Биографический словарь Зарубежные экономисты

БЕРНАРД МАНДЕВИЛЬ

Одной из популярных доктрин восемнадцатого века была вера в то, что эгоистичные импульсы человека, как бы то ни было, работают для хороших целей, потому что свойственный смысл моральной справедливости использует эти импульсы, не сознательно, а подсознательно как часть Божественного Плана. Эта идентификация частных и общественных достоинств была разрушена публикацией сатирического поэтического произведения под красивым названием *Басня о пчелах*, которое написал Бернард Мандевиль. Мандевиль, по национальности француз, родился 1670 в г. Дордрехт (Голландия), получил медицинское образование в г. Лейден. В 29 лет переехал в Англию и стал увлекаться литературой, поначалу переводя с французского, потом стал сочинять сам. В 1705 г. опубликовал сатирическое произведение *Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными*, которое было переиздана в 1714 г. и 1723 г. под названием *Басня о пчёлах, или Частные пороки общая выгода* (русский перевод 1924). Аргумент Мандевиля был прост: личный интерес действительно является моральным недостатком, который способствует экономическому процветанию и, таким образом, общественным выгодам как непреднамеренное последствие действий, предпринятых полностью по частным и порочным причинам. Причиной развития цивилизации являются человеческие пороки, недостатки и капризы. Стремление к роскоши стимулирует развитие архитектуры и ремесел. Чревоугодие и женские прихоти заставляют отправляться в дальние страны за пряностями, благовониями и страусовыми перьями. Строятся корабли, гавани, улучшаются морское искусство и науки. Преступные наклонности людей способствуют развитию суда, права, полицейских мер. В результате порядок возрастает, цивилизация развивается. Но если этих пороков не будет, для общества может случится катастрофа: Сравните улей с тем, что было: Торговлю честность погубила. Исчезла роскошь, спесь ушла, Совсем не так идут дела. Не стало ведь не только мота, Что тратил денежки без счета: Куда все бедняки пойдут, Кто продавал ему свой труд? Везде теперь один ответ: Нет сбыта и работы нет!.. Все стройки прекратились разом, У кустарей конец заказам. Художник, плотник, камнерез Все без работы и без средств. (пер. А. В. Аникина) 1 Таким образом, сущесвтует гармония между частными пороками общественным благом, но не из-за Божественного Плана, а из-за того, что Адам Смит позднее назовет *невидимая рука* , которая ведет каждого индивидуума, чтобы способствовать процессу, который не был частью его намерения. Сатира Мандевиля общество как улей, производящий мед, хотя каждую пчелу двигает жадность и жажда была преднамеренно создана, чтобы нанести обиду, чтобы содействовать пересмотру традиционных убеждений. Заметное потребление предметов роскоши, мода на импорт, преступления, и даже естественные бедствия подобно пожару Лондона 1666 года все способствует *разделению труда* (термин Мандевиля) и служат целям оживленной торговли и полной занятости, а такие предполагаемые достоинства как бережливость и милосердие вносят вклад в бедность и общий застой торговли. Басня Пчел широко обсуждалась в восемнадцатом столетии и критиковалась всеми ведущими мыслителями. Нет сомнений, что именно о ней думал Адам Смит, когда писал *Богатство Народов*. Он принял основу доктрины Мандевиля о непреднамеренных социальных последствиях, но отклонил многое из его формы. Другим научным пророчеством Мандевиля было его осуждение бережливости и высказывание гипотезы о том, что расточительность способствует росту общего благосостояния. Мандевиль считал, что *частные пороки искусным управлением обученного политика могут быть повернуты в общественные выгоды. Кроме этого, в его работах просматривается вера меркантилистов в важность поддержания благоприятного торгового баланса. Все это очень напоминает элементы доктрины Дж. М. Кейнса, что позволило последнему в *Общей теории процента, занятости и денег* назвать Мандевиля своим предшественником. После публикации второго издания *Басни о пчелах* в 1723 г., поднялалсь волна общественного возмущения и один моралист за другим считали своим долгом осудить автора. Мандевиль периодически отвечал на эти упреки, добавляя к очередному изданию своей *Басни* дополнения с оправдательным текстам, но недовольство критиков не проходило и полемика продолжалась много лет.

  1. бернард мандевильБернард Мандевиль гг. писатель Волнение вызываемое страхом пропорционально не опасности а нашему предчувствию беды которой мы опасаемся будь она реальна или воображаема....Сводная энциклопедия афоризмов