Большая Советская энциклопедия II

ДОРОГИ

общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов.
Сеть Д. для регулярных сообщений начинает складываться в Евразии в 5-м тысячелетии до н. э. Обычно древнейшие Д., как и большинство Д. 2—1-го тысячелетия до н. э., покрытий не имели. Основная дорожная сеть стабилизировалась в Евразии в 1-м тысячелетии до н. э. Эта дорожная сеть послужила основой для таких трансконтинентальных путей обмена и торговли, как Великий шёлковый путь, Д. Арабского халифата, которые достигали Скандинавии. На Американском материке расцвет дорожного строительства происходит в первой половине 1-го тысячелетия до н. э., когда в державе инков создаются мощёные и прорубленные в скалах Д. Формирование дорожной сети оказало воздействие на планировку поселений: от нерегулярной застройки, типичной для древнеземледельческих поселений, уже во 2-м тысячелетии до н. э. на юге Евразии намечается переход к устойчивым принципам планировок посёлков и городов с учётом возможности передвижения транспорта по улицам. На местах пересечения крупных Д. и вдоль них возникают большие поселения.
Для древних путей сообщения характерно сочетание речных и морских перевозок с наземными. Таковы крупные Д. обмена, сложившиеся в конце 3-го тысячелетия до н. э.: «янтарный путь», пересекавший всю Среднюю Европу, «оловянный путь» от полуострова Корнуолл в Англии к странам Средиземноморья. Роль сухопутных передвижений повышается по мере усиления обмена и регулярных культурных контактов. Так, на Ближнем Востоке и в пределах Средней Азии выявляются следы так называемого лазуритового пути, по которому ляпис-лазурь Бадахшанских месторождений распространялась по значительной части Западной Азии начиная с 4-го тысячелетия до н. э.; у хеттов и ассирийцев в периоды расцвета государств и крупных завоевательных походов строятся Д. значительной протяжённости, часто с каменными покрытиями. Возникнув на месте древних караванных путей, эти Д., в свою очередь, вошли в состав дорожной сети державы Ахеменидов в 6—4 вв.до н. э. Из ахеменидских Д. особо известна «царская», шедшая от Эфеса до Суз и Сард. Д. имела каменное покрытие, дорожные столбы с указанием расстояний, станции с гостиницами и прочее. По образцу этой Д. в конце 4 в. до н. э. была построена Аппиева дорога от Рима до Капуи и Брундизиума, положившая начало активному строительству римских торговых и военных Д. Римлянами была создана сеть Д., пересекавших Западную Европу. Сеть римских Д. состояла из 372 больших Д., 29 из которых оканчивались у Рима. Римские Д. строились из гравия, булыжного и тёсаного камня, уложенных в известковом растворе. В болотистых районах римляне, используя опыт аборигенного населения, строили Д. с деревянным покрытием. Римские Д. были снабжены указателями расстояний и пересечений путей. Толщина дорожной одежды (См. Дорожная одежда), состоящей из нескольких слоёв, достигала 1м. Ширина мощёной части римской Д. была невелика. Аппиева Д. шириной до 4,3мбыла исключением, чаще Д. предназначались для проезда одного экипажа. Вдоль мощёного полотна по обе стороны прокладывался грунтовой просёлок для движения неподкованных вьючных и верховых животных. Римские Д., проходившие через Альпы, имели ширину 1,5—3,5ми были очень крутыми. С падением Римской империи прекратилось строительство Д. в Европе. Только начиная с 13 в. возобновилась дорожно-строительная деятельность, были построены Д. в Швеции, Германии, Англии, Испании, Нидерландах. В Англии был впервые установлен предел веса повозок и введено правило, чтобы все экипажи держались одной стороны. В 15—16 вв. в Италии создаётся сеть Д. с расчётом на проезд двух карет. Организация регулярных почтовых и пассажирских сообщений уже в 17 в. привела к значительному росту дорожного строительства в Европе. Изобретение в начале 19 в. дорожной одежды из сплошного слоя утрамбованного щебня вызвало бурный рост дорожного строительства (см. Дорожно-строительные работы) и стало широко применяться при строительстве Шоссе с 20-х гг. 19 в.
На территории Древней Руси в 8—10 вв. н. э. Киевское государство имело несколько торговых путей (главным образом водных), связывавших Киев с Крымом и устьем Дона. С ростом Русского государства формировалась сеть Д. от Москвы к окраинам. Началом систематического строительства Д. в России можно считать 1722, когда по указу Петра I было начато строительство Д. Петербург—Москва, получившей название «першпективной дороги». Эта Д. была грунтовой, укреплённой на некоторых участках бревенчатыми настилами. В 1817 начались работы по мощению этой Д. щебнем и к 1834 Д. Петербург—Москва длиной свыше 700кмстала называться Московским шоссе.
Конец 18 и начало 19 вв. во всех странах характеризовались интенсивным строительством шоссе — Д. с твёрдым, главным образом щебёночным, покрытием. Толщина дорожной одежды уменьшилась от 1мдо 0,24—0,27м. Создание автомобиля предъявило новые требования к Д. Щебёночные дорожные одежды не могли выдержать интенсивного движения автомобилей, и с 20-х гг. 20 в. началось широкое строительство автомобильных дорог (См. Автомобильная дорога) и автомобильных магистралей (См. Автомобильная магистраль) с асфальтовым покрытием.
Рост дорожной сети повлёк за собой развитие дорожного машиностроения (см. Дорожные машины) и производство новых дорожно-строительных материалов. Современные городские дороги (См. Городская дорога), а также Д., соединяющие города и отдельные государства, представляют собой комплексы инженерных сооружений, обеспечивающие высокие скорости движения, допускающие большую грузоподъёмность транспортных средств и не имеющие, как правило, пересечений на одном уровне.
К 20-м гг. 19 в. относится строительство в Великобритании первой железной дороги (См. Железная дорога) общего пользования. В России строительство первой такой железной дороги (Петербург—Царское Село) было закончено в 1837.
Развитие больших городов с огромной протяжённостью транспортных магистралей, затруднённость наземных автомобильных сообщений приводят к развитию подземных рельсовых дорог — Метрополитенов и наземных монорельсовых дорог (См. Монорельсовая дорога). См. также Железнодорожный транспорт, Автомобильный транспорт, Городской транспорт.
Лит.:Кудрявцев А. С., Очерки истории дорожного строительства в СССР, ч. 1 — Дооктябрьский период, М., 1951; Арциховский А. В., Средства передвижения, в кн.: Очерки русской культуры 13—15 вв., ч. 1, М., 1969; Кларк Г., Доисторическая Европа, пер. с англ., М., 1953; Стамп Д., Бивер С., Британские острова, пер. с англ., М., 1948; Мец А., Мусульманский Ренессанс, пер. с нем., М., 1966; Американская география, пер. с англ., М., 1957, с. 301—21; Forbes R. J., Studies in ancient technology, v. 2, Leiden, 1955.
П. М. Кожин.

  1. дорогиДОРОГИ Благими намерениями вымощен ад и многие наши дороги. Тадеуш Гицгер Дороги на самом деле не ремонтируют а только перемещают дорожные ямы чтобы водителю было их труд...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. дорогидараги .strong Полосатая реже клетчатая ткань восточного происхождения иногда с золотым и серебряным шитьем струйчатыми узорами изображениями деревьев и трав. .strong Па...Архитектурный словарь
  3. дорогиДОРОГИ общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения предназначенных для передвижения людей транспорта и грузов.Сеть Д. для регулярных сообщений начинае...Большая советская энциклопедия
  4. дорогивстать поперек дорогидороги разошлисьдороги расходятсяразбойник с большой дорогис дорогисбивать с дорогисбиваться с дорогисбить с дорогисбиться с дорогистановиться попере...Большой русско-английский фразеологический словарь
  5. дорогиуже в госуд. Др. Востока и на Крите имелись мощеные проезжие Д. с каменными столбами для указания дистанции станциями для смены лошадей водосточ. желобами а в некрых случ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  6. дорогикатегория земель лесного фонда в которую входят все виды дорог общего пользования и лесохозяйственного назначения находящиеся на территории лесного фонда....Краткий словарь лесоводственно-экономических терминов
  7. дорогикорень ДОРОГ окончание И Основа слова ДОРОГВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ДОРОГ И Слово Дороги содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  8. дорогиДороги Дороги ог Старые Дороги город...Орфографический словарь
  9. дорогиОрфографическая запись слова дороги Ударение в слове Дороги Деление слова на слоги перенос слова дороги Фонетическая транскрипция слова дороги [дарог] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  10. дорогиVia viae . У греков постройка Д. о которых сохранилось мало достоверных сведений соединялась с посещением национальных празднеств которые были вместе с тем и главными ярм...Реальный словарь классических древностей
  11. дорогиДороги ог Старые Дороги городem...Русский орфографический словарь
  12. дорогиcesty silnice .p....Русско-чешский словарь
  13. дорогиДороги как названия улиц. Изначально возникали в XVIII в. как собственные названия именно дорог из Петербурга в пригородные населнные пункты. С ростом городской территори...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  14. дорогиДОРОГИБлагими намерениями вымощен ад и многие наши дороги. Тадеуш Гицгер Дороги на самом деле не ремонтируют а только перемещают дорожные ямы чтобы водителю было их трудн...Сводная энциклопедия афоризмов
  15. дорогилат.em stratum мостовая. Уже в государствах Др. Востока и на Крите имелись мощеные проезжие Д. с каменными столбами для указания дистанции станциями для смены лошадей во...Словарь античности
  16. дорогиПесня А.Новикова...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  17. дорогиДОРОГИ проф. принятое среди конников неофиц. сокращенное название отрезков дции А и С соответственно первые и вторые Д. при полевых испытаниях троеборья когда всадники п...Словарь-справочник по коневодству и конному спорту
  18. дорогиУдарение в слове ДорогиУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове Дороги...Ударение и правописание
  19. дорогидаруги единица территориального деления XIVXVI вв. особые округа возникшие в период владычества татарских ханств административнотерриториальное деление пути сообщения во...Уральская историческая энциклопедия
  20. дорогидорогая шелковая ткань см. дараги....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  21. дорогидороги дорогая шелковая ткань см. дараги....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)