Большая советская энциклопедия

ОДЕЖДА

ОДЕЖДА,искусственные покровы человеческого тела. О. в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т. д. Украшения лишь дополняют О.

Наряду сжилищемО. возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий. Нек-рые бурж. учёные признают эту утилитарную причину происхождения О., но многие занимают идеалистич. позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетич. побуждения (О. якобы возникла из украшений), религ. и магич. представления и т. д.

О.- одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднегопалеолитаобнаружены кам. скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для О., кроме шкур, были листья, трава, древеская кора (напр.,тапа ужителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. мор. животных, птичьи шкурки. Научившись в эпохунеолитаискусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка).

Шитой О. предшествовали её прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берёт начало разного рода плечевая О.; впоследствии из неё возниклитога, туника, пончо, бурка,рубаха и т. п. От набедренного прикрытия произошла поясная О. (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь - сандалии или кусок шкуры животного, обернутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян,чувяккавказских народов,мокасинамер. индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Вост. Европе) и дерево (башмаки у нек-рых народов Зап. Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религ.-магич. представлениями (напр., изображали голову к.-л. животного).

О. обычно бывает приспособлена к условиям географич. среды. В разных климатич. зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая О. народов зоны тропич. леса (в Африке, Юж. Америке и т. д.) - набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктич. областях О. закрывает всё тело. Северный тип О. подразделяется на умеренно северный и О. Крайнего Севера (последняя - сплошь меховая). Для народов Сибири характерны два вида меховой О.: в приполярной зоне - глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе - распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс О. из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Сев. Америки: у женщин - длинная рубаха, у мужчин - рубаха и высокие ноговицы. Формы О. тесно связаны с хоз. деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип О., удобной для верховой езды,- широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества усиливалось влияние на О. различия обществ, и семейного положения. Дифференцировалась О. мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и др. О. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной О. Уже на ранних этапах истории О. отражала этнич. особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем и общенациональные (что не исключало локальных вариантов).

В О., как правило, проявляется социально-экономич. неравенство различных классов. Так, напр., в О. феодалов, крестьян, духовенства существовали резкие различия в материале, украшениях, а часто и в покрое.

Удовлетворяя утилитарные запросы общества, О. в то же время выражает и его эстетич. идеалы. Художеств, специфика О. как видадекоративно-прикладного искусстваихудожественного конструированияобусловливается гл. обр. тем, что объектом творчества является сам человек. Образуя с ним зрит, целое, О. не может быть представлена вне своей функции. Свойство О. как предмета сугубо личного определило в её создании (моделировании) учёт пропорциональных особенностей фигуры, возраста человека, а также частных деталей его внешности (напр., цвета волос, глаз). В процессе художеств, решения О. эти черты могут подчёркиваться или, наоборот, смягчаться. Эта непосредств. связь О. с человеком породила активное участие, даже соавторство потребителя в утверждении и развитии её форм. Являясь одним из средств воплощения идеала человека той или иной эпохи, О. выполняется в соответствии с её ведущим художеств,стилеми его частным проявлением -модой.Сочетание компонентов О. и предметов, её дополняющих, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой, создаёт ансамбль, наз. костюмом. Осн. средством образного решения в О. является архитектоника. При создании композиции О. используются принципы симметрии или асимметрии, нюанса или контраста, варьируются ритмы. Учитывается соразмерность О. и её частей человеку (масштабность). В число художеств, средств О. входят также фактура, цвет, рисунок материала, его отделки (лент, кружев, меха, фурнитуры - пуговиц, пряжек). Специфич. средство художеств, выразительности О.- её способность видоизменяться в связи с движением человека, что вызывает динамич. связи всех элементов композиции О.Г. С. Маслова, М. Н. Мерцалова, И. А. Андреева.

История стилей одежды.К числу древнейших О., испытавших влияние эстетич. норм, относятся О. Др. Египта. В эпоху Ср. царства (ок. 2050 - ок. 1700 до н. э.) в мужской О. (схенти - набедренная повязка из прямого куска ткани) и женской (каяазирис - прямая рубашка на лямках) применялись драпировки. В эпоху Нового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н. э.) с достижением совершенства в изготовлении тончайших тканей (льняных и хл.-бум.) распространилась плиссированная О. (калазирис, превращённый в юбку на помочах) с присущей ей графич. чёткостью прямых линий. О. из тонких тканей различных цветов, нередко украшенная вышивкой, была привилегией господств, класса. Рабы носили О. из грубого холста или кожи.

В Др. Греции осн. видами мужской и женской О. былихитони гиматий (в виде прямоугольного куска ткани; О. только свободного грека), придававшие облику человека оттенок величавой простоты. Они изготовлялись из эластичных шерстяных или льняных тканей (гл. обр. белых), выявлявших гибкость тела. Обладая живописной,меняющейся светотеневой игрой, др.-греч. О. не утрачивала чёткости композиц. схемы, осн. узлы к-рой акцентировались застёжкой, поясом и т. д. О. рабов обычно состояла из экзомиса - куска прямой грубой ткани, скреплённого на талии и левом плече тесьмой. Обувью служили сандалии с ремнями, высоко обвивавшими голень, башмаки из цветной кожи, украшенной вышивкой. Форма О. у древних римлян, как и у древних греков, создавалась драпировками (крой ещё был мало развит), отличавшимися, однако, большей громоздкостью. Осн. верхней мужской О. свободных граждан была тога (кусок ткани в форме полукруга или овала). Роль нижней мужской и женской О. выполняла туника. В женском костюме поверх неё надевались стола (широкая длинная О. типа хитона) и палла (подобная гиматию).

В Византии с утверждением религ. аскетизма и утратой интереса в пластич. иск-вах к объёмному началу силуэт О. аристократии, сохранявшей элементы рим. костюма, стал жёстким, столпообразным, нивелирующим формы тела, а ткани (шёлковые, парчовые) плотными, тяжёлыми, с крупным плоскостным рисунком.

У многочисл. племён, заселивших терр. Европы после падения Рим. империи (5 в.), существовал принципиально иной подход кО.,к-рая должна была не окутывать тело, а воспроизводить его формы, давая человеку возможность легко двигаться. Так, у народов, пришедших с С. и B.J осн. частями О. были груботканные штаны и рубашка. На их основе сложился такой тип О., как трико, занимавший на протяжении неск. столетий гл. место в европейском костюме. О разнообразии, форм европейской О. романского периода судить трудно ввиду недостатка сохранившихся образцов. Полное представление имеется лишь о костюме Франции, отличавшемся сдержанностью и простотой форм. Костюм феодала, формировавшийся под влиянием рыцарских доспехов, включал короткие штаны-брэ, рубашку-шенс, поверх к-рой носили удлинённую узкую О. (блио) с большими боковыми разрезами. Щенс и блио делали из тканей разных цветов. Верхней О. служил плащ. В женском костюме заметно проявилось римско-визант. влияние.

В 14-15 вв. в Зап. Европе развитие навыков черчения привело к созданию всех видов покроев, существующих и ныне. Совершенствованию кроя способствовало также постижение пластических свойств тканей и зависимости формы О. от расположения нитей на той или иной её части. Эти достижения сыграли значит, роль в возникновении конструктивно-чёткой, графически-изысканной по силуэту О. феодалов и горожан. Мужской костюм этого времени состоял из рубашки, узкой безрукавной куртки-жипон, к к-рой привязывали тесёмками узкие, длинные, обтягивающие ноги штаны-чулки (шоссы). Плотно облегала фигуру, подчёркивая талию, и верхняя О.- котарди (типа удлинённой куртки с низкорасположенным поясом), жакет (в виде короткой куртки; в 15 в.- с расширенными вверху рукавами). Женское платье к сер. 15 в. обрело предельно высокую линию талии, остроугольный (утончающий фигуру) глубокий вырез, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава и асимметрично задрапированную (только с левой стороны) юбку, к-рая, расширяясь книзу, сзади переходила в длинный шлейф. Женский и мужской костюмы к сер. 15 в. всецело подчинились канонам готич. стиля (см.Готика).Удлинённые пропорции силуэта О., высокий, конусообразный головной убор (у женщин он достигал 70смвысоты), остроносая обувь делали фигуру зрительно гибкой и динамичной. Крест, костюм также находился под влиянием готич. стиля, но грубые ткани, из к-рых его изготовляли, сделали его мешковатым и придали ему иные пропорции. Эти различия между О. горожан и крестьян в дальнейшем усилились.

В Италии эпохиВозрождения,к кон. 15 в., силуэт костюма претерпел резкие изменения. Общей особенностью мужской и женской О. сделались спокойные, крупные формы, пропорции к-рых сообщили фигуре устойчивость и монументальность. Для женской О. стали характерны естественно располагающаяся линия талии, пышные рукава, широкая, спадающая свободными складками юбка; весомость женскому облику придавали и сами ткани (напр., атлас, бархат в аристократич. О.) - плотные и тяжёлые, отличавшиеся сочностью красных, зелёных и синих тонов.

С 16 в. образцом начал служить исп. костюм на жестких прокладках и металлич. частях. Элементы мужского костюма: хубон (лиф с пришитой к его низу расклёшенной полосой ткани - баской и высоким стоячим воротом, заменённым в кон. 16 в. широким гофрированным воротником), ропилью (удлинённая куртка с откидными фальшивыми рукавами), кальсес (короткие штаны) - делали на двойной подкладке, набитой ватой или конским волосом. О. на такой подкладке ограничивала движения, подчёркивая тем самым чопорную манеру держаться исп. грандов. Осн. верхней О. были плащи различных форм и размеров. Головным убором служил плоский, низкий берет, заменённый в сер. 16 в. высокой шляпой. Женское платье, туго натянутое на металлич. корсет и плотную нижнюю юбку с металлич. обручами, производило впечатление футляра строго геометризированной формы.

В 17 в., в период расцвета абсолютизма, ведущая роль в области костюма перешла к Франции, создавшей пышную, изобилующую украшениями аристократич. О., всецело подчинённую этикету королевского двора. В 1-й пол. 17 в. дворянский мужской костюм, утративший каркас, состоял из пурпуэна (аналогичного по покрою исп. хубону, но с отложным воротником), шоссов (прямых штанов, закрывавших колени), шёлковых чулок и сапог или туфель на каблуках. Мягкость свободных, но выявляющих силуэт фигуры контуров, яркость гармонично сочетающихся цветов тканей придавали костюму живописность - черту, предвосхитившую стильбарокков О. К сер. 17 в. пурпуэн заменила курточка-бра-сьер с короткими рукавами, из-под к-рых спускались рукава рубашки, перехваченные лентами; поверх коротких шоссов (типа шаровар) надевали широкие, как юбка, штаны-рэнгравы, отделанные по низу бахромой. Обилие ткани, лент, кружев скрывало очертания фигуры, превращая костюм в непрерывную игру цветовых пятен, света и тени, характерную для зрелого барокко. В 1660-е гг. была создана новая О. на основе военной - длинный полуприлегающий жюстокор с рукавами до локтя, в чёткости конструкции к-рого заметно веяниеклассицизма.Все последующие изменения аристократического мужского костюма 17 в.- варианты жюстокора и шоссов. Буржуазия в О. стремилась подражать дворянству. Франц. женский дворянский костюм по мере своего развития изменялся не так часто, как мужской. Парадность женской О. в 1-й пол. 17 в. (до 40-х гг.) усиливалась введением пышных рукавов и юбки, большого белого воротника, отделанного кружевом. К кон. 17 в. мода на тонкую, стянутую металлич. корсетом талию привела к контрасту между геометризированно-жёстким, суживающимся книзу лифом и мягкими, широкими рукавами и юбкой, в чём своеобразно проявился классицистич. принцип ясности конструкции. Женский костюм буржуазии 17 в. обладал такими особенностями, придававшими ему практичность и подчёркнутую аккуратность, как отсутствие каркаса, белизна фартука и чепца.

К ст. Одежда. 1. Мужская древнеегипетская одежда - схенти. (Статуя Пербернофрета. Ок. 2450 до н. э. Египетский музей. Берлин.) 2. Мужская и женская одежда древнеегипетской знати. ("Тутанхамон и царица Анхесенамон". Рельеф на крышке ларца. Новое царство. Египетский музей. Каир.) 3. Древнегреческая женская одежда - хитон и гиматий-хламидион. [Статуя Артемиды (из Габий). 4 в. до н. э. Лувр. Париж.] 4. Мужская древнегреческая одежда - гиматий. (Статуя Демосфена работы Полиевкта. Ок. 280 до н. э. Римская копия. Ватиканские музеи. Новый корпус. Рим.) 5. Древнеримские одежды: тоги мужчин, столы и па л лы женщин, туника ребёнка. (Рельеф "Алтаря мира" Августа в Риме. 13-9-е годы до н. э.) 6. Византийская аристократическая одежда. ("Императрица Феодора с приближёнными". Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. Ок. 547.) 7, Персидская одежда. (Рельеф т. н. саркофага Александра. 4 в. до н. э. Археологический музей. Стамбул.) 8. Древнерусская княжеская и монашеская одежда. (Миниатюра рукописи "Житие Сергия Радонежского". 16 в. Библиотека СССР им. В. И. Ленина. Москва.) 9. Одежда варвара. (Фрагмент рельефа колонны Траяна в Риме, 111 - 114.)

При определённой однотипности европ. гор. костюма 17 в. отд. страны выработали в значит, мере самостоят, решения. В Испании возник придворный женский костюм, громадные формы каркаса которого, а также контрасты в сочетании цветов, асимметрия в расположении рисунка ткани и отделки делали его броским, эффектно декоративным. В буржуазных кругах Англии под влиянием пуританизма сформировался костюм практичных, небольших форм, отличающийся изысканностью классицистически-строгих линий.

Образование единых форм европ. гор. костюма протекало особенно интенсивно в 18 в. Образцом для всей Европы оставался франц. костюм, в свою очередь испытавший нек-рое влияние англ. О. Определившийся во 2-й пол. 17 в. тип дворянской мужской О. сохранялся в 18 в. Изменялись только силуэт и отд. детали. Так, в 1-й пол. 18 в. жюстокор (его называли аби) делали более плотно прилегающим до талии, а в боковые швы спинки (вниз от талии) вставляли складки, расширяя тем самым силуэт в боках настолько, что мужской костюм получал сходство с женским платьем. Такое композиц. решение сложилось под влияниемрококо.Со временем возникло стремление к изысканной строгости силуэта, связанное с новым этапом в иск-ве классицизма (отказ от пышных фалд аби, плавное сужение его передних пол книзу). В 1770-х гг. появилась ещё более узкая О.- фрак, родиной к-рого была Англия. Во 2-й пол. 18 в. увеличилось кол-во видов верхней О., возникли прообразы пальто 19-20 вв.- редингот (типа длинного сюртука) и каррик (двубортная О. с 2 или 3 широкими воротниками, покрывавшими плечи), происхождение к-рых также связано с Англией. В 1-й пол. 18 в. мужскую модную О. делали из шёлка, бархата, а для зимы- из сукна. Цвета их были яркими и насыщенными. Во 2-й пол. 18 в. носили О. гл. обр. из шерстяных тканей, вначале светлых, нежных, а позже тёмных, тусклых тонов. В женской аристократич. О. 18 в. по-прежнему использовался каркас (в форме т. н. панье - корзины, покрытой волосяным или полотняным чехлом), но теперь на его основе создавался динамичный костюм, изысканно-чувственный характер к-рого отвечал эстетич. принципам рококо. Платье 1720- 1740-х гг., с крупными формами, оттенёнными низким декольте, почти не подчёркивало фигуры; внимание сосредоточивалось на лице, шее и руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок. Талия, слегка намеченная спереди, на спинке исчезала в широких складках свободно падающей ткани, переходящих в шлейф. Подвижная, полная трепетных светотеней, эта масса ткани контрастировала с гладкой, свободно лежащей на панье юбкой, получавшей при ходьбе динамич. волнообразные складки. В 1750-60-х гг., с развитием стиля рококо, костюм уменьшился в ширине и длине и обрёл обилие драпировок, складок, рюшей. Материалом служили лёгкие ткани (тафта, тонкий атлас), нежных полутонов (жёлтого, голубого, зелёного), с мелким рисунком (букеты, гирлянды, цветы и др.). Светлые цвета этой О. гармонировали с белыми чулками и изящной светлой обувью на высоких изогнутых каблуках. Существенные изменения произошли в женском костюме в 1780-е гг. в связи с англ, влиянием. Из употребления вышло панье, и в костюме стали доминировать спокойные линии.

Период Великой франц. революции был отмечен появлением костюмаякобинцев,сыгравшего гл. роль в становлении европ. мужского костюма 19 в. Он состоял из длинных панталон, короткой курткикарманьолы, рубашки, нередко со свободно повязанным галстуком-шарфом, и красного фригийского колпака. В последующие годы классицистич. направление привело сначала к заимствованию видов антич. О., азатем к созданию на их основе оригинальных форм. Так, получили распространение женские платья ясных пропорций и плавных линий, с высокой талией и длинной юбкой, суженной спереди и свободной, образующей шлейф сзади. Эти платья, выполнявшиеся гл. обр. из тонкого белого хл.-бум. муслина, носили с цветными шерстяными шалями, игравшими роль антич. гиматиев и палл.

Процесс образования единого европ. гор. костюма завершился в 19 в. Развитие массового произ-ва дешёвой О. привело к тому, что модные костюмы стали достоянием широких слоев города, а со 2-й пол. 19 в. и деревни. Характерной особенностью моды было и то, что осн. её влияние распространялось на костюм женщин (в феод, эпоху мужской костюм занимал доминирующее положение и изменялся чаще, чем женский). Гегемоном в области женской моды оставалась Франция. Англия сохраняла первенство по созданию мод мужского костюма. Утверждение значения мужчины-дельца в жизни бурж. об-ва определило становление мужского костюма 19 в. Костюм делового человека 1-й пол. 19 в. из шерстяных тканей сдержанных тонов включал редингот, жилет и длинные панталоны. Каждодневной О. служил также фрак. Его носили со светлыми панталонами и жилетом. Неотъемлемыми элементами костюмов были шляпа-цилиндр и перчатки. Для костюма 1-го десятилетия 19 в. характерны классицистич. простота и строгость линий; в 1820-30-е гг. повседневная О. под влияниемромантизмаобрела черты ср.-век. костюма: пышные вверху рукава, тонкая талия. Демократизация мужской О., начавшаяся в эпоху Великой франц. революции, была особенно заметна во 2-й пол. 19 в. Почти полностью вышли из употребления элементы костюма, связанные с эстетич. традициями феод, прошлого,- рубашка с рюшами и кружевами, жилет из парчовой ткани и т. п. С 1850-х гг. обязательной частью гардероба светского человека и буржуа стала "визитка" (разновидность редингота). Её носили с брюками из чёрной ткани в серую полоску. Фрак превратился в самую парадную О.- знак привилегии богатых людей. Как повседневная О. в быт вошёл прямой, нивелирующий фигуру пиджак. Пиджак, жилет и брюки образовали классич. триаду костюма, изготовляющуюся начиная с 1860-х гг. преим. из одной ткани тёмных тонов. Головными уборами были фетровая шляпа или чкотелок" с небольшими полями (вытеснившие цилиндр), а летом - соломенная шляпа (канотье). В женском гардеробе в начале 19 в. с утверждениемампирапоявились лёгкие прозрачные платья на плотных чехлах, а затем из тяжёлых, плотных тканей, придававших силуэту линейную чёткость. К 1830-м гг. романтизм поспособствовал формированию женственно-хрупкого силуэта О. Он создавался очень тонкой (стянутой корсетом) талией, занявшей естеств. место и контрастировавшей с сильно расширенными рукавами и юбкой. Модными стали туфли без каблуков, с квадратным носком, зрительно сокращавшим размер ступни. Художеств, кризис прикладных иск-в во 2-й пол. 19 в. в О. проявился в стремлении к украшательству и увлечению псевдостилями (особенно псевдорококо; снова вошёл в употребление каркас, т. н.кринолин).Вместе с тем освобождение от строгих стилевых норм дало возможность более широкого поиска новых форм, связанных с выдвинутыми бурж. эпохой требованиями удобства и практичности. Основным законодателем мод стал художник-модельер III. Ворт, организовавший в Париже первый в истории дом моделей. В 1870-е гг. отказ от каркаса привёл к созданию костюма, в к-ром гладкий длинный лиф сочетался с почти прямой юбкой с драпированным тюником (декоративной короткой юбкой). Движение ткани тюника (на спинке) начиналось в одной точке, подчёркнутой бантом и небольшим турнюром (подкладкой в виде подушки), и переходило в шлейф. Такое ритмическое решение, придававшее костюму динамич. остроту, было художеств, достижением времени. В кон. 1870-х гг. уменьшившийся объём костюма позволил делать прямые полуприлегающие пальто. Возник "короткий костюм" (т. е. костюм без шлейфа) для улицы и путешествий. Существенной причиной распространения практичной, скромной и простой О. было появление женщин-служащих. В их костюме сказалось тяготение к тёмным тонам, подражание мужской О. (крахмальные воротники, манжеты, галстуки). Некоторое единство художественного замысла, существовавшее в костюме 1870-х гг., исчезло в 1880-е гг. Сложные линии, крупные, аляповатые отделки, нагромождение форм, отсутствие конструктивности свидетельствовали о низком художественном качестве О. этого времени. В 1890-е гг. в О. нашёл отклик стильмодернс его претенциозной замысловатостью форм. Расширенная книзу юбка получила форму "клёш", корсет придал фигуре S-образную линию изгиба.

В 20 в. технич. прогресс и связанные с ним изменения условий жизни (в частности, рост её темпов), а также развитие швейной промышленности открыли новый этап в истории костюма. В течение первого десятилетия мужской костюм изменился с распространением езды на мотоцикле и автомобиле: появились короткие брюки, куртки, цветные рубашки, кепи. На небольшие приёмы вместо фрака стали надевать смокинг (однобортный пиджак с шёлковыми лацканами). Со второго десятилетия 20 в. большинство мужчин начало носить готовый стандартный костюм единообразного покроя. Для периода 1-й мировой войны 1914-18 были характерны закрытые пиджаки типа френча, краги, заменявшие голенища сапог, брюки-галифе. Заметные нововведения относятся к 50-м гг., когдаа возникла более удобная в движении О. Её стали делать более лёгкой и мягкой по форме. Появились цельнокроеный рукав (гл. обр. в пальто), узкие внизу брюки. Всё шире использовались формы спортивного костюма. На рубеже 60-70-х гг. набор видов мужской О. (часто из практичных синтетич. материалов) весьма разнообразен (удобные по формам пиджаки, куртки, пуловеры, спортивные лёгкие куртки и эластичные брюки, изысканные по силуэту офиц. костюмы, яркие летние рубашки и т. д.). В женском костюме вычурность форм, асимметрия в линиях и декоре исчезли в 1-й пол. 1910-х гг. В платьях появилась плавность линий, создаваемая свободными драпировками эластичных тканей. В военные годы в употребление вошла практичная будничная О.- ансамбль из блузы и юбки, укороченное платье без корсета. В 20-е гг. с распространением принциповфункционализмасоздавалась удобная и простая по силуэту О., не требовавшая спец. пригонки по фигуре. Платья изготовлялись в форме короткой рубашки (нередко с низко расположенным поясом), в к-рой отделка (часто в виде вышивки) выделяла главные конструктивные линии. Важнейшей частью такого костюма стали чулки. В костюме 30-40-х гг., вновь обретшем изящный силуэт (кроёная по косой нитке ткань облегала фигуру), диссонансом выступали черты военного мундира (подчёркнуто увеличенная ширина и высота плеча и др.). Туфли имели утолщённую подошву (т. н. платформу). Угловатые линии военизированного силуэта к нач. 50-х гг. сменились плавными, создаваемыми новым покроем лифа с цельнокроеным рукавом, узкой талией и юбкой, округляющей бёдра; туфли получили изящную остроносую форму и тонкий каблук. С нач. 60-х гг. в женской О. происходит изменение стиля. Вводится принцип конструктивной композиции, где линии кроя являются доминантами общего решения модели и швы включаются в композиц. строй в качестве декоративных элементов. Длина юбок во 2-й пол. 60-х - нач. 70-х гг. резко колеблется - от укорочения до середины бёдер (мини) и до удлинения до середины голени (миди) или щиколоток (макси). Широко используются заменяющие юбку брюки. Виды О., так же как и их силуэты, к ?0-м гг. очень различны. Именно в этом различии модельеры видят возможность индивидуализации костюма, по-разному сочетающего отд. стандартные элементы. В сер. 60-х гг. изменения произошли и в обуви: появились модели спортивного стиля с широким каблуком средней высоты. Наиболее модной зимней обувью стали т. н. рус. сапожки. В нач. 70-х гг. в моду вновь вошла обувь на подошве-платформе.

К 60-м гг. в мужской и женской О. выделяется категория молодёжного костюма. Сходство принципов моделирования О. юношей и девушек привело к созданию почти одинаковых изделий (по ткани, форме деталей).

Место законодателя мод по-прежнему занимает Франция, где сложились основные совр. центры моделирования О., носящие имена своих создателей - художников-предпринимателей (Г. Шанель, К. Диора, П. Кардена, А. Куррежа). Однако со 2-й пол. 20 в. с ними успешно конкурируют фирмы Великобритании (М. Куант), Италии (сестёр Фонтана, Валентно), а также крупнейшие фирмы США, Японии и др.

Русская одежда. Самые ранние сведения о др.-рус. О. восходят к эпохе Киевской Руси. С принятием христианства (кон. 10 в.) в быт князей вошёл ви-зант. костюм как офиц. торжеств. О., отличавшаяся при этом нек-рым своеобразием покроя и меньшей пышностью в орнаментации. Крест, мужской костюм состоял из холщовой рубашки,шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою О. вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлич. бляшками. Верхней О. служили шуба и островерхая меховая шапка. Княж. женская О. была близка византийской, но не производила впечатления жёсткого футляра благодаря применению более мягких тканей. У горожанок и крестьянок главной частью костюма была рубашка. Возможно, существовала и набедренная О. типапонёвы.Роль женского головного убора выполнял убрус. Ткани использовались гл. обр. холщовые и шерстяные, нередко с набивным рисунком (см.Набойка).

С16 в. простота и малая расчленённость форм О. бояр, придававшие фигуре торжеств, величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления. Последняя проявилась в сочности и богатстве цветов тканей, в обилии крупной рельефной вышивки с жемчугом, в яркости пуговиц (деревянных, обтянутых тканью и расшитых шёлком; золотых, украшенныхфинифтьюи камнями). Мужской костюм 16 - 17 вв. состоял из рубашки (у бояр к ней добавлялся пристежной вышитый воротник), все конструктивные линии (швы) к-рой выделялись нашитой узкой полоской красной ткани и прямых и длинных штанов. Верхней О. былиармяк, кафтан,охабень, тегиляй,ферязь.Головным убором служил колпак. Знатные бояре носили высокие, цилиндрич. формы шапки из меха чёрных лисиц (т. н. горлатные шапки). Боярыни и княжны поверх рубашки из тонкого белого холста надевали вторую, цветную, нередко из шёлковой ткани. Распространение получили исарафаны.Верхними О. были расширенные книзу, с откидными чрезвычайно длинными рукавами телогрея, накладная шубка со стоячим воротником, летник - самая торжеств. О. (в продольные разрезы рукавов вставлялись обильно вышитые куски ткани - "вошвы"). Головные уборы отличались разнообразием(кичка с сорокой, кокошник).Самой распространённой обувью горожан были цветные сапоги на каблуках, с острыми, загнутыми вверх носками, нередко украшенные вышивкой.

Процесс проникновения с кон. 17 в. в Россию иностр. О. был ускорен в нач. 18 в. реформой Петра I, заменившей рус. платье модным общеевроп. костюмом. Европ. платье прочно вошло в быт аристократии. У крестьянства и большей части гор. населения оставалась традиц. рус. О. Процесс европеизации костюма гор. слоев населения особенно заметен в 19 в. С 1-й пол. 19 в. в купеч. и мещанской среде мужчины носили свободный долгополый сюртук со слегка намеченной талией, с кон. 19 в.- и пиджаки; женщины сочетали европ. наряд с деталями традиц. костюма. Для женщин-служащих был характерен костюм европ. стиля, но отличавшийся большей простотой и строгостью отделки.

После победы Великой Окт. социалистич. революции в Советском государстве впервые была поставлена задача создания массовой, общенародной О. высокого художеств, качества. В 20-е гг. виды гражданской О., известные в предреволюц. годы, получили иной смысл. Кожанка, например, известная прежде как О. шофёров, стала своеобразной униформой военных комиссаров в армии, руководителей рабочих организаций. Широко распространились гимнастёрки, френчи, галифе, платья из солдатского сукна, шлемы-"будённовкик Популярной сделалась красная косынка - своего рода символ женщины-активистки. В 1919 в Москве была создана мастерская совр. костюма при отделе Изо Наркомпроса, возглавляемая художником-модельером Н. П. Ламановой. Мастерская стала творческой экспериментальной лабораторией новых форм О. В 1923 было открыто "Ателье мод" - своеобразный теоретич. центр иск-ва моделирования бытового костюма. В работе этих центров активно участвовали художники В. И. Мухина, А. А. Экстер, Е. И. Прибыльская, Н. С. Макарова. В решении отдельных проблем иск-ва костюма участвовала и группа художников-конструктивистов, представителей Т. н.производственного искусства -В. Ф. Степанова, Л. С. Попова, А. А и В. А. Веснины, А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др. Разные по своим творческим почеркам и подходам к решению проблем сов. О., эти мастера были едины в утверждении основных её принципов: демократичности, простоты и рациональности. Однако низкий технич. уровень швейной пром-сти тогда не дал возможности воплотить в массовом масштабе замыслы первых сов. модельеров, В 30-е гг. состояние экономич. базы страны позволило обратиться к проблеме культуры пром. лроиз-ва О. и её массовому выпуску. Через расширенную сеть гос. ателье распространилась относительно стандартизованная О. общеевроп. типа. В 1934 в Москве был организован Дом моделей О., к-рый в 1949 преобразован в Общесоюзный, возглавляющий (1974) ок. 40 домов моделей страны. Они создают образцы для швейного и трикотажного произ-ва, для фабрик головных уборов и меховой О. Внимание обращается на моделирование нац. О. в республиках, где носят традиц. виды О. Сов. модельеры, преодолев тенденцию этнографизма 40-х - нач. 50-х гг., продолжают развивать передовые принципы моделирования 20-х гг., опираясь на базу хорошо оснащённого швейного производства. Меняющаяся в русле общеевроп. моды, сов. О. лишена экстравагантности и крикливой эффектности, её отличает строгая рациональность. При этом она не выглядит однообразной: используются различные по цвету и фактуре ткани, многочисл. формы и приёмы покроев. В числе получивших междунар. известность мастеров сов. моделирования 50-70-х гг.- Т. А. Файдель, В. М. Зайцев, Л. Г. Телегина, И. В. Крутикова.М. Н. Мерцалова(история стилей О. до кон. 19 в.), И. А, Андреева(стилиО. 20 в.).

Народная одежда,создаваемая трудовым народом (см.Народное творчество)и бытующая в его среде, занимает особое место в истории костюма. Уходящая корнями в глубокую древность, она продолжала существовать и в последующие ист. периоды, отражая специфику нац. культуры. В странах Европы нар. О. была распространена вплоть до кон. 19 - нач. 20 вв., а во многих странах Азии, Африки и Юж. Америки сохраняется в быту и поныне.

В зап.-европ. странах, при всём многообразии форм народной О., в ней можно выделить нек-рые элементы, общие для большинства народов Европы. Такими элементами мужского костюма (в скандинавских странах, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Австрии и др.) были узкие короткие штаны, белая или цветная рубаха с длинными широкими рукавами (иногда с манжетами), различные по покрою и материалу жилеты, короткие тёмные суконные куртки (реже - длинные кафтаны). Эти различные части костюма дробили фигуру, облегчая и подчёркивая её формы. Головные уборы - суконные шляпы с небольшими полями или береты (у скандинавских народов - вязаные шапочки, на Ю. Европы - широкополые соломенные шляпы). Несколько отличалась мужская О. нек-рых народов вост. и юго-вост. областей Зап. Европы (болгар, словаков, хорватов, румын, венгров и др.), к-рые носили и узкие длинные штаны из белого или тёмного сукна (украшенные аппликацией или вышивкой), и очень широкие длинные штаны из домотканого полотна. Для этих областей характерна была и плащеобраз-ная О. У нек-рых горных народов Европы своеобразной частью мужского костюма была короткая (до колен) и широкая юбка - клетчатая у шотландцев, жёлтая или коричневая у ирландцев, белая у албанцев и греков. Необходимой принадлежностью мужского костюма повсеместно был широкий, богато орнаментированный пояс (у большинства народов - кожаный, в Скандинавии - вязаный шерстяной, на Ю. Европы - широкий шёлковый кушак). Основными частями женского костюма в большинстве стран Европы были белая рубаха различного покроя с короткими или длинными рукавами, короткий лиф-корсаж с бретелями, плечиками (иногда и с рукавами) и шнуровкой (реже - застёжкой) спереди или сзади, широкие юбки, длинные или короткие, у талии собранные в сборки (в нек-рых странах надевалось одновременно несколько таких юбок), и фартук - наиболее яркий и нарядный в праздничной О. Художеств, особенность этого костюма, сложившегося под влиянием гор. каркасной О. (16 - сер. 19 вв.), заключалась в изяществе и чёткости силуэта. Головными уборами служили преим. разнообразные чепцы, платки, соломенные шляпы. Девушки чаще носили головные уборы в виде обруча или повязанной вокруг головы ленты. Повсеместно употреблялись различного вида наплечные платки - от тяжёлых больших шалей на С. Европы до лёгких шёлковых платков или косынок на Ю.У народов Юго-Вост. Европы, отчасти и у зап. славян, наряду с описанными элементами женской О. дрлгое время бытовали и более архаич. её виды - несшитая поясная О. из двух фартуков или кусков материи, укреплённых на поясе. В нек-рых странах (Финляндия, Норвегия и др.) женщины носили юбку с лифом или бретелями. Наиболее распространённым видом обуви у мужчин и женщин были кожаные башмаки или туфли, к-рые носили с хл.-бум. и шерстяными носками или обмотками. У некоторых народов (в скандинавских странах, Венгрии, Польше, Германии) мужчины носили также сапоги. Для народов Балканского п-ова характерна была обувь из цельного куска кожи (типа поршней или мокасин); у нек-рых народов бытовала обувь на деревянной подошве (Португалия, Италия) или целиком деревянная (Франция, Нидерланды).

Рус. О. при всей общности с О. др. славянских народов имела ряд своеобразных черт. Мужской рус. костюм состоял из рубахи-косоворотки (иногда с вышитым или тканым узором по вороту и подолу), выпускаемой поверх нешироких штанов и перехваченной поясом. В женской рус. О. в соответствии с областными особенностями различаются юж.-рус. и сев.-рус. комплексы. Костюм юж.-рус. областей состоял из

  1. одеждаодеяниеstrong туловище человекаstrong одежда.платье. наряд дорогой . праздничный . шутовской . щеголять в каком emнаряде.костюм. туалет. убор устар.гардероб артистки.о...Идеографический словарь русского языка
  2. одеждаОДЕЖДАstrong Ыstrong с. Одеждаem не болши ли ти есть пища дша. и тло одежда. ПНЧ к. XIV а одеяние облачениеem Ни динъ же отъ причитамыихъ въ клиросъ да не облачитс не в...Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
  3. одеждаОДЕЖДА см.также МОДА Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе а то и совсем никакого. Марк Твен Если бы Господу было угодно чтобы мы были ...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  4. одеждаодежда крутостей Покрытие земляных склонов защищающее их от обрушения и состоящее из дрна хвороста плетня пластин жердей досок фашин металлической сетки мешков с землей ...Архитектурный словарь
  5. одеждаI.strong НАТЕЛЬНЫМ БЕЛЬЕМ служила рубаха из шерсти или льна Лев доходившая до колен и в более поздние времена изготовлявшаяся из виссона особо тонкого льняного полотна И...Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. одеждаЕврейская одежда вообще была широка имела много складок и наверное весьма напоминает современную одежду в библейских странах особенно у арабов. Различие между женской и м...Библейский энциклопедический словарь
  7. одеждаодежда почти во всех случаях этим словом в Священном Писании обозначается только одна верхняя накидка плащ мантия которая была главной а иногда и единственной частью оде...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  8. одеждаискусственные покровы человеческого тела. О. в широком смысле слова включает также головные уборы обувь перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют О. Наряду с Жилищем О. во...Большая Советская энциклопедия II
  9. одежда. в психологии ныне исследования в области одежды сконцентрировались на том что одежда способна делать с тем и для тех кто е носит как она влияет на создание имиджа челов...Большая энциклопедия по психиатрии
  10. одеждаж. vestiario m abbigliamento m abiti m pl indumenti m pl articoli di abbigliamento верхняя одежда soprabiti m pl нижняя одежда biancheria мужская женская детская оде...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  11. одеждаодеждаBekleidendungСинонимы азям амазонка амалейка амелейка аморгис анаволий ангустиклав армяк архалук багряница балахон безрукавка бекеша бешмет блуза брезентовка бриджи...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. одеждаодеждаKleidungСинонимы азям амазонка амалейка амелейка аморгис анаволий ангустиклав армяк архалук багряница балахон безрукавка бекеша бешмет блуза брезентовка бриджи брюк...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. одеждажKleidung f Kleider n pl Bekleidung f товарверхняя одежда Oberkleidung fпредметы одежды Kleidungsstcke n plготовая одежда Konfektion f азям амазонка амалейка амелейка ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. одеждаодежда ж Kleidung f c Kleider n pl Bekleidung f товар верхняя одежда Oberkleidung f предметы одежды Kleidungsstcke n pl готовая одежда Konfektion fСинонимы азям амазонка ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. одеждаж. vestidos mem plem ropa fem indumentaria fem veste fem pot.рхняя одеuжда ropa de calleрменная одеuжда uniforme mem vestuario mem тк. военная тех.em покрытиеem revesti...Большой русско-испанский словарь
  16. одеждаf в соч. защитная одеждаоперационная одежда...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  17. одеждасущ. жен. родаот словаem одетьодяг мен. чол. роду...Большой русско-украинский словарь
  18. одеждаж. vtements m pl habits m pl мужская одежда vtements dhomme верхняя одежда пальтоem manteau m pardessus m мужскоеem форменная одежда uniforme m tenue f тк. военнаяem...Большой русско-французский словарь
  19. одеждаСон про одежду всегда является неким предсказанием. Все зависит от цвета одежды а также от того какой она была чистой и целой или грязной и рваной. Отличная но немодная о...Большой универсальный сонник
  20. одеждаж.vtements m pl habits m plмужская одежда vtements dhommeверхняя одежда пальтоem manteau m pardessus m мужскоеформенная одежда uniforme m tenue f тк. военная азям амаз...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  21. одеждагреч. мужская О. хитон обычно короткий реже длинный с рукавами или без рукавов хитон подпоясыв. и закрепляли на обоих плечах или на одном т.н. эксомида верхняя О. гима...Древний мир. Энциклопедический словарь
  22. одеждагреч. мужская О. хитон обычно короткий реже длинный с рукавами или без рукавов хитон подпоясыв. и закрепляли на обоих плечах или на одном т.н. эксомида верхняя О. гима...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  23. одеждапустые расходы....Еврейский сонник
  24. одеждаКрасивая модная одежда на себе или на другом человеке увиденная во сне говорит о том что ваша интимная связь с партнером основывается исключительно на расчете. Если во сн...Интимный сонник
  25. одеждаОдежда vestis muliebris candida vestimentum vestitus velamen induitur velamina mille colorum Isis amictus textum habitus indumentum indutus ornamentum ornatus paratus сни...Латинский словарь
  26. одеждаы ж.em Совокупность предметов из ткани меха и т. п. которыми покрывают облекают тело.Подплыв к берегу Смычков был поражен он не увидел своей одежды. Ее украли.em Чехов Ро...Малый академический словарь
  27. одеждагигиенические требования. Гигиенические требования к О. зависят от условий ее эксплуатации и характера деятельности человека. При изготовлении О. запрещается использовать...Медицинская энциклопедия
  28. одеждаприставка О корень ДЕЖД окончание А Основа слова ОДЕЖДВычисленный способ образования слова Приставочный или префиксальный О ДЕЖД А Слово Одежда содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  29. одеждаНачальная форма Одежда единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  30. одеждаОдежда хорошая и чистая для мужчины означает высокое положение честь почести выгоду благочестие должность и жену а для женщины мужа т.е. если женщина увидит это чистое ...Мусульманский сонник
  31. одеждаодежда ж. Совокупность предметов из ткани меха кожи и т.п. которыми покрывают тело или надевают на него. Часть таких предметов исключая белье обувь головные уборы плать...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. одеждаодежда одежда ы...Орфографический словарь
  33. одеждаu ж азям амазонка амалейка амелейка аморгис анаволий ангустиклав армяк архалук багряница балахон безрукавка бекеша бешмет блуза брезентовка бриджи брюки бугай бурка бурну...Орфографический словарь русского языка
  34. одеждаким...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  35. одеждаvtement habillement habit revtement habillage...Политехнический русско-французский словарь
  36. одеждаодежда одежды одежды одежд одежде одеждам одежду одежды одеждой одеждою одеждами одежде одеждах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  37. одеждаОрфографическая запись слова одежда Ударение в слове одежда Деление слова на слоги перенос слова одежда Фонетическая транскрипция слова одежда [адэжд] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  38. одеждаVestis I. Греческая одежда. Греч. О. была двух родов нижняя О. вроде рубахи и или верхняя О. накидки. К принадлежит хитон дорический из шерсти без рукавов ионическ...Реальный словарь классических древностей
  39. одеждаи оджа одежа ж одж жи одяг одг гу зодяга зодв одва одння шати мн. костюм убрання убр р. убору стрй р. строю. Праздничная жда святне убрання. Одна штука жды одежина. При...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  40. одеждаБедному да вору всякая одежда впору.hЩо не попало те клади в торбу. Пр.em Бдне сорочц раде а багате й кожуха цураться. Пр.Одежда к празднику.hОдяг одж на про свято святни...Російсько-український словник сталих виразів
  41. одеждаОДЕЖДА предметы предназнач. для покрытия тела человека возникла как средство защиты от воздействия внеш. среды зависит от геогр. и климат. условий. Отражает этапы общест...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  42. одеждаодежда ыСинонимы азям амазонка амалейка амелейка аморгис анаволий ангустиклав армяк архалук багряница балахон безрукавка бекеша бешмет блуза брезентовка бриджи брюки буга...Русский орфографический словарь
  43. одеждаЖ . paltar geyim stba . tex. rtk асфальтовая одежда дороги yolun asfalt rty....Русско-азербайджанский словарь
  44. одеждаclothes clothing...Русско-английский аэрокосмический словарь
  45. одеждаж. clothes clothing больничная одежда защитная одежда защитная изолирующая одежда защитная фильтрующая одежда импрегнированная одежда компенсирующая одежда лаборато...Русско-английский медицинский словарь
  46. одеждаwearing apparel apparel clothing garment surface surfacing wear одежда ж.uclothes clothingдорожная одежда pavement pavingскрывать дорожную одежду break a pavementдорож...Русско-английский политехнический словарь
  47. одеждаодежда ж.i. clothes pl.i garments pl. iверхняя одежда outerclothes pl. iпроизводственная одежда overalls pl.i industrial clothing форменная одежда uniform . тех. iдоро...Русско-английский словарь
  48. одеждаодежда ж. clothes pl. верхняя одежда streetclothes pl. outwear форменная одежда uniform....Русско-английский словарь II
  49. одеждаж.clothes clothing защитная одежда...Русско-английский словарь по физике
  50. одеждаsuit...Русско-английский словарь по электронике
  51. одеждаНа чужую одежду плохая надежда Н Одежда красит человека О По одежде встречают ПСинонимы азям амазонка амалейка амелейка аморгис анаволий ангустиклав армяк архалук багряни...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  52. одеждаclothing floor covering откоса facing surface...Русско-английский строительный словарь
  53. одеждаclothes garment дорожная одеждабитумнозная дорожная одежда blacminous surfacing азям амазонка амалейка амелейка аморгис анаволий ангустиклав армяк архалук багряница бала...Русско-английский технический словарь
  54. одеждаgarments...Русско-английский экономический словарь
  55. одеждаN...Русско-армянский словарь
  56. одеждаЖен. адзенне вопратка адзенне...Русско-белорусский словарь
  57. одеждажен. адзенне ср.i адзежа жен. вопратка жен.i спец.i адзенне ср.i...Русско-белорусский словарь II
  58. одеждаДреuха жem облеклоu с верхняя одежда...Русско-болгарский словарь
  59. одеждаltzet и платье ruha точто носят viselet ruhzat предметыem ruha форменная одежда egyenruha нарядem ltzet ruhzat Синонимы азям амазонка амалейка амелейка аморгис анаво...Русско-венгерский словарь
  60. одеждаодежда ж верхняя рабочая...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  61. одеждаоде [ ] Синонимы азям амазонка амалейка амелейка аморгис анаволий ангустиклав армяк архалук багряница балахон безрукавка бекеша бешмет блуза брезентовка бриджи б...Русско-ивритский словарь
  62. одеждаrevestimiento pavimento...Русско-испанский автотранспортный словарь
  63. одеждаж. vestiario m indumenti m pl vestiti m pl abiti m pl покрытиеem copertura f rivestimento m manto m дорожнаяem pavimentazione f готовая одежда одежда для космических ...Русско-итальянский политехнический словарь
  64. одеждаж.ким верхняя одежда сырт ким.тех. тсем тсенш жолды бет...Русско-казахский словарь
  65. одеждаким кимкешек...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  66. одеждаким кешек...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  67. одеждаж. . кийим зимняя одежда кыштык кийим верхняя одежда сырт кийим форменная одежда формалуу кийим . покрытие дороги жолдун бети ст асфальтовая одежда мостовой жолдун асфаль...Русско-киргизский словарь
  68. одеждаyfu fzhung yshangверхняя одежда форменная одежда азям амазонка амалейка амелейка аморгис анаволий ангустиклав армяк архалук багряница балахон безрукавка бекеша бешме...Русско-китайский словарь
  69. одеждаUrba kiyim stbaнациональная одежда milliy urba...Русско-крымскотатарский словарь
  70. одеждаурба кийим устьбаш национальная одежда миллий урба...Русско-крымскотатарский словарь II
  71. одеждаaprbi drnas trpi aprbs drbes trps ietrps sega...Русско-латышский словарь
  72. одеждаapsirengimas drabuis drapana rbas apdaras b apranga b...Русско-литовский словарь
  73. одеждащам щаптщамт...Русско-мокшанский словарь
  74. одеждаХувцас хунар...Русско-монгольский словарь
  75. одеждаBekleidung Belag Kleider Kleidung...Русско-немецкий политехнический словарь
  76. одеждаж. Kleidung f Bekleidung f Kleider pl мужская одежда Herrenbekleidung f верхняя одежда Oberbekleidung f теплая одежда warme Kleidung warme Sachen старая одежда alte K...Русско-немецкий словарь
  77. одеждаGewand Kleidung...Русско-немецкий словарь по искусству
  78. одеждаKleding...Русско-нидерландский словарь
  79. одеждаодеждаж форменная парадная верхняя ....Русско-новогреческий словарь
  80. одеждаantrekk bekledning drakt plagg pkledning toalett utstyr азям амазонка амалейка амелейка аморгис анаволий ангустиклав армяк архалук багряница балахон безрукавка бекеша беш...Русско-норвежский словарь
  81. одежда...Русско-персидский словарь
  82. одеждаubranie odzie...Русско-польский словарь
  83. одеждажroupa fu traje mu vesturio mu костюмыem indumentria fu одеяниеem veste fu костюмem fato terno mu спцu покрытиеem revestimento m азям амазонка амалейка амелейка аморгис а...Русско-португальский словарь
  84. одеждаОдеждаdresi gauni ma guo ma nguo kisaa vi kiswa vi kivazi vi lebasi ед.em mvao mivao ma vazi maодежда для ребнка kigauni viверхняя мужская и женская двубортная длинна...Русско-суахили словарь
  85. одеждаодежда либос сарулибос...Русско-таджикский словарь
  86. одеждаelbise elbise giyim giysi giyecek iмужская одежда собир.u erkek giyim eyasдомашняя одежда ev kyafeti азям амазонка амалейка амелейка аморгис анаволий ангустиклав армяк...Русско-турецкий словарь
  87. одеждаelbise giyim eyas водонепроницаемая одежда дорожная одежда одежда откоса рабочая одежда форменная одежда...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  88. одеждаkiyim libos...Русско-узбекский словарь Михайлина
  89. одеждатехн. носильная одяг гу верхняя одежда покрытие покриття одяг гу асфальтовая одежда бетонная одежда каменная одежда Синонимы азям амазонка амалейка амелейка аморгис...Русско-украинский политехнический словарь
  90. одеждаfemvaatteet vaatetus pukimetрхняя одеuжда pllysvaatteet...Русско-финский словарь
  91. одеждаhv kostm obklad oblek obleen obloen oblkn odvn odv oacen pokryt vozovky roucho ustrojen bor at atstvo aty...Русско-чешский словарь
  92. одеждасущ.жен.тум тумтйр ипу зимняя одежда хллехй тумтйр праздничная одежда уяв тум...Русско-чувашский словарь
  93. одеждаbekldnad.strong bekldnadklder.strong klder...Русско-шведский словарь
  94. одеждаKlder drkt klnning konfektion toalett...Русско-шведский словарь II
  95. одежда.strong riided.strong riietus rivad rivastus...Русско-эстонский словарь
  96. одеждаодеждаСинонимы азям амазонка амалейка амелейка аморгис анаволий ангустиклав армяк архалук багряница балахон безрукавка бекеша бешмет блуза брезентовка бриджи брюки бугай ...Русское словесное ударение
  97. одеждаОДЕЖДАЧеловека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе а то и совсем никакого. Марк Твен Если бы Господу было угодно чтобы мы были нудистами мы бы...Сводная энциклопедия афоризмов
  98. одеждав дорожном строительстве верхняя часть проезжей дороги. Состоит в зависимости от материалов из одного и более слоев. При двух слоях верхний называется покрытием напр. асф...Сельскохозяйственный словарь-справочник
  99. одеждаж.одеяние...Сербско-русский словарь
  100. одеждапокрытие облачение человеческого тела для защиты от внешних воздействий или для украшения а также бытовой символ организующий человека создающий ему определенное состояни...Символы, знаки, эмблемы
  101. одеждаГреч мужская О хитон обычно короткий реже длинный с рукавами или без рукавов хитон подпоясывали и закрепляли на обоих плечах или на одном т. н. эксомида верхняя О. гим...Словарь античности
  102. одеждаодежда см. платье снабжать одеждой...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  103. одеждаыem ж.i одеждыem мн. в знач. ед.iСовокупность предметов одевающих покрывающих тело из ткани меха кожи и пр.жды твои мокры время их перемfontнити. Телемак I . Впрочем к и...Словарь русского языка XVIII в
  104. одеждаодеждаСм. платьеснабжать одеждой....Словарь синонимов II
  105. одеждаодежда См. платье снабжать одеждой. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. одежда платье одежа одеяние облачен...Словарь синонимов II
  106. одеждаодежда платье одежа одеяние облачение наряд костюм туалет убранство убор тряпки прикидон обмундирование покров одежды шкура одежонка мундир покрытие форма шмотье экипиров...Словарь синонимов
  107. одеждаодежда девственная Сафанов легкотканная Мейdd Эпитеты литературной русской речи. М Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон.А. Л. Зеленец...Словарь эпитетов III
  108. одеждаh одеждаbig сущ.жен.неод.i ед.им. Наречия русского языка и крестьянская одежда где и как переменяютсяПр. способы прокормления одежда строения приспособленные к климату д...Словарь языка Грибоедова
  109. одеждаВажно обратить внимание на то какова была одежда во сне целая или рваная чистая или испачканная. Грязная и рваная одежда всегда предвещает обман и предостерегает от общен...Современный сонник
  110. одеждаЕсли вам снится что вы не хотите надевать одежду которая уже вышла из моды это означает что вы расстанетесь со своим возлюбленным и у вас появятся новые связи. Этот сон с...Сонник для влюбленных
  111. одеждаПо одежке встречают. Одежда это отражение внутреннего мира и индивидуальности человека. Вызывает ли ваша одежда восхищение или насмешки Это зеркало вашей самооценки. Пот...Сонник Лоффа
  112. одеждаВидеть во сне одежду сонпредсказание. Успех Ваших дел зависит от того какова была одежда во сне целая и чистая или испачканная и рваная.Видеть отличную но немодную одежд...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  113. одеждаПокупать во сне одежду предвещает счастливое событие в вашей жизни. Светлая одежда означает удовлетворение и душевный подъем темная печаль на душе и перемены к худшему.Д...Сонник от А до Я
  114. одеждавырасти из своих коротких штанин стать более зрелым встречают по оджке а провожают по уму социальный статус поведение в обществе изпод полы тайно скрытно. Протирать штан...Сонник Странника
  115. одеждаПокупать счастье черную носить печаль белую довольство детскую семейная ссора....Сонник Хассе
  116. одеждачистая слава грязная бесчестие в лохмотьях надежда на лучшее потеря одежды стыд....Старинный сонник
  117. одеждаесли Вам приснилась Ваша одежда Вас ожидает радость. Грязная и рваная одежда предупреждение о том что вскоре на Вас обрушатся неприятности. Богатая одежда расшитая золото...Старинный французский сонник
  118. одеждаодно или многослойная рабочая или защитная конструкция из тврдых материалов покрывающая грунтовую поверхностьБолгарский язык Български настилка облицовка на пьтЧешский я...Строительный словарь
  119. одеждаОДЕЖДА одно или многослойная рабочая или защитная конструкция из тврдых материалов покрывающая грунтовую поверхность Болгарский язык Български настилка облицовка на пьт...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  120. одеждаодежда сущ.em ж.em употр. очень часто Морфология нет чего одеждыstrong чему одеждеstrong вижу что одеждуstrong чем одеждойstrong о чм об одеждеstrong мн. что одеждыstrong...Толковый словарь Дмитриева
  121. одеждаОДЕЖДА ж. одежа одежь одежка одеженка одежища одеянье одва одвка все чем человек одевается платье облаченье окрута или кроме шапки рукавиц и обуви. Одежда руская наша нар...Толковый словарь живого великорусского языка
  122. одеждаОДЕЖДА ы ж. . Совокупность предметов крыми покрывают облекаюттело. Верхняя нижняя о. Мужская женская детская о. . Покрытие проезжейчасти дороги .спец. Асфальтовая дорожна...Толковый словарь Ожегова
  123. одеждаОДЕЖДА одежды ж. книжн. . только ед. Совокупность предметов из ткани меха кожи крыми покрывают одевают тело. Дорожная одежда. Производственная одежда. Форменная одежда. Т...Толковый словарь русского языка II
  124. одеждаодежда одежда ы ж. Совокупность предметов крыми покрывают облекают тело. Верхняя нижняя о. Мужская женская детская о. Покрытие проезжей части дороги спец. Асфальтовая дор...Толковый словарь русского языка II
  125. одеждаОДЕЖДА ы ж. . Совокупность предметов крыми покрывают облекают тело. Верхняя нижняя одежда Мужская женская детская одежда . Покрытие проезжей части дороги. спец. Асфальтов...Толковый словарь русского языка
  126. одеждаУдарение в слове одеждаУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове одежда...Ударение и правописание
  127. одеждаЕсли снится что хорошо наряженный то люди хвалят а если ходишь ободранный то люди судят. Красивая одежда хворь. В белом себя видеть к болезни. В черном быть печаль гру...Украинский сонник
  128. одеждаRzeczownik одежда f odzie f Techniczny elewacja f Techniczny nawierzchnia f...Универсальный русско-польский словарь
  129. одеждатрадиционная народов У. Материал из крого ее шьют покрой зависят от окружающей среды хоз. занятий моды. Развитие О. нас. У. в ист. плане проследить трудно т.к. она плохо ...Уральская историческая энциклопедия
  130. одеждаодежда одежды одежды одежд одежде одеждам одежду одежды одеждой одеждою одеждами одежде одеждах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы а...Формы слова
  131. одеждаОдежда искусственные покровы человеческого тела. Одежда в широком смысле слова включает также обувь перчатки головные уборы. Украшения и другие предметы дополняющие одежд...Художественная энциклопедия
  132. одеждаискусственные покровы человеческого тела. Кроме утилитарного значения защиты тела от воздействий наружной среды одежда может обладать также знаковыми и ритуальными функц...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  133. одеждаОда Жеода Жад Дож Джо Дежа Одежда Дед Дод Еда Одежа...Электронный словарь анаграмм русского языка
  134. одеждаОдежда культ.историч. представляет у различных народов различные степени развития в зависимости от общего уровня культуры от климатических условий от обычая или моды. Пр...Энциклопедический словарь
  135. одеждакульт.историч. представляет у различных народов различные степени развития в зависимости от общего уровня культуры от климатических условий от обычая или моды. При одина...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  136. одеждасуществует три основных разновидности одежды....Энциклопедия женской одежды
  137. одеждаБгадим На иврите слово бегед означает О. включая и головной убор. Синонимы лвуш малбуш включают также и обувь. Существительное ксут часто означает верхнюю одежду в котору...Энциклопедия иудаизма
  138. одежда.strong Совокупность изделий надеваемых человеком призванных защищать его от неблагоприятных климатических воздействий и выполняющих не только утилитарные но и эстетическ...Энциклопедия моды и одежды
  139. одеждаОдеждаstrong. Заимств. из ст.сл. яз. исконным вариантом является просторечное одежаi где оно восходит к общеслав. oddjai суф. производному суф. ji на базе неполной редупл...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  140. одеждаЗаимств. из ст.сл. яз. исконным вариантом является просторечное одежаem где оно восходит к общеслав. oddjaem суф. производному суф. jem на базе неполной редупликации корн...Этимологический словарь русского языка