Античная философия

ЕВКЛИД МЕГАРСКИЙ

ЕВКЛИД МЕГАРСКИЙ(Εὐκλείδης ὁ Μεγαρεύς)(ок. 435 - после 369 до н. э.), др.-греч. философ, последовательСократа,основательМегарской школы.По преданию, именно к Е. приехали искать убежища афинские друзья Сократа (в т. ч. и Платон), устрашенные событиями, связанными с его казнью. Взгляды Е., по мнению античных доксографов, сформировались под влиянием не только Сократа, но и Парменида: «Существует только одно благо, лишь называемое разными именами: иногда мудростью, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями, а противоположное благу он отрицал, заявляя, что его не существует» (D. L. II 106). Вероятно, это было утвердившимся мнением древних, ибо и Цицерон причисляет Е.к эл ейской традиции в философии (Acad. II 129). Монизм Е. также выражался в признании им одного бытия (Eus. Pr. Εν. XIV 17, 1), одной добродетели (D. L. VII 161). Также Е. не допускал умозаключений по аналогии, к которым систематически прибегали Сократ и Платон: заключения по аналогии опираются или на сходное, или на несходное; если на сходное, то лучше уж обращаться к самому предмету, а если на несходное, то и сама аналогия неуместна (II107). Как все видные сократики, Е. писал сократические диалоги; по названиям известны: «Ламприй», «Эсхин», «Феникс», «Критон», «Алкивиад» и «О любви».
В историко-философской литературе нач. 20 в., после работ Шлейер-махера и Целлера, было принято считать, что у Е. и мегариков было какое-то свое учение об идеях, напоминающее платоновское, и что именно мега-рики были теми «друзьями идей», которых критикует Платон в «Софисте» 246Ь-с, 248а, однако эта гипотеза историками философии более не разрабатывается.
Фрагм.:GiANNANTONi, SSRI, 377-387 (cap. II A);Döring К.Die Megariker, S. 3-14.
Лит.:Gillespie С. M.On the Megarians, -AGPh24, 1911, S. 218-241;Rossetti L.Richerche sui «Dialoghi Socratici» di Fedone e di Euclide, -Hermes108, 1980, S. 183-198. См. также лит. к ст.Мегарская школа.
М. А. СОЛОПОВА