Большая биографическая энциклопедия

ЯЦЕНКО, ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА

(р. 17.11.1931) — спец. в обл. теории познания, методол., филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончила ист.-филол. ф-т Куйбышевского пед. ин-та, асп. ИФ АН СССР (1969). Работала доц. кафедры филос. Моск. текстильного ин-та и Моск. энергетич. ин-та, с 1990 — зав. кафедрой филос. Моск. гос. техн. ун-та. Канд. дисс. — "К вопросу о внутренней логике развития материализма (от Дидро к Марксу)" (1974). Докт. дисс. — "Природа творческой деятельности" (1989). Общее направление иссл. Я. — выяснение универсальной природы творч. как способа бытия человека в мире, а также специфики отдельных видов творч. деятельности. Делаются попытки построить филос. творч., определить филос. основания эврологии, раскрыть смысл и предназначение творч. в истории и самопорождении человека, определить критерии творч. деятельности и ее отличие от нетворч. (малотворч.) деятельности. Выдвигается и обосновывается идея, что сущность творч. нельзя сводить к внесению инноваций. Подлинное творч. социокультурно обусловлено и поэтому всегда соц. значимо, оно характеризуется не только новизной, но и нравств. и эстетич. измерениями. Творч. — это путь взращивания человеч. в человеке. Выделяются типы деятельности, в к-рых отсутствуют те или иные признаки творч. процесса, вследствие чего они оказываются способами соц. мимикрии (псев-дотворч., антитворч., творчество-в-себе). Творч. рассматривается в работах Я. в контексте деятельностно-го подхода. Осуществлен операциональный анализ творч. поиска. Проведенный анализ социокультурной детерминации творч. позволил выявить порождающие факторы, предпосылки, источники стимулирования и развития творч. Показано, что активность субъекта обусловлена соц. интенциями, скрытыми импульсами и ресурсами, содержащимися в культуре. Стимулирование творч. поиска совершается на уровне инфраструктуры творч. (всего пространства культуры, мировоззрения эпохи), макроструктуры (взаимодействия разных видов творч.) и микроструктуры (соотношения традиций и новаций в каждом элементе поиска). В трудах Я.прослеживаются взаимодействие науки и техники, пути реализации науч. знания в инж. проектировании, соотношение теории и метода, теории регуляции и конкретных регулятивных средств. Исследуются мировоззрение и место в нем картины мира, а также перспективы имитационного моделирования мышления ("искусственного интеллекта"). В посл. годы внимание Я. сосредоточено на проблемах филос. самопознания, на уяснении природы и предмета филос. и ее соотношения с мировоззренем и разными формами культуры.

Соч.

:Что такое общая картина мира.[В соавт.]. М.,1984;Особенности освоения естественнонаучных знаний в техническом творчестве // ВФ. 1984. № 5;Системный подход к исследованию познавательной стороны творчества // Системные исследования. Ежегодник. М.,1984;Способы управления творческим процессом(обзор зарубежных методик научного и технического творчества)// Природа научного открытия. М.,1985;Регуляция творческой деятельности(философско-методологические проблемы).[В соавт.]. Воронеж,1986;Способы управления творческим процессом(обзор зарубежных методик научного и технического творчества)// Природа научного открытия. М.,1986;Взаимодействие теории и метода // Теория и метод. М.,1987;Философские аспекты научно-технического творчества.[В соавт.]. М.,1987;Методический взрыв в XX веке и формирование эвристики // Научные революции в динамике культуры. Минск,1987;Диалектика познания.[В соавт.]. Л.,1988;Порождающие факторы творчества // Диалектика творческой деятельности. Воронеж,1989;Порыв к свободе и трагедия творчества // Творчество и свобода. Воронеж,1994;Творческое измерение инженерного проектирования // Становление человека в творчестве. М.,1995.