Античная философия

ЕВГЕМЕР

ЕВГЕМЕР(Εὐήμερος)из Мессены(ок. 340-260 до н. э.), греческий философ, воззрения которого считаются близкими кругуКиренской школы.
В книге «Священная запись»Ἱερὰ ἀναγραφή),дошедшей до нас в извлечениях и пересказах, Е. излагал свою версию происхождения религии, согласно которой все боги были людьми, в древности учредившими свой культ или обоготворенными за свои добродетели и благодеяния. Е. облек свое изложение в форму рассказа о путешествии в «счастливую Аравию», которое он совершил по поручению царя Кассандра. Во время своего странствия Е. оказался на священном острове Панхайя, где смог прочитать надпись, составленную самим Зевсом.
О содержании сочинения Е. известно по тексту «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского (1 в. до н. э.), который излагает Евгемерово описание острова Панхайя, его природы, населения, обычаев и законов; особое внимание уделяется описанию столицы и ее главного храма (см.: Diod. Sic. V 42-^5: «Об островах на юге океана, об острове, называемом «Святой» и «Панхайя», и о том, что об этом пишут»). Второй раз к «Священной записи» Е. Диодор обращается в 6-й книге, известной в пересказах византийских хронистов.
Диодор сообщает, что жители острова Панхайя отличались особым благочестием и совершали своим богам пышные жертвоприношения. На высоком холме был расположен храм Зевса Трифильского, основанный им самим еще в ту пору, когда он был царем людей. В этом святилище находится золотая стела, на которой перечислены деяния земных царей. Первым царем был человек по имени Уран(Οὐρανός),он был справедлив и добродетелен, знал движения звезд и приносил жертвы небесным богам, поэтому его и нарекли этим именем (греч.οὐρανός- небо), жену его звали Гестия. Сын Урана Крон тоже был царем. Затем царство перешло внуку Урана Зевсу, который воздвиг первый алтарь своему деду, а позже и сам был провозглашен богом за свои деяния.В надписи как потомки Урана и Гестии (их сыновья, дочери, внуки, вместе с их женами) упомянуты боги олимпийской религии: Крон, Рея, Зевс, Деметра, Гера, Посейдон, Фемида, Персефона, Афина.
В Античности Е. считался безбожником (Sext. Adv. math. IX 50), его имя упоминается в списке атеистов Клитомаха Карфагенского. Книга Е. была переведена на латынь Квинтом Эннием (236-169 до н. э.) и стала широко известна. Например, Лактанций сообщал, что в ней рассказывалось о том, как Юпитер (Зевс), «овладевши государственными делами, пришел к такому высокомерию, что сам себе поставил во многих местах капища... В какую бы страну он ни приходил, он связывал с собой ее царей и старейшин взаимным гостеприимством и дружбой... Он хитрейшими способами наблюдал за тем, чтобы ему оказывались божеские почести... Таким способом насаждал Юпитер по всему миру религиозную веру в свое почитание и создавал прочим пример для подражания» (Lact. Div. inst. I 22, 21-23 26-27).
В Новое время описание Е. жизни на острове Панхайа, известное по изложению Диодора, было воспринято как утопия. Некоторые исследователи склонны видеть связь книги Е. с реформаторскими исканиями современной ему эпохи. В историю культуры Е. вошел, прежде всего, как критик традиционных мифологических представлений. Евгемеризмом стали называть учения, ищущие в мифах отражение реальных исторических событий.
Соч.:Euhemeri MesseniiReliquiae. Ed. M. Winiarczyk. Stutt., 1991;Euhemerireliquiae. Ed. G. Nemethy. Budapest, 1889; Утопия Евгемера. Пер., вст. ст. M. К. Трофимовой, -История социалистических учений. Под редакцией Л. С. Чиколини. М., 1986, с. 271 ел.;Лосев А. Ф.Мифология греков и римлян. М, 1996;Diodoribibliotheca historica. Vol. 1-5. Lpz., 1888-19063. Stuttg., 1964.
Лит.:JacobyF.Euhemeros, - RE, Bd.VI. 1,1909, S. 952-962;Winiarczyk M.Euhemeros von Messene: Leben, Werk und Nachwirkung. Münch., 2002;Степанов С. Г.Евгемер и евгемеризм, - С. В. Платонову - ученики, друзья, почитатели. СПб., 1911, с. ЮЗсл.;Пригоровский Г. М.К истории возникновения утопии Эвгемера, -Труды РАНИОН.Вып. I. Памяти А. Н. Савина. М., 1926, с. 165-187;Гуторов В. А.Античная социальная утопия. Л., 1989, с. 220-241.
М. М. ШАХНОВИЧ

  1. евгемерГреческий автор фантастического романа Священная запись. Произведение датируется ок. до н. э. и развивает теорию о том что греческие боги были обожествленными царями и з...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  2. евгемергреч.u Euhemeros ок. до н.э. греческий философ родом из Мессены жил при дворе македон. царя Кассандра. Е. автор книги Священная запись которая сохранилась в кратком ...Античный мир. Словарь-справочник
  3. евгемерок. до н.э греч. философ из Мессены предположит. жил при дворе макед. царя Кассандра. Е. представлял близкие к киренаикам взгляды. В своем романич. труде Священная запи...Древний мир. Энциклопедический словарь
  4. евгемеря пол. нач. вв. до н.э. др.греч. писатель и философ. Родом повидимому из сицилийского г. Мессены. Автор философского романа Священная запись известного по краткому пе...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  5. евгемерЕВГЕМЕР нач. вв. до н. э. древнегреческий писатель и философ. Социальноутопич. соч. Священная запись сохранился пересказ....Литературный энциклопедический словарь
  6. евгемерEuhemrus вероятно из сицилийской Мессаны жил при дворе Кассандра и был последователем киренейской школы которую часто упрекали в безбожии. Он был сочинителем или свяще...Реальный словарь классических древностей
  7. евгемергреч.em Euhemeros ок. до н. э. греч. философ из Мессены предположительно жил при дворе македонского царя Кассандра. Э. представлял близкие к киренаикам взгляды. В своем ...Словарь античности
  8. евгемерЕВГЕМЕР ЕВГЕМЕР из Мессены ок. до н. э. греческий философ воззрения которого считаются близкими кругу киренской школы. В книге Священная запись дошедшей до нас в извле...Философская энциклопедия
  9. евгемерЕвгемер философ киренской школы живший при дворе македонского царя Кассандра кон. IV в. до Р. Х. Ему принадлежит соч. Священный список в латинском переводе Энния назв...Энциклопедический словарь
  10. евгемерфилософ киренской школы живший при дворе македонского царя Кассандра кон. IV в. до Р. Хр. Ему принадлежит соч. Священный список в латинском переводе Энния названное Свя...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона