Большая Советская энциклопедия II

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ГерценАлександр Иванович (псевдоним ≈ Искандер) [25.3(6.4).1812, Москва, ≈ 9(21).1.1870, Париж], русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого помещика И. А. Яковлева; мать ≈ немка Луиза Гааг. Брак родителей не был оформлен, и Г. носил фамилию, придуманную отцом (от нем. Herz ≈ сердце). В 1833 Г. окончил физико-математическое отделение Московского университета.

═ Духовное развитие Г. протекало под воздействием социального опыта декабристов, Июльской революции 1830 во Франции, Польского восстания 1830≈1831, под влиянием стихов Пушкина и Рылеева, драм Шиллера, произведений французских мыслителей конца 18 в. В произведениях 30-х гг. («О месте человека в природе», 1832, и др.), свидетельствующих о знакомстве Г. как с вопросами естествознания, так и с идеями современных ему философских и социальных учений (Сен-Симона, Шеллинга, Кузена и др.), обнаруживается стремление осмыслить единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления.

═ В университете вокруг Г. и его друга Н. П.Огаревасложился кружок революционного. направления, в который входили Н. И. Сазонов, А. Н. Савич, Н. М. Сатин, В. В. Пассек и др. В июле 1834 вместе с некоторыми др. участниками кружка Г. был арестован. В апреле 1835 выслан в Пермь, оттуда в Вятку, где служил в губернской канцелярии. В конце 1837 ему разрешили переехать во Владимир. В мае 1838 Г. женился на Н. А. Захарьиной. В начале 1840 вернулся в Москву, а в мае переехал в Петербург, где по настоянию отца поступил на службу в канцелярию министерства внутренних дел.В июле 1841 за резкий отзыв в частном письме о полиции выслан в Новгород, где служил в губернском правлении. Идейные и философские искания Г. в годы ссылки носили социально-религиозные формы, что нашло выражение как в его переписке, так и в философско-беллетристических произведениях той поры («Из римских сцен», 1838, «Вильям Пен», 1839, и др.). Но наряду с этим продолжалось становление и его реалистических взглядов на окружающую действительность. Вернувшись из ссылки (июль 1842) и поселившись в Москве, Г. принял деятельное участие в борьбе главных направлений общественной мысли:славянофиловизападников, разделяя до середины 40-х гг. позиции последних. Блестящие способности полемиста, колоссальная эрудиция, талант мыслителя и художника дали возможность Г. стать одной из центральных фигур русской общественной жизни эпохи. В первой половине 40-х гг. Г. выступил с беллетристическими произведениями, поставившими его в ряд с крупнейшими русскими писателями. Перу Г. принадлежали и глубокие философские работы, в которых он «... сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 256).

═ В цикле статей «Дилетантизм в науке» (1842≈43), идя далее по пути осмысления единства природы и человека, материи и сознания, трактуя диалектику Гегеля как «алгебру революции», Г. пытается обосновать закономерность развития человечества к обществу, лишённому антагонизма. По Г., этот грядущий мир, царство разума воплотит и осуществит рациональные моменты истории: реализм, преклонение перед природой, свойственное античности, принципы суверенности личности, свободы духа. Такое будущее отождествляется Г. с социалистическим идеалом. Формой движения к новому миру является, по Г., соединение философии с жизнью, науки с массами, воплощающими материальное начало истории. Когда произойдёт такое слияние духа и материи, начнется пора «сознательного деяния». Понятие «деяние» выступает здесь у Г. как характеристика сущности подлинно человеческой деятельности, возвышающейся как над неосмысленным существованием, так и над бесстрастным занятием наукой, свойственным «цеховым учёным».

═ В основном философские соч. «Письма об изучении природы» (1844≈45) Г. развивает идею единства противоположностей преимущественно в методологическом аспекте. Центральная идея этого произведения ≈ настоятельная необходимость ликвидации антагонизма, существующего между естествознанием и философией или, как пишет Г., между «эмпирией» и «идеализмом». Говоря так, Г. ратует за преодоление созерцательности старого, метафизического материализма и естественнонаучное переосмысление принципов активности познания, диалектического мышления, развитых ≈ в идеалистической, спекулятивной форме ≈ Гегелем. Г. называет «подвигом» разработку Гегелем «методы» науки и призывает учёных-эмпириков воспользоваться ею. Вместе с тем, вопреки Гегелю, Г. стремится представить природу первичным, живым процессом, «бродящим веществом», а диалектику познания, логику ≈ её продолжением и отражением. Однако даже провозгласив природу «родословной мышления», Г. всё же не смог до конца решить задачу материалистического переосмысления диалектики Гегеля, задачу создания «новой философии», материалистической по исходному пункту и диалектической по методологии. Пойдя «... дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фейербахом», Г., по словам Ленина, «... вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед ≈ историческим материализмом» (там же). Закономерность исторического развития Г. искал в объективных условиях жизни человеческого общества. К противоречиям, лежащим в основе общественного развития, Г. относил внутреннюю борьбу между привилегированными и угнетёнными классами и конфликты между личностью и средой. Однако классы он различал не по их отношению к средствам производства, а лишь по различию в имущественном положении. Движущей силой истории Г. считал народ. Своё мировоззрение в 40-х гг. Г. назвал реализмом. Он пришёл к нему через идеализм и романтизм 30-х гг. Реализм в его понимании охватывал разные области бытия: утверждение материалистической философии, демократических и революционных общественных идеалов, новой морали нового человека. Формирование гуманной свободной личности, которая стремится к преобразованию общества на разумных началах, он считал основной задачей воспитания.

═ Литературу Г. рассматривал как отражение общественной жизни и вместе с тем как действенное средство борьбы с самодержавной действительностью. «У народа, ≈ писал он, ≈ лишенного общественной свободы, литература ≈ единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» (Собрание соч., т. 7,1956, с. 198). Антикрепостническим пафосом проникнуты его повести «Доктор Крупов» (1847), «Сорока-воровка» (1848) и роман «Кто виноват?» (1841≈46) ≈ один из первых русских социально-психологических романов. В центре романа ≈ страстный протест против крепостничества, подавляющего человеческую личность. Только через десятилетие, в 1856, Тургенев создаст образ Рудина ≈ прямого преемника герценовского Бельтова. В соотношении «лишнего человека» Бельтова с др. персонажами романа отразились философские идеи Г. Намеченное в статьях «Дилетантизм в науке», разработанное в «Письмах об изучении природы» противопоставление призрачного идеализма и эмпирического знания воплощено в основных персонажах ≈ Круциферском («Кто виноват?») и Крупове («Доктор Крупов»). Философские, публицистические, беллетристические произведения Г. связаны не только общей системой идей, но и единством языка, художественной манеры. Для стиля Г. характерны лексическая пестрота, сочетание разговорного языка с естественнонаучной терминологией.

═ В конце 40≈ начале 50-х гг. преобладающим стилем произведений Г. становится лирическая публицистика. Оценивая социально-политические факты современности, она раскрывает и личность автора, с лирической прямотой рассказывающего о себе, о своём духовном опыте.

═ В 1847 Г. с семьей уехал за границу. В первые же месяцы жизни в Париже в «Письмах из Avenue Marigny» (1847) Г. дал критическую оценку буржуазного мира. Поражение Революции 1848 во Франции, очевидцем и участником которой был Г., привело его к пересмотру некоторых основных положений философской концепции 40-х гг. Г. отказывается от идей разумности истории, неодолимости прогресса человечества, которые прежде в общем разделял, резко критикует разного рода социальные утопии и романтические иллюзии («С того берега», 1847≈1850, и др.). В своей критике Г. доходит до скептицизма и пессимизма, ставя под сомнение способность человеческого сознания, науки верно отразить и предвидеть направление исторического движения. Ошибочно оценив Революцию 1848 как неудавшуюся битву за социализм, Г. разочаровался в возможностях Запада и дальнейшие перспективы общественного развития связывал с Россией. По словам Ленина, «духовная драма Герцена была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 256), это был крах «... буржуазных иллюзий в социализме» (там же). В 1849 Г. опубликовал статью «Россия», в которой впервые сформулировал свои взгляды на сельскую общину. В последующие годы разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В основу теории Г. легли идеи социалистического переустройства общества на основе крестьянской общины, минуя этап капиталистического развития. Г. полагал, что «человек будущего в России ≈ мужик, точно так же, как во Франции работник» (Собр. соч., т. 7,1956, с. 326). Теория ««русского» социализма» в действительности не содержала, по словам Ленина, «... ни грана социализма» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 258), но в своеобразной форме выражала революционные стремления русского крестьянства, его требования полностью уничтожить помещичье землевладение. К началу 50-х гг. в основном сложились взгляды Г. на русский исторический процесс. С наибольшей полнотой они были сформулированы Г. в книге «О развитии революционных идей в России» (1850), освещавшей как русскую историю, так и историю развития русского освободительного движения.

═ В 1849 Г. переехал в Женеву (Швейцария). Участвовал в издании газеты Прудона «Голос народа». В 1850 поселился в Ницце, где сблизился с деятелями итальянского освободительного движения. В том же году на требование царского правительства вернуться в Россию ответил отказом. В мае 1852 умерла жена Г. В августе того же года он переехал в Лондон, где основал (1853)Вольную русскую типографиюдля борьбы с крепостничеством и царизмом. Первые два года, не получая материалов из России, печатал свои произведения («Юрьев день! Юрьев день», «Поляки прощают нас!», «Крещеная собственность» н др.). В начале 50-х гг. Г. начал работать над произведением «Былое и думы» (1852≈68, 1-е полное издание 1919≈20), которое явилось вершиной художественного творчества Г. Среди автобиографий мировой литературы оно выделялось совершенством художественной формы, глубиной мысли, революционным содержанием, широтой охвата действительности. «Былое и думы»≈ эпопея и исповедь, вместившая Россию и Запад, идейно-политическую борьбу 30≈60-х гг., философские раздумья и быт, историю общественной мысли и интимный мир человека. В «Былом и думах» завершается эволюция герценовского стиля; здесь Г. пользуется метафорами, достигая в немногих строках большой концентрации социально-политического и философского содержания.

═ С 1855 Г. начал издавать альманах «Полярная звезда», который получил широкое распространение в России. В 1856 в Лондон переехал Огарев. В 1857 Г. и Огарев приступили к изданию «Колокола» ≈ первой русской революционной газеты. «Герцен, ≈ писал В. И. Ленин, ≈ создал вольную русскую прессу за границей ≈ в этом его великая заслуга... „Полярная звезда» подняла традицию декабристов. „Колокол» (1857≈1867) встал горой за освобождение крестьян. Рабье молчание было нарушено» (там же, с. 258≈59). Программа «Колокола» на первом этапе (1857≈1861) содержала общедемократические требования: освобождение крестьян с землёй, общинное землевладение, уничтожение цензуры и телесных наказаний. Либеральные иллюзии, свойственные Г. в отдельные годы, нашли отражение на страницах «Колокола». После реформы 1861 Г. резко выступил против либерализма, опубликовал в «Колоколе» статьи, разоблачающие реформу, прокламации и др. документы революционного подполья. Широкое распространение «Колокола» в России способствовало объединению демократических и революционных сил, созданию в России революционной организации «Земля и Воля». В период Польского восстания 1863≈64 Г., понимая бесперспективность и обречённость движения, счёл вместе с тем нужным выступить в защиту Польши. «Мы, ≈ писал он, ≈ спасли честь имени русского ≈ и за это пострадали от рабского большинства» (Собр. соч., т. 27, кн. 2, с. 455). Либеральная читательская аудитория отхлынула от «Колокола», тираж его сократился в несколько раз. Перенесение издания из Лондона в Женеву не поправило дела, т. к. молодая эмиграция, сосредоточенная там, не нашла общего языка с Г. В 1867 издание «Колокола» было прекращено. В 50≈ 60-е гг. продолжается развитие и материалистического мировоззрения Г. В этот период, уделяя особое внимание проблеме личности и общества, Г. выступал резким критиком как буржуазного индивидуализма, так и уравнительной утопии (Бабёф, Кабе и др.). Стремление избежать крайностей как фатализма, так и волюнтаризма выражается в глубоких раздумьях Г. над проблемой общественной закономерности. Пытаясь понять историю как «... свободное и необходимое дело» человека (там же, т. 20, кн. 1,1960, с. 442), Г. развивает идею единства среды и личности, исторических обстоятельств и человеческой воли, пересматривает своё прежнее понимание перспектив исторического развития Европы. В заключительных главах «Былого и дум», цикле очерков «Скуки ради» (1868≈69), в повести «Доктор, умирающий и мёртвые» (1869) он ставит вопрос о «современной борьбе капитала с работой». Скептицизм Г. был формой поисков правильной социологической теории. Вершиной этих поисков и теоретическим завещанием его стала последняя работа ≈ письма «К старому товарищу» (1869). Они адресованы М. А. Бакунину и направлены против его крайней революционности: призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту, полной свободе, требованию не «учить народ», а «бунтовать его». Нельзя, полагал Г., звать массы к такому социальному перевороту, потому что насилием и террором можно расчистить место, но создать ничего нельзя. Чтобы создавать, нужны «идеи построяющие», нужна сила, нужно народное сознание, которого также нет, ибо народ пока ещё внутренне консервативен. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри» (там же, кн. 2,1960, с. 590). Прежде нужно из мира нравственной неволи выйти «в ширь понимания, в мир свободы в разуме». Ведь обойти процесс понимания так же невозможно, как обойти вопрос о силе, а социальному перевороту «... ничего не нужно, кроме пониманья и силы, знанья и средств» (там же, с. 580). Пока их нет, нужна пропаганда. «Наша сила, ≈ писал Г., ≈ в силе мысли, в силе правды, в силе слова, в исторической попутности...» (там же, с. 588). Силу пропаганды и организаций увидел Г. и в «Международных работничьих съездах». Определяя место, которое занял Г. в русском революционном движении, Ленин писал в ст. «Памяти Герцена»: «Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала ≈ дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 261).

═ Последние годы Г. жил в разных городах Европы (Женева, Канн, Ницца, Флоренция, Лозанна, Брюссель и др.). Умер в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. Впоследствии прах Г. был перевезён в Ниццу.


═ Соч.: Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 1≈22, П., 1919≈25; Собр. соч., т. 1≈30, М., 1954≈66; Соч., т. 1≈9, М., 1955≈58.


Лит.:Ленин В. И., Памяти Герцена, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21; его же, Из прошлого рабочей печати в России, там же, т. 25; Белинский В. Г., Взгляд на русскую литературу 1847 г., Полн. собр. соч., т. 10, М., 1956; Плеханов Г. В., Соч., т. 23, М.≈Л., 1926; Пипер Л., Мировоззрение Герцена, М. ≈ Л., 1935; Литературное наследство, т. 39/40, 41/42, 61≈64, М., 1941≈58; Филатова Е. М., Экономические взгляды Герцена и Огарева, М., 1953; Белявская И. М., А. И. Герцен и польское национально-освободительное движение 60-х гг. XIX в., М., 1954: Гинзбург Л., «Былое и думы» Герцена, Л., 1957; Володин А. И., В поисках революционных теорий (А. И. Герцен), М., 1962; его же, Герцен, М., 1970; Пирумова Н. М., А. Герцен, М., 1962; Эйдельман Н. Я., Герценовский «Колокол», М., 1963; его же. Тайные корреспонденты «Полярной Звезды», М., 1966; Проблемы изучения Герцена. Сб. ст., М., 1963; Чуковская Л. К., «Былое и думы» Герцена, М., 1966; её же, Начало. Из книги «Герцен», в сборнике: «Прометей», т. 3, М., 1967; Материалы к библиографии А. И. Герцена и литература о нем, «Уч. зап. Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена», 1948, т. 78, 1959, т. 196, 1963, т. 238; Зейлигер-Рубинштейн Е. И., Педагогические взгляды А. И. Герцена, Л., 1958; Соколов М. В., Теплов Б. М., Психологические идеи А. И. Герцена, «Вопросы психологии», 1962, № 2.

Н. М. Пирумова, А. И. Володин.

  1. герцен александр ивановичрус. революционердемократ философматериалист публицист и литератор. Атеистич. взгляды Г. явились продолжением и развитием идей М. В. Ломоносова А. Н. Радищева. Существенн...Атеистический словарь
  2. герцен александр ивановичрус. революционердемократ философматериалист публицист и литератор. Атеистич. взгляды Г. явились продолжением и развитием идей М. В. Ломоносова А. Н. Радищева. Существенн...Атеистический словарь II
  3. герцен александр ивановичпсевдоним Искандер Русский писатель критик публицист общественный деятель. Автор повестей Доктор Крупов Сорокаворовка Долг прежде всего Поврежденный Доктор умирающий и ме...Афоризмы русских писателей
  4. герцен александр ивановичГерцен Александр Иванович политический деятель внебрачный сын знатного русского барина Ив. Ал. Яковлева и немки Луизы Гааг которую Яковлев возвращаясь после многолетнего...Биографический словарь
  5. герцен, александр ивановичродился го марта г.в Москве. Он был внебрачным сыном родовитого московского помещикаИвана Алексеевича Яковлева. Последний принадлежал к тому поколениюкоторое Г. впоследс...Большая биографическая энциклопедия
  6. герцен александр ивановичполитический деятель внебрачный сын знатного русского барина Ив. Ал. Яковлева и немки Луизы Гааг которую Яковлев возвращаясь после многолетнего путешествия по Европе взял...Большой российский биографический словарь
  7. герцен александр ивановичГЕРЦЕН Александр Иванович российский революционер писатель философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет где вместе с Н. П. ...Большой Энциклопедический словарь V
  8. герцен александр ивановичрусский философ принадлежал к западническому направлению. Был незаконным сыном помещика Яковлева и немецкой девушки которую тот увез в Россию из Германии. Окончил физиком...Великие философы
  9. герцен, александр ивановичАлександр Иванович российский философ публицист писатель. Внебрачный сын помещика И.А. Яковлева. В руководитель студенческого кружка в Московском университете. В ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. герцен александр ивановичписатель публицист философ революционердемократ. С его именем связана разработка проблем русского крестьянского социализма. Основные идеи русского крестьянского социализм...Именной словарь-справочник политических деятелей
  11. герцен александр ивановичрусский философ писатель публицист. Закончил физикоматематическое отделение Московского унта . За участие в революционном кружке арестован и выслан из Москвы вместе с ...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  12. герцен александр ивановичфам. производная от нем. Herz сердце российский общественный деятель революционер писатель публицист и философ. В начале х вошел в кружок революционного направления ув...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  13. герцен александр ивановичСтоль же трагична судьба другого западника из которого пропаганда высекла идола революционной борьбы А.И. Герцена . Сын русского аристократа А.И. Яковлева и немецкой дев...История философии. Книга вторая. Философия XV-XIX вв.
  14. герцен александр ивановичгг. русский революционер писатель философ. Окончил Московский университет где возглавлял революционный кружок представитель левого крыла западников идеолог русского соци...Краткий исторический словарь II
  15. герцен александр ивановичГЕРЦЕНstrong Александр Иванович рус. писатель революц. деятель. В одновременно с Л. учился в Моск. унте принимал участие в маловской истории см. Малов М. Я. В ст. Прови...Лермонтовская энциклопедия
  16. герцен александр ивановичДоммузей А. И. Герцена.Москва.Герцен Александр Иванович псевдоним Искандер Москва Париж писатель публицист философ. Внебрачный сын московского аристократа И.А. Яковлев...Москва (энциклопедия)
  17. герцен (александр иванович)русский философ критик и писатель Москва Париж псевдоним Искандер. Опубликовал философские эссе Дилетантизм в науке . Его произведение обличающее царский режим в Росс...Новый философский словарь
  18. герцен александр ивановичГерцен Александр Иванович Herzen Alexander Ivanovich рус. писатель и революционер. В г. был сослан в Вятку по подозрению в сочувствии декабристам. После возвращения в М...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  19. герцен, александр ивановичписатель философ публицист. В наследии Г. нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни Г. интересовался педагогическими проблемами его вы...Педагогический терминологический словарь
  20. герцен александр иванович[. Москва .!. Париж] рус. писатель философ публицист. В окончил физ.мат. отделение Моск. унта. В за участие в кружке вольномыслящей молоджи был арестован и в выслан...Российская педагогическая энциклопедия
  21. герцен александр иванович. . Москва П. Париж писатель мыслитель общественный деятель. На формировании взглядов Г. в период обучения в Московском унте сказалось его участие вместе с Огаревым их з...Русская философия
  22. герцен александр ивановичГерцен Александр Иванович революционердемократ публицист писатель философ. Впервые приехав в Петербург в Г. был в нм ещ раза в том числе в когда во время кратковремен...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  23. герцен александр ивановичрусский философ критик и писатель Москва Париж псевдоним Искандер. Опубликовал философские эссе Дилетантизм в науке . Его произведение обличающее царский режим в Росс...Сверхкраткий философский словарь
  24. герцен, александр ивановичГерцен Александр Иванович писатель революционер. Противник славянофильства. Единомышленник Белинского. Автор романа Кто виноват повестей Сорокаворовка и Доктор Крупов. ...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  25. герцен александр ивановичрус. революционердемократ писатель публицист мыслительматериалист. За революционные взгляды дважды был сослан . С в эмиграции Создал Вольную рус типографию в Лондоне в ...Словарь по этике
  26. герцен александр ивановичГерцен Александр Иванович марта апр. М. янв. Париж писатель публицистПсевдонимыi А.u А. Г.u В. Б.u Водянский Ярополкu Гер. Ал.u Гер.ъ Ал.u Гражданский самоубийцаu ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  27. герцен александр ивановичпсевд.Искандер . Москва . . Париж рус. писатель и публицист философматериалист революционер. Из дворян незаконнорожднный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил фи...Советский философский словарь
  28. герцен александр ивановичГЕРЦЕН Александр Иванович философ публицист общественный деятель. Окончил физикоматематический факультет Московского унта совместно с Н.П. Огаревым руководил социальн...Философская энциклопедия
  29. герцен александр иванович[псевдоним И с к а н д е р марта апр. янв. ] рус. революц. демократ философматериалист писатель. Род. в Москве. Уже в детстве наблюдения над жизнью крепостных пор...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  30. герцен александр ивановичрод. апр. Москва ум. янв. Париж рус. писатель публицист и философ основоположник народничества создатель Вольной типографии в Англии издававший Полярную звезду Колр...Философский энциклопедический словарь II
  31. герцен александр ивановичрод. апр. Москва ум. янв. Париж рус. писатель публицист и философ основоположник народничества создатель Вольной типографии в Англии издававший Полярную звезду К...Философский энциклопедический словарь
  32. герцен александр ивановичроссийский революционердемократ предшественник русской социалдемократии. Родился в семье богатого помещика. На формирование его мировоззрения большое влияние оказало восс...Экономика от А до Я - Тематический справочник
  33. герцен, александр ивановичГерцен Александр Иванович псевдоним Искандер знаменитый публицист. Он был незаконный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и вывезенной последним из чужих кра...Энциклопедический словарь
  34. герцен александр ивановичнаст. фам. Яковлев рус. писатель публицист революц. деятель. Незаконнорожденный сын богатого помещика И.А. Яковлева и воспитательницы его детей немки Луизы Гааг. Брак р...Энциклопедический словарь псевдонимов
  35. герцен александр ивановичпсевдоним Искандер знаменитый публицист. Он был незаконный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и вывезенной последним из чужих краев немки родился в году ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  36. герцен александр ивановичреволюционер писатель философ. В начале х гг. вместе с Н. П. Огаревым возглавлял студенческий кружок в Московском университете. В арестован лет провел в ссылке. Печатал...Энциклопедия История отечества
  37. герцен александр ивановичреволюционер писатель философ. В начале х гг. вместе с Н. П. Огаревым возглавлял студенческий кружок в Московском университете. В арестован лет провел в ссылке. Печатал...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  38. герцен, александр ивановичГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ русский революционный деятель писатель философ публицист. Родился марта апреля в Москве внебрачный сын богатого помещика И.А.Яковлева. В отро...Энциклопедия Кольера II
  39. герцен александр ивановичрус. революционердемократ мыслительматериалист писатель. Создатель Вольной рус. типографии Лондон издававшей альманах Полярная звезда первую рус. революционную газету К...Эстетика