Античная философия

ДИАГОР МЕЛОССКИЙ

ДИАГОР МЕЛОССКИЙ(Διαγόρας ὁ Μήλιος)(2-я пол. 5 в. до н. э.), греч. лирический поэт, получивший прозвищеὁ Ἄθεος(«безбожник»). Согласно Суде (Suda, s. ν.Διαγόρας,523), родился на о. Мелос, жил после Пиндара и Вакхилида, но до Меланнипида Старшего, сочинял дифирамбы и энко-мии. Элиан (Var. hist. II 23) упоминает Д. как сподвижника Никодора, автора мантинейского законодательства, которое высоко оценивал Аристотель (Polit. VI 2, 4). В юности Д. был благочестив, но отверг мнение общества о богах, став жертвой клятвопреступления. Д. высмеивал суеверия, отвергал элевсинские мистерии, а также учение орфиков и культ кабиров. Воззрения Д., вероятно, были близки учениям киников; не случайно традиция приписывает одни и те же насмешливые замечания о ритуалах и мифологии Д.и Диогену Синопскому(D. L. VI 59; VI 73).
Арабский историк аль-Мубашшир ибн Фатик (11 в.), пользовавшийся «Историей философии» Порфирия, отмечал, что Д. был обвинен в безбожии в Афинах во время правления архонта Хария (Diag. fr. T 10). Это произошло не позднее 415, года постановки «Птиц» Аристофана, в которых цитируется приговор (Aves, 1073-1074). Д. бежал из Афин в Пеллену или до, или сразу после вынесения смертного приговора. Мелант в сочинении «О мистериях» приводит текст псефизмы, выбитый на медной стеле, поставленной на акрополе: «Тот, кто убьет Диагора Мелийца, получит золотой талант, тот, кто приведет его живого - получит два» (fr. Τ 7а, 98), ср. Scholia in Aristoph. Aves = fr. T 8, со ссылкой на «Собрание постановлений» Кратера. Жители Пеллены не захотели выдать Д. афинянам, тогда те обратились за помощью к Пелопоннесскому союзу (Schol. in Aristoph. Ranas 320). О точной дате и месте смерти Д. ничего не известно; Афиней в «Пирующих софистах» замечает, что Д. погиб в результате кораблекрушения (Т 22 А). Вероятно, это вымысел, возникший, чтобы доказать, что божья кара все-таки настигла безбожника, тем более, что подобная легенда существует и об избежавшем наказанияПрогпагоре(D.L. IX 55-57).
Д. известен как автор сочиненияἈποπυργίζοντες λόγοι(Suda, S. v.Διαγόρας,523), отвергающего традиционные представления о богах (Т 7 А-В, 9 Α-B). Р. Янко, вопреки мнению других исследователей, считает, что в т. н.Дервенийском папирусесодержится фрагмент этого трактата Д., в котором, исходя из натурфилософии Анаксагора, критикуется орфическая космогония.
Д. был включен Клитомахом Карфагенским (сер. 2 в. до н. э.) в список греческих безбожников, наряду с Продиком, Протагором, Феодором, Эпикуром. Эпикурейские авторы, а также Цицерон, Плутарх, Лактанций и Арнобий указывали, что Д. совершенно отрицает богов и провидение, в отличие от Климента Александрийского, считавшего, что Д. приобрел славу атеиста только потому, что познал ложность языческой религии, еще не познав истины, но заложив ее семя (Clem.Protr.II 24, 2-4).
Фрагм.:Diagorae Melii et Theodori Cyrenaei Reliquiae. Ed. M. Winiarczyk. Lpz., 1981;Jakoby F.Diagoras6 Ἀθεος, - APAW,Klasse für der Sprahen, 3. 1959;Lana I.Diagora diMe\o9-AAT\\984, 1950, p. 161-205.
Лит.:Woodbury L.The Date and Atheism of Diagoras of Melos, -Phoenix19, 1965, p. 178-211;Winiarczyk M.Diagoras von Melos - Wahrheit und Legende, -Eos67, 1979, p. 191-213, 68, 1980, p. 51-75;Brisson L.Diagoras de Mélos, - DPhA II, 1994, p. 750-757;Janko R.The Derveni Papyrus (Diagoras of Melos, Apopyrgizontes logoi?): A New Translation, -CPhil96, 1, 2001, p. 1-32;Betegh G.Appendix: Diagoras and the Derveni author, - Betegh G. The Derveni Papyrus. Cosmology, Theology and Interpretation. Camb., 2004, p. 373-380;Шахнович M. M.Диагор Мелосский - античный критик религии, - Научно-атеистические исследования в музеях. Л., 1989, с. 130-144;Она же.Сад Эпикура. СПб., 2002, с. 133-141.
M. M. ШАХНОВИЧ

  1. диагор мелосскийДиагор МелосскийV в. до н.э. лирический поэт обвинявшийся в безбожии Диагор тот кому присвоили прозвище Безбожник приехал однажды в Самофракию и там один его друг задал е...Сводная энциклопедия афоризмов