Большая Советская энциклопедия II

ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ

(«Челове́ческих отноше́ний» тео́рия)

концепция принципов и задач управления людьми в организациях (прежде всего промышленных), разрабатываемая в буржуазной социальной науке. Возникла в 20-х гг. 20 в. в США как мировоззренческая и методологическая основа индустриальной социологии труда. Ведущие представители «Ч. о.» т. в США — Ф. Дж. Рётлисбергер, У. Мур, Э. Мэйо, во Франции — Ж. Фридман.
«Ч. о.» т. сформировалась как оппозиция Тейлоризму. Отказавшись от биологического и механического подходов тейлористского «научного руководства», она выдвинула задачу внедрения методов обращения с работником как «социально-психологическим» существом.В основе новых методов интенсификации и повышения производительности труда «Ч. о.» т. предложила учитывать психологические и моральные качества человека (установки, мотивы, ценностные ориентации и т.п.). Использование данных эмпирических исследований удовлетворённости работника трудом, влияния коллективных требований и психологического климата в трудовой ячейке на производительность труда стимулировали попытки разработать программу «гармонизации» отношений различных групп и индивидов в целях наиболее эффективного функционирования организации в целом. Эта программа учитывала требования, вытекающие из современного технического прогресса. Новая технология, автоматизация и механизация производственных процессов выдвинули на первый план задачу воспитания работника, способного к постоянному совершенствованию трудовых навыков. Кроме того, выявилась неэффективность потогонных методов повышения производительности труда. Практические нужды капиталистического производства подтолкнули исследование важных проблем в рамках «Ч. о.» т.: факторов, обусловливающих положительное или отрицательное отношение к труду, влияния коллектива на личность, эффективности форм и методов руководства, улучшения условий труда, отдыха, проведения свободного времени и т.д.
В названии «Ч. о.» т. нашло отражение стремление буржуазных идеологов выдать программу практически ценных, с точки зрения увеличения прибылей, мероприятий за «гуманизацию труда». В действительности «Ч. о.» т. стремится затушёвывать или «рационализировать» глубокие социальные противоречия капиталистического общества.
Лит.:Дробницкий О. Г., Социальные и идеологические основы доктрины «человеческих отношений», «Вопросы философии», 1960, №2; Вильховченко Э. Д., Критика современной буржуазной теории «человеческих отношений» в промышленности, М., 1971; Эпштейн С., Индустриальная социология в США, М., 1972; Мауо Е., The social problems of an industrial civilization, Boston, 1945; Friedmann G., Oú va le travail humain?, [P.], 1953; Etzioni A., Modern organizations, New Jersey, 1964.
Н. В. Новиков.

  1. человеческих отношений теорияЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ Human relations theory концепция принципов и задач управления людьми в оргциях прежде всего промышленных разрабатываемая в бурж. социальной ...Большая советская энциклопедия
  2. человеческих отношений теорияисходит из того что в межличностных отношениях главную роль играет психологический фактор. Одним из первых эту теорию обосновал американский социолог Э. Мейо. Она была на...Евразийская мудрость от А до Я
  3. человеческих отношений теорияHuman relations theory концепция принципов и задач управления людьми в организациях прежде всего промышленных разрабатываемая в социальной науке. Возникла в х гг. в. в С...Политическая наука - Словарь-справочник
  4. человеческих отношений теорияЧеловеческих отношений теория Human relations theory концепция принципов и задач управления людьми в организациях прежде всего промышленных разрабатываемая в социальной н...Политология. Словарь.
  5. человеческих отношений теорияодна из школ в науке об управлении получившая на Западе преимущественное распространение в е гг. XX в. Ее возникновение обычно связано с именем Э.Мэйо и его последователе...Профсоюзный словарь-справочник