Античная философия

ФРАСИМАХ

ФРАСИМАХ(Θρασύμαχος)изХалкедона(2-я пол. 5 в. до н. э.), др.-греч. оратор исофист.Автор эпидейктических и политических речей («В защиту жителей Ларисы», т. н. «Речь о государственном устройстве», отрывок из которой приводит Дионисий Галикарнасский как образец «смешанного стиля», основоположником которого был Ф., согласно Теофрасту, В 1), а также руководств по риторике (85 А 13), в т. ч. т. н. «Великого искусства»(Μεγάλη τέχνηΒ 3), от которых сохранились немногочисленные фрагменты. В своем красноречии стремился воздействовать преимущественно на эмоции (В 5; 6).
В диалоге Платона «Государство» Ф. выступает как защитник положения, что справедливо то, что полезно сильнейшему (Resp. I, 338с). «Справедливое» и «несправедливое» существует лишь для подданных и сводится к исполнению и неисполнению тех законов, которые в каждом государстве установили в собственных интересах их правители (338е). В отличие от Калликла, защищающего господство сильнейшего как «закон природы», следование которому требует ниспровержения существующего порядка вещей (сложившегося в результате подчинения законам, установленным некогда в интересах слабых), Ф. видит в господстве сильнейших неизбежный признак любого государственного строя, будь то демократия, олигархия или тирания. Под натиском аргументов Сократа, доказывающего, что любое искусство, в т. ч. политическое, служит интересам тех, кто не обладает этим искусством, т. е. более слабых, а не интересам носителя искусства, Ф. заново формулирует свою позицию (343a-344d): искусство правителя состоит в заботе о подданных, но он заботится о них, подобно тому как пастух об овцах - т. е. имея в виду в конечном счете собственную выгоду (Ф., по-видимому, исходит из того, что при любом порядке содержание «справедливого», т. е. обязательного для более слабых, примерно соответствует существующим морально-правовым нормам, запрещающим кражу, насилие и т.д., 344Ьс). Доказательством при этом служит само реальное положение вещей, при котором несправедливый всегда выигрывает по сравнению со справедливым и тем в большей степени, чем больше размах его преступлений (их апогей - захват тиранической власти).
В какой мере второе рассуждение Ф. совместимо с первым и соответствует позиции исторического Ф., является предметом дискуссий (Kerferd, Maguire, Reeve). Оба, во всяком случае, подразумевают релятивистское выведение норм справедливости (действующих лишь для подданных) из того, что выгодно правителю, и отрицание каких-либо безусловных нравственных норм, которыми он должен руководствоваться. Второе рассуждение показывает, что понятие «более сильный» не имеет статичного характера: тот, кто безнаказанно нарушает существующие нормы, установленные «более сильными», одерживает над ними верх в конкретной ситуации, а в конечном счете, дойдя до вершины несправедливости, может достичь и власти, так что начнет диктовать собственные законы (здесь ре-лятивист-Ф. сближается с Калликлом, сторонником «естественного права»). То, что Ф. до какой-то степени сочувствует жертвам несправедливости, видя в нормах морали и права неизбежное проявление воли сильных (ср. его пессимистическое высказывание о том, что боги не вмешиваются в человеческие дела, поскольку иначе они не потерпели бы пренебрежение несправедливостью, В 8), не вносит каких-либо изменений в его этический релятивизм.
Фрагм. и свидетельства:DK II, 319-326 (рус. пер.Маковельский А. О.Софисты. Вып. 2. Баку, 1941); I sofisti: Testimonialize е frammenti. Fase. III. Ed. M. Untersteiner. Fir., 19672,p. 2-37.
Лит.:Schwartz Ε.Comm. de Thrasymacho Chalcedonio. Rostock, 1892;Oppenheimer K.Thrasymachos (1), - RE, Reihe 2, Hbd. 11, 1936, 584-592;Kerferd G.B.The Doctrine of Thrasymachus in Plato's «Republic» (1947), - Sophistik. Hrsg. ν. С. J. Classen. Darmst., 1976, S. 545-563;Idem.The Sophistic Movement. Camb., 1981, p. 120-123;Maguire J. P.Thrasymachus - or Plato? (1971), - Sophistik. Hrsg. ν. С. J. Classen, 1976, S. 564-590;Reeve С. D.С. Socrates meets Thrasymachus,-AGPh67, 1985, S. 246-265;Algra K.Observations on Plato's Thrasymachus, - Polyhistor: Studies... presented to J. Mansfeld. Ed. K. A. Algra et al. Leiden, 1996, p. 41-60;Yunis H.Thrasymachus В 1: Discord, not diplomacy, -CPhil92, 1997, p. 58-66;Hoffmann J. H.Das Recht im Denken der Sophistik. Stuttg.; Lpz., 1997;Everson S.The Incoherence of Thrasymachus, -OSAPh16, 1998, p. 99-131.
А. Л. БЕРЛИНСКИЙ

  1. фрасимахк. V в. до н. э. дргр. ритор представитель младших софистовem автор тезиса согласно которому справедливо то что полезно сильному В.Я. Античная культура литература театр и...Античный мир. Словарь-справочник
  2. фрасимахя пол. в. до н.э. греч. софист современник Сократа противник Платона. Ф. отвергал религию. Считая право привилегией сильных мира сего он открыто и цинично проповедовал ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  3. фрасимахя пол. в. до н.э. греч. софист современник Сократа противник Платона. Ф. отвергал религию. Считая право привилегией сильных мира сего он открыто и цинично проповедовал ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  4. фрасимахTrasimchus . из Халкедона современник Лисия пришел в г. до Р. X. в Афины и занимался сначала философией затем риторикой и обучением ею. Цицерон хвалил его изложение и п...Реальный словарь классических древностей
  5. фрасимахФрасимахконец V в. до н.э. ритор софист Устанавливает законы всякая власть в свою пользу.Во всех государствах справедливостью считается то что пригодно существующей вла...Сводная энциклопедия афоризмов
  6. фрасимахя пол. в. до н. э. греч. софист современник Сократа противник Платона. Ф. отвергал религию. Считая право привилегией сильных мира сего он открыто и цинично проповедовал ...Словарь античности
  7. фрасимахФРАСИМАХ ФРАСИМАХ см. Трастах. dd Новая философская энциклопедия В тт. М. Мысль.Под редакцией В. С. Стпина...Философская энциклопедия