Античные писатели. Словарь

ЕВРИПИД

с Саламина, ок. 485-406 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Происходил из состоятельной афинской семьи. Его отец Мнесарх (или Мнесархид) имел какую-то собственность на Саламине, другую - в аттическом округе Флия. Е. получил прекрасное образование (вероятно, он был учеником Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа). Был жрецом Зевса во Флии и единожды участвовал в афинском посольстве в Сиракузы. По характеру скорее нелюдим, он наиболее охотно находился в своем жилище на Саламине, посвящая время исследованиям и писательскому труду; там у него была своя библиотека. В 455 г. Е. впервые выступил в трагическом агоне и занял третье место, первый успех к нему пришел в 441 г. Подвергшись нападкам за новизну взглядов, он лишь 5 раз получил первую награду (в том числе одну посмертно). В 408 или 407 г. навсегда покинул Афины. Он удалился в Пеллу, ко двору македонского царя Архелая, где среди прочего написал в честь царя пьесу Архелай (фр.). Умер в Пелле, по легенде, растерзанный сворой гончих псов. Е. был дважды женат, в первый раз на Мелите, второй - на Хорине (или Хориле), с которой прижил 3 сыновей (один из них, Еврипид, тоже трагический поэт, поставил после смерти отца его последние произведения). - Драматическое творчество Е. насчитывало 92 произведения, объединенные в трилогии или тетралогии часто не связанные сюжетно. Целиком сохранилось 17 трагедий и одна сатирова драма, а также свыше 1000 фрагментов. В творчестве Е. различают 3 периода; произведения, написанные в каждый из них, имеют общие черты, роднящие их между собой. Первую группу составляют драмы, которые можно назвать психологическими, так как Е. со знанием дела описывает в них переживания женщин, одержимых сильными страстями. Алкест (Alkestis; 438 г.), са ранняя из сохранившихся пьес, представляла последнюю часть тетралогии, состоявшей из сатировых драм. Отсюда ее трагически-бурлескный характер. Е. использовал здесь мотив обмана смерти: жена отдает жизнь за мужа, нов награду за добровольную жертву сама вырывается из рук смерти. В драме Медея (Medea; 431 г.) трагический конфликт разыгрывается в истерзанном страстью сердце женщины. Преданная и обманутая варварская царица после тяжелой, мастерски описанной внутренней борьбы убивает собственных детей, чтобы таким способом отомстить их отцу, неверному Ясону. Жертвой страсти представляется также Федра, героиня трагедии Ипполит Увенчанный (Hippolytos stefaneforos; 428 г.), являющей новой обработкой плохо принятой публикой пьесы под названием Ипполит, скрывающий облик (Hippolytos kalyptomenos). Федра старается скрыть и одолеть страстную любовь к своему пасынку Ипполиту. Когда тайна раскрывается, отвергнутая и униженная, она совершает самоубийство, мстя Ипполиту из могилы клеветой. В Гекубе (ок. 425 г.) Е. показал трагедию страдающей матери и царицы уничтоженного народа. Эта удрученная горем, но полная достоинства женщина превращается в жаждущую крови мстительницу. Гекуба - великая трагедия мести, интриг и клеветы. К тому же кругу мифов принадлежит Андромаха (ок. 419 г.; в Афинах не ставилась), представляющая трагедию униженной и брошенной в крайнюю нужду богатой женщины. Другую группу составляют патриотические и политические драмы: Гераклиды (Herakleidai; ок. 429 г.) - история детей Геракла, ищущих в Аттике помощи против врагов. Конфликт двух образов - жестокой силы (Еврисфей) и царского великодушия (Демофон) - должен был по замыслу Е. соотноситься с положением в греческом мире, разделенном началом Пелопонеской войны на два лагеря: Спарты и Афин. Эхо этой войны мы слышим также в Плакальщицах (Hiketides; ок. 420). Главный герой драмы, афинский царь Тесей, который на просьбы матерей аргивянок помогает им отыскать останки погибших сыновей, воплощает здесь высокие идеалы афинского государства. Безумный Геракл (Herakles mainomenos; предположительно, ок. 416 г.) - трагическая повесть о незаслуженном унижении героя, которое настигло его в конце жизни. Геракл на вершине славы в припадке безумия убивает жену и детей. Очнувшись, он хочет покончить с собой, но его удерживает испытанный друг Тесей. Древние называли эту трагедию "хвалой Тесею", мудрость которого символизирует здесь мудрость управляемого им государства. Троянки (Troades; 415 г.) представляют собой ряд трагических картин, рассказывающих о судьбах троянских пленниц после падения города, это одна из наиболее пессимистических трагедий Е., утверждающая, что война приносит тлько несчастье, как побежденным, так и победителям. Третья, са поздняя группа включает пьесы со сложной интригой и запутанным действием, стержнем которого являются великолепно обрисованные характеры. Электра (вероятно, 413 г.) с точки зрения содержания - это уже известная нам трагедия о матереубийстве Ореста (после трагедий Эсхила и Софокла). У Е. вся история разыгрывается в скромной хижине крестьянина, которому Электра была отдана в жены. В действиях Ореста поэта интересуют прежде всего моральные проблемы. После убийства матери Орест и Электра охвачены чувством вины, от которого нет лекарства. Не помогает даже ссылка на приказ Аполлона, который, отдавая его, сам заслужил осуждение. Пьесой, полной интриг и приключений, окрашенной скорее басенным, чем трагическим настроением, является Елена (Helene; 412 г.). Поэт обработал здесь известную из Палиподии Стесихора версию мифа, согласно которой в Трое находилась лишь тень Елены, подлинная же Елена, как верная и любящая жена ждала Менелая в Египте. После многих приключений поэт соединяет прежде разлученных супругов. В этой легкой пьесе также скрыта критика войны: столько лет греки сражались из-за призрачной тени! Можно увидеть в этой пьесе и подобие изобилующего интригами и чудесными приключениями греческого романа. Развернутой драматической интригой обладает также Ион (Ion; между 413 и 409 гг.), описывающий судьбу героя, сына Аполлона, предка ионийцев. Мотив подкинутого ребенка и взаимного узнавания, наряду со счастливым концом пьесы, приводят к тому, что эта "спокойная трагедия" представляется предвестницей комедий Менандра. Вновь узнавание (на этот раз родителей) и не менее сложная интрига делают из Ифигении в Тавриде (Ifigeneia he en Taurois; между 413 и 409 гг.) необычайно эффектную драму. В Ифигении в Авлиде (Ifigeneia he en Aulidi; 406 г.) главная героиня, вначале пораженная и взволнованная, после тяжкой внутренней борьбы сознательно решает пожертвовать жизнью, чтобы обеспечить удачу грекам, терпящим поражение в войне с троянцами. Драма Орест (408 г.) представляет собой психологическое исследование последствий страшного дела для самого матереубийцы и его окружения. Отвергнутый богами и преследуемый людьми, Орест изо всех сил старается спастись. Приговоренный к смерти, он пытается отомстить Менелаю, от которого тщетно ожидал помощи. Остальные трагедии Е. трудно причислить к одной из вышеназванных групп. К ним принадлежат: Финикиянки (Foinissai; ок. 408 г.), сюжетом которых так же, как и сюжетом Семерых против Фив Эсхила является братоубийственная борьба сыновей Эдипа, содержащие ряд прекрасных сцен: среди них блестящие описание битвы и обзор войска со стен города, и Вакханки (Bakchai; 407 г.) - единственная сохранившаяся "дионисийская" драма. Е. описал в ней историю царя Пенфея, который отважился препятствовать Дионису в его победоносном шествии по миру, и жестокую месть разгневанного бога. Трагедия эта, интерпретируе различными способами, то как доказательство безбожия Е., то, в других источниках, как свидетельство его обращения, несомненно доказывает, что поэт умел постигать и оценивать иррациональные стороны человеческой натуры. В сатировой драме Циклоп (Kyklops; дата написания не установлена), единственном целиком сохранившемся образце этого жанра, Е. описал приключение Одиссея в пещере Полифема. Е. написал также трагедию Ресос (воссоздающую эпизод из X книги Илиады). Ее место в рукописях Е. заняла трагедия неизвестного автора под тем же названием, созданная, вероятно, в IV в. до н. э. Сюжеты своих произведений Е. брал из мифов, отыскивая их малоизвестные локальные версии, а известные мифы изменял в соответствии с принципами своего искусства и собственными воззрениями. Е. дегероизировал мифологические образы. Из монументальных героев Эсхила он сделал простых людей, которые по-человечески принимают трагическую судьбу. Боги у Е. подвержены тому же нравственному суду, что и люди. Как рационалист, Е. подрывал веру в божественное происхождение государственных институтов и нравственно-правовых норм. Он доказывал, что не существует разницы между свободным и рабом., греком и варваром, признавая, что единственным критерием достоинства человека является его нравственность. Он преследовал любые проявления несправедливости и жестокости, говорил о войне, как о тотальном зле, угрожающем высшим человеческим ценностям. Хороший наблюдатель, Е. старался всегда вскрыть психологические мотивы поступков своих героев. С несравненной прозорливостью и прямотой обнажал он как дурные, так и добрые черты человеческой натуры. Прослывший женоненавистником, он с особой силой описывал их страсти, однако, ему удалось показать и их самоотверженность. Драматическое новаторство Е. столкнулось с критикой современников, которых отталкивал определенный схематизм предваряющих действие прологов (обычно произносимых каким-либо божеством), а более всего - появляющийся в конце deus ex machina (то есть, бог на сценической машине). Он был нужен среди прочего для того, чтобы действие, отошедшее довольно далеко от общепризнанной версии мифа, вернуть в традиционное русло. Хор в драмах Е. играл меньшую роль, чем у его предшественников, связь его выступлений с действием также более произвольна (исключением являются Вакханки, одна из последних пьес Е.) Зато Е. увлеченно вводил сольные арии (монодии). Замечательны у него поэтические споры-агоны, чаще всего по существу трагического конфликта, в которых яснее всего обозначилось влияние софистов. Многие существенные элементы переняла у Е. новая комедия (см. Менандр), а за ней и позднейший европейский театр: Е. первым ввел в своих пьесах мотив узнавания и интригу, разработал монолог, который должен был отразить внутренние переживания героя, а прежде всего отважился представить на сцене любовь. Е. оценили лишь после смерти; о последующей его популярности свидетельствует само число сохранившихся трагедий, многие сцены из которых отражены в живописи и скульптуре. В Риме произведения Е. переводились чаще, чем трагедии Эсхила и Софокла; его влиянию подвергся прежде всего Сенека, переработавший несколько его трагедий.

  1. еврипиддо н. э. Древняя Греция подарила человечеству трех великих трагиков Эсхила Софокла и Еврипида. Еврипид последний и самый младший в их ряду. Ко времени его появления твор...100 великих писателей
  2. еврипидЭврипид ок. до н. э.Последний из трх великих афинских драматургов из его произведений дошли до нас. Выступил новатором традиционной аттической драмы так хор у Еврипида...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. еврипидЕВРИПИД Эврипид Euripides ок. до н. э. Афины до н. э. Македония древнегреческий драматург. Из его произв. до нас дошло трагедий из и одна драма сатиров Киклоп. Деятел...Большая советская энциклопедия
  4. еврипидЕВРИПИД Эврипид Euripides ок. до н. э. Афины до н. э. Македония древнегреческий драматург. Из его произв. до нас дошло трагедий из и одна драма сатиров Киклоп. Деятел...Большая советская энциклопедия
  5. еврипидЭврипид Euripdes около до н. э.em Афины до н. э. Македония древнегреческий драматург. Из его произведений до нас дошло трагедий из и одна драма сатиров Киклоп. Деяте...Большая Советская энциклопедия II
  6. еврипидЭврипид Euripdes около до н. э.em Афины до н. э. Македония древнегреческий драматург. Из его произведений до нас дошло трагедий из и одна драма сатиров Киклоп. Деяте...Большая Советская энциклопедия II
  7. еврипидимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  8. еврипидЕВРИПИД ок. до н. э. до н. э. древнегреческий поэтдраматург младший из трех великих афинских трагиков см. Эсхил Софокл. Творчество Еврипида сложившееся в годы кризиса...Большой Энциклопедический словарь V
  9. еврипидок. до н. э. древнегреческий драматург....Даты рождения и смерти известных людей
  10. еврипидна Саламине до н.э. в Пелле младший из классич. греч. трагедийных поэтов происходил из зажиточ. семьи в до н.э. по приглашению макед. царя Архелая прибыл к его двору...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. еврипидЕврипид ок. до н.э. др.греч. поэтдраматург крупнейший наряду с Эсхилом и Софоклом представитель классич. афин. трагедии. Написал ок. драм до нас дошло трагедий и са...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. еврипидоколо до нашей эры древнегреческий поэтдраматург младший из трех великих афинских трагиков смотри Эсхил Софокл. Творчество Еврипида сложившееся в годы кризиса афинской...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. еврипидЕврипид около гг. до н.э. древнегреческий поэтдраматург. Младший из трх великих афинских трагиков Эсхил Софокл и Еврипид. Для Еврипида характерно необычное для античной...Исторический словарь
  14. еврипидгг. до н. э. третий из великих греческих трагиков родился на острове Саламине. Он изучал философию под руководством Анаксагора и был близок к Сократу. До нас дошли восем...Краткий словарь античности
  15. еврипидЕврипид Euripides...Латинский словарь
  16. еврипидeuripides или до н. э. остров Саламин до н. э. Македония древнегреческий драматург. В древности считался третьим великим трагиком античной Греции после Эсхила и Софок...Литература и язык. Современная энциклопедия
  17. еврипидЕВРИПИД до христ. эры афинский трагический поэт. Античные биографии Еврипида содержат в себе много вымысла драматургические новшества поэта служили постоянной мишенью д...Литературная энциклопедия
  18. еврипид[ до христ. эры] афинский трагический поэт. Античные биографии Еврипида содержат в себе много вымысла драматургические новшества поэта служили постоянной мишенью для насм...Литературная энциклопедия II
  19. еврипидЕВРИПИД до христ. эры афинский трагический поэт. Античные биографии Еврипида содержат в себе много вымысла драматургические новшества поэта служили постоянной мишенью д...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  20. еврипидЕВРИПИД действующее лицо комедий Аристофана Ахарняне до н.э. Женщины на празднестве и Лягушки великий древнегреческий драматург ставший персонажем.В Ахарнянах похожий...Литературные герои
  21. еврипидЕВРИПИД ок. или до н. э. древнегреческий поэтдраматург с при дворе македонского царя. Испытал влияние софистов. Из драматич. соч. по др. источникам тетралогий до ...Литературный энциклопедический словарь
  22. еврипидоколо гг. до н.э. один из трех выдающихся древнегреческих драматургов создавший свои произведения в эпоху кризиса греческого полиса. На материале древних мифов он созда...Мировая художественная культура. Словарь
  23. еврипидНачальная форма Еврипид слово обычно не имеет множественного числа множественное число мужской род неодушевленное родительный падеж...Морфологический разбор существительных
  24. еврипидEuripdes третий между знаменитейшими греческими трагиками драмы которых уцелели отчасти. Он родился по обыкновенному указанию в г. до Р. X. на острове Саламине именно в...Реальный словарь классических древностей
  25. еврипидЕврипид ок. гг. до н.э. афинский драматургтрагик Не верь женщине даже если она говорит правду.Существует ли более сильное и более мучительное страдание чем бегство из ро...Сводная энциклопедия афоризмов
  26. еврипидгреч.em Euripides лат. Euripides род. или до н. э. на Саламине ум. в до н. э. в Пелле младший из классич. греч. трагедийных поэтов происходил из зажиточной семьи в д...Словарь античности
  27. еврипид. Его соперник Вольтер Городок . ок. или до н. э. древнегреческий драматург....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  28. еврипидок. до н. э. др.греч. трагик Как овцы жалкою толпой Бежали старцы Еврипида. Иду змеиною тропой И в сердце темная обида. ОМ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  29. еврипидЕВРИПИД ок. до н. э. др.греч. трагик Как овцы жалкою толпой Бежали старцы Еврипида. Иду змеиною тропой И в сердце темная обида. ОМ ....Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  30. еврипидЕВРИПИД около до нашей эры древнегреческий поэтдраматург младший из трех великих афинских трагиков смотри Эсхил Софокл. Творчество Еврипида сложившееся в годы кризиса ...Современная энциклопедия
  31. еврипидЕВРИПИД ок . до н. э. до н. э. древнегреческий поэтдраматург младший из трех великих афинских трагиков см. Эсхил Софокл. Творчество Еврипида сложившееся в годы кризиса...Современный энциклопедический словарь
  32. еврипидRzeczownik Еврипид Eurypides...Универсальный русско-польский словарь
  33. еврипидДер Пери Вред Вип Пир Рев Вие Вид Верп Верди Верд Веди Рипид Врид Деп Пиерид Пие Див Евр Еврипид Пед...Электронный словарь анаграмм русского языка
  34. еврипидЕврипид афинянин младший из трех греческих трагиковкорифеев. Родился на Саламине в день знаменитой победы сентября г. до Р. Х. от зажиточных но незнатных родителей. Б...Энциклопедический словарь
  35. еврипидфинянин младший из трех греческих трагиковкорифеев. Родился на Саламине в день знаменитой победы сентября г. до Р. Х. от зажиточных но незнатных родителей. Был женат дв...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  36. еврипидЕврипид Euripides с Саламина ок. гг. до н. э. греческий трагический поэт. Происходил из состоятельной афинской семьи. Его отец Мнесарх или Мнесархид имел какуюто собстве...Энциклопедия античных писателей