Большая Советская энциклопедия II

СТИЛЬ

I(Stál)

Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, департамент Нор), французский писатель, публицист. Член Французской коммунистической партии (ФКП) с 1942. Окончил университет в Лилле. Лиценциат литературы и философии. Участвовал в Движении Сопротивления. В 1945—1949 партийный работник, журналист. В 1950—1959 главный редактор газеты «Юманите» («L'Humanite»), затем её литературный обозреватель. С. избирался кандидатом в члены и членом ЦК ФКП (1950—69).
В первых сборниках рассказов — «Слово „шахтёр", товарищи» (1949), «Сена вышла в море» (1950, рус. пер. 1951) С. отразил обстановку во Франции после 2-й мировой войны 1939—45, сплочённые действия трудящихся в защиту своих прав, против колониальной войны в Индокитае. В трилогии «Первый удар» (1951—53, рус. пер. 1952—54; Государственная премия СССР, 1952, за 1-ю часть) описал патриотическую борьбу французов против создания в стране американских военных баз, движение в защиту мира. В 1952 вышла литературно-критическая книга С. «К социалистическому реализму». Последующие произведения составляют цикл «Поставлен вопрос о счастье»; в них отражены различные аспекты современной жизни: несправедливая война в Алжире и перестройка в сознании молодых французов, преодоление чувства национальной розни (романы «Мы будем любить друг друга завтра», 1957, рус. пер. 1959; «Обвал», 1960, рус. пер. 1961; «Последние четверть часа», 1962, рус. пер. 1967), духовное формирование молодого человека в рабочей среде («Пойдём танцевать, Виолина», 1964, рус. пер. 1973), отчуждение, разделяющее инженера и рабочего в условиях капиталистического производства («Андре», 1965), трудовая честь и сила рабочей солидарности («Прекрасен как человек», 1968; «Кто?», 1969; сборники рассказов «Боль», 1961, рус. пер. 1962; «Вид на небо», 1967; «Цветы по ошибке», 1973, и др.).
Лит.:Балашова Т. В., Французский роман 60-х годов, М., 1965; Карпов А., Действительность — основа творчества, «Иностранная литература», 1974, № 6; А.Стиль. Биобиблиографический бюллетень, М., 1952 (ВГБИЛ); Chateauneu R., Andre Stil. Prix Populist 1967, «Europe», 1967, № 458; Wurmser A., La dignite humaine, «Les Lettres fran (; aises», 1968, 11—17 avr., p. 10; Gilles E., Andre Stil nous parle de «fleurs», «L'Humanite», 1973, 4 sept.
Е. Ф. Трущенко.
А. Стиль.
II(лат. stilus, stylus, от греч. stylos — палка, палочка)
инструмент для письма в виде остроконечного стержня из кости или металла, применявшийся в древности и в средние века. Древние греки и римляне писали С. на деревянных табличках, покрытых воском. При письме воск процарапывался. Написанное стирали тупой верхушкой С., которая делалась в виде лопаточки, шара. От названия этого инструмента возникло отвлечённое понятие «стиль», ещё в древности означавшее литературный слог, а позднее получившее и ряд др. значений.
III
в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства (См. Искусство) или совокупность произведений. С. также называется система признаков, по которым такая общность может быть опознана. В советской теории С. существуют различные мнения об объёме понятия С.: с ним иногда связывают весь комплекс явлений содержания и формы (См. Содержание и форма),но чаще ограничивают его значение структурой образа и художественной формой. Независимо от этого в теории С. подчёркивается глубокая обусловленность формальных структур социальным и культурно-историческим содержанием искусства, его методом (см. Метод художественный),мировоззрением художника. Не менее важно, что эта обусловленность не носит прямого, механического характера и связана с относительной самостоятельностью развития стиля: стилистические признаки могли сохраняться и тогда, когда искусство существенно меняло своё содержание (особенно в таких складывавшихся веками С., как готика, классицизм); С., обладавшие содержательной глубиной в периоды своего подъёма и расцвета (барокко, классицизм), могли выступать антагонистами художественной правды в периоды кризиса и упадка.
Понятие С. имеет как бы несколько уровней. Происходя от стиля (См. Стиль)древнего инструмента письма, слово «С.» уже в древнем мире стало обозначать литературный слог, индивидуальную манеру. Оно и ныне употребляется для обозначения совокупности художественных особенностей, присущих творчеству писателя, художника, музыканта и т.д. (например, стиль Микеланджело, стиль А. С. Пушкина), или даже отдельному периоду его деятельности (например, С. позднего Рембрандта). Понятие С. широко используется и при определении типичных для какой-либо эпохи художественных направлений или тенденций, обладающих специфических сочетанием признаков. Как характер и границы, так и наименования таких С. («стилевых направлений») весьма многообразны («строгий С.» в изобразительном искусстве древнегреческой классики, «мягкий С.» в изобразительном искусстве поздней готики, «прециозный С.» во французской литературе 17 в., «псевдорусский С.» в русской архитектуре 19 в. и т.д.). С. считаются и устойчивые особенности архитектуры и изобразительного искусства какого-либо народа, присущие ему в течение длительного времени и в дальнейшем ставшие предметом подражания («древнеегипетский С.», «китайский С.»). Наконец, понятие С. обозначает периоды истории искусств («исторические С.», например романский С., готика, барокко), отличающиеся единством образно-пластического строя в произведениях различных искусств. Исторические С. имеют большей частью не только хронологические, но и территориальные границы. Наряду с наиболее изученными европейскими С. важное значение имеют С. Азии, Африки и др.
Соотношение между индивидуальными С., стилевыми направлениями и историческими С. складывалось по-разному в различные эпохи. Как правило, в ранние периоды развития искусства С. был единым, всеобъемлющим, строго подчинённым господствующим религиозно-идеологическим нормам: в пределах общего С. выделяются крупные культурные пласты (официальный, фольклорный и т.д.) и местные школы, но направления и индивидуальности ещё не всегда различимы (редкие примеры — мастера Тутмес в древнеегипетской скульптуре, бургундец Жильбер в романской скульптуре). С эпохой Возрождения значение индивидуального С. резко возрастает. Стиль Микеланджело, Тициана, У. Шекспира имеет не меньшее значение, чем С., господствовавший в их эпоху, поскольку высшие проявления С. никак не исчерпываются его общей характеристикой. Вместе с тем каждый новый исторический С. теряет какую-то часть своей всеобщности по сравнению с более ранними С. Первоначальная цельность С. подвергается размыванию, дроблению. Уже С. эпохи эллинизма несравненно более многолик и многосоставен по сравнению с древнеегипетским искусством или греч. архаикой. Ещё более резкая разница отделяет С. средних веков от С. нового времени, когда многие крупные мастера (Мольер, И. С. Бах, В. А. Моцарт, У. Хогарт, Ф. Гойя) не могут быть вмещены в рамки какого-либо С. Нарастают и противоречия внутри С. (классицизирующие тенденции в барокко, романтические — в классицизме и т.д.), что усиливает зыбкость, подвижность стилистических границ. В 19 в. яркость индивидуальных С. и стилевых направлений имеет свою оборотную сторону — распад крупных стилистических общностей. Возникающее во 2-й половине 19 — начале 20 вв. тяготение к новому синтезу искусств (См. Синтез искусств) и к формированию на новой основе целостного С. проявляется лишь в ограниченной сфере — в музыкальной драме Р. Вагнера, а также в архитектуре и декоративном искусстве С. «модерн» и конструктивизма.
Расцвет индивидуальных С., связанный с победами реалистического искусства 19— 20 вв., утвердил множественность стилистических решений как одну из главных закономерностей развития художественной культуры. В свою очередь, Модернизм с его обилием разнородных течений внёс хаотичность в стилистическую картину современного искусства.
В социалистическом обществе проблемы С. выступают в основном в двух аспектах. Идейное единство и единство метода социалистического реализма (См. Социалистический реализм) сов. искусства связаны с многообразием свободно развивающихся художественных С., что открывает широкие возможности для проявления богатства индивидуальностей и национальных культур. Вместе с тем растет потребность в художественном синтезе, в создании стилистически цельной эстетически значимой среды, окружающей человека. Это стимулирует разнообразные поиски единства и в сфере С.
Признаки С. обозначаются по-разному в различные исторические эпохи и в различных искусствах. Возрождение и классицизм ярко проявили себя во многих искусствах, но такие С., как барокко и рококо, наглядно и отчётливо обозначены преимущественно в искусствах пластических (См. Искусства пластические). Применительно к последним и была раньше всего выработана общая теория исторических стилей. Такие понятия, как театр барокко или музыка рококо, возникают по аналогии с пластическими искусствами и не являются общепринятыми. В музыковедении, театроведении теория С., разрабатываемая рядом исследователей, не приобрела (в силу специфики музыкального и театрального творчества) столь всеобщего методологического значения, как в изучении пластических искусств. Особая специфика у литературного С., т.к. материал литературы — слово — уже имеет стилистическую окраску, принадлежа к какому-либо общеязыковому пласту (см. Стиль языка).
При изучении С. пластических искусств центральное место занимает категория исторического С. как этапа истории искусства, когда вырабатывается цельная художественная система, обладающая внутренним (содержательным) и внешним (формальным) единством. В этом смысле говорят о С. древнегреческой архаики и классики, об эллинистическом С., романском и готическом С. в средние века, о С. ренессанса, барокко, рококо и классицизма в искусстве нового времени.
До сер. 19 в. категории С., применявшейся в самых различных смыслах, в искусствознании не придавалось принципиального значения. Например, немецкий историк искусства И. И. Винкельман называл отдельные периоды древнегреческого искусства С. по их внешним признакам (строгий С., высокий С., изящный С.). В эстетических концепциях Классицизма проблема С., «стильности» приравнивалась к строгому следованию нормативному идеалу прекрасного. Такому толкованию, культивировавшемуся в 19 в. академизмом, искусствознание, оформлявшееся в качестве отдельной научной дисциплины, противопоставило понимание С. как отдельных этапов исторически обусловленной эволюции художественной культуры. Именно так, опираясь на эстетику Гегеля, трактовал С. немецкий учёный К. Шназе. Немецкий теоретик Г. Земпер рассматривал генезис С. как результат определённых исторических условий, в первую очередь — материальной практики. Благодаря этому категория С. постепенно стала пониматься как выражение того или иного типа художественного мышления или видения, а история искусств начала трактоваться как закономерное чередование или смена С. Искусствоведы швейцарец Г. Вёльфлин и австриец А. Ригль утвердили понятие С. как основной принцип исторического изучения искусства, однако ограниченность их методов приводила к тому, что С. был осмыслен в основном как формальная структура, лишённая отчётливо выраженного идейного содержания. Это привело к схематизации понятия С., что выразилось в многочисленных попытках антиисторического противопоставления двух или нескольких «основополагающих» С., как ренессанс и барокко у Вёльфлина, тактильный (или гаптический) и оптический С. у Ригля, конструктивный, деструктивный и декоративный С. у немецкого теоретика Э. Кон-Винера. Иногда как реакция на такие теории любые стилистические определения отрицаются.
Марксистско-ленинское искусствознание усматривает в С. художественное выражение исторически обусловленного типа эстетического сознания. В противоположность вульгарному социологизму (См. Вульгарный социологизм),видевшему в С. лишь отражение определённой классовой идеологии, современное советское искусствознание исходит из понимания С. как широкой и ёмкой историко-художественной категории, обращая внимание на тот факт, что в одном С. в разное время могут выражаться диаметрально противоположные социально-эстетические концепции (так, в формах классицизма воплощались как передовые освободительные, так и авторитарно-консервативные идеи). Это, однако, не означает, что С. безразличен к социальному содержанию эпохи. В крупных исторических С. получают выражение кардинальные проблемы времени, по-разному истолкованные и преломленные в соответствии с общественной позицией художника. Поэтому марксистско-ленинское искусствознание трактует С. как объективную категорию, выражающуюся в системе формальных признаков, но имеющую глубокие социально-исторические основания. Отрицанию каких бы то ни было типологических структур оно противопоставляет реальный анализ объективных законов развития художественной культуры, обретающей в соответствующих условиях отчётливые очертания С. как идейно-художественной целостности.
Искусство в своём историческом развитии не всегда кристаллизуется в форме определённого С., обладающего последовательно развитым внутренним содержанием при четко выявленном и ясном формальном построении. Поэтому наиболее правомерно применение понятия исторического С. к тем эпохам и видам искусства (архитектура, декоративное искусство), где систематическая упорядоченность формальных приёмов и средств выразительности оказывается наиболее последовательно выявленной. Стилистическое единство в прошлом (например, в античном и средневековом искусстве), как правило, имело одной из предпосылок синтетичность всей художественной культуры, преобладание тенденций к слиянию различных искусств в единое целое (например, средневековый собор «вбирал» в свой художественный организм не только скульптуру, живопись и др. виды пластических искусств, но и музыку, литературу и театр).
Борьба направлений и развитие творческой индивидуальности, принесшие художественной культуре 16—20 вв. крупнейшие достижения, последовательно вели к расшатыванию стилистической общности. Это дало право многим теоретикам Романтизма подвергнуть критике творческую «атомизацию», характерную для культуры буржуазного общества и выразившуюся в «бесстилье» искусства 19 в., противопоставив этому «бесстилью» органической эпохи «большого С.», опирающегося на живую полноту и цельность эстетического восприятия действительности. На рубеже 19 и 20 вв. поиски новой цельности художественного сознания во многом были окрашены пафосом «борьбы за С.», что привело к опытам создания стилистического единства в искусстве «модерна», а позднее в архитектуре и дизайне конструктивизма, оказавшего сильное воздействие на стилистические искания в архитектурно-художественной практике 20 в.
Под С. в литературе понимается своеобразие речи художественной (См. Речь художественная) отдельные произведения, писателя, направления, национальной литературы; в широком смысле С. — сквозной принцип построения художественной формы, сообщающий ощутимую целостность, единый тон и колорит её главным моментам. В античности слово «С.» означало склад речи, совокупность лексико-фразеологических норм, приличествующих каждому виду риторической словесности (учение о «трёх С.», модифицированное классицизмом). В 17 в. учение о поэтическом С. оформляется в особую филологическую дисциплину, а в 18 в. термин «С.» усваивается философской эстетикой; Гётс и Гегель связывают понятие С. с художественным воплощением, «опредмечиванием» существенных начал бытия («... стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознавать в зримых и осязаемых образах» — Гёте И. В., Из моей жизни. Поэзия и правда, Собр. соч., т. 10, М., 1937, с. 401). В конце 19 — начале 20 вв. С. становится центральной эстетической категорией (наряду с Вёльфлином О. Вальцель в Германии) и нередко толкуется весьма расширительно — как художественная «физиономия» культурной эпохи; вместе с тем в литературоведении 20-х гг. имеет место тенденция свести С. к речевому составу произведения, изучаемому средствами лингвистической стилистики (См. Стилистика).Советское литературоведение первоначально испытало влияние обеих тенденций, однако современным концепциям С. здесь предшествовала разработка понятия «творческий метод» (см. Метод художественный).К 70-м гг. наиболее широкое признание, по-видимому, завоевало следующее воззрение:
1) С. как явление искусства следует отграничивать от С. как явления языка, соответственно у лингвистической стилистики и поэтики (См. Поэтика) разные предметы изучения;
2) С. — категория формы, в то время как метод соотносится с идейно-содержательной стороной художественного воспроизведения действительности; С. — это эстетическая целостность содержательной формы, системное единство формообразующих принципов (таких, как соотношение объективного и субъективного, мера и характер условности и др.); к формальным компонентам или носителям С. относятся художественная речь, детализация, композиция; 3) взаимосвязь С. и художественного метода неоднозначна; если одни методы тяготеют к стилевой определённости, даже нормативности, то другие, прежде всего реализм, характеризуются стилевым многообразием.
При историческом изучении литературного С. едва ли не главную проблему составляют сложные и изменчивые связи между длительной судьбой какого-либо С. и некогда породившим его духовным содержанием. Очевидно, в процессе развития любого С. по мере его усложнения и формализации эти связи опосредуются и ослабляются. Так, «просветительский классицизм» воспользовался стилистическими принципами идеологически уже чуждого ему классицизма 17 в.
С определённой точки зрения мировой литературный процесс можно рассматривать как нарастание стилевой разомкнутости художественных методов (хотя и непоследовательное, с «качаниями» в обратную сторону). «Большие С.» (каноны) органических художественных эпох прошлого являют фиксированную и неуклонную согласованность общезначимых принципов миропознания и формотворчества (знаковый ритуализм древнего культового искусства). Поэтика греч. античности, создавшей собственно художественную литературу в её отдельности от культовой, дидактической и учёной словесности, если не предписывает, то уже предполагает обладание индивидуальным С. («слогом») как одну из литературных норм (что соответствует понятию индивидуального характера, впервые оформившемуся в древнегреческом культурном мышлении). Типологически — это явление, промежуточное между каноном и индивидуальными С. в современном смысле слова, близкое к той мере стилевого разнообразия, какая допускается в рамках новоевропейских дореалистических течений и направлений.
Так, в процессе обмирщения европейской литературы, по прошествии эпохи Возрождения (См. Возрождение),в которую обращение к народно-низовой стилистической традиции препятствовало кристаллизации норм, средневековые канонические С. оказались вытеснены именно «нормативно-индивидуальными» С. Сильный элемент нормативности сохраняется даже в С. романтизма — сама «неповторимость» романтической личности оказывается «предписанием», обретающим устойчиво единообразное стилевое выражение. И только в реалистическом искусстве С. выступает вовне едва приметной канвой, которая пробивается из глубины жизнеподобных форм, через разнообразие подробностей, непосредственно довлеющих предмету изображения. Этот «уход» С. внутрь, его непрямая явленность в Реализме были связаны с необычайной экстенсивностью реалистического искусства, с энтузиазмом охвата и познания всё новых сфер и «углов» жизни. Поскольку пафос неограниченного познания был неотделим от пафоса личного, релятивного — спорного и оспаривающего — суждения о мире, личная внеканоническая инициатива художника впервые стала важным, не только духовно-творческим, как в романтизме, но и собственно стилеобразующим фактором, и стили реализма осуществились как индивидуальные по преимуществу. Развитие реалистического романа произвело переворот в системе С. художественной литературы. Могучие центробежные силы в структуре Романа (разноголосые сознания персонажей, требующие своего слова и «слога», не поддающиеся полной объективации и ускользающие от диктата авторского С.) потребовали для своего «обуздания» невиданно разнообразных словесно-стилистических конструкций; романное высказывание становится, по определению русского учёного М. М. Бахтина, точкой приложения диалогически противоречивых стилеобразующих начал. С. поэзии и драматургии испытали решительное влияние многоголосия и многоязычия романной прозы.
Со 2-й половины и особенно ближе к концу 19 в. происходит известное «отвердение» индивидуальных С., возникает впечатление их исчерпывающей завершённости, иллюзия полного совпадения жизненного материала и личного угла зрения художника (поздние Л. Н. Толстой и А. П. Чехов, в особенности Г. Флобер, И. А. Бунин). В сложной атмосфере кризиса старого реализма и возникновения противостоящих ему течений декадентства (См. Декадентство) и Модернизма великие индивидуальные С. вытесняются субъективными манерами (в гегелевском смысле слова), которые, будучи лишены самозабвенного интереса и доверия к жизни и озабочены собственной оригинальностью, вместе с тем претендуют на то, чтобы от имени своей группы или школы предложить «безъязыкой» эпохе единственно подходящий надындивидуальный С. Возрождается (в доктринах Символизма,а затем Футуризма) архаическая идея особого поэтического языка, который стал бы языком всенародных торжеств и «действ»; однако на деле каждое течение оказывается плодотворным лишь постольку, поскольку ему случается способствовать завязи одного-двух значительных личных С.
Революционная эпоха с её атмосферой стилистического брожения, переливающегося за грань личных экспериментов, порождает импульс к мобильности, скрещиванию и непрерывной полемике С. Этот процесс ярко демонстрирует сов. литература 20-х гг., когда, например, стилистический принцип монтажа фрагментов, как бы мгновенно выхваченных из океана необъятной действительности, используется не только «авангардистами» (Б. Пильняк), но и осваивается большими художниками (очерки М. Горького, «Двенадцать» А. А. Блока), а стремление литературы «схватить» ещё экзотические для неё языковые точки зрения сдвинувшихся со своих мест огромных социальных пластов приводит к расцвету такой периферийной повествовательной формы, как Сказ.
Реализм 20 в. ассимилирует и подчиняет своей объективной мере продукты стилистического «взрыва» переломного времени. В советской литературе на новом социальном материале воссоздаётся эпическое повествование классического типа, включающее в сферу авторского голоса новое бытовое, этнографическое, публицистическое разноязычие (М. А. Шолохов). Реалистический С. в западной литературе избирательно усваивают некоторые условные принципы модернистских школ (интеллектуалистическая стилизация у Т. Манна, «Поток сознания» у Э. Хемингуэя и У. Фолкнера, новые формы повествования от первого лица и пр.). Между тем для современного модернизма характерен не синкретизм, а крайняя поляризация стилистических тенденций: предельно завершенные конструкции, «снимающие» неисчерпаемость жизни в отвлечённом построении, противостоят принципиально недоконченным, стремящимся пассивно отразить стихийность и хаотическая фрагментарность бытия. Инерция и ответная ломка С. действуют в нынешней разностильной западной литературе с небывалой прежде силой. Резко своеобразные, но мировоззренчески суженные С. болезненно беззащитны перед их вульгаризацией, модой и пародированием. Попытки преодолеть инерцию, страх перед застоем сопутствуют новым С. с момента их возникновения, возбуждая вокруг них атмосферу беспокойной неустойчивости и временности. В обстановке ускоренных жизненных перемен современная литература стремится найти и стилистически закрепить новые соотношения между индивидуальным и общезначимым в художественном познании.
Одна из важных черт стилевого развития прозы — постоянное взаимодействие её с «языком улицы» — разговорной речью. В иные эпохи ориентация на устные речевые формы усиливается. Так, в первые пореволюционные годы особенно остро ощущалась необходимость демократизации языка литературы. Стремительно обновлялся не только словарный его состав, но и строй фразы, абзаца. К началу 30-х гг. значительная часть прозы заговорила на языке, резко отличном от того, который строился на длинном, разветвленном синтаксическом периоде, на неторопливых, обстоятельных описаниях, исходивших от автора, уверенного в добросовестном и длительном внимании своего читателя. Повествование велось в энергичном темпе, резко, без опосредствующих звеньев переходя от предмета к предмету, от впечатления к впечатлению. «Короткая фраза», по-разному явившаяся в прозе самых разных писателей 20-х гг., оказала сильное влияние не только на прозу последующих десятилетий, но и на всю систему письменных жанров — на язык газетного очерка, фельетона, научной статьи. Лингвисты зафиксировали возвращение к этим формам в литературе «после известного перерыва, характеризовавшегося в основном господством „спокойной", „гладкой", „правильной" прозы, в 50—60-е годы...». Новые стилевые тенденции оказались связаны с заметным обновлением самой композиционно-повествовательной формы. Привычная форма рассказа «в третьем лице», прочно устоявшаяся в прозе предшествующего периода, отступила назад. Безличного автора сменил живой, участвующий в действии рассказчик; значительная часть «молодой» прозы заговорила от первого лица. Критика видела в этом «стремление к достоверности», желание молодых прозаиков внушить читателю мысль о своём личном участии в происходящем. Характерной чертой одного из заметных стилевых направлений в прозе последующих лет стало расширение прав диалога, в котором зазвучали «новые» слова, и в первую очередь — современное просторечие (В. М. Шукшин). Однако быстро стал заметным разрыв между этими «новыми» голосами, слышными в диалоге, и оставшейся на старых языковых позициях речью собственно авторской. Сближение этих двух потоков — одна из насущных потребностей современного стилевого развития.
Лит.:Античные теории языка и стиля, М. — Л., 1936; Гегель Г. В. Ф., Манера, стиль и оригинальность, в его кн.: Эстетика, т. 1, М., 1968; Вельфлин Г., Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М.— Л., 1930: Кантор А. М., О стилях, М., 1962: Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV—XVII веков, М., 1966; Schapiro М., Style, в сборнике: Anthropology today, Chi., 1953, p. 287—312; Kroeber A. L., Style and civilizations, N. Y., 1957: J ahn J., Die Problematik der Kunst-geschichtlichen Stilbegriffe, B., 1966; Finch M., Style in art history, Metuchen, 1974; Иванов Вяч., Манера, лицо и стиль, в его сб.: Борозды и межи, М., 1916; Сакулин П. Н., Теория литературных стилей, М., 1927; Проблемы литературной формы. Сб. ст., Л., 1928; Верли М., Общее литературоведение, пер. с нем., М., 1957; Томашевский Б. В., Стилистика и стихосложение..., Л., 1959; Виноградов В. В., Проблема авторства и теория стилей, М., 1961; Тимофеев Л. И., Советская литература. Метод, стиль, поэтика, М., 1964; Чичерин А. В., Идеи и стиль, М., 1965; Теория литературы..., [кн. 3], М., 1965; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967; Гусев Вл., К соотношению стиля и метода в словесном творчестве, в сборнике: Социалистический реализм и проблемы эстетики, в. 1, М., 1967; Соколов А. Н., Теория стиля, М., 1968; Поспелов Г. Н., Проблемы литературного стиля, М., 1970; Храпченко М. Б., Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы, М., 1970; Аверинцев С. С., Греческая «литература» и ближневосточная «словесность», в сб.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971; Проблемы художественной формы социалистического реализма, т. 1—2, М., 1971; Смена литературных стилей..., М., 1974; Walzel О., Gehalt und Gestalt im Kunstwerk des Dichters, Darmstadt, 1957: Seidler Н., Allgemeine Stilistik, 2 Aufl., Gött., 1963; S taiger Е., Die Kunst der Interpretation,.., Z., 1955; его же, Stilwandel, Z.,1963; Weliek R. and Warren A., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963: Wilpert G. von, Sachworterbuch der Literatur, 3 Aufl., Stuttg., 1961 (обзор истории понятия стиль).
Г. А. Недошивин(пластические искусства),А. М. Черных и М. О. Чудакова(литература).А. М. Кантор.
IV
языка, 1) разновидность языка (стиль языка), используемая в какой-либо типичной социальной ситуации — в быту, в семье, в официально-деловой сфере и т.д. — и отличающаяся от др. разновидностей того же языка чертами лексики, грамматики, фонетики.
Определение С. зависит от объёма самого понятия «язык», а также от центрального понятия — Норма языковая. Если нормой признаётся вообще правильная, неискажённая общенародная речь, то С. определяется как разновидность общенародного языка (тогда С. будет также Просторечие).Если же норма понимается более узко — лишь как литературно-правильная речь, то С. определяется как разновидность литературного языка. Соответственно варьируется и классификация С. При первом понимании выделяется центральный — нейтрально-разговорный С., по отношению к которому остальные С. характеризуются как стилистически «отмеченные», окрашенные; при втором — под нейтральным пластом языка понимается общая часть всех С., с которой в различной пропорции соединяются в каждом С. «отмеченные» стилистические средства.
В современных развитых национальных языках существуют 3 наиболее крупных С.: нейтрально-разговорный (или, при др. классификации, разговорный), более «высокий» — книжный, более «низкий» — фамильярно-просторечный. Благодаря этому один и тот же предмет может быть назван и описан в различных стилевых регистрах (ср. «жизнь» — «бытие» — «житьё»), что открывает широкие возможности перед художественной речью. В каждом из основных С. возможны более частные, но уже менее чёткие подразделения: в книжном — научный, газетно-публицистический, официально-деловой и др.; в фамильярно-просторечном — собственно разговорно-фамильярный, просторечный, студенческий жаргон и т.д. Каждый С. закреплен традицией за типовой общественной ситуацией: книжный — за ситуацией официального общения, нейтрально-разговорный — за ситуацией повседневного служебного, бытового общения, фамильярно-просторечный — за ситуацией интимно-бытового и семейного общения. Все С. и подразделения называются иногда в советской лингвистике функциональными С. Некоторые исследователи рассматривают художественную речь как один из функциональных С. — С. художественной литературы в целом.
От собственно стилевых делений языка следует отличать различия эмоционально-экспрессивной окраски языковых средств (нередко также называемых «стилистическими»), которые могут быть представлены в пределах одного и того же С. и выражаются в таких оценках, как «высокое, возвышенное», «торжественное», «нейтральное», «сниженное», а также «грубое», «ироническое» и т.п. Исторически «возвышенное» тяготеет к книжному, а «сниженное», «грубое» — к фамильярно-просторечному С.
С. могут быть лишь там, где языковая система предоставляет возможность выбора языковых средств, и поэтому являются категорией исторической; они возникают вместе с понятием нормы. Три основных С. имеют три различных исторических источника. Книжный С. обычно восходит в значительной части к литературно-письменному языку предшествующей эпохи, нередко иному, чем повседневный язык основной части населения, например в России к старославянскому языку (См. Старославянский язык),во Франции, Италии, Испании — к латинскому, в республиках Средней Азии — к древнеуйгурскому. Нейтрально-разговорный С. восходит к общему языку народа; фамильярно-просторечный С. в значительной части — к городскому просторечию.
Национальные особенности происхождения и литературной обработки С. сказываются на разном понимании «нейтральности». Так, во французском языке нейтральный С. сдвинут в сторону книжной речи, в русском языке, по сравнению с французским,— в сторону разговорного просторечия, т.к. норма французского литературного языка складывалась в эпоху классицизма (17 в.), а русского литературного языка — в эпоху становления реализма (эпоху Пушкина) при различном отношении к демократическим элементам языка. Ломка стилевых ограничений нередко выступает в истории как признак нового литературно-художественного и идейного направления.
Трёхчастное деление С. существовало уже в Древнем Риме, но отождествлялось там с жанром литературы и проводилось лишь в пределах книжно-письменной речи посредством ассоциаций с различными предметами действительности (например, «воин», «конь», «меч» — для «высокого» С., «земледелец», «вол», «плуг» — для среднего, «ленивый пастух», «овца», «палка» — для «низкого»). Одна и та же действительность, как правило, не могла быть описана в разных стилевых регистрах.
Изучение С. (см. Стилистика) на протяжении античности и средневековья входило в круг риторики и поэтики. В 17—18 вв. оно составило предмет «теории трёх стилей», повсеместно принятой в Европе (ср. учение М. В. Ломоносова в России). В современном значении термин «С.» появляется в европейских языках в 1-й трети 19 в. в связи с общими идеями историзма, к середине 19 в. термин «С.» утвердился (Г. Спенсер,Х. Штейнталь). С возникновением семиотики (См. Семиотика) было установлено, что категория С. играет важную роль не только в литературе, но везде, где применяется язык, в том числе в науке (М. Фуко и др.).
2) Манера говорить или писать, способ языкового поведения человека в той или иной общественной среде или ситуации (стиль речи). Поскольку С. языка — обобщение особенностей речи типичной социальной ситуации, а С. речи — выбор говорящим или пишущим наличных средств из С. языка, то С. языка и С. речи — одно и то же явление (стиль), только рассматриваемое стилистикой с разных сторон.
3) Вторичный уровень всякой языковой системы, в том числе искусственного языка (См. Искусственные языки), возникающий при предпочтительном выборе каких-либо из её средств для определённой цели — информативной, оценочной, предписывающей и т.д. — в рамках одного из трёх модусов употребления языка: семантического, синтаксического, прагматического (см. Семиотика).
Лит.:Жирмунский В. М., Национальный язык и социальные диалекты, Л., 1936; Виноградов В. В., Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX вв., 2 изд., М., 1938; Степанов Ю. С., Французская стилистика, М,, 1965; Будагов Р. А., Литературные языки и языковые стили, М., 1967; Вомперский В. П., Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей, М,, [1970]: Guiraud P., La stylistique, 6 ed., P., 1970; Foucault M., Les mots et les choses, P., 1971; Morris Ch., Writings on the general theory of signs, The Hague — P., 1971. cm. также лит. при ст. Стилистика.
Ю. С. Степанов.
V(«Стиль»,)
«Де Стейл» (голл. De Stiji — стиль), авангардистское объединение голландских архитекторов и художников. Оформилось в 1917 в Лейдене на основе одноименного журнала (1917—28); распалось в 1931. Выдвигало теорию неопластицизма — идею отказа от изобразительных, общественных и познавательных задач искусства и обращения к «чистой», максимально обобщённой форме. В живописи эта теория приводила к т. н. геометрической разновидности абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство) (П. Мондриан,организатор и теоретик «С.» — Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лок и др.), в архитектуре — к господству строгой математической метрики, аскетической чёткости объёмно-пространственной композиции (архитектурные проекты ван Дусбюрга, работы Я. Й. П. Ауда,Г. Ритвелда и др.), отчасти — к принципам Функционализма.
Лит.:Модернизм, [2 изд.], М., 1973, с. 130—38; Jaffe Н. L. С., DeStijI. 1917—1931. The Dutch contribution to modern art, Arnst., 1956.

  1. стильхарактер чегоstrong выполнитьstrong стиль характер исполнения работы. выдержано в кл. стиле.стильный.стилизация. стилизатор.стилизовать. стилизованный.архаистика. арх...Идеографический словарь русского языка
  2. стильспособ осуществления выполнения чеголибо характерный совокупностью своеобразных приемов....Словарь практического психолога
  3. стильавангардистское художественное объединение сложившееся в Голландии вокруг одноименного журнала выходил в гг. выдвинувшее принципы неопластицизма оказало большое влияние ...Архитектурный словарь
  4. стильспособ осуществления выполнения чеголибо характерный совокупностью своеобразных приемов....Большая психологическая энциклопедия
  5. стильСТИЛЬ лат. stilus stylus от греч. stylos палка палочка инструмент для письма в виде остроконечного стержня из кости или металла применявшийся в древности и в ср. века. Д...Большая советская энциклопедия
  6. стильСТИЛЬ языка разновидность языка стиль язык а используемая в к.л. типичной социальной ситуации в быту в семье в официальноделовой сфере и т. д. и отличающаяся от др. раз...Большая советская энциклопедия
  7. стильСТИЛЬ Де Стейл голл. De Stijl стиль авангардистское объединение голл. архитекторов и художников. Оформилось в в Лейдене на основе одноим. журнала распалось в . Выдвига...Большая советская энциклопедия
  8. стильСТИЛЬ влитературе и искусстве устойчивая целостность или общность образной системы средств художеств выразительности образных примов характеризующих произведение искусств...Большая советская энциклопедия
  9. стильгреч. stylos стерженк для письма . вообще совокупность признаков черт примов отличающих какуюлибо вещь предмет на фоне аналогичных и образующих их суть . общность изоб...Большая энциклопедия по психиатрии
  10. стильI м. тж. спорт. в искусстве литературе и т.п. stile m готический стиль stile gotico m газетный стиль stile giornalistico вольный стиль плавания stile libero манера s...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  11. стильIstrong м работы и т.п.em Stil m Manier f сохранить стиль den Stil wahrenвольный стиль спорт. Freistil m иск. Stil m Stilart f IIstrong мо летоисчисленииem Stil m Zeitr...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. стильстильStilСинонимы абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вернакулятор вкус вог возрождение вортицизм гаучо гомофония готика дух жакоб жанр изложе...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. стильстиль II м о летоисчислении Stil m a Zeitrechnung f c е февраля старого нового] стиля der . Februar alten neuen] Stilsстиль I м . работы и т. п. Stil m a Manier f c сох...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. стильI в искусстве литературе и т.п.em estilo mщенный стиль estilo bombstico campanudoшенный стиль estilo elevadoшенный стиль estilo elevadoчный стиль estilo lacnicoрный с...Большой русско-испанский словарь
  15. стильсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  16. стильм. в разн. знач. style m готический стиль style gothique поэтический стиль style potique публицистический стиль style publiciste высокий стиль style lev илиem sublime...Большой русско-французский словарь
  17. стильДержать стиль.strong Жарг. мол.em . Стильно одеваться. . Вести себя соответственно имиджу. СМЖ .Синонимы абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва в...Большой словарь русских поговорок
  18. стильот греч. stylos палочка для письма англ. style нем. Stil. . Совокупность идейноэтических норм и характерных черт деятельности поведения метода работы образа жизни. . Со...Большой толковый социологический словарь II
  19. стилькогочогоem мен. чол. роду. сукупнсть ознак як характеризують мистецтво певного часу та напряму. сукупнсть прийомв у використанн засобв мови властива якомусь письменников....Большой украинско-русский словарь
  20. стильм. в разн. знач.style mготический стиль style gothiqueпоэтический стиль style potiqueпублицистический стиль style publicisteвысокий стиль style lev или sublimeмебель ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  21. стильосновная своеобразная форма выражения возникающая в той или иной сфере человеческой деятельности. абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вернакул...Большой экономический словарь
  22. стильлат. stilus stylus от греч. stylos палочка в древности и всредние века заостренный стержень из кости металла или дерева которымписали на восковых дощечках или на берест...Большой энциклопедический словарь II
  23. стильСТИЛЬ общность образной системы средств художественной выразительности творческих приемов обусловленная единством идейнохудожественного содержания. Можно говорить о стиле...Большой энциклопедический словарь III
  24. стильСТИЛЬ общность образной системы средств художественной выразительности творческих приемов обусловленная единством идейнохудожественного содержания. Можно говорить о стил...Большой Энциклопедический словарь V
  25. стильСТИЛЬ Де Стейл De Stijl объединение нидерландских архитекторов и художников в . Поиски строгих геометрически четких композиционных решений объединили архитектороврациона...Большой Энциклопедический словарь V
  26. стильСТИЛЬ языка разновидность языка используемая в какойлибо типичной социальной ситуации в быту в официальноделовой сфере и т. д. и отличающаяся от др. разновидностей тог...Большой Энциклопедический словарь V
  27. стильСТИЛЬ лат. stilus stylus от греч. stylos палочка в древности и в средние века заостренный стержень из кости металла или дерева которым писали на восковых дощечках или н...Большой Энциклопедический словарь V
  28. стильI ю ч.i Сукупнсть ознак як характеризують мистецтво певного часу та напряму або ндивдуальну манеру художника стосовно дейного змсту й художньо форми. Сукупнсть характерн...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  29. стильстиль ю сукупнсть ознак прийомв спосб я для писання...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  30. стильбронз. стержень заостр. конец крого использов. для нанесения текста на дощечку покрытую воском. Противоположный конец С. делался плоским для того чтобы стирать написанное...Древний мир. Энциклопедический словарь
  31. стильбронз. стержень заостр. конец крого использов. для нанесения текста на дощечку покрытую воском. Противоположный конец С. делался плоским для того чтобы стирать написанное...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  32. "стиль"Де Стейл голландское De Stijl авангардистское объединение голландских художников . Мастера стиля выдвинули теорию неопластицизма геометрической разновидности абстрактн...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  33. стильот греческого stylos остроконечная палочка для письма по воску манера письма общность образной системы средств художественной выразительности творческих приемов обусловл...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  34. стильСТИЛЬ я м. ШТИЛЬ я м. style m. гол.stylus нем. Styl ampLTлат. stylus слог письма.strong. Совокупность признаков характеризующих искусство определенного времени и направле...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  35. стиль. Стиль греч. так называлась острая палочка для письма. Уже в древней немецкой литературе этим словом стали обозначать сначала красивый почерк а затем умение красиво из...История и теория культуры
  36. стильстиль стилге салили стилге келтирстилизовать жаы стиль боюнча по новому стилю летосчисления....Киргизско-русский словарь
  37. стильВЭНЬ Письменностькультура культурность цивилизованность цивильный гражданский гуманитарный просвещение образование литература изящная словесность стиль украшенность одна ...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  38. стильв разн. знач. стиль важ стиль старый стильваж модаа стиль архаичный стильськыд стиль тяжеловесный стильшыльдны статьялысь стиль сгладить стиль статьистильыс блед сти...Коми (зырянский)-русский словарь
  39. стильСтиль stilus genus Aesopi Doricum dicendi scribendi scripturae structura phrasis...Латинский словарь
  40. стильКатегория гуманитарного знания определяемая как реальный феномен культуры условный классификационный термин метасодержательное чистое формотворчество выразитель духовных ...Лексикон нонклассики
  41. стильОТ лат. stilus stylus остроконечная палочка для письма манера письма в языкознании разновидность языка закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее об...Лингвистический энциклопедический словарь
  42. стильв языкознании разновидность языка обслуживающая одну из сфер общения повседневную деловую научную политическую. В художественной речи говорят скорее об индивидуальных авт...Литература и язык. Современная энциклопедия
  43. стиль. Понятие стиля.strong С. исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы раскрывающее содержание произведения. С...Литературная энциклопедия
  44. стильI . Понятие стиля. С. исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы раскрывающее содержание произведения. С. во...Литературная энциклопедия II
  45. стиль. Понятие стиля. С. исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы раскрывающее содержание произведения. С. возн...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  46. стилья м.em Совокупность признаков характеризующих искусство определенного времени и направления или индивидуальную манеру художника в отношении идейного содержания и художест...Малый академический словарь
  47. стильв литературе и искусстве от греч. stylos остроконечная палочка для письма на восковых дощечках исторически сложившаяся совокупность художественных принципов выразитель...Мировая художественная культура. Словарь
  48. стильпо В.В. Виноградову. Стиль это общественно осознанная функционально обусловленная внутренне объединенная совокупность приемов употребления отбора и сочетания средств реч...Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
  49. стилькорень СТИЛЬ нулевое окончаниеОснова слова СТИЛЬВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой СТИЛЬ Слово Стиль содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  50. стильНачальная форма Стиль винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  51. стильвдносно стйка сукупнсть характерних повторюваних рисособистост яка виявляться у мисленн дяльност звичках поведнц смаках сплкуванн уподобаннях тощо. До чинникв С. належат...Музичні терміни
  52. стильХУДОЖЕСТВЕННЫЙ греч. stylos палочка для письма эстетическая категория отражающая определенный способ восприятия и интерпретации человеком мира что проявляется в конкрет...Новейший философский словарь II
  53. стильНАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ исторически сложившаяся совокупность методологических регулятивов идеалов и норм науки философских принципов определяющих содержание и направленность и...Новейший философский словарь II
  54. стильстиль . м. а Совокупность черт признаков характеризующих искусство определенного времени и направления со стороны идейного содержания и художественной формы. б Совокупно...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  55. стильстиль стиль я...Орфографический словарь
  56. стильu мu мн.u стили Р.u стилей абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вернакулятор вкус вог возрождение вортицизм гаучо гомофония готика дух жакоб жа...Орфографический словарь русского языка
  57. стильстиль менник чоловчого роду особливост прийом спосб стиль менник чоловчого роду для писання стиль менник чоловчого роду спосб лточислення...Орфографічний словник української мови
  58. стильIstrong [стил]лу ор.em леиsupм м.em л особливост прийом спосб тощо [стил]ла ор.em леиsupм для писання...Орфоепічний словник української мови
  59. стильI стил лу ор. леим м. л особливост прийом спосб тощоII стилла ор. леим для писання....Орфоэпический словарь украинского языка
  60. стильмнер...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  61. стильстиль куысты ленинон стиль ленинский стиль в работе архитектурон стиль архитектурный стиль....Осетинско-русский словарь
  62. стильгр. стерженек для письма это совокупность черт манер вкусов привычек типичных для поведения и деятельности одного человека отличающая его от другого. Существует стиль п...Основы духовной культуры
  63. стильм.В искусстве и культуре устойчивая и единообразная система художественной формы. Различают напр. звериный стиль декоративный стиль. Изображения состоят из сложных линейн...Основы православной культуры
  64. стильстиль стили стиля стилей стилю стилям стиль стили стилем стилями стиле стилях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  65. стильОрфографическая запись слова стиль Ударение в слове стиль Деление слова на слоги перенос слова стиль Фонетическая транскрипция слова стиль [стил] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  66. стильСТИЛЬstrong совокупность средств и приемов художественной выразительности обусловленных данной эпохой которая формирует литературные направления являющиеся выражением оп...Поэтический словарь
  67. стильСтиль стилю лев у стил стил стилв...Правописний словник Голоскевича
  68. стильот греч. stylos стерженек для письма основанный на определенных закономерностях способ образ жизни и действий. В этом смысле говорят о творческих стилях стиль эпохи Во...Профессиональное образование
  69. стильСм. stile.Синонимы абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вернакулятор вкус вог возрождение вортицизм гаучо гомофония готика дух жакоб жанр излож...Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  70. стильслог язык Одна из разновидностей языка языковая подсистема со своеобразным словарем фразеологическими сочетаниями оборотами конструкциями отличающаяся от других разновидн...Риторика: Словарь-справочник
  71. стильстиль яСинонимы абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вернакулятор вкус вог возрождение вортицизм гаучо гомофония готика дух жакоб жанр изложени...Русский орфографический словарь
  72. стильstyl eo stilo...Русский-африкаанс словарь
  73. стильI. . slub . sul qayda trz spki в стиле когочего в каком стиле .stild .stilind .spkisind. II. м stil tarix hesab sulu....Русско-азербайджанский словарь
  74. стильм. в соч. стиль вождения...Русско-английский автомобильный словарь
  75. стильorder архит.u style стиль м.u .strong style manner fashion .strong ручного перфоратора stylusСинонимы абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вер...Русско-английский политехнический словарь
  76. стильм. авторитарный стиль руководства авторитарный стиль анархический стиль вербальный стиль дезорганизованный стиль демократический стиль избегательный стиль индивидуальный ...Русско-английский психологический словарь
  77. стильстиль . м. в разн. знач.istyle возвышенный стиль elevated style grand style . м. способ летосчисленияistyle новый стиль new style Gregorian calendari старый стиль old ...Русско-английский словарь
  78. стильстиль I м. style стиль Iи в живописи styles in painting в русском итальянском и т. д. стиль Iе in the Russian Italian etc. style стиль I фельетона satirical style работа...Русско-английский словарь II
  79. стильстиль II м. способ летоисчисления style по новому старому стилю New Old Style....Русско-английский словарь II
  80. стильm.style fashionСинонимы абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вернакулятор вкус вог возрождение вортицизм гаучо гомофония готика дух жакоб жанр ...Русско-английский словарь математических терминов
  81. стильнапр. документа character manner pattern strain style речи phrase...Русско-английский словарь по электронике
  82. стильcalendar pattern style...Русско-английский словарь политической терминологии
  83. стильfashion manner style...Русско-английский строительный словарь
  84. стильfashion styleСинонимы абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вернакулятор вкус вог возрождение вортицизм гаучо гомофония готика дух жакоб жанр из...Русско-английский технический словарь
  85. стильstyle...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  86. стильbuild style...Русско-английский экономический словарь
  87. стильN...Русско-армянский словарь
  88. стильСтыль стиль в искусстве стыль у мастацтве писать хорошим стилем псаць добрым стылем стыль второго апреля по новому стилю другога красавка па новаму стылю...Русско-белорусский словарь
  89. стильI в разн. знач.i стыль род.i стылю муж.iстиль в искусстве стыль у мастацтвеписать хорошим стилем псаць добрым стылемII i стыль род.i стылю муж.iвторого апреля по новому...Русско-белорусский словарь II
  90. стильstlus stlus idszmts naptr новый стиль Gergelynaptr абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вернакулятор вкус вог возрождение вортицизм гаучо г...Русско-венгерский словарь
  91. стильстиль м литературный в искусстве...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  92. стильстиль [ ] Синонимы абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вернакулятор вкус вог возрождение вортицизм гаучо гомофония готика дух жакоб жанр изл...Русско-ивритский словарь
  93. стильestilo...Русско-испанский автотранспортный словарь
  94. стильlinea...Русско-итальянский автомобильный словарь
  95. стильм. stile m стиль ампир архитектурный стиль стиль барокко готический стиль классический стиль стиль модерн стиль ренессанс стиль рококо романский стиль...Русско-итальянский политехнический словарь
  96. стильI стиль бр суретшн заманны я лтты шыармаларына тн кркемдк ралдарды жинаы реалистический стиль в искусстве нердег реалистк стиль писать хорошим стилем жасы стильмен жазу т...Русско-казахский словарь
  97. стильстиль...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  98. стильстиль...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  99. стильстиль...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  100. стильм. . стиль бир сртчнн замандын же улуттун чыгармаларына таандык болгон кркмдк каражаттардын жыйындысы стиль в искусстве искусстводогу стиль писать хорошим стилем жакшы ст...Русско-киргизский словарь
  101. стиль1ynglf. новый xnl gngl. старый jil....Русско-китайский словарь
  102. стильIstrong fngg yngshстиль в искусстве архитектурный стиль метод прим в работе и т.п.em zufng fngfстиль работы в языке и литературеem wnt tciлитературный стиль г...Русско-китайский словарь
  103. стильslp tarz yol usulгазетный стиль gazeta slbi...Русско-крымскотатарский словарь
  104. стильуслюп тарз л усул газетный стиль газета услюби...Русско-крымскотатарский словарь II
  105. стильstils stils...Русско-латышский словарь
  106. стильstilius...Русско-литовский словарь
  107. стильХэв маяг янз маягхэлбэр...Русско-монгольский словарь
  108. стильм. Stil m вольный стиль спорт. Freistil m....Русско-немецкий словарь
  109. стильтворческая манера художникаem Stil...Русско-немецкий словарь по искусству
  110. стильStijl...Русско-нидерландский словарь
  111. стильстильм в разн. знач. об архитектуре мебели лит. новый о календаре высокий ....Русско-новогреческий словарь
  112. стильstil tidsform абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вернакулятор вкус вог возрождение вортицизм гаучо гомофония готика дух жакоб жанр изложение ...Русско-норвежский словарь
  113. стиль...Русско-персидский словарь
  114. стильstyl...Русско-польский словарь
  115. стильмestilo mu рзгu манераem estilo mu modo mu estilo moderno современный стиль абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вернакулятор вкус вог возрожде...Русско-португальский словарь
  116. стильлит.em andishi ma uandishi ед.em usemi semi mtungo mi nahau uneni ед. модаem fesheni mtindo mi tamrini kivazi vi mshono mi mvao mi vao ma манераem mtindo mi staili ta...Русско-суахили словарь
  117. стильстиль тавим солшумор стиль услуб сабк тарз...Русско-таджикский словарь
  118. стильм врз stil slup buem tarzстиль писателя yazarn slubuархитектурный стиль mimari tarz stilв русском стиле Rus tarznda stilindeстиль руководства ynetim tarzстиль игры ...Русско-турецкий словарь
  119. стильslup tarz stil архитектурный стиль поздней готики архитектурный стиль ранней готики архитектурный стиль византийский стиль готический стиль дорический стиль коринф...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  120. стильuslub...Русско-узбекский словарь Михайлина
  121. стильастр. техн. стиль лю новый стиль старый стиль Синонимы абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль ва вернакулятор вкус вог возрождение вортицизм гаучо...Русско-украинский политехнический словарь
  122. стильIstrong mрный стиль rakennustyyli mпо ноuвому стилю uuden ajanlaskun mukaan gregoriaanisen kalenterin mukaan...Русско-финский словарь
  123. стильsloh styl nlka...Русско-чешский словарь
  124. стильstil.strong stil i romantisk stilв романтическом стилеstil.strong stil en man med stilчеловек с хорошим вкусом...Русско-шведский словарь
  125. стильStil...Русско-шведский словарь II
  126. стиль.strong kalender.strong stiil...Русско-эстонский словарь
  127. стильот греч. stylos палочка для письма слог писателя прием метод способ работы. Уже в латинском языке слово стиль имело более широкое значение чем в него вкладывали греки. ...Символы, знаки, эмблемы
  128. стильлат.em stylus греч. stylos палочка бронзовый стержень заостр. конец которого использовался для нанесения текста на дощечку покрытую воском. Противоположный конец С. дела...Словарь античности
  129. стильодежда мыслей...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  130. стильСТИЛЬ лат. stilus от греч. stylos палочка для писания. в литературе образ выражения слог своеобразный образ изложения мыслей выдающихся писателей. род грифеля которым ...Словарь иностранных слов русского языка
  131. стильпалочка в древности и в средние века заостренный стержень из кости металла ипи дерева которым писали на восковых дощечках или на бересте. Позже С. стали называть средств...Словарь исторических терминов
  132. стильфранц.em style от греч.em stylos палочка для письма. Разновидность языка характеризующаяся особенностями в отборе сочетании и организации языковых средств в связи с зад...Словарь лингвистических терминов
  133. стильСЛОГ ЯЗЫКОдна из разновидностей языка языковая подсистема со своеобразным словарем фразеологическими сочетаниями оборотами конструкциями отличающаяся от других разновидно...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  134. стильСТИЛЬ. Слово стильem первоначально у греков и римлян означало самое орудие письма ту палочку или стерженек острым концом которого писали на дощечках натертых воском а ту...Словарь литературных терминов
  135. стильлат. stylus ampLT греч. stylos стило палочка для письма иногда слово stylos служило также для обозначения способа изложения склада речи эстетическое свойство художестве...Словарь литературоведческих терминов
  136. стильвзаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей способов и характера осуществления определенной деятельности предполагающей как правило взаимодействие с людьми и...Словарь по педагогической психологии
  137. стильСтиль вкус дух образ манера пошиб род школа жанр изложение речь слог перо кисть. В духе древних сочинений. У него бойкое перо смелая кисть. Ср. Вид и Обычай. См. речь язы...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  138. стильстильВкус дух образ манера пошиб род школа жанр изложение речь слог перо кисть.В духе древних сочинений. У него бойкое перо смелая кисть.Ср. .См. речь язык....Словарь синонимов II
  139. стильстиль Вкус дух образ манера пошиб род школа жанр изложение речь слог перо кисть. В духе древних сочинений. У него бойкое перо смелая кисть. Ср. . См. речь язык. Словарь р...Словарь синонимов II
  140. стильстиль вкус дух образ манера пошиб род школа жанр изложение речь слог перо золотое бойкое кисть смелая вид обычай язык рука творческий почерк палочка метаболизм почерк сте...Словарь синонимов
  141. стильметод совокупность приемов педагогической деятельности поведения например стиль обучения стиль воспитания. Г...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  142. стильстиль Совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей мыслей в различных условиях речевой практики. О богатом выразительном...Словарь эпитетов III
  143. стильСовокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей мыслей в различных условиях речевой практики.О богатом выразительном стиле....Словарь эпитетов II
  144. стильСТИЛЬ. Совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей мыслей в различных условиях речевой практики. О богатом выразительно...Словарь эпитетов
  145. стильстиль ч. лат. . Сукупнсть ознак як характеризують мистецтво певного часу та напряму або ндивдуальну манеру художника стосовно дейного змсту й художньо форми. . Сукупнсть...Словник іншомовних слів
  146. стильлат. stilus тут паличка для письма . Знаряддя для письма в давнину та за середньовччя. . У лтератур та мистецтв днсть змсту образно системи й художньо форми що склалася...Словник іншомовних слів Мельничука
  147. стильодягу фасон мода крй письма манера з. штиб прац характер п. почерк....Словник синонімів Караванського
  148. стильсукупнсть прийомв певного виконання поведнки манера тон....Словник синонімів Полюги
  149. стильСТИЛЬstrong сукупнсть прийомв особливостей поведнки характерних для якогось автора зовншн прийоми чийогось виконання характерна особливсть ПОЧЕРКstrong МАНЕРАstrong ТОНst...Словник синонімів української мови
  150. стиль1СТИЛЬ ю ч. . Сукупнсть ознак як характеризують мистецтво певного часу та напряму або ндивдуальну манеру художника стосовно дейного змсту й художньо форми. Мебл в зал були...Словник української мови в 11 томах
  151. стильСТИЛЬstrongstrong ю ч. Сукупнсть ознак як характеризують мистецтво певного часу та напряму або ндивдуальну манеру художника стосовно дейного змсту й художньо форми.Мебл в...Словник української мови у 20 томах
  152. стиль.strong роколчба календар це в письменств .мистецтв...Словник чужослів Павло Штепа
  153. стильСТИЛЬ от греческого stylos остроконечная палочка для письма по воску манера письма общность образной системы средств художественной выразительности творческих приемов об...Современная энциклопедия
  154. стильСТИЛЬ Де Стейл голландское De Stijl авангардистское объединение голландских художников . Мастера стиля выдвинули теорию неопластицизма геометрической разновидности абс...Современная энциклопедия
  155. стильСТИЛЬ языка разновидность языка используемая в какойлибо типичной социальной ситуации в быту официальноделовой научной сфере и т.д. и отличающаяся от других разновидно...Современная энциклопедия
  156. стильСТИЛЬ Stil Андре р . французский писатель. Участник Движения Сопротивления. Жизни французских рабочих посвящен романтрилогия Первый удар роман Обвал Романсон Бог это...Современный энциклопедический словарь
  157. стильСТИЛЬ лат . stilus stylus от греч. stylos палочка в древности и в средние века заостренный стержень из кости металла или дерева которым писали на восковых дощечках или н...Современный энциклопедический словарь
  158. стильСТИЛЬ Де Стейл De Stijl объединение нидерландских архитекторов и художников в . Поиски строгих геометрически четких композиционных решений объединили архитектороврационал...Современный энциклопедический словарь
  159. стильСТИЛЬ общность образной системы средств художественной выразительности творческих приемов обусловленная единством идейнохудожественного содержания. Можно говорить о стиле...Современный энциклопедический словарь
  160. стильСТИЛЬ языка разновидность языка используемая в какойлибо типичной социальной ситуации в быту в официальноделовой сфере и т. д. и отличающаяся от др. разновидностей тог...Современный энциклопедический словарь
  161. стильинтегральное выражение характерных черт деятельности своеобразное проявление культуры нравственной позиции идейных убеждений личностно значимых ценностей руководителя. В ...Социологический справочник
  162. стильв летоисчислении способ исчисления времени деления его на годовые периоды. До года у нас был принят старый стиль по так называемому Юлианскому календарю по которому год...Справочный коммерческий словарь
  163. стильот лат. stilus stylus остроконечная палочка для письма затем манера письма своеобразие слога склад речи. В языкознании нет единого определения понятия С. что обусловлено...Стилистический энциклопедический словарь русского языка
  164. стильлат. stylus букв. паличка для письма суспльнонеобхдний сторичносформований рзновид лтературно мови функцональна пдсистема що обслугову певну сферу суспльно дяльност мо...Стилістичні терміни
  165. стильstrong от лат.u stilus и греч.u stylos палочка для письма позднее почерк единство образной системы изобразительновыразительных средств творческих приемов пронизывающее...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  166. стильиноск.em вкус род изображение чеголибо собств.em слог намек на род пера у древних Ср.em Сколько неосновательны стремления поправить дело во вкусе той старины о которой л...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  167. стильСтильstrong иноск.em вкусъ родъ изображене чего либо собств. слогъ намекъ на родъ пера у древнихъ. Ср.em Сколько неосновательны стремленя поправить дло во вкус той стари...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  168. стиль.strong Отбор сочетание и целенаправленное использование языковых средств. .strong Совокупность приемов употребления отбора и сочетания средств в данной сфере. .strong Со...Толковый переводоведческий словарь
  169. стильстиль [манера] сущ.em м.em употр. часто Морфология нет чего стиляstrong чему стилюstrong вижу что стильstrong чем стилемstrong о чм о стилеstrong мн. что стилиstrong нет...Толковый словарь Дмитриева
  170. стильСТИЛЬ м. штиль немецк. в искуствах пошиб род образ вкус манера. Стиль готический мавританский. В счислении времени старый или юлианский и новый или грегорианский стиль п...Толковый словарь живого великорусского языка
  171. стильстиль [лат. stylus lt гр. stylos стерженек для письма] идейно и художественно обус. ловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного вр...Толковый словарь иностранных слов
  172. стиль1СТИЛЬ я м. . Совокупность черт близость выразительныххудожественных приемов и средств обусловливающие собой единство какогон.направления в творчестве. Национальный с. в ж...Толковый словарь Ожегова
  173. стильСТИЛЬ стиля м. греч. stylos букв. палочка с острым концом для писания на навощенных дощечках. . совокупность художественных средств характерных для произведений искусства...Толковый словарь русского языка II
  174. стильстиль стиль я м. Совокупность черт близость выразительных художественных примов и средств обусловливающие собой единство какогон. направления в творчестве. Национальный с...Толковый словарь русского языка II
  175. стильСТИЛЬ ям. Способ летосчисления. Старый стиль так наз. юлианский календарь. Новый стиль так наз. григорианский календарь. По новому стилю....Толковый словарь русского языка
  176. стильСТИЛЬ я м. . Совокупность черт близость выразительных художественных примов и средств обусловливающие собой единство какогонибудь направления в творчестве. Национальный с...Толковый словарь русского языка
  177. стильIstrong ю ч. Сукупнсть ознак як характеризують мистецтво певного часу та напряму або ндивдуальну манеру художника стосовно дейного змсту й художньо форми. Сукупнсть хара...Толковый словарь украинского языка
  178. стильУдарение в слове стильУдарение падает на букву и...Ударение и правописание
  179. стильастр. техн. стиль...Украинско-русский политехнический словарь
  180. стильу рзн. знач.em styleблдий стиль jejune styleпднесений стиль grand style elevated styleновий стиль про календарem new style Gregorian calendarпростий стиль chaste styl...Українсько-англійський словник
  181. стильстыл...Українсько-білоруський словник II
  182. стильСтыл...Українсько-білоруський словник II
  183. стильстыл...Українсько-білоруський словник
  184. стиль...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  185. стильStil...Українсько-датський словник
  186. стильСтиль кервництва...Українсько-китайський словник
  187. стильStil...Українсько-норвезький словник
  188. стиль[styl]класичний лтературний стиль styl klasyczny literacki...Українсько-польський словник
  189. стильлю m styl класичний епчний готичний стислий styl klasyczny epicki gotycki zwizy styl старий новий stary nowy styl w kalendarzu...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  190. стильI стиль вкус художественная манера стиль кервництва стиль руководства манера писать или говорить стиль слог способ летоисчисления стиль II палочка для писания стиль...Українсько-російський словник
  191. стильStil...Українсько-шведський словник
  192. стильстилус стилос стильВ древности стилус представлял собой костяную палочку заострнным концом которой наносили письмена на вощную дощечку а противоположным имеющим гладкое у...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  193. стильRzeczownik стиль m styl m...Универсальный русско-польский словарь
  194. стильIпевний спосб застосування засобв мовно експрес як добираються з урахуванням мети повдомлення намрв та переконань автора а також гаданих очкувань адресата функцональн с. ...Універсальний словник-енциклопедія
  195. стильСТИЛЬ основанный на определенных закономерностях способ образ жизни и действий особенно если речь идет о способе играющем в этом отношении значительную роль способе созда...Философская энциклопедия
  196. стильот лат. stilus остроконечная палочка для письма манера письма способ изложения характерное физиогномич. единство к.л. явления человеческой жизни и деятельности типич. ф...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  197. стильоснованный на определенных закономерностях способ образ жизни и действий особенно если речь идет о способе играющем в этом отношении значительную роль способе создающем о...Философский энциклопедический словарь II
  198. стильстиль стили стиля стилей стилю стилям стиль стили стилем стилями стиле стилях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы абир адзэкура ампир...Формы слова
  199. стильСтиль лат. stilus stylus от греч. stэlos остроконечная палочка для письма устойчивое единство образной системы выразительных средств характеризующее художественное своео...Художественная энциклопедия
  200. стильСТИЛЬ РУКОВОДСТВА управления способ обращения руководителей с подчиннными характер отношений с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различат...Экономический словарь
  201. стильЛис Лист Слить Стиль Тис Итл Лить...Электронный словарь анаграмм русского языка
  202. стильСтиль подсистема языка функциональная разновидность речевой практики со своим характерным словарем и фразеологическим фондом коммуникативными функциями и задачами др. ос...Энциклопедический словарь PR и рекламы
  203. стильСТИЛЬ общность образной системы средств художественной выразительности творческих приемов обусловленная единством идейнохудожественного содержания. Можно говорить о стил...Энциклопедический словарь естествознания
  204. стильразновидность языка закрепленная в данном обществе традицией за одной из сфер социальной жизни и отличающаяся от всех других разновидностей того же языка по всем основным...Энциклопедический словарь СМИ
  205. стильСТИЛЬ устоявшаяся форма худож. самоопределения эпохи региона нации социальной или творч. группы либо отд. личности. Тесно связанное с эстетич. самовыражением и составляя ...Энциклопедия культурологии
  206. стильСТИЛЬ устоявшаяся форма худож. самоопределения эпохи региона нации социальной или творч. группы либо отд. личности. Тесно связанное с эстетич. самовыражением и составляя...Энциклопедия Культурология XX век
  207. стильобщность форм выражения обусловленная единством идейного содержания. Энциклопедия моды. Андреева Р. Синонимы абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп блуграс булль буль...Энциклопедия моды и одежды
  208. стильот греч. stylos палочка для письма англ. style нем. Stil. . Совокупность идейноэтических норм и характерных черт деятельности поведения метода работы образа жизни. . Со...Энциклопедия социологии
  209. стильСтильstrong. Заимств. в Петровскую эпоху из франц. яз. где stylei lt лат. stilusi палочка для письма gt почерк gt стиль....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  210. стильрод. п. я начиная с Петра I когда употреблялось то в форме стиль то штиль даже штыль Долгоруков г. см. Христиани . Последнее заимств. через польск. styl ввиду ы форма на...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  211. стильЗаимств. в Петровскую эпоху из франц. яз. где styleem ampLT лат. stilusem палочка для письма ampGT почерк ampGT стиль.Синонимы абир адзэкура ампир артдеко барокко бибоп б...Этимологический словарь русского языка
  212. стильстиль род. п. я начиная с Петра I когда употреблялось то в форме стиль то штиль даже штыль Долгоруков г. см. Христиани . Последнее заимств. через польск. styl ввиду ы фо...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  213. стильЛатинское stylus заостренный кол палочка стиль склад речи слог.Греческое stylos столб колонна писчая трость грифель.Итальянское stile.Французское style.Слово стиль по...Этимологический словарь русского языка Семенова