Большая Советская энциклопедия II

ЕВАНГЕЛИЯ

(от греч. еuangélion, буквально — благая весть)

раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе (См. Христос). Е. разделяются на канонические, т. е. включённые церковью в состав Нового завета (См. Новый завет), и апокрифические (см. Апокрифы). Канонические Е. — один из главных источников христианского вероучения и культа. Церковь приписывает авторство Е. либо ученикам Христа, либо ученикам апостолов (См. Апостолы). Канонических Е. четыре: три из них (Марка, Матфея и Луки), рассказ которых в общих чертах совпадает, называются синоптическими (от греч. sýnopsis — совместное обозрение); четвёртое Е., сильно отличающееся от синоптических, Е. Иоанна. Из синоптических Е. наиболее краткое — Марка. Е. Марка послужило источником для Е. Луки и Матфея. Помимо того, в Е. Матфея и Луки использованы не дошедший до нас памятник (условно называется в научной литературе Q, от нем. Quelle — источник), а также, вероятно, устная традиция. Согласно церковной традиции, Е. Иоанна — самое позднее из канонических, однако некоторые современные учёные (например, В. Хартке, ГДР) высказывают предположение, что в его основе лежит очень ранний текст (представлению о его относительной древности способствовало то обстоятельство, что именно это Е. содержит множество параллелей с текстами кумранских рукописей; см. Мёртвого моря рукописи). Вопрос о времени составления Е. спорен. Как церковная традиция, относящая Е. Марка к 40 н. э., так и точка зрения ряда исследователей (например, советского исследователя Р. Ю. Виппера), по которой Е. возникли после середины 2 в., неприемлемы. Из наличия в Е. некоторых намёков на иудейское восстание 66—70 следует, что Е.появились не ранее 70. Вместе с тем сохранился папирусный фрагмент Е. Иоанна, датируемый около 125. Скорее всего Е. складываются на рубеже 1—2 вв. (некоторые места из Е. использованы в Посланиях Игнатия, написанных в этот период; Е. Марка и Матфея упоминаются Папием, епископом Иерапольским, писавшим, вероятно, в 1-й четверти 2 в.). Место составления Е. также дискуссионно. Канонические Е. не являются переводом с арамейского и возникли за пределами Палестины; Е. Марка содержит значительное число латинизмов (христианский богослов рубежа 2—3 вв. Климент Александрийский считал, что оно было написано в Риме); возникновение Е. Матфея и Иоанна в научной литературе связывают обычно с Сирией (вопреки церковной традиции, относящей написание Е. Иоанна к Эфесу); запись Е. Луки относят к разным местам — от Кесарии до Рима. Авторы Е. неизвестны, а церковная традиция о них (в частности, приписывающая авторство Е. Иоанна «любимому ученику» Иисуса Христа, не названному по имени) не обоснована. Возможно, что составлению Е. предшествовали недошедшие записи так называемых логий (речений Иисуса Христа), которые могли быть составлены по-арамейски [среди апокрифических Е., найденных в Хенобоскионе (АРЕ), имеется коптский перевод Е. Фомы: это Е. содержит только речения Христа (иногда не совпадающие с каноническим текстом), но никакого рассказа о его «земной биографии»]; «предъевангелие», состоявшее из логий, постепенно обросло повествованием о деятельности Иисуса, о творимых им чудесах.
В Е. отразилось различие в тенденциях разных политических и этнических групп. В Е. Луки больше звучит осуждение богатых, в нём содержится притча о Лазаре с явной апологией нищеты, в Е. Матфея осуждение богатства значительно смягчено. Е. Матфея теснее связано с первоначальной еврейской средой, в которой складывалось христианство, тогда как Е. Луки избегает еврейской терминологии и обращено, по-видимому, к христианам, вышедшим из языческой среды. В Е. Иоанна, вероятно, нашли отражение некоторые идеи Гностицизма, чуждые синоптическим Е., оно во многом «рационализировано» — освобождено от многих грубых чудес, которыми изобилует рассказ синоптиков.
Научная критика выявила большое количество противоречий как между разными Е. (особенно между Е. Иоанна и синоптическими), так и внутри отдельных Е. Например, по Иоанну, проповедь Иисуса продолжалась 3—4 года, а по Марку — 1 год. Нагорную проповедь Иисус произносил, по Матфею, на горе, а по Луке — «на ровном месте». Противоречиво изложено и учение Иисуса. В Е. Матфея, с одной стороны, встречается утверждение: «Блаженны миротворцы», с другой — в уста Иисуса вложены слова: «Не мир пришёл я принести, а меч»; в том же Е. брак объявляется нерасторжимым («что бог сочетал, того человек да не разлучает»), вместе с тем обещается «жизнь вечная» тому, кто оставит жену во имя Христа. Если в Е. Луки выражены социальные требования бедноты — блаженство обещается «нищим» (в русском переводе текст искажён: дано «нищие духом») и «алчущим», то в соответствующих местах Е. Матфея идёт речь о «нищих духом» и «алчущих и жаждущих правды», т. е. проблема перенесена в плоскость чисто духовной программы совершенствования. Критики отметили также ошибки авторов Е., касающиеся природы, быта и общественных институтов Палестины (например, упоминание Лукой двух первосвященников — Анны и Каиафы в Иерусалиме, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник).
В Е. нашли яркое выражение идеи непротивления злу, призыв к смирению. Ими пронизана Нагорная проповедь Иисуса (в Е. Матфея и Е. Луки): «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...», «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать» и т.п. Е. сулят великую награду на небесах всем гонимым и притесняемым на земле.
Евангельская проповедь о непротивлении злу, о смирении и терпении, о загробном воздаянии блаженства за земные страдания постоянно использовалась господствующими классами для удержания трудящихся в повиновении. Вместе с тем евангельские призывы к бедности и простоте часто становились обоснованием критики господствующей церкви и социального неравенства.
Призывы Е. к смирению и терпению используются и ныне церковью буржуазных государств в интересах классового мира и укрепления устоев империализма.
Лит.:Крывелев И. А., Евангельские сказания и их смысл, М., 1959; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Ленцман Я. А., Сравнивая евангелия, М., 1967; Кубланов М. М., Новый завет. Поиски и находки, М., 1969; Dibelius М., Die Formgeschichte des Evangeliums, 4 Aufl., Tübingen, 1961; Hartke W., Vier urchristliche Parteien und ihre Vereinigung zur apostolischen Kirche, Bd 1—2, В., 1961; см. также лит. при ст. Библия.
А. П. Каждан.

  1. евангелияот греч. euangelionблагая весть ранние христ. писания рассказывающие о легендарной жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось устно....Атеистический словарь
  2. евангелияот греч. euangelionблагая весть ранние христ. писания рассказывающие о легендарной жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось устно...Атеистический словарь II
  3. евангелияЕВАНГЕЛИЯ от греч. euangelion букв. благая весть раннехристианские сочинения повествующие об Иисусе Христе. iЕ. разделяются на канонические т. е. включнные церковью в сос...Большая советская энциклопедия
  4. евангелияЕВАНГЕЛИЯ от греч. euangelion букв. благая весть раннехристианские сочинения повествующие об Иисусе Христе. iЕ. разделяются на канонические т. е. включнные церковью в сос...Большая советская энциклопедия
  5. евангелияЕВАНГЕЛИЯ от греч. euangelion благая весть раннехристианские сочинения повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические Марка Матфея Луки Иоанна ...Большой Энциклопедический словарь V
  6. евангелияот греческого euangelion благая весть раннехристианские сочинения повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические Матфея Марка Луки Иоанна входят...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. евангелияЕвангелия погречески благая весть раннехристианские сочинения повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические Матфея Марка Луки Иоанна эти четыре...Исторический словарь
  8. евангелиякорень ЕВАНГЕЛИ окончание Я Основа слова ЕВАНГЕЛИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЕВАНГЕЛИ Я Слово Евангелия содержит следующие морфем...Морфемный разбор слова по составу
  9. евангелияНачальная форма Евангелия слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж имя одушевленное...Морфологический разбор существительных
  10. евангелияот греч. euangelion благая весть раннехристианские книги повествующие о земной жизни Иисуса Христа от греч. Christos букв. помазанник признанные Церковью каноническими....Начала современного естествознания
  11. евангелияЕВАНГЕЛИЕ ЕВАНГЕЛИЯ [гр. euaggelion букв. благая весть] название раннехристианских сочинений повествующих о жизни и учении Иисуса Христа часть Библии содержащая четыр...Словарь иностранных слов русского языка
  12. евангелияранние христианские писания рассказывающие о жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение распространялось устно. Затем складывались более развернутые повествов...Словарь исторических терминов
  13. евангелияот. греч. eyaggelion благая весть раннехрист. сочинения повествующие о земной жизни мифич. основателя христианства Иисуса Христа. Из неск. десятков написанных Е. четыре...Советская историческая энциклопедия
  14. евангелияЕВАНГЕЛИЯ от греческого euangelion благая весть раннехристианские сочинения повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические Матфея Марка Луки Иоа...Современная энциклопедия
  15. евангелияЕВАНГЕЛИЯ от греч . euangelion благая весть раннехристианские сочинения повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические Марка Матфея Луки Иоанна ...Современный энциклопедический словарь
  16. евангелия. частка Ббл у якой распавядаецца пра жыцц вучэнне суса Хрыста. вучэнне суса Хрыста...Старабеларускі лексікон
  17. евангелияевангелия [гр. euaggelion букв благая весть] раннехристианские книги рассказывающие об иисусе христе церковью признаны каноническими и включены в новый завет четыре еван...Толковый словарь иностранных слов
  18. евангелияЕВАНГЕЛИЯ от греч. благая весть название первых четырех книг т.н. Нового Завета входящих в состав Библии. Церк. учением их авторство приписывается апостолам и ученикам...Философская энциклопедия
  19. евангелияот греч. благая весть название первых четырех книг т.н. Нового Завета входящих в состав Библии. Церк. учением их авторство приписывается апостолам и ученикам апостолов...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  20. евангелияНалив Нал Лян Лягин Лягание Лина Лига Ливан Леня Лена Лен Лев Лаяние Лаг Иня Инга Иена Игла Иван Ение Елена Еле Евина Евгеня Евгения Евангелия Ева Гнев Глия Глина Гинея Г...Электронный словарь анаграмм русского языка
  21. евангелияЕвангелия букв. благие вести раннехристианские сочинения рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические от Марка Матфея Луки Иоанна включенны...Энциклопедия культурологии