Античная философия

ЭНЕСИДЕМ

ЭНЕСИДЕМ(ΑΙνησίδημος)из Кносса(сер. 1 в. до н. э.?), античный философ-скептик, первоначально - сторонник платоновской Академии, с которой порвал по причине «догматизма» современных ему академиков(Филона из Ларисыи др.) и основал собственную школу, возобновив скептическое учениеПиррона(согласноАрисшоклу,apud Eus. Pr. Εν. XIV 18, 29). Традиционно считается, что он был родом из Кносса(Κνώσιος,D. L. IX 115-116), согласно Фотию, Э. был из Эг (оίξ Αιγῶν- Phot. Cod. 212, 169b 19), однако, согласно Аристоклу, цитируемому Евсевием, некий Э. возобновил скептический «вздор» в Александрии египетской (XIV 18,29), что может соответствовать различным местам рождения Э. и его преподавания (более или менее продолжительного).
Э. был автором сочинений «Пирроновы рассуждения» в 8 кн.(Πυρρώνειοι λόγοι -Sext. Adv. math. VIII215; D. L. IX 106; 116), «Против мудрости»(Ката σοφίας- IX 106; Eus. Pr. Εν. XIV 18, 11); еще три сочинения: «Краткое введение в пирронизм»(Εἰς та Πυρρώνζια ύποτύπωσις- D. L. IX 78), «Основы»(Στοιγειώσεις —Ibid. 16); «Введение»(Πρώτη βίσαγωγη —Sext. Adv. math. X 216), - возможно, не являются самостоятельными трактатами. Сводку основных положений первого из упомянутых сочинений см. у Фотия (Phot. Cod. 212, р. 169Ы8—171а4 Bekker). Сочинения Э. (ныне утраченные) широко использовалСекст Эмпирик,основной источник сведений о пирронизме.
Э. известен формулировкой 10 скептических тропов (аргументов,τρόπου)в пользу воздержания от суждения (см. D. L. IX 79-88; Sext. Adv. math. VII 345). Первые 5 тропов - или, по Диогену, «апорий согласования видимого(φαινομένων)и мыслимого(νοουμένων)»- сформулированы применительно к субъекту суждения: трудно судить, что же на самом деле истинно, когда 1) у различных существ (людей, животных, птиц) представления об одних и тех же вещах различаются, ибо различна сила их чувства; 2) различны особенности восприятия различных людей (кому-то и на солнцепеке холодно); 3) чувства дают свой специфический срез опыта: яблоко одно, а глаз видит только его желтизну, а вкус - только сладость и т.д.); 4) судящий всегда пребывает в каком-либо состоянии (болезнь, страх, старость, любовь, печаль и т. д.); 5) судящий находится во власти определенных обычаев, верований и законов (которые у персов и эллинов, массагетов и египтян и т.д зачастую противоречат друг другу), - «отсюда - воздержание(ίποχη)от суждения об истинности».
Остальные 5 тропов делают акцент на объекте суждения: 6) ничто не является в чистом виде, но всегда внутри определенной среды, что влияет на наше восприятие (пурпур при свете солнца имеет один оттенок, а при луне - другой; камень в воздухе тяжел, а в воде - легок); 7) восприятие всех предметов искажается пространством (большой предмет издалека кажется маленьким); 8) одинаковые вещи действуют по-разному в зависимости от их количества (вино и пища могут и укреплять, и расслаблять); 9) события по-разному воспринимаются в зависимости от их обычности или необычности (где землетрясения часты, там им не удивляются); 10) все соотносительно: верх мыслится в паре с низом, правое с левым и т. д., но прежде всего все мыслимое соотнесено с нашим мышлением, — т. е. все непознаваемо(άγνωστα)само по себе. Диоген отмечает разный порядок расположения 8-го, 9-го и 10-го тропов у Э., Секста иФаворина(D. L. IX 87), составивших школьные руководства по этому вопросу. О широкой известности тропов Э. может свидетельствовать (хронологически первое) упоминание о них у Филона Александрийского (1 в. н. э.). Ср. также 5 троповАгриппы.
К «Пирроновым положениям» Секста Эмпирика восходит сообщение о сопоставлении Э. скептической философии и философии Гераклита (Sext. Pyrrh. I 210-212: «Последователи Э. говорили, что скептический способ рассуждения служит путем к философии Гераклита»); сходство усматривалось в том, что скептики говорят: «кажется, что противоположности относятся к одному и тому же», а Гераклит: «противоположности существуют в отношении одного и того же», так что первый тезис предшествует второму (догматическому). Сам Секст Эмпирик, напротив, считает, что скептический способ рассуждения не способствует пониманию философии Гераклита (I 212, 2-3). Как полагают исследователи, из сообщения Секста не следует, что Э. был в каком-то смысле последователем Гераклита, но что он либо предлагал свою интерпретацию (ср., напр., представление учения Гераклита в платоновском «Теэтете»), либо полемизировал со стоической интерпретацией и адаптацией учения Гераклита.
Лит.:Zeller Е., Pappenheim Ε.Der angebliche Heraclitismus des Skeptikers Ainesidemos. В., 1889;Rist J.The Heracleteanism of Aenesidemus, -Phoenix24, 1970, p. 309-319;Burkhard U.Die angebliche Heraklit-Nachfolge des Skeptikers Aenesidem. Bonn, 1973;StrikerG. The ten tropes of Aenesidemus, - Burnyeat M. (ed.). The Sceptical Tradition. Berk., 1983, p. 95-115;Decleva Caizzi F.Aenesidemus and the Academy, -CQ42, 1992, p. 176-189;Mansfeld J.Aenesidemus and the Academics, - The Passionate Intellect. Essays on the transformation of Classical Traditions. Ed. by L. Ayers. N. Bruns.; L., 1995, p. 235-248;Perez B.Énésidème, - DPhA III, 2000, p. 90-99. См. тж. лит. к ст.Скептицизм.
М. А. СОЛОПОВА

Синонимы:
философ


  1. энесидемв. до н. э. древнегреческий философ представительскептицизма. В сочинении Пирроновы речи сформулировал тропов аргументов против возможности достоверного знания о чемлиб...Большой энциклопедический словарь II
  2. энесидемЭНЕСИДЕМ в. до н. э. древнегреческий философ представитель скептицизма. В сочинении Пирроновы речи сформулировал тропов аргументов против возможности достоверного зна...Большой Энциклопедический словарь V
  3. энесидемпогр. ainesidemos греческий философ Кнос I в. после Р.Х. . Преподавал в Александрии и оставил след в истории скептицизма. Сформулировал основные аргументы в защиту скепт...Новый философский словарь
  4. энесидем. скептик из Гносса на о. Крите пытался как кажется довольно безуспешно возобновить и далее развить пирроновский скептицизм. Из его главных произведений в кн. мало дош...Реальный словарь классических древностей
  5. энесидемпогр. ainesidemos греческий философ Кнос I в. после Р.Х. . Преподавал в Александрии и оставил след в истории скептицизма. Сформулировал основные аргументы в защиту скепт...Сверхкраткий философский словарь
  6. энесидемэнесидем сущ. колво синонимов философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философ...Словарь синонимов II
  7. энесидемиз К н о с а в. до н.э. др.греч. философскептик последователь Пиррона. Восстановил филос. школу скептиков традицию Пиррона после того как платоновская Академия в лице Ан...Советский философский словарь
  8. энесидемЭНЕСИДЕМ в . до н. э. древнегреческий философ представитель скептицизма. В сочинении Пирроновы речи сформулировал тропов аргументов против возможности достоверного зна...Современный энциклопедический словарь
  9. энесидемЭНЕСИДЕМ из Кноса в.em до н. э.em др.греч. философскептик последователь Пиррона. Восстановил филос.em школу скептиков традицию Пирронаem после того как платоновская Акаде...Философская энциклопедия
  10. энесидемв. до н.э. антич. философ учивший в Александрии представитель скептицизма. Осн. соч. Э. Пирроновы речи в восьми книгах известны по изложению Фотия ему приписываются так...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  11. энесидемдревнегреч. философ из Кносса учил в х годах до Р. X. в Александрии восстановил учение Пиррона был основателем новой школы скептиков которые выдвигали десять тропов т. н....Философский энциклопедический словарь II
  12. энесидемдревнегреч. философ из Кносса учил в х годах до Р. X. в Александрии восстановил учение Пиррона был основателем новой школы скептиков которые выдвигали десять тропов т. н....Философский энциклопедический словарь