Большая советская энциклопедия

ЕВАНГЕЛИЯ

ЕВАНГЕЛИЯ(от греч. euangelion, букв.- благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие об ИисусеХристе.Е. разделяются на канонические, т. е. включённые церковью в составНового завета,и апокрифические (см.Апокрифы).Канонические Е.- один из гл. источников христианского вероучения и культа. Церковь приписывает авторство Е. либо ученикам Христа, либо ученикамапостолов.Канонич. Е. четыре: три из них (Марка, Матфея и Луки), рассказ к-рых в общих чертах совпадает, наз. синоптическими (от греч. synopsis -совместное обозрение); четвёртое Е., сильно отличающееся от синоптических, Е. Иоанна. Из синоптич. Е. наиболее краткое - Марка. Е. Марка послужило источником для Е. Луки и Матфея. Помимо того, в Е.Матфея и Луки использованы не дошедший до нас памятник (условно наз. в науч. лит-ре Q, от нем. Quelle - источник), а также, вероятно, устная традиция. Согласно церковной традиции, Е. Иоанна - самое позднее из канонических, однако нек-рые совр. учёные (напр., В. Хартке, ГДР) высказывают предположение, что в его основе лежит очень ранний текст (представлению о его относит, древности способствовало то обстоятельство, что именно это Е. содержит множество параллелей с текстами кумранских рукописей; см.Мёртвого моря рукописи).Вопрос о времени составления Е. спорен. Как церк. традиция, относящая Е. Марка к 40 н. э., так и точка зрения ряда исследователей (напр., сов. исследователя Р. Ю. Виппера), по к-рой Е. возникли после сер. 2 в., неприемлемы. Из наличия в Е. нек-рых намёков на иудейское восстание 66-70 следует, что Е. появились не ранее 70. Вместе с тем сохранился папирусный фрагмент Е. Иоанна, датируемый ок. 125. Скорее всего Е. складываются на рубеже 1-2 вв. (нек-рые места из Е. использованы в Посланиях Игнатия, написанных в этот период; Е. Марка и Матфея упоминаются Папием, епископом Иерапольским, писавшим, вероятно, в 1-й четв. 2 в.). Место составления Е. также дискуссионно. Канонич. Е. не являются переводом с арамейского и возникли за пределами Палестины; Е. Марка содержит значит, число латинизмов (христ. богослов рубежа 2-3 вв. Климент Александрийский считал, что оно было написано в Риме); возникновение Е. Матфея и Иоанна в науч. лит-ре связывают обычно с Сирией (вопреки церк. традиции, относящей написание Е. Иоанна к Эфесу); запись Е. Луки относят к разным местам - от Кесарии до Рима. Авторы Е. неизвестны, а церк. традиция о них (в частности, приписывающая авторство Е. Иоанна "любимому ученику" Иисуса Христа, не названному по имени) не обоснована. Возможно, что составлению Е. предшествовали недошедшие записи т. н. логий (речений Иисуса Христа), к-рые могли быть составлены по-арамейски [среди апокрифич. Е., найденных в Хенобоскионе (АРЕ), имеется коптский перевод Е. Фомы: это Е. содержит только речения Христа (иногда не совпадающие с канонич. текстом), но никакого рассказа о его "земной биографии"]; "предъевангелие", состоявшее из логий, постепенно обросло повествованием о деятельности Иисуса, о творимых им чудесах.

В Е. отразилось различие в тенденциях разных политич. и этнических групп. В Е. Луки больше звучит осуждение богатых, в нём содержится притча о Лазаре с явной апологией нищеты, в Е. Матфея осуждение богатства значительно смягчено. Е. Матфея теснее связано с первоначальной евр. средой, в к-рой складывалось христианство, тогда как Е. Луки избегает евр. терминологии и обращено, по-видимому, к христианам, вышедшим из языч. среды. В Е. Иоанна, вероятно, нашли отражение нек-рые идеигностицизма,чуждые синоптич. Е., оно во многом "рационализировано" - освобождено от многих грубых чудес, которыми изобилует рассказ синоптиков.

Науч. критика выявила большое количество противоречий как между разными Е. (особенно между Е. Иоанна и синоптическими), так и внутри отд. Е. Напр., по Иоанну, проповедь Иисуса продолжалась 3-4 года, а по Марку -1 год. Нагорную проповедь Иисус произносил, по Матфею, на горе, а по Луке - "на ровном месте". Противоречиво изложено и учение Иисуса. В Е. Матфея, с одной стороны, встречается утверждение: "Блаженны миротворцы", с другой - в уста Иисуса вложены слова: "Не мир пришёл я принести, а меч"; в том же Е. брак объявляется нерасторжимым ("что бог сочетал, того человек да не разлучает"), вместе с тем обещается "жизнь вечная" тому, кто оставит жену во имя Христа. Если в Е. Луки выражены социальные требования бедноты -блаженство обещается "нищим" (в рус. переводе текст искажён: дано "нищие духом") и "алчущим", то в соответствующих местах Е. Матфея идёт речь о "нищих духом" и "алчущих и жаждущих правды", т. е. проблема перенесена в плоскость чисто духовной программы совершенствования. Критики отметили также ошибки авторов Е., касающиеся природы, быта и обществ, институтов Палестины (напр., упоминание Лукой двух первосвященников -Анны "и Каиафы в Иерусалиме, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник).

В Е. нашли яркое выражение идеи непротивления злу, призыв к смирению. Ими пронизана Нагорная проповедь Иисуса (в Е. Матфея и Е. Луки): "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...", "блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать" и т. п. Е. сулят великую награду на небесах всем гонимым и притесняемым на земле.

Евангельская проповедь о непротивлении злу, о смирении и терпении, о загробном воздаянии блаженства за земные страдания постоянно использовалась господств. классами для удержания трудящихся в повиновении. Вместе с тем евангельские призывы к бедности и простоте часто становились обоснованием критики господств. церкви и социального неравенства.

Призывы Е. к смирению и терпению используются и ныне церковью бурж. гос-в в интересах классового мира и укрепления устоев империализма.

Лит.:Крывелев И. А., Евангельские сказания и их смысл, М., 1959; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Ленцман Я. А., Сравнивая евангелия, М., 1967; Кубланов М. М., Новый завет. Поиски и находки, М., 1969; Dibе1ius М., Die Formgeschichte des Evangeliums, 4 Aufl., Tubingen, 1961; Hartke W., Vier urchristliche Parteien und ihre Vereinigung zur apostolischen Kirche, Bd 1 - 2, В., 1961; см. также лит. при ст.Библия.

А. П. Каждан.




  1. евангелияот греч. euangelionблагая весть ранние христ. писания рассказывающие о легендарной жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось устно....Атеистический словарь
  2. евангелияот греч. euangelionблагая весть ранние христ. писания рассказывающие о легендарной жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось устно...Атеистический словарь II
  3. евангелияот греч. еuanglion буквально благая весть раннехристианские сочинения повествующие об Иисусе Христе См. Христос. Е. разделяются на канонические т. е. включнные церковью ...Большая Советская энциклопедия II
  4. евангелияот греч. еuanglion буквально благая весть раннехристианские сочинения повествующие об Иисусе Христе См. Христос. Е. разделяются на канонические т. е. включнные церковью ...Большая Советская энциклопедия II
  5. евангелияЕВАНГЕЛИЯ от греч. euangelion благая весть раннехристианские сочинения повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические Марка Матфея Луки Иоанна ...Большой Энциклопедический словарь V
  6. евангелияот греческого euangelion благая весть раннехристианские сочинения повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические Матфея Марка Луки Иоанна входят...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. евангелияЕвангелия погречески благая весть раннехристианские сочинения повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические Матфея Марка Луки Иоанна эти четыре...Исторический словарь
  8. евангелиякорень ЕВАНГЕЛИ окончание Я Основа слова ЕВАНГЕЛИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЕВАНГЕЛИ Я Слово Евангелия содержит следующие морфем...Морфемный разбор слова по составу
  9. евангелияНачальная форма Евангелия слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж имя одушевленное...Морфологический разбор существительных
  10. евангелияот греч. euangelion благая весть раннехристианские книги повествующие о земной жизни Иисуса Христа от греч. Christos букв. помазанник признанные Церковью каноническими....Начала современного естествознания
  11. евангелияЕВАНГЕЛИЕ ЕВАНГЕЛИЯ [гр. euaggelion букв. благая весть] название раннехристианских сочинений повествующих о жизни и учении Иисуса Христа часть Библии содержащая четыр...Словарь иностранных слов русского языка
  12. евангелияранние христианские писания рассказывающие о жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение распространялось устно. Затем складывались более развернутые повествов...Словарь исторических терминов
  13. евангелияот. греч. eyaggelion благая весть раннехрист. сочинения повествующие о земной жизни мифич. основателя христианства Иисуса Христа. Из неск. десятков написанных Е. четыре...Советская историческая энциклопедия
  14. евангелияЕВАНГЕЛИЯ от греческого euangelion благая весть раннехристианские сочинения повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические Матфея Марка Луки Иоа...Современная энциклопедия
  15. евангелияЕВАНГЕЛИЯ от греч . euangelion благая весть раннехристианские сочинения повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические Марка Матфея Луки Иоанна ...Современный энциклопедический словарь
  16. евангелия. частка Ббл у якой распавядаецца пра жыцц вучэнне суса Хрыста. вучэнне суса Хрыста...Старабеларускі лексікон
  17. евангелияевангелия [гр. euaggelion букв благая весть] раннехристианские книги рассказывающие об иисусе христе церковью признаны каноническими и включены в новый завет четыре еван...Толковый словарь иностранных слов
  18. евангелияЕВАНГЕЛИЯ от греч. благая весть название первых четырех книг т.н. Нового Завета входящих в состав Библии. Церк. учением их авторство приписывается апостолам и ученикам...Философская энциклопедия
  19. евангелияот греч. благая весть название первых четырех книг т.н. Нового Завета входящих в состав Библии. Церк. учением их авторство приписывается апостолам и ученикам апостолов...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  20. евангелияНалив Нал Лян Лягин Лягание Лина Лига Ливан Леня Лена Лен Лев Лаяние Лаг Иня Инга Иена Игла Иван Ение Елена Еле Евина Евгеня Евгения Евангелия Ева Гнев Глия Глина Гинея Г...Электронный словарь анаграмм русского языка
  21. евангелияЕвангелия букв. благие вести раннехристианские сочинения рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические от Марка Матфея Луки Иоанна включенны...Энциклопедия культурологии