Библейская энциклопедия Брокгауза

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

ПОНЯТИЕ
Н.П. называют речь, к-рую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом(Мф 5-7; Лк 6:20-49). Эта речь состояла из связанных друг с другом изречений и наставлений, к-рые следует трактовать в общем контексте благовествования Иисуса. У Луки изложение проповеди значит. короче, но, как и у Матфея, оно начинается с заповедей блаженства, а заканчивается притчей о строит-ве дома. Отрывки из Н.П. встречаются во многих главах Ев. от Луки, в то время как у Матфея ее содержание изложено компактно. В то же время нек-рые фрагменты проповеди записаны только в Ев. от Матфея. Особенно это относится кМф 5:17-37 и 6:1-8,16-18. Согл.Мф 5:1, речь была произнесена Иисусом на горе, а вЛк 6:17сказано, что Он проповедовал "на ровном месте".
СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ (ПО МАТФЕЮ)
1)рассказывая Своим ученикам о Царстве Божием, пришедшем на землю вместе с Ним, Иисус обращается к ним как к праведникам, обретающим блаженство, несмотря на то, что их настоящее и будущее земное существование во многих отношениях позволяет считать их обделенными жизнью(Мф 5:3-12; Лк 6:20-23). Каждая заповедь блаженства имеет при себе обетование, говорящее о награде, назначенной ученикам за их ожидание Божьей помощи в любви и смирении. Иисус называет Своих учеников солью земли и светом мира(Мф 5:13-16), т.е. непреходящим началом, придающим жизни смысл. К этим основополагающим утверждениям примыкает довольно большой отрывок (ст. 17-48), в к-ром Иисус объясняет ученикам ветхозаветный Закон, шестикратно повторяя: "А Я говорю вам". Здесь Иисус показывает нам образец жизни, проникнутой истинным, а не внешним и формальным смирением пред Отцом. Здесь проявляется дарованное Иисусу исключит. право, пользуясь к-рым, Он по Своему усмотрению углубляет ветхозаветный Закон (напр., ст.21 и след.), либо давая его заповедям собств. толкование (ст. 27 и след.), либо полностью отменяя их (ст. 33 и след.; 38 и след.). Но такое властное обращение с некогда непреложным Законом (7:29) не было его нарушением, а являлось его исполнением, потому что цель, к-рой служил Закон, осуществлялась в личности и служении Иисуса (5:17). Поэтому для понимания сути Н.П. необходимо постоянно помнить о личности Проповедника, а не ограничиваться лишь рассмотрением ее этического содержания. Целью, на достижение к-рой должна быть направлена жизнь нового народа Божьего, является совершенство (ст. 48), но совершенство это достигается не нарушением заповедей Закона, а их исполнением Самим Иисусом (ст. 17). Греч. слово телейос, перевед. здесь как "совершенный", имеет также значение "нераздельный", "целый" (осн. знач.: "полный"). Н.П. является, т.о., тем действием, тем обращением, с помощью к-рого Господь приобщает Своих учеников к совершенной жизни пред Богом. Одноврем. с этим она служит последователям Иисуса предупреждением и обетованием;
2)новая жизнь в пришедшем на землю Царстве Божьем не должна быть отрицанием жизни старой, она должна произрасти из семени, заложенного ранее в заповедях и обетованиях ВЗ, исполняющихся теперь силой Св. Духа в спасительной миссии Сына Божьего. Так, в след. отрывке(Мф 6:1-18)говорится о трех ветхозаветных понятиях - "милостыня", "молитва", "пост", к-рые нужны человеку не для того, чтобы казаться праведным, а для того, чтобы быть им. Уча Своих учеников молиться (ст. 5-8,9-13), Иисус со словами молитвы "Отче наш..." преподает им урок веры. Те люди, к-рые подобным образом обращают свои молитвы к Богу, перестают тяготиться бременем житейских забот, полностью доверяясь Небесному Отцу. Все мысли и стремления нового народа Божьего должны быть направлены на поиск Царства Божиего и правды Его (ст. 33). И тогда, как обещал Иисус, им приложится и пища, и одежда, и все необходимое, и их жизнь будет лишена ненужных забот о завтрашнем дне;
3)изменить свое отношение к жизни необходимо не только ученикам, но и каждому человеку. Никому не позволено осуждать своего брата(Мф 7:1-5). Человек должен поступать с другими людьми так, как он хотел бы, чтобы они поступали с ним (ст. 12). Этого можно добиться, если постоянно помнить о том, что Отец наш на небесах слышит людские молитвы и "дает блага просящим у Него" (ст. 7-11). Но приглашение Иисуса "входить тесными вратами" не оставляет сомнения в том, что лишь немногим удастся найти истинный путь, ведущий в жизнь (ст. 13 и след.). Найти этот путь можно, лишь соблюдая единство слова и дела, веры и поступков, исполняя волю Отца Небесного и избегая пустословия и похвальбы (ст. 15-23). Вера, или, как говорил Иисус, благоразумие дается человеку, полностью полагающемуся на Слово Божье; так, в заключительной притче о строит-ве дома благоразумный человек противопоставляется безрассудному (ст. 24-27). Жизнь человека, слушающего Слово Божье и поступающего в соответствии с ним, подобна дому, построенному на камне, и поэтому нерушима, в то время как невнимание к Слову Божьему равнозначно строит-ву дома на песке, и человек безрассудный не устоит пред лицом житейских испытаний и пред Божьим судом. Слушатели были поражены не только содержанием проповеди, но и той силой, с к-рой было произнесено это откровение о новой жизни: "Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" (ст. 29).
ЗНАЧЕНИЕ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ
1)существует множество толкований Н.П., начиная с попытки представить ее в качестве свода правил, регулирующих жизнь общества (напр., у Л.Толстого или у части анабаптистов), и заканчивая использованием ее в средневековом католицизме для разграничения между законами, обязательными для всех христиан (praecepta dei), и "евангельскими советами" (consilia evangelica), следуя к-рым человек получает возможность достичь более высокой степени самосовершенствования. В последнем случае Н.П. представляется своего рода учением о добродетели. Но Н.П. не является ни разрешительной грамотой для попыток радикальным образом изменить мир к лучшему, напр., путем уничтожения частной собственности, ни главным аргументом в борьбе с заслуживающими критики обществ. проявлениями. Для Лютера требования, предъявленные в Н.П., не относятся к какой-то особой, сверхчеловеч. этике, а распространяются на всех христиан. Живя в этом мире, Христос понимает любовь, к-рая и лежит в основе Н.П., иначе, чем это сформулировано в антитезах(Мф 5:21-47). Для Лютера христианин - это не только подданный Небесного Царства, но и член светского общества. В личной вере христианин может возвыситься над миром (и, напр., отказаться от ответного насилия), но в обществ. жизни, когда беда коснулась кого-то другого (напр., члена семьи), христианину необходимо прежде всего защищать людей, порученных его заботам, чтобы тем самым исполнить заповедь Господа. Н.П. не дает человеку права бежать от мира, чтобы в небольшой замкнутой общине служить идеалам (как это предлагали во времена Реформации анабаптисты и меннониты), но она не ограничивается и задачей пробудить в человеке осознание собств. греховности и желание обрести Божье прощение (как во времена Реформации утверждали правоверные лютеране). В этом случае получается, что Божьи заповеди не имеют силы в других сферах человеч. жизни (экономика, политика и т.д.). И хотя Н.П. нельзя рассматривать в качестве прямой "программы действий" (т.к. уничтожение любой властной структуры, напр. полиции, неизбежно приводит к разгулу насилия, что никак не согласуется с призывом любить ближнего), все же ей присущи нек-рые моменты, побуждающие к переустройству общества, так что претворение проповеди в жизнь последователями Христа не могло не сказаться и на внешних сторонах этой жизни (ср. "соль" и "свет":Мф 5:13 и след.). Но в любом случае было бы неправильно навязывать другим свое понимание Н.П. Она - ни что иное, как свод основных законов грядущего Царства Христа, к-рое уже сегодня наступило для детей света, а в будущем охватит весь мир;
2)построение Н.П. основано на взаимосвязи требований и обетований, описания существующего порядка вещей и предвещения будущего. Речь, произнесенная Христом, обращена к узкому кругу учеников(Мф 5:1), но ей внимал и народ, присутствовавший при этом. Из заключительной притчи(Мф 7:23-27)становится ясно: учеником Христа может считаться лишь тот, кто слушает Его слова и исполняет их. Человеку, поступающему подобным образом, будут дарованы блаженства, с перечисления к-рых и начинается Н.П.(Мф 5:3 и след.). В заповедях блаженства не имеется в виду какая-либо определ. группа людей, в них, скорее, говорится о страданиях и преследованиях, выпавших на долю учеников Христа, тогда как обетования призваны явить ученикам будущую жизнь, уже познанную ими в вере, но к-рая откроется для остального мира лишь после Второго пришествия Иисуса. Вместе с тем из Н.П. ясно, что Царство Божие, начало к-рому положил Своим пришествием Иисус и свидетелями которого были Его ученики, не есть нечто совершенно новое, а является исполнением и завершением обетований ВЗ. Но исполнить эти обетования дано лишь Иисусу, и поэтому каждое слово Н.П. следует рассматривать как произнесенное Сыном Божьим, в Котором все обетования Божьи "да" и "аминь"(2Кор 1:20). И кто верует в Него и живет по закону веры, тот, ведомый Св. Духом, достигнет совершенства. Осуществление на практике принципов, изложенных в Н.П., Писание называет не делами людей, а плодами Духа(Гал 5:22). Т.о., Н.П. - это призыв к жизни со Христом и в полном подчинении воле Божьей, прозвучавший в Израиле и разнесшийся повсюду, где проповедуется Евангелие. Это - проповедь грядущего спасения, глубокого смирения и твердой веры в Отца Небесного.

  1. нагорная проповедьморальное наставление с крым согласно двум евангелиям от Матфея гл. и от Луки гл. Христос обратился к народу. Н. п. начинается с заповедей определяющих образ идеального...Атеистический словарь
  2. нагорная проповедьморальное наставление с крым согласно двум евангелиям от Матфея гл. и от Луки гл. Христос обратился к народу. Н. п. начинается с заповедей определяющих образ идеально...Атеистический словарь II
  3. нагорная проповедьСтандартный способ указания на нравственное и пастырское учение Христа в той конкретной форме которую оно принимает в гл. Евангелия от Матфея....Глоссарий богословских и исторических терминов
  4. нагорная проповедьНачальная форма Нагорная проповедь винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  5. нагорная проповедьНагорная проповедь Нагорная проповедь...Орфографический словарь
  6. нагорная проповедь...Орфографический словарь русского языка
  7. нагорная проповедьнаиболее полное выражение религиознонравственных основ Евангелия. Это учение о блаженствах выражающих сущность новозаветных законов христианской жизни. Эта проповедь была...Основы духовной культуры
  8. нагорная проповедьПроповедь о блаженствах. Особая по значению проповедь Иисуса Христа. Согласно ей ценность каждого человека т.е. его место и значение определяется по словам Иисуса Христа ...Основы православной культуры
  9. нагорная проповедьОрфографическая запись слова нагорная проповедь Ударение в слове Нагорная проповедь Деление слова на слоги перенос слова нагорная проповедь Фонетическая транскрипция слов...Полный фонетический разбор слов
  10. нагорная проповедьпроповедь Иисуса Христа о блаженствах см. Заповеди блаженства в которой выражена сущность Нового Завета и его отличие от Ветхого Завета. Произнесена была на горе неподале...Православный энциклопедический словарь
  11. нагорная проповедьпроповедь Иисуса Христа содержащая изложение сущности христианской морали ее отличия от древней иудейской. В то время как избранное общество Ветхого Завета заботилось что...Русская энциклопедия
  12. нагорная проповедьНагорная проповедь...Русский орфографический словарь
  13. нагорная проповедьтау уаызы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  14. нагорная проповедьырат уаызы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  15. нагорная проповедьпроповедь Иисуса Христа содержащая изложение сущности христианской морали ее отличия от древней иудейской. В то время как избранное общество Ветхого Завета заботилось что...Святая Русь - энциклопедический словарь
  16. нагорная проповедьУдарение в слове Нагорная проповедьУдарение падает на буквы ооБезударные гласные в слове Нагорная проповедь...Ударение и правописание
  17. нагорная проповедьНагорная проповедь так называется проповедь Ииcyca Христа о блаженствах в которой выражена сущность новозаветного закона в отличие от ветхозаветного. Она произнесена был...Энциклопедический словарь
  18. нагорная проповедьтак называется проповедь Иисуса Христа о блаженствах в которой выражена сущность новозаветного закона в отличие от ветхозаветного. Она произнесена была на горе которую ис...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона