Античная философия

ЕВНАПИЙ

ЕВНАПИЙ(Εὐνάπιος)из Сардв Лидии (ок. 349 - после 414 н. э.), историк и «софист» (занимал должность официального преподавателя риторики в Сардах), близкий кПергамской школенеоплатонизма. Учился в Афинах у софиста Проересия (ок. 362-367) и неоплатоника Хрисанфия (после 367). Известен как автор двух произведений: «Всеобщей истории», являющейся продолжением «Истории» Дексиппа и описывающей события с 270 по 404 н. э. (сохранилась во фрагментах в «Лексиконе» Суды, у Зосимы и Константина Багрянородного), и «Жизнеописаний философов и софистов»(Βίοι φιλοσόφων καὶ σοφιστῶν),важного источника по истории позднеантичной философии кон. 3 - нач. 5 в.
Историко-философский труд Е., написанный после 396 (вероятно, в самом начале 5 в., - в тексте упомянуто вторжение в Грецию вестготов Алариха, Eun. V. Soph. 45, 10-46, 10 G.), состоит из биографий философов (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Эдесий, Максим, Приск, Хрисанфий), софистов (Юлиан Каппадокийский, Проересий, Епифаний, Диофант, Гимерий, Либаний, Акакий, Нимфидиан) и врачей (Зенон, Магн, Орибасий, Ионик), скомпонованных по хронологическому принципу; основной стержень книги составляют биографии интеллектуалов, в свое время приближенных ко двору имп.Юлиана.
После риторического зачина, в котором Е. высоко оцениваетКсенофонтакак писателя и историка, а также упоминаетПорфирияиСотионакак авторов наиболее обстоятельных историко-философских сочинений, Е. делает предварительные замечания о периодизации античной философии и состоянии источников по интересующему его периоду.Он говорит о временах, отличавшихся «изобилием мужей» и выделяет с этой точки зрения периоды: 1) до Платона; 2) после Платона, 3) от правления имп. Клавдия и Нерона до начала правления Севера (ср. 5, 5-7). По-видимому, Е. подразумевает, что следует выделить также и 4) период с начала правления Севера до правления имп. Юлиана, которому он и посвящает свое произведение. По замечанию Е., ему известно очень немного историко-философских сочинений, посвященных философам Нового времени; в частности, никто не написал историю «периода имп. Клавдия и Нерона», представленного именами Плутарха из Херонеи, Диона Хрисостома, Аполлония Тианского, Музония Руфа, Деметрия киника и др., так что об их жизни известно исключительно на основании автобиографических данных из их собственных сочинений. (Примером для Е. является Флавий Филострат, написавший книгу о софистах этого периода.) Е. вынужден использовать («не изменяя в них ничего») скудные письменные источники, а также весьма ненадежную устную традицию.
Первым из новых философов у Е. представлен Плотин, жизни которого он посвящает буквально несколько строк, отсылая к исчерпывающей «Жизни Плотина» Порфирия. Первой содержательной биографией является биография самого Порфирия, затем следует жизнеописание ученика Порфирия Ямвлиха, которого Е. описывает как «божественнейшего» философа и незаурядного теурга. Биографии ученика Ямвлиха Эдесия Каппадокийского, Максима Эфесского, Проересия и Хрисанфия, учителя Е., - философов, составивших т. н. Пергамскую школу неоплатонизма, к которой принадлежал и почитаемый Е. имп. Юлиан, - относятся к важнейшим источникам по философии 4 в. н. э. Каждая из биографий-новелл Е. показывает своего героя прежде всего как живой образец добродетели, которой обладает душа истинного философа, приблизившаяся к божеству. Для Е. как для историка характерно привнесение в исторические труды восходящих к философии Ямвлиха неоплатонических концепций о «божественных мужах» и их роли в организации космоса посредством теургии. Как ученик неоплатоников Е. придает особое значение описанию чудес, для него чудеса и предсказания -это высший критерий достоверности описываемых фактов, свидетельство несомненной «божественности» его героев.
Соч.:EunapiiVitae sophistarum. Rec. J. Giangrande. R., 1956;Philostratus Flavius and Eunapius.The lives of the sophists. With an engl. Transi, by W. C. Wright. Camb. (Mass.); L., 1968 (LCL);Евнапий.Жизни философов и софистов. Пер. с греч. Е. В. Дарк и М. Л. Хорькова, комм, и послесловие М. Л. Хорькова, - Римские историки IV века. М., 1997. Фрагменты «Истории»:Eunapius.Excerpta ex historia, fragmenta e Suida, -Historiarum quae supersunt Dexippi, Eunapii, Pétri Patricii, Prisci, Malchi, Menandri. Bonn, 1829;Blockley R. СThe Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire. Vol. 1-2. Liverpool, 1981-1983.
Лит.:Nenci G.Eunapio, Vitae Sophist II 2, 6-8 e la periodizzazione dellaφιλόσοφος Ιστορία,-ASNP3, 1973, p. 95-102;Avotins I. et M. M.Index in Eunapii Vitae sophistarum. Hldh., 1983;Banchich Th. M.The date of Eunapius' Vitae sophistarum, -GRBS25, 1984, p. 183-192;Goulet R.Histoire et mystère. Les Vies de philosophes de Γ Antiquité tardive, -ENTRETIENS 34. La Biographie antique. Vandv.; Gen., 1988, p. 217-265;Penella R. J.Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century A.D.: Studies in Eunapius of Sardis. Leeds, 1990;Goulet R.Eunape de Sardes, - DPhA III, 2000, p. 310-324.
M. А. СОЛОПОВА

  1. евнапийиз Сард ок.ок. гг. н. э. греческий оратор. Учился в Афинах был неоплатоником врагом христиан. Написал биографии современных ему философовсреди них Плотина и Порфирия по...Античные писатели. Словарь
  2. евнапийок. после позднерим. историк и софист родом из г. Сард. Известны два его соч. дошедшие до нас Жизнеописания софистовem и сохранивш. в отрывках Продолжение истории Де...Древний мир. Энциклопедический словарь
  3. евнапийок. после позднерим. историк и софист родом из г. Сард. Известны два его соч. дошедшие до нас Жизнеописания софистов и сохранивш. в отрывках Продолжение истории Декс...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  4. евнапийуроженец города Сарды в античную эпоху столица Лидии области на западе Малой Азии ранневизантийский историк. Он учился в Афинах у неоплатоника Проэресия увлекался философ...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  5. евнапийEunapius греческий ритор во второй половине в. от Р. X. враг христианства написал напыщенным слогом биографии софистов своего времени лучшее издание Буассоннада в ...Реальный словарь классических древностей
  6. евнапийлат. Eunapios греч. Eynapios р. ок. ум. после позднерим. историк и софист родом из г. Сард. Известны два его соч. дошедшее до нас Жизнеописания софистов Bioi sopiston...Советская историческая энциклопедия
  7. евнапийЕВНАПИЙ ЕВНАПИЙ из Сард ок. н. э. историк и софист официальный преподаватель риторики близкий к пергамской школе неоплатонизма. Ученик афинского софиста Проэресия и не...Философская энциклопедия
  8. евнапийЕвнапий историк и биограф нач. V в. по Р. Х. Наиболее известное его соч. Жизнеописание философов и софистов дошло до нас Vitae sophistarum. изд. Амстердама е Париж . ...Энциклопедический словарь
  9. евнапийисторик и биограф нач. V в. по Р. Хр. Наиболее известное его соч. Жизнеописание философов и софистов дошло до нас Vitae sophistarum. изд. Амстердама е Париж . Кроме это...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  10. евнапийЕвнапий Eunapios из Сард ок.ок. гг. н. э. греческий оратор. Учился в Афинах был неоплатоником врагом христиан. Написал биографии современных ему философовсреди них Плот...Энциклопедия античных писателей