100 великих писателей

ЕВРИПИД

484–406 до н. э.) Древняя Греция подарила человечеству трех великих трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида. Еврипид последний и самый младший в их ряду. Ко времени его появления творчество Эсхила уже утвердило трагедию как ведущий литературный жанр. Насмешник Аристофан говорил, что Эсхил «первый из греков нагромоздил величавые слова и ввел красивую шумиху трагической речи». Еврипид облегчил язык трагедии, осовременил его, приблизил к разговорной речи, потому, видимо, он был более популярен у последующих поколений, нежели у своего, привыкшего к «величавым словам». Начало творческой деятельности Еврипида пришлось на период высшего расцвета афинского государства, возглавившего союз множества мелких государств и островов Эгейского архипелага при правлении Перикла в 445–430 годах до н. э., а вторая половина его жизни совпала с начинающимся кризисом в пору Пелопоннесской войны (431–404 годы до н. э.), когда демократические Афины столкнулись с другим могущественным объединением — олигархической Спартой. Ненависть афинян к Спарте стала эмоциональным содержанием трагедии Еврипида «Андромаха», где спартанский царь Менелай, его жена Елена, виновница Троянской войны, и их дочь Гермиона выведены коварными и жестокими людьми. В «век Перикла» Афины сделались главным культурным центром всего греческого мира, привлекающим творческих людей со всех его концов. Этому способствовал и сам Перикл, необычайно образованный для своего времени человек, прекрасный оратор, талантливый полководец, тонкий политик. При нем перестраивались Афины, возводился Парфенон, замечательный ваятель Фидий возглавлял строительные работы и украшал храм своими скульптурными работами. Подолгу жили в Афинах историк Геродот, философ Анаксагор, софист Протагор (которому принадлежит знаменитая формула: «Человек есть мера всех вещей»). В то время Гиппократ начал создавать медицину, Демокрит и Антифонт развивали математическую науку, расцветало ораторское искусство… Афины называли «школой Греции», «Элладой Эллады». Неудивительно, что патриотическое воодушевление отразилось во многих произведениях искусства того времени, среди них были и особо отмеченные патриотическим чувством трагедии Еврипида — «Гераклиды», «Просительницы», «Финикиянки». Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился в день победы в Саламинском сражении (где греческий флот разгромил персов) в 480 году до н. э. на острове Саламине. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так была представлена древнегреческими летописцами преемственность трех великих трагиков — слишком красиво, чтобы быть правдой. «Паросская хроника» называет датой рождения Еврипида 484 год до н. э., что исследователям представляется более достоверным. В «Жизнеописаниях» говорится, что Еврипид был сыном лавочника Мнесарха и торговки овощами Клито. И эти сведения ученые подвергают сомнению, поскольку они взяты из комедии Аристофана («Женщины на празднике Фесмофорий»), известного своими нападками на трагика: он намекал и на его низкое происхождение от простой зеленщицы, и на неверность его жены и т. д. По другим источникам, которые считаются более надежными, Еврипид происходил из знатного рода и даже служил при храме Аполлона Зостерия. Он получил прекрасное образование, имел одну из самых богатых библиотек своего времени, дружил с философами Анаксагором и Архелаем, софистами Протагором и Продиком. Это больше похоже на правду — за избыток ученых рассуждений в его трагедиях современники называли Еврипида «философом на сцене». Подтверждает последнюю биографическую версию и римский писатель Авл Геллий в «Аттических ночах», где говорит, что Еврипид имел средства и учился у Протагора и Анаксагора. Еврипида описывают замкнутым, мрачным человеком, склонным к уединению, плюс ко всему еще и женоненавистником. Угрюмым он изображен и на сохранившихся портретах. Если переложить древние характеристики Еврипида на язык наших понятий, можно сказать, что он был крайне честолюбивым (впрочем, это одно из условий творчества), обостренно впечатлительным и обидчивым человеком Можно ли считать его женоненавистником? Думается, вряд ли (и здесь не обошлось без Аристофана). Даже «демонической» Медее Еврипид позволяет произнести слова, за много веков предвосхитившие некрасовскую тему «долюшки женской»: Да, между тех, кто дышит и кто мыслит, Нас, женщин, нет несчастней. За мужей Мы платим и недешево. А купишь, Так он тебе хозяин, а не раб. И первого второе горе больше. А главное — берешь ведь наобум: Порочен он иль честен, как узнаешь? А между тем уйди — тебе ж позор, И удалить супруга ты не смеешь. (Перевод И. Анненского) Причин для мрачного состояния духа у Еврипида хватало. Его произведения редко пользовались успехом у современников. В состязаниях поэтов, принятых в Древней Греции, Еврипид побеждал всего три раза (и два после смерти — за трагедии «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде», поставленные его сыном). Впервые его трагедия («Пелиады») появилась на сцене в 455 году до н. э., а первую победу он одержал только в 441-м. К примеру, Софокл выходил в победители восемнадцать раз. Еврипид поддерживал близость с выдающимися умами своего времени, приветствовал все новации в области религии, философии и науки, за что подвергался нападкам умеренных общественных кругов. Выразителем их взглядов являлась аттическая комедия, самым ярким представителем которой был современник трагика Аристофан. В своих комедиях он высмеивал и общественные взгляды, и художественные приемы, и личную жизнь Еврипида. Возможно, этими обстоятельствами объясняется тот факт, что на склоне лет, в 408 году до н. э., Еврипид принял приглашение македонского царя Архелая и переселился в Македонию. Там им написана трагедия «Архелай» в честь предка своего покровителя, а также «Вакханки» — под впечатлением местного культа Диониса. В Македонии он и ушел из жизни в 406 году до н. э. Даже смерть его была окружена слухами и сплетнями. По одной версии, он якобы был растерзан собаками, по другой — женщинами. Здесь слышатся отзвуки той же комедии Аристофана «Женщины на празднике Фесмофорий». По ее сюжету женщины, разгневанные на Еврипида за то, что он выводит их слишком неприглядными в своих трагедиях, сговариваются его убить. В комедии самосуд не состоялся, зато «украсил» биографию трагика. Еврипиду принадлежат 90 трагедий, из которых до нас дошло 18. Хронологию их появления на сцене исследователи определяют приблизительно: «Алкестида» (438 год до н. э.), «Медея» (431), «Гераклиды» (ок. 430-го), «Ипполит» (428), «Циклоп», «Гекуба», «Геракл», «Просительницы» (424–418), «Троянки» (415), «Электра» (ок. 413), «Ион», «Ифигения в Тавриде», «Елена» (ок. 412), «Андромаха» и «Финикиянки» (ок. 411-го), «Орест» (408), «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде» (405). Сюжеты для своих трагедий, как и его предшественники, Еврипид черпал из сказаний Троянского и Фиванского циклов, аттических преданий, мифов о походе аргонавтов, подвигах Геракла и судьбе его потомков. Однако, в отличие от Эсхила и Софокла, у него уже совсем иное осмысление мифа. Он отошел от традиции возвышенных, нормативных образов и стал изображать мифологических персонажей как земных людей — со всеми страстями, противоречиями и заблуждениями. Еврипид выработал и новые принципы изображения человека, показывая психологические мотивы поступков, а не типологически предусмотренные, как было прежде: герой поступает героически, злодей — злодейски. Ему первому удалось представить психологическую драму, когда борения, смятения чувств персонажей передаются зрителям и вызывают сочувствие, а не просто осуждение или восхищение. Пожалуй, наиболее ярко это выражено в трагедии «Медея». В основе «Медеи» — сюжет из мифа о походе аргонавтов. Ясон добыл в Колхиде золотое руно с помощью дочери колхидского царя волшебницы Медеи. Личность яркая, сильная, бескомпромиссная, она под влиянием страсти к Ясону оставляет родной дом, предает отца, убивает брата, обрекает себя на несносное существование в чужой стране, где ее презирают как дочь «варварского» народа. Между тем Ясон обязан ей и жизнью, и престолом. Когда он покидает Медею, чтобы жениться на наследнице коринфского царя Главке, обида и ревность настолько ослепляют Медею, что она задумывает самую страшную месть — убийство их детей. Терзания Медеи, в безумии мечущейся между материнскими чувствами и властью мстительного порыва, столь ужасны, что невольно вызывают сочувствие. Здесь трагедия, рок в чистом виде — Медея обречена, у нее нет никакого выхода. Она не может вернуться домой и не может остаться в Коринфе, откуда ее изгоняет Ясон ввиду новой женитьбы. Не уверена она и в будущем своих детей, даже если оставит их с отцом, ведь они для греков — дети «варварки». И Медея принимает решение: Так клянусь же Аидом я и всей подземной силой, Что не видать врагам моих детей, Покинутых Медеей на глумленье… «Медея», непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, до сих пор не сходит со сцен. Одна из самых ярких современных исполнительниц Медеи — замечательная актриса Любовь Селютина в московском Театре на Таганке, где эта трагедия неизменно идет с аншлагами. Слава пришла к Еврипиду, увы, после смерти. Современники не сумели его оценить. Исключение составил только остров Сицилия. Древнегреческий историк Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о том, как отдельным афинским воинам, плененным и попавшим в рабство во время неудачного сицилийского похода, удалось вырваться на родину: «…некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида… Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий. Нет, стало быть, ничего невероятного в рассказе о том, что в Кавне какому-то судну сначала не позволяли укрыться в гавани от пиратов, а затем впустили его, когда после расспросов удостоверились, что моряки помнят наизусть стихи Еврипида» («Никий и Красс»). Спустя век трагедии Еврипида начали пользоваться большим успехом и у него на родине, в то время как Эсхил и Софокл стали терять популярность. Позднее к трагедиям Еврипида неоднократно обращались римские драматурги. К примеру, «Медею» перерабатывали Энний, Овидий, Сенека. В эпоху классицизма Еврипид оказал влияние на Корнеля («Медея»), Расина («Федра», «Андромаха», «Ифигения», «Фиваида, или Братья-враги»). Вольтер по мотивам его трагедий написал «Меропу» и «Ореста». Шиллер на основе «Финикиянок» Еврипида создал «Мессинскую невесту». В России интерес к Еврипиду возник давно — известны «Андромаха» П. А. Катенина, а также многочисленные переводы. Один из лучших переводчиков Еврипида Иннокентий Анненский написал и несколько подражаний, использовав сюжеты не дошедших до нас трагедий. Угрюмый Еврипид, так страдавший когда-то из-за своих редких побед в состязаниях поэтов, одержал главную победу — над временем, и по сей день его трагедии украшают театральные сцены. Любовь Калюжная

  1. еврипидЭврипид ок. до н. э.Последний из трх великих афинских драматургов из его произведений дошли до нас. Выступил новатором традиционной аттической драмы так хор у Еврипида...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  2. еврипидс Саламина ок. гг. до н. э. греческий трагический поэт. Происходил из состоятельной афинской семьи. Его отец Мнесарх или Мнесархид имел какуюто собственность на Саламине...Античные писатели. Словарь
  3. еврипидЕВРИПИД Эврипид Euripides ок. до н. э. Афины до н. э. Македония древнегреческий драматург. Из его произв. до нас дошло трагедий из и одна драма сатиров Киклоп. Деятел...Большая советская энциклопедия
  4. еврипидЕВРИПИД Эврипид Euripides ок. до н. э. Афины до н. э. Македония древнегреческий драматург. Из его произв. до нас дошло трагедий из и одна драма сатиров Киклоп. Деятел...Большая советская энциклопедия
  5. еврипидЭврипид Euripdes около до н. э.em Афины до н. э. Македония древнегреческий драматург. Из его произведений до нас дошло трагедий из и одна драма сатиров Киклоп. Деяте...Большая Советская энциклопедия II
  6. еврипидЭврипид Euripdes около до н. э.em Афины до н. э. Македония древнегреческий драматург. Из его произведений до нас дошло трагедий из и одна драма сатиров Киклоп. Деяте...Большая Советская энциклопедия II
  7. еврипидимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  8. еврипидЕВРИПИД ок. до н. э. до н. э. древнегреческий поэтдраматург младший из трех великих афинских трагиков см. Эсхил Софокл. Творчество Еврипида сложившееся в годы кризиса...Большой Энциклопедический словарь V
  9. еврипидок. до н. э. древнегреческий драматург....Даты рождения и смерти известных людей
  10. еврипидна Саламине до н.э. в Пелле младший из классич. греч. трагедийных поэтов происходил из зажиточ. семьи в до н.э. по приглашению макед. царя Архелая прибыл к его двору...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. еврипидЕврипид ок. до н.э. др.греч. поэтдраматург крупнейший наряду с Эсхилом и Софоклом представитель классич. афин. трагедии. Написал ок. драм до нас дошло трагедий и са...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. еврипидоколо до нашей эры древнегреческий поэтдраматург младший из трех великих афинских трагиков смотри Эсхил Софокл. Творчество Еврипида сложившееся в годы кризиса афинской...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. еврипидЕврипид около гг. до н.э. древнегреческий поэтдраматург. Младший из трх великих афинских трагиков Эсхил Софокл и Еврипид. Для Еврипида характерно необычное для античной...Исторический словарь
  14. еврипидгг. до н. э. третий из великих греческих трагиков родился на острове Саламине. Он изучал философию под руководством Анаксагора и был близок к Сократу. До нас дошли восем...Краткий словарь античности
  15. еврипидЕврипид Euripides...Латинский словарь
  16. еврипидeuripides или до н. э. остров Саламин до н. э. Македония древнегреческий драматург. В древности считался третьим великим трагиком античной Греции после Эсхила и Софок...Литература и язык. Современная энциклопедия
  17. еврипидЕВРИПИД до христ. эры афинский трагический поэт. Античные биографии Еврипида содержат в себе много вымысла драматургические новшества поэта служили постоянной мишенью д...Литературная энциклопедия
  18. еврипид[ до христ. эры] афинский трагический поэт. Античные биографии Еврипида содержат в себе много вымысла драматургические новшества поэта служили постоянной мишенью для насм...Литературная энциклопедия II
  19. еврипидЕВРИПИД до христ. эры афинский трагический поэт. Античные биографии Еврипида содержат в себе много вымысла драматургические новшества поэта служили постоянной мишенью д...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  20. еврипидЕВРИПИД действующее лицо комедий Аристофана Ахарняне до н.э. Женщины на празднестве и Лягушки великий древнегреческий драматург ставший персонажем.В Ахарнянах похожий...Литературные герои
  21. еврипидЕВРИПИД ок. или до н. э. древнегреческий поэтдраматург с при дворе македонского царя. Испытал влияние софистов. Из драматич. соч. по др. источникам тетралогий до ...Литературный энциклопедический словарь
  22. еврипидоколо гг. до н.э. один из трех выдающихся древнегреческих драматургов создавший свои произведения в эпоху кризиса греческого полиса. На материале древних мифов он созда...Мировая художественная культура. Словарь
  23. еврипидНачальная форма Еврипид слово обычно не имеет множественного числа множественное число мужской род неодушевленное родительный падеж...Морфологический разбор существительных
  24. еврипидEuripdes третий между знаменитейшими греческими трагиками драмы которых уцелели отчасти. Он родился по обыкновенному указанию в г. до Р. X. на острове Саламине именно в...Реальный словарь классических древностей
  25. еврипидЕврипид ок. гг. до н.э. афинский драматургтрагик Не верь женщине даже если она говорит правду.Существует ли более сильное и более мучительное страдание чем бегство из ро...Сводная энциклопедия афоризмов
  26. еврипидгреч.em Euripides лат. Euripides род. или до н. э. на Саламине ум. в до н. э. в Пелле младший из классич. греч. трагедийных поэтов происходил из зажиточной семьи в д...Словарь античности
  27. еврипид. Его соперник Вольтер Городок . ок. или до н. э. древнегреческий драматург....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  28. еврипидок. до н. э. др.греч. трагик Как овцы жалкою толпой Бежали старцы Еврипида. Иду змеиною тропой И в сердце темная обида. ОМ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  29. еврипидЕВРИПИД ок. до н. э. др.греч. трагик Как овцы жалкою толпой Бежали старцы Еврипида. Иду змеиною тропой И в сердце темная обида. ОМ ....Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  30. еврипидЕВРИПИД около до нашей эры древнегреческий поэтдраматург младший из трех великих афинских трагиков смотри Эсхил Софокл. Творчество Еврипида сложившееся в годы кризиса ...Современная энциклопедия
  31. еврипидЕВРИПИД ок . до н. э. до н. э. древнегреческий поэтдраматург младший из трех великих афинских трагиков см. Эсхил Софокл. Творчество Еврипида сложившееся в годы кризиса...Современный энциклопедический словарь
  32. еврипидRzeczownik Еврипид Eurypides...Универсальный русско-польский словарь
  33. еврипидДер Пери Вред Вип Пир Рев Вие Вид Верп Верди Верд Веди Рипид Врид Деп Пиерид Пие Див Евр Еврипид Пед...Электронный словарь анаграмм русского языка
  34. еврипидЕврипид афинянин младший из трех греческих трагиковкорифеев. Родился на Саламине в день знаменитой победы сентября г. до Р. Х. от зажиточных но незнатных родителей. Б...Энциклопедический словарь
  35. еврипидфинянин младший из трех греческих трагиковкорифеев. Родился на Саламине в день знаменитой победы сентября г. до Р. Х. от зажиточных но незнатных родителей. Был женат дв...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  36. еврипидЕврипид Euripides с Саламина ок. гг. до н. э. греческий трагический поэт. Происходил из состоятельной афинской семьи. Его отец Мнесарх или Мнесархид имел какуюто собстве...Энциклопедия античных писателей