  107. пейзажКРАВИДstrong мсцевсть що розкриваться перед очима ЛАНДШАФТstrong ПЕЙЗАЖstrong ПЕРСПЕКТИВАstrong ВИДstrong розм. ВИГЛЯДstrong розм. Гуцульське село це ряд панорам ряд пре...Словник синонімів української мови
  108. пейза́жПЕЙЗАЖ у ч. . Загальний вигляд якось мсцевост картина природи кравид. Обидв гори вкрит травою та подекуди старими рдкими дубами. Мж ними глибока узька долина з проваллям ...Словник української мови в 11 томах
  109. пейзажПЕЙЗАЖ у ч. Загальний вигляд якось мсцевост картина природи кравид.Обидв гори вкрит травою та подекуди старими рдкими дубами. Мж ними глибока вузька долина з проваллям на...Словник української мови у 20 томах
  110. пейзажКравид...Словник чужослів Павло Штепа
  111. пейзажПЕЙЗАЖ французское paysage от pays местность вид изображение какойлибо местности жанр изобразительного искусства в котором основной предмет изображения природа в том чи...Современная энциклопедия
  112. пейзажПЕЙЗАЖ франц . paysage от pays местность вид изображение какойлибо местности в живописи и графике жанр и отдельное произведение в котором основной предмет изображения пр...Современный энциклопедический словарь
  113. пейзажВидеть во сне замечательный по своей красоте природный пейзаж предвещает приятное времяпрепровождение в кругу друзей. Если вы видите пейзаж гористой местности это предве...Сонник от А до Я
  114. пейзажфр. рaуsage вд pays кpана мiсцевiсть каpтини пpиpоди в художньому маляpському твоpi....Стилістичні терміни
  115. пейзажфранц.u paysage от pays страна местность изображение картин природы. Функции пейзажа в художественном произведении определяются его методом жанровородовой принадлежност...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  116. пейзажпейзаж сущ.em м.em употр. сравн. часто Морфология нет чего пейзажаstrong чему пейзажуstrong вижу что пейзажstrong чем пейзажемstrong о чм о пейзажеstrong мн. что пейзажиs...Толковый словарь Дмитриева
  117. пейзажПЕЙЗАЖ м. франц. ландшафт немецк. видопись картина местности вид природы сельский вид. Пейзажный живописец пейзажист пишущий виды видописец....Толковый словарь живого великорусского языка
  118. пейзажпейзаж [фр. paysage pays...Толковый словарь иностранных слов
  119. пейзажПЕЙЗАЖ а м. . Общий вид какойн. местности. Волжский п. . Рисуноккартина изображающая виды природы а также описание природы в литературномпроизведении. Пейзажи русских худ...Толковый словарь Ожегова
  120. пейзажПЕЙЗАЖ пейзажа м. фр. paysage. . Картина природы вид какойн. местности книжн. Взорам путников открылся чудный пейзаж. Северный южный пейзаж. . Картина рисунок изображающи...Толковый словарь русского языка II
  121. пейзажпейзаж пейзаж а м. Общий вид какойн. местности. Волжский п. Рисунок картина изображающая виды природы а также описание природы в литературном произведении. Пейзажи русски...Толковый словарь русского языка II
  122. пейзажПЕЙЗАЖ а м. . Общий вид какойнибудь местности. Волжский пейзаж . Рисунок картина изображающая виды природы а также описание природы в литературном произведении. Пейзажи р...Толковый словарь русского языка
  123. пейзажу ч. Загальний вигляд якось мсцевост картина природи кравид. Картина або малюнок з зображенням кравиду. тлькиem одн. Жанр творв образотворчого мистецтва присвячений зо...Толковый словарь украинского языка
  124. пейзажУдарение в слове пейзажУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове пейзаж...Ударение и правописание
  125. пейзажLandscape view scenery...Українсько-англійський словник
  126. пейзаж...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  127. пейзажLandskabsbillede...Українсько-датський словник
  128. пейзаж...Українсько-китайський словник
  129. пейзажLandskapsbilde...Українсько-норвезький словник
  130. пейзаж[pejza]...Українсько-польський словник
  131. пейзажу m . pejza . krajobraz...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  132. пейзажLandskapsmleri...Українсько-шведський словник
  133. пейзажRzeczownik пейзаж m widok m krajobraz m Malarski pejza m...Универсальный русско-польский словарь
  134. пейзажпейзаж пейзажи пейзажа пейзажей пейзажу пейзажам пейзаж пейзажи пейзажем пейзажами пейзаже пейзажах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синони...Формы слова
  135. пейзажПейзаж франц. paysage от pays страна местность жанр изобразительного искусства или отдельные произведения этого жанра в котором основным предметом изображения является д...Художественная энциклопедия
  136. пейзажПЕЙЗАЖ от франц. paysage синоним географического ландшафта в работах В. П. СеменоваТянШанского Жизненные элементы Земли сконцентрированные на определенном пространстве с...Экологический словарь
  137. пейзажПейзаж Пеаж Пайз Пай Паз Паж...Электронный словарь анаграмм русского языка
  138. пейзажПейзаж Пейзажная живопись в высшем ее назначении имеет целью передавать в картине ошущения производимые в художнике природой насколько они могут быть вызваны одним оптиче...Энциклопедический словарь
  139. пейзажжанр искусства воспроизводящий естественную природу а также картину природы в той или иной степени измененной человеком например пейзаж городской или индустриальный....Энциклопедический словарь СМИ
  140. пейзажПейзажная живопись в высшем ее назначении имеет целью передавать в картине ошущения производимые в художнике природой насколько они могут быть вызваны одним оптическим пу...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  141. пейзажПейзаж фр.em paysage в живописи и графике жанр и отдельные произведения в котором основной предмет изображения природа. Часто изображаются виды архитектурных комплексов...Энциклопедия культурологии
  142. пейзажПейзажstrong. Заимств. в XVIII в. из франц. яз. где paysagei суф. производное от paysi lt ср.лат. pagensisi сельский суф. образования от pagusi село деревня. Пейзажi бук...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  143. пейзажЭто слово имеющее значение сельский вид заимствовано из французского в котором paysage образовано суффиксальным способом от pays восходящего к латинскому pagus село дере...Этимологический словарь Крылова
  144. пейзажЗаимств. в XVIII в. из франц. яз. где paysageem суф. производное от paysem ampLT ср.лат. pagensisem сельский суф. образования от pagusem село деревня. Пейзажem буквально...Этимологический словарь русского языка