Большая советская энциклопедия

ДОРОГИ

ДОРОГИ,общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов.

Сеть Д. для регулярных сообщений начинает складываться в Евразии в 5-м тыс. до н. э. Обычно древ-яейшие Д., как и большинство Д. 2-1-го тыс. до н. э., покрытий не имели. Основная дорожная сеть стабилизировалась в Евразии в 1-м тысячелетии до н. э. Эта дорожная сеть послужила основой для таких трансконтинентальных путей обмена и торговли, как Великий шёлковый путь, Д. Арабского халифата, которые достигали Скандинавии. На Американском материке расцвет дорожного строительства происходит в первой половине 1-го тыс. до н. э., когда в державе инков создаются мощёные и прорубленные в скалах Д. Формирование дорожной сети оказало воздействие на планировку поселений: от нерегулярной застройки, типичной для древнеземледель-ческих поселений, уже во 2-м тыс. до н. э. на юге Евразии намечается переход к устойчивым принципам планировок посёлков и городов с учётом возможности передвижения транспорта по улицам. На местах пересечения крупных Д. и вдоль них возникают большие поселения.

Для древних путей сообщения характерно сочетание речных и морских перевозок с наземными. Таковы крупные Д. обмена, сложившиеся в кон. 3-го тысячелетия до н. э.: "янтарный путь", пересекавший всю Ср. Европу, "оловянный путь" от полуострова Корнуолл в Англии к странам Средиземноморья. Роль сухопутных передвижений повышается по мере усиления обмена и регулярных культурных контактов. Так, на Бл. Востоке и в пределах Ср. Азии выявляются следы т. н. лазуритового пути, по к-рому ляпис-лазурь Бадахшанских месторождений распространялась по значит, части Зап. Азии начиная с 4-го тыс. до н. э.; у хеттов и ассирийцев в периоды расцвета гос-в и крупных завоевательных походов строятся Д. значит. протяжённости, часто с каменными покрытиями. Возникнув на месте древних караванных путей, эти Д., в свою очередь, вошли в состав дорожной сети державы Ахеменидов в 6-4 вв. до н. э. Из ахеменидских Д. особо известна "царская", шедшая от Эфеса до Суз и Сард. Д. имела каменное покрытие, дорожные столбы с указанием расстояний, станции с гостиницами и пр. По образцу этой Д. в кон. 4 в. до н. э. была построенаАппиева дорогаот Рима до Капуи и Брундизиума, положившая начало активному строительству рим. торговых и военных Д. Римлянами была создана сеть Д., пересекавших Зап. Европу. Сеть рим. Д. состояла из 372 больших Д., 29 из к-рых оканчивались у Рима. Римские Д. строились из гравия, булыжного и тёсаного камня, уложенных в известковом растворе. В болотистых р-нах римляне, используя опыт аборигенного населения, строили Д. с деревянным покрытием. Римские Д. были снабжены указателями расстояний и пересечений путей. Толщинадорожной одежды,состоящей из неск. слоев, достигала 1м.Ширина мощёной части римской Д. была невелика. Аппиева Д. шириной до 4,3мбыла исключением, чаще Д. предназначались для проезда одного экипажа. Вдоль мощёного полотна по обе стороны прокладывался грунтовой просёлок для движения неподкованных вьючных и верховых животных. Римские Д., проходившие через Альпы, имели ширину 1,5-3,5ми были очень крутыми. С падением Рим. империи прекратилось строительство Д. в Европе. Только начиная с 13 в. возобновилась дорожно-строит. деятельность, были построены Д. в Швеции, Германии, Англии, Испании, Нидерландах. В Англии был впервые установлен предел веса повозок и введено правило, чтобы все экипажи держались одной стороны. В 15-16 вв. в Италии создаётся сеть Д. с расчётом на проезд двух карет. Организация регулярных почтовых и пасс. сообщений уже в 17 в. привела к значит. росту дорожного строительства в Европе. Изобретение в нач. 19 в. дорожной одежды из сплошного слоя утрамбованного щебня вызвало бурный рост дорожного строительства (см.Дорожностроительные работы)и стало широко применяться при строительствешоссе с20-х гг. 19 в.

На терр. Др. Руси в 8-10 вв. н. э. Киевское гос-во имело неск. торговых путей (гл. обр. водных), связывавших Киев с Крымом и устьем Дона. С ростом Рус. гос-ва формировалась сеть Д. от Москвы к окраинам. Началом система-тич. строительства Д. в России можно считать 1722, когда по указу Петра I было начато строительство Д. Петербург -Москва, получившей назв. "першпектив-ной дороги". Эта Д. была грунтовой, укреплённой на нек-рых участках бревенчатыми настилами. В 1817 начались работы по мощению этой Д. щебнем и к 1834 Д. Петербург - Москва дл. св. 700кмстала наз. Московским шоссе.

Кон. 18 и нач. 19 вв. во всех странах характеризовались интенсивным строительством шоссе - Д. с твёрдым, гл. обр. щебёночным, покрытием. Толщина дорожной одежды уменьшилась от 1мдо 0,24-0,27м. Создание автомобиля предъявило новые требования к Д. Щебёночные дорожные одежды не могли выдержать интенсивного движения автомобилей, и с 20-х гг. 20 в. началось широкое строительствоавтомобильных дорогиавтомобильных магистралейс асфальтовым покрытием.

Рост дорожной сети повлёк за собой развитие дорожного машиностроения (см.Дорожные машины)и производство новых дорожно-строит. материалов. Совр.городские дороги,а также Д., соединяющие города и отд. гос-ва, представляют собой комплексы инж. сооружений, обеспечивающие высокие скорости движения, допускающие большую грузоподъёмность трансп. средств и не имеющие, как правило, пересечений на одном уровне.

К 20-м гг. 19 в. относится строитель; ство в Великобритании первойжелезной дорогиобщего пользования. В России строительство первой такой ж. д. (Петербург - Царское Село) было закончено в 1837.

Развитие больших городов с огромной протяжённостью трансп. магистралей, затруднённость наземных автомобильных сообщений приводят к развитию подземных рельсовых дорог -метрополитенови наземныхмонорельсовых дорог.См. такжеЖелезнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Городской транспорт.

Лит.:Кудрявцев А. С., Очерки истории дорожного строительства в СССР, ч. 1- Дооктябрьский период, М., 1951; Арциховский А. В., Средства передвижения, в кн.: Очерки русской культуры 13 -15 вв., ч. 1, М., 1969; Кларк Г., Доисторическая Европа, пер. с англ., М., 1953; Стамп Д.,Бивер С., Британские острова, пер. с англ., М., 1948; Мец А. Мусульманский Ренессанс, пер. с нем., М. 1966; Американская география, пер. с англ. М., 1957, с. 301 - 21; Forbes R.}.,Stu dies in ancient technology, v. 2, Leiden 1955.П. М. Кожин




  1. дорогиДОРОГИ Благими намерениями вымощен ад и многие наши дороги. Тадеуш Гицгер Дороги на самом деле не ремонтируют а только перемещают дорожные ямы чтобы водителю было их труд...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. дорогидараги .strong Полосатая реже клетчатая ткань восточного происхождения иногда с золотым и серебряным шитьем струйчатыми узорами изображениями деревьев и трав. .strong Па...Архитектурный словарь
  3. дорогиобщее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения предназначенных для передвижения людей транспорта и грузов. Сеть Д. для регулярных сообщений начинает скла...Большая Советская энциклопедия II
  4. дорогивстать поперек дорогидороги разошлисьдороги расходятсяразбойник с большой дорогис дорогисбивать с дорогисбиваться с дорогисбить с дорогисбиться с дорогистановиться попере...Большой русско-английский фразеологический словарь
  5. дорогиуже в госуд. Др. Востока и на Крите имелись мощеные проезжие Д. с каменными столбами для указания дистанции станциями для смены лошадей водосточ. желобами а в некрых случ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  6. дорогикатегория земель лесного фонда в которую входят все виды дорог общего пользования и лесохозяйственного назначения находящиеся на территории лесного фонда....Краткий словарь лесоводственно-экономических терминов
  7. дорогикорень ДОРОГ окончание И Основа слова ДОРОГВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ДОРОГ И Слово Дороги содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  8. дорогиДороги Дороги ог Старые Дороги город...Орфографический словарь
  9. дорогиОрфографическая запись слова дороги Ударение в слове Дороги Деление слова на слоги перенос слова дороги Фонетическая транскрипция слова дороги [дарог] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  10. дорогиVia viae . У греков постройка Д. о которых сохранилось мало достоверных сведений соединялась с посещением национальных празднеств которые были вместе с тем и главными ярм...Реальный словарь классических древностей
  11. дорогиДороги ог Старые Дороги городem...Русский орфографический словарь
  12. дорогиcesty silnice .p....Русско-чешский словарь
  13. дорогиДороги как названия улиц. Изначально возникали в XVIII в. как собственные названия именно дорог из Петербурга в пригородные населнные пункты. С ростом городской территори...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  14. дорогиДОРОГИБлагими намерениями вымощен ад и многие наши дороги. Тадеуш Гицгер Дороги на самом деле не ремонтируют а только перемещают дорожные ямы чтобы водителю было их трудн...Сводная энциклопедия афоризмов
  15. дорогилат.em stratum мостовая. Уже в государствах Др. Востока и на Крите имелись мощеные проезжие Д. с каменными столбами для указания дистанции станциями для смены лошадей во...Словарь античности
  16. дорогиПесня А.Новикова...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  17. дорогиДОРОГИ проф. принятое среди конников неофиц. сокращенное название отрезков дции А и С соответственно первые и вторые Д. при полевых испытаниях троеборья когда всадники п...Словарь-справочник по коневодству и конному спорту
  18. дорогиУдарение в слове ДорогиУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове Дороги...Ударение и правописание
  19. дорогидаруги единица территориального деления XIVXVI вв. особые округа возникшие в период владычества татарских ханств административнотерриториальное деление пути сообщения во...Уральская историческая энциклопедия
  20. дорогидорогая шелковая ткань см. дараги....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  21. дорогидороги дорогая шелковая ткань см. дараги....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)