Античная философия

МАКСИМ ЭФЕССКИЙ

МАКСИМ ЭФЕССКИЙ(Μάξιμος ὁ Ἐφέσιος)(ок. 310 - ок. 372 н. э.), греческий философ-платоник, ученикЭдесия Каппадокийского(см.Пергамская школа),учитель и приближенный имп.Юлиана.Происходил из знатного рода и владел внушительным состоянием (Eunap. V. Soph. 473), которое преумножил благодаря роли популярного предсказателя и чудотворца при дворе имп. Юлиана (Ibid., 476, 477, 478). Юлиан познакомился с М. ок. 351/2; по сообщению Либания, именно М. ввел Юлиана в мистерии «по халдейским обрядам» в подземном храме Гекаты в Эфесе (Liban. Or. 13, 12). Когда Юлиан занял престол в 361, он пригласил М. к своему двору в Константинополь; М.оставался рядом с Юлианом вплоть до его гибели во время персидской кампании, и был свидетелем его смертного часа (Ammian, XXV 3). Впоследствии М. при имп. Валенте и Валентиниане попал в немилость и в 364 был заключен в тюрьму, откуда его освободили благодаря вмешательствуФемистия.В 370 приговорен к смерти по обвинению в участии в заговоре с целью убийства императора и колдовстве(ὡς μαγγανείας ποιοῦντα,Socr. Hist. Eccl. Ill 1, 50), казнен в 371/2 на родине в Эфесе (Eunap. V. Soph. 478-480; Ammian, XXIX 1, 42 и др.).
В соч. Евнапия «Жизни философов и софистов» М. изображен в духе после ямвлиховской историографии «божественным мужем», теургом, мистиком, прибегавшим к экстатическим состояниям (ср. Eunap. V. Soph. 475), и предсказателем (т. е. тем, кто занимаетсяπρόγνωσις),толковавшим волю богов и склонявших их силу на свою сторону; по Евнапию, М. профессионально занимался предсказаниями, и большую часть его клиентов составляли придворные имп. Юлиана. С самим императором М. состоял в переписке, сохранилось несколько писем, ему адресованных. В одном из них Юлиан обращается к М. с просьбой дать оценку его литературному творчеству и решить, стоит ли публиковать его сочинения. О почтительном отношении Юлиана к М. говорит и обращениеκαθηγεμών(вождь, руководитель), которое использует Ю. О личности М. в связи с его влиянием на имп. Юлиана сообщают историк Аммиан Марцеллин, ритор Либаний,Фемистий,церковные авторы Зосима, Сократ Схоластик, Созомен, Фео-дорит.
Согласно Суде (Suda,M174, 1), M., учитель Юлиана, и Максим Византийский - одно лицо (что неверно, ср. Socr. Hist. Eccl. Ill 1, 48), и этому Максиму приписываются сочинения: «О неразрешимых противоречиях»(Περὶ ἀλύτων ἀντιθέσεων),«О началах»(Περὶ καταρχῶν),«О числах» - и некий «комментарий на Аристотеля»(ὑπόμνημα εἰς Ἀριστοτέλην).Возможно, M. действительно был автором комм, к «Категориям» Аристотеля (ср. Simpl. In Cat. 1,15 сл.), что было исключительным фактом в истории Пергамской школы. Упомянутое сочинение «О началах» сохранилось, однако авторство этой гекзаметрической поэмы, посвященной астрологической прогностике, принадлежит не М. Эфесскому, но Максиму Эпироту.
Лит.:Delflm Santos F.Maxime (d'Éphèse?), - DPhA IV, 2005, p. 313-322. См. лит. к ст.Пергамская школа.
М. А. СОЛОПОВА