Большая советская энциклопедия

НАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе H.-т. р., начало к-рой относится к сер. 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. H.-т. р. изменяет весь облик обществ, производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, обществ, разделения труда, отраслевую и проф. структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорениюнаучно-технического прогресса.

H.-т. р. является закономерным этапом человеч. истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистич. и капита-листич. странах принципиально различны.

H.-т. р.- длительный процесс, к-рый имеет две гл. предпосылки - научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке H.-т. р. сыграли успехиестествознанияв кон. 19 - нач. 20 вв., в результате к-рых произошёл коренной переворот во взглядах наматериюи сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал "новейшей революцией в естествознании" (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химич. элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов физики в 20-х гг. 20 в. существ, изменениям подверглись теоретич. основы химии. Квантовая теория объяснила природу химич. связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химич. преобразования вещества. Началось проникновение в механизмнаследственности,развиваетсягенетика,формируется хромосомная теория.

Революц. сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в пром-сти и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновениекибернетики.Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистич. государства организовать в рамках крупного национального научно-технич. проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих обще-нац. научно-технич. исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологич. эффект использования атомной энергии - человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практич. применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й пол. 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и сов. опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегос. органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредств. связи между научными и технич. разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислит. машины (ЭВМ), ставшие символом H.-т. р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения ло-гич. функций человека, а в перспективе - переход к комплекснойавтоматизации производстваи управления. ЭВМ - принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

В 40-50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технич. открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40-50-е гг. человечество вступает в период H.-т. р.

На совр. этапе своего развития H.-т. р. характеризуется след. осн. чертами. 1) Превращением науки в непосредств. производит, силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производств, воплощения. 2) Новым этапом обществ, разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономич. и социальной деятельности, приобретающей массовый характер. 3) Качеств, преобразованием всех элементов производит, сил - предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме "замещает" затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творч. элементов; превращением процесса производства "...из простого процесса труда в научный процесс..." (M арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208). 5) Возникновением на этой основе материально-технич. предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умств. и фи-зич. трудом, между городом и деревней, между непроизводств, и производств, сферой. 6) Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусств, материалов с заранее заданными свойствами. 7) Огромным повышением социального и экономич. значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления обществ, производством; гигантским развитием средствмассовой коммуникации.8) Ростом уровня общего и спец. образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени. 9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы. 10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеч. деятельности в масштабе планеты, возникновением т. наз. "экологических проблем" и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы "общество - природа".

Наряду с осн. чертами H.-т. р. можно выделить её главные научно-технич. направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность H.-т. р. не сводится ни к её характерным чертам, ни, тем более, к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технич. прогресса. H.-т. р. означает не просто применение новых видов энергии и материалов, ЭВМ и даже комплексной автоматизации производства и управления, а перестройку всего технич. базиса, всего технологич. способа производства, начиная с использования материалов и энер-гетич. процессов и кончая системой машин и формами организации и управления, отношением человека к процессу производства.

H.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеч. деятельности: теоретич. познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технич. средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практич. действий в процессе производства (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука - техника - производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли ящпь воспринимающих импульсы, идущие от науки. Обществ, производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что она открывает новые классы веществ и процессов, и особенно в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, к-рые не могли бы развиться из предшествующей производств, практики (атомные реакторы, совр. радиоэлектронная и вычислит, техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследстч. свойств организма и др.). В условиях H.-т. р. сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологич. воплощение науки.

Усиление роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, про-ектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследования с производством, в возрастании роли комплексных междисциплинарных исследований, усилении взаимосвязи естеств., технических и обществ, наук, наконец, в возникновении спец. дисциплин, изучающих закономерности развития, условия н факторы повышения эффективности самой научной деятельности (см.Науковедение).

Научно-технич. переворот революционизирует сельскохозяйств. производство, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивнойурбанизации,а развитие средств массовой коммуникации и совр. транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В процессе H.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества иприроды.Неконтролируемое воздействие технич. цивилизации на природу приводит к серьёзным вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превратиться в подлинного хозяина природы, заботящегося о сохранении и умножении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала т. н. "экологическая проблема", или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.

В условиях H.-т. р. возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие обществ., естеств. и технич. наук, их органич. единство, к-рое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности обществ, производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ H.-т. р.

Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе H.-т. р. в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодич. переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и обществ, жизни, к-рые несёт с собой H.-т. р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

Подлинным носителем H -т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только гл. производит, силой общества, но и единств, классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии H.-т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистич. отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития H.-т. р. в интересах всех трудящихся.

H.-т. р. создаёт предпосылки для коренного изменения характера производства и функций главной производит, силы - трудящихся. Она предъявляет возрастающие требования к проф. знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Содержанием труда постепенно станет контроль и управление производством, раскрытие и использование законов природы, разработка и введение прогрессивной технологии, новых материалов и видов энергии, орудий и средств труда, преобразование среды жизни людей. Необходимым условием этого является социальное освобождение трудящихся, развитие человеч. фактора H.-т. р.- повышение образования и общей культуры всех членов общества, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, к-рое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.

Успехи науки и техники в 1-й пол. 20 в. могли перерасти в H.-т. р. лишь при определённом уровне социально-эконо-мич. развития общества. H.-т. р. стала возможной благодаря высокой степени развития производит, сил и обобществления производства.

H. -т. р., как и предшествовавшие технологич. перевороты в истории общества, обладает относит, самостоятельностью и внутренней логикой своего развития. Подобно промышленной революции кон. 18- нач. 19 вв., к-рая в одних странах началась после буржуазной революции, а в других - до неё, H.-т. р. в совр. эпоху одновременно происходит как в социалистических, так и в капиталистич. странах, а также втягивает в свою орбиту развивающиеся страны -"третьего мира". H.-т. р. обостряет экономич. противоречия и социальные конфликты капиталистич. системы и, в конечном счёте, не может уместиться в её пределах.

В. И. Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом "...неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 455). H.-т. р. преобразует производит, силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений. Как промышленная революция кон. 18-нач. 19 вв., заложившая основы материально-технич. базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном технич. преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная H.-т. р. требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития совр. производит, сил с капиталистич. способом производства, H.-т. р. усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революц. процесса. Напротив, в социалистич. странах созданиематериально-технической базы коммунизмаи др. предпосылок перехода к коммунизму предполагает органич. соединение достижений H.-т. р. с преимуществами социалистич. системы. В совр. условиях H.-т. р. "...стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом..." (Меж-дунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, M., 1969, с. 303).

Всемирный характер H.-т. р. настоятельно требует развития междунар. науч-но-технич. сотрудничества, в т. ч. и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется гл. обр. тем обстоятельством, что целый ряд последствий H.-т. р. выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий MH. стран и междунар. регулирования, напр, борьба с загрязнением окружающей среды, использование космич. спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-технич. достижениями.

Для мировой социалистич. системы H.-т. р. является естеств. продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит H.-т. р. на службу социальному прогрессу. В условиях социализма H.-т. р. способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и обществ, отношений.

Капиталистич. применение достижений H.-т. р. подчинено прежде всего интересам монополий и направлено на укрепление их экономич. и политич. позиций. Развитые капиталистич. страны располагают высокоорганизованным производств, механизмом и солидной научно-исследовательской базой. В 50-е гг. значительно усилилось стремление монопо-листич. капитала путём гос. вмешательства найти организационные формы, позволяющие преодолеть препятствия росту производит, сил. Распространение получают программирование и прогнозирование технич. прогресса и научных исследований.

Совр. наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства или, по крайней мере, целой Отрасли, требуют управления всей сложной системой социально-экономич. процессов в интересах всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать таких условий, необходимых для реализации возможностей науки и техники. Масштабы научно-технич. прогресса в наиболее развитых капиталистич. странах далеко не соответствуют имеющемуся научно-технич. потенциалу. Движущей силой научно-технич. прогресса в условиях капитализма остаётся конкуренция и погоня за прибылью, что противоречит потребностям развития науки и техники. Капитализм нуждается в науке, но в то же время сдерживает её развитие. Отношения людей в сфере науки превращаются в отношения между трудом и капиталом. Учёный оказывается в положение лица, продающего свой труд капиталисту, к-рый монополизирует право на эксплуатацию его результатов. Научные исследования используются как важнейшее орудие ожесточённой конкурентной борьбы между монополиями.

В рамках отд. крупных капиталистич. фирм достигнута серьёзная постановка научно-исследоват. и опытно-конструкторской работ, эффективное внедрение новой техники и технологии, продиктованное необходимостью конкурентной борьбы. Объективные потребности обобществления и интернационализации производства в условиях H.-т. р. вызвали значит, рост т. н. "наднациональных корпораций", к-рые по объёму занятых превзошли MH. капиталистич. гос-ва.

Известное расширение функций капиталистич. государства в результате его срастания с монополиями, попытки гос. программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, к-рые в результате лишь накапливаются и углубляются. Поддержка гос-вом тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-пром. комплекса, научно-технич. прогресс приобретает в капиталистич. странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашённым целям, приводят к огромному расточительству научно-технич. потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер обществ, производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие - между производит, силами и производств, отношениями, обществ, характером производства и частным характером присвоения.

Капиталистич. общество резко ограничивает возможности, открываемые H.-т. р. для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни,"массовая культура",отчуждение личности). Напротив, при социализме H.-т. р. создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технич. уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

Истолкование сущности и социальных последствий H.-т. р. является полем острой борьбы марксистско-ленинской и оу рж. идеологий.

Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать H.-т. р. как простое продолжение промышленной революции или же как её чвторое издание" (концепция "второй промышленной революции"). По мере того как своеобразие H.-т. р. становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях "постиндустриального общества", "тех-нотронного общества" технологич. революцию социальной, освободит, движению трудящихся. В качестве ответной реакции MH. "новые левые" на Западе заняли противоположную позицию - технологического пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, T. Роззак - США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушномсциентиэме,в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религ. обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как односторонние и теоретически несостоятельные. H.-т. р. не в состоянии разрешить экономич. и социальные противоречия антагонистич. общества и привести человечество к материальному изобилию без радикальных социальных преобразований общества на социалистич. началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно к-рым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политич. средств, без H.-т. р.

Обострение противоречий капитализма в связи с H.-т. р. вызвало на Западе широкое распространение т. н. "техно-фобии", т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либе-рально-демократич. интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием H.-т. р. получила превратное идеологич. отражение в социально-пес-симистич. концепциях "пределов роста", "экологического кризиса человечества", "нулевого роста", воскрешающих мальтузианские взгляды. Многочисл. социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных "пределов роста", а о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего и о пределах капитализма как обществ, формации.

Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммуни-стич. общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо максимальное использование возможностей H.-т. р., так и H.-т. р. нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистич. обществ, отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.

Лит.:Научно-техническая революция и общественный прогресс, M., 1969; Современная научно-техническая революция. Историческое исследование, 2 изд., M., 1970; Современная научно-техническая революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы, M., 1971; Иванов H. П., Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, M., 1971; Гвишиани Д. M., Микулинский С. Р., Научно-техническая революция и социальный прогресс, "Коммунист", 1971, № 17; Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление, образование, M., 1972; Научно-техническая революция и социальный прогресс. [Сб. ст.], M., 1972; Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс, M., 1972; Научно-техническая революция и социализм, M., 1973; Человек - наука - техника, M., 1973; Борьба идей и научно-техническая революция, M., 1973; Марков H. В., ‘Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия, M., 1973; Научно-техническая революция и общество, M., 1973; Гвишианн Д. M., Научно-техническая революция и социальный прогресс, "Вопросы философии", 1974, № 4; Г л а г о л е в В. Ф., Гу до жни к Г. С., Koзиков И. А., Современная научно-техническая революция, M., 1974.

Д. M. Гвишиани, С. P. Микулинский.




  1. научнотехническая революциякоренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства....Аграрная экономика - термины и понятия. Энциклопедический справочник
  2. научнотехническая революциякоренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н.т. р. начало которой ...Большая Советская энциклопедия II
  3. научнотехническая революциясовокупность коренных качеств. изменений в технике технологииi и оргции произва совершающихся под воздействием крупных науч. достижений и открытий и оказывающих определяю...Большой энциклопедический политехнический словарь
  4. научнотехническая революцияНАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НТР коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производств...Большой Энциклопедический словарь V
  5. научнотехническая революцияНАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НТР коренной качественный переворот в производительных силах человечества основанный ва превращении науки в непосредственную производительную ...Географическая энциклопедия
  6. научнотехническая революциякоренное качественное преобразование производительных сил на основе ускоренной эволюции науки и техники НТП и превращение науки в непосредственную производительную силу....Глобальная экономика. Энциклопедия
  7. научнотехническая революцияотносительно быстрые революционные изменения в технике приводящие к смене технологического способа производства....Глоссарий по книге Микроэкономика
  8. научнотехническая революциякоренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства....Глоссарий философских терминов
  9. научнотехническая революциякардинальное качественное изменение роли человека науки и техники в развитии общества происшедшее во второй половине в. Основные направления в развитии НТР а качественно...Евразийская мудрость от А до Я
  10. научнотехническая революцияНТР качественное преобразование производит. сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития обществ. произва непосредств. производит силу. Началась с сер. в. Р...Естествознание. Энциклопедический словарь
  11. научнотехническая революцияНТР коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась с середины в. Ре...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. научнотехническая революциякачественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась в середине XX в. под влиянием ...История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  13. научнотехническая революциянавуковатэхнчная рэвалюцыя НТР...Краткий русско-белорусский словарь экономических терминов
  14. научнотехническая революциякоренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общества производства непосредственную производительную си...Отечественная история в терминах и понятиях
  15. научнотехническая революцияscientifictechnical revolution...Русско-английский психологический словарь
  16. научнотехническая революцияscientific and technical revolution...Русско-английский словарь политической терминологии
  17. научнотехническая революцияrevolucin cientficotcnica...Русско-испанский экономический словарь
  18. научнотехническая революцияНТРiылымитехникалы революция...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  19. научнотехническая революцияwissenschaftlichtechnische Revolution...Русско-немецкий экономический словарь
  20. научнотехническая революцияrvolution scientificotechnique...Русско-французский экономический словарь
  21. научнотехническая революциякоренное качеств. преобразование производит. сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития обществ. произва. В ходе Н.т.р. начало крой относится к сер. х гг. ...Советский философский словарь
  22. научнотехническая революцияНАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НТР коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства...Современная энциклопедия
  23. научнотехническая революцияНАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НТР коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства...Современный энциклопедический словарь
  24. научнотехническая революцияНТР это радикальные изменения в науке и технике технологии. По существу НТР рассматривается как процесс интеграции слияния научной и технической революции. Речь идет о ф...Философия науки и техники
  25. научнотехническая революцияНАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ коренное качеств. преобразование производит. сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития обществ. производства. В ходе Н.т.р. на...Философская энциклопедия
  26. научнотехническая революциякачеств. скачок в развитии познания природы и использовании человечеством ее законов характеризуемый превращением науки в непосредств. производит. силу общества и последу...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  27. научнотехническая революциякоренное качественное изменение происходящее в совр. системе науки и техники захватывающее все компоненты этой системы все стороны технологических отношений и характеризу...Философский энциклопедический словарь
  28. научнотехническая революцияНаучнотехническая революция Научнотехническая революция совокупность качественных изменений в технике технологии и организации производства происходящих под воздействием...Финансовый словарь
  29. научнотехническая революцияНТР качественное преобразование современных производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Ведущий фактор развития общества....Экономическая география. Словарь терминов
  30. научнотехническая революцияНАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НТРem понятие используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники а также инициированных ими социальных проц...Энциклопедия культурологии
  31. научнотехническая революцияНАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НТР понятие используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники а также инициированных ими социальных процес...Энциклопедия Культурология XX век
  32. научнотехническая революция. см. РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ. Antinazi.Энциклопедия социологии...Энциклопедия социологии