Античный мир. Словарь-справочник

ТЕРТУЛЛИАН, КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНС

(ок. 160 - ок. 220)
рим. писатель-теолог, ритор и юрист. Происх. из Карфагена. Род. в языч. семье. Ок. 195 принял христианство, выступал против язычников и гностиков на стороне епископальной церкви, затем против епископов в защиту секты монтанистов. В кон. жизни отказался от монтанизма. Соч. Т. («О душе», «Против гностиков», «О свидетельствах души» и др.) направлены не на разум, объяснение веры, а на утверждение ее априорного превосходства над несовершенным челов. разумом. По мн. Т., поиск истины - гл. проблема антич. философии - явл. результатом глубокого духовного кризиса, свид-вом отсутствия или утраты веры. Христ. вера, присутствующая в душе каждого человека, согласуется с естеств.рассудком, здравым образом мыслей и отвергает сложные умозрит. построения. Взгляды Т. во многом основывались на учении киников о возвращении к естеств. природе и на стоических тезисах о самопознании и аскетизме. Не вдаваясь в подробное опровержение антич. философии, Т. прямо противопоставляет ей внешне абсурдные христ. догматы, образуя разрушительные, парадоксальные сентенции: «Сын Божий распят; мы не стыдимся, хотя это постыдно. И умер сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно». В учении о бытии Т. отождествлял чувственно-веществ. мир с миром духовным (Бог есть телесный дух), признавая лишь буквальное толкование Библии. Стоическим влиянием проникнуто учение Т. о Троице: Бог-отец, Бог-сын (Логос), Святой Дух (Благо Бога-отца), исходящий на людей через Бога-сына. Т. принадлежит идея непогрешимости церк. авторитета и доказательство прямой преемственности церкви по отношению к апостолам и Христу. Предвосхищая Августина, Т. разделял антич. общ-во на «лагерь дьявола» (языч. общность), к-рому суждена скорая гибель, и «лагерь Бога» (христ. общность), идеалы к-рого неизбежно восторжествуют. Источником зла в мире, по Т., явл. человек, т. к. его первый свободный выбор был связан со злом (первородный грех). Язык соч. Т. отличается своеобразием, изобилует неологизмами и фразами, нарушающими правила стиля.
Соч.:Творения. Киев, 1910. Ч. 1; Избр. соч. М., 1994.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

  1. тертуллиан, квинт септимий флоренслатинский христианский писатель ок. ок. гг. н. э. Родился в Карфагене сын римского центуриона. Получил глубокое риторическое и философское образование о после крещения о...Античные писатели. Словарь
  2. тертуллиан квинт септимий флоренсок. после христ. апологет автор многочисл. соч. по вопросам философии теологии церк. организации практич. этики праву. Защищал мировоззренч. догматич. институц. и конф...Атеистический словарь
  3. тертуллиан квинт септимий флоренсТертуллианstrong Квинт Септимий Флоренс Quintus Septimius Florens Tertuilianus около Карфаген после там же христианский богослов и писатель. Получил юридическое и рито...Большая Советская энциклопедия II
  4. тертуллиан квинт септимий флоренсТЕРТУЛЛИАН Tertullianus Квинт Септимий Флоренс ок. после раннехристианский богословский писатель писал на лат. яз. греч. соч. не дошли. Был судебным оратором в Риме. А...Литературный энциклопедический словарь
  5. тертуллиан квинт септимий флоренсQuintus Septimius Florens Tertullianus ок. Карфаген после там же христ. богослов и писатель. Выступал в Риме как судебный оратор приняв христианство ок. вернулся в Кар...Советский философский словарь
  6. тертуллиан квинт септимий флоренсок. христианский богослов родился в Карфагене ранее в семье центуриона. Успешно практиковал как юрист в Риме. Неизвестно когда Тертуллиан обратился в христианство однак...Энциклопедия Кольера